Научная статья на тему 'Исторические предпосылки создания единой централизованной системы образования в России в XVIII - XIX вв'

Исторические предпосылки создания единой централизованной системы образования в России в XVIII - XIX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки создания единой централизованной системы образования в России в XVIII - XIX вв»

Black» (фильм «Знакомьтесь, Джо Блэк»), «Vegas363» («Мальчишник в Вега-се»), «Psixo» («Психо»), «MAXSIMUS» («Гладиатор»), «Lilu» («Пятый элемент»), «Kokskykla» (сериал «Клиника») и т. д.

Нельзя не отметить немалую долю сетевых имен, выросших из субкультуры готики, а также просто акцентирующих идеи смерти, разрушения, темного начала: «Diablo», «IzAda», «Mr. Death666», «Armagedon», «Devil» и т. п.

Заметным явлением стало влияние японских мультфильмов, японской и китайской мифологии. Например, «Kami» (японское божество), «Neko» (кошки-оборотни в японской мифологии), «Naviko» (по-японски «нежность»), «Sorano Hikari» («лучик света»).

Список использованной литературы

1. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: автореф. дис. ... д-ра. филол. наук: 10.02.19 / Лутовинова Ольга Васильевна. - Волгоград, 2009. - 43 с.

2. Балкунова А. С. Языковые факторы, влияющие на формирование образа носителя никнейма / Балкунова Александра Сергеевна // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. - 2012. № 1. URL: http://www. teoriapractica.ru/-1-2012/philology/balkunova.pdf

3. Миронов В. В. Глобализация и угрозы унификации / Миронов Владимир Васильевич // Век глобализации. - Волгоград. - 2012. - № 1. - C. 18-32.

4. Суслова Т. И. Глобализация: к вопросу идентичности русской культуры / Суслова Татьяна Ивановна // Век глобализации. - Волгоград. - 2010. - № 2. -С. 154-162.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XVIII - XIX ВВ.

О. А. Радугина, к. ф. н.

Воронежский архитектурно-строительный институт, г. Воронеж

Национальное образование, отождествлявшееся с «государственным», рассматривалось как такой идеал образования, в котором основным стержнем являлся организационно и содержательно контролируемый государством процесс обучения и воспитания и, где государство не только осуществляло централизованное управление, но и определяло основные цели, задачи, содержание и даже методы обучения и воспитания.

Уже, начиная с Петра Великого, правительство уделяло большое внимание образованию и воспитанию подрастающего поколения дворянства. В XVIII в. была разработана система дворянского обучения, в которой было предусмотрено первоначальное освидетельствование Сенатом уровня первоначальной под-

готовки, определение детей в различные учебные заведения, либо домашнее обучение. Предпочтительнее и престижнее считалось обучать детей в учебных заведениях. Начало деятельности дворянских учебных заведений положил Петр I. Им были основаны Школа математических и навигацких наук, Морская академия, Школы артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих, по изучению иностранных языков, цифирные (арифметические) школы. Эти учебные заведения во времена Петра I имели сугубо профессиональную ориентацию, готовя молодых дворян для службы государству в конкретных сферах. В 1716 г. для подготовки кадров флота была открыта Морская академия. Основная статская служба дворян проходила в государственных учреждениях. По мысли Петра I, кадры чиновников - дворян должны были формироваться непосредственно в процессе работы, дающей знание юридической практики и делопроизводственные навыки. В соответствии с Генеральным регламентом при центральных учреждениях вводятся вакансии юнкеров. Самые богатые и знатные числились при Сенате. Юнкеры одновременно учились в специальной школе, а с 1755 г. 4 раза в неделю посещали классы Академии Наук, и осваивали в канцеляриях законодательство и приказные дела.

В период царствования Елизаветы Петровны были основаны ряд новых учебных заведений, имевших более широкую ориентацию по образованию и воспитанию подрастающего поколения дворян. Лучшим дворянским учебным заведением среди них считался Сухопутный шляхетский кадетский корпус, основанный в 1731 году. По штату в нем содержалось 350 кадет, выпуск которых был определен в армию и на гражданскую службу. Весь курс обучения был трехступенчатым и занимал 6-7 лет: начальное, среднее, и специальное образование. При выпуске кадет свидетельствовали учителя, профессора, командиры и офицеры.

Сухопутному корпусу принадлежит первенство в сближении теоретического и практического обучения. В 1748 г. теоретический курс был дополнен практическим: в определенные дни кадеты гражданской службы слушали уложения, уставы, регламенты и указы, «подлежащие к знанию гражданских прав».1

В 1762 г. усилиями П. И. Шувалова происходит преобразование Школы Артиллерии и фортификации в шляхетский корпус. По мысли П. И. Шувалова, в корпусе должны преподаваться не только специально-технические, но и общеобразовательные предметы (иностранные языки, история, география). Вершиной обучения должно было стать высшее инженерное образование: трехлетний курс артиллерии и фортификации « с награждением за науки еще одним рангом» 2.

Полномасштабная реализация принципа государствоцентризма в отечественном образовании началась в первой половине XIX века. Создание единой, централизованной системы образования, отражающей интересы сформировав-

1 Висковатова А. Краткая история первого кадетского корпуса. - СПб.: Военная типография Главного штаба его императорского величества. 1832 - 113с.

2 Висковатова А. Краткая история первого кадетского корпуса. - СПб.: Военная типография Главного штаба его императорского величества. 1832. - С. 95.

шегося единого государства, рассматривалось в связи с этим в качестве одного из главных средств выполнения этой задачи. Государствоцентризм нашел свое яркое выражение в образовательной политике Александра I. В период его правления государство совершило решительный поворот к вопросам образования, что выразилось в организации Министерства Просвещения, основании целого ряда новых университетов, в проведении первой образовательной реформы, заложившей основы единой, иерархически организованной системы образования. Авторитет государства в образовании сказывался непосредственно и в самих целях, поставленных перед образованием. Последние, в данный период, подразумевали подготовку квалифицированных и широко образованных государственных деятелей и служащих. Так устав 1804 года определял целью университетского образования «приуготовление юношества для вступления в разные звания государственной службы».

Парадигма государствоцентризма активно воплощалась в российском образовании в период царствования Николая I. Наиболее яркое выражение парадигма государствоцентризма нашла идеологическое выражение в теоретических работах и практической деятельности графа С. С. Уварова, обосновавшего приоритет государства в данной сфере через посредство знаменитой формулы «Православие. Самодержавие. Народность».

С. С. Уваров принадлежал к числу первых не только российских, но даже и европейских государственных деятелей, осознавших, что прогресс страны, ее благосостояние зависят от уровня образования. Поэтому он сделал просвещение ядром выработанной им широкомасштабной общенациональной стратегии. Одна из главнейших задач просвещения состояла в укреплении чувства национальной гордости. С. С. Уваров осознавал, что оценка самобытности находится в прямой зависимости от глубины познания собственной истории. Познать самобытность можно только путем изучения отечественной истории и культуры: зная во всей полноте «драгоценное наследие», Россия сможет сбросить оковы «интеллектуальной» колонии. В глубоком историческом образовании Уваров видел залог от революционных потрясений, от разлагающих общество атеистических идей, поэтому особое место отводил преподаванию истории на всех уровнях образования для полноценной подготовки российского гражданина; история, по определению Уварова, является главным предметом в воспитании гражданственности и патриотизма: «История образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои, судей, знающих цену правосудия, воинов, умирающих за Отечество, опытных вельмож, добрых и твердых царей» 3. Также важным элементом сохранения и развития национальной культуры С. С. Уваров считал заботу о сохранении и развитии русского языка. По уваровской реформе образования в гимназический курс на протяжении всех 7 лет образования было введено преподавание русской грамматики, истории и литературы.

Защищая российское просвещение от европейских революционных и атеи-

3 Граф Сергей Уваров. Докладная записка императору Николаю Первому «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством народного просвещения от 19 ноября 1833» // Антология русской мысли. URL: http : // www.rys.-arhipelg.uco2.ru/publ/6-1-0-332.

стических идей, С. С. Уваров считал необходимым «сохранить все выгоды европейского просвещения, подвинуть умственную жизнь России вровень с прочими нациями» и быть на высоте новейших научных достижений Западной Европы. При Уварове в систему образования возвращается и Церковь, однако, уже как элемент государственного контроля над воспитанием, как средство воспитания патриотического начала в личности.

Таким образом, уже к середине XIX века была решена проблема создания единой, централизованной системы образования, отражающей интересы сформировавшейся Российской Империи.

Список использованной литературы

1. Висковатова А. Краткая история первого кадетского корпуса. - СПб.: Военная типография Главного штаба его императорского величества. 1832 -113 с.

2. Граф Сергей Уваров. Докладная записка императору Николаю Первому «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством народного просвещения от 19 ноября 1833» // Антология русской мысли. URL: http: // www. rys.-arhipelg. uco2. ru/publ/6-1-0-332.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ГУМАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МЧС РОССИИ

А. А. Саввина

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Среди компонентов гуманизации учебного процесса важную роль играет культурологическое направление (курс лекций по теории и истории культуры). История и теория культуры интересна курсантам в контексте жизненных, созидательных и психологических проблем. Поэтому лучших результатов можно добиться, строя курс на стыке философии, культурологии, истории, социологии, психологии. В каждом учебном заведении следует создавать для студентов и преподавателей комфортную гуманитарную среду.

Ключевой проблемой, которую необходимо решить в первую очередь для повышения качества образования и улучшения организации учебного процесса, является определение набора гуманитарных дисциплин, необходимых для формирования профессиональной компетенции и для практической деятельности будущих сотрудников МЧС России. Последовательность преподавания дисциплин гуманитарного цикла может быть разной: на младших курсах лучше преподавать историю и культурологию, что дает студентам представление о развитии цивилизации. Далее, для развития навыков абстрактного мышления необходимо преподавание философских дисциплин (философии, общетеоретиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.