1) выбирают Интернет как основной канал общения с потенциальными респондентами, а телевидением либо пренебрегают, либо сознательно его игнорируют;
2) активно используют ёмкие короткие послания, которые не будут слишком загружать аудиторию всякими понятиями и «высокими смыслами», а будут аппелировать к чему-то предельно простому и понятному;
3) будут говорить на языке молодежной аудитории и сознательно избегать что-либо напоминающее лексику государственных органов, язык официальных документов;
4) Не дают готовые ответы на все вопросы, а будут предоставлять возможность молодежи самостоятельно делать выводы на основании сравнительного анализа информации и ссылок на некие «закрытые источники», так как у молодежи выявлен высокий показатель эффективности поиска информации и высокий уровень рефлексивной критичности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Николаева Ю.С. Влияние средств массовой информации на нравственные ценности детей и подростков / Ю.С.Николаева // Система ценностей современного общества. - 2012. - № 23. - С. 234-237.
2. Кравежина Л.Е. Влияние трансформации медиасреды на деятельность рекламодателей / Л.Е. Кравежина // Экономический журнал. - 2014. - Т. 34. - № 2. - С. 69-75.
3. Лизунова И.В. Чтение в структуре современного медиапотребления / И.В. Лизунова // Библиосфера. - 2012. - № 5. - С. 62-66.
4. Назаров М.М. Российская информационная среда: тренды использования ТВ и интернет в контексте зарубежных сравнений / М.М. Назаров, П.А. Ковалев // Информационное общество. - 2014. - № 1. - С. 38-48.
5. Троянская С.Л., Петрова М.А. Проблемы формирования культуры и стиля медиапотребления у студентов в процессе обучения / С.Л. Троянская, М.А. Петрова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 22 (313). - С. 205-209.
Танцюра Денис Эдуардович
старший преподаватель кафедры лингвистики ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 37.013.46
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
CULTURAL, SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ASPECTS OF MODERN EDUCATION
В статье раскрыта сущность необходимости системного изучения научно-методологической базы проблемы качества образования, концептуальной разработки
модели воспитания человеческих ценностей личности, на основе которых во всех ее звеньях формируется гармонично развитая личность современной молодежи.
Ключевые слова: образовательная деятельность, воспитание, аксиологические проблемы, социально-философская парадигма.
The article deals with the essence of the necessity of systematic study of the scientific and methodological base of the quality of education, the conceptual development of the model of education for human values of the individual, on the basis of which a harmoniously developed personality of modern youth is formed in all its parts.
Key words: educational activity, upbringing, axiological problems, socio-philosophical paradigm.
Проблема формирования и становления системы ценностей молодёжи приобретает сегодня общегосударственное значение, ведь уровень духовности и морали, убеждения, потребности современного подрастающего поколения обеспечивают сохранение духовного потенциала нации, определяют независимый, демократический путь развития государства в условиях интеграции культур и глобализации общества.
Именно поэтому перед современной педагогической наукой стоит проблема существенного обновления духовных основ воспитания подрастающего поколения, что является важным залогом общественных преобразований, возрождения и развития культуры Донецкой Народной Республики, укреплениея государственности, формирования демократического, духовно богатого общества.
В международном пространстве качество образования является интегративной категорией, что по своей сути отражает различные аспекты социального развития Донецкой Народной Республики: исторические, философские, политические, педагогические, духовно-эстетические, морально-этические, правовые, демографические, экономические и другие. Именно социально-культурологическая ситуация и аксиологические проблемы системы образования актуализируют необходимость системного изучения научно-методологической базы этой проблемы и концептуальной разработки воспитания человеческих ценностей личности, на основе которых во всех ее звеньях формируется гармонично развитая личность современной молодежи.
Анализ литературных источников по проблеме воспитания общечеловеческих ценностей позволяет установить, что общечеловеческие ценности представляют собой комплекс понятий, входящих в систему философского учения о человеке, который в качестве важнейшего предмета аксиологического исследования рассматривает личность, закономерности ее гармоничного развития и социально-ценностной самореализации.
Философско-культурологические и психолого-педагогические аспекты категорий ценностей и ценностных ориентаций личности отображены в работах А. Асмолова, М. Бахтина, И. Беха, И. Зюзина, С. Головахи, М. Гончаренко, А. Деркача, И. Карпенко, Б. Коротяев, Н. Рогановой, Г. Шевченко. В них определяются функции ценностей в жизнедеятельности
людей, значимость их влияния на поведение и принятие решения в условиях ситуационного выбора, в том числе в профессиональной деятельности. Личностные ценности формируются на основе позитивно значимых для людей событий, явлений и их свойств, идей и побуждений. Благодаря им личность дает предпочтение определенным смыслам над другими, вследствие чего выбирает соответствующие способы своего поведения. То есть, взаимозависимость ценностных ориентаций и мотивационно-потребностной сферы личности обуславливается морально-социальными детерминантами, которые регулируют деятельность человека [4, с. 38].
Целью статьи является проведение анализа современных теоретических обоснований и методологических основ проблемы воспитания общечеловеческих ценностей личности в студенческой молодежи, изучить и систематизировать культурные детерминанты, закономерности, психолого -педагогические условия процесса воспитания общечеловеческих ценностей личности в современной молодежи Донецкой Народной Республики. Проведение исследования обеспечивало использования таких современных методов: анализа, синтеза, обобщения, сравнения данных специальной научно-методической литературы с целью определения когнитивных, аксиологических, праксиологического и мотивационно-потребностной, социально-культурных и личностных детерминант социально-ценностных ориентаций, потребностей в воспитании общечеловеческих ценностей личности в студенческой молодежи.
Особое внимание в контексте исследования заслуживает аксиологическое измерение процессов развития культуры и образования Б. Коротяева, В. Бездухова, которые на основе теории ценностей обосновали инновационные тенденции реформирования высшей школы. По мнению авторов, в основе аксиологических измерений процессов имманентно позиционируются такие общечеловеческие ценности: здоровый образ жизни, крепкое психосоматическое, социальное, духовное здоровья, социально-моральное поведение, самостоятельность, креативность, коллективный поиск, уважение к результатам своей профессионально-трудовой деятельности научно-педагогических работников и студентов [4].
Практическая реализация обозначенных направлений в современной теории и методике воспитанная обусловит в области общественного сознания формирование качественной социально-философской парадигмы относительно осознания приоритетов общечеловеческих ценностей в современной духовной эволюции человека, общества и его культуры [4, с. 61].
Основываясь на категориях ценностей, аксиологический подход дает возможность выяснить качества и свойства предметов, явлений, процессов, способных удовлетворить потребности отдельной личности и определенного общества, а также идей и побуждений в виде норм и идеалов [11]. С позиции аксиологического подхода коммуникативная культура предусматривает взаимосвязь и взаимозависимость соответствующих и творческих
компонентов [10, с. 219]. Это означает присутствие в обществе и индивидуальной жизни человека коммуникативных норм, способов и средств в соответствии с иерархией ценностей и установок.
В психолого-педагогических исследованиях роль аксиологического подхода подчеркивается положением о неразрывной связи ценностей как способа удовлетворения профессиональных потребностей с идеями гуманизма и культуры [9, с.29]. Основу коммуникативной культуры «генерализирует» ее гуманистический характер [7, с.3], что усиливает значение аксиологической компоненты, в частности таких ценностей, как гуманность, интерес к человеку, духовность.
При таком подходе аксиологический компонент является почвой для формирования духовно развитой личности, которая усвоила общечеловеческие культурные ценности, имеет положительную нравственную позицию, что наиболее соответствует человеку высокой духовной культуры, способна выбрать морально мотивированные формы самореализации и самовыражения в мире.
При этом аксиологический компонент духовности аккумулирует сформированность устойчивой положительной установки, стремлений, ориентиров относительно восприятия, осмысления духовных ценностей, мотивационной направленности личности (наличие духовных ценностных ориентаций, духовных потребностей); мотивации самосовершенствования (наличие духовного идеала); направленности на удовлетворение духовных потребностей.
Н. Долгая под понятием «воспитание духовности» понимает процесс становления системы духовных ценностей личности, что приводит к «включению» ее внутренних механизмов саморазвития. Содержание воспитания духовности включает представление о таких абсолютных универсальных ценностях, как о смысле жизни: общеродовой, семьи, нации, конкретного человека.
Таким образом, проведенный анализ философской, психолого-педагогической литературы, различных подходов к трактовке духовности и смежных с ней понятий, дает основания рассматривать духовность как интегративное качество личности, которое детерминируется внешними (социальными) и внутренними (когнитивная, эмоциональная и волевая сферы психики) факторами и выражается в мировоззрении, системе духовных ценностей, идеалов, убеждениях, в определении смысла жизни; в необходимости самосовершенствования, познания мира, себя, других людей и реализуется в процессе жизнедеятельности [3].
При этом аксиологическая составляющая духовности включает духовные ценности и ценностные ориентации, аккумулирующие: высокие общечеловеческие, присущие всем людям независимо от расы, национальности, образования, социального положения, места жительства, имеющих первоочередную жизненную значимость, (истина, добро, красота, любовь, милосердие, человечность, достоинство, честность и т.д.);
гражданские и общественные ценности, основанные на осознании каждым индивидом своей принадлежности к обществу, собственного места и роли в жизни страны, на соблюдении норм общественной жизни, законов Донецкой Народной Республики, Конституции, на ответственности (человек - как главная ценность, равенство граждан, социальная гармония, права, свободы, обязанности, ответственность); национальные ценности, которые определяются спецификой национальной культуры, духовной общностью каждого народа, отражают менталитет, любовь к родной земле, ее истории, духовному наследию, к своему народу, Родине, уважение к выдающимся людям, героям нации, стремление к идентификации со своим этносом (нация, национальная идея, сознание, патриотизм) семейные (родственные) ценности - духовные и нравственные законы существования семьи, опыт предыдущих поколений, почитание предков, взаимоподдержка, взаимопомощь, что обеспечивает жизнеспособность института семьи в жизни нации, общества, сохраняет ее общечеловеческую ценность, личностные духовные ценности, которые характеризуют самого человека, определяют его личные качества, мировоззренческие позиции, осознание себя и своего места в жизни, стремление к самосозидание и гармонии с окружающим миром (интересы, взгляды, убеждения, идеалы, потребности личности) [3].
В плоскости определенных подходов правомерно утверждать, что воспитание духовности подрастающей личности осуществляется с помощью трансформации мотивов, ценностных ориентаций, потребностей, установок обучающихся.
В изложенном контексте есть основания определить, что в течение всего периода историко-философского становления аксиологической теории проблема ценности, общечеловеческих ценностей личности рассматривалась в принципиальной взаимосвязи с ситуативными проблемами бытия человека, социальными сферами его жизнедеятельности (семейная, учебно-воспитательная, профессионально-трудовая, общественная, культурная и т.д.), материальной и духовной культурой.
Полученные результаты дискурса относительно феномена общечеловеческих ценностей личности как важного проявления целостного феномена культуры человека и общества актуализируют проблему теоретического исследования общечеловеческих ценностей как конструктивный фактор формирования личности будущих специалистов, воспитывающихся в условиях высших образовательных учреждений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бездухов В.П. Нравственно-ценностная сфера студента: диагностика и формирование : монография. / В. П. Бездухов, Т. В. Жирнова. - Москва : Московский психолого-социальный институт, 2008. - 202 с.
2. Бех И.Д. Духовное развитие личности: продвижение в неизведанное / И.Д. Бех // Педагогика и психология. - 2007. - № 1. - С. 5-28.
3. Журба К.О. Воспитание духовности в современной семье / К. О. Журба // Педагогика и психология. - 1998. - № 4. - 60-67.
4. Коротяев Б.И. Взгляд в будущее высшего педагогического образования с позиций теории педагогической философии : монография / Б. И. Коротяев. - Луганск : ЛНУ им. Т. Шевченко, 2013. - 260 с.
5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. -Москва : Наука, 1984. - 445 с.
6. Маслоу А. Самоактуализированные люди: исследование психического здоровья / А. Маслоу. - Санкт-Петербург : Евразия, 1999. - 320 с.
7. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания : учеб. пособие для ВУЗов / А.В. Мудрик - М. : Педагогическое общество России. 2001. - 320 с.
8. Сохань Л.В. Искусство жизнетворчества Предназначение. Жизнетворчество. Судьба: Социологические очерки, социально-психологические эссе, интервью, глоссарий / Л. В. Сохань. - Киев : Издат. Дом Дмитрия Бураго, 2010. - 576 с.
9. Чайка В.М. Подготовка будущих учителей к саморегуляции педагогической деятельности : монография / В. М. Чайка / в ред. Г. В. Терещука. - Тернополь : ТНПУ, 2006. - 275 с.
10. Чмут Т.К. Этика делового общения : учебное пособие - 6 издание испр. и лоп. / Т.К. Чмут, Г Л. Чайка - К. : Знания , 2007ю - 230 с.
11. Шейко В.М. Организация и методика научно-исследовательской деятельности / В.М. Шейко, Н.М. Кушнаренко [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.kandidatnauk.com/infot.php?idd=4&id2=20
Шапранова Наталья Николаевна
ассистент кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики ЮФУ, (г. Ростов на Дону, Российская Федерация)
УДК 378
РОЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА
ROLE OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE FORMATION OF
MODERN STUDENTS
В статье представлен практический опыт реализации проектов по сути патриотической направленности.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, воспитательная деятельность, образовательные проекты, патриотические проекты.
The article presents practical experience in the implementation of patriotic projects. Key words: patriotic education, educational activity, educational projects, patriotic projects.
Профессиональная подготовка студентов предполагает овладение определенными знаниями, умениями и выработку важнейших