Научная статья на тему 'О результатах экспериментальной апробации педагогической модели гражданскопатриотического воспитания молодежи, основанной на традициях духового оркестрового исполнительства'

О результатах экспериментальной апробации педагогической модели гражданскопатриотического воспитания молодежи, основанной на традициях духового оркестрового исполнительства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Расстрыгин В. В.

The article describes the process and results of civil-patriotic work among the young people grounded on the regional traditions. It concerns the specific methods of patriotic work involving the music culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental results of implementing a pedagogical model of civil-patriotic education of the young people based on the traditions of brass orchestra performance

The article describes the process and results of civil-patriotic work among the young people grounded on the regional traditions. It concerns the specific methods of patriotic work involving the music culture.

Текст научной работы на тему «О результатах экспериментальной апробации педагогической модели гражданскопатриотического воспитания молодежи, основанной на традициях духового оркестрового исполнительства»

- возбуждение интереса к национальной художественной культуре; формирование гражданского и военного патриотизма;

- сохранение и упрочение художественных традиций региона, формирование у молодежи средствами досугового творчества неискаженного исторического сознания;

- привлечение внимания молодого поколения к музыкальному искусству, прикладному, изобразительному и фольклорному творчеству; воспитание стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры и нематериального культурного наследия;

- содействие развитию деятельности музыкальных, танцевальных, фольклорноэтнографических групп и ансамблей;

- воспитание на примере героических традиций прошлого, в духе единства, уважения к другим народам, сохранение дружбы и сотрудничества между народами;

- воспитание у молодежи гражданственности, опирающейся на осознание ценностей отечественной художественной культуры, синтезирующих национальное и общечеловеческое начала;

- формирование государственного мышления и поведения в социально-культурной сфере;

- формирование чувства преданности своей Родине; воспитание у молодежи развитого чувства долга, стремления к возрождению Отечества, спасению и защите его культурного наследия и интеллектуальных богатств, защите национального культурного достояния.

Основными принципами гражданско-патриотического воспитания молодежи средствами духового музыкального творчества являлись:

1. Неразрывность связей с жизнью, с практикой гражданского строительства, с задачами социально-культурных институтов.

2. Конкретность, оперативность, целеустремленность при проведении мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.

3. Непрерывность и планомерность воспитательной деятельности учреждений культуры в любительском оркестре следует осуществлять, в частности, с позиций смежных технологий социально-культурной деятельности.

4. Научный подход к организации гражданско-патриотической воспитательной деятельности в любительских творческих коллективах.

5. Дифференцированный подход к организации культурно-досуговой деятельности.

6. Наступательный характер воспитательной деятельности в любительском коллективе.

7. Проведение воспитательной работы с использованием самых современных средств связи и телекоммуникации.

В качестве ведущих функций гражданско-патриотического воспитания на основе традиций духового творчества были выделены:

- культурно-воспитательная функция;

- функция формирования общественного мнения в процессе любительского художественного творчества;

- художественно-массовая функция;

- информационно-просветительная функция;

- регулятивная функция;

- эвристическая функция.

Условиями осуществления гражданско-

патриотического воспитания являются:

- создание широких возможностей для ознакомления молодежи с произведениями отечественной и региональной культуры и искусства;

- расширение культуротворческих возможностей молодежи за счет активизации деятельности учреждений культуры и использования творческого потенциала регионов;

- концентрация художественных руководителей и других работников культурнодосуговой сферы на раскрытии у учащейся молодежи добровольного желания творчества на благо Родины, повышения личностного художественно-эстетического уровня и нравственного самосовершенствования на этой основе.

Основными направлениями работы по гражданско-патриотическому воспитанию

являются:

- участие в гражданско-патриотическом воспитании молодежи с применением средств культуры и искусства, формирование у нее высоких нравственных идеалов, качеств гражданина-патриота, желания служить отечеству, личностной ответственности за судьбу Родины;

- участие в разъяснении учащейся молодежи государственной политики в области культуры и искусства, сохранения культурного наследия государства;

- оказание средствами художественнотворческой деятельности помощи в организации процесса гражданско-патриотического воспитания молодежи в системе социальнокультурной деятельности;

- содействие социально-культурным институтам и субъектам социально-культурной деятельности в организации художественно-массовой работы, популяризации духового музыкального искусства;

- участие в мероприятиях по распространению социально-культурных и гражданско-патриотических знаний, традиций, ритуалов и символики, содействие молодежи в самообразовании;

- систематическое проведение информационных и культурно-просветительных мероприятий по пропаганде истории и ценностей культуры, лучших произведений современной и классической отечественной и зарубежной музыки, особенно произведений гражданско-патриотической тематики;

- создание условий для развития любительского художественного творчества, организации кружковой работы, любительских художественных коллективов объединений и клубов по интересам;

- взаимодействие и поддержание деловых связей с государственными органами управления, органами местного самоуправления, учреждениями культуры, творческими союзами, общественными объединениями в целях привлечения их сил и средств для совершенствования путей развития гражданско-патриотического воспитания молодежи;

- совместное участие с государственными и муниципальными органами, образовательными учреждениями, общественными организациями в гражданско-патриотическом воспитании.

При этом ведущими формами социально-культурной деятельности стали:

- участие художественных руководителей и других сотрудников в пропаганде идей исторического наследия, нравственности, любви к родине, желания служить Отчизне;

- участие в организации и проведении циклов лекций и других досуговых программ по гражданско-патриотическому воспитанию;

- организация различных конкурсов и викторин по гражданско-патриотическим знаниям, просмотр и обсуждение теле- и радиопередач по вопросам гражданского строительства, показ соответствующих видеоматериалов;

- подготовка обзора литературы по военно-патриотической тематике, организация встреч с авторами книг, ветеранами Вооруженных Сил, войны, с деятелями культуры и искусства;

- экскурсии и походы по художественно-эстетическим достопримечательностям

края, участие в проведении ритуалов, торжественных мероприятиях.

В качестве экспериментального учебновоспитательного курса была внедрена программа «Патриотические традиции русского военного оркестра». Она представляет собой профилированный курс, предназначенный для проведения внерепетиционных воспитательных занятий и досуговых мероприятий с участниками любительского молодежного духового оркестра, ориентированный на расширение знаний молодежи об уникальной традиции российской художественной культуры - военное оркестровое исполнительство, и имеет целью формирование у участников творческого коллектива целостного представления об эстетических особенностях, образной сфере и психолого-педаго-гических аспектах воздействия духового оркестрового исполнительства на музыканта и слушателя.

Работа в рамках курса предполагала максимальную активизацию творческого потенциала юного музыканта, поэтому в методике практической педагогической деятельности были широко использованы активные методы обучения, такие, как дидактические игры, экскурсии, самостоятельные проблемноисследовательские разработки и другие эвристические приемы гражданско-патриотического и художественно-эстетического образования. Изучение курса предполагает использование разнообразного иллюстративного материала и аудио-визуальных средств.

Исходя из вышеперечисленных содержательных направлений, оценка уровня усвоения материала в интеллектуальном, духовнонравственном и творческом аспекте осуществлялась по таким параметрам, как познавательные интересы и ценностные ориентации

личности, творческие и социальные установки юных музыкантов, активность участия в общественно-политических и досуговых мероприятиях. Кроме того, учитывались параметры качества художественно-творческой, общественно-полезной и исследовательской деятельности (характеристика результатов художественного творчества, а также степени развития навыков социально-инициативной, организаторской деятельности в сфере музыкальной культуры и досуга.

В соответствии с этими параметрами были конкретизированы уровни освоения материала по патриотическим традициям духовой оркестровой культуры - своеобразные социально-педагогические критерии, которые послужили основой для организации экспериментальной работы.

Эксперимент проходил в три этапа. На первом этапе осуществлялась диагностика психолого-педагогических компонентов духовно-нравственной и гражданско-патриотической культуры личности участников духового оркестра. В качестве исследуемых параметров были определены эмоциональные, нравственные и мотивационные реакции в области духовой оркестровой культуры.

На втором этапе эксперимента исследование сопровождало внедрение и реализацию авторской педагогической модели, включающей комплекс учебно-воспитательной работы в рамках спецкурса «Патриотические традиции русского военного оркестра», а также проведения художественномассовых мероприятий гражданско-патриотического содержания. На этом этапе предметом анализа стали личностные характеристики, связанные с направленностью и ценностными ориентациями. Для их диагностики был инструментарий, представлявший несколько адаптированный вариант валидных методик. Эмпирические данные были получены с помощью традиционных тестов по методикам, авторами которых являются М. Рокич и Б. Басс. В частности, были произведены замеры в экспериментальной и контрольной группах, которые касались проблематики иерархии ценностей и ценностных ориентаций. В центре внимания, в частности, оказались этические, коммуникативные, деловые и альтруистические ценности.

Третий этап экспериментальной работы был также посвящен диагностике уровня

сформированных знаний, умений и навыков поведения в рамках предложенной учебной воспитательной художественно-творческой программы, а также определению ценностномотивационных новообразований как параметру качественных изменений в структуре личности. Эта технология психолого-педаго-гической диагностики предусматривала комплексное тестирование, включавшее пакет тестов-опросников, которое одновременно осуществлялось в контрольной и экспериментальной группах. Инструментарием исследования послужили разработанные тесты: на знания; на уровень интересов; на уровень мотивации и на ценностные ориентации в области духовой оркестровой культуры.

Результаты тестирования на первом этапе экспериментальной работы показали в целом положительную эмоциональную реакцию, позитивный уровень оценки качества получаемых в коллективе знаний, умений и навыков. Однако преобладающей и в экспериментальной, и в контрольной группе является пассивная потребительская позиция, когда участники стремятся использовать полученную информацию на индивидуальноличностном уровне или на уровне преобразования социокультурной микросреды, т. е. по отношению к ближайшим родственникам и друзьям.

На втором этапе эксперимента в группах испытуемых продолжала осуществляться воспитательная работа. Но если в экспериментальной группе она велась по специально разработанной и внедренной программе, то в контрольной группе она была обусловлена исключительно задачами репетиционно-творческой работы. Для определения степени воздействия предложенной экспериментальной программы на ценностные ориентации участников экспериментальной группы были использованы тестовые методики, широко апробированные в практической психологии (авторы М. Рокич и Б. Басс). Сравнительный анализ результатов тестирования на этом этапе эксперимента позволил сделать вывод о том, что для участников экспериментальной группы свойственны более высокие показатели предпочтений в области социально значимых ценностей. Наибольшие расхождения отмечены относительно таких ценностей как активная деятельностная жизнь, зрелость суждений, развитие и совершенст-

вование других, чувство долга, ответственность.

На третьем, заключительном этапе эксперимента осуществлялось дальнейшее изучение результатов психолого-педагогического воздействия программы, инструментом которого стал цикл тестовых мероприятий, включающий 4 теста, связанных с выявлением уровня знаний в области духовой оркестровой культуры; уровня интересов, мотивации ценностного отношения к духовой музыкальной культуре. Тесты предполагали высказывание собственных оценочных суждений участников молодежных оркестров относительно традиций духовой оркестровой культуры.

Результаты эксперимента позволили сделать вывод об эффективности предложенной программы. По всем исследуемым параметрам (ценностно-ориентационным,

мотивационным, когнитивным и социальнопсихологическим) были отмечены показатели превышения оценочных параметров в экспериментальной группе над контрольной. Разница параметров составляет от 1 до 4 бал-

лов, что свидетельствует о существенном влиянии целенаправленного педагогического воздействия на формирование гражданско-патриотической и нравственно-эстетической культуры участников любительского духового оркестра, повышение их социальной и творческой активности. Следует предположить, что различия в оценочных параметрах могли бы быть более существенными, если бы участники контрольной группы не были включены в общую программу художественного воспитания любительского оркестрового коллектива.

Это позволяет говорить о перспективности дальнейших исследований в области гражданско-патриотического воспитания

подрастающего поколения на основе отечественных культурных традиций. Рамки исследования могут быть расширены за счет исследования другой возрастной страты, или изучения других аспектов воспитательной работы на материале традиций отечественной художественной культуры.

Поступила в редакцию 27.02.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.