^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Вестник «Орлеу^-kst '
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
М.В. Слесарь,
кандидат педагогических наук, директор филиала АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Нег1зг1 свздер: полиэтникалыц мэдениет, принцип, азаматтыц бгрегейлщ азаматтыц тэрбиелеу, патриотизм.
Ключевые слова: полиэтническая культура, принцип, гражданская идентичность, гражданское воспитание, патриотизм.
Keywords: multiethnic culture, principle, civil identity, civil education, patriotism.
ПРИНЦИП ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ацдатпа
Эскелец урпактыц бейб^шшк жэне келiсiм Heri3i ретшде полиэтникалык мэдениетп дамы-ту мэселесшш езектшп усынылады. «Педаго-гикалык кагидат», «азамат», «азаматтылык», «^регейшк», «азаматтык 6iperearnK кагидаты» угымдары берiлген. Елiмiздегi бейб^шшк пен келюмнш, мектеп окушыларыныц полиэтникалык мэдениетш дамыту негiзi ретшде азаматтык тэрбиелеудеп азаматтык бiрегейлiк кагидасын устану мацыздылыгы жайлы айтылады.
Аннотация
Представлена актуальность проблемы разви-
tç
тия полиэтнической культуры как основы мира S и согласия подрастающего поколения. Даны по- < нятия "педагогический принцип", "гражданин", ^ "гражданство", "идентичность", "принцип граж- ем данской идентичности". Показана важность следования принципу гражданской идентичности в ^
W
гражданском воспитании - основы мира и согла- g сия в стране, развитя полиэтнической культуры О школьников. ^
s
Relevance of multiethnic culture development as g basis of peace and harmony for younger generation § is presented. The concepts "pedagogical principle", "citizen", "citizenship", "identity", "principle « of civil identity" are given. Importance of the s principle of civil identity in national education as a basis of peace and harmony in the country and
О
school student multiethnic culture development о is shown. о
Annotation
Вестник «Oрлеу»-kst
Развитие полиэтнической культуры - основа воспитания миролюбивого поколения, для которого мир и согласие главная ценность. Она названа важной ценностью казахстанского общества Президентом страны Н.А. Назарбаевым в Послании «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».
«Гражданский мир и межнациональное согласие - наша главная ценность. Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной стране справедливо признаны мировым эталоном», - сказано в Послании «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» [1, с.6.].
В этом же Послании говорится, что в нашей стране в Конституции страны закреплены фундаментальные права и свободы: все граждане Казахстана имеют равные права и возможности, «шаг за шагом наше общество приближается к самым высоким стандартам в области демократии и прав человека» [1,с.6.]. ^ Всё дело в том, что «приближается»,
Е время требует качественно ускорения § этих процессов и здесь многое зависти < от воспитания подрастающего поколе-§ ния.
3 В мировой практике нарушение прав
м и свобод граждан в многонациональ-§ ных государствах приводит к конфлик-д там на этнической, религиозной основе, нарушается мир и согласие, вот почему и необходима и сегодня актуальна превен-^ тивная работа по развитию полиэтни-0 ческой культуры подрастающего поколения. Она требует принципа, который бы обеспечил уверенность действий во благо личности, страны, мирового сооб-¡^ щества.
Исходя из этого, признавая важность и следования принципам гуманизации, культуросообразности, полисубъектно-сти, психологической комфортности,
2
преобразовательной деятельности в развитии полиэтнической культуры школьников, особое внимание, на наш взгляд, следует обратить внимание педагогов на важность использования принципа гражданской идентичности.
Применительно к решению педагогической задачи развития полиэтнической культуры школьников педагогический принцип - это основные идеи, следование которым помогает лучшим образом достичь поставленных педагогических целей. Основная идея выше названного принципа - гражданская идентичность. Для уточнения трактования феномена «гражданская идентичность», дадим определения понятий «гражданин», «гражданство», «идентичность», гражданское воспитание.
Понятий «гражданин» множество, приведём более общее из них.
Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся её защитой и наделённое совокупностью политических и иных прав и обязанностей [2]. Формально это одухотворяет.
Государство гарантирует соблюдение прав и свобод личности, создаёт условия для их реального воплощения в жизнь. Наряду с правами, каждый гражданин имеет свои обязанности. Он должен:
- исполнять законы и нормы, установленные государством,
- не нарушать интересы субъектов права и законов,
- не причинять вред здоровью других людей, окружающей природной среде,
- стоять на защите общества и государства [3,с.128, 129].
Государство создаёт условия, но все ли молодые люди способны воспользоваться этими условиями, готовы ли соблюдать обязанности?
Жизнь даёт пока не утешительные ответы.
Вестник «Oрлеу»-kst
В контексте темы статьи важно усвоение школьниками обязанности не нарушать интересы иных этносов. В связи с этим заслуживает внимание определение «гражданство Республики Казахстан», данное в законе РК «О гражданстве Республики Казахстан».
«Гражданство Республики Казахстан определяет устойчивую политико - правовая связь лица с Республикой Казахстан как государством, выражающую совокупность их взаимных прав и обязанностей. Статья 1. Закона гласит: Республика Казахстан в лице своих государственных органов и должностных лиц ответственна перед гражданами Республики Казахстан, а гражданин Республики Казахстан ответственен перед Республикой Казахстан. Он обязан соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан, защищать интересы Республики Казахстан, её территориальную целостность, уважительно относиться к обычаям, традициям, государственному языку и языкам представителей всех национальностей проживающих на её территории, способствовать укреплению могущества, суверенитета и независимости Республики Казахстан» [4].
Осознание необходимости уважительного отношения к обычаям, традициям, государственному языку и языкам представителей всех национальностей процесс сложный, требует целенаправленной работы по развитию полиэтнической культуры школьников, под которой мы понимаем системно - личностное образование, включающее знания, умения, ценностные ориентациии, качества личности, обеспечивающие, межэтническую интеграцию личности с сохранением её этнокультурной самобытности для продуктивной жизнедеятельности в многонациональной среде [5, с.3 - 11.].
Понятие «идентичность» так же
трактуется по - разному, исходя из поставленной цели статьи, мы склонны к определению, данному в Словаре исторических и политических терминов. Идентичный (от латает - тот же самый) - тождественный, полностью совпадающий, точно соответствующий чему - либо [6,с.102].
Гражданская идентичность - индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющая гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта [7].
У современных исследователей множество взглядов на проблему: «С чем совпадать, чему соответствовать?». В ответах на эти вопросы склонны придерживаться определения гражданской идентичности, данному М.Д. Щелкуно-вым. Гражданская идентичность - это факт принадлежности индивида к некой гражданской общности, включая обязательно осознание своей принадлежности и адекватные действия в соответствии с этой общностью [8].
Следовательно, гражданская идентичность предполагает активную жизненную позицию личности. Многие исследователи связывают её с реализацией государственной идеи, в Казахстане сегодня её называют Национальной идеей, обозначенной в Послании Президента страны, суть которой сохранение ценностей страны, среди которых одна из главных - мир и согласие в нашем обществе.
Исходя из этого, гражданской идентичности присуще развитие, гражданская идентичность, на наш взгляд, - интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным, на что должно быть направлено гражданское воспитание.
к <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и м
¡г1
[-4
О Ч
О «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
n
Вестник «Орлеу^-kst
S
Я <
m О
го £
« О
w «
О
О!
С
W
U
W
¡Г1
S
[—I
О
4
о «
о н w
5
W
s
U ©
О
и
о -
©
Образовательная цель гражданского воспитания заключается в том, чтобы раскрыть учащимся общечеловеческие и общегражданские ценности, научить их умениям политического диалога, культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства. В процессе гражданского воспитания развиваются сознательная дисциплинированность, ответственность в соблюдении Законов страны, умения самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей объективную оценку, противостоять манипулированию сознанием, что приводит современный мир к конфликтам и войнам.
По мнению исследователей, основная цель гражданского воспитания - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества [9, с.73].
Это должно быть основной идеей образовательного процесса или принципом, в том числе как показывает выше приведённое исследование, воспитания стремления к миру и согласию, основой которого является полиэтническая культура подрастающего поколения.
Итак, принцип гражданской идентичности - основная идея образовательного процесса, следование которой обеспечит в процессе гражданского воспитания формирование у школьников понимания единства и взаимосвязи мира, одинаковой значимости для всех народов сохранения мира и разоружения, гражданской активности в деле разрешения глобальных противоречий посредством диалога, значит, будет способствовать повышению результативности деятельности педагогического сообщества по развитию полиэтнической культуры подрастающего поколения.
ЛИТЕРАТУРА
1.Назарбаев, Н.А. Послание «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» [Текст]/Н.А. Назарбаев. Астана, Акорда, - 2012. - 53с.
2.Гражданин [Электронный ресурс] -htts://ru.wikipedia.ord/wiki/Гражданин.
3. Краткий справочник школьника. Москва. ООО «Издательство Астрель», 2003. - 624с.
4.Закон РК «О гражданстве Республики Казахстан»[Электронный ресурс] - online.zakon.rz/Document/?doc_ id=100081# pos3;-297
5.Слесарь, М.В. Формирование полиэтнической культуры - актуальная задача процесса модернизации содержания образования [Текст]/ М.В. Слесарь //Воспитание полиэтнической культуры подрастающего поколения - основы мира и согласия: сб. ст. участников МНПК. - Костанай, 2013. - С.3 - 11.
6.Абуев, К.К., Убуева, А.С. Словарь исторических и политологических терминов [Текст]/ К.К. Абуев, А.С. Абуе-ва. - Кокшетау: Келешек - 2030, - 2009. -368с.
7.Гражданская идентичность [Электронный ресурс] - https: //ru.wikipedia. org/wiki/Гражданская _ идентичность
8. Большаков, А.Г., Зазнаев, О.И. Формирование гражданской идентичности: проблемы, современное состояние, перспективы. [Электронный ресур-с]/А.Г. Большаков, О.И. Зазнаев, - http: //cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grazhdanskoy-identichnosti-problemy-sovremennoe-sostoyanie-perspektivy
9. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст]/Сост. Е.С. Рапа-цевич. - Мн.: «Соврем. слово», 2005. -720с.