Научная статья на тему 'E-learning: перспективы использования в работе филиалов'

E-learning: перспективы использования в работе филиалов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛИАЛ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Елена Зотиковна

Удаленность филиалов университета и необходимость современной и качественной подготовки студентов, которые в них обучаются, делают актуальным использование широкого спектра инновационных технологий обучения, среди которых ведущая роль принадлежит технологиям электронного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «E-learning: перспективы использования в работе филиалов»

Повседневность и проектирование развития филиалов

и активно идет разработка нового программного документа на ближайшие 5 лет, представляется необходимым вернуться к вопросу об определении миссии филиалов, постановке и принятии их коллективами общих и частных целей. Часто этими процедурами пренебрегают, они кажутся слишком умозрительными, далекими от «живого» дела. Однако теория и практика наглядно демонстрирует, что цели формируют, делают организацию, выступая системообразующей основой ее построения, функционирования и развития. При этом необходимы научный подход к постановке целей, их согласование и постоянное уточнение, а также описание основных методов и средств их достижения. Сейчас филиалам необходимы цели, поставленные с учетом существующих и возникающих рисков, ориентирующие их коллективы на ответы вызовам времени, создание дополнительных конкурентных преимуществ, инициацию постоянных и контролируемых позитивных изменений в условиях неопределенности и смены приоритетов. Вся деятельность филиалов должна быть направлена на достижение целей. Именно в них основа, начало и содержание развития, а в кризисных условиях — возможность выживания. И такая острая постановка вопроса в настоящее время является обоснованной.

Филиалам необходимы собственные программы развития на ближайшие годы. При этом, безусловно, для них программа развития РГПУ им. А. И. Герцена сохранит свою актуальность и фундаментальный характер

как стратегический документ, устанавливающий основные приоритеты эволюционных изменений в научно-образовательном пространстве всего университета. Программа любого из филиалов призвана не заменить, а дополнить программу развития университета, позволив создать основу для активного участия коллектива филиала в реализации последней. Выявленные и прогнозируемые вызовы и риски должны быть преобразованы в систему целей и задач новых программ развития филиалов. Кроме того, следует определить четкие задачи, алгоритмы их решения и ожидаемые измеряемые результаты на выходе.

С целью реализации программы, не реже чем 1 раз в год филиалы должны определять перечень конкретных мероприятий, направленных на достижение ее целей. Иными словами, филиалам следует ежегодно составлять бизнес-планы своей деятельности. Надо учитывать тот факт, что по своей важности такие документы не уступают самой программе развития.

Главными разработчиками программ развития филиалов призваны стать проектные группы в каждом из них. Именно в филиалах, в силу их обособленности, разработка и реализация программ является дополнительным нематериальным стимулом, способствующим сплоченности коллектива, включению профессорско-преподавательского состава, коллектива кафедр, сотрудников в решение задач, стоящих перед филиалами.

Е. З. Власова,

заведующая кафедрой информационных и коммуникационных технологий E-LEARNING: ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ ФИЛИАЛОВ

Удаленность филиалов университета и необходимость современной и качественной подготовки студентов, которые в них обучаются, делают актуальным использование широкого спектра инновационных технологий обучения, среди которых ведущая роль

принадлежит технологиям электронного обучения. Практика их использования показала, что данные технологии способствуют повышению качества обучения путем обеспечения доступа к ресурсам и услугам, а также обмена ими и совместной работе

на расстоянии. Технологии электронного обучения являются основой такой перспективной модели обучения, как электронное обучение В контексте проблемы

стабильной работы филиалов университета перспектива использования электронного обучения усиливается еще и тем, что может обеспечить реализацию одной из стратегических задач нашего университета, а именно, наращивание экспорта образовательных услуг и коллективного знания профессорско-преподавательского состава для других образовательных площадок.

E-learmng рассматривается как структурированное, целенаправленное использование информационных и коммуникационных технологий для поддержки процесса обучения. При внедрении в работу филиалов оно может осуществляться следующими способами: синхронное обучение, асинхронное обучение и смешанное обучение. При синхронном обучении преподаватель и обучаемый одновременно присутствуют в системе обучения. При таком типе обучения максимально правдоподобно моделируется и воспроизводится ситуация взаимодействия преподавателя и слушателя в учебной аудитории. Для его практической реализации используются технологии на основе веб, например, вебинары, текстовые и голосовые чаты. В случае асинхронного обучения преподаватель и обучаемый присутствуют в системе не одновременно. Вместе с тем, поскольку система накапливает статистику обучения, преподаватель имеет возможность принимать участие в процессе с незначительным опозданием. Обучение может быть полностью автоматизированным и не требовать участия преподавателя. В этом случае предварительно должны быть разработаны учебный контент, коллекция тестовых заданий и т. д. Это возможно с использованием мультимедиа-технологий, веб-технологий и пр. Смешанное обучение подразумевает различные комбинации синхронных и асинхронных технологий обучения, а также как комбина-

ции различных форм электронного обучения, так и комбинации электронных и контактных (традиционных) форм обучения.

Для практического внедрения и стабильной реализации модели электронного обучения целесообразно организовать центр e-learning, основными функциями которого являются: организация работы школы e-learning, разработка учебных курсов, аутсорсинг, консалтинг, оказание дополнительных услуг.

Школа e-learning необходима для обучения специалистов в области электронного обучения и управления знаниями. Ее основные функции — это: преподавание в режиме on-line; создание материалов для электронных курсов; организация учебного процесса в режиме on-line; педагогическое проектирование; изучение опыта ведущих мировых экспертов и проведение исследований в области электронного обучения. Вторая функция центра — это разработка учебных курсов. Данная деятельность включает: работу в полном соответствии со стандартом (SCORM 2004) и другими отечественными и зарубежными стандартами разработки средств и технологий электронного обучения; контроль качества на всех этапах разработки и внедрения; индивидуальный подход к разработке дизайна и мультимедиа; постоянные исследования для создания новых курсов. Третья функция центра — аутсорсинг, который предполагает: организацию электронной среды обучения, предоставление в аренду технической базы для проведения обучения, постоянную техническую поддержку и консультации специалистов. Четвертая функция — консалтинг. Здесь выполняются работы по оценке потребности внедрения e-learning; его организационно-методическому сопровождению; реинжинирингу процессов обучения; оценке эффективности внедрения, а также анализу и подбору технологий по заданным критериям.

Кафедра информационных и коммуникационных технологий активно и ста-

E-learning: перспективы использования в работе филиалов

бильно организует образовательный процесс на основе различного вида технологий электронного обучения. К ним относятся: технологии дистанционного обучения, технологии видеоконференцсвязи, технологии on-line-лекций, технологии дистанционного мониторинга процесса обучения на основе веб-портфолио, технологии организации практики студентов на основе виртуального консультационного центра «Практика студентов» и т. д. В разработке, использовании и продвижении разработанных технологий электронного обучения принимают участие все сотрудники кафедры (и преподаватели, и инженеры). Следует отметить, что ведется научно-исследовательская деятельность по вопросам электронного обучения в школе и вузе, в которой активное участие принимают студенты как факультета информационных технологий, так и других факультетов университета; ежегодно проводится Всероссийская научно-практическая конференция «Электронное обучение и управление знаниями» и выпускается сборник научных статей с таким же названием. Все это позволило открыть единственную в нашей стране магистерскую программу «Технологии и менеджмент электронного обучения». Сделано уже два выпуска по программе. В настоящее время по инициативе зарубежных коллег информация об этой программе включена в международную онлайн-систему Masterstudies поиску образовательных программ.

Одним из обязательных факторов успешного внедрения модели электронного обучения в университете является подготовленность преподавателей к ведению образовательного процесса на основе принципиально других технологий. В связи с этим сотрудники кафедры информационно-коммуникационных технологий активно передают накопленный опыт работы в этом направлении, действуя в системе повышения квалификации нашего университета. Конкретно сейчас реализуется программа «Технологии и инструменты электронного обучения». Вместе с тем очевиден тот факт, что готовность преподавателей

университета к внедрению в практику своей работы технологий электронного обучения весьма низкая. В связи с этим представляется целесообразным постоянно организовывать обучение сотрудников университета по данному вопросу на корпоративной основе. Это особенно важно в связи с изменением условий на рынках труда и профессионального образовании, когда все большее количество вузов приходит к осознанию необходимости постоянного самосовершенствования преподавателей в области П1 и создания корпоративной системы обучения и развития персонала, исходя из конкретных стратегических задач университета. Для обеспечения системного подхода к обучению необходимо правильно выбрать формат системы обучения, оценить потребности в обучении, организовать собственный корпоративный учебный центр. Представляется целесообразным организовывать адресное обучение, т. е. для преподавателей (сотрудников) конкретной кафедры или какого-либо другого подразделения. Их можно проводить в форме тренингов или семинаров. Главный фактор эффективности корпоративного тренинга или семинара — точное соответствие корпоративным целям организации. Содержание тренингов и семинаров следует рассматривать в тесной взаимосвязи с целями и стратегией организации по внедрению электронного обучения. Поэтому разработка программы корпоративного тренинга должна начинаться с анализа структурного подразделения (кафедры, лаборатории и т. д.) в соответствии с задачами, которые ставит его руководитель. Работа корпоративного тренинга может включает следующие этапы: 1) встреча с заведующим и преподавателями той кафедры, для которой проводится обучение, с целью определения круга задач и подготовки материалов для тренинга; 2) проработка преподавателями системы повышения квалификации полученной информации, построение окончательного варианта программы обучения и ее согласование с руководством университета;

3) тренинг (с использованием технологий электронного обучения) продолжительностью 8—16 часов в малых группах; 4) предоставление краткого отчета по желанию клиента; 5) посттренинговое сопровождение.

Это будет способствовать разработке методов и средств управления внутрифир-

менными знаниями (например, в пределах кафедры) и, как следствие, содействовать коммуникации и совместному использованию знаний. На этой основе в перспективе можно будет планировать использование технологий более высоко уровня, основанных на взаимном обучении (we-leammg).

А. В. Голоднов,

заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Выборгского филиала ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ФИЛИАЛЕ

В условиях перехода на уровневую модель подготовки педагогических кадров профессорско-преподавательский состав Выборгского филиала поставлен перед необходимостью искать эффективные и в то же время доступные пути организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса, направленного на формирование универсальных и профессиональных компетенций будущего педагога.

Реализация индивидуально-ориентированного обучения предполагает возможность выбора студентом образовательного маршрута, формирование индивидуального учебного плана, широкое использование альтернативных «внеаудиторных» источников информации и т. д. В современной ситуации исключительное значение приобретает самостоятельная работа студентов, которая становится конституирующим элементом учебного процесса. Это означает, что преподаватели должны в некоторой степени переосмыслить свою роль в процессе обучения, стремиться к частичной замене прямой трансляции информации в традиционной форме на организацию самостоятельного поиска информации, формирование у студентов компетенций по ее извлечению, обработке и использованию в деятельности.

Осознавая необходимость индивидуализации обучения, преподаватели Выборгского филиала внедряют в учебный процесс различные формы и методы самостоятельной

работы, которые не только позволяют содержательно насыщать учебный процесс при сокращении аудиторных учебных часов, но и развивать соответствующие информационные и социальные компетенции студентов. Выборгский филиал предлагает дистанционные курсы на платформе Moodle, индивидуальное консультирование студентов, целый ряд курсов по выбору, разработаны методические рекомендации по организации самостоятельной работы. Балльно-рейтинговая система используется при оценивании результатов педагогической практики.

Однако разработка и внедрение учебно-методического обеспечения самостоятельной работы идет достаточно медленно, что объясняется комплексом причин, в том числе нерациональным использованием имеющихся ресурсов (кадровых, технических, информационных, временных). Самостоятельная работа часто рассматривается преподавателем как обременительное дополнение, а не составная часть учебного процесса. Такое отношение связано с большой аудиторной нагрузкой, существенными затратами на подготовку учебных и контрольно-измерительных материалов и т. д.

Эффективным инструментом решения проблемы является более полная реализация принципов индивидуально-ориентированного обучения, что предполагает «смещение» центра тяжести с аудитор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.