7
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
М.В. Слесарь,
кандидат педагогических наук, директор филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» Институт повышения квалификации педагогических кадров по Костанайской области»,
О.А.Аккерман, аспирант Челябинской Государственной академии культуры
Нег1зг1 свздер: жаhандыц мэсе-ле, мэдениет, этнос, этникалыц мэдениет, полиэтникалыц мэдениет, педагогикалыц категория-лар, этносаралыц взара эрекет-тесу.
Ключевые слова: глобальная проблема, культура, этнос, этническая культура, полиэтническая культура, педагогические категории, межэтническое взаимодействие.
Keywords: global problem, culture, ethnicity, ethnic culture, multi-ethnic culture, pedagogical categories, interethnic interaction.
ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ОТГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ ОТ ДРУГИХ ПОДОБНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Ацдатпа
Автор тYрлi авторлардьщ педагогикалыщ категори-яларда «мэдениет» :р"ьшын нактылайтын «мэдениет» :рымына берген тYсiнiктерiне талдау жасайды. Негiзi «этникалык мэдениет» болып табылатын «этномэде-ни кузыфеттшк» ^гымын эр тYрлi пайымдау талдана-ды. Автормен ^сынылган «полиэтникалыщ мэдениет» ^гымын пайымдау оныщ мазм^нын накты кeрсетедi деген корытындыга келдi.
Аннотация
Автором проведён анализ трактования понятия «культура» различными авторами, на основе которого уточнено понятие «культура» в педагогических категориях. Проанализированы различные трактования понятия «этнокультурная компетентность», базовым для которого является «этническая культура» и потерявшая при этом свою суть. Сделан вывод, что пред- s ложенное автором трактование понятия «полиэтни- < ческая культура», адекватно отражает её содержание о
и отграничивает от других подобных образований. ^
«
Annotation Ц
The author has carried out the analysis of interpretation ^
of the concept «culture» by various authors on the basis о
of which the concept «culture» as a pedagogical category с
is specified. Various interpretations of the concept s
«ethnocultural competence» are analysed, for all those и
interpretations «ethnic culture» is basic, but it loses g
its initial essence. The conclusion is drawn that the о
interpretation of the concept «multiethnic culture» О
offered by the author, adequately reflects its sense and о
makes it different from other similar definitions. g
Современный мир характеризуют не только поло- §
жительные тенденции, но и глобальные проблемы. о «Среди множества актуальных и страшнык по своим q
последствиям проблем особое место занимает антро- q
пологическая катастрофа, повергшая мир в пучину так §
©
s
к <
m О
го «
о
w «
О
О!
С
w
U
W
¡г1 S
[-4
о
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
называемой дегуманизации человека, человеческих конфликтов на самых разных уровнях [1,с.1093].
Дегуманизация, которую характеризуют как отсутствие духовных ценностей, может привести к потере ответственности будущих поколений, современных школьников за судьбу своей страны, мира. Ситуация в настоящее время является этому подтверждением, в этнических войнах самое активное участие принимает молодёжь. По мнению академика Б.С. Гершунского, «Истинная трагедия современного и, вполне возможно, будущего мира связана с ментальной несовместимостью людей и народов... Чтобы избежать катастрофы в глобальном масштабе необходимо единение, духовная интеграция людей разных национальностей, преодоление разобщённости: мировоззренческой и ментальной» [2,с.19].
С целью реализации этой задачи в Докладе Международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI веке подчёркнута одна из важных его функций «научиться жить вместе» подрастающему поколению мира [3]. Для чего необходимо воспитание нового поколения с планетарным мышлением, способного сохранять мир и согласие между представителями различных этносов страны, мира. Следовательно, важно развивать полиэтническую культуру, в этом процессе огромную роль играет система образования. На что акцентирует внимание и делает фундаментальное обобщение А.М. Егорычев: «Для утверждения нового социально - духовного порядка в мире, признающего равенство всех, независимо от уровня социально - экономического развития, цвета кожи и вероисповедания, необходимо всем народам и государствам усиливать появившуюся тенденцию, обозначаемую как «всемирная образовательная социокультурная интеграция», в основе которой лежит энергия сферы образования. Обозначенная энергия содержит в себе огромный социокультурный и духовный потенциал народов мира, который позволяет активно и сознательно воздействовать на подрастающее поколение, формировать личность наступающей ноосферной эпохи, систему межкультурной коммуникации, полиэтническую культуру» [4,с.8].
В настоящее время в педагогической науке
и практике нередко понятие «поликультура» употребляется как идентичное «полиэтно-культуре»; межкультурное взаимодействие как межэтнокультурное взаимодействие; эт-нопедагогика как полиэтнопедагогика; толерантность, этнотолерантность как полиэтно-толерантность. Трактование «толерантности» привело к поддержке в некоторых государствах законных прав на существование однополых браков, что уничтожает ценность семьи как продолжение рода человеческого на Земле, ставит под вопрос существование земной цивилизации. Сообщество террористов мира тоже претендуют на свою культуру, как составляющую поликультуры, противоречащую общечеловеческим ценностям, главная из которых жизнь. Сегодня представители этого сообщества используют детей вместо щита в военных конфликтах. Где уж тут до этики А. Швейцера «благоговения перед жизнью»?
В задачу статьи входит отграничение понятия «полиэтническая культура» от других подобных образований.
Исходным для исследуемой нами проблемы развития полиэтнической культуры школьников является понятие «культура».
«Осмысление процессов глобализации вызывает необходимость пересмотра традиционных представлений о культуре как о чём - то статичном и перехода к пониманию культуры как многогранного (multifaceted) процесса [5,с.321]. Что подтверждают следующие её трактования.
«Культура как понятие - определённая совокупность социально приобретённых и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность» [6].
«Культура как категория - созданная людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения» [6]. И мысль М.М. Бахтина, что «.. .мир культуры и мир жизни, единственный мир, в котором мы творим, познаём, созерцаем.» [7], является подтверждением того факта, что культура человечества меняется от деятельности (поступков) человека в соответствии с тем, как изменяются социальные, духовные, эмоцио-
нальные, нравственные смыслы человеческого бытия.
Для уточнения понятия «культура» в педагогических категориях нам важно мнение Л.Н. Когана о том, что культура имеет следующие составляющие: когнитивную (знания, умения, навыки); поведенческую (нормы поведения и деятельности); праксиологическую (управление культурной деятельностью) [8,с.10].
Н.Б. Крылова, рассматривая культуру в контексте связи образования и культуры, определяет её как «уникальный образ мыслей и поступков взрослого и ребёнка, как особенность их внутренней и внешней жизни» [9,с.38], обеспечивающие ребёнку условия, «когда он сам начинает действовать культурно, творчески, используя выбираемые им ценности, нормы, знания и образцы» [9,с.158].
В результате деятельности человека, в том числе интеллектуальной, к которой относится образование, он осваивает значимые идеи, ценности, нормы поведения, обычаи, традиции, приобретая культуру «отдельного человека», как обобщённый опыт развития человеческого сообщества. По мнению М.С. Кагана, «культура отдельного человека определяется богатством приобретённых им социально - человеческих качеств (знаний, умений, идеалов и т.п.), подымающих данную личность над полученными ею геноти-пическими природными данными» [10,с.183]. Из всего многообразия функций культуры он выделяет следующие, важные для нашего исследования и уточнения понятия «культура» в педагогических категориях:
• преобразовательную, отвечающую необходимости приспосабливать природу, включая и природу самого человека, к нуждам общества;
• организационную отвечающую необходимости налаживать практическое общение людей во всех сферах их коллективной деятельности;
• проектную, отвечающую необходимости «опережающего отражения» действительности, создания «моделей потребного будущего»;
• познавательную, отвечающую необходимости накопления и углубления знаний об объективных законах бытия;
• ценностно-ориентационную, отвечаю-
щую необходимости консолидации общества едиными идеалами, оценками, нормами;
• коммуникативную, отвечающую необходимости обеспечивать духовное общение людей всеми доступными данной культуре средствами, предполагающими организацию коммуникаций между представителями одного поколения и разными поколениями;
• функцию социализации индивида, отвечающую потребности каждой социальной системы формировать людей по её образу и подобию. И здесь используются все возможные средства приобщения личности к социуму, одним из самых могущественных среди которых является искусство [10,с.236].
Основываясь на философско - психолого
- педагогическом аспекте определений понятия «культура», мы уточнили её трактование в педагогических категориях и склонны придерживаться следующего: «культура - это системно - личностное образование, включающее знания, умения, ценностные ориентации и качества личности, обеспечивающие продуктивно - творческое взаимодействие в социуме и преобразование его через освоение и создание социально - значимых ценностей» [11, с.17].
Исходя из выше приведённого определения «культура», мы уточнили понятие «полиэтническая культура школьника». На наш взгляд, полиэтническая культура - это системно - личностное образование, включающее знания, умения, ценностные ориентации и качества личности, обеспечивающие межэтническую интеграцию личности с сохранением её этнокультурной самобытности для продуктивной жизнедеятельности в многонациональной среде [12,с.8]. При этом жизнедеятельность индивида должна быть основана на положительной комплиментарности по отношению к другим этносам, о чём писал Л.Г. Гумилёв: «Крепкий союз возможен на подсознательной взаимной симпатии; иначе говоря
- положительной комплиментарности». Он предупреждал, что внутириэтническая ком-плиментарность, как правило, полезна для этноса, являясь мощной охранительной силой. Но иногда она принимает уродливую негативную форму ненависти ко всему чужому - тогда она именуется шовинизмом [13,с.230]. Вот почему развитие полиэтнической культуры
к <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и м
¡г1
[-4
о ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
и
К <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и
м ^
[-4
о ч
о «
о н м
£1
м
и ©
О
и
о -
©
школьников, составляющей которой является этническая культура своего этноса, требует системной, целенаправленной педагогической деятельности, чтобы этническая культура не стала основой шовинизма.
Не смотря на наличие исследований по данной проблеме общепринятого определения феномена «полиэтническая культура» нет.
Для уточнения её понятия мы исходили из понятия этнос. В этнологии существуют различные точки зрения на его трактование, приведём два из них, которые, на наш взгляд, наиболее существенно отражают характерные особенности этносов.
Этнос (от греч. - «общество», «группа», «племя», «народ») - устойчивая общность людей, культурно-историческая группа, члены которой первоначально объединялись общностью происхождения, языка, территории, экономической жизни, а со временем и духовной на почве общей культуры, исторических традиций, социально-политических идеалов [14].
Этнос (греч. ethnos — племя, народ) — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме) [15].
Приведённые понятия показывают, что этнос и его представителей характеризует этничекая культура как системное образование, включающее исторические традиции, обычаи, ценности, религию, общность языка, нормы и правила поведения, самосознание. Как и культура общества, культура человека изменчивы во времени в результате стремительного социального прогресса, беспрепятственных коммуникационных контактов, так и этническая культура приобретает новые оттенки, совершенствуется, что справедливо нашло отражение в следующем определении. «Этнокультура - это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощённых в материальной и духовной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исто-
рической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах деятельностной самореализации» [16].
По-иному трактует понятие этнокультуры Л.В. Волошина. Этническая культура признаётся интегративным качеством, в основе которого лежат ценности, принадлежащие этническим группам, чьи носители (независимо от места проживания) чётко осознают свою принадлежность к своей культуре. Неповторимость, оригинальность и своеобразие этнической культуры проявляется в языке, религии, искусстве, традициях и обычаях [17].
Действительно, интернализация советского общества, переселение на масштабные стройки привело к полиэтничности республик, но этнические сообщества при этом сохранили традиции, обычаи, сознание принадлежности к своей этнокультуре, не смотря даже иногда на потерю материнского языка.
«Вспомним поразительные исторические и современные примеры развитого этнического сознания, - пишет Н. А. Назарбаев. Например, поразительную стойкость национальной идентификации у евреев и армян. Тысячи-летия мировой истории гонений и остракизма, погромов и концлагерей не смогли сломать острого ощущения своей этничности и подростка из Кишинёва, и бизнесмена из Нью-Йорка, ощушения своей принадлежности к великому еврейскому народу. Размётанные по всему миру армяне Франции и США, России и Ливана сохраняют мощные механизмы национальной идентификации, несмотря на все превратности судьбы. Меня всегда удивляла и восхищала способность татарского народа, разбросанного на огромных просторах, в самых сложных условиях сохранять своё национальное «Я». А посмотрите на немцев Казахстана. Даже посёлки с немецким населением под Карагандой или Кустанаем всегда отличались особым немецким духом, не говоря уже о сохранившейся, несмотря на очень непростую судьбу поволжских немцев, культуре и языке» [18, с.189].
Итак, этническая культура, в выше приведённых понятиях, относительно постоянна, переживает века и столетия и сохраняет своё
щи
ядро - совокупность отличительных материальных и духовных ценностей.
Но проведённое нами и представленное ниже исследование показывает, что она нередко теряет свой смысл, в том случае, когда является базовым при трактовании других понятий.
Например. Этнокультурная компетентность - это интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаний о родной, а также неродных этно-культурах, их месте в мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, что проявляется в умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде [16].
Речь идёт об овладении индивидом этно-культурами. На наш взгляд, логичнее признать, что это определение «полиэтнокультурной компетентности».
Приведём ещё один вывод. Под этнокультурной компетентностью российские учёные «Н.Г. Арзамасцева, М.Л. Воловикова, Л. Б. Зубарева, Н.М. Лебедева, Т.В. Поштарёва, В.Г. Расщупкин, С.Б. Серебрякова и др. понимают свойства личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [19].
В определении акцент сделан на имеющиеся представления индивида не об одной этнокультуре, а нескольких, что способствует его эффективному межэтническому взаимодействию. В этом случае точнее употребить приставку «поли» - полиэтнокультурная компетентность.
Следующее определение, в котором, на наш взгляд, также дано определение полиэтнокультурной компетентности, но исследователь называет её этнокультурной компетентностью, по его мнению, «этнокультурная компетентность как интегральное свойство личности, проявляющееся в объективных представлениях, знаниях об этнических культурах, умениях, навыках и моделях поведения, способствующих эффективному межэтническому взаимопониманию, взаимодействию, формируется в ходе полиэтнического обра-
зования, условием реализации которого является полиэтническая образовательная сре-да»[20].
В статье И.В. Кожанова, Т.Н. Петровой «Этнокультурные педагогические технологии в формировании гражданской идентичности» авторы опираются на следующие выводы исследователей: этнокультурная осведомлённость, определяемая как интегративное личностное образование, заключающееся в обладании совокупностью знаний об этнических культурах, их принятии и осмыслении, сопровождающееся эмоционально-ценностными проявлениями, обеспечивающее позитивное уважительно- толерантное отношение к этносам и их культурам как к фактору эффективного межкультурного взаимодействия. На наш взгляд, если этнокультурная осведомлённость - совокупность знаний об этнических культурах, то исходя из понятия совокупности, это полиэтнокультурная осведомлённость [21,с.69].
К образовательной среде в многонациональном коллективе исследователи Л.Н. Бережнова, Н.М. Борытко Г.Н. Волков употребляют понятие «полиэтническая образовательная среда» [22,с.174-175]. Если это так, то в образовательной полиэтнической среде формируется полиэтническая культура личности.
С этим мнением согласны Г.И. Егорова и Н.М. Сязи и трактуют полиэтническую культуру, как часть общей культуры личности и систему взаимосвязанных компонентов: полиэтнических знаний (понятия, факты, явления межэтнического характера из науки, истории, культуры различных этносов); умений межкультурного познания; личностных качеств (позитивное отношение к этническому общению), обеспечивающих готовность школьников к межкультурному взаимодействию на основе толерантности, гуманности [23,с.501].
На наш взгляд, здесь речь идёт о полиэтно-толерантности, чтобы до конца быть последовательными в уточнении понятия «полиэтническая культура».
В основном же в содержательном плане наше понятие не противоречит выше приведённому понятию, что означает совпадение мнений авторов о необходимости отграничения понятия «полиэтническая культура» от всех других подобных образований.
к <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и м
¡г1
[-4
о ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимова, И.Д. Роль образования в контексте проблем современного общества [Текст]/И.Д. Анисимова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Выпуск №4-5/том 1, 2009. - 1093с.
2. Гершунский, Б.С. Философия образования [Текст]/Б.С. Гершунский. - М.: Московский психолого - социальный институт, 1998. - 432с.
3. [Электронный ресурс]Шегсикига1 Competeces. Conceptual and Operational Framework. Paris: UNESCO, 2013.P.44.
4. Егорычев, А.М. Философско - методологические основания в формировании полиэтнической культуры граждан многонационального государства [Текст]/А.М. Егорычев // Вестник Челябинскоо государственного университета. - 2014.- №13 (342). Вып.4.- С.148 -157.
5. Андрюхина, Л.М. Креативные практики формирования межкультурной коммуникативной компетентности [Текст]/ Л.М. Андрюхина, Н.Ю. Фадеева// Электронный журнал «Интеграция образования». Т.20, №3. 2016. С.320 -330. http://edumag.mrsu/ru
g 6. Культурология. Теория, школы, истоЕ рия, практика. 2011.[Электронный ресурс] g WWW.countries.ru/libny/theory/cultterm.htm
^ 7. Бахтин М.М. К философии поступка.
р !
g [Электронный ресурс] http://lib.rin.ru/doc/
3 i/43305p1.html
§ 8. Коган, Л.Н. Социология культуры « [Текст] /Л.Н. Коган. Екатеринбург, 1992.- 291с. g 9. Крылова, Н.Б. Культурология образована ния [Текст]/Н.Б. Крылова. Москва: Народное g образование, 2000. - 269с. ^ 10. Каган, М.С. Человеческая деятельность § [Текст]/М.С. Каган. Москва: Политиздат, 1974. § - 328с.
ê 11. Слесарь, М.В. К определению понятия
н «формирование полиэтнической культуры
S школьника» [Текст]/М.В. Слесарь //В мире об-
g разования. 2013.№1. - С.16 - 19.
§ 12. Слесарь, М.В. Формирование полиэт-
Ф нической культуры - актуальная задача про-
3 цесса модернизации содержания образования
§ [Текст]/М.В.Слесарь. Сб. ст. межд. науч.-практ.
S3
конф. Костанай, 2013. С.3-11.
13. Гумилёв, Л.Г. Чёрная легенда. Друзья и недруги Великой степи [Текст] - М.:Ай-рис-пресс, 2013. - 576с.
14. [Электронный ресурс]www. anaHculturolog.ru/.../1561-понятие-этно-са-и-других-категорий-этнических групп.
15. Садохин А.П. Этнология [Текст]: Учебник для студ. высш. учеб. заведений /А.П.Са-дохин. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. - 304с.
16. Афанасьева, А.Б. Формирование этнокультурной компетентности в системе высшего образования [Электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/arti с1 е/nЯormirovanie-etnokulturnoy-kompetentnosti-v-sisteme-vysshego-pedagogicheskogo-obrazovaniya
17. Волошина Л.В. Вопросы этнической культуры [Электронный ресурс^йр:// cyberleninka.ru/ агй с1 e/n/voprosy-etnicheskoy-kultшy-v-sovremennom-obrazovanii
18. Назарбаев Н.А. В потоке истории Алма-та. Атамура.,1999.-294с.
19. Яковлева, О.Г. Теоретическое обоснование исследования этнокультурной компетентности учителя [Электронный ресурс] teoretichesko...- uchitely
20. Педагогика [Электронный ресурс] www.bslib.net/obm-pedagogika/fopmirovanie-etnokulturnoi-kompetentnosti-uchashegosya _у_ polietnicheskoi.htm
21. Кожанов, И.В. Этнокультурные педагогические технологии в формировании гражданской идентичности личности [Текст]/И.В. Кожанов, Т.Н. Петрова // Педагогика. - 2017. - №7. - С.68-75.
22. Кутбиддинова, Р.А, Полиэтническая образовательная среда ВУЗа как объект психолого - педагогического исследования [Текст]/Р.А. Кутбиддинова, А.А. Еромасова // Психология и педагогика. - 2009. - №5. - С.174 - 176.
23. Егорова, Г.И. Развитие полиэтнической культуры школьников средствами краеведческого материала. Системно - деятельностный подход [Текст]/Г.И. Егорова, Н.М. Сязи //Современные наукоёмкие технологии.- 2016. -№9. - С.500 - 504.