Научная статья на тему 'Культурологический подход к патриотическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста'

Культурологический подход к патриотическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1032
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / КУЛЬТУРА / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ГРАЖДАНИН / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / ШКОЛЬНИКИ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / PATRIOTISM / NATIONAL IDEA / CULTURE / FOLK CULTURE / CITIZEN / CITIZENSHIP / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / INTER-ETHNIC AND INTER-CONFESSIONAL RELATION / PRESCHOOLERS / PRIMARY SCHOOLCHILDREN / CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зацепина Мария Борисовна, Халезова Наталья Андреевна

Обосновывая актуальность проблемы формирования культуры ребенка как основы патриотического воспитания, авторы исходят из целого ряда объективных причин и того, что наблюдается рост агрессивного национализма и межэтнических конфликтов, а сложившаяся социально-культурная ситуация объективно нуждается в новой парадигме. В связи с этим отмечается необходимость переосмысления как самого понятия «патриотическое воспитание», так и содержания и методов педагогической работы в этом направлении. В статье определена роль изучения русской культуры в процессе формирования человека-гражданина, рассмотрены основные принципы, направления и формы этой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural approach to the patriotic education of preschool and school age children

Justifying the urgency of the problem of formation of the child's culture as the foundation of patriotic education, the authors come from a number of objective reasons and from the fact that aggressive nationalism and ethnic conflicts rise. Prevailing socio-cultural situation objectively requires a new paradigm of patriotic education. In this regard, we see the need to rethink the concept of «patriotic education» as well as the content and methods of pedagogical work in this direction. The article defines the role of the study of Russian culture in the formation of person-citizen. The basic principles, directions and forms of work are covered.

Текст научной работы на тему «Культурологический подход к патриотическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста»

Теория и методика обучения

и воспитания

М.Б. Зацепина, Н.А. Халезова

Культурологический подход

к патриотическому воспитанию

детей дошкольного и школьного возраста

Обосновывая актуальность проблемы формирования культуры ребенка как основы патриотического воспитания, авторы исходят из целого ряда объективных причин и того, что наблюдается рост агрессивного национализма и межэтнических конфликтов, а сложившаяся социально-культурная ситуация объективно нуждается в новой парадигме. В связи с этим отмечается необходимость переосмысления как самого понятия «патриотическое воспитание», так и содержания и методов педагогической работы в этом направлении. В статье определена роль изучения русской культуры в процессе формирования человека-гражданина, рассмотрены основные принципы, направления и формы этой работы.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, общенациональная идея, культура, народная культура, гражданин, гражданская позиция, социокультурная среда, межэтнические отношения, межконфессиональные отношения, дошкольники, школьники, культурное наследие.

Во все века героизм, мужество наших воинов, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия российского государства. Помимо побед, существуют события, которые заслуживают быть увековеченными в народной памяти федеральными законами: дни русского оружия, дни воинской славы в ознаменование славных побед российских войск, сыгравших решающую роль в истории нашего государства, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими событиями в жизни общества.

В этом контексте особо стоят Указ Президента РФ от 29 октября 2015 г. ^ ^ № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско- ° ^ юношеской организации «Российское движение школьников» [9] и выступле- | § ние президента РФ на встрече «Клуба лидеров» [8], Постановление Правительства 5= | РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О Государственной программе "Патриоти- 1§ ческое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"» [7]. 2 Ц В целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия воспитанию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей, для образовательных учреждений разного уровня, на наш взгляд, особенно актуальны следующие направления: активизация интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества; углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России.

Из вышеизложенных задач патриотического воспитания важным является создание условий для повышения ответственности граждан за судьбу страны, повышение уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепление чувства сопричастности граждан к истории и культурному наследию России посредством их вовлечения в процесс защиты Родины, сбережения и укрепления ее могущества, обеспечения преемственности поколений россиян.

В стране в последнее время действует более 22 тыс. патриотических объединений, клубов и центров по следующим направлениям: оборонно-спортивные лагеря для молодежи допризывного возраста, центры военно-патриотического воспитания и подготовки к военной службе, кадетские школы и казачьи кадетские корпуса и др. Ежегодно увеличивается количество школьников, принимающих участие в этапе президентских состязаний.

Вместе с тем в настоящее время в связи с целым рядом объективных причин и сложившейся социально-культурной ситуацией проблема реализации общенациональной идеи патриотического воспитания подрастающего поколения продолжает стоять особенно остро. Это требует новой парадигмы патриотического воспитания, построенной не на угасании культурной составляющей развития наций и народностей, а на углубленном изучении культурологической составляющей и использования свободного времени личности в социально-значимых целях.

Во-вторых, в недавнем прошлом нашей страны в отечественной культурологии, особенно в культурологической и социально-педагогической практике, проблема духовной жизни подрастающего поколения в большей степени была предоставлена стихии, а национально-патриотическое и социокультурное

к воспитание преимущественно сводилось к прославлению отдельных эпизодов 11 истории и некоторых направлений развития культуры. Существовала тенден-| § ция рассматривать воспитание и развитие детей дошкольного и школьного воз-| ™ раста как не требующих социально-культурной опеки и регуляции. ^ | В-третьих, актуальность необходимости общенациональной идеи патриотического воспитания подрастающего поколения определяется потребностью осмысления новой социокультурной среды, образовавшейся в результате изменений, произошедших в общественных отношениях, нуклеаризации семьи, маргинализации личности, усложнения социальных механизмов передачи ценностей духовной культуры в широком понимании данного слова, а также по линии преемственности поколений.

Нашествие «массовой культуры» Запада - культуры без национальной составляющей (такова «культура» китча, агрессивная реклама, моральная распущенность) - разрушает нравственные устои, подрывает духовные основы личности. За годы реформ была утрачена система «октябрята - пионеры -комсомольцы». Переход образования из сферы государственного управления в частную сферу усугубил эту картину. В образовательных организациях перестала существовать педагогическая организационно-воспитательная общность детского коллектива. Здесь уместно процитировать В.О. Ключевского: «Не столь страшно материальное разорение, сколь разорение нравственное» [4, с. 29]. В этих условиях молодое поколение страны оказалось в беспрецедентном положении. Молодежь стала менее управляема, «размылись» навыки самоорганизации, коллективных взаимодействий. Она вынуждена приобретать путем проб и ошибок свой жизненный опыт, которым не обладали взрослые, - опыт деятельности в обществе свободного предпринимательства.

Социальные и нравственные позиции молодого поколения, включающие дошкольников и школьников, формируются в условиях глубоких экономических и политический трансформаций. Имущественное расслоение населения, с одной стороны, и активизация молодежи во многих сферах общественной жизни - с другой, ведут к проектированию будущего молодого поколения в двух крайних плоскостях: молодежь - поколение без перспективы или молодежь - будущий потенциал всестороннего развития России.

Одним из существенных ресурсов оптимизации социально-культурной адаптации дошкольников и школьников к новым для них реалиям жизни и приобщения к культурным ценностям в процессе образования и воспитания является погружение в культуру русского народа. Для образовательных организаций, реализующих дошкольное, начальное и среднее образование, данная программа является не только планом реализации патриотического воспитания, в котором четко обозначены основные направления работы и показатели ее оценки,

но и документом, на основе которого может быть расширено содержание самого понятия «патриотическое воспитание» и его цели.

Общеизвестно, что гражданское воспитание - это формирование гражданственности как интегрального качества личности, позволяющего ей ощущать себя дееспособным человеком в юридической, социальной, нравственной и политической областях. Еще В.И. Даль писал, что патриот - это любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник [1]. М.Б. Зацепина подчеркивает, что задача гражданского воспитания состоит в формировании у молодого человека активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. Она также полагает, что патриотизм - это интегральное качество личности, включающее патриотические знания и чувства, взгляды, убеждения; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, готовность выполнять гражданский долг и т.д. При этом особое значение имеет реализация проблем формирования гражданственности уже начиная с системы дошкольного образования [3].

С.А. Козлова видит основную цель патриотического воспитания в развитии целостной личности, которое не может быть связано напрямую с какой бы то ни было идеологией, конкретной политической партией или религиозной конфессией. Воспитание любви к Родине должно носить комплексный, системный характер и осуществляться во всех видах деятельности в жизни ребенка и на повседневных и специальных занятиях [5].

Патриотическое воспитание - это один из аспектов целостного воспитательного процесса. Тем более в Государственной программе патриотическое воспитание «представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [7].

Поэтому важной задачей педагогов, воспитателей и учителей является воспитание культурного, духовно творческого человека, преданного своей Родине и народу России; деятельность, личный пример и поступки которого способствуют сохранению и развитию культуры дома, в населенном пункте, регионе, стране. Острая потребность в формировании организации, нацеленной на культурно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, привела к образованию молодежных организаций, новых по содержанию и формам работы. В настоящее время осуществляют свою деятельность различные экологические и зеленые движения, движения геологов, юных туристов, пионеров, юных казаков, кадетов и др. Наибольшую активность при возрождении молодежного движения проявили скауты. В этом отношении они

Е °

О то

к более всего соответствуют сегодняшним потребностям, т.к. имеют серьез-| | ную материальную и методическую базу. Рост числа общественных органи-| § заций молодежи показывает потребность в движении, объединяющем детей I ™ и подростков.

о Начиная с дошкольного возраста и на протяжении всего школьного обуче-

^ ния, процесс освоения мировой культуры обладает огромным потенциалом ° в преодолении духовно-нравственных проблем воспитания. Именно этот период, как показывают исследования Т.С. Комаровой, М.Б. Зацепиной и др., является наиболее сензитивным для приобщения детей к культуре своего народа, своей страны. В этот период их чувства отличаются эмоциональностью, довлеют над всеми сторонами жизни ребенка и поэтому определяют его активность и степень развитости интереса, выступают в качестве мотивов деятельности и культурных потребностей, выражают отношение ребенка к окружающему миру [2; 6].

Начало воспитания патриотизма должно быть основано на том, что обладает следующими важными характеристиками:

- это должны быть предметы культуры,

- культура в них содержится в «концентрированном виде», т.к. только это дает положительный результат;

- условиями результативности выступает педагогическая «обработанность» культуры (так, чтобы она была доступна ребенку-дошкольнику, школьнику и молодому человеку).

Только в этом случае средством воспитания патриотизма выступает искусство (музыка, фольклор, изобразительное и другие виды искусств) и окружающий мир (природа, предметный и социальный мир). Таким образом, изучению русской культуры должно уделяться особое внимание при формировании основ патриотизма, начиная с дошкольного детства.

Необходимо отметить, что именно такое направление может обеспечить необходимую преемственность в воспитании настоящего гражданина. Тем более что в настоящее время особое значение приобретает содействие содержанию образования, взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. Именно эти задачи нашли отражение и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

В основу непрерывного изучения культурного наследия русского народа, на наш взгляд, должна быть положена идея о создании единого воспитательно-образовательного пространства, обеспечивающего погружение детей в социокультурную среду русского народа (обрядовую, светскую, бытовую), адекватную идеологии и реалиям современной социально-культурной ситуации.

Работа в этом направлении должна быть нацелена на разрешение конкретной социально-значимой проблемы - формирование у школьников национального

и гражданского самосознания через укрепление глубоких духовных связей к гч с культурой русского народа. В ходе осуществления данного направления вос- § ^ питательно-образовательной работы будут решаться такие задачи, как само- | § определение личности, ее интеграция в национальную и мировую культуру, 5= | формирование духовности, инициативности, самостоятельности, гражданской | §

ответственности. £5 &

аз

С точки зрения использования различных форм и методов реализации систе- ^ ° мы непрерывного изучения культуры российского народа необходима разработка и внедрение новых технологий, которые будут способствовать созданию позитивной социокультурной среды, создающей благоприятные условия для формирования личности ребенка на основе духовно-нравственного воспитания и развития через национальную культуру, через познание страниц истории, культуры родного края.

Реализация этого направления, безусловно, предполагает работу по расширению содержания дополнительного образования, внеурочную и предметную деятельность учащихся образовательных организаций, а также систематизацию воспитательной работы в школе с 1-го по 11-й класс, при обязательной пропедевтике в дошкольных образовательных организациях.

Общеизвестно, что настоящий патриот - человек думающий, образованный. Он умеет не только любить Родину и гордиться ее достижениями, но и анализировать ошибки, осознавать существующие недостатки. Настоящий патриот -тот, кто, чувствуя за собой силу и мощь предшествующих поколений, знает, как и чем он может служить Отечеству в настоящем. Это понимание не может сформироваться в человеке само собой. Оно требует глубокой целенаправленной работы, которая как раз и обеспечивает достижение показателей результативности патриотического воспитания детей и подростков.

Познавательная деятельность у детей направлена на овладение окружающим миром в повседневной жизни и на занятиях. Одним из основных путей является реализация педагогом личностно-ориентированного подхода к процессу обучения и познанию ребенком мира культуры через культурно-досуговую деятельность. В результате ребенок овладевает совокупностью знаний, умений и навыков в области культуры и различных наук.

Нравственность как базовое основание культуры является одним из самых важных и существенных факторов общественной жизни. При этом ее специфика заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями других людей, интересом и достоинством всего общества в целом. Нравственность - это ценностная основа культуры, направляющая детскую активность на познание рационального общения, норм, поступков и объективное отношение к окружающему миру. Содержательная сторона социокультурной деятельности может

к выступать средством формирования нравственного компонента художественной 11 компетентности ребенка и подростка.

|| В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что основа развития совре-| ™ менного гражданского общества заложена в сохранении культурного насле-о дия, а также в создании условий для повышения гражданской ответственности ^ за судьбу страны, повышении уровня консолидации общества с целью решения ° задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

В сложных современных условиях экономического и геополитического соперничества, по нашему мнению, было бы целесообразно сосредоточиться на следующем:

- развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к символам государства - гербу, флагу, гимну Российской Федерации; формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины;

- повышение интереса российских граждан к военной истории Отечества в условиях подготовки и празднования годовщин побед русского народа и других памятных дат;

- популяризация подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней, профессионалов различных сфер деятельности, формирующих позитивный образ Российской Федерации;

- создание и сохранение мемориальных музеев, установление и благоустройство памятников, обелисков, стел, других мемориальных сооружений и объектов; сохранение и благоустройство территорий, исторически связанных с подвигами воинов нашей страны.

Библиографический список

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1978.

2. Зацепина М.Б. Формирование культуры ребенка как основа патриотического воспитания // Проблемы патриотического воспитания детей и молодежи в свете современной образовательной политики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Нижневартовск, 2 октября 2007 г.) / Отв. ред. Е.В. Гончарова. Нижневартовск, 2008.

3. Зацепина М.Б. Культура - основа развития ребенка дошкольного возраста: Монография. М., 2011.

4. Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. М., 1987. Т. 2. С. 29.

5. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной дей- к гч ствительностью. М., 1998. о ^

6. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников: Монография. М., 2015.

7. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государствен- s 1 ной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 1 g на 2016-2020 годы».

8. Путин: Патриотизм - это национальная идея России // Центр Сулакшина (Центр g^o научной политической мысли и идеологии). URL: http://rusrand.ru/response/putin- с patriotizm--eto-nacionalnaya-ideya-rossii (дата обращения: 30.02.2016)

9. Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"».

И.Н. Куланина

Искусство как форма общения в дошкольном возрасте

В статье рассматривается проблема художественной коммуникации как специфической эстетической деятельности и средства общения. Подчеркивается значимость художественного общения в развитии и становлении личности ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: общение, коммуникативная культура, искусство, художественное общение, интеграция искусств, дошкольный возраст.

Общение является одним из первых видов деятельности, которым овладевает ребенок в онтогенезе, выступает универсальным условием развития личности в период дошкольного детства. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный мир, свой «образ Я», присваивает и созидает культурные ценности, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.

Проблема художественной коммуникации как специфической эстетической деятельности и средства общения рассматривается в трудах М.М. Бахтина,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.