Научная статья на тему 'Система средств подготовки специалиста в области естественнонаучного образования'

Система средств подготовки специалиста в области естественнонаучного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкилева О. А.

The system of means for training a specialist in the sphere of natural science education. The subject-educational, practically-oriented and personal-aksiological culture-adequate pedagogical situations are admitted as a system of means for training a specialist in the sphere of natural science education. The technology of designing such situations includes: the transformation of cultural objects from the subjective into the socio-communicative form; formation of conditions for the subjectivation of this subject sphere by the student; the enrichment of the natural science contents with the social, moral, spiritual senses; the development of motivation mechanisms stimulating the necessity to think over and rebuild personal consciousness, activities and communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of means for training a specialist in the sphere of natural science education

The system of means for training a specialist in the sphere of natural science education. The subject-educational, practically-oriented and personal-aksiological culture-adequate pedagogical situations are admitted as a system of means for training a specialist in the sphere of natural science education. The technology of designing such situations includes: the transformation of cultural objects from the subjective into the socio-communicative form; formation of conditions for the subjectivation of this subject sphere by the student; the enrichment of the natural science contents with the social, moral, spiritual senses; the development of motivation mechanisms stimulating the necessity to think over and rebuild personal consciousness, activities and communication.

Текст научной работы на тему «Система средств подготовки специалиста в области естественнонаучного образования»

школьника для обеспечения более разностороннего его развития» [3]. Особенно исследователи выделяют педагогические ситуации, так как они преднамеренно создаются учителем для достижения определенных целей. Педагогическая ситуация - это определенное состояние, часть учебно-воспитательного процесса, характеризующаяся единством деятельности учителя и учащихся и вызывающая в личности проявление актуальных состояний формируемого качества как результат взаимодействия и взаимосвязей всех его компонентов [4]. Для В. А. Сла-стенина педагогическая ситуация есть объективное состояние конкретной педагогической системы в некотором, вполне определенном временном промежутке [5]. Важным для осознания сути ситуации является понимание этого явления В. М. Монаховым: «ситуация в нашем понимании - это своего рода микромодель достижения прогнозируемых и планируемых параметров и результатов развития обучения и воспитания. Факт достижения промежуточного результата является условием перехода к построению следующей технологической ситуации и т. д.» [6]. Таким образом, термин «ситуация» понимается большинством педагогов одинаково как сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку. Для психологов определяющим является более полное определение ситуации как системы внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность. Так, например, А.Н. Леонтьев понимает ее как оценку жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий. Становление учителя естественнонаучных дисциплин связанно со становлением личности педагога как субъекта профессиональнопедагогической деятельности, а «субъекти-вация - это не только оценка личностной значимости объективно существующего предмета, но и осознание самого себя субъектом, личностью». В связи с этим педагогическая ситуация - «это особый педагогический механизм, который ставит ученика в новые условия, востребующие у него новый стиль поведения, осмысление, переосмысление предшествующей ситуации» [1, с. 76].

Так как преподаватель и студент определяются активными субъектами образования, то процесс подготовки будущих учителей

естественнонаучных дисциплин должен стать исследовательским полем, на котором опыт постижения знаний и опыта поведения «выращивается» не по схеме привития и пересадки из одной головы в другую, а по схеме культурного порождения смыслов этого знания. В связи с этим особый интерес вызывает «личностно ориентированная педагогическая ситуация - специфическая образовательная сфера, в которой имеет место свободное принятие деятельности, рефлексия, имитация конфликтного развития событий и собственных возможностей влиять на них, состязание и стресс, словом игра» [7].

В свете гуманитаризации естественнонаучного образования В.И. Данильчук,

В.М. Симонов выделяют гуманитарно-ориентированные ситуации, в основе которых лежит гуманитарная ориентировка обучающегося. Гуманитарная ориентировка - это «способ организации познавательной деятельности, при котором предполагается не только ориентация в самом предмете, в материале, но и восприятие изучаемого предмета в целом, в его отношении к человеческому бытию» [8].

Если рассматривать становление учителя через овладение им естественнонаучной профессионально педагогической культурой, то система средств подготовки учителя связана с проектированием культуросообразных ситуаций, реализующих все компоненты содержания образования (опыт познавательной, творческой и личностно-аксиологи-ческой деятельности). Исходя из этого, можно выделить предметно-познавательные, практико-ориенти-рованные и личностно-аксиологические культуросообразные педагогические ситуации. Технология конструирования педагогической ситуации включает в себя следующее этапы:

- трансформацию культурных объек-

тов из предметной в социально-коммуникативную, организационо-деятельностную,

диалогическую или какую-то иную форму, в которой они могут быть адекватно присвоены воспитанником;

- создание условий для субъективации обучаемым данной предметной сферы. Последнее предполагает определенную логику развития ситуации от внешнего диалога к внутреннему [9];

- насыщенность естественнонаучного содержания социальным, нравственным, духовным смыслом и входами в эти сферы;

- возможность выбора, смыслотворче-ства, рефлексии, самореализации и их осуществления; мотивационные механизмы, задающие и стимулирующие необходимости переосмысления и перестройки своего сознания, деятельности и общения; сплав когнитивной и личностной активности субъекта, обращенной на собственное «Я» и на диалог с другими субъектами [10].

Исходя из вышеуказанных положений, представим характеристику основных культуросообразных ситуаций.

Предметно-познавательные педагогические ситуации формируют целостное представление о естественнонаучной профессионально-педагогической культуре; обеспечивают выработку и принятие целей предстоящей профессионально-педагогической деятельности; систематизируют естественнонаучные, психолого-педагогические знания о психологических условиях и научных закономерностях организации деятельности учащихся и изучения личности учащихся; способствуют овладению средствами эффективной педагогической деятельности; развивают познавательную активность. В ходе реализации данных ситуаций будущие учителя должны выдвигать цели и задачи предстоящей профессионально-педагоги-

ческой деятельности; конструировать необходимые и достаточные системы средств, условия, обеспечивающие достижение поставленной цели, в соответствии с личностными особенностями учителя. В этих ситуациях основная роль отводится преподавателю, он руководит, направляет работу всех студентов, так как знания, являясь составной частью культуры личности, сами по себе не могут в необходимой мере реализовывать свою культурологическую функцию. Для этого нужна особая работа по обобщению и систематизации знаний, благодаря которой возможен охват целого, определение и обнаружение связей, объединяющих элементы между собой и с целым, что поднимает знания на новый культурологический уровень. Обобщенные знания позволяют многие частные задачи решать путем переноса способа действий на целый класс аналогичных задач. Таким образом, обобщение знаний предполагает установление внутрипредметных связей, выделение стержневых идей, интеграцию элементов темы в единое целое, формирует

культуру личности студента, готовит его к изменяющимся жизненным условиям.

Практико-ориентированные ситуации

содержат простейшую ценностную ориентацию, т. е. направлены на простейшие практические потребности человека. Речь идет о прикладном естествознании, связанном с техникой, производством, медициной, спортом, различными видами обслуживания человека. Особенность здесь состоит в том, что в ситуации представляется не рафинированная учебная ситуация, а более целостная жизненная коллизия, где знания по естественным наукам играют инструментальную роль в оптимизации жизненных функций человека, тем самым раскрывая более широкий смысл изучения этой науки.

Личностно-аксиологические ситуации являются смысло-поисковыми, личностноразвивающими, в которых наряду с когнитивным и практическим мышлением студент проявляет и собственный личностный потенциал - способность воспринимать связь естественных наук с мировоззрением, с нравственно-культурными проблемами бытия. Для этого необходимо познать прежде всего самого себя, свои возможности, ценностные установки. Осмыслить вопросы методологии, философии и естественнонаучного познания, увидеть роль творческой созидательной деятельности ученого в построении картины мира, обсуждать мировоззренческие коллизии, смысл познания природы человеком. Материалом таких задач могут выступать проблемы экологии, безопасности жизнедеятельности, моральной ответственности ученых.

1. Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. Волгоград, 1998.

2. Тохтабиев С.А. // Философские науки. 1989. № 11. С. 109.

3. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984. С. 86.

4. Павлов В.А. // Формирование личности

школьника и студента в условиях демократизации, гуманизации образования: сб. науч. тр. Ч. 2. Волгоград, 1992. С. 25.

5. Сластенин В.А. Анализ и решение педагогических задач. М., 1993.

6. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995. С. 152.

7. Сериков В.В. // Народное образование. 1997. № 9. С. 61.

8. Данильчук В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе (личностногуманитарная парадигма). Волгоград, 1996.

С. 46.

9. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград, 1994. С. 31.

10. Симонов В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная

парадигма. Волгоград, 2000. С. 153.

Поступила в редакцию 2б.01.200б г.

О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АПРОБАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ, ОСНОВАННОЙ НА ТРАДИЦИЯХ ДУХОВОГО ОРКЕСТРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

В.В. Расстрыгин

Rasstrygin V.V. Experimental results of implementing a pedagogical model of civil-patriotic education of the young people based on the traditions of brass orchestra performance. The article describes the process and results of civil-patriotic work among the young people grounded on the regional traditions. It concerns the specific methods of patriotic work involving the music culture.

Проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи нашли отражение в перспективной педагогической модели, базой которой послужила экспериментально апробированная программа. Эксперимент проходил в период с 2002 по 2005 г., базой которого послужили учебный духовой оркестр Липецкого училища искусств им. К.Н. Игумнова, самодеятельный народный духовой оркестр Дворца культуры Новолипецкого металлургического комбината, ансамбль духовых инструментов Тамбовского колледжа искусств, духовой оркестр Долгоруковского Центра культуры и досуга. Целью эксперимента являлось выявление технологических условий развития гражданско-патриотического и нравственно-эстетического воспитания подростков и юношества в досуговой сфере и на материале духовой оркестровой музыкальной культуры.

Задачами эксперимента являлись:

1. Апробировать экспериментальную программу гражданско-патриотического и нравственно-эстетического развития молодежи на основе духового инструментального исполнительства.

2. Выявить параметры воздействия духового оркестрового искусства на мотивационную сферу личности участника молодежного духового оркестра.

3. Обобщить данные о позитивных изменениях в структуре интересов, потребностей и вкусов молодежи, имеющих гражданско-патриотическую направленность.

4. Определить динамику эмоциональных, ценностных и мотивационных компонентов личности участника духового оркестра под воздействием художественно-творческой деятельности и инициативной гражданско-патриотической активности.

Основу экспериментальной работы составила разработанная педагогическая модель развития гражданско-патриотических качеств молодежи средствами досугового духового оркестрового творчества, базирующегося на региональных традициях духовой музыкальной культуры.

Педагогическая модель направлена на решение следующих задач:

- формирование духовной ориентации, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и образа мысли российского гражданина-патриота;

- формирование на основе развития художественно-эстетической культуры чувства любви к Родине, гуманного отношения к окружающему миру;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.