7
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
М.В. Слесарь,
кандидат педагогических наук, директор филиала АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Нег1зг1 свздер: полиэтникалыц мэдениет, мэдениет, бшм, мэдени-еттану тэсш, эдгснамалъщ неггз, эдгснамалъщ байланыстар.
Ключевые слова: полиэтническая культура, культура, образование, культурологический подход, методологическая основа, методологические связи.
Keywords: multiethnic culture, culture, education, culturological approach, methodological basis, methodological relationship.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД: ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Ацдатпа
Мектеп окушыларынын, полиэтникальщ мэде-ниетш дамытуда мэдениеттану тэст карасты-рылады. Бтм беру мен мэдениет арасындагы байланыс сипатталган, белгшенген проблеманы шешуде мэдениетттану тэст пайдаланылатын баска да тэсшдердш, ^rai ретшде усынылган. Сонымен катар баска да тэсшдер сипатталган: жYЙелi-эрекеттiк, этнопедагогикалык жэне гума-нистiк. Мектеп окушыларынын, полиэтникалык мэдениеттершш, дамуы зерттелетiн проблемага мэдениеттану тэсiлдерiне CYЙенуде олардын, мYмкiндiктерi туралы корытынды жасалган, бул шк эдiснамалык байланыстармен аныкталады.
S3 К
Аннотация ^
Рассматривается культурологический подход ^
в развитии полиэтнической культуры школь- о
ников. Описана связь образования и культуры, ^
представлен культурологический подход как g
основа всех других подходов, используемых в о
решении обозначенной проблемы. Описаны и с
w
другие следующие подходы: системно - дея- s тельностный, этнопедагогический и гуманисти- и ческий. Сделан вывод о возможности их взаимо- ^ дополнения при опоре на культурологический о
подход в исследуемой проблеме развития поли- о
ft
этнической культуры школьников, что определя- О
с—1
ется внутренними методологическими связями. ^
Annotation ss
и
Culturological approach to development of ® school students' multiethnic culture is considered. ^
Connection of education and culture is described, g
©
culturological approach as a basis of all other approaches used for solution of the designated problem is presented. Other following approaches are also described: system and activity, ethnopedagogical and humanistic. The conclusion is drawn on a possibility of their complementarity on the base of culturological approach to the studied problem of development of school students' multiethnic culture that is defined by internal methodological relationship.
Развитие полиэтнической культуры школьников в социально-культурной деятельности должно опираться на теоретико-методологические подходы, представляющие собой принципиальную методологическую ориентацию исследования, точку зрения, с которой рассматривается объект изучения, понятие или принцип, руководящий общей исследовательской стратегией. В исследовании проблемы, обозначенной в теме статьи, на наш взгляд, таким подходом является культурологический.
В то же время отсутствие универсального подхода, позволяющего описать и изучить различные характеристики объекта, а также многоаспектность и сложность рассматриваемых педагогических § явлений, требует привлечения допол-
^ нительно значимых, эффективных под-
«
ходов для реализации конкретной цели
го
<; исследования.
Поясним свою позицию. Современ-^ ные интеграционные процессы, стре-^ мительный темп социокультурных изО менений, совершенствование потоков
(-Г
С информации способствуют становлению
м -о
^ нового типа культуры. В то же время ^ обостряются проблемы сохранения эт-нокультур, уважительного отношения к представителям иных этнических сооб-О ществ, поиска объективных оснований О для вступления в диалог с представителями других национальностей. Сегодня «жизнь человека, степень его успешно-§ сти» напрямую зависит от готовности ^ и способности человека, «прислушав-О шись» ко всему богатству культуры,
О найти себя в ней, понять свои возмож-
3
ности, потребности, сильные и слабые стороны и, в конце концов, «построить» себя и быть открытым к любым изменениям и проблемам, с которыми его столкнёт жизнь [1].
Одной из наиболее тесно и непосредственно связанных с культурой сфер человеческой деятельности является образование. Об естественных связях образования и культуры, культурогене-зе образования писал Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег: «Есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та степень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если хотим добиться положительных результатов» [2,с.229].
Особый интерес к проблеме культу-рогенеза в образовании проявлял К.Д. Ушинский, он доказывал, что «чем прочнее, надёжнее национальные корни учебно - образовательного процесса, чем глубже они залегают, тем более устойчивым оказывается в итоге культурный потенциал человека. Ссылаясь на опыт западноевропейских стран, К.Д. Ушин-ский указывал, что россиянам есть чему поучиться в этом отношении у немцев, французов, швейцарцев и др. В их практике обучения и воспитания молодёжи нельзя не заметить, сколь важная роль отводится национальному элементу. Что касается России, то учитывая сколь своеобразна и неповторима её культура, сколь силён в ней элемент духовности, нельзя не прийти к выводу, что игнори-
ровать всё это в процессах воспитания и образования учащихся российское учительство не вправе. Такой была позиция К.Д. Ушинского, не утратившая своей актуальности до настоящего времени», - отмечает Е.Н. Яковлева [3]. Такова позиция и казахстанской отечественной педагогики, ярко выраженная в работах И. Алтынсарина, А. Байтурсынова, М. Жумабаева и др.
В трудах С.И. Гессена представлено философское и психолого - педагогическое обоснование формирования личности в культуре, последовательно представлена связь образования и культуры. Он писал: «Образование есть не что иное, как культура индивида. И если по отношению к народу культура есть совокупность неисчерпаемых целей - заданий, то и по отношению к индивиду образование есть неисчерпаемое задание. Образование по существу своему не может быть никогда не завершено. Мы образовываемся всю жизнь, и нет такого определённого момента в нашей жизни, когда мы могли бы сказать, что нами разрешена проблема нашего личного образования. Только необразованный человек может утверждать, что он сполна разрешил для себя проблему образования» [3,с.35].
Культура, по его мнению, имеет неисчерпаемые цели - задания, потому что составляющими культуры являются наука, искусство, нравственность, религия, право, государственность, хозяйство, техника; они все совершенствуются и изменяются и нет конца этих преобразований. В этом Гессен абсолютно прав, что подтверждает история развития человеческого общества. Исходя из этих утверждений он пишет, что «задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного... Цели образова-
ния - культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщён человек»[3,с.36.]. Что и подтверждает связь образования и науки.
Лейтмотив ряда работ американского исследователя Д. Брунера состоит в том, что культура и образование слишком тесно сплетены друг с другом, чтобы игнорировать этот факт, всего лишь констатировать его на уровне декларативных высказываний, не делая одновременно предметом серьёзных теоретических изысканий. Последних, однако, тоже недостаточно, ибо культура и образование — феномен живой практики, что должно в полной мере сознаваться и учителями, и родителями учеников, и всеми, кто имеет отношение к управлению образованием [4].
На наш взгляд, связь образования и культуры, представленная нами выше, тем более предполагает использования культурологического подхода как базового при рассмотрении такого педагогического явления каким является развитие полиэтнической культуры школьников.
В самом общем виде, по мнению Н.Б. Крыловой, культурологический подход можно определить следующим образом: «культурологический подход — совокупность методологических приёмов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни (в том числе сферы образования и педагогики) через призму системообразующих культурологических понятий, таких, как культура, культурные образцы, нормы и ценности, уклад и образ жизни, культурная деятельность и интересы и т.д. [5,с.65]. В работе мы будем руководствоваться этим трактованием определения культурологического подхода.
Другие методологические подходы исследования проблемы, на наш взгляд, должны основываться на культурологическом подходе.
S
к <
m О
го £
« О
w «
О
О!
С
w
U
W
¡г1 S
[-4
о
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
n
S
Я <
m О
го £
« О
w «
О
О!
С w s
U
W
¡Г1
S
[—I
О
4
о «
о н w
5 w s
U ©
О
и
о -
©
Анализ имеющихся в научной литературе решений данного вопроса, а также изучение исследовательского потенциала современной педагогики привели нас к выводу, что процесс развития полиэтнической культуры школьников в социально-культурной деятельности продуктивно изучать с точки зрения культурологического как базового, си-стемно-деятельностного, этнопедаго-гического и гуманистического подходов. Их выбор обусловлен, во-первых, ключевой задачей нашего исследования
— построением системы, которая трактуется как система элементов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции предмета исследования; во-вторых, возможностью развития полиэтнической культуры школьников в специальным образом организованной социально-культурной деятельности, и, в-третьих, необходимостью адекватного наполнения формируемого вида культуры. Отметим, что сама возможность взаимодополнения культурологического, системно- деятельностного, этнопеда-гогического и гуманистического подходов определяется внутренними методологическими связями между ними:
1) системно-деятельностный подход составляет исследовательскую основу современной педагогической науки, обеспечивает комплексное изучение сложных педагогических явлений, к которым относится развитие полиэтнической культуры школьников в социально
— культурной деятельности и направлен на систематизацию управления процессом по достижению заданной цели, которое включает выбор содержания, средств, мониторинг, коррекцию, анализ
результатов, тем самым обеспечивает создание ситуаций воспитывающей деятельности в полиэтнокультурной среде;
2) этнопедагогический и культурологический подходы выступает регулятором педагогической деятельности и общения, основываются на специфике региона и оптимизирует методы и средства этнопедагогик различных этносов и их применение в социально-культурной деятельности;
3) гуманистический подход представляет собой реализацию системно-деятельностного, культурологического подходов с учетом аксиологичности содержания и способов взаимодействия субъектов образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Культурологический подход как методологическое обоснование гуманизации образования [Электронный ресурс] http //www.kpinfo.org/aktivities/research/ coferences/96-conference-internet-2014-april/part3/682-3-2
2. Дистервег, А Избранные педагогические сочинения [Текст]/А.Дистервег. М., Учпедгиз, 1956. - 557с.
3. Образование и культура: проблемы взаимосвязей (историко - теоретический аспект. [Электронный ресурс]Ы*р:// cyberleninka.ru/article/n/obrazvanie-i-kultura-problema-vzaimosvyazey-istoriko-teoreticheskiy-aspekt
4. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст]/Отв. ред. и сост.П.В. Алексеев. -М.: «Школа-Пресс», 1995. - 448с.
5. Крылова, Н.Б. Культурология образования [Текст]/Н.Б. Крылова. М.:Народ-ное образование, 2000. - 272с.