Научная статья на тему 'Гендерные коллизии современной моды'

Гендерные коллизии современной моды Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1588
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДА / FASHION / МОДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / FASHION BEHAVIOR / FASHION-ИНДУСТРИЯ / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / MODERN CULTURE / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / GENDER STEREOTYPES / FASHION INDUSTRY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шипулина Наталья Борисовна, Муссаралиев Донат Амангалиевич, Прокопенко Дарья Андреевна

В статье рассматриваются основные направления трансформаций в мире современной моды и модного поведения. Значимым аспектом таких изменений авторы считают стирание гендерных различий и порождение универсальных в гендерном отношении проявлений моды, а также специфических внегендерных форм модного поведения. Феномен моды рассматривается в связи с традиционными представлениями о четком разграничении мужской и женской идентичностей и социальных ролей и размывании этой четкой границы в модном поведении мужчин и женщин в XXI веке. Такая трансформация связывается авторами с технологическими изменениями, демократизацией общества, ориентацией ценностей на толерантность и равноправие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные коллизии современной моды»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ГЕНДЕРНЫЕ КОЛЛИЗИИ СОВРЕМЕННОЙ МОДЫ Шипулина Н.Б.1, Муссаралиев Д.А.2, Прокопенко Д.А.3 Email: [email protected]

'Шипулина Наталья Борисовна - кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и культурологии, Волгоградский государственный социально-педагогический университет;

Муссаралиев Донат Амангалиевич — учащийся;

3Прокопенко Дарья Андреевна—учащийся, Гимназия № 9, г. Волгоград

Аннотация: в статье рассматриваются основные направления трансформаций в мире современной моды и модного поведения. Значимым аспектом таких изменений авторы считают стирание гендерных различий и порождение универсальных в гендерном отношении проявлений моды, а также специфических внегендерных форм модного поведения. Феномен моды рассматривается в связи с традиционными представлениями о четком разграничении мужской и женской идентичностей и социальных ролей и размывании этой четкой границы в модном поведении мужчин и женщин в XXI веке. Такая трансформация связывается авторами с технологическими изменениями, демократизацией общества, ориентацией ценностей на толерантность и равноправие.

Ключевые слова: мода, модное поведение, fashion-индустрия, современная культура, идентичность, гендерные стереотипы.

GENDER TRANSFORMATION OF MODERN FASHION Shipulina N.B.1, Mussuraliev DA.2, Prokopenko D.A.3

'Shipulina Natalia Borisovna - Candidate of philosophical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PHILOSOPHY AND CULTURAL STUDIES, VOLGOGRAD STATE SOCIO-PEDAGOGICAL UNIVERSITY;

2Mussuraliev Donat Amangalievich — Student; 3Prokopenko Daria Andreevna — Student, GYMNASIUM № 9, VOLGOGRAD

Abstract: the article discusses the main directions of transformation in the world of modern fashion and fashion behavior. The authors consider the erase of gender differences and generation of universal gender-related fashion manifestations, as well as specific non-gender forms of fashion behavior to be a significant aspect of such changes. The phenomenon of fashion is considered in connection with traditional ideas about a clear distinction between male and female identities and social roles and the blurring of this clear boundary in the fashion behavior of men and women in the XXI century. Such transformation is associated by the authors with technological changes, democratization of society, orientation of values to tolerance and equality.

Keywords: fashion, fashion behavior, fashion industry, modern culture, identity, gender stereotypes.

УДК 130.2

DOI: 10.20861/2312-8089-2018-44-002

Трансформации культурной жизни в начавшемся XXI веке можно описывать и анализировать в самых разных аспектах, один из них - гендерный. В настоящее время можно уверенно констатировать, что многие значимые феномены социально-духовной жизни людей сейчас связаны с критерием «му/женственности», что порождает дискуссионное поле для выявления и обсуждения специфики мужского и женского мышления, поведения, идентичности, способов самореализации и самопрезентации в различных культурных дискурсах и практиках.

В этой связи полагаем, что можно говорить о наступлении нового этапа в развитии женской моды. Анализируя изменения, происходящие в моде и модном поведении XXI века, мы часто употребляем такие слова, как свобода, комфорт, удовольствие. Каждой женщине знакомы эти слова, и каждая варьирует их по-своему. Женщины следуют моде, поскольку она служит для

них определенным способом самовыражения. Безусловно, то, что носит женщина, влияет на ее настроение и поведение. Женская мода, как и мода в целом, не стоит на месте. Огромное количество дизайнеров, модельеров и кутюрье включают свою креативность и придумывают разные образы для модниц. Чтобы хорошо выглядеть, нужно иметь чувство вкуса и меры, а также уметь изобрести и скомбинировать новую вещь или преподнести в новом свете вещь, вышедшую из моды, но перешедшую в особый в своей привлекательности статус винтажной, актуализирующейся в модусе «потертого шика».

В XXI веке девушки отдают свое предпочтение стилю и комфорту, надевая кроссовки с платьем или кеды. Девушки нынешнего времени научились сочетать несочетаемое. Сейчас это неотъемлемая часть женского гардероба, которую главное правильно сочетать. Раньше считалось, что кеды можно носить исключительно со спортивным костюмом, сочетание же с другими вещами было нелепым и обсуждалось прохожими. Но сейчас все изменилось с точностью до наоборот: всем настоящим модницам пришлось по душе необычное стильное сочетание. На данный момент существует просто невероятное количество разных кроссовок, кед, тимбирлендов, криперов и т.д. Разные фирмы пытаются сделать, как правило, не только модную и функциональную обувь, но и предать ей некую легкость, для сочетания с абсолютно разной одеждой. Безусловно, существуют и обувь, предназначенная исключительно для спорта, но кто сказал, что нельзя правильно сочетать ее, например, со спортивным платьем [7]?

В выборе обуви, как и во всех других аспектах одежды, существуют знаменитые фирмы, бренды, которые пользуются наибольшей популярностью.

Это такие, как:

Converse (Конверс) - легендарный американский производитель обуви. Выпускает также футболки и спортивные сумки. Бренд основан в 1908 году в США Маркизом Миллсом Конверсом. В начале XX века Converse начали первыми создавать кеды для профессионального спорта. Всемирным успехом бренд обязан баскетболисту Чаку Тейлору. С начала 1920-х гг. спортсмен выступал послом Converse и участвовал в разработке обуви. На 2015 год Converse принадлежат компании Nike.

Nike - всемирно известный американский бренд. Одна из самых крупных компаний, специализирующихся на моделировании, производстве и распространении спортивной одежды, обуви и аксессуаров. Русская транскрипция - «Найк».

Adidas - немецкий промышленный концерн, специализирующийся на выпуске спортивной обуви, одежды, сумок, часов, очков, инвентаря и других товаров, связанных со спортом. Компания является крупнейшим производителем спортивных товаров в Европе и вторым по величине в мире, конкурируя только с американской фирмой Nike.

Puma - немецкая компания, специализирующаяся на производстве спортивной одежды, обуви и аксессуаров. Основана в 1948 году в Герцогенаурахе (Германия). Русская транскрипция - «Пума». Компания производит спортивную экипировку под торговыми марками Puma и Tretorn, имеет дочерние отделения в США, Франции, Швейцарии, Испании, Сянгане. Компании принадлежит сеть из 116 фирменных магазинов. Торговая марка Puma сотрудничает со многими знаменитыми спортсменами и целыми спортивными ассоциациями, а также является официальным спонсором спортивных соревнований

Reebok (рус. произношение ['рибок]) — британская компания по производству спортивной одежды, обуви и аксессуаров. Штаб-квартира расположена в пригороде Бостона - Кэнтоне (штат Массачусетс). С 2005 года Reebok является дочерним предприятием компании Adidas.

Первой освободительницей женской моды в веке ХХ стала Коко Шанель, которая перевернула весь мир модной индустрии с ног до головы. Она почти полностью поменяла гардероб модниц, убрав из него громоздкие длинные платья и юбки, корсеты и слишком яркие цвета. Знаменитая Коко Шанель [8] сделала его комфортнее и удобней, за что все модницы того времени сказали ей спасибо. Она ввела более строгие линии в одежде, женщины стали носить строгие пиджаки, жакеты и брюки, а самое главное - маленькое черное платье, что является популярным и по сей день.

В чем же состоит глобальный прорыв в развитии мужской моды? Несмотря на кажущееся безразличие, мужчина на протяжении всей истории человечества, придавал большое значение моде. Считалось, хорошо одетый мужчина - это мужчина в пиджаке и при галстуке, реже без него. В редких случаях - в джинсах и белой майке, как Марлон Брандо или Брэд Питт в молодости. То есть кто-то очень мужественный, с подчёркнутыми мышцами, в мужественно-элегантной или мужественно-бунтарской одежде. Этот гипертрофированно маскулинный образ был долгое время для мужчин эталоном стиля, замешанным не столько на самой одежде,

сколько на символике гендерных ролей. И хотя эти роли уже успели многократно поменяться, образцовый мужской гардероб меняться не спешил.

Мода для мужчин отреагировала на гендерные перестановки с опозданием, но всё же отреагировала, и размывание патриархальных ролевых моделей обрело вполне реальное воплощение в виде брюк, рубашек и прочего. Попытки осмыслить разные грани мужской сексуальности через одежду уже были: вспомните хотя бы обтягивающие брюки клёш и облегающие трикотажные кофты семидесятых. Но то была лишь примета времени, по-настоящему фундаментальные изменения стали происходить лишь в последние несколько лет. Во многом такая ситуация обязана фем-движениям, которые продолжали высвобождать женщин из красивой, но неудобной одежды, делали гардероб функциональным и первыми стали выступать за отказ от какой бы то ни было гендерной маркированности и символики. Это означало, что и мужчинам вовсе не обязательно хранить верность консервативному в его гендерной определенности гардеробу, на визуальном уровне доказывая свою мужественность.

Мужская мода XXI века совершила огромный скачок в мире высокой, а также повседневной моды. Мужская мода стала разнообразна и неопределенна в хорошем смысле этого слова. Несмотря на определенные устойчивые тренды, мужская мода идет на одном уровне с женской: в ней так же присутствуют постоянные сезонные циклы, которые полностью меняют модные тенденции каждые шесть месяцев.

Так же как и женская, мужская мода не имеет ограничений. Мужчина не обязан одеваться в определенном стиле, одежда перестала быть обязательством и больше стремится к независимости в выборе [10]. Сейчас модельеры всего мира создают коллекции одежды для мужчин в таком же широком диапазоне, как и коллекции для женщин. В сегодняшнем мире Джаред Лето на своём примере показывает, как надеть на «Оскар» пижамный смокинг с бархатными лоферами и выглядеть уместно, а во всех магазинах «Zara» висят мужские комбинезоны из рубашечной ткани с поясом, который можно завязать бантом.

Прямо сейчас мы наблюдаем очень гуманный и своевременный поворот моды. Мир изменяется, меняется мода, цикличность моды и отношение людей к ней. Свобода в выборе одежды, эксперименты и не стандартные, а порой даже причудливые, вещи, которые люди используют в своем «луке» и индивидуальных стилях доходят порой до абсурдной концепции. При этом в уличной моде осталась природная, естественная красота. Но многие поддерживают эту естественность, включая мужчин. К заслугам моды XXI века можно отнести тенденцию, заставляющую мужчин следить за собой как можно тщательнее. Сегодня настоящий мужчина стремит быть метросексуалом. По крайней мере, так считают ведущие мировые стилисты [9].

Согласно источникам, метросексуал - неологизм для обозначения современных мужчин любой сексуальной ориентации, которые придают большое значение своей внешности (физическая форма, одежда, аксессуары) и, соответственно, тратят много времени и средств на совершенствование своего внешнего вида и образа жизни. Можно сказать, что метросексуал -современный образ устаревших денди, щеголя, франта... Метросексуалы стали неотъемлемой частью модного стиля XXI века. Дословно это понятие означает «сохранение своей естественной сущности в большом городе», а конкретно - оно о том, как при городских условиях выглядеть сексуально и привлекательно и при этом естественно - сейчас это требует определенных, весьма регулярных сил и средств.

Сейчас модные салоны переполняют не только девушки, но и парни. В моду возвращаются гладко уложенные волосы и стриженые бороды. Неотъемлемым аксессуаром становится пирсинг, татуировки, вплоть до экспрементов с волосами и собственным телом. В настоящее время актуальной тенденцией в мужской моде является демократичность, что выражается и в манерах, и в одежде: неформальный раскованный стиль приветствуется как в повседневном направлении - casual, так и в традиционных костюмах. Мужской шкаф перестал быть консервативным.

Та свобода, что движет людьми, превращает мужскую одежду в средство самовыражения, которым она уже стала у женщин.

Можно утверждать, что огромные изменения в мире моды послужили расширению границ допустимого. Как было упомянуто выше, Коко Шанель изменила женский мир моды до неузнаваемости, вводя в тренд строгие линии в одежде. Это и послужило первым шагом к стиранию границ между полами.

В XXI веке границ между мужчинами и женщинами, полагаем, почти не осталось. Многие знаменитые кутюрье оставили свой отпечаток к сближению полов. Рассмотрим подробно специфику четырех из них, создавших новые «революционные» образы.

1) Коко Шанель. В 1920-1930 г. ввела в моду короткую стрижку для женщин. Сделала брюки и пиджак частью дамского гардероба. Матроску превратила в женскую блузку.

2) Ив Сен Лоран. В 1960 г. создал практичный брючный костюм для работающих женщин и дам за рулем автомобиля.

3) Андре Курреж. Совершил революционный переворот, создав мини-юбку. Мини-юбка превратилась в символ независимости и освобождения женщины.

4) Жан-Поль Готье. В 1980-е г. окончательно стер разницу между мужчиной и женщиной, создав провокационную мужскую юбку.

Конкурентами женщин в модном поведении сейчас стали мужчины, для которых мода теперь так же доступна, как и для женщин. К достижениям моды XXI века можно отнести тенденцию, заставляющую мужчин следить за собой как можно тщательнее. Кстати, с появлением метросексуалов у мужчин и женщин появилось больше общих тем. Ведь метросексуалы регулярно посещают косметические салоны и тщательно следят за модой [5].

Принято считать, что в моде XXI века нет ничего нового, она суть интертекстуальное повторение прежних форм, образов, силуэтов и д. Но это не так. Кардинальная перемена, которая произошла в отношении женской и мужской одежды и в сознании людей, - отчасти достижение и модной индустрии тоже. Прямо сейчас мы наблюдаем очень гуманный и своевременный поворот моды. Настал тот момент, когда женщина не обязана «косплеить принцессу, а мужчина - супермена». Современная мода не только отражает социально-экономические ступени развития общества, но и фиксирует сложные культурные трансформации, в том числе гендерные. Иными словами, мода очень чутко улавливает размывание жестких традиционных границ между специфически маскулинным и феминным сознанием и поведением, способами самопрезентации личности при помощи гендерных маркеров. Полагаем, что современная мода является культурным пространством стирания и трансформации гендерных стереотипов.

Список литературы / References

1. ВасильевА.А. Судьбы моды. М., 2011.

2. Винсент С.Дж. Анатомия моды: манера одеваться от эпохи Возрождения до наших дней. Пер. с англ. Е. Кардаш. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 288 с.:

3. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., 1994.

4. Мода как стиль жизни. [Электронный ресурс]. Сайт «Interlinks.ru». Режим доступа: http://www.interlinks.ru/style/442.html/ (дата обращения: 24.11.16).

5. Мода 21 века сблизила мужчин и женщин. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vkxom/awayphp?to=http%o3A%o2F0/o2Fvse-o-mode.m0/o2Fstilnaja-muzhskaja-odezhda%2Fmoda-21-veka-sblizila-muzhchin-i-zhenshhin.html/ (дата обращения: 29.09.16).

6. Самая любимая! Я - МОДНАЯ!: Платье с кедами: где грань между стильным образом и безвкусицей? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lubimaja.ru/plate-s-kedami/ (дата обращения: 13.10.17).

7. Энциклопедия моды. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wiki.wildberries.ru/?s=%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BA%D0%BE%D1 %80&login=&pass=&nonce=626e67e1b7/ (дата обращения: 09.11.16).

8. BEGET NEWS. Мода сегодня. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://begetnews.blogspot.ru/p/blog-page.html/ (дата обращения: 22.09.170).

9. WONDER. Как мужская мода избавляется от культа маскулинности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wonderzine.com/wonderzine/style/opinion/219445-menswear/ (дата обращения: 22.09.17).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.