СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРИОРИТЕТОВ НА ОСНОВЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
П. Д. МИНИЧКИН,
аспирант кафедры дизайна и рекламы ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, традиции проживающих на ее территории народов, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия являются общим достоянием российской нации, укрепляют российскую государственность, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.
Согласно Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666, одним из основных вопросов государственной национальной политики страны, требующих особого внимания государственных и муниципальных органов, выступают сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности [13]. Концентрация внимания государственной власти, местного самоуправления, гражданского общества на приоритетных проблемах национального развития и межнационального сотрудничества народов страны и каждого субъекта Федерации - важное условие практической реализации государственной национальной политики.
В Республике Мордовия начало формированию системы реализации культурных приоритетов было положено в 1996 г., ког-
да коллективом НИИ регионологии под руководством профессора А. И. Сухарева была разработана Программа национального развития и межнационального сотрудничества народов Республики Мордовия (одобрена постановлением Правительства РМ от 16 апреля 1997 г. № 166). Необходимость ее разработки была продиктована не только содержанием общероссийской государственной национальной политики, но и характером этнического развития и взаимодействия народов, проживающих на территории республики.
Основной целью названной программы было провозглашено создание благоприятных условий для гармоничного национального развития и межнационального сотрудничества всех народов Республики Мордовия. В соответствии с данной целью предусматривалось решение таких задач, как создание условий для стабилизации численного состава населения, особенно в сельской местности; оптимизация социально-демографического развития территориальных общностей с учетом этнических факторов; создание условий для расширения сфер активного применения мордовских (мокша, эрзя) и татарского языков; развитие национального образования, возрождение и развитие мордовских и татарских школ, усиление национальных начал в русских школах, а также подготовка национальных кадров педагогических ра-
© Миничкин П. Д., 2014
ботников, издание учебно-методической, художественной и справочной литературы для национальных школ; развитие народной и профессиональной национальной культуры и искусства; создание инфраструктуры, нацеленной на формирование среды и механизмов межнационального общения и сотрудничества, и др. [8]. Одним из культурных приоритетов программой были определены промыслы. Как показала практика Республики Мордовия и других регионов, в деле сохранения и развития национальных традиций в местах компактного проживания этносов народные художественные промыслы и ремесла играют большую роль.
По мнению составителей сборника «Этнокультурные связи мордвы: Дооктябрьский период», истоки процесса взаимодействия культур следует искать «в глубокой древности, когда начиналась этнизация человечества, складывались в различных регионах ойкумены этнокультурные особенности. Уже тогда наряду с тенденцией к дифференциации проявлялось другое направление - заимствование и обмен культурными ценностями и достижениями, что способствовало... становлению новых, более прогрессивных элементов культуры» [7, 3-4].
Изучение археологических, антропологических, историко-этнографических, фольклористических и других материалов показывает, что мордовский этнос как при формировании, так и в процессе дальнейшей своей истории находился в тесных генетических и культурных связях с другими этносами и его оригинальная культура аккумулировала компоненты ряда других культур, творчески перерабатывая их [4].
Народные художественные промыслы и ремесла имеют давнюю историю. В XIX -начале XX в. среди русских и мордовских крестьян были широко распространены промыслы по обработке дерева, шерсти, кожи, но в 1930-1950-е гг. они были вытеснены крупными формами индустриального производства. Лишь во второй половине 1960-х гг. отношение к народным художественным промыслам и ремеслам стало меняться: были выбраны направления рабо-
ты по их возрождению на промышленной основе, определены характерные для Мордовии виды прикладного искусства, собраны необходимые материалы. Не будет лишним добавить, что еще в 1965 г. ЦК КПСС принял постановление «О народных художественных промыслах».
У каждого промысла и ремесла своя продолжительность жизни. Некоторые из них на определенном этапе прекращают существовать, на смену им приходят новые, востребованные временем. Однако есть немало таких промыслов и ремесел, которые не утрачивают своей актуальности и активно развиваются. К ним, например, относится изготовление деревянной и глиняной игрушки, керамической посуды, мордовских (мокшанских и эрзянских) костюмов и украшений. В наши дни такие изделия в основном имеют художественно-эстетическую и сувенирную ценность и пользуются большим спросом у жителей и гостей республики.
Немаловажным фактором является и то, что возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел способствуют созданию новых рабочих мест. Рассматривая промыслы как фактор возрождения деревни, А. С. Лузгин утверждает: «Опыт традиционного крестьянского хозяйства России свидетельствует о том, что оно сохраняет свою жизне- и конкурентоспособность даже тогда, когда наряду с сельскохозяйственной деятельностью имеется возможность заниматься промыслами» [3, 71]. «Человеку, - пишет тот же автор, - свойственно стремление раскрыть себя в разных сферах деятельности. Оно дает ощущение разнообразия жизни, пробуждает к ней интерес, вносит в нее одухотворенность. Через промысловую деятельность крестьяне зачастую приобщались к искусству. Природа будила воображение, обогащала наблюдениями, оттачивала чувство красоты» [2, 3]. На образном соответствии «природного» и человеческого формировались народные символы, отражавшие коллективные представления о мире, переживания главных событий в жизни и труде человека, т. е. выстраивалась своего рода цепочка в системе человек - природа - культура [5, 19].
Еще в 1992 г. А. С. Лузгин высказался за необходимость «разработки республиканской программы по возрождению промыслов, имеющих как утилитарное, так и художественное значение, с учетом этнических традиций» [3, 71].
Программа по созданию, сохранению сети рабочих мест в селах республики, в том числе за счет развития услуг населению, народных художественных промыслов и ремесел, была разработана Научно-исследовательским институтом ре-гионологии в 2005 г. Ее основная цель -формирование эффективной системы рабочих мест в сельской местности, обеспечивающей повышение уровня занятости экономически активного населения и эффективности использования рабочей силы путем восстановления и наращивания объемов сельскохозяйственного производства, а также развития самозанятости сельского населения в личных подсобных хозяйствах, на предприятиях, в промыслах, туризме, сфере услуг, малом предпринимательстве. В задачи программы, в частности, входит сохранение существующих и открытие новых рабочих мест за счет развития народных художественных промыслов и ремесел [9].
В сельской местности республики сохранились настоящие специалисты в области декоративно-прикладного искусства. Например, в Старошайговском муниципальном районе это мастера вышивки, в Зубово-Полянском, Кочкуровском, Теньгушев-ском - резьбы по дереву, в Кочкуровском, Большеберезниковском - плетения из лозы. Из ремесел, связанных с изделиями, которые имеют спрос в быту, наиболее широко развито валяние валенок. В Ардатовском муниципальном районе валенковым производством занимаются в селах Урусово и Жабино, в Ельниковском - в с. Мордовские Пошаты, в Рузаевском - в с. Шишкеево, в Зубово-Полянском - в с. Покассы.
По наблюдениям А. С. Горбуновой, О. У. Переточенковой, «в последние годы население все чаще обращается к истокам, в связи с чем идет возрождение многих видов промыслов. Этому способствует и выросший спрос на них. Сейчас в Мордовии развиты такие промыслы, как производ-
ство гнутой мебели, производство изделий из лыка, луба, плетение кружев, овчинный промысел, валяльный промысел и др.» [1, 238-239].
Для дальнейшей популяризации народных художественных промыслов и ремесел большое значение имеет развитие туризма. Туризм создает условия для их развития, сохранения историко-культурных и природных памятников; удовлетворяет потребность населения в отдыхе и досуге; служит неотъемлемым элементом укрепления физического и нравственного здоровья нации, создания благоприятного имиджа региона, в том числе с точки зрения его инвестиционной привлекательности. «Включение живой традиционной культуры в систему объектов туризма требует бережного отношения к этнокультурным группам, которые хранят культурные традиции, являются носителями исторической памяти. Такой подход вписывается в требования "Глобального этического кодекса туризма", который призывает туристскую деятельность планировать таким образом, чтобы обеспечить сохранение и процветание традиционных ремесел, культуры и фольклора, а не вести к стандартизации и обеднению» [1].
В течение последнего десятилетия в большинстве субъектов Российской Федерации были разработаны концепции, стратегии и региональные программы развития туризма на среднесрочную перспективу. В результате в настоящее время накоплен определенный положительный опыт использования программно-целевого метода с применением механизмов государственно-частного партнерства, позволяющего решить весь комплекс поставленных задач по развитию конкурентоспособного рынка туристских услуг. В нашем регионе эта работа осуществляется в рамках реализации Республиканской целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013-2018 годы)» [6].
Территория республики богата историко-культурными, архитектурными и национально-природными памятниками (монастырями и храмами, заповедниками, музеями, национальными парками, святыми источниками и др.), объектами санаторно-
курортной и спортивной инфраструктуры, местами для охоты и рыбалки.
Для развития туристских услуг необходим комплекс мероприятий, который включает в себя обновление инфраструктуры туризма, реконструкцию архитектурных памятников и историко-культурных объектов, создание сети этнотуристических маршрутов по историческим местам и достопримечательностям региона, составление разнообразных программ пребывания туристов в Мордовии, улучшение качества их обслуживания и подготовку кадров для этой отрасли хозяйства. Кроме того, необходимо четкое определение системы налоговых, кредитных, финансовых и организационных мер для поддержки учреждений, спонсирующих реконструкцию и строительство туристских баз, обучение работников туристской сферы и др.
Постановлением Правительства РМ от 8 октября 2012 г. № 363 утверждена Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы, в соответствии с которой развитие сферы культуры региона в среднесрочной перспективе будет направлено на сохранение и популяризацию историко-культурного наследия, а также на создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала личности [12].
С целью улучшения качества оказания услуг в сфере культуры и обеспечения их соответствия современным требованиям данной программой намечены реконструкция ряда зданий в г. Саранске, возведение зданий театра кукол и цирка, а также завершение строительства Мордовского республиканского музейно-архивного комплекса, инвентаризация памятников истории и культуры регионального значения; определение и закрепление границ территорий памятников истории и культуры; разработка зон охраны памятников истории и культуры регионального значения и др. [12].
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 227 утверждена Республиканская целевая программа «Культура Мордовии» на 20112016 годы. Она предполагает обеспечение
широкого доступа всех социальных слоев населения к ценностям отечественной и мировой культуры; сохранение и развитие историко-культурного наследия, традиционного народного творчества; стимулирование развития всех видов и жанров современной культуры, искусства и народных художественных промыслов и ремесел; строительство, ремонт и реставрацию объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности; увеличение количества посещений интернет-сайтов республиканских учреждений с размещенными на них информационными ресурсами; прирост инвестиций в сферу культуры за счет средств федерального бюджета и международных фондов, грантов, федеральных целевых программ [11].
В настоящее время в Мордовии созданы все условия для национального возрождения и межнационального сотрудничества. Дальнейшее развитие сотрудничества Республики Мордовия с другими странами и регионами России, принадлежащими к финно-угорскому миру, позволит значительно расширить добрососедские связи, а также укрепить дружбу родственных народов, заключить двусторонние соглашения о прямых деловых контактах между учреждениями образования, науки и культуры, творческими коллективами и союзами, национально-культурными объединениями.
Говоря о перспективах развития национальных культур, необходимо подчеркнуть, что их возможности далеко не исчерпаны. Серьезную масштабную работу, направленную на сохранение национальных культур, ведет Национальный исследовательский Мордовский государственный университет. 9 июля 2010 г. приказом Министерства образования и науки РФ № 757 была утверждена Программа развития вуза на 20102019 годы. Ее цель сформулирована следующим образом: «преобразование университета в один из центров интеллектуального и социокультурного развития России, создания и трансфера новых знаний в высокоэффективные технологии и разработки, наукоемкую продукцию, обеспечивающую энергоэффективность
и энергосбережение, а также способствующего этнокультурному развитию финно-угорских народов и формированию межнационального сообщества». В приоритетное направление развития «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения» было включено исследование истории формирования и развития финно-угорских народов, их мировоззренческих, языковых, литературных, фольклорных особенностей, социального, экономического, конфессионального и правового многообразия, финно-угорского народного художественного творчества и др. [10].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК -
1. Горбунова, А. С. Народные промыслы как элемент познавательного туризма в Мордовии / А. С. Горбунова, О. У Перето-ченкова // Финно-угорское пространство в туристском измерении : материалы I Междунар. науч.-практ. конф. - Саранск, 2011. - С. 238-239.
2. Лузгин, А. С. Жизнь промыслов : промысло-
вая деятельность крестьян Мордовии во второй половине XIX - начале XX в. (этнокультурные аспекты) / А. С. Лузгин. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2001. - 216 с.
3. Лузгин, А. С. Промыслы как фактор возрождения деревни // Традиционное и новое в культуре народов России : тез. докл. и выступлений на Всерос. конф. - Саранск, 1992. - С. 71.
4. Мокшин, Н. Ф. Этнокультурные связи морд-
вы с тюркскими и славянскими народами (по данным антропонимии) // Этнокультурные связи мордвы : Дооктябрьский период : межвуз. сб. науч. тр. - Саранск, 1988. -С. 83.
5. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. - М., 1983. - 343 с.
6. Постановление Правительства Республики Мордовия «Об утверждении Республиканской целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013-2018 годы)"» от 1 июля 2013 г. № 253 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.regionz.ru/index.php?ds=2281094, свободный. - Загл. с экрана.
7. Предисловие // Этнокультурные связи мордвы : Дооктябрьский период. - С. 3-4.
8. Программа национального развития и межнационального сотрудничества народов
Ввиду комплексного характера преобразований, происходящих в сфере культуры Республики Мордовия, поставленные задачи целесообразно решать в рамках региональных целевых программ с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования. Данный метод предусматривает реализацию комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам. Программный подход позволит создать условия для решения общественно значимых задач с целью улучшения социально-культурного и информационного обеспечения населения республики.
Поступила 24.02.2014
Республики Мордовия. - Архив НИИ регионологии. Оп. 1. Д. 71.
9. Программа по созданию, сохранению сети рабочих мест в селах республики, в том числе за счет развития услуг населению, народных художественных промыслов и ремесел. - Архив НИИ регионологии. Оп. 1. Д. 244.
10.Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» на 2010-2019 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mrsu.ru/ru/niu, свободный. -Загл. с экрана.
11.Республиканская целевая программа «Культура Мордовии» на 2011-2016 годы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 227 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mkrm. ru/documents, свободный. - Загл. c экрана.
12.Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 20132018 годы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 октября 2012 г. № 363 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mineco. emordovia.ru/index.php?option=com_con tent&view=article&id=164&Itemid=178, свободный. - Загл. c экрана.
13.Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kamchatka.gov.ru/oiv_doc/1538/23583. doc, свободный. - Загл. c экрана.