Научная статья на тему 'Повседневность и проектирование развития филиалов'

Повседневность и проектирование развития филиалов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИЛИАЛОВ / РАЗВИТИЕ ФИЛИАЛОВ / ФИЛИАЛЫ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челпанов Михаил Юрьевич

Филиалы практически с момента своего создания последовательно сталкивались с проблемами, решение которых они должны были находить самостоятельно в условиях неопределенности и нехватки опыта. Все то, что для любого состоявшегося вуза является своего рода обыденной практикой, потребовало от филиалов максимальной концентрации усилий и фактически разработки собственных путей решения проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повседневность и проектирование развития филиалов»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

ты по итогам практики: вышла уже целая серия сборников «Большая Петербургия в пространстве культурологических исследований». С прошлого года мы начали проведение научных семинаров «Учитель и школа в культуре региона» в целях содействия созданию новой школы России. Кроме того, филиал г. Выборга активно проводит работу в базовых культурологических школах Ленинградской области. В последнее время

наладились более прочные связи филиала с администрацией г. Выборга.

Сейчас мы вместе с филиалом продолжаем работу по целому ряду направлений: подготовка креативных субъектов (культурной элиты города); сохранение, воспроизводство и актуализация ценных элементов предшествующих культур; развитие реальных культуротворческих практик в разных социальных сферах и т. д.

М. Ю. Челпанов,

начальник управления дополнительного профессионального образования ПОВСЕДНЕВНОСТЬ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ФИЛИАЛОВ

Филиалы практически с момента своего создания последовательно сталкивались с проблемами, решение которых они должны были находить самостоятельно в условиях неопределенности и нехватки опыта. Все то, что для любого состоявшегося вуза является своего рода обыденной практикой, потребовало от филиалов максимальной концентрации усилий и фактически разработки собственных путей решения проблем. Это относится к формированию организационной структуры, лицензированию и аккредитации, организации учебного процесса, налаживанию документооборота, проведению приемной кампании, выпуска студентов и многому другому.

С честью выдержав испытания и добившись положительных результатов, филиалы стали уделять основное внимание повседневной деятельности. Ощущение стабильности, устойчивого положения во внешней среде на фоне достаточно острых проблем, с которыми обособленные структурные подразделения сталкиваются в ежедневной практике, привели к явному дисбалансу в расстановке приоритетов в деятельности филиалов, определении ими своих ближних и дальних целей. Погруженность в рутину вызвала неоправданный примат оперативных задач над стратегическим планированием и проектированием

будущего филиалов. Помимо очевидных причин, таких как последствия демографического кризиса и оптимизация штатного расписания, это связано еще и с тем, что последние 2 года филиалы функционируют в условиях возросшей самостоятельности и ответственности. Структурные изменения в университете привели к тому, что в своей повседневной деятельности филиалы стали осуществлять значительно больше прямых контактов не только с различными управлениями и службами РГПУ им. А. И. Герцена, но и за пределами пространства университета, например, с органами управления образованием. Следует констатировать, что качество таких коммуникаций не всегда является удовлетворительным и это вынуждает филиалы тратить еще больше усилий на решение сиюминутных задач.

Отмеченная сконцентрированность на повседневной практике сказалась на качестве мониторинга, анализа и оценки условий, сложившихся в образовательной среде, снижении достоверности прогнозов, но, главное, привела к недооценки рисков, связанных с возможным изменением, в том числе правового статуса филиалов, и к проблемам в проектировании развития филиалов.

Сейчас, особенно учитывая тот факт, что в университете подводятся итоги выполнения программы его развития за 2006—2010 гг.

Повседневность и проектирование развития филиалов

и активно идет разработка нового программного документа на ближайшие 5 лет, представляется необходимым вернуться к вопросу об определении миссии филиалов, постановке и принятии их коллективами общих и частных целей. Часто этими процедурами пренебрегают, они кажутся слишком умозрительными, далекими от «живого» дела. Однако теория и практика наглядно демонстрирует, что цели формируют, делают организацию, выступая системообразующей основой ее построения, функционирования и развития. При этом необходимы научный подход к постановке целей, их согласование и постоянное уточнение, а также описание основных методов и средств их достижения. Сейчас филиалам необходимы цели, поставленные с учетом существующих и возникающих рисков, ориентирующие их коллективы на ответы вызовам времени, создание дополнительных конкурентных преимуществ, инициацию постоянных и контролируемых позитивных изменений в условиях неопределенности и смены приоритетов. Вся деятельность филиалов должна быть направлена на достижение целей. Именно в них основа, начало и содержание развития, а в кризисных условиях — возможность выживания. И такая острая постановка вопроса в настоящее время является обоснованной.

Филиалам необходимы собственные программы развития на ближайшие годы. При этом, безусловно, для них программа развития РГПУ им. А. И. Герцена сохранит свою актуальность и фундаментальный характер

как стратегический документ, устанавливающий основные приоритеты эволюционных изменений в научно-образовательном пространстве всего университета. Программа любого из филиалов призвана не заменить, а дополнить программу развития университета, позволив создать основу для активного участия коллектива филиала в реализации последней. Выявленные и прогнозируемые вызовы и риски должны быть преобразованы в систему целей и задач новых программ развития филиалов. Кроме того, следует определить четкие задачи, алгоритмы их решения и ожидаемые измеряемые результаты на выходе.

С целью реализации программы, не реже чем 1 раз в год филиалы должны определять перечень конкретных мероприятий, направленных на достижение ее целей. Иными словами, филиалам следует ежегодно составлять бизнес-планы своей деятельности. Надо учитывать тот факт, что по своей важности такие документы не уступают самой программе развития.

Главными разработчиками программ развития филиалов призваны стать проектные группы в каждом из них. Именно в филиалах, в силу их обособленности, разработка и реализация программ является дополнительным нематериальным стимулом, способствующим сплоченности коллектива, включению профессорско-преподавательского состава, коллектива кафедр, сотрудников в решение задач, стоящих перед филиалами.

Е. З. Власова,

заведующая кафедрой информационных и коммуникационных технологий E-LEARNING: ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ ФИЛИАЛОВ

Удаленность филиалов университета и необходимость современной и качественной подготовки студентов, которые в них обучаются, делают актуальным использование широкого спектра инновационных технологий обучения, среди которых ведущая роль

принадлежит технологиям электронного обучения. Практика их использования показала, что данные технологии способствуют повышению качества обучения путем обеспечения доступа к ресурсам и услугам, а также обмена ими и совместной работе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.