Научная статья на тему 'Культурологические аспекты развития профессионального образования'

Культурологические аспекты развития профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / CORPORATE CULTURE / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загребин С.С.

В статье рассматриваются основные проблемы развития профессионального образования в современной российской действительности. Автор доказывает, что экономические и политические процессы в стране оказывают существенное влияние на изменения в системе профессионального образования. В условиях экономической нестабильности приоритетным видится развитие корпоративной культуры в колледжах и техникумах. По мнению автора, корпоративная культура может стать гарантом стабильности образовательного и воспитательного процесса во всех типах учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTUROLOGY ASPECTS OF THE VOCATIONAL EDUCATION DEVELOPMENT

The article explores the main problems of the vocational education development in contemporary Russia. The author proves that economic and political processes in the country significantly influence the changes in the system of the vocational education. In the conditions of economic instability the development of the corporate culture in the colleges and technical schools prioritizes the attention. According to the author, the corporate culture can become a stability guarantor of the educational process in all types of the educational institutions

Текст научной работы на тему «Культурологические аспекты развития профессионального образования»

Стратегия развития профессионального образования

УДК 377 С. С. Загребин, проф. Южно-Уральского

государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ), д-р ист. наук, проф., член Коллегии Управления культуры администрации г. Челябинска, заслуженный работник культуры РФ, г. Челябинск, e-mail: bk.ural@bk.ru

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются основные проблемы развития профессионального образования в современной российской действительности. Автор доказывает, что экономические и политические процессы в стране оказывают существенное влияние на изменения в системе профессионального образования. В условиях экономической нестабильности приоритетным видится развитие корпоративной культуры в колледжах и техникумах. По мнению автора, корпоративная культура может стать гарантом стабильности образовательного и воспитательного процесса во всех типах учебных заведений.

Ключевые слова: профессиональное образование, корпоративная культура, традиции, инновации, воспитание.

В былые времена в советской прессе были популярны статьи с названием «О проблемах профтехобразования». Как иронично отмечалось в одном художественном фильме, «время проходит, а проблемы все те же». И вот мы, наконец, оказались в ситуации, когда сами проблемы профтехобразования кардинально изменилось. И не просто изменилось, а оказались проблемами стратегического значения для перспектив развития российского государства и общества. В настоящее время государство ориентируется на инновационный путь развития, на поступательный рост экономики, на передовое развитие науки и технологий, способных вывести страну в лидеры мирового экономического и политического сообщества.

В этих условиях с особой остротой встает проблема субъектов социально-экономического пространства. Проблема эта сводится к одно-

му простому вопросу: «кто будет все это делать?» — то, что спланирует правительство, разработают ученые, просчитают экономисты, организуют менеджеры, примет на вооружение все общество. Ответ на этот вопрос однозначен — трудящиеся Российской Федерации, или, как говорили прежде, «рабочий класс». В постсоветской период отечественной истории про «рабочий класс», про «трудовые резервы», про «пролетариат» как бы «забыли», а если и вспоминали, то лишь в иронично-негативном кон -тексте, как атрибутику советского прошлого, от которого рьяно отказывалась политическая и экономическая элита. В итоге страна оказалась на грани экономического кризиса, когда продажа на внешний рынок углеводородного сырья стала неспособна обеспечить необходимый приток финансов на развитие экономики и социально-культурной сферы. Позитивным

видится осознание политическим руководством страны назревшей проблемы и предпринимаемые попытки ее решения. Рассмотрим лишь один из аспектов данной проблемы — культурологический.

Первая проблема. В течение нескольких прошедших лет шел процесс «модернизации» отечественного образования, о проблемах этого процесса мы говорили в отдельной статье [1]. Одним из сегментов данного процесса являлась перманентная «оптимизация» сети образовательных учреждений. Это проявилось прежде всего в «слиянии» и «поглощении» учебных заведений. В системе профессионального образования происходило массовое закрытие колледжей и техникумов. Так, в Челябинской области их количество сократилось примерно в три раза. Целесообразность таких сокращений объяснялась финансово-экономической необходимостью; по мнению «идеологов оптимизации», сокращение административного персонала и учебных площадей должно было сократить расходы на содержание и обслуживание учебных заведений. По нашему убеждению, «оптимизация» подобного рода, возможно, оправданная экономически, наносила серьезный культурологический ущерб системе профессионального образования.

Следует подчеркнуть, что в российской провинции колледжи и техникумы не только выполняют учебные задачи, но и реализуют важнейшую социализирующую функцию. Известно, что в учреждения начального и среднего профессионального образования поступали подростки, как правило, из так называемых неблагополучных семей, имеющие весьма часто признаки девиантного поведения. В системе профессионального образования учащиеся проходили «школу социализации», получая профессию, становились полноправными членами социума. Демонтаж системы начального профессионального образования существенно усложнил этот процесс, переложив груз ответственности на образовательные учреждения среднего профессионального образования. Возникла проблема внесения существенных корректив в уже устоявшиеся традиции учебных заведений, изменения корпоративной культуры учебных заведений.

Проблема вторая. В постсоветский период российское общество было вовлечено в процесс демонтажа прежних социокультурных традиций и ценностей. Конституционно закрепленное отрицание любой государственной идеологии переложило миссию формирования национальной

идеи на иных акторов политического и экономического пространства, которые через подчиненные им средства массовой коммуникации стали транслировать собственное понимание базовых общественных идей и концептов. Мы подробно писали об этом в специальной статье [2]. В итоге в российском социуме сформировалось искаженное понимание многих базовых ценностей. В частности, произошла дискредитация идеи труда как главной производящей силы, создающей человека и общество. Соответственно, существенно упал престиж рабочих профессий и инженерных специальностей. В настоящее время эта проблема постепенно осознается властными элитами. В стране на федеральном и региональном уровнях разворачиваются конкурсы профессионального мастерства, организуются кинофестивали художественных и документальных фильмов, посвященных человеку труда и рабочим профессиям. К сожалению, пока данные инициативы носят более показательный, «имиджевый» характер. В настоящее время проблема решается на уровне конкретных учебных заведений, в которых имеется осознание значимости данных задач для страны и общества.

Третья проблема. Развитие системы профессионального образования требует координации усилий власти, бизнеса, образовательных организаций и социума, направленных на качественное улучшение ситуации в данной сфере. Мы рассматривали некоторые аспекты данной проблемы в специальной статье [3]. Сейчас важно отметить следующее. В условиях рыночной экономики многие учебные заведения стали переориентировать образовательные программы на «запросы рынка образовательных услуг». В результате в системе высшего образования был подготовлен переизбыток юристов, экономистов, менеджеров. А экономика стала испытывать серьезный дефицит работников инженерных специальностей. Система среднего профессионального образования стала ориентироваться на менее затратные специальности и наводнила рынок труда парикмахерами, дизайнерами, кондитерами. В результате возникла нехватка рабочих для сельскохозяйственных отраслей экономики, для металлургии и машиностроения. Современные бизнес-структуры не готовы вкладывать средства в развитие системы среднего профессионального образования, поскольку в условиях нестабильной экономики не могут спрогнозировать ни количественные, ни качественные запросы собственных производств в среднесрочной и долгосрочной

перспективе. Руководители предприятий охотнее используют «дешевую рабочую силу» трудовых мигрантов. Возможно, экономически это выгодно, но в культурологическом аспекте наносит существенный вред российской экономике и российскому социуму.

Данная проблема может быть решена с помощью развития системы государственных заказов конкретным учебным заведениям на подготовку конкретных рабочих специальностей. Сегодня лишь государство способно качественно инвестировать в систему образования, прогнозировать развитие рынка труда и возможные экономические риски. На региональном уровне возрастает роль местной законодательной и исполнительной власти в привлечении бизнес-сообщества к развитию партнерских отношений между бизнесом и учебными заведениями. В регионах ряд высших учебных заведений организуют так называемые попечительские советы, что, вполне возможно, станет актуальным и для системы среднего профессионального образования.

Названные три проблемы смыкаются в культурологическом поле развития современного профессионального образования. Следует назвать базовый документ, принятый в конце 2014 г.: «Основы государственной культурной политики». В нем принципиально по-новому трактуется сущность, роль и место культуры в современном российском обществе. Прежде всего, как отмечается в данном документе, феномен культуры охватывает самые широкие слои социального бытия современного общества, включая, в том числе, и сферу образования. Более того, культура и включенное в культурное пространство образование трактуются как средства формирования национальных культурных ценностей, которые средствами образования и воспитания транслируются всему обществу по вертикали (от поколения к поколению) и по горизонтали (от одной социокультурной общности к другой). Культура в целом трактуется как миссия по генерации, сохранению и трансляции социокультурного опыта и нравственных ценностей.

Данный инновационный подход к культуре возлагает на сферу образования высокую гуманитарную и гуманистическую миссию. Применительно к сфере профессионального образования можно говорить о том, что именно в современных техникумах и колледжах должны закладываться основы культурных ценностей будущих рабочих всех отраслей экономики. Эта проблема особо обостряется в ситуации, когда

профессиональное образование начинает активно вытесняться профессиональным обучением. Профессиональное образование предполагает обучение конкретной профессии или профессиям и одновременно воспитание личности, социализацию индивида, формирование его ценностей и мировоззрения, гражданской позиции. Профессиональное обучение суживает данный процесс до сферы овладения узким набором конкретных производственных навыков, без развития общей культуры обучающихся.

«Основы государственной культурной политики» ориентируют российский социум опираться на традиционные культурные ценности, являющие собою основание национальной культуры. Проблематика традиционной культуры раскрывалась нами в отдельной статье [4]. Сейчас следует отметить, что в культурологии существуют, среди прочих, типологии культуры, построенные по принципу дуальных оппозиций. Среди них базовой является дихотомия: «культура традиционная — культура посттрадиционная». В данной типологии обозначены два вектора развития культуры: вектор развития культурных традиций и вектор демонтажа традиций. В настоящее время российское общество пребывает в состоянии выбора между двумя возможными путями развития. «Основы государственной культурной политики» однозначно предлагают обществу возрождение и приумножение культурной традиции. Следует подчеркнуть, что принципиальной особенностью российской культуры, при ее изначальной традиционности, является открытость для инноваций. Следовательно, ориентация на традиционные культурные ценности предполагает развитие и новых технологий, и инновационных производств, и широких культурных коммуникаций.

Утверждение принципа ориентации на традиционные культурные ценности в сфере профессионального образования означает выстраивание корпоративной культуры в контексте культурных приоритетов государства. Закон «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет учебным заведениям самые широкие полномочия, как в выборе моделей корпоративной культуры, так и в организации внутри учебных заведений институций самоуправления, способствующих развитию корпоративной культуры.

В культурологическом плане традиционная культура основана на системе нравственных и профессиональных авторитетов, самоценности коллектива, прозрачности и прочности правил поведения внутри коллектива, защищенности

личности от внешних вызовов и угроз. Все перечисленные параметры в традиционной культуре наряду с алгоритмами поведения имеют символическую репрезентацию. Соответственно, при формировании корпоративной культуры в каждом конкретном техникуме и колледже управленческий персонал совместно со всем коллективом должен выработать систему межличностных и профессиональных отношений, воспроизводящих на локальном уровне ценности традиционной культуры. Причем в данном процессе нет необходимости изобретать что-то искусственное. Практически каждое учебное заведение имеет свою историю, свои традиции, которые и должны стать основанием корпоративной культуры. Внешними атрибутами репрезентации традиции могут служить такие символы, как герб, флаг, гимн, форма, миссия учебного заведения.

Проходя процесс социализации и инкуль-турации, в колледжах и техникумах молодежь

Библиографический список

получит наряду с рабочей профессией позитивное мировоззрение, прочные нравственные ценности, ясную гражданскую позицию, осознает свои жизненные приоритеты, выработает стратегии поведения. Успешный опыт данной работы имеется во многих учебных заведениях. Наиболее эффективно работа по формированию корпоративной культуры проходит в тех учебных заведениях, которые были изначально ориентированы на определенные традиции. Например, в кадетских классах, в учебных заведениях, сотрудничающих с казачеством, с традиционными религиозными конфессиями, с этнокультурными центрами, с государственными силовыми ведомствами. Разумеется, данный процесс сложен, таит много трудностей, но при этом является единственно возможным средством воспитания нового поколения как наследника традиционных культурных ценностей, как основы будущего российского социума.

1. Загребин, С. С. Современные проблемы «модернизации» отечественного образования : полемические заметки [Текст] / С. С. Загребин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 3. — С. 91-96.

2. Загребин, С. С. Культурная политика в постсоветской России 1991-2015 гг. [Текст] / С. С. Загребин // Вестник ЮУрГУ. Сер. : Социально-гуманитарные науки. — 2015. — Т. 15. — № 4. — С. 18-23.

3. Загребин, С. С. К вопросу взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества в процессе формирования и реализации культурной политики в современной России [Текст] / С. С. Загребин // Гражданская солидарность в реализации государственной культурной политики : взаимодействие власти, общества и бизнеса : сб. материалов Культурного форума регионов России (Якутск — Москва, 25 сент. 2015 г.) / Сост. и общ. ред. О. Н. Астафьевой, О.В. Коротеевой. — М. : ИП Лядов К. Н., 2015. — С. 12-20.

4. Загребин, С. С. Традиционная культура как основа новой культурной политики в России [Текст] / С. С. Загребин // Вестник Омского ун-та. Сер. : Исторические науки. — 2016. — № 2. — С. 82-87.

УДК 377+334 А. И. Кузнецов, министр образования и науки

Челябинской области, канд. пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: minobr@gov74.ru Е. П. Сичинский, ректор Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), д-р ист. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: chelirpo@mail.ru

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В статье анализируется сложившаяся в Челябинской области система взаимодействия между профессиональными образовательными организациями и малым и средним бизнесом в подготовке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.