стических идей, С. С. Уваров считал необходимым «сохранить все выгоды европейского просвещения, подвинуть умственную жизнь России вровень с прочими нациями» и быть на высоте новейших научных достижений Западной Европы. При Уварове в систему образования возвращается и Церковь, однако, уже как элемент государственного контроля над воспитанием, как средство воспитания патриотического начала в личности.
Таким образом, уже к середине XIX века была решена проблема создания единой, централизованной системы образования, отражающей интересы сформировавшейся Российской Империи.
Список использованной литературы
1. Висковатова А. Краткая история первого кадетского корпуса. - СПб.: Военная типография Главного штаба его императорского величества. 1832 -113 с.
2. Граф Сергей Уваров. Докладная записка императору Николаю Первому «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством народного просвещения от 19 ноября 1833» // Антология русской мысли. URL: http: // www. rys.-arhipelg. uco2. ru/publ/6-1-0-332.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ГУМАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МЧС РОССИИ
А. А. Саввина
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Среди компонентов гуманизации учебного процесса важную роль играет культурологическое направление (курс лекций по теории и истории культуры). История и теория культуры интересна курсантам в контексте жизненных, созидательных и психологических проблем. Поэтому лучших результатов можно добиться, строя курс на стыке философии, культурологии, истории, социологии, психологии. В каждом учебном заведении следует создавать для студентов и преподавателей комфортную гуманитарную среду.
Ключевой проблемой, которую необходимо решить в первую очередь для повышения качества образования и улучшения организации учебного процесса, является определение набора гуманитарных дисциплин, необходимых для формирования профессиональной компетенции и для практической деятельности будущих сотрудников МЧС России. Последовательность преподавания дисциплин гуманитарного цикла может быть разной: на младших курсах лучше преподавать историю и культурологию, что дает студентам представление о развитии цивилизации. Далее, для развития навыков абстрактного мышления необходимо преподавание философских дисциплин (философии, общетеоретиче-
ских проблем современной философии, логики и т. д.), которые читаются в виде базовых и специальных курсов. Завершить гуманитарный курс первой ступени высшего образования видимо следует такими дисциплинами, как экономическая теория, социология, политология и психология, дающие представление о логике экономических и социальных процессов.
На второй ступени высшего образования были бы полезны ряд факультативных дисциплин, необходимых для тех, кто в дальнейшем планирует занять должности государственных служащих МЧС России, вести научные исследования или преподавать. Такими спецкурсами могут быть социальная психология, теория коммуникаций, педагогика и др. Только после этого можно ожидать, что выпускник вуза перестанет прямолинейно воспринимать сложные проблемы взаимоотношений между людьми и будет решать их более гибко и безболезненно для окружающих и себя самого.
Основная цель культурологического направления в образовании - формирование у курсантов нового восприятия реальности, в центре которой стоит человек с его морально-нравственными интересами и потребностями. Данный подход подготовки специалистов технических профиля значительно расширяет горизонты видения при решении задач, возникающих в системе государственной службы России.
Понимает ли важность гуманитарных знаний будущий молодой специалист, выпускник технического вуза? На вопрос «Какими качествами должен обладать современный молодой специалист - выпускник вуза? « - были получены следующие ответы: широкие профессиональные знания, самостоятельное и оригинальное мнение, высокие нравственные качества, умение отстаивать свои позиции, умение работать с людьми, владение современными методами управления. Как следует из исследования, такие социальные установки как «умение отстаивать свои убеждения», «высокие нравственные качества», необходимые для соответствующего поведения в профессиональной деятельности, занимают последнее место. Хотя именно эти показатели являются базовыми в процессе гуманизации образования.
Гуманитарные и естественные знания полезны для молодого сотрудника МЧС, прежде всего, в его будущей профессиональной деятельности. Они развивают творческие и интеллектуальные способности курсантов, а также являются полезными для личности специалиста. Вероятно, общественные и гуманитарные дисциплины должны наполняться не только новыми парадигмами и теориями, отражающими мировой уровень развития науки, но и включать практический аспект, необходимый для работы в системе государственной службы.
Каков современный культурный человек в глазах курсантов и студентов вузов, обучающихся в вузах системы МЧС? Исходя из мнения большинства, основными критериями считается здоровый образ жизни, далее - культура общения, знание современной культуры, знание культурного наследия других народов, знание иностранных языков, обладание нравственной культурой, профессиональной творческой самостоятельностью, социальной грамотностью, политической культурой, культурой менеджмента и маркетинга.
Таким образом, основание пирамиды опирается на социальные и гуманитарные знания, знания о человеке, а все остальное, в том числе и профессионализм, занимают менее значительные для культурного человека позиции. Возникает парадокс: почему молодой человек не стремится к отображенному им идеалу культурного человека, а реализует в жизни в основном другие установки, в которых доминирующую роль играют профессиональные знания?
Переход к новой системе образования, новым концепциям преподавания гуманитарных дисциплин может затянуться на долгие годы.
Новые технологии обучения в вузах, особенно ведомственного профиля, внедряются очень медленно. Одна из причин - неготовность к этому почти половины преподавателей, и прежде всего - гуманитариев. Часть преподавателей допускает возможность факультативного изучения гуманитарных дисциплин в технических вузах, однако большая часть педагогов отмечает, что социально-гуманитарные дисциплины не только необходимы, но нуждаются в большем количестве часов, чем сегодня.
Среди мер, которые необходимо принять в первую очередь, чтобы повысить познавательный интерес курсантов и студентов к изучению социально-гуманитарных дисциплин, можно выделить следующие: включение требований по гуманитарным знаниям в профессиональный стандарт специалистов, увеличение часов по гуманитарным дисциплинам. В частности, надо создать целенаправленную государственную систему финансирования гуманитарных дисциплин; обновить библиотеки новыми учебниками; в средствах массовой информации вести пропаганду духовного обновления России; придать гуманитарным дисциплинам практическую направленность; организовать систему переподготовки преподавателей и разработать индивидуальные программы обучения студентов и курсантов.
Современные требования к выпускнику вуза опираются на декларированные государством стратегии приоритетности образования и прав личности в современном обществе, ценности жизни, здоровья и свободного развития человека. Из этих стратегий и принципов следует, что раскрытие и развитие творческих способностей, подготовка, переподготовка и рациональное, т. е. соответствующее индивидуальности, использование интеллектуального потенциала личности и есть основное, наиважнейшее условие для прогрессивного развития общества.
Список используемой литературы
1. Агафонов Н. В. Прогресс и тенденции современной науки. - М., Наука, 2006 г.
2. Алексеева Л. Ф. Психология активности личности. // Новосибирский гос. Пед. Ун-т. Новосибирск, 2006 г., С.148.
3. Монахов В. М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Российская педагогика. - 2004. - № 7.