УДК 378
Живогляд Марина Вячеславовна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры теории, истории педагогики
и образовательной практики
Армавирского государственного педагогического
университета
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Zhivoglyad Marina Vyacheslavovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Theory and History of Education Science and Educational Practice Department, Armavir State Pedagogical University
DESIGNING OF THE TRAINING OF TEACHERS' ABILITY TO WORK ON ETHNIC SOCIALIZATION OF TEENAGERS
Аннотация:
В статье представлен подход автора к решению проблемы проектирования процесса профессиональной подготовки будущего педагога к работе по этнической социализации школьников. Пока-заны варианты педагогического проектирования этого процесса на трех уровнях: концептуальном, содержательном и процессуальном. Разработанные автором модель и технология формирования готовности будущего учителя к работе по этнической социализации подростков позволяют представить два уровня системной организации образовательного процесса: вертикальный и горизонтальный. Раскрыты организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса профессиональной подготовки будущего педагога к работе по этнической социализации подростков.
Ключевые слова:
педагогическое проектирование, национальная культура, этническая социализация подростков, педагогическая модель и технология, профессиональная подготовка педагога.
Summary:
The article presents the author's approach to the problem of designing of the training of future teachers' ability to develop ethnic socialization of students. The article describes the options of pedagogical designing of the process at three levels: concept, content and performance. The developed by the author model and technology of formation of teachers' readiness to work on ethnic socialization of adolescents implement two levels of system organization of educational process: vertical and horizontal. The author considers organizational and educational conditions ensuring the efficiency of the training of teachers' ability to work on ethnic socialization of teenagers.
Keywords:
pedagogical designing, national culture, ethnic socialization of adolescents, pedagogical model and technology of teachers' training.
Проектная деятельность как специфическая форма педагогического творчества является универсальным средством профессионально-личностного развития педагога. Ее с успехом можно использовать в педагогических целях при работе с учащимися и создании этнокультурных проектов [1; 2].
Способность педагогов к созданию целевых образов и прообразов педагогических явлений и содержания программ реализуется посредством проектирования, представляющего собой обобщающий вид профессиональной деятельности по конструированию и моделированию совокупности идей, замыслов и способов создания новых педагогических объектов и их технологической реализации [3].
Уровень проектирования определяет результат, который характеризуется степенью проработки и детализации. В работе было выделено три уровня проектирования: концептуальный, содержательный и процессуальный [4].
На концептуальном уровне создается модельное описание технологии. Оно носит методологический характер. Модель проясняет содержание и взаимосвязь структурных компонентов, принципы построения и педагогической технологии, условия ее реализации.
Содержательный уровень проектирования требует детальной проработки, пошагового обоснования и описания внутренних и внешних процессов, которые запускаются с помощью технологии на основе прогностического знания о механизмах ее действия.
Процессуальный уровень проектирования выводит на подробное алгоритмическое описание технологии как системы действий, условий, требований к субъектам педагогической деятельности, апробированной на практике и отрефлексированной педагогами, что позволяет непосредственно использовать технологию в качестве профессионального инструмента.
В нашем исследовании материалом для проектирования педагогической технологии служат:
- знания о природе педагогических этнокультурных взаимодействий, на развитие которых направлена проектируемая технология;
- поэтапное описание процесса развития готовности будущего педагога к этнической социализации подростков. Это описание определяет последовательность решения педагогических задач, направленность педагогических действий во времени, этапы, стадии, эффективность применяемых форм и методов в профессиональной подготовке педагога;
- знание о содержательных компонентах процесса развития готовности будущего педагога к этнической социализации подростков и совокупности средств, служащих основой для конструирования технологии [5].
Главным замыслом авторской технологии подготовки будущего педагога к работе по этнической социализации подростков являлось направленное воздействие на выделенные структурные компоненты готовности к педагогической деятельности с целью развития входящих в них составляющих, подбор соответствующего содержания образования как учебных курсов, так и отдельных занятий, межпредметная интеграция этнических знаний и умений в процессе профессиональной подготовки, интеграция элементов этнокультурного развития.
Основу этой технологии составила стратегия системного построения образовательного процесса, осуществляемого в соответствии с внутренней логикой и механизмами интеграции профессионального и личностного развития в единое целое посредством поэтапной его организации, обеспечивающей формирование готовности будущего педагога к работе по этнической социализации подростков [6; 7; 8].
В ходе внедрения педагогической технологии в учебный процесс педвуза были установлены основные ее функции. Первой и наиболее значимой функцией технологии является реализация организационно-педагогических условий профессионального этнокультурного развития педагога. Вторая функция технологии - развивающая у студентов фундаментальные представления об этнической культуре народов в контексте основополагающих этнопедагогических принципов.
Раскрытие педагогических основ процесса формирования готовности будущего педагога к этнической социализации подростков потребовало исследования дидактических особенностей реализации структурных компонентов экспериментальной педагогической технологии, модельных построений. Интегративное взаимодействие этих компонентов отражено в содержании спецкурсов.
Модель профессиональной подготовки будущего педагога к работе по этнической социализации подростков состоит из двух уровней системной организации образовательного процесса: вертикального и горизонтального.
Вертикальный - обеспечивающий непрерывность, системность и целостность процесса становления этого вида готовности посредством единой логики развития, определенной структуры и иерархии взаимосвязанных этапов базового педагогического образования. Горизонтальный - предполагающий его системную организацию внутри каждого этапа: целевую направленность, содержание образования, технологии, организационные и психолого-педагогические условия, промежуточные и конечные результаты.
Построенная модель включает в себя практико-деятельностный, содержательный и диагностический блоки, соотнесенные с этапами обучения и обеспечивающие развитие структурных компонентов формируемого вида готовности педагога.
Процесс формирования готовности будущих педагогов к работе по этнической социализации подростков включал в себя три взаимосвязанных этапа: информационный, оценочно-ориентирующий, рефлексивно-преобразующий, конечным результатом прохождения которых соответствовали три уровня готовности - высокий, средний и низкий.
Цель и содержание проектирования процесса формирования готовности будущих педагогов к работе по этнической социализации подростков предусматривали меры по адресному развитию выделенных компонентов структуры профессиональной готовности. Для этого в рамках стандарта было пересмотрено содержание профессиональной подготовки студентов педвузов, определена специфика адекватных педагогических воздействий и способов мониторинга [9; 10].
Авторский подход к проектированию содержания профессиональной подготовки педагогов осуществлялся посредством организации модульного обучения, заключающегося в том, что для достижения требуемого уровня этнокультурной компетентности студентов осуществляется укрупненное структурирование содержания учебного материала, выбор адекватных ему методов, средств и форм обучения. Основой построения содержания модуля является структурирование учебной деятельности в логике этапов усвоения этнокультурных знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.
Структура занятий обучающих модулей включала в себя ряд блоков: входной, коммуникативный, этнокультурный, информационный, интеграции, операциональный, педагогического мониторинга и коррекции.
В ходе исследования установлено, что эффективность процесса профессиональной подготовки будущего педагога к работе по этнической социализации подростков обеспечивает комплекс организационно-педагогических условий: построение и внедрение в практику модели и технологии, обеспечивающих готовность студентов педвузов к этнической социализации подростков; направленность процесса подготовки на присвоение, воспроизводство, создание, развитие опыта работы по этнической социализации подростков; включение студента в практическую деятельность в поликультурной образовательной среде, где актуализируется и формируется его творческий потенциал.
Результаты опытно-экспериментальной работы по апробации и практической реализации авторской модели и технологии, проведенной в 1997-2014 гг. на базе различных факультетов Армавирского педагогического университета (академии), позволяют судить о достаточно высокой их эффективности.
Перспективы дальнейших исследований в этом направлении связаны с использованием материалов по этнической социализации подростков в самостоятельной деятельности педагога, направленной на профессиональное саморазвитие и самосовершенствование в этнокультурной образовательной среде, с включением этих материалов в содержание курсов повышения квалификации педагогических кадров.
Ссылки:
1. Синько В.М., Петьков В.А. Проектирование культурно-воспитательной среды учреждения начального профессионального образования // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 31. С. 41-43.
2. Гринько М.А., Петьков В.А. Подготовка будущих учителей к проектированию индивидуальных маршрутов обучения старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 24-28.
3. Там же.
4. Живогляд М.В., Петьков В.А. Подготовка будущих учителей к работе по этнической социализации подростков : монография. Нальчик, 2009.
5. Живогляд М.В., Петьков В.А. Подготовка будущих педагогов к работе по этнической социализации подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. 2013. № 1 (112). С. 21-27.
6. Петьков В.А., Андрющенко С.И. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Там же. 2012. № 1. С. 105-109.
7. Филоненко В.А., Петьков В.А. Самоорганизация в профессиональном становлении личности будущего педагога // Там же. 2013. № 3 (129). С. 82-88.
8. Петьков В.А., Похилько А.Д., Губанова М.А. Диалог как средство развития педагогической культуры субъектов образовательного процесса вуза // Там же. 2015. № 1 (157). С. 82-87.
9. Петьков В.А. Становление субъектной позиции старшеклассника в профессиональном самоопределении // Там же. 2011. № 4. С. 53-58.
10. Петьков В.А., Романов Д.А. Метод формирования показателей мониторинга эффективности функционирования социальных систем // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 5 (123). С. 8-10.
References:
1. Sinko, VM & Petrov, VA 2009, 'Designing cultural and educational environment institutions of primary vocational education', The cultural life of the South of Russia, no. 31, p. 41-43.
2. Grinko, MA & Petkov, VA 2009, 'Preparation of the future teachers to design individual learning paths of senior', Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 3, p. 24-28.
3. Grinko, MA & Petkov, VA 2009, 'Preparation of the future teachers to design individual learning paths of senior', Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 3, p. 24-28.
4. Zhivoglyad, MV & Petkov, VA 2009, Preparation of the future teachers to work in ethnic socialization of adolescents: monograph, Nalchik.
5. Zhivoglyad, MV & Petkov, VA 2013, 'Preparation of the future teachers to work in ethnic socialization of adolescents', Herald of Adygeya State University. Series 3, no. 1 (112), p. 21-27.
6. Petkov, VA & Andryushchenko, SI 2012, 'Organization of innovation among educational institutions', Herald of Adygeya State University. Series 3, no. 1 (112), p. 105-109.
7. Filonenko, VA & Petkov, VA 2013, 'Self-organization in the professional formation of the person of the future teacher', Herald of Adygeya State University. Series 3, no. 3 (129), p. 82-88.
8. Petkov, VA, Pokhilko, AD & Gubanova, MA 2015, 'Dialogue as a means of development of pedagogical culture of subjects of educational process of the university', Herald of Adygeya State University. Series 3, no. 1 (157), p. 82-87.
9. Petkov, VA 2011, 'Formation of a subject position of the senior pupil in professional self-determination', Herald of Adygeya State University. Series 3, no. 4, p. 53-58.
10. Petkov, VA & Romanov, DA 2015, 'The method of formation of indicators for monitoring the functioning of social systems', Society: sociology, psychology, pedagogics, no. 5 (123), p. 8-10.