Научная статья на тему 'Культурологический и аксиологический подходы в педагогическом процессе вуза МЧС России'

Культурологический и аксиологический подходы в педагогическом процессе вуза МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ВУЗАХ МЧС РОССИИ / FORMATION OF THE PERSONALITY IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ В ПЕДАГОГИКЕ / CULTUROLOGICAL AND AXIOLOGICAL APPROACHES IN PEDAGOGICS / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЦЕННОСТИ / VALUES / АФОРИЗМЫ / APHORISMS / ПОСЛОВИЦЫ / PROVERBS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крушинская Татьяна Фёдоровна

Статья посвящена анализу основных идей культурологического и аксиологического подходов в педагогике и путям их реализации в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи», «Психология и педагогика» с использованием новых средств обучения электронных и на бумажной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крушинская Татьяна Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTUROLOGICAL AND AXIOLOGICAL APPROACHES IN PEDAGOGICAL PROCESS OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTION EMERCOM OF RUSSIA

The article presents the analysis of the main ideas of culturological and axiological approaches in pedagogics and ways of their realization in the course of "Russian language and Culture of speech", "Psychology and Pedagogy" using new training resources electronic and paper-based.

Текст научной работы на тему «Культурологический и аксиологический подходы в педагогическом процессе вуза МЧС России»

УДК 37.02

Т.Ф. Крушинская

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА МЧС РОССИИ

Статья посвящена анализу основных идей культурологического и аксиологического подходов в педагогике и путям их реализации в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи», «Психология и педагогика» с использованием новых средств обучения - электронных и на бумажной основе.

Ключевые слова: формирование личности в вузах МЧС России, культурологический, аксиологический подходы в педагогике, культура, ценности, афоризмы, пословицы.

T. Krushinskaya

CULTUROLOGICAL AND AXIOLOGICAL APPROACHES IN PEDAGOGICAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

EMERCOM OF RUSSIA

The article presents the analysis of the main ideas of culturological and axiological approaches in pedagogics and ways of their realization in the course of "Russian language and Culture of speech", "Psychology and Pedagogy" using new training resources - electronic and paper-based.

Keywords: formation of the personality in higher education institutions of EMERCOM of Russia, culturological and axiological approaches in pedagogics, culture, values, aphorisms, proverbs.

При всей значимости когнитивного (от лат. cognitio - познание) компонента и его влияния на другие компоненты педагогической деятельности в высших учебных заведениях МЧС России, которые готовят специалистов высшей квалификации по различным специальностям, связанным с деятельностью Министерства, необходимо учитывать опасность оценки профессиональной деятельности и подготовки к ней как процессов, в первую очередь, когнитивных. Вершинная составляющая профессиональной культуры будущего специалиста МЧС России - стиль его профессионального мышления - может утратить гуманитарные ориентиры. Формируя стиль мышления современного специалиста, необходимо сознательно противостоять культивированию «чистой» дегуманизированной рациональности и профессиональной компетентности, при которой утрачиваются собственно личностные аспекты научно-познавательной деятельности, её соотнесённость с гуманистическими ценностями и идеалами. Сведение образовательного процесса к процессу рациональному втягивает профессиональную подготовку в круг «наукоучения». Но нельзя забывать о неразрывной связи обучения и воспитания. А. Дистервег утверждал, что успешное обучение всегда носит воспитывающий характер [2]. В наше время, которое характеризуют как век информационных технологий, время информационного бизнеса, в педагогике особую актуальность приобретают культурологический и аксиологический как взаимосвязанные подходы.

Культурологический подход в педагогике требует, чтобы содержание образования носило культурообразующий характер и было направлено на приобщение обучающегося к культуре. Личность обучающегося при таком подходе рассматривается как субъект культуры, не только её потребитель, но и носитель, творец культурных ценностей. Формируя задачи образования в вузе, необходимо наряду с другими аспектами учитывать, что оно призвано приобщать обучающегося к этнической, российской и мировой культуре, т. е. быть источником познания родной культуры, а также спо-

собствовать процессу интеграции в мировую культуру; формировать общую культуру личности; создавать условия для культурного самоопределения личности.

Связь культуры и образования очевидна. Классическое представление о культуре как о возделывании, культивировании указывает на то, что личность в процессе развития должна овладеть системой навыков, умений, связанных с творчеством, способностью к обновлению, подключению к новым массивам информации.

В работах крупнейших зарубежных и российских учёных - философов и культурологов, педагогов - явственно прослеживается взгляд на образование в контексте культуры, понимание функций образования как ретранслятора культурных ценностей поколениям.

Принцип культуросообразности выдвинул Ф.А. Дистервег: «... в воспитании необходимо принимать во внимание условия и места, и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика» [2].

Философское и психолого-педагогическое обоснование формирования личности в культуре дано в трудах С.И. Гессена [1]. Исходным для него является признание множественности целей, которые стоят перед человеком, и выбора - адаптивно-приспособительного поведения или того пути, который открывается перед личностью как путь её бесконечного развития. Осуществление практических целей - это, конечно, необходимое условие социализации человека, но это и средство для выполнения целей, которые выдвигает перед человеком культура. Это цели-задания, т. е. задачи высшего порядка, открывающие путь бесконечного развития.

Культурологический подход связан с аксиологическим (аксиология (от др. -греч. О^я - ценность) - учение о ценностях и ценностной структуре мира). В. Франкл в работе «Человек в поисках смысла» вводит представление о ценностях - смысловых универсалиях, выделившихся в результате обобщения различных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории [9]. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: во-первых, с помощью того, что мы даём жизни (проявления творческой деятельности); во-вторых, с помощью того, что мы берём от мира (переживания ценностей); в-третьих, посредством нашей позиции по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответственно этому членению выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения [9].

При реализации аксиологического подхода в вузах МЧС России необходимо помнить, что творчество - одна из универсальных ценностей для развития и саморазвития человека, любовь как ценность переживания (любовь к своей профессии, любовь к воспитанникам) помогает педагогу видеть в каждом обучающемся неповторимую, уникальную личность. И педагог в этой личности должен поддерживать только лучшие моральные качества.

Воспитание в образовательных учреждениях МЧС России необходимо направить на развитие и саморазвитие духовно-нравственных качеств личности, её интеллигентности. Интеллигентность необходима выпускнику вуза МЧС России, ведь это не только хорошее образование, умение воспринимать культурные ценности, эстетическое чутьё, но и стремление понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, помочь ему. Д.С. Лихачёв писал, что интеллигентный человек не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству. Интеллигентного человека характеризуют «уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка - разговорного и письменного» [7].

Отдельно хочется сказать о совести. Один герой произведения М. Горького сказал: «...всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то её.». Понятие «совесть» В. Франкл сравнивал и соотносил с введённым им понятием «подсознательный бог» и отмечал, что совесть помогает человеку всякий раз даже на уровне подсознательного и интуитивного выйти к истинным ценностям и смыслам на основе своего внутреннего морального выбора [9].

Преподаватель для каждого своего воспитанника должен создать условия, в которых будет проходить свободное саморазвитие, духовное становление, а для этого надо видеть в обучающемся личность как универсальную ценность, личность, которую надо ввести в мир культуры. В свою очередь будущий специалист МЧС России должен помнить, что общечеловеческие цели и ценности необходимо осознать и признать, сделать их личностными ориентирами в процессе индивидуального самосовершенствования.

Главные ценности остаются постоянными на разных этапах развития человеческого общества. К ним можно отнести жизнь, здоровье, труд, любовь, красоту, образование, мир, творчество.

Реализация тех или иных ценностей определяет функционирование различных типов образования в разных странах. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т. е. стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй - основан на широкой культурно-исторической ориентации, предусматривает получение обучающимися сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Названные типы образования неадекватно соотносят потребности производства и возможности, желания, способности человека.

Для преодоления недостатков первого и второго типов образования стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и поступки.

И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов в статье «Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластёнина» называют основные культурно-гуманистические функции образования: развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия; формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам; обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации; овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья; создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций [4].

В учебных заведениях МЧС России формируется система ценностей, которая, с одной стороны, позволяет выпускнику занять определённую позицию, обрести точку зрения на сложные процессы в жизни, дать оценку текущих событий, с другой - мотивирует гуманистическую деятельность и поведение.

В настоящее время модернизация образования в вузах МЧС России идёт в направлении учёта зарубежного опыта, но нельзя забывать о ценностях национального образования, которое характеризуется духовностью и открытостью. Духовность - это нацеленность человека на высшие смыслы существования [8, с. 58]. Открытость - способность воспринимать и преобразовывать внешние влияния, зарубежные ценности, духовно обогащаться и при этом сохранять свою неповторимость. Нацио-

нальные ценности образования должны влиять на инновации. Глубокие исторические корни народной педагогики порождают новые формы обучения, новые средства на национальной почве. Дистанционное обучение, компьютерные средства можно и нужно органически связать с духовными и материальными национальными ценностями. В первую очередь это касается обучения гуманитарным наукам.

В АГЗ МЧС России применяются обучающие и контролирующие компьютерные программы, которые содержат богатый материал по выработке ценностей в качестве моральных императивов. В традициях и национальной культуре России в качестве верховного начала в человеке, его идеале сформировались такие черты, как совесть, нравственная чистота, стремление творить добро, совершать подвиги ради людей.

Дидактический материал электронных пособий по русскому языку, направленный на формирование грамматических умений и навыков, при аксиологическом подходе составляется и с целью выработки системы ценностей, опирающихся на народную культуру, эмпирически сложившуюся систему воспитания человека. В таком случае на занятиях идёт постоянное обращение к собственной истории и культуре, основам народной организации жизни. Приведём примеры дидактических материалов из пособия «Русский язык. Части речи. Интерактивные тесты» [6], которые не только проверяют усвоение обучающимися материала по разным темам, но и способствуют укреплению и развитию ценностной ориентации личности обучающегося:

1. Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав (Пифагор).

2. Некоторые неписаные законы сильнее всех писаных (Сенека).

3. Разум человека сильнее его кулаков (Франсуа Рабле).

4. Чужого не тронь, да и своего плохо не клади!

5. Сладко естся, так плохо спится.

6. Плохо овцам, коли волк - пастух.

7. Что плохо положено, то брошено.

На занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» при совершенствовании орфографических и пунктуационных навыков студентов и курсантов в АГЗ МЧС России работа ведётся с пословицами, отражающими отношение человека к обществу: «Берись дружно, не будет грузно», «Веника не сломишь, а прутья по одному все переломаешь», «В тесноте, да не в обиде». Для русской ментальности характерно понимание коллективного общества - объединённого и организованного по каким-либо признакам.

Источником знаний об окружающей действительности являются афоризмы. Пособие «Психология общения и культура речи» [6], которое активно используется на занятиях по психологии и педагогике, по социальной психологии, по русскому языку и культуре речи, содержит большое количество мудрых изречений. Например, когда говорится о монотонности речи, о том, что она вызывает у слушателей утомление, рассеянное отвлечение внимания (включается торможение нервной системы), то приводится высказывание французского писателя Ларошфуко: «...Человек бесхитростный, но увлечённый страстью, может убедить скорее, чем красноречивый, но равнодушный».

Важно помнить то, что аксиологический подход как общенаучный метод познания социальных явлений и процессов изначально основывался на диалоге культур, ведь глубоко понять содержание, смысл, особенности одной культуры можно лишь при сопоставлении культур.

Все наиболее значимые достижения духовной культуры, литературы и искусства, науки и техники, материального производства той или иной страны посредством отражения их в содержании школьного и вузовского образования приобретают значение его национальных ценностей и активно влияют на формирование правовой культуры, гражданственности и патриотизма подрастающего по-

коления. Одним из решающих условий такого функционирования национальных ценностей образования следует признать их чёткую гуманистическую направленность и демократическую сущность (связь с народными истоками) и полное, решительное размежевание с любыми проявлениями национализма и шовинизма, что является актуальным для воспитания специалиста МЧС России.

Педагоги не должны забывать, что национальные ценности образования являются производными от общечеловеческих и от национальных духовных и материальных ценностей данного общества и народа. Специфическим свойством национальных образовательных ценностей является то, что в лучших своих образцах они представляют собой общечеловеческие ценности образования. Образование выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к творческой активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.

В любом обществе существует определённый набор предпочитаемых ценностей, при этом у каждой личности формируется своя иерархия ценностей. Многие ценности безусловно одобряются обществом, например доброта, имеются также ценности, отвергаемые обществом (расизм), и ценности, к которым возможно нейтральное отношение (власть, лидерство).

Если ценности жёстко навязывают подрастающему поколению, «место воспитания займет ин-доктринация, т. е. внедрение определённой идеологии и порождаемых ею догм и мифов. Пример тому - 70-летняя история советской России, когда подавлялись индивидуальные проявления личности» [3]. Произошедшая затем смена ценностных ориентиров, неопределённость в аксиологической сфере привели к отказу от специальной деятельности по формированию ценностей личности, появлению идеи предоставления обучающемуся возможности самому определять, каким ценностям следовать. Однако преподаватель не может быть совершенно беспристрастным, он имеет свою систему ценностей, и хочет того или нет, но проявляет личностное отношение к окружающему. Он не может оставаться безразличным к формирующейся у молодёжи склонности принять идеи насилия, национализма, фашизма и действовать в духе их лидеров. Педагогическая работа должна быть направлена на преодоление подобных настроений и воспитание положительного отношения к ценностным ориентирам, принятым современным сообществом. Хороший педагог, указывает Адольф Дистервег, твёрдо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступает от них: «Побуждай воспитанника к самодеятельному исследованию истины» или «возбуждай познавательные задатки воспитанника, чтобы они развивались в усвоении и поисках истины» [2].

Аксиологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию обучающихся в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, национальной, правовой культуры.

Образование будущего специалиста МЧС России должно быть наполнено гуманитарными ценностями. Конечно, гуманитаризация и гуманизация образования накладывает на его участников определённые обязательства: и преподавателю, и курсанту, студенту неизбежно придётся по-новому взаимодействовать, работать с учебным материалом, создавать и использовать средства обучения. Многие проблемы современного образования связаны с тем, что ещё во времена античности сформировалось противопоставление «гуманитарное» - «техническое». Оно обнаруживает себя в образовательной практике многочисленными перекосами в сторону узкопрофессионального, технократического. Преодолеть дефицит гуманитарного мышления в новом педагогическом процессе поможет в первую очередь преодоление представления о содержании образования: большее место в нём должно быть отведено психологии и педагогике, необходимо дать курсантам основы психолингвистики, риторики, обязательной для изучения должна быть дисциплина «Русский язык и культура речи». Куль-

тура речи является частью целого - общей культуры личности. А на почве культуры вырастает профессиональная культура.

Курсанты и студенты АГЗ МЧС России поставлены сегодня в такие условия, когда овладение гуманитарной культурой выступает обязательным условием их профессионального самоопределения. Они должны стать носителями высокой общей культуры, концептуально осмысливать собственную образовательную деятельность, т. е. осмысливать её как деятельность гуманитарную. Причём не только осмысливать, но и проектировать, и выстраивать процесс профессиональной подготовки сообразно его гуманитарной природе.

Внимание к человеку, понимание, диалогичность, рефлексивность - общее направление движения современного профессионального образования специалиста МЧС России. В настоящее время стоит проблема укрепления универсальной культурной миссии высших учебных заведений как гаранта преемственности поколений и сохранности тех достижений и норм цивилизации, которые образуют жизненный мир реального человека.

Представления о цели высшего образования как формирования систематизированных знаний, умений и навыков ведёт к его дегуманизации. Учебные заведения МЧС России должны стать трансляторами общечеловеческой и национальной культуры, должны научить не только преодолевать неизбежные трудности, но и преобразовывать мир по законам красоты. От содержания и характера направленности специалистов, которая закладывается в процессе образования при реализации культурологического и аксиологического подходов в педагогике, зависит решение экономических, политических и социальных проблем, безопасность граждан России и всего мира.

Задача педагогического процесса в вузах МЧС России - воспитать высококвалифицированного специалиста и не допустить обнищания души при обогащении информацией.

Литература

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М. : Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

2. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. - М.: Учпедгиз, 1956. - С. 136-203.

3. Иванова Е.О. Допредметное содержание образования как объект конструирования / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская, И.В. Шалыгина // Педагогика. - 2006. № 7. С. 17-22.

4. Исаев И.Ф. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластенина / И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов // Известия Российской академии образования. - М., 2000. № 3. С. 45-58.

5. Крушинская Т.Ф. Психология общения и культура речи: учебное пособие / Т.Ф. Крушинская. - Химки: АГЗ МЧС России, 2010. - 218 с.

6. Крушинская Т.Ф. Русский язык. Части речи: интерактивные тесты [Электронный ресурс] / Т.Ф. Крушинская. - М. : Новый Диск, 2010. - 1 электрон. опт. диск( CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см + рук. пользователя (26 с.). - Систем. требования: Microsoft Windows XP/Vista/7; Процессор Intel Pentium III 750 МГц или аналогичный Athlon ; видеоадаптер с памятью 32МБ(RivaTNT 2) ; устройство для чтения компакт-дисков ; 256 Мб оперативной памяти ; 180 Мб свободного места на жестком диске, система интерактивного голосовании НОВЫЙ ДИСК или VOTUM.

7. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачёв / сост. и общая ред. Г.А. Дубровской. -Изд. 2-е, доп. - М.: Детская литература, 1988. - 238 с.

8. Ремизов В.А. Социальная экология культуры: монография / В.А. Ремизов. - М.: МГУКИ, 2004. - 164 с.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник / В.Франкл / перевод с англ. и нем. Д.А. Леонтьева, М.П. Папуша, Е.В. Эйдмана. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.