Научная статья на тему 'Принцип гражданской идентичности как важный фактор развития полиэтнической культуры старших школьников'

Принцип гражданской идентичности как важный фактор развития полиэтнической культуры старших школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
131
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / MULTI-ETHNIC CULTURE / ПРИНЦИП / PRINCIPLE / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / CIVIL IDENTITY / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CIVIL EDUCATION / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ПОЛИЭТНИКАЛЫқ МәДЕНИЕТ / АЗАМАТТЫқ БіРЕГЕЙЛіК / АЗАМАТТЫқ ТәРБИЕЛЕУ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Слесарь М. В.

Представлена актуальность проблемы развития полиэтнической культуры как основы мира и согласия подрастающего поколения. Даны понятия "педагогический принцип", "гражданин", "гражданство", "идентичность", "принцип гражданской идентичности". Показана важность следования принципу гражданской идентичности в гражданском воспитании основы мира и согласия в стране, развитя полиэтнической культуры школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип гражданской идентичности как важный фактор развития полиэтнической культуры старших школьников»

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Вестник «Орлеу^-kst '

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

М.В. Слесарь,

кандидат педагогических наук, директор филиала АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Нег1зг1 свздер: полиэтникалыц мэдениет, принцип, азаматтыц бгрегейлщ азаматтыц тэрбиелеу, патриотизм.

Ключевые слова: полиэтническая культура, принцип, гражданская идентичность, гражданское воспитание, патриотизм.

Keywords: multiethnic culture, principle, civil identity, civil education, patriotism.

ПРИНЦИП ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ацдатпа

Эскелец урпактыц бейб^шшк жэне келiсiм Heri3i ретшде полиэтникалык мэдениетп дамы-ту мэселесшш езектшп усынылады. «Педаго-гикалык кагидат», «азамат», «азаматтылык», «^регейшк», «азаматтык 6iperearnK кагидаты» угымдары берiлген. Елiмiздегi бейб^шшк пен келюмнш, мектеп окушыларыныц полиэтникалык мэдениетш дамыту негiзi ретшде азаматтык тэрбиелеудеп азаматтык бiрегейлiк кагидасын устану мацыздылыгы жайлы айтылады.

Аннотация

Представлена актуальность проблемы разви-

тия полиэтнической культуры как основы мира S и согласия подрастающего поколения. Даны по- < нятия "педагогический принцип", "гражданин", ^ "гражданство", "идентичность", "принцип граж- ем данской идентичности". Показана важность следования принципу гражданской идентичности в ^

W

гражданском воспитании - основы мира и согла- g сия в стране, развитя полиэтнической культуры О школьников. ^

s

Relevance of multiethnic culture development as g basis of peace and harmony for younger generation § is presented. The concepts "pedagogical principle", "citizen", "citizenship", "identity", "principle « of civil identity" are given. Importance of the s principle of civil identity in national education as a basis of peace and harmony in the country and

О

school student multiethnic culture development о is shown. о

Annotation

Вестник «Oрлеу»-kst

Развитие полиэтнической культуры - основа воспитания миролюбивого поколения, для которого мир и согласие главная ценность. Она названа важной ценностью казахстанского общества Президентом страны Н.А. Назарбаевым в Послании «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».

«Гражданский мир и межнациональное согласие - наша главная ценность. Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной стране справедливо признаны мировым эталоном», - сказано в Послании «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» [1, с.6.].

В этом же Послании говорится, что в нашей стране в Конституции страны закреплены фундаментальные права и свободы: все граждане Казахстана имеют равные права и возможности, «шаг за шагом наше общество приближается к самым высоким стандартам в области демократии и прав человека» [1,с.6.]. ^ Всё дело в том, что «приближается»,

Е время требует качественно ускорения § этих процессов и здесь многое зависти < от воспитания подрастающего поколе-§ ния.

3 В мировой практике нарушение прав

м и свобод граждан в многонациональ-§ ных государствах приводит к конфлик-д там на этнической, религиозной основе, нарушается мир и согласие, вот почему и необходима и сегодня актуальна превен-^ тивная работа по развитию полиэтни-0 ческой культуры подрастающего поколения. Она требует принципа, который бы обеспечил уверенность действий во благо личности, страны, мирового сооб-¡^ щества.

Исходя из этого, признавая важность и следования принципам гуманизации, культуросообразности, полисубъектно-сти, психологической комфортности,

2

преобразовательной деятельности в развитии полиэтнической культуры школьников, особое внимание, на наш взгляд, следует обратить внимание педагогов на важность использования принципа гражданской идентичности.

Применительно к решению педагогической задачи развития полиэтнической культуры школьников педагогический принцип - это основные идеи, следование которым помогает лучшим образом достичь поставленных педагогических целей. Основная идея выше названного принципа - гражданская идентичность. Для уточнения трактования феномена «гражданская идентичность», дадим определения понятий «гражданин», «гражданство», «идентичность», гражданское воспитание.

Понятий «гражданин» множество, приведём более общее из них.

Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся её защитой и наделённое совокупностью политических и иных прав и обязанностей [2]. Формально это одухотворяет.

Государство гарантирует соблюдение прав и свобод личности, создаёт условия для их реального воплощения в жизнь. Наряду с правами, каждый гражданин имеет свои обязанности. Он должен:

- исполнять законы и нормы, установленные государством,

- не нарушать интересы субъектов права и законов,

- не причинять вред здоровью других людей, окружающей природной среде,

- стоять на защите общества и государства [3,с.128, 129].

Государство создаёт условия, но все ли молодые люди способны воспользоваться этими условиями, готовы ли соблюдать обязанности?

Жизнь даёт пока не утешительные ответы.

Вестник «Oрлеу»-kst

В контексте темы статьи важно усвоение школьниками обязанности не нарушать интересы иных этносов. В связи с этим заслуживает внимание определение «гражданство Республики Казахстан», данное в законе РК «О гражданстве Республики Казахстан».

«Гражданство Республики Казахстан определяет устойчивую политико - правовая связь лица с Республикой Казахстан как государством, выражающую совокупность их взаимных прав и обязанностей. Статья 1. Закона гласит: Республика Казахстан в лице своих государственных органов и должностных лиц ответственна перед гражданами Республики Казахстан, а гражданин Республики Казахстан ответственен перед Республикой Казахстан. Он обязан соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан, защищать интересы Республики Казахстан, её территориальную целостность, уважительно относиться к обычаям, традициям, государственному языку и языкам представителей всех национальностей проживающих на её территории, способствовать укреплению могущества, суверенитета и независимости Республики Казахстан» [4].

Осознание необходимости уважительного отношения к обычаям, традициям, государственному языку и языкам представителей всех национальностей процесс сложный, требует целенаправленной работы по развитию полиэтнической культуры школьников, под которой мы понимаем системно - личностное образование, включающее знания, умения, ценностные ориентациии, качества личности, обеспечивающие, межэтническую интеграцию личности с сохранением её этнокультурной самобытности для продуктивной жизнедеятельности в многонациональной среде [5, с.3 - 11.].

Понятие «идентичность» так же

трактуется по - разному, исходя из поставленной цели статьи, мы склонны к определению, данному в Словаре исторических и политических терминов. Идентичный (от латает - тот же самый) - тождественный, полностью совпадающий, точно соответствующий чему - либо [6,с.102].

Гражданская идентичность - индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющая гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта [7].

У современных исследователей множество взглядов на проблему: «С чем совпадать, чему соответствовать?». В ответах на эти вопросы склонны придерживаться определения гражданской идентичности, данному М.Д. Щелкуно-вым. Гражданская идентичность - это факт принадлежности индивида к некой гражданской общности, включая обязательно осознание своей принадлежности и адекватные действия в соответствии с этой общностью [8].

Следовательно, гражданская идентичность предполагает активную жизненную позицию личности. Многие исследователи связывают её с реализацией государственной идеи, в Казахстане сегодня её называют Национальной идеей, обозначенной в Послании Президента страны, суть которой сохранение ценностей страны, среди которых одна из главных - мир и согласие в нашем обществе.

Исходя из этого, гражданской идентичности присуще развитие, гражданская идентичность, на наш взгляд, - интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным, на что должно быть направлено гражданское воспитание.

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и м

¡г1

[-4

О Ч

О «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

n

Вестник «Орлеу^-kst

S

Я <

m О

го £

« О

w «

О

О!

С

W

U

W

¡Г1

S

[—I

О

4

о «

о н w

5

W

s

U ©

О

и

о -

©

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образовательная цель гражданского воспитания заключается в том, чтобы раскрыть учащимся общечеловеческие и общегражданские ценности, научить их умениям политического диалога, культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства. В процессе гражданского воспитания развиваются сознательная дисциплинированность, ответственность в соблюдении Законов страны, умения самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей объективную оценку, противостоять манипулированию сознанием, что приводит современный мир к конфликтам и войнам.

По мнению исследователей, основная цель гражданского воспитания - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества [9, с.73].

Это должно быть основной идеей образовательного процесса или принципом, в том числе как показывает выше приведённое исследование, воспитания стремления к миру и согласию, основой которого является полиэтническая культура подрастающего поколения.

Итак, принцип гражданской идентичности - основная идея образовательного процесса, следование которой обеспечит в процессе гражданского воспитания формирование у школьников понимания единства и взаимосвязи мира, одинаковой значимости для всех народов сохранения мира и разоружения, гражданской активности в деле разрешения глобальных противоречий посредством диалога, значит, будет способствовать повышению результативности деятельности педагогического сообщества по развитию полиэтнической культуры подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1.Назарбаев, Н.А. Послание «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» [Текст]/Н.А. Назарбаев. Астана, Акорда, - 2012. - 53с.

2.Гражданин [Электронный ресурс] -htts://ru.wikipedia.ord/wiki/Гражданин.

3. Краткий справочник школьника. Москва. ООО «Издательство Астрель», 2003. - 624с.

4.Закон РК «О гражданстве Республики Казахстан»[Электронный ресурс] - online.zakon.rz/Document/?doc_ id=100081# pos3;-297

5.Слесарь, М.В. Формирование полиэтнической культуры - актуальная задача процесса модернизации содержания образования [Текст]/ М.В. Слесарь //Воспитание полиэтнической культуры подрастающего поколения - основы мира и согласия: сб. ст. участников МНПК. - Костанай, 2013. - С.3 - 11.

6.Абуев, К.К., Убуева, А.С. Словарь исторических и политологических терминов [Текст]/ К.К. Абуев, А.С. Абуе-ва. - Кокшетау: Келешек - 2030, - 2009. -368с.

7.Гражданская идентичность [Электронный ресурс] - https: //ru.wikipedia. org/wiki/Гражданская _ идентичность

8. Большаков, А.Г., Зазнаев, О.И. Формирование гражданской идентичности: проблемы, современное состояние, перспективы. [Электронный ресур-с]/А.Г. Большаков, О.И. Зазнаев, - http: //cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grazhdanskoy-identichnosti-problemy-sovremennoe-sostoyanie-perspektivy

9. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст]/Сост. Е.С. Рапа-цевич. - Мн.: «Соврем. слово», 2005. -720с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.