Научная статья на тему 'Культурологический подход к исследованию феномена модного объекта'

Культурологический подход к исследованию феномена модного объекта Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
306
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
МОДА / МОДНЫЙ СТАНДАРТ / МОДНЫЙ ОБЪЕКТ / ФЕНОМЕН МОДНОГО ОБЪЕКТА / FASHION / THE FASHIONABLE STANDARD / FASHIONABLE OBJECT / PHENOMENON OF FASHIONABLE OBJECT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Андреева С. Л.

В данной статье уделяется особое внимание развитию исследований о моде. В статье исследуются модные стандарты. Дается понятие феномена модного объекта и его роли в формировании модных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Андреева С. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The culturological approach to fashionable object phenomenon research

This article is devoted to the development of researches about fashion. In the article fashionable standards are presented and studied. The concept of a phenomenon of fashionable object and its role in forming fashionable standards are researched.

Текст научной работы на тему «Культурологический подход к исследованию феномена модного объекта»

дискуссия

журнал научных публикаций

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

С. Л. Андреева, старший преподаватель, кафедра английского языка, Московский государственный университет, г. Москва, Россия, goodfortunesvetlana@mail.ru

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА МОДНОГО ОБЪЕКТА

Планетарные культурно-цивилизаци-онные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к постиндустриальному и от культуры модерна к постмодерну, которые переживает современное человечество, охватывают все сферы жизни социума.

Понятие моды у большинства людей ассоциируется с господствующей в течение короткого отрезка времени манерой одеваться, или со сменой одних эталонов внешних форм культуры другими. Однако сегодня такую трактовку следует признать чрезмерно узкой: современная мода не ограничивается одеждой или внешними формами культуры, она пронизывает весь образ жизни человека, охватывает широчайший круг явлений — экономику, политику, музыкальные и литературные пристрастия, речь, манеры, способы общения. Масштабы этого сложного и многогранного феномена таковы, что «трудно назвать такую область социально-экономической и культурной жизни, где бы не сказывалось его влияние»1. И как тотальное и доминантное для определенного периода явление, мода заслуживает к себе самого серьезного отношения.

Будучи необходимым элементом культуры, неотъемлемой составной частью образа жизни людей, мода способна адекватно репрезентировать происходящие в обществе изменения, выступать своеобразным индикатором социокультурных трансформаций и служить одним из тех языков, на котором каждая культура сама «говорит» о себе. Предметы, которые мы используем, дома,

в которых живем, и даже идеи, доминирующие в тот или иной период времени, — все подвластно моде. Следовательно, тот, кто хочет познать сущность той или иной исторической эпохи, смысл культуры, должен чаще обращаться к ее изучению2.

Актуальной является задача осуществления исследования моды для такой молодой науки, как культурология, в которой пока еще не уделяется достаточно серьезного внимания прагматике культуры. Явно недостаточно изучена проблема места и роли моды в современной культуре и ее влияния на культурные принципы. Этими обстоятельствами и обусловлен интерес автора к теме настоящей статьи.

Современная мода может пониматься с позиции культурологического подхода как открытая структура, составляющими которой становятся индустрия моды, мода от-кутюр как художественная система и репрезентация моды в СМИ. Масс-медиа, освещающие темы моды, репрезентируют арт-систему моды и ее смыслы, рекламируют товары модной индустрии. Основная функция масс-медиа — трансформация образов и смыслов элитарной культуры в образы масс-культуры.

Гофман А. Б. выделил наиболее очевидный и наименее устойчивый элемент моды — это то, что «входит» в моду и «выходит» из нее: определенные способы или образцы поведения, которые время от времени сменяют друг друга. Их можно назвать модными стандартами, в обиходе их называют просто модами.

№ 9 (17) НОЯБРЬ 2011

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций V

Модные стандарты — это разновидность культурных образцов, т. е. некие способы или правила поведения —

или действия, зафиксированные в культуре особыми средствами, отличными от самого этого поведения и его биопсихических элементов. К этим средствам относятся все существующие в культуре методы и формы фиксации, хранения и передачи информации: от одежды и танца до печатного текста и магнитной записи.

Модные стандарты чаще всего реализуются посредством каких-то объектов, как материальных, так и нематериальных (духовных, знаковых, символических и т. п.). Автор статьи согласен с А. Б. Гофманом, который называет их модными объектами3.

К ним относятся вещи, идеи, слова, художественные произведения и т. п., а также свойства объектов, например формы или размеры.

По мнению автора, модные объекты — это любые объекты, которые оказываются «в моде». Каждый из них, и это следует особо подчеркнуть, существует исключительно как элемент и средство реализации модного стандарта, т. е. определенного способа поведения. В повседневной жизни мы говорим, что платье такого-то фасона «в моде», но, строго говоря, не платье само по себе, а его ношение для женщины или его проектирование для дизайнера одежды.

Автор статьи считает, что одни и те же объекты могут включаться в различные модные стандарты; соответственно различны и функции, выполняемые этими объектами. В средневековой Европе помидоры не употреблялись в пищу, а дарились возлюбленным, как цветы. Сахар, водка, шоколад, чай, и кофе вначале рассматривались и использовались как лекарства.

Табак в истории использовался по-

Понятие моды у большинства людей ассоциируется с господствующей в течение короткого отрезка времени манерой одеваться, или со сменой одних эталонов внешних форм культуры другими.

жалению, по сей день. Так же и с модой: одна и та же «вещь» бывает включена в — разные модные стандарты. Одна и та же пьеса может быть «в моде», но в одних случаях модно ее хвалить, а в других — ругать4. Существуют «безобъектные» модные стандарты, которые вообще никак не отделены от тела человека, например жесты, мимика или танцы. Иногда модный стандарт состоит в отказе от использования каких-то некогда модных объектов, к примеру, отказ от ношения головного убора, галош, веера, галстука, зонта, муфты, от восприятия каких-то художественных произведений и т. д.

Гофман А. Б. предложил теоретическую модель моды, определив четыре основных ее компонента:

I. Модные стандарты. Это ценности, правила поведения или действия, которые существуют в культуре на данный момент и зафиксированы в ней. К модным стандартам относятся все существующие методы и формы получения, хранения и передачи информации: СМИ, одежда, искусство, литература и т. п.

II. Модные объекты — средства реализации модных стандартов, их конкретное воплощение в жизнь. Например, определенный фасон одежды или музыкальная группа.

III. Модные значения. Стандарты и объекты становятся модными, только когда они наделяются модными значениями, т. е. когда человек осознает, что они являются модными.

IV. Поведение участников моды — поведение, направленное на модные стандарты, объекты и значения.

Принятие или непринятие моды зависит от социальных норм и ценностей. Последние Гофман рассматривает как структурообразующий компонент в моде. Он выделяет два уровня ценностей разному: его жевали, нюхали и курят, к со- в моде. Атрибутивные («внутренние») цен-

Современная мода не ограничивается одеждой или внешними формами

культуры, она пронизывает весь образ жизни человека, охватывает

широчайший круг явлений -экономику, политику, музыкальные и литературные пристрастия, речь, манеры, способы общения.

дискуссия

журнал научных публикаций

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ности являются основой постоянства функционирования моды, те качества, которыми обладают все модные стандарты и объекты. К ним относятся со- = временность, универсальность, или диф-фузность (массовость), демонстративность и игра. Денотативные («внешние») ценности — то, как люди ин- _

терпретируют моду и обозначаемые ей атрибутивные ценности, смысл, который вкладывает каждый человек в следование той или иной моде.

В данном случае акцентировано внимание на социальной стороне моды, и не рассматривается подробно влияние культурных особенностей на принятие модного объекта. В то же время важно понять, почему конкретный человек принимает или не принимает моду, как она согласуется с его собственными убеждениями и чертами характера.

Автор полагает, что следование моде во многом зависит и от социально-культурной активности личности. Активность предшествует и сопровождает следование моде. То есть вначале у человека появляется желание следовать моде, затем он выбирает тот модный объект, который является для него желанным. Последним этапом является поиск способов получения или достижения желаемого и деятельность по реализации модных замыслов. Социально-культурная активность в свою очередь зависит от таких психологических качеств, как потребности и мотивы личности, ее направленность, способности, ценностно-смысловые ориентации и т. п. В качестве основных мотивов следования моде можно выделить: прихоть, стремление к приобретению нового опыта, стремление к риску, стремление к прогрессивному изменению, стремление к приобретению более высокого статуса, мотив демонстрации принадлежности к определенной социальной группе и отличия от людей с более низким статусом, потребность в эмоциональной разрядке и самоутверждение.

В данном случае возникает феномен модного объекта, которым может быть деталь дизайна, определенный человек, на-

В средневековой Европе помидоры не употреблялись в пищу, а дарились

возлюбленным, как цветы. Сахар, водка, шоколад, чай, и кофе вначале рассматривались и использовались как лекарства.

правление в музыке и т. д. В результате воздействия на личность феномен модного объекта влияет на культурно-социальную жизнь человека, преображает его, зачастую меняя его привычки и даже образ жизни. Поэтому феномен модного объекта — это то, что может быть в моде.

_ В их числе — одежда,

пища, алкогольные напитки, табачные изделия, произведения музыки, живописи, литературы, архитектурные модели, стиль жизни, виды спорта и т. д. Одни предметы, типы поведения чаще оказываются в роли модных объектов, другие — реже.

На основании вышесказанного можно дать определение феномена модного объекта — это результат как целенаправленной, так и спонтанной деятельности множества людей, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга. Феномен модного объекта — это социально-культурная норма, существующая в массовом тиражировании.

Таким образом, можно сделать вывод, что феномен модного объекта — один из основных механизмов, организующих жизнь социума и регулирующих поведение людей в нем. Он подчиняет своему влиянию не только бытовую сферу жизни человека (выбор одежды, интерьера, предметов личной гигиены, гастрономические и музыкальные предпочтения и др.), но и ментальную (образ мыслей, формирование критериев оценки явлений действительности, выбор определенной модели поведения, самоидентификацию). При этом феномен модного объекта не просто мощный социальный регулятор, это значимый культурный феномен, который только начинает изучаться.

1. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., 1994.

2. Гришаева Т А. Мода как феномен современной культуры: дис. ... канд. фил. наук: 24.00.01. Ростов-на-Дону, 2008. С. 3.

3. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., 1994.

4. Там же. С. 10-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.