УДК 373.5
Живогляд Марина Вячеславовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирского государственного педагогического университета
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Zhivoglyad Marina Vyacheslavovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Theory and History of Education Science and Educational Practice Department, Armavir State Pedagogical University
THE MAIN THESES OF THE CONCEPTION OF TEACHERS' TRAINING FOCUSED ON DEVELOPMENT OF SCHOOL STUDENTS' ETHNIC SOCIALIZATION
Аннотация:
В статье раскрываются способы решения образовательных задач, связанных с развитием и функционированием национальных культур, сохранением национально-этнических компонентов духовной культуры, уклада жизни и быта народностей. Потребность в создании теоретической концепции связана с необходимостью повышения уровня практической готовности учителей и студентов педвузов к работе в полиэтнической среде. Разработанная концепция подготовки педагогов к работе по этнической социализации школьников выстроена на основе реализации методологических подходов: системного, синергетического и культурологического, обоснования эффективных механизмов их «запуска», способствующих развитию креативного потенциала педагога в работе со школьниками разных национальностей.
Ключевые слова:
национальная культура, этническая социализация подростков, полиэтническая среда, профессиональная подготовка педагога.
Summary:
The article deals with the methods of resolution of educational problems associated with development and functioning of national cultures, preservation of ethnic national components of spiritual culture and lifestyle of peoples. The need for a theoretical conception is determined by the necessity to improve the practical preparedness of teachers and students of pedagogical universities to work in a multiethnic environment. The conception of teachers' training focused on preparedness to work on school students' ethnic socialization is developed on the basis of implementation of methodological approaches: system, synergetic and culturological, and substantiation of effective mechanisms of their initiation contributing to the development of teachers' creative potential applied in the work with school students of different nationalities.
Keywords:
national culture, ethnic socialization of adolescents, multiethnic environment, vocational training of teachers.
В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, особую актуальность и остроту приобретает задача решения комплекса проблем, связанных с развитием и функционированием национальных культур, сохранением национально-этнических компонентов духовной культуры, уклада жизни и быта, народных промыслов и т. д. Осознание своей национальной (этнической) принадлежности необходимо для самоутверждения, саморазвития индивида, его полноценного становления как личности [1; 2].
Среди причин, затрудняющих эффективное развитие этнической культуры школьников, выделим слабую теоретическую и методическую подготовку руководителей школ и учителей в области этнического воспитания, их низкий уровень представления о содержании, значимости, требованиях и особенностях организации процесса этнокультурного воспитания учащихся. Поэтому в большинстве школ работа в этом направлении не ведется систематически и целенаправленно, а носит спонтанный характер [3].
Для решения обозначенных проблем требуется не только создание теоретической концепции, но и осуществление эффективной инновационной деятельности, направленной на повышение уровня практической готовности учителей и студентов педвузов к работе в полиэтнической среде [4].
Разработанная автором концепция подготовки педагогов к работе по этнической социализации школьников выстроена на основе реализации методологических подходов: системного, си-нергетического и культурологического.
Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологическим ориентиром в педагогической деятельности, в которой объект педагогического познания и преобразования рассматривается как система. Целесообразность его применения объясняется следующими причинами:
• во-первых, этнокультурная личность школьника должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе, в котором все компоненты (целевой, содержательный, организа-ционно-деятельностный, оценочно-результативный) в максимальной степени взаимосвязаны;
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 22)
• во-вторых, происходит объединение усилий субъектов образования, что способствует повышению эффективности педагогического воздействия;
• в-третьих, специально моделируются условия для раскрытия, самовыражения, самореализации этнокультурного потенциала личности учащегося, что способствует становлению их этнического самосознания и личностному росту, гуманизации образовательных и межличностных отношений;
• в-четвертых, создание модели поэтапной системы подготовки будущих учителей к этнической социализации школьников обеспечивает непрерывность и преемственность получения знаний и их реализации в реальном образовательном процессе школы;
• в-пятых, системный подход на основе структурирования учебного материала будет способствовать рациональному использованию в педагогической практике этнопедагогического потенциала содержания образования.
Системный подход определяется следующими принципами:
Принцип целостности. При моделировании и построении системы подготовки необходимо иметь отчетливые представления о ее структуре и составе. На наш взгляд, к числу основных составляющих системы подготовки учителя к работе по этнической социализации учащихся можно отнести структурные компоненты, обеспечивающие развитие этнокультурных компетенций педагога, необходимых для работы учителя в полиэтнической среде.
Принцип коммуникативности. Означает необходимость изучения внутренних и внешних связей системы. В контексте нашего исследования система подготовки учителя - это прежде всего:
- взаимосвязь этнокультурных взаимодействий субъектов образовательного процесса -педагогов, учащихся, студентов;
- взаимосвязь вуза с образовательными учреждениями и этнокультурными центрами и др.
Принцип управляемости и целенаправленности. Цель системы подготовки педагогов к
работе по этнической социализации подростков - формирование специальных компетентностей у студентов - будущих педагогов (компетентностный подход), дающих возможность продуктивно работать с учащимися различных национальностей, тем самым создать обстановку для развития этнокультурной личности ребенка, для которой есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида), объективные возможности семьи, школы, этнического социума и государства. Цель обусловливает структуру, состав компонентов системы и их свойства.
Подготовка педагогов к работе по этнической социализации школьников с позиции синер-гетического подхода видится нам в первую очередь в создании комплекса условий для развития и саморазвития этнокультурной личности [5]. Объектом развития в системе профессиональной подготовки учителя являются интегральные характеристики личности учителя, являющиеся необходимыми для работы по этнической социализации учащихся (педагогическая направленность, включающая развитие межэтнической толерантности, коммуникативной культуры, эмпа-тии, эмоциональной гибкости и других качеств).
Культурологический подход. Этническая принадлежность индивида становится опорой для этнической самореализации лишь при условии осмысления, нахождения своего места в общечеловеческой культуре, в контексте перспектив развития мировой цивилизации и реализации их на практике.
Соответственно, возникает задача развития способности отрефлексировать собственную погруженность в мир родной культуры, осознать степень личной зависимости от принадлежности к субкультуре. Это актуализирует развитие этнокультурного аспекта в профессиональной подготовке педагога. Для этого учебно-воспитательный процесс педвуза должен быть выстроен таким образом, чтобы комплексно развивать компоненты профессиональной готовности педагога, наполненные этнокультурным содержанием [6].
Аксиологический подход. Процесс формирования этнопедагогической культуры протекает эффективно, если у студентов сформировано отношение к этнокультуре как к духовной ценности и мотивационно-ценностное отношение к этнопедагогической деятельности как необходимому компоненту социализации личности посредством вовлечения студентов в активную деятельность этнопедагогического содержания [7].
Таким образом, стратегической целью подготовки педагогов к работе по этнической социализации учащихся является формирование готовности учителя к работе в условиях полиэтнического образовательного учреждения, которая обеспечивается освоением содержательного и технологического инструментария организации педагогической деятельности с учащимися различных национальностей, что позволяет содействовать этнокультурному саморазвитию и самореализации школьников [8].
Наличие у будущего педагога этнопедагогической культуры необходимо рассматривать как одно из необходимых условий формирования их готовности к этнопедагогической работе в школе.
Этнопедагогическая культура педагога является сложным системным образованием, состоящим из этнокультурных знаний и представлений, развитого этнокультурного сознания (этнический плюрализм) и индивидуального самосознания (этническая идентификация), проявляющимся в стремлении к этнопедагогической деятельности.
Анализ явления этнической социализации позволяет выделить три уровня ее проявления, которые представлены как этническая идентификация, этническая дифференциация и этническая интеграция.
В качестве основных критериев сформированности этнопедагогической культуры выступают широта (как характеристика разносторонних интересов в общении и взаимоотношениях с артефактами, этнокультурой), устойчивость (позволяющая говорить о сложившейся системе ценностей и мотивов к освоению этнокультуры и овладению основами этнопедагогической деятельности), интенсивность, характеризующая частоту обращений к этнокультуре, осознанность, показывающая отношение личности к этнокультуре и уровень развития этнического и эт-нопедагогического самосознания.
Формирование этнопедагогической культуры студентов наиболее продуктивно осуществляется на основе принципа непрерывной этнопедагогической деятельности разнообразного характера (учебной, поисковой, игровой, педагогических практик), в процессе которой эффективно решаются задачи формирования и развития отношения к этнокультуре, происходит расширение знаний, овладение умениями проведения этнопедагогической работы в школе.
При этом важная роль принадлежит педагогическому руководству, в основе которого заложены основания личностно ориентированной парадигмы образования. В связи с этим главным в конструировании содержания процесса формирования и развития этнопедагогической культуры студентов становится:
- подбор разнообразной деятельности этнопедагогического и этнического содержания;
- выбор эффективных и адекватных форм, методов и подходов к реализации принципа непрерывного характера этнопедагогической деятельности;
- формирование позитивного отношения студентов к этнокультуре и этнопедагогической деятельности;
- организация квалифицированной помощи детям и родителям;
- создание атмосферы коллективного поиска, совместных переживаний и общей радости в процессе проведения этнопедагогической работы на занятиях.
Ведущими психолого-педагогическими условиями повышения эффективности процесса формирования этнопедагогической культуры студентов при этом являются:
- вовлечение студентов в активную этнопедагогическую деятельность;
- формирование отношения к этносу и культуре этноса как к духовной ценности на основе развития эмоционально-оценочных отношений в процессе коллективного общения с артефактами, создание атмосферы общих дел, общей радости;
- развитие способности адекватной интерпретации и оперирования этнопедагогическими фактами.
Реализация разработанной концепции формирования этнопедагогической культуры позволит на практике повысить уровень знаний в области этнокультуры, расширить кругозор студентов, пробудить интерес к этносу, вооружить студентов формами и методами этнопедагогической работы в школе. Отношение к этносу у студентов должно проявляться не на бытовом уровне, а на уровне осознанного отношения к этносу, эмоционального отклика, аргументированных суждений, умелого анализа этнопедагогических фактов и ситуаций.
Поэтому в содержание концепции этнопедагогической подготовки должно войти знакомство с культурой этносов, реализуемое посредством синтеза этнопедагогического содержания учебных предметов (гуманитарный цикл), специального курса «Этнопедагогика» и этнопедагогических аспектов педагогической практики.
Результатом этнопедагогической подготовки педагога должны быть сформированные умения работать в логике гуманизации образования, а именно умения организации педагогической поддержки как средства этнической социализации подростков в условиях полиэтнической среды.
Ссылки:
1. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М., 2000. 208 с.
2. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. М., 2004. 272 с.
3. Живогляд М.В., Петьков В.А. Подготовка будущих учителей к работе по этнической социализации подростков : монография. Нальчик, 2009.
4. Петьков В.А., Андрющенко С.И. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 1. С. 105-109.
5. Филоненко В.А., Петьков В.А. Самоорганизация в профессиональном становлении личности будущего педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. № 3 (129). С. 82-88.
6. Петьков В.А., Похилько А.Д., Губанова М.А. Диалог как средство развития педагогической культуры субъектов образовательного процесса вуза // Там же. 2015. № 1 (157). С. 82-87.
7. Живогляд М.В., Петьков В.А. Подготовка будущих педагогов к работе по этнической социализации подростков // Там же. 2013. № 1 (112). С. 21-27.
8. Петьков В.А. Становление субъектной позиции старшеклассника в профессиональном самоопределении // Там же. 2011. № 4. С. 53-58.