УДК 378:371.13(045)
Горшенина Светлана Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института им. М. Е Евсевьева E-mail: [email protected]
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
В статье предложено наполнение содержательного и процессуального аспекта подготовки будущих педагогов к этнокультурному образованию школьников в контексте новых стандартов высшего профессионального образования.
Ключевые слова/профессиональная подготовка, подготовка педагогов к этнокультурному образованию, соде р-жательно-процессуальные аспекты подготовки.
Gorshenina Svetlana Nikolaevna
Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Chair of Pedagogics, Mordvinian State Pedagogic Institute after M.E Evseviev E-mail: [email protected]
CONTENT’ & PROCEDURAL ASPECTS OF VOCATIONAL TRAINING FOR TEACHERS TO COME IN ETHNIC CULTURAL LITERACY OF PUPILS
The paper suggests that the completion of both content’ and procedural aspects of preparing teachers to come for ethnic cultural literacy of pupils should be done in the context of new standards of graduate vocational training.
Key word&'vocational training, training of teachers to come in ethnic cultural literacy, content’ and procedural aspects of training.
Работа проводилась при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России»
(госзадание № 2 от 16.03.2013 г.).
Ведущей тенденций развития современного мирового сообщества является стремление к взаимопониманию, солидарности, толерантности и эффективному сотрудничеству, возрождению культурного потенциала каждого этноса, всплеском консолидации миллионов людей на основе своей этнической принадлежности.
Обозначенная установка отражена в этнополитической стратегии российского государства. В принятом в декабре 2012 года Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» одной из задач государственной политики в сфере образования является «защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [1]. Определена единая ценностная и методологическая платформа решения данной задачи, согласно которой необходимо формировать у детей и молодежи общероссийское гражданское самосознание, чувство патриотизма, гражданской ответственности, воспитывать культуру межнационального общения, основанную на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса. Реализация в системе образования России интересов поликультурного социума актуализировало проблему этнокультурного образования школьников. В соответствии со Стратегией государственной национальной политики РФ одним из путей сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества является подготовка педагогических кадров [2].
Анализ реальной практики [3; 4; 5] и результаты психолого-педагогических исследований [6] свидетельствуют о том, что современный педагог не владеет полным объемом информации по традиционной народной культуре, не способен использовать ее богатейший педагогический потенциал в воспитательно-образовательной практике, не имеет навыков интеграции народных традиций в современный педагогический процесс, не готов выстраивать взаимодействие в многонациональном ученическом коллективе, предвидеть возможности конфликта на этнической почве. В связи с этим, проблема профессиональной подготовки будущего педагога к этнокультурному образованию школьников в силу своей важности и сложности требует глубокого научного изучения.
В зарубежных и отечественных исследованиях последних лет (J.A. Banks, K. Nirmala, А.
Ро|1ега, Т.В. Анисенкова, Е.С. Бабунова, Т.А. Дзюба, В.Н. Добросердова, Л.П. Коченкова, Г.Ю. Нагорная, О.П. Нестеренко, С.Н. Федорова, М.Г. Харитонов, В.Ю. Штыкарева, Ю.В. Юдина) отражена идея подготовки будущих педагогов к деятельности в поликультурном социуме. В частности, раскрываются проблемы этнопедагогической и этнокультурной подготовки педагогов, формирования их этнокультурной / поликультурной компетентности. Однако, вопросы подготовки будущего педагога к этнокультурному образованию школьников не нашли должного отражения.
Подготовка будущих педагогов к этнокультурному образованию школьников - это, по нашему мнению, часть целостного педагогического процесса, направленного на формирование знаний, умений, способов деятельности, совершенствование профессионально-важных личностных характеристик, необходимых будущим педагогам для эффективной профессиональной деятельности в области этнокультурного образования школьников. Подготовка будущего педагога к этнокультурному образованию школьников должна быть логически включена в процесс общей профессиональной подготовки, что требует разработки соответствующих программ, отвечающих требованиям диагностичности и интенсивности обучения, технологического обеспечения данного процесса, моделирования профессиональных ситуаций творческого развития и самореализации студентов. В связи с этим, особую значимость приобретает определение содержательно-процессуальных основ подготовки будущего педагога к этнокультурному образованию школьников.
Определяя содержание подготовки, мы основывались на культурологической концепции содержания образования [7], согласно которой его источником является социокультурный опыт, складывающийся из знаний о мире и способах деятельности, опыт осуществления способов деятельности (умения), опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Исходя из этого, содержание подготовки будущих педагогов к этнокультурному образованию школьников включает теоретический и практический блоки.
Теоретический блок ориентирован на формирование общекультурных, психологопедагогических и специальных знаний. Общекультурная составляющая теоретического блока подготовки предполагает ознакомление будущих педагогов с понятием «культура» как социально-историческим феноменом, с основными закономерностями историко-культурного развития человека и человечества, а также включает этнокультурную составляющую подготовки, нацеленную на формирование представлений об этнокультуре и ее значении для полноценного функционирования общества, об этносах, их истории и культуре, факторах и условиях развития этнокультур, влиянии этнокультуры на российскую и мировую культуру, роли этнокультур в формировании социокультурного опыта [8]. Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «Бакалавр») данный аспект подготовки предполагает освоение этнокультурологического содержания дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. Общекультурные (этнокультурные) знания позволяют формировать у будущих педагогов научный взгляд на мир как полиэтническое сообщество людей, знания об этнокультуре являются основой для становления убеждений в важности сохранения и развития этнических культур.
Психолого-педагогическая составляющая подготовки будущих педагогов к этнокультурному образованию школьников позволяет формировать знания:
- ценностных основ профессиональной деятельности в сфере образования;
- сущности и структуры образовательного процесса;
- особенностей реализации образовательного процесса в условиях поликультурного социума;
- закономерностей психического развития и особенностей их проявления на том или ином возрастном этапе;
- этнопсихологических феноменов (этническое самосознание, этнической менталитет, этническая идентичность, национальный характер, этнические ценности, этнические стереотипы);
- психологических основ учета этнопсихологических феноменов в педагогической деятельности;
- теоретико-м етодологических основ этнопедагогики;
- этнопедагогических традиций воспитания детей.
Данный аспект подготовки осуществляется посредством освоения дисциплин «Педагогика» и «Психология», входящих в базовую часть профессионального цикла, а также курсов по выбору соответствующей направленности.
Специальная составляющая теоретического блока подготовки позволяет формировать у будущих педагогов знания в области методологии, теории и технологий этнокультурного образования школьников:
- концепций, теорий, основополагающих принципов этнокультурного образования школьников;
- нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс этнокультурного образования школьников;
- сущности и содержания процесса этнокультурного образования школьников;
- методов, форм, средств и технологий этнокультурного образования школьников [9];
- способов конструирования, корректировки, прогнозирования, оценки эффективности этнокультурного образования школьников;
- методов мониторинга процесса этнокультурного образования школьников.
Практический блок содержания подготовки ориентирован на овладение будущими педагогами умениями и способами деятельности, необходимыми для организации, осуществления и анализа процесса этнокультурного образования школьников:
- умением осуществлять целеполагание, отбор оптимальных средств организации и оценки деятельности по этнокультурному образованию школьников;
- умением моделировать, проектировать и реализовывать процесс этнокультурного образования школьников в урочной и внеурочной деятельности;
- диагностическими умениями по изучению состояния, исходного уровня этнокультурной компетентности школьников;
- умениями отбирать систему педагогических средств для решения поставленных целей и задач этнокультурного образования школьников;
- умением разрабатывать программно-методическое обеспечение этнокультурного образования школьников;
- умением использовать современные образовательные технологии в процессе этнокультурного образования школьников;
- умением учитывать в педагогическом взаимодействии этнопсихологические особенности школьников и работать с многонациональным коллективом на основе использования приемов конструктивного межкультурного диалога;
- умением использовать ресурсы и возможности поликультурной образовательной среды в процессе этнокультурного образования школьников;
- умением анализировать, рефлексировать результаты своей деятельности, деятельности учащихся, педагогического взаимодействия в процессе этнокультурного образования;
- способами взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поли-культурной образовательной среды;
- технологиями приобщения младших школьников к национальным ценностям народов, проживающих в том или ином субъекте Российской Федерации.
Процессуальный аспект подготовки будущих педагогов к этнокультурному образованию школьников отражает сценарий и режиссуру профессиональной педагогической деятельности преподавателя по организации и реализации рассматриваемого процесса и позволяет определить логику его этапов, отбор и конструирование форм, методов обучения в их диалектическом единстве.
Определение логики подготовки будущих педагогов к этнокультурному образованию школьников осуществлялось на основе технологии контекстного обучения [10] и позволило выделить три взаимосвязанных этапа: информационный, оценочно-ориентационный, рефлексив-но-преобразующий (см. таблицу).
Таблица
Этапы подготовки будущих педагогов к этнокультурному образованию школьников
Наименование этапа Стратегия этапа Организационные формы, методы Продукт этапа
Информационный (1-2 курс) Формирование у студентов теоретических знаний в области культуры, этнокультуры, этнопедаго-гики, этнопсихологии, знаний особенностей этно- и поликультурного мира, побуждение интереса к проблемам этнокультурного образования Лекция-диалог, информационная, проблемная, мультимедийная лекции, семинар, дискуссия, диспут, деловые игры, тренинг Способность к пониманию значения этнокультуры, способность к осмыслению методологической базы этнокультуры, способность к межэтническому, меж-культурному общению, к осознанию ценности толерантного поведения по отношению к другим народам и их культурам, конфессиям
Оценочноориентационный (2 курс) Освоение теории и технологий этнокультурного образования школьников, овладение способами межкультурной коммуникации, овладение умениями деятельности в детском многонациональном коллективе в условиях поли-культурной образовательной среды Дискуссия; методы «экспертов», «мозгового штурма»; работа в группах; тренинг; анализ конкретных ситуаций; ролевые игры; культурный ассимилятор, педагогическая мастерская, case-study, практикум Готовность работать со школьниками на основе использовании этнокультурного содержания образования
Рефлексивно-преобразующий (2-5 курс) Обеспечение личностной включенности будущего педагога в профессиональную деятельность по этнокультурному образованию школьников в условиях поликультурной образовательной среды на основе актуализации смыслов и целей, адекватных формируемой деятельности Деловая, ролевая игра; проектная деятельность; науч-но-исследова-тельская деятельность, имитационное моделирование, культурный ассимилятор, анализ и решение профессиональных задач, case-study Готовность к этнокультурному образованию школьников -
Информационный этап включает в себя создание мотивационной базы для дальнейшей работы, освоение общекультурной и психолого-педагогической составляющей содержания подготовки будущих педагогов к этнокультурному образованию школьников.
Оценочно-ориентационный этап предполагает специальную подготовку будущих педагогов посредством изучения курса по выбору студента «Теории и технологии этнокультурного образования школьников», нацеленного на ознакомление с историей, концепциями, теориями, основополагающими принципами этнокультурного образования школьников, спецификой организации данного процесса с детьми разного возраста, овладение практическими умениями це-леполагания, конструирования, корректировки, прогнозирования, оценки эффективности этно-
культурного образования школьников, практическое овладение формами, методами, технологиями эффективной реализации процесса этнокультурного образования, навыками продуктивного взаимодействия между участниками образовательных отношений в процессе этнокультурного образования школьников.
Рефлексивно-преобразующий этап направлен на практическое освоение форм, методов, средств, технологий этнокультурного образования в процессе квазипрофессиональной, учебно-практической и научно-исследовательской деятельности. Данный этап предполагает имитацию будущей профессиональной деятельности в учебных ситуациях, позволяющих погружать будущего педагога в квазипрофессиональное пространство (анализ и решение профессиональных задач, case-study, культурный ассимилятор, проектная деятельность и т.д.), в процессе педагогической практики, выполнения научно-исследовательской работы.
Таким образом, эффективность процесса подготовки будущих педагогов к этнокультурному образованию школьников обеспечивается обоснованным содержанием подготовки, которое включает теоретическую и практическую составляющие, а также осуществлением поэтапной организации процесса подготовки от начальной ориентированности на деятельность по этнокультурному образованию к целостной организации достижения этой цели (информационный, оценочно-ориентационный, рефлексивно-преобразующий этапы).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 27.10.2013).
2. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.referent.ru/1/207668 (дата обращения: 12.10.2013).
3. Горшенина С.Н., Якунчев М.А. Состояние и необходимость совершенствования этнокультурной подготовки студентов в условиях педагогического вуза // Российский научный журнал. 2012. № 31.
4. Чаткина С.Н., Рябова И. Г. Экспериментальное исследование готовности учителя к формированию толерантной личности школьника в многонациональной социальной среде // Г уманитарные науки и образов ание. 2012. № 4(12).
5. YakunchevM.A. аndS.N. Gorshenina Diagnostics of Ethno-Cultural Competence of the Future Teachers // Middle-East Journal of Scientific Research. 16 (12) (2013) : 1709-1713. doi:10.5829/idosi.mejsr.2013.16.12.12101. URL: http://www.idosi.org/mejsr/mejsr16(12)13/17.pdf (дата обращения: 12.11.2013).
6. Нестеренко О.П.Формирование этнокультурного компонента профессиональной компетенции учителя в с и-стеме повышения квалификации: дис... канд.пед.наук. - М., 2010.
7. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. -М.: Педагогика, 1983.
8. БабушкинаЛ.Е. Социокультурная компетенция в формировании культурно-продуктивной личности студента педвуза // Гуманитарные технологии в образовании. 2011. № 4(8).
9. Горшенина С.Н. Технологии реализации этнокультурного образования школьников: состояние проблемы // Гуманитарные технологии в образовании. 2011. № 4(8).
10. ВербицкийА.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. -М.: ИЦ ПКПС, 2004.