Теория и методика обучения
и воспитания
М.Б. Зацепина, Н.А. Халезова
Культурологический подход
к патриотическому воспитанию
детей дошкольного и школьного возраста
Обосновывая актуальность проблемы формирования культуры ребенка как основы патриотического воспитания, авторы исходят из целого ряда объективных причин и того, что наблюдается рост агрессивного национализма и межэтнических конфликтов, а сложившаяся социально-культурная ситуация объективно нуждается в новой парадигме. В связи с этим отмечается необходимость переосмысления как самого понятия «патриотическое воспитание», так и содержания и методов педагогической работы в этом направлении. В статье определена роль изучения русской культуры в процессе формирования человека-гражданина, рассмотрены основные принципы, направления и формы этой работы.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, общенациональная идея, культура, народная культура, гражданин, гражданская позиция, социокультурная среда, межэтнические отношения, межконфессиональные отношения, дошкольники, школьники, культурное наследие.
Во все века героизм, мужество наших воинов, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия российского государства. Помимо побед, существуют события, которые заслуживают быть увековеченными в народной памяти федеральными законами: дни русского оружия, дни воинской славы в ознаменование славных побед российских войск, сыгравших решающую роль в истории нашего государства, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими событиями в жизни общества.
В этом контексте особо стоят Указ Президента РФ от 29 октября 2015 г. ^ ^ № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско- ° ^ юношеской организации «Российское движение школьников» [9] и выступле- | § ние президента РФ на встрече «Клуба лидеров» [8], Постановление Правительства 5= | РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О Государственной программе "Патриоти- 1§ ческое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"» [7]. 2 Ц В целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия воспитанию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей, для образовательных учреждений разного уровня, на наш взгляд, особенно актуальны следующие направления: активизация интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества; углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России.
Из вышеизложенных задач патриотического воспитания важным является создание условий для повышения ответственности граждан за судьбу страны, повышение уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепление чувства сопричастности граждан к истории и культурному наследию России посредством их вовлечения в процесс защиты Родины, сбережения и укрепления ее могущества, обеспечения преемственности поколений россиян.
В стране в последнее время действует более 22 тыс. патриотических объединений, клубов и центров по следующим направлениям: оборонно-спортивные лагеря для молодежи допризывного возраста, центры военно-патриотического воспитания и подготовки к военной службе, кадетские школы и казачьи кадетские корпуса и др. Ежегодно увеличивается количество школьников, принимающих участие в этапе президентских состязаний.
Вместе с тем в настоящее время в связи с целым рядом объективных причин и сложившейся социально-культурной ситуацией проблема реализации общенациональной идеи патриотического воспитания подрастающего поколения продолжает стоять особенно остро. Это требует новой парадигмы патриотического воспитания, построенной не на угасании культурной составляющей развития наций и народностей, а на углубленном изучении культурологической составляющей и использования свободного времени личности в социально-значимых целях.
Во-вторых, в недавнем прошлом нашей страны в отечественной культурологии, особенно в культурологической и социально-педагогической практике, проблема духовной жизни подрастающего поколения в большей степени была предоставлена стихии, а национально-патриотическое и социокультурное
к воспитание преимущественно сводилось к прославлению отдельных эпизодов 11 истории и некоторых направлений развития культуры. Существовала тенден-| § ция рассматривать воспитание и развитие детей дошкольного и школьного воз-| ™ раста как не требующих социально-культурной опеки и регуляции. ^ | В-третьих, актуальность необходимости общенациональной идеи патриотического воспитания подрастающего поколения определяется потребностью осмысления новой социокультурной среды, образовавшейся в результате изменений, произошедших в общественных отношениях, нуклеаризации семьи, маргинализации личности, усложнения социальных механизмов передачи ценностей духовной культуры в широком понимании данного слова, а также по линии преемственности поколений.
Нашествие «массовой культуры» Запада - культуры без национальной составляющей (такова «культура» китча, агрессивная реклама, моральная распущенность) - разрушает нравственные устои, подрывает духовные основы личности. За годы реформ была утрачена система «октябрята - пионеры -комсомольцы». Переход образования из сферы государственного управления в частную сферу усугубил эту картину. В образовательных организациях перестала существовать педагогическая организационно-воспитательная общность детского коллектива. Здесь уместно процитировать В.О. Ключевского: «Не столь страшно материальное разорение, сколь разорение нравственное» [4, с. 29]. В этих условиях молодое поколение страны оказалось в беспрецедентном положении. Молодежь стала менее управляема, «размылись» навыки самоорганизации, коллективных взаимодействий. Она вынуждена приобретать путем проб и ошибок свой жизненный опыт, которым не обладали взрослые, - опыт деятельности в обществе свободного предпринимательства.
Социальные и нравственные позиции молодого поколения, включающие дошкольников и школьников, формируются в условиях глубоких экономических и политический трансформаций. Имущественное расслоение населения, с одной стороны, и активизация молодежи во многих сферах общественной жизни - с другой, ведут к проектированию будущего молодого поколения в двух крайних плоскостях: молодежь - поколение без перспективы или молодежь - будущий потенциал всестороннего развития России.
Одним из существенных ресурсов оптимизации социально-культурной адаптации дошкольников и школьников к новым для них реалиям жизни и приобщения к культурным ценностям в процессе образования и воспитания является погружение в культуру русского народа. Для образовательных организаций, реализующих дошкольное, начальное и среднее образование, данная программа является не только планом реализации патриотического воспитания, в котором четко обозначены основные направления работы и показатели ее оценки,
но и документом, на основе которого может быть расширено содержание самого понятия «патриотическое воспитание» и его цели.
Общеизвестно, что гражданское воспитание - это формирование гражданственности как интегрального качества личности, позволяющего ей ощущать себя дееспособным человеком в юридической, социальной, нравственной и политической областях. Еще В.И. Даль писал, что патриот - это любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник [1]. М.Б. Зацепина подчеркивает, что задача гражданского воспитания состоит в формировании у молодого человека активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. Она также полагает, что патриотизм - это интегральное качество личности, включающее патриотические знания и чувства, взгляды, убеждения; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, готовность выполнять гражданский долг и т.д. При этом особое значение имеет реализация проблем формирования гражданственности уже начиная с системы дошкольного образования [3].
С.А. Козлова видит основную цель патриотического воспитания в развитии целостной личности, которое не может быть связано напрямую с какой бы то ни было идеологией, конкретной политической партией или религиозной конфессией. Воспитание любви к Родине должно носить комплексный, системный характер и осуществляться во всех видах деятельности в жизни ребенка и на повседневных и специальных занятиях [5].
Патриотическое воспитание - это один из аспектов целостного воспитательного процесса. Тем более в Государственной программе патриотическое воспитание «представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [7].
Поэтому важной задачей педагогов, воспитателей и учителей является воспитание культурного, духовно творческого человека, преданного своей Родине и народу России; деятельность, личный пример и поступки которого способствуют сохранению и развитию культуры дома, в населенном пункте, регионе, стране. Острая потребность в формировании организации, нацеленной на культурно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, привела к образованию молодежных организаций, новых по содержанию и формам работы. В настоящее время осуществляют свою деятельность различные экологические и зеленые движения, движения геологов, юных туристов, пионеров, юных казаков, кадетов и др. Наибольшую активность при возрождении молодежного движения проявили скауты. В этом отношении они
Е °
О то
к более всего соответствуют сегодняшним потребностям, т.к. имеют серьез-| | ную материальную и методическую базу. Рост числа общественных органи-| § заций молодежи показывает потребность в движении, объединяющем детей I ™ и подростков.
о Начиная с дошкольного возраста и на протяжении всего школьного обуче-
^ ния, процесс освоения мировой культуры обладает огромным потенциалом ° в преодолении духовно-нравственных проблем воспитания. Именно этот период, как показывают исследования Т.С. Комаровой, М.Б. Зацепиной и др., является наиболее сензитивным для приобщения детей к культуре своего народа, своей страны. В этот период их чувства отличаются эмоциональностью, довлеют над всеми сторонами жизни ребенка и поэтому определяют его активность и степень развитости интереса, выступают в качестве мотивов деятельности и культурных потребностей, выражают отношение ребенка к окружающему миру [2; 6].
Начало воспитания патриотизма должно быть основано на том, что обладает следующими важными характеристиками:
- это должны быть предметы культуры,
- культура в них содержится в «концентрированном виде», т.к. только это дает положительный результат;
- условиями результативности выступает педагогическая «обработанность» культуры (так, чтобы она была доступна ребенку-дошкольнику, школьнику и молодому человеку).
Только в этом случае средством воспитания патриотизма выступает искусство (музыка, фольклор, изобразительное и другие виды искусств) и окружающий мир (природа, предметный и социальный мир). Таким образом, изучению русской культуры должно уделяться особое внимание при формировании основ патриотизма, начиная с дошкольного детства.
Необходимо отметить, что именно такое направление может обеспечить необходимую преемственность в воспитании настоящего гражданина. Тем более что в настоящее время особое значение приобретает содействие содержанию образования, взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. Именно эти задачи нашли отражение и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
В основу непрерывного изучения культурного наследия русского народа, на наш взгляд, должна быть положена идея о создании единого воспитательно-образовательного пространства, обеспечивающего погружение детей в социокультурную среду русского народа (обрядовую, светскую, бытовую), адекватную идеологии и реалиям современной социально-культурной ситуации.
Работа в этом направлении должна быть нацелена на разрешение конкретной социально-значимой проблемы - формирование у школьников национального
и гражданского самосознания через укрепление глубоких духовных связей к гч с культурой русского народа. В ходе осуществления данного направления вос- § ^ питательно-образовательной работы будут решаться такие задачи, как само- | § определение личности, ее интеграция в национальную и мировую культуру, 5= | формирование духовности, инициативности, самостоятельности, гражданской | §
ответственности. £5 &
аз
С точки зрения использования различных форм и методов реализации систе- ^ ° мы непрерывного изучения культуры российского народа необходима разработка и внедрение новых технологий, которые будут способствовать созданию позитивной социокультурной среды, создающей благоприятные условия для формирования личности ребенка на основе духовно-нравственного воспитания и развития через национальную культуру, через познание страниц истории, культуры родного края.
Реализация этого направления, безусловно, предполагает работу по расширению содержания дополнительного образования, внеурочную и предметную деятельность учащихся образовательных организаций, а также систематизацию воспитательной работы в школе с 1-го по 11-й класс, при обязательной пропедевтике в дошкольных образовательных организациях.
Общеизвестно, что настоящий патриот - человек думающий, образованный. Он умеет не только любить Родину и гордиться ее достижениями, но и анализировать ошибки, осознавать существующие недостатки. Настоящий патриот -тот, кто, чувствуя за собой силу и мощь предшествующих поколений, знает, как и чем он может служить Отечеству в настоящем. Это понимание не может сформироваться в человеке само собой. Оно требует глубокой целенаправленной работы, которая как раз и обеспечивает достижение показателей результативности патриотического воспитания детей и подростков.
Познавательная деятельность у детей направлена на овладение окружающим миром в повседневной жизни и на занятиях. Одним из основных путей является реализация педагогом личностно-ориентированного подхода к процессу обучения и познанию ребенком мира культуры через культурно-досуговую деятельность. В результате ребенок овладевает совокупностью знаний, умений и навыков в области культуры и различных наук.
Нравственность как базовое основание культуры является одним из самых важных и существенных факторов общественной жизни. При этом ее специфика заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями других людей, интересом и достоинством всего общества в целом. Нравственность - это ценностная основа культуры, направляющая детскую активность на познание рационального общения, норм, поступков и объективное отношение к окружающему миру. Содержательная сторона социокультурной деятельности может
к выступать средством формирования нравственного компонента художественной 11 компетентности ребенка и подростка.
|| В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что основа развития совре-| ™ менного гражданского общества заложена в сохранении культурного насле-о дия, а также в создании условий для повышения гражданской ответственности ^ за судьбу страны, повышении уровня консолидации общества с целью решения ° задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
В сложных современных условиях экономического и геополитического соперничества, по нашему мнению, было бы целесообразно сосредоточиться на следующем:
- развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к символам государства - гербу, флагу, гимну Российской Федерации; формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины;
- повышение интереса российских граждан к военной истории Отечества в условиях подготовки и празднования годовщин побед русского народа и других памятных дат;
- популяризация подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней, профессионалов различных сфер деятельности, формирующих позитивный образ Российской Федерации;
- создание и сохранение мемориальных музеев, установление и благоустройство памятников, обелисков, стел, других мемориальных сооружений и объектов; сохранение и благоустройство территорий, исторически связанных с подвигами воинов нашей страны.
Библиографический список
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1978.
2. Зацепина М.Б. Формирование культуры ребенка как основа патриотического воспитания // Проблемы патриотического воспитания детей и молодежи в свете современной образовательной политики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Нижневартовск, 2 октября 2007 г.) / Отв. ред. Е.В. Гончарова. Нижневартовск, 2008.
3. Зацепина М.Б. Культура - основа развития ребенка дошкольного возраста: Монография. М., 2011.
4. Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. М., 1987. Т. 2. С. 29.
5. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной дей- к гч ствительностью. М., 1998. о ^
6. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников: Монография. М., 2015.
7. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государствен- s 1 ной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 1 g на 2016-2020 годы».
8. Путин: Патриотизм - это национальная идея России // Центр Сулакшина (Центр g^o научной политической мысли и идеологии). URL: http://rusrand.ru/response/putin- с patriotizm--eto-nacionalnaya-ideya-rossii (дата обращения: 30.02.2016)
9. Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"».
И.Н. Куланина
Искусство как форма общения в дошкольном возрасте
В статье рассматривается проблема художественной коммуникации как специфической эстетической деятельности и средства общения. Подчеркивается значимость художественного общения в развитии и становлении личности ребенка дошкольного возраста.
Ключевые слова: общение, коммуникативная культура, искусство, художественное общение, интеграция искусств, дошкольный возраст.
Общение является одним из первых видов деятельности, которым овладевает ребенок в онтогенезе, выступает универсальным условием развития личности в период дошкольного детства. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный мир, свой «образ Я», присваивает и созидает культурные ценности, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.
Проблема художественной коммуникации как специфической эстетической деятельности и средства общения рассматривается в трудах М.М. Бахтина,