Научная статья на тему 'Модный показ как система кодов современной культуры'

Модный показ как система кодов современной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
9863
822
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МОДЫ / КУЛЬТУРА МОДЫ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОДНЫЕ ОБРАЗЦЫ / ИСКУССТВО / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КОСТЮМ / КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ / МОДНОЕ ДЕФИЛЕ / ПЕРФОМАНС / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ / СМЫСЛ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВ / HISTORY OF FASHION / FASHION CULTURE / CULTURAL IDENTITY / FASHION DESIGNS / ART / COSTUME / CULTURAL CODES / FASHION SHOWS / PERFORMANCE / CONCEPTUAL PERFORMANCE / MEANING / TRANSFORMATION OF IMAGES / CONCEPTUAL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Васильева Эмма Викторовна

Рассматриваются особенности модных показов как направлений дизайн-деятельности и механизмов выработки новых зрелищных норм культуры. Характер объекта исследования, в частности роль, которую играют системы культурных кодов в решении модных показов, обусловил обращение к специфическому спектру культурологического и искусствоведческого подходов. Автор акцентирует внимание на том, что дефиле становятся не только трансляцией модных трендов, но и сложными театрализованными действами, формирующими новые феномены культуры. В статье показана история развития модного дефиле, которое за 100 с небольшим лет прошло путь от простой демонстрации фасонов одежды до одного из важнейших явлений в мире культуры и шоу-бизнеса. Особая атмосфера модного показа создается объединением и взаимодействием многих средств художественной выразительности. Автор рассматривает и анализирует индивидуальные подходы дизайнеров одежды к постановкам модного дефиле, отмечает различные инструменты и формы в решении модного показа на примере самых значимых имен в индустрии моды ХХ - ХХI вв. Дефиле, театральное шоу, перфоманс, энвайронмент, акция, классическая демонстрация одежды, концептуальный показ - это пока не полный перечень форм показов мод, которые характеризуют новые образные явления и модные смыслы, отражают мироощущение и мировоззрение дизайнера. Каждый дизайнер пытается найти свой набор символов или совокупность знаков для визуального сообщения публике. Автор статьи впервые пытается структурировать их для определенной целевой аудитории на показах как систему считывания кодов. В дальнейшем исследование предполагает подобрать соответствующий набор средств для идентификации каждого типа дефиле и культурного кода. Сегодня модные показы становятся организованной реальностью, которая активно пронизывает социокультурную среду обитания современного человека. Основными проблемами, рассматриваемыми в статье, являются взаимоотношения моды и искусства, взаимосвязи художественных направлений искусства с модными показами, в результате чего формируются новые явления и коды культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FASHION SHOW AS A SYSTEM OF CODES OF CONTEMPORARY CULTURE

The article presents the features fashion shows as areas of design activities and mechanisms to develop new spectacular cultural norms. The nature of the object of study, in particular the role played by the cultural codes of fashion in the concepts of the shows, led to a specific range of cultural and art history approaches. The author focuses on the fact that fashion shows are not only translation of fashion trends, but also the complex theatrical acts forming new cultural phenomena. The article describes the history of fashion show that for 100-odd years has gone from a simple demonstration of fashions to one of the most important phenomena in the world of culture and show business. Today a special atmosphere is created by combining displaying and interaction of many means of artistic expression. The author examines and analyzes the individual approaches of fashion designers to creating shows, notes the various tools and forms in organizing a fashion show by the example of the most important names in the fashion industry of the XX XXI centuries. Fashion shows, theater shows, performances, environmental art, actions, classic demonstration of clothes, conceptual shows this is not a complete list of forms of fashion shows, which characterize the new visual phenomena and meanings that reflect the attitude and outlook of the designer. Every designer is trying to find its own set of characters or a combination of figurative marks for visual messages to the public. The author is the first one to try to structure the visual communication design for a specific target audience in shows as code reading system. Further, the study implies choosing the correct set of tools for the identification of each type of shows and cultural code. Today, fashion shows are becoming man-made reality that actively permeates the socio-cultural environment of modern society. The main problem addressed in this paper is the relationship of fashion and art, the relationship of artistic trends of art with fashion shows, resulting in the formation of new phenomena and codes of culture.

Текст научной работы на тему «Модный показ как система кодов современной культуры»

УДК 792+ 687.1

Э. В. Васильева

соискатель ученой степени канд. культурологии, Омский государственный институт сервиса E-mail: [email protected]

МОДНЫЙ ПОКАЗ КАК СИСТЕМА КОДОВ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассматриваются особенности модных показов как направлений дизайн-деятельности и механизмов выработки новых зрелищных норм культуры. Характер объекта исследования, в частности роль, которую играют системы культурных кодов в решении модных показов, обусловил обращение к специфическому спектру культурологического и искусствоведческого подходов. Автор акцентирует внимание на том, что дефиле становятся не только трансляцией модных трендов, но и сложными театрализованными действами, формирующими новые феномены культуры. В статье показана история развития модного дефиле, которое за 100 с небольшим лет прошло путь от простой демонстрации фасонов одежды до одного из важнейших явлений в мире культуры и шоу-бизнеса.

Особая атмосфера модного показа создается объединением и взаимодействием многих средств художественной выразительности. Автор рассматривает и анализирует индивидуальные подходы дизайнеров одежды к постановкам модного дефиле, отмечает различные инструменты и формы в решении модного показа на примере самых значимых имен в индустрии моды XX — XXI вв. Дефиле, театральное шоу, перфоманс, энвайронмент, акция, классическая демонстрация одежды, концептуальный показ - это пока не полный перечень форм показов мод, которые характеризуют новые образные явления и модные смыслы, отражают мироощущение и мировоззрение дизайнера. Каждый дизайнер пытается найти свой набор символов или совокупность знаков для визуального сообщения публике. Автор статьи впервые пытается структурировать их для определенной целевой аудитории на показах как систему считывания кодов. В дальнейшем исследование предполагает подобрать соответствующий набор средств для идентификации каждого типа дефиле и культурного кода.

Сегодня модные показы становятся организованной реальностью, активно пронизывающей социокультурную среду, в которой находится современный человек. Основными проблемами, рассматриваемыми в статье, являются взаимоотношения моды и искусства, взаимосвязи художественных направлений искусства с модными показами, в результате чего формируются новые явления и коды культуры.

Ключевые слова: история моды, культура моды, культурная идентичность, модные образцы, искусство, концептуальный костюм, культурные коды, модное дефиле, перфоманс, концептуальный спектакль, смысл, трансформация образов

Для цитирования: Васильева, Э. В. Модный показ как система кодов современной культуры/Э. В. Васильева //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. -№2 (42). - С. 98-105.

Мода и культура, как обязательные процессы жизнедеятельности человека, имеют феноменальные черты взаимодействия в социуме XXI в. Стоит обратить внимание, что тенденции продвижения модных и культурных ценностей современного общества часто совпадают. Мода действует в двух направлениях: проектирует тренды, основанные на системе вводимых в обиход новых кодов, и

развивает костюм как форму художественно-образной деятельности, т. е. как искусство.

Эпоха постмодерна изменила многие культурные коды художественного мышления, заметно стерлись грани между традиционными видами и жанрами искусства. Сейчас происходит становление новых направлений в дизайне. Мода служит синтезированным средством визуальной информации актуальной

98

эстетики в современном социуме. Одним из самых распространенных способов массовой манифестации за последние десять лет стали модные показы, которые сегодня сопровождают человека в городской среде. В пространстве отелей, аэропортов, ресторанов, кафе, крупных магазинов и т. д. почти круглосуточно и всесезонно транслируются показы модных тенденций, активно пронизывающие социокультурную среду, являясь отражением эстетических ценностей современного человека. Модный показ становится иначе организованной реальностью, оказывающей на человека специфическое действие, подобно коммуникативному каналу, передающему большое количество разнообразных модных образцов [5]. С одной стороны, человек находится в постоянном давлении множества фрагментарных образов моды, с другой - оценивает их с точки зрения индивидуальных эстетических предпочтений и ориентаций. Визуальные сообщения, которые передаются с модных подиумов, имеют набор признаков для определения и привлечения своей целевой аудитории. Для современного человека они формируют индивидуальные культурные коды. Предварительно важно уточнить понятие код. Большой энциклопедический словарь, современный толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой, большой толковый словарь по культурологии под редакцией Б. И. Кононенко и другие дают его определение. Код (фр. codé) -совокупность условных символов либо знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) в виде набора из таких символов или знаков для передачи, обработки и хранения (запоминания). Культурный код в большом толковом словаре по культурологии Б. И. Кононенко трактуется так: 1) ключ к пониманию данного типа культуры (дописьмен-ный, письменный, экранный периоды), который позволяет понять преобразование значения в смысл; 2) совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека. Культурный

код определяет набор образов, связанных с каким-либо комплексом стереотипов в сознании. Это культурное бессознательное - не то, что говорится или четко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках. Культурный код нации помогает понимать поведенческие реакции [6]. Культура моды вырабатывает структуру развития новых кодов общества и человека. Одним из ее элементов являются показы коллекций дизайнерских моделей. В данной статье модный показ рассматривается не только как трансляция трендов, но и в большей степени как сложное театрализованное действо со своей образной системой, способами репрезентации. Такое событие становится специфическим средством передачи художественных идей, формирования новых явлений и смыслов, визуализации мировоззрения дизайнера одежды. По мнению М. И. Галитбаровой, основной структурирующей единицей стал смысл, который формирует бытие и трансформируется в семиотический код культуры [3].

Самодостаточность многих эстетических ценностей человеческой жизни приводит к расширению понятия культуры, к возможности преобразования и перегруппировки культурных ориентиров. Одним из способов трансформации является феномен моды. Театрализованные модные шоу рубежа XX - XXI вв. стали своеобразным посредником между актуальным искусством и проектированием одежды. Особенно заметно в социокультурном пространстве существенное влияние концептуального феномена дизайна одежды на развитие модного дефиле. Анализ индивидуальных подходов к его постановке фрагментарно представлен в работах различного научного уровня. Модное дефиле как предмет исследования находится на стыке искусства, прикладной науки и социального проектирования. Характер объекта исследования, в частности роль, которую играют системы культурных кодов в решении модных показов, обусловил обращение к специфическому спектру культурологического и искусствоведческого подходов. Актуальность избранной темы о развитии форм модных по-

99

становок заключается в конструировании новых систем культуры. В данном исследовании предпринимается попытка рассмотрения концептуального решения модных показов как механизма выработки зрелищных норм культурной деятельности.

Особая атмосфера модного показа создается сегодня объединением многих средств художественной выразительности. Современные модные показы отличают различные подходы в постановках: от внешней яркости форм костюма до философской глубины подтекста смыслов и образов моды, от особой гармонии тела человека и костюма до многообразной трансформации окружающей среды, минима-листическое решение постановки показа компенсируется сложностью силуэтов модной одежды. Отсюда такие понятия, как модный показ, демонстрация одежды, модное дефиле, перфоманс (от англ. performance - 'игра', 'выступление', 'представление'), модное театрализованное шоу, модный концептуальный спектакль, с одной стороны, имеют общие черты актуальных тенденций моды, с другой -различия, заметные через авторское проектирование костюма и индивидуальное решение постановки. На сегодняшний день типология-классификация этих понятий недостаточно разработана. Скорее эти термины сейчас можно отнести к синонимам, определяющим разные оттенки одного и того же понятия.

История модного дефиле началась в 1894 г. с изобретения подиума. Первый показ мод, сопровождающийся музыкой, представила Жанна Пакен в 1914 г. За 100 с небольшим лет он прошел путь от простой демонстрации фасонов одежды до одного из важнейших явлений в мире культуры и шоу-бизнеса. Ю. JI. Герасимова [4] подтверждает, что традиции проведения модного показа начали формироваться в 20-30-е гг. прошлого столетия и фактически до 1960-х гг. демонстрация моделей одежды на манекенщицах проводилась классически и носила информативно-рекламный характер, способствуя продвижению модных образцов. Появление в моде футуристических образов в 1960-е гг. потребовало нового отношения к дефиле. Главным атрибу-

том показа являлся костюм, но дизайнеры начали адаптировать интерьерное пространство к стилистике показа, а новые юные модели пытались демонстрировать необычное пластическое решение образа того времени. В 1980-е гг. стилеобразующую роль в демонстрации одежды играли внешние данные супермоделей, в это время модные показы все больше вызывали ассоциации с вручением «Оскара», а острые дизайнерские идеи сменялись помпезностью и пышностью. Подражание сильным и недосягаемым становится модным стандартом, влияние их имиджа было таково, что костюмные атрибуты на некоторое время отодвинулись на второй план. Появление новой концепции модного показа наблюдается в 1990-е гг. Молодые бельгийские, японские, а вслед за ними европейские и американские дизайнеры в поисках новой выразительности обращаются к темам, которые раньше существовали вне эстетики. Стиль «гранж» требует других идеалов, и на смену сексуальным и женственным звездам подиума приходят новые образы манекенщиц. Стилистику дефиле впервые определяют не только лица, но и дизайн проведения показа. Демонстрации коллекций все чаще происходят не на подиумах в помпезных залах и именитых дворцах, а в цехах заброшенных фабрик, теплицах, гаражах, вагонах подземки, помещениях стиля «лофт» и еще более трэшевых (от англ. trash - 'мусор, хлам') местах, где среди бетонных стен отрешенной походкой бродят очень юные, хрупкие, ранимые и агрессивные персонажи, далекие от идеальных женственных пропорций [4]. Модные стандарты с подиума непривычно растворяются в повседневном ритме жизни общества, а показы мод как никогда обманчиво, эфемерно становятся близки к идеалам конкретных людей. Социокультурные процессы, происходящие в это время, находят прямое отражение в демонстрациях актуальных тенденций.

Новое столетие показывает свойственную всей культуре XXI в. открытость политическим, этническим, социальным и культурным течениям в моде. Появляется возможность свободно

100

соединять самые разные ассоциации в поисках новых смыслов, которые смогли бы обогатить стилистику дефиле. Испанский провокатор-дизайнер Д. Делфин (Оа\пс1еШп) в коллекции сезона 2003-2004, показанной на испанской неделе моды, соединил изобразительное искусство и моду. На дефиле знаменитые образы живописных работ Рене Магрита и Сальвадора Дали были воплощены манекенщицами в «живых картинах». Дизайнер прокомментировал, что в своем показе он соединил вместе несколько креативных дисциплин, используя танцы, музыку, видео, чтобы продемонстрировать разнообразие сфер духовной жизни. В театрализованном модном шоу Жан-Поля Готъе коллекция «от-кутюр» 2006 г. была представлена в атмосферном пространстве смешения культурных традиций востока и запада. Российский дизайнер Алена Ах-мадулина выбрала искусство фотографии сквозной темой в одной из своих первых коллекций. На протяжении всего действа казалось, что манекенщицы словно сошли со старых фотографий, выстраиваясь на подиуме в позирование для групповых снимков. Ретроспективность современной моды позволяет дизайнерам с разным мировосприятием воспользоваться всеми идеями модных постановок, найденными за столетие. В подходе к трактовке традиций дефиле можно обнаружить некоторую цикличность: с одной стороны, возникновение интереса дизайнеров к театральности; с другой - модный показ становится более концептуально-индивидуальным. Дизайнеры, планируя свое дефиле, задумываются о том, чтобы максимально понятно и доступно передать зрителям идею коллекции. Современное визуальное воздействие на публику часто основывается на экспериментах. Естественно, что человек, который ощущает себя непосредственным «механизмом» этого действа, поймет идею максимально, если автор шоу найдет такие нетрадиционные выразительные «инструменты» влияния, как использование воды, искусственного снега, необычных запахов, музыки, атмосферы окружающей среды и др. Например, английский дизайнер А. Маккуин, минуя уровень пояснений, напрямую обращается к подсознанию человека, в одном из его показов атри-

буты повседневной жизни помогают соединить дефиле печальных королев - манекенщиц на специальных коньках - с энергичными движениями фигуристок в пространстве ледяного куба.

Каждый дизайнер пытается найти свой набор образов или совокупность знаков для визуального сообщения публике. Для некоторых из них и сейчас классическое дефиле является своего рода визитной карточкой. К примеру, великолепные театральные показы русского кутюрье В. Зайцева, которые проводятся в Доме, где существует специальная школа профессионально обученных манекенщиц [10]. Для других дизайнеров дефиле - повод рассказать о своих чувствах, ценностях и отношении к миру моды и к миру вообще. Таковы показы Жан-Поля Готье, впервые продемонстрировавшего на подиуме красоту старости, поставившего под сомнение стереотипы женственности и мужественности, предложившего новый взгляд на эстетические и гендерные особенности. Синтез разнообразных жанров искусства в постановках современных дефиле предполагает обретение новых культурных ценностей и художественных образов. Так, на одном из модных шоу дома Dior (на показе дизайнера Джона Гальяно) были японские барабанщики, в другом - выступали фокусники и акробаты из Пекинской оперы, а третье сопровождалось пением чернокожих церковных хористов из Америки. Точное решение стилистики показа определяется такими факторами, как интерьер и освещение, музыка и видеоряд, имидж и поведение моделей. Все это создает тот идеальный мир, в котором образы, придуманные дизайнером, реализуются наиболее органично. Каждая деталь имеет огромное значение, в зависимости от стилистики коллекций меняется не только макияж и прически, но даже темп движения и походка манекенщиц. Классифицировать музыку для модных показов конкретно практически невозможно. Можно выделить лишь несколько общих принципов, работающих в большинстве случаев. Дефиле с большим количеством моделей всегда сопровождаются ритмом, чтобы не упустить общую динамику шоу, для более камерных показов соответственно используется атмосферное, часто эксклюзивное музыкальное сопровождение.

101

Взаимоотношения музыки и моды создают самые непредсказуемые сложно переплетенные смыслы. Примером может служить показ одной из коллекций Миуччи Прады, вызывающей об-разно-ассоциагивный ряд с культурным и литературным русским наследием, который проходил под музыку из детской оперы 1930-х гг. «Петя и волк» С. Прокофьева.

Можно констатировать, что современная история моды имеет в арсенале различные инструменты и формы в решении модного показа: дефиле, театральное шоу, перфоманс, энвай-ронмент (от англ. environment — 'окружение', 'среда' 'спектакль с участием зрителей'), акция, классическая демонстрация одежды, концептуальный показ. Культурные события сегодняшнего времени трудно представить без проводимых два раза в год (в разных местах мира от Парижа до Нью-Йорка, от Москвы до Пекина) крупных показов недель моды, приучивших нас воспринимать моду как важнейшей социокультурный процесс, интегрирующий новые культурные нормы. Показы модных коллекций дизайнеров за последнее десятилетие не только получили статус трансляции модных образов и стандартов, но и стали создавать и диктовать новые культурные коды общества.

Сегодня в научных работах, посвященных моде, заметна тенденция переноса интереса с рассмотрения утилитарного значения одежды на культурно-социологическое осмысление ее визуальной выразительности и знаковой наполненности. Творения кутюрье занимают достойное место в музейных экспозициях, многие разработки дизайнеров отнесены к категории искусства. Результатом этой тенденции стал возросший интерес и к таким феноменам моды XX в., как «арт-мода», концептуальный показ, перфоманс. Концептуализм (от лат. conseptus - 'мысль, представление') - литературно-художественное направление постмодернизма, оформившееся в конце 1960 -начале 1970-х гг. в американской, а затем и в европейской культуре. Концептуальное искусство демонстрирует выражение собственной индивидуальности автора. Объектом искусства мог стать любой предмет, явление,

процесс, поскольку все концептуальные композиции представляют собой чистый художественный жест. Презентации коллекций дизайнеров-концептуалистов П. Кардена, X. Ча-лаяна, М. Маржиелы, дуэта Виктор и Рольф, Й. Ямамото рассматриваются в коллективной монографии «Модное шоу» (Fashion Show, 2006). Авторы прослеживают развитие художественных концепций коллекций в режиссуре показов [11]. В начале XXI в., наряду с японским и бельгийским направлениями в европейской моде, появляются датские бренды концептуального костюма, в которых он представлен как произведение современного искусства, включенное в парадигму других его видов: живописи, фотографии, скульптуры и музыки [8]. Концептуальный показ таких дизайнерских коллекций выстраивается на «чистоте» смыслов, т. е. свободен от прямых и близких ассоциаций в повседневной одежде [Там же]. Японский, бельгийский и датский дизайн костюма стимулируют на протяжении последнего десятилетия развитие концептуального подхода к постановке модного дефиле.

В работе И. Плешковой [Там же] проведен глубокий анализ влияния концептуального феномена на эксперименты дизайнеров и художников в области моды. Модный костюм подвержен влиянию различных жанров искусства и становится непременным элементом перфоманса в концептуальных демонстрациях одежды. Для того чтобы убедить современную публику, внушить свое мировоззрение и мироощущение, дизайнер разрабатывает способы художественного воздействия, которые будут возбуждать не только логическую деятельность, но и воображение, переживание и напряжение воли. Некоторые дизайнеры выражают свои футуристические взгляды сдержанно, доступно, другие - эпатажно и вне зависимости от окружающей реакции. К списку дизайнеров эффектного шоу можно отнести Александра Маккуина, Франко Москино, Джона Гальяно, Жан-Поля Готъе. В концептуальных показах начала XXI в. акцент с демонстрации одежды переносится на репрезентацию генеральной концепции, что в итоге приводит к превращению показов в акции [4]. Коллекция

102

«Амбиоморфиус» сезона осень - зима 2002-2003 Хусейна Чалаяна посвящена развитию культуры: представление начинается с выхода девушки, одетой в совершенно «этнический» комплект, и постепенно модели одежды трансформируются в современный ансамбль. Так дизайнер «рассказал» о смене культурных кодов одежды в контексте географических и временных пространств. Индивидуально-концептуальный подход к решению модного показа в течение последних десятилетий, визуально проецирующий свои персональные культурные коды, демонстрируют многие дизайнеры, такие как Йоджи Ямамото, Рей Кавакуба, Мартин Марджелла, Марк Джекобе, Антонио Марас, Алена Ахмадулина и др. Опираясь на проведенный анализ, можно обосновать уникальность концептуального направления модного показа как объекта дизайн-деятельности. Принципиальной особенностью становится перенесение акцента в одежде на ее визуально-идейное восприятие и интеллектуальное осмысление в процессе дефиле. Зачастую художественная концепция создания костюма выступает основой процесса поиска постановки модного показа.

Культурный код как совокупность знаков, смыслов и их комбинаций в данном случае рассматривает сложный смысловой набор идей дизайнера, зашифрованный в авторской коллекции и транслируемый путем проведения показов мод [7]. Презентация идей дизайнера, раскрывающая его поликультурную идентичность в определенный промежуток творчества, происходит путем принятия публикой визуальных посланий. В показе весна - лето 2015 Дома Шанель великий кутюрье Карл Ла-герфельд, который сейчас возглавляет знаменитый бренд, вышел вместе с манекенщицами на модную «демонстрацию» с лозунгами «Будь другим», «Будь собой», «Мы за свободу личности». Для этого показа были смонтированы декорации городского пространства с фасадами домов, дорожными атрибутами, по импровизированной улице шли манекенщицы в новой коллекции одежды и как простые жители города демонстрировали модные образы. Концепция построения этого шоу соответству-

ет социокультурной и политической обстановке в мире и в первую очередь обращает человека в «религию» моды, чтобы увидеть и понять свое я через внешнюю оболочку костюма.

Характеристики каждого современного модного показа содержат сообщения или систему кодов для определенной социальной группы, целевой аудитории, просто публики или потенциальных потребителей. Разработка структуры терминологии модных показов может быть выстроена на визуальных обращениях дизайнеров к социуму. Например, одна система кодов связана с классическими дефиле и образами элегантной, состоятельной, уверенной в себе женщины, значит используется подиум, соответствующий антураж и установка на «высокую красоту». Другая - может применять концептуальный подход к модному показу, отсюда экспериментальные площадки и сценография - мода будущего. Третья - опирается на нетрадиционные места проведения показов, где отражены образы стиля «гранж». Четвертая - основывается на приметах моды бизнеса, условностей и границ. Пятая - мода городской повседневности, улицы, сезонности и т. д. Феномен моды играет в современном социуме немаловажную роль, дизайнерские показы формируют образ будущей визуальной реальности и усложняют культурные контексты общества [9]. В условном наборе культурных ценностей для современного человека модный показ - это игра в другую жизнь, «переход в инобытие», проигрывание других судеб - не в кино или театре, а в собственном социальном творчестве. В дальнейшем исследование предполагает подобрать соответствующий набор средств для идентификации каждого типа дефиле и культурного кода.

Таким образом, остается малоизученным и требует актуальной терминологии вопрос о развитии модного показа как системы кодов в современной культуре. Приведенный анализ исторических примеров модного дефиле демонстрирует, что культура моды распространяется сегодня различными приемами и провоцирует изобретение разнообразных способов привлечения

103

внимания общества. Именно те дизайнеры, которые способны использовать в своем арсенале сложные выразительные средства и умеют их интерпретировать в новых условиях, остаются в авангарде развития моды [2].

Для модных показов характерны не закономерности, а слагаемые. Они должны быть предложены дизайнером в авторской концепции. В начале XXI в. костюм становится семантически наполненным объектом художествен-ной культуры, элементом отображения индиви-

дуальных качеств человека, носящего одежду, поэтому экспериментальные подходы в решении модного показа рассматриваются как одно из направлений современного искусства. Разнообразные выразительные средства дают возможность формирования новых смысловых значений и особенностей восприятия в массовой культуре. Культурные коды, формирующиеся при трансляции модных образцов, идентифицируют исключительность мысли автора и отра-жают социокультурные изменения в обществе.

1. Бакеркина, О. А. Взаимодействие моды и театра в современной культуре: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / О. А. Бакеркина. - Челябинск, 2012. - 21 с.

2. Васильева, Э. В. Театр моды - к 300-летию города / Э. В. Васильева // Студенчество: Диалоги о воспитании. - 2012. - № 1 (61). - С. 9-10.

3. Галитбарова, М. И. Мода как феномен культуры: автореф. дис.... канд. культурологии: 24.00.01 / М. И. Га-литбарова. - Челябинск, 2004. - 22 с.

4. Герасимова, Ю. JI. История дефиле. Стилистика образа в современном дефиле (тезисы) / Ю. Л. Герасимова // Тенденции и перспективы развития легкой промышленности. Повышение конкурентоспособности товаров в период подготовки к вступлению России в ВТО: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., 20-23 апр. 2005 г. - Омск: Омский гос. ин-т сервиса, 2005. - С. 58.

5. Грусман, М. В. Мода как феномен культуры и средство социокультурной коммуникации: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / М. В. Грусман. - Санкт-Петербург, 2010. - 22 с.

6. Кононенко, В. И. Большой толковый словарь по культурологии [Электронный ресурс] / В. И. Кононен-ко. - Режим доступа: http://terme.rU/dictionary/1170/symbol/202/page/2. - Загл. с экрана.

7. Перформанс, перфоманс [Электронный ресурс] // Живопись. Краткий словарь терминов. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/slovarZhivopis/145.htm. - Загл. с экрана.

8. Плешкова, И. С. Концептуальное направление в дизайне одежды XX - начала XXI в.: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.06 / И. С. Плешкова. - Санкт-Петербург, 2010. - 30 с.

9. Свендсен, JL Философия моды / JI. Свендсен; пер. с норв. А. Шипунова. - Москва: Прогресс-Традиция, 2007.-256 с.

10. Театр моды Славы Зайцева: [интервью с Вячеславом Зайцевым] / беседу вела Лия Адашевская // Декоративное искусство. - 2004. - № 2. - С. 110-112.

11. Fashion Show: Parish Style Text / essays by: Pamela A. Parmal and Didier Grumbach; profiles by: Susan Ward and Lauren D. Whitley. - Hamburg: Gingko Press Verlag, 2006. - 224 p.

Получено 19.12.2014

E. Vasileva

competitor of a scientific degree Candidate of Cultural Studies, Omsk State Institute of Service E-mail: [email protected]

FASHION SHOW AS A SYSTEM OF CODES OF CONTEMPORARY CULTURE

Abstract The article presents the features fashion shows as areas of design activities and mechanisms to develop new spectacular cultural norms. The nature of the object of study, in particular the role played by the cultural codes of fashion in the concepts of the shows, led to a specific range of cultural and art history approaches. The authorfocuses on the fact that fashion shows are not only translation offashion trends, but also the complex theatrical acts forming new cultural phenomena. The article describes the history of fashion show that for 100-odd years has gone from a simple demonstration of fashions to one of the most important phenomena in the world of culture and show business.

104

Today a special atmosphere is created by combining displaying and interaction of many means of artistic expression. The author examines and analyzes the individual approaches of fashion designers to creating shows, notes the various tools and forms in organizing a fashion show by the example of the most important names in the fashion industry of the XX - XXI centuries. Fashion shows, theater shows, performances, environmental art, actions, classic demonstration of clothes, conceptual shows - this is not a complete list of forms of fashion shows, which characterize the new visual phenomena and meanings that reflect the attitude and outlook of the designer. Every designer is trying to find its own set of characters or a combination of figurative marks for visual messages to the public. The author is the first one to try to structure the visual communication design for a specific target audience in shows as code reading system. Further, the study implies choosing the correct set of tools for the identification of each type of shows and cultural code.

Today, fashion shows are becoming man-made reality that actively permeates the socio-cultural environment of modern society. The main problem addressed in this paper is the relationship offashion and art, the relationship of artistic trends of art with fashion shows, resulting in the formation of new phenomena and codes of culture.

Keywords: history of fashion, fashion culture, cultural identity, fashion designs, art, conceptual, costume, cultural codes, fashion shows, performance, conceptual performance, meaning, transformation of images

For citing: Vasilyeva, E. Fashion Show as a System of Codes of Contemporary Culture / E. Vasilyeva // Vest-nik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. - 2015. -№ 2 (42).-P. 98-105.

References

1. Bakerkina, O. Vzaimodeystvie mody i teatra v sovremennoy kul'ture [Interaction of Fashion and Theater in Contemporary Culture] / O. Bakerkina. - Chelyabinsk, 2012. - 21 p.

2. Vasilyeva, E. Fashion Theater for the 300-th Anniversary of the City / E. Vasilyeva // Studenchestvo: Dialogi o vospitanii [Students Life: Dialogues about Education]. —2012. —№ 1 (61). - P. 9—10.

3. Galitbarova, M. Moda kak fenomen kul'tury [Fashion as a Cultural Phenomenon] /M. Galitbarova. - Chelyabinsk, 2004. - 22 p.

4. Gerasimova, L. History of Fashion Show. The Style of the Image in Contemporary Fashion Show (thesis) / L. Gerasimova // Tendentsii iperspektivy razvitiya legkoy promyshlennosti. Povyshenie konkurentosposobnosti tovarov v period podgotovki k vstupleniyu Rossii v VTO [Tendencies and Prospects of Development ofLight Industry. Improving the Competitiveness of Products in the Run-Up to Russia's WTO Accession. - Omsk: VDVS, 2005.-P. 58.

5. Grusman, M. Moda kak fenomen kul'tury i sredstvo sotsiokul'turnoy kommunikatsii [Fashion as a Cultural Phenomenon and a Means of Social and Cultural Communication] / M. Grusman. - St. Petersburg, 2010. - 22 p.

6. Kononenko, V. Bol'shoy tolkovyy slovar'po kul'turologii [Great Dictionary of Cultural Studies] [Electronic resource] / V. Kononenko. - URL: http://terme.rU/dictionary/1170/symbol/202/page/2.

7. Performance, Performance [electronic resource] //Zhivopis'. Kratkiy slovar' terminov [Paintings. A short Glossary of Terms]. - URL: http://www.bibliotekar.ru/slovarZhivopis/145.htm.

8. Pleshkova, I. Kontseptual'noe napravlenie v dizayne odezhdy XX- nachala XXI v. [Conceptual Direction in Dress Design XX— Beginning of XXI Century /1. Pleshkova. - St. Petersburg, 2010. - 30p.

9. Svendsen, L. Filosofiya mody [Fashion Philosophy] / L. Svendsen; translated from Norwegian by A. Shipunova. Moscow: Progress-Traditsiya, 2007. - 256p.

10. Slava Zaitsev Fashion House: [Interview with Vyacheslav Zaitsev] /Interview by Leah Adashevskaya // Dekorativnoe iskusstvo [Decorative Arts]. - 2004. —M 2.— P. 110-112.

11. Fashion Show: Parish Style / essays by: Pamela A. Parmal and Didier Grumbach; profiles by: Susan Ward and Lauren D. Whitley. - Hamburg: Gingko Press Verlag, 2006. - 224 p.

Received: 19.11.2014

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.