Научная статья на тему 'Культурологическое образование: направления сотрудничества'

Культурологическое образование: направления сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО С ФИЛИАЛАМИ / ФИЛИАЛЫ УНИВЕСТИТЕТА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосолова Любовь Михайловна

Герценовский университет сделал стратегически правильный выбор территории для строительства филиалов и влияния социокультурного потенциала университета на регион.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурологическое образование: направления сотрудничества»

Культурологическое образование: направления сотрудничества

ал»; пятый год работает бизнес-клуб «Новые горизонты», в составе которого насчитывается более 70 человек; в филиале есть своя команда КВН.

Следует отметить, что наиболее распространенным каналом распределения образовательных продуктов являются прямые продажи, поэтому большое значение приобретает место их продаж. Хотя учащиеся и родители принимают решение о выборе вуза не по фронтону здания, нельзя не отметить, что привлекательный вестибюль, удобное расположение вуза относительно транспортных узлов города, отлично оборудованная аудитория, даже клумбы перед входом в вуз, демонстрируемые во время дня открытых дверей, могут повлиять на принятие решения абитуриентами и родителями. Именно поэтому в нашем филиале большое внимание уделяется работе студенческого стройотряда, который весь летний период занимается благоустройством территории.

Несмотря на то, что основным каналом продвижения образовательных услуг Волховского филиала являются прямые продажи, мы понимаем, что использование этого канала в качестве единственного суще-

ственно ограничивает рынок реализации образовательных продуктов. Возможным решением этой проблемы может быть использование услуг посредников (агентов). Однако при использовании агентов встанет вопрос об оплате их труда и контроле над реализацией услуг.

Значительное влияние на ужесточение конкуренции в сфере образовательных услуг оказывает демографический кризис. В 2011 г. количество выпускников г. Волхова и Волховского района сократиться на 40 человек, а в 2012 г. — еще на 100 человек. В этой связи Волховский филиал ориентируется на выпускников других регионов Российской Федерации, а также предусматривает использование такого ресурса, как обучение иностранных студентов.

Сегодня в Волховском филиале обучаются студенты из 28 регионов Российской Федерации. Наша главная задача — обеспечить им полную удовлетворенность обучением, ведь в будущем наши студенты смогут способствовать привлечению новых абитуриентов из своих регионов, оказавшись фактически бесплатными агентами по продажам.

Л. М. Мосолова,

заведующая кафедрой теории и истории культуры КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

Герценовский университет сделал стратегически правильный выбор территории для строительства филиалов и влияния социокультурного потенциала университета на регион. Выборг — уникальный город России с западноевропейским культурным наследием и «воротами» в Северную Европу. Волхов — город ранней государственности Руси, с богатым национальным культурным наследием (от Старой и Новой Ладоги до Волховстроя и далее). Махачкала на Каспии — сгусток культур южных параллелей Евразии. Но с Махачкалой наша кафедра пока не наладила сотрудничества. Могу говорить более всего о связях с Выборгом.

Наши филиалы активно развиваются, в значительной степени опираясь на собственные силы. Вместе с тем кафедры нашего университета просто обязаны помогать развитию филиалов в разных отношениях: кадровых, учебно-методических, научных, организационных.

Кафедрой теории и истории культуры в этом отношении кое-что сделано. Во-первых, мы помогли с организацией культурологического образования: созданием кафедры культурологии, направлением туда молодых кандидатов наук, предоставив учебно-методические материалы. Совместно с филиалами мы публикуем студенческие рабо-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

ты по итогам практики: вышла уже целая серия сборников «Большая Петербургия в пространстве культурологических исследований». С прошлого года мы начали проведение научных семинаров «Учитель и школа в культуре региона» в целях содействия созданию новой школы России. Кроме того, филиал г. Выборга активно проводит работу в базовых культурологических школах Ленинградской области. В последнее время

наладились более прочные связи филиала с администрацией г. Выборга.

Сейчас мы вместе с филиалом продолжаем работу по целому ряду направлений: подготовка креативных субъектов (культурной элиты города); сохранение, воспроизводство и актуализация ценных элементов предшествующих культур; развитие реальных культуротворческих практик в разных социальных сферах и т. д.

М. Ю. Челпанов,

начальник управления дополнительного профессионального образования ПОВСЕДНЕВНОСТЬ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ФИЛИАЛОВ

Филиалы практически с момента своего создания последовательно сталкивались с проблемами, решение которых они должны были находить самостоятельно в условиях неопределенности и нехватки опыта. Все то, что для любого состоявшегося вуза является своего рода обыденной практикой, потребовало от филиалов максимальной концентрации усилий и фактически разработки собственных путей решения проблем. Это относится к формированию организационной структуры, лицензированию и аккредитации, организации учебного процесса, налаживанию документооборота, проведению приемной кампании, выпуска студентов и многому другому.

С честью выдержав испытания и добившись положительных результатов, филиалы стали уделять основное внимание повседневной деятельности. Ощущение стабильности, устойчивого положения во внешней среде на фоне достаточно острых проблем, с которыми обособленные структурные подразделения сталкиваются в ежедневной практике, привели к явному дисбалансу в расстановке приоритетов в деятельности филиалов, определении ими своих ближних и дальних целей. Погруженность в рутину вызвала неоправданный примат оперативных задач над стратегическим планированием и проектированием

будущего филиалов. Помимо очевидных причин, таких как последствия демографического кризиса и оптимизация штатного расписания, это связано еще и с тем, что последние 2 года филиалы функционируют в условиях возросшей самостоятельности и ответственности. Структурные изменения в университете привели к тому, что в своей повседневной деятельности филиалы стали осуществлять значительно больше прямых контактов не только с различными управлениями и службами РГПУ им. А. И. Герцена, но и за пределами пространства университета, например, с органами управления образованием. Следует констатировать, что качество таких коммуникаций не всегда является удовлетворительным и это вынуждает филиалы тратить еще больше усилий на решение сиюминутных задач.

Отмеченная сконцентрированность на повседневной практике сказалась на качестве мониторинга, анализа и оценки условий, сложившихся в образовательной среде, снижении достоверности прогнозов, но, главное, привела к недооценки рисков, связанных с возможным изменением, в том числе правового статуса филиалов, и к проблемам в проектировании развития филиалов.

Сейчас, особенно учитывая тот факт, что в университете подводятся итоги выполнения программы его развития за 2006—2010 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.