Научная статья на тему 'Культурологический потенциал работы с будущими родителями в Государственном художественном музее Алтайского края'

Культурологический потенциал работы с будущими родителями в Государственном художественном музее Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
138
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СЕМЕЙНАЯ АУДИТОРИЯ / БУДУЩИЕ РОДИТЕЛИ / ПРОГРАММА ДЛЯ БУДУЩИХ РОДИТЕЛЕЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сидорова О. В.

Статья знакомит с авторской экспериментальной арт-терапевтической программой для будущих родителей «В поисках гармонии: ребёнок до рождения», действующей в Государственном художественном музее Алтайского края. В публикации представлены основные этапы и результаты реализации проекта с позиции культурологического анализа. Мероприятие рассматривается как инновационный и уникальный опыт взаимодействия музея и семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурологический потенциал работы с будущими родителями в Государственном художественном музее Алтайского края»

своей, удовлетворяет зарубежными поездками - экзотический отдых, выгодная работа.

Что касается астральных путешествий в «тонком» теле, то они, на поверку, оказались делом опасным и доступным далеко не любому. Об этом знают. «Туда» никто особенно и не стремится.

Остаётся всё тот же вопрос: куда мы двинемся дальше? Куда - выше? Не обстоит ли дело так, что Земля - это наша вовеки неотменимая судьба?

Как бы там ни было, но автор этих строк, уже довольно долго наблюдающий за эволюцией космизма в России, вынужден отметить: оптимистов в этой области остаётся всё меньше, и уж совершенно их нет среди уфологов, для которых, прямо по Экклезиасту, - «во многой мудрости много печали, и кто умножает познание - умножает скорбь».

Одно лишь обстоятельство обозначается с полной очевидностью: межзвёздные полёты невозможны в физическом мире, с применением физических энергий. Нужна дематериализация. Нужна технология перемещения в «тонкие» миры. Ведь именно эту технологию, похоже, демонстрируют летательные аппараты «пришельцев», то возникающие, то пропадающие с глаз долой, движущиеся с немыслимыми скоростями в любой среде... Это значит, что два пути покорения Космоса, отмеченные здесь, должны слиться в один. Вот - единственно возможный шаг!

Но, по многим признакам, нам НЕ ПОЗВОЛЕНО этот шаг сделать. Даже на официальное обсуждение этой темы наложено высочайшее табу. И как всегда бывает, когда действует глухой запрет, информация заменяется слухами. Среди этих

Библиографический список

слухов, как в илистой неспокойной воде, мы едва выхватываем отдельные контуры событий, о которых никто достоверно не знает. Например, о том, что:

- вокруг полётов НЛО среди правительств крупнейших стран существует сознательный заговор молчания (результат тайного с НИМИ сговора);

- что Земля фактически оккупирована «пришельцами»;

- что именно ОНИ наложили запрет на лунные экспедиции землян, поскольку Луна издревле служит для НИХ перевалочной базой;

- что изобретатели, близко подошедшие к разгадке законов нефизического мира, загадочным образом вдруг исчезают, а то и погибают неизвестно по какой причине;

- что американский космический корабль «Челленджер» был ИМИ взорван, дабы помешать опасным для НИХ опытам...

И так далее, и так далее.

Вот, похоже, всё, что осталось нам сегодня в наследство от прежней «дерзновенной мечты»: слухи, от которых голова уходит в плечи, плюс организованный саботаж официальной науки в сфере исследований нефизического мира. В итоге -отказ от любых мечтаний и любых дискуссий на эту тему.

Окончательный ли это финал космической эпопеи, или, вопреки всему, у космизма в России есть будущее? Этого никто не знает. В любом случае, пока в нашей стране не перевелись люди-искатели - данную тему едва ли можно считать закрытой, поскольку русский космизм, помимо технических достижений, есть прежде всего состояние души, а состояние души запретить невозможно.

1. Фёдоров, Н.Ф. Собр. соч.: в 4 т. - М.: Традиция, 1997.

2. Аблеев, С.Р. Фундаментальные философские основания концепции космической эволюции человека: сущность, зарождение и историческое развитие: дис. ... д-р. филос. наук. - Тула, 2000.

Статья поступила в редакцию 11.08.10

УДК 130:008:069.01

О.В. Сидорова, асп. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: semyasidorov@yandex.ru

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РАБОТЫ С БУДУЩИМИ РОДИТЕЛЯМИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Статья знакомит с авторской экспериментальной арт-терапевтической программой для будущих родителей «В поисках гармонии: ребёнок до рождения», действующей в Государственном художественном музее Алтайского края. В публикации представлены основные этапы и результаты реализации проекта с позиции культурологического анализа. Мероприятие рассматривается как инновационный и уникальный опыт взаимодействия музея и семьи.

Ключевые слова: культурологический потенциал, семейная аудитория, будущие родители, программа для будущих родителей, Государственный художественный музей Алтайского края, арт-терапия.

Решение проблемы семейного досуга является одним из приоритетных направлений культурно-образовательной деятельности музея в наши дни. Актуализация форм работы с семейной аудиторией в практике российских музеев в последние два десятилетия ХХ - начале XXI вв. обусловлена осознанной необходимостью возвращения традиционных семейных ценностей в жизнь современного общества. Активное участие музея в реализации задач, стоящих перед государством в сфере семейной политики, требует осмысления опыта музейной работы с семьёй, определения перспектив развития названной сферы деятельности, как в масштабах страны, региона так и в пределах отдельно взятого музея. В частности, целью данного сообщения является культурологический анализ программы для будущих родителей в Государственном художественном музее Алтайского края.

Мероприятия для данного сегмента семейной аудитории в практике российских музеев появились в 1990-е гг. Они были единовременными или осуществлялись в рамках долгосроч-

ных программ различной направленности. События эпизодического характера происходили преимущественно в рамках тематических праздников в музее. Например, в рамках празднования Дня матери в ГХМАК в 2003 г. вниманию беременных женщин были предложены экскурсия и мастер-класс по изготовлению куклы-оберега [1].

По сравнению с разовыми мероприятиями, программы для будущих родителей в пространстве музея имели более сложную структуру, концептуальную основу которой составляли фундаментальные идеи целостного воспитания человека, разработанные в философии, отечественной и зарубежной педагогике, музееведении, искусствоведении, культурологии. Важнейшей составляющей ряда проектов было взаимодействие музея с экспертами в области психологии, различных сферах медицины (в т.ч. перинатальной медицины (перинатальная медицина изучает внутриутробное развитие ребенка), гинекологии). Примером подобной интеграции является проект «В поисках гармонии: ребёнок до рождения», разработан-

ный в ГХМАК для женщин на разных сроках беременности. Программа нацелена на гармонизацию эмоционального состояния участниц, формирование у них эстетических чувств, потребности в общении с искусством, воспитание музейной культуры в семье.

Проект был создан в рамках комплекса краевых мероприятий, направленных на поддержку института семьи, и первоначально включал широкий круг участников. Так на первом этапе: декабрь 2003 - май 2004гг. программа объединяла усилия музейных, медицинских специалистов, художников, педагогов. Для будущих родителей, наряду с теоретическими и практическими занятиями по изобразительному искусству, проводились встречи с акушером-гинекологом, специалистами по грудному вскармливанию.Также с участниками работал психолог, деятельность которого была сосредоточена на раскрытии и проработке проблем эмоционального характера, установлении контакта мамы и ребёнка, способствовала формированию и сохранению положительного настроя в группе.

С течением времени структура мероприятий и состав авторского коллектива программы изменились. В 2005-2006 гг. из проекта были исключены занятия медицинской направленности. Отказ от сотрудничества с врачами произошел вследствие социологических исследований, результаты которых обозначили стремление участников к получению в музее услуг, ограниченных, преимущественно, сферой искусства. Осенью 2006 г. в силу ряда субъективных причин проект также покинул психолог, в связи с чем, продолжение арт-терапевтической деятельности, осуществлявшейся в форме психологической помощи, опиравшейся на позиции психоанализа, стало невозможным. Вместе с тем, автором программы был сделан акцент на необходимости регулярного общения с подлинными произведениями искусства, возможности собственного творчества на фоне подлинных шедевров. Место занятий с психологом заняли тематические экскурсии «История одного экспоната», увеличилась продолжительность практических занятий по изобразительному искусству. Мероприятия с будущими мамами обрели следующую структуру: приветствие (5-10 мин); «История одного экспоната» миниэкскурсия в залах музея (10 мин); тематическая экскурсия/лекция по истории/теории изобразительного искусства или занятие из цикла «Школа народной культуры» (25 мин); чаепитие; изобразительная деятельность (60 мин); прощание (5-10 мин).

Полный цикл реализации программы «В поисках гармонии: ребенок до рождения» предусматривал знакомство аудитории с произведениями изобразительного искусства отечественных и зарубежных мастеров, детским творчеством (на примере ведущих музеев мира и ГХМАК). Также в тематический план занятий были включены мероприятия по традиционной культуре крестьян Алтая. Участники знакомились с детским песенным фольклором, получали практические навыки этнохудожественного творчества посредством изготовления крестильной рубашки, кукол-оберегов из ткани, глиняных игрушек.

Формы работы музейного педагога с аудиторией были различны. Например, тематическое занятие по истории/теории изобразительного искусства могло иметь форму экскурсии, лекции, игры. В частности, на мероприятии «Синий, красный, голубой - выбирай себе любой.» посетителям была предложена игра, участники которой учились преобразовывать впечатления, полученные посредством осязания, в зрительные и музыкальные образы, обонятельные и вкусовые ощущения. Таким образом, родителям демонстрировался принцип формирования полисенсорного восприятия у детей посредством выявления синестетических взаимосоответствий тактильной, цветовой, обонятельной, слуховой и вкусовой модальностей.

Все занятия проекта проходили под музыку. Синтез искусств использовался автором как фактор усиления эмоционального воздействия. Правильно подобранная музыка обо-

гащала восприятие произведений изобразительного искусства: так, на экскурсии «Образы Богородицы в русской иконописи» по постоянной экспозиции музея «Шедевры русского искусства ХУІ-ХХ веков» звучала древнерусская православная хоровая музыка.

Тематика практических занятий была взаимосвязана с содержанием предшествовавшей экскурсии/лекции. Изобразительная деятельность, занимавшая до половины и более общего времени, позволяла закрепить знания, полученные аудиторией в ходе теоретической части занятия. Так, в процессе освоения темы «Синий, красный, голубой - выбирай себе любой» для будущих родителей проводился мастер-класс «Украшение сосуда» из цикла «Украшаем свой дом». Его сюжет озвучивался педагогом во время предшествующей встречи и, как уже говорилось выше, мог быть откорректирован соответственно интересам конкретной группы участников. Используемые материалы и техники, приёмы работы в рамках одной техники также могли быть разными. Например, декорирование изделия посредством нанесения краски осуществлялось с использованием трафарета или в форме свободной росписи по стеклу, по собственному или заданному эскизу. Вместе с тем, любой из названных вариантов предусматривал обучение составлению цветовых композиций на основе знаний по цве-товедению, полученных посетителями в первой части мероприятия.

В подготовке и проведении мастер-классов наряду с куратором программы принимали участие профессиональные художники, владевшие методикой работы с детской аудиторией. Последнее условие способствовало обучению родителей навыкам художественной деятельности для их совместного творчества с детьми в дальнейшем. Ещё одной важнейшей задачей практических мероприятий являлось развитие творческого начала и эмоциональной сферы мамы и ребёнка, гармонизация душевного состояния участников. Постигая способы работы с различными художественными материалами, родители осваивали приёмы коррекции эмоционального состояния в процессе художественной деятельности. Самостоятельная творческая работа в стенах музея способствовала также сокращению дистанции между произведениями искусства и зрительской аудиторией, облегчая понимание языка искусства, формируя представление о нём как о целостном и многообразном явлении, расширяя ассоциативные возможности восприятия.

В контексте работы с будущими родителями в музеях России проект Государственного художественного музея Алтайского края имел свои особенности. Так, отличительной чертой программы ГХМАК являлась её продолжительность. Например, в сопоставлении с программой Российского этнографического музея «Мамина школа», предусматривавшей пять занятий, мероприятия в ГХМАК были рассчитаны на весь срок беременности и поэтому в большей степени способствовали формированию музейной культуры в семье, вырабатыванию потребности в восприятии культурных ценностей [3]. Достижению названных задач содействовало также отсутствие длительных перерывов между встречами в музее, проводившихся с интервалом в одну неделю. Подобная регулярность помогала сохранить заинтересованность публики в проведении нового занятия, повышая степень интенсивности коммуникационного процесса.

Специфика проекта в Государственном художественном музее Алтайского края заключалась также в концентрации внимания аудитории на предметах из музейной коллекции. В то время как, например, на мероприятиях для беременных женщин в РЭМ рассматривались такие проблемы как: «Ребёнок первых месяцев жизни. Советы по уходу и развитию», «Игровые методики массажа», тематика занятий проекта «В поисках гармонии: ребёнок до рождения», в первую очередь, определялась уникальными возможностями художественного музея, и, главным образом, была сосредоточена на общении с

подлинником. Одной из особенностей программы ГХМАК являлась также большая значимость творческих практикумов в процессе работы с посетителями. В отсутствие постоянных встреч с психологом, практические занятия по изобразительному искусству, обладавшие известным терапевтическим эффектом, являлись здесь необходимым звеном процесса оптимизации эмоционального настроя будущих мам.

В целом, опыт работы проекта «В поисках гармонии: ребёнок до рождения» в Государственном художественном музее Алтайского края, участниками которого, в течение 20032009 гг. стали более 60 семей, показал, что посещение музея во время беременности выработало у большинства родителей потребность использования духовного потенциала художественной культуры в процессе развития личности ребёнка [2]. Так, согласно итогам устного опроса участниц проекта 20032006 гг., практически все дети старше одного года занимались в художественных студиях раннего развития. Многие родители с детьми пополнили ряды постоянных посетителей музея.

Позитивным результатом реализации проекта, существованию которого была свойственна определённая цикличность, явилось формирование стабильной аудитории, состав которой обновлялся в среднем дважды в год. Наряду с этим в 20072008 гг. в развитии программы наметилась ещё одна тенденция: участницы программы 2003-2004 гг. стали возвращаться в музей во время второй беременности. Таким образом, за время своего существования проект «В поисках гармонии: ребёнок до рождения» зарекомендовал себя как социально

значимое мероприятие, обладающее высоким культуросозидающим потенциалом и имеющие долгосрочную перспективу и возможность реализации на базе других музеев Западной Сибири. В частности, опыт работы с будущими родителями в ГХМАК в определённой мере был воспринят сотрудниками Новокузнецкого художественного музея (НХМ), где с 2009 г. действует программа «Девять месяцев» [4]. Осуществление программы «В поисках гармонии: ребёнок до рождения» запланировано также в Родинском районном музее Алтайского края. Инициатором этого стала сотрудница названного музея, которая во время беременности и первые два года жизни ребёнка посещала занятия для будущих родителей в ГХМАК.

Подводя итоги вышесказанному, следует констатировать, что обращение к истории музейного дела в России позволяет рассматривать представленные формы работы с будущими родителями как новый уникальный опыт работы с семейной аудиторией в музее, обладающий высоким культуротворческим потенциалом, реализация которого способствует рождению новых форм цивилизованного досуга, укрепляет институт семьи и оказывает положительное влияние на развитие культурной среды региона. Формируя музейную культуру в семье на ранней стадии её становления, подобные мероприятия создают благоприятные предпосылки для возникновения устойчивых механизмов взаимодействия музея с семейной аудиторией, содействуя также повышению общего уровня культуры современного общества в целом.

Библиографический список

1. ГХМАК. Отчет о праздновании Дня матери в 2003 г., Л. 1.

2. Российский Этнографический музей приглашает Вас посетить программу "Мамина школа"// Web-cайт Российского этнографического музея: РЭМ / Посетителю / Музей - детям, родителям, педагогам / Занятия для взрослых «Мамина школа»// © Российский Этнографический музей. -Режим доступа: http://www.ethnomuseum.ru/section33/318/1639/2121.htm - Загл. с экрана.

3. Личный архив Сидоровой О.В. Интервью старшего научного сотрудника НХМ Андичековой Л. А., 12.12.2008.

4. НХМ. Музейные программы 2007-2008. Программа для будущих мам «Девять месяцев».

Статья поступила в редакцию 19.08.10

УДК 130+82.09

П.В. Маркина, докторант АлтГУ, канд. филол. наук, БГПА, г. Барнаул, E-mail: pvmarkina@mail.ru

МОСКОВСКИЙ МИФ М.М. ЗОЩЕНКО

В статье в рамках культурной оппозиции «Москва - Петербург» рассматривается отношение ленинградца М.М. Зощенко к Москве. Во взаимосвязи с петербургским мифом столичный компонент неоднозначно оценивается советским классиком, что подтверждают автобиографический и мифопоэтический коды.

Ключевые слова: московский миф, М.М. Зощенко, Москва, петербургский миф, Ленинград.

«Утрата Петербургом столичного статуса была закономерным и почти неизбежным следствием Октябрьской революции. Радикальные социальные преобразования, как правило, в первую очередь находят свое выражение в переоформлении социально-политического пространства» [1, с. 8]. Кардинальная перекройка законов времени и пространства 1920-х годов вынуждала людей быть в курсе событий, следовать последним изменениям, разрушающим привычное течение жизни. Внезапно возникающие трансформации хронотопа актуализировали противостояние центра и периферии, тоталитаризм задействовал центростремительные силы. Массы людей, меняя свое привычное место жительства, стремясь попасть в водоворот жизни, заполняли ядро страны. Тотальный столичный магнитизм, иронически оцененный М.М. Зощенко, протекал в сопряжении с процессом отталкивания.. Две пространственные модели - московизация и провинциализация [2] - в своем структурном отношении восходят к единому противоречивому процессу, где «Москва-центризм» сочетается с «провинция-центризмом» [1, с. 11].

В мнимой разделенности мира на столицу и провинцию М.М. Зощенко оказывается с последней. Писатель в раннем творчестве пытается устранить функциональный дисбаланс автобиографического Петербурга. «Город, как замкнутое пространство, может находиться в двояком отношении к окружающей его земле: он может быть не только изоморфен государству, но и олицетворять, быть им в некотором идеальном смысле... , но он может быть и его антитезой» [3, с. 208]. Советский мир, нейтрализуя противопоставленность бывшей столицы стране («Москва нужна для России; для Петербурга нужна Россия» [4, с. 99]), включает Ленинград в общий ряд провинциальных городов.

В дневниках Е.С. Булгаковой (запись от 29 ноября 1936 года) отражена эта пугающая москвичей трансформация. Командированный в Ленинград М. А. Булгаков в два часа ночи позвонил по телефону и сказал, «[ч]то поездка неприятная, погода отвратительная, город в этот раз не нравится». И далее от 1 декабря: «Приехал. Ленинград произвел на него удру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.