Научная статья на тему 'Использование потенциала отечественной культуры в современном профессиональном образовании: постановка проблемы'

Использование потенциала отечественной культуры в современном профессиональном образовании: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
85
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / CULTURE / CULTURAL POLICY / UPBRINGING / SOCIALIZATION / CORPORATE CULTURE / CULTURAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Загребин Сергей Сергеевич

В статье рассматривается проблема использования потенциала отечественной культуры в современном профессиональном образовании. Автор доказывает значимость формирования корпоративной культуры в учебных заведениях, показывает взаимосвязь корпоративной культуры и культурной идентичности. В статье предлагаются конкретные алгоритмы воспитания корпоративной культуры средствами современного отечественного искусства и культуры. В заключение статьи делается вывод о принципиальном значении культурной идентичности в личностном становлении учащихся с активной гражданской позицией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USING THE POTENTIAL OF DOMESTIC CULTURE IN MODERN PROFESSIONAL EDUCATION: PROBLEM STATEMENT

The problem of using the potential of national culture in modern professional education is considered in this article. The author proves the importance of the formation of corporate culture in schools, shows the relationship of corporate culture and cultural identity. Specifi c algorithms for the develop-ment of corporate culture by means of modern domestic art and culture are offered. In the conclusion of the article, a recap is made about the fundamental importance of cultural identity in the personal development of students with an active civic stand.

Текст научной работы на тему «Использование потенциала отечественной культуры в современном профессиональном образовании: постановка проблемы»

Сведения для цитирования: Загребин, С. С. Использование потенциала отечественной культуры в современном профессиональном образовании : Постановка проблемы [Текст] / С. С. Загребин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 2 (22). — С. 18-23.

УДК 37/008 ББК 74.5:71

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

С. С. Загребин

В статье рассматривается проблема использования потенциала отечественной культуры в современном профессиональном образовании. Автор доказывает значимость формирования корпоративной культуры в учебных заведениях, показывает взаимосвязь корпоративной культуры и культурной идентичности. В статье предлагаются конкретные алгоритмы воспитания корпоративной культуры средствами современного отечественного искусства и культуры. В заключение статьи делается вывод о принципиальном значении культурной идентичности в личностном становлении учащихся с активной гражданской позицией.

Ключевые слова: культура, культурная политика, воспитание, социализация, корпоративная культура, культурная идентичность.

В настоящей статье мы бы хотели обратить внимание руководителей и преподавателей кол -леджей и техникумов на созидательный потенциал отечественной культуры. В постсоветский период отечественной истории культура оказалась в сложной ситуации, потребовавшей от деятелей культуры и культурных институтов приспосабливаться к новым реалиям рыночной экономики и конкуренции. Мы подробно писали об этом в специальных статьях [1-3]. В настоящее время ситуация принципиально изменилась. В конце 2014 г. Указом Президента РФ утверждены «Основы государственной культурной политики» [4]. В документе зафиксированы новые подходы государства к пониманию сущности и миссии культуры в российском обществе. Государство отказалось от утилитарно-прагматического подхода к культуре и постулировало культуру как миссию по сохранению и трансляции традиционных национальных духовных ценностей [2]. В настоящее время в сферу культуры органично вошла сфера образования. В национальном проекте «Образование» одна из ключевых задач сформулирована так: «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций» [5]. Рассмотрим несколько векторов использования потенциала культуры в образовании.

Корпоративная культура. В настоящее время наблюдается позитивная тенденция выра-

ботки учебными заведениями символических атрибутов корпоративной культуры, таких как: гимн, герб, миссия учебного заведения. Принципиальное значение имеет наполнение этих символов реальным содержанием, а именно: развитием студенческого самоуправления, укреплением существующих институтов коллегиального управления учебным заведением (ученый совет, собрание трудового коллектива, профсоюз и т. д.) с целью культивирования в учебном заведении принципа единого культурно-коммуникативного пространства, в котором каждый член трудового коллектива, каждый учащийся осознает себя полноправным членом единой команды, которая заинтересована в его саморазвитии и самореализации, обеспечивает ему защиту от внешних вызовов и угроз. При всем свободолюбии современной молодежи в этой среде весьма популярна принадлежность к какой-либо субкультурной группе, обеспечивающей групповую идентичность, начиная с позитивных форм, таких как принадлежность к одному спортивному клубу, и заканчивая деструктивными формами, например, криминального или иного асоциального характера.

Субкультура дает молодым людям набор фиксированных правил и норм поведения, маркирует межличностные отношения по шкале «свой — чужой», создает иллюзию защищенности внутри субкультуры и предоставляет псевдовозможности самореализации. Фактически субкультурная

группа воспроизводит атрибутивные признаки традиционной культуры, но не обладает ее созидательным потенциалом. Поэтому так важно, чтобы в самом учебном заведение была сформирована развитая корпоративная культура, основанная на ценностях традиционной национальной культуры. Примером позитивной реализации названного принципа можно считать кадетские и казачьи классы, военно-патриотические объединения, религиозно-образовательные просветительские центры и проекты. В числе проектов, зарекомендовавших свою продуктивность, можно назвать военно-патриотическое объединение «Воин», созданное в Челябинской области под патронажем силовых ведомств и Русской православной церкви [6]. Взаимодействие колледжей и техникумов с институтами гражданского общества представляется перспективным в процессе формирования корпоративной культуры учебного заведения.

Религиозная культура. Согласно российскому законодательству, в нашей стране Церковь отделена от Государства, а Школа от Церкви. Данный принцип означает, что ни одна религиозная конфессия не может претендовать на статус государственной религии и, соответственно, в учебных заведениях не могут преподаваться основы тех или иных вероучений. Вместе с тем Церковь является частью общества и частью культуры. Более того, в «Основах государственной культурной политики» отмечается, что именно традиционные религии, такие как христианство, ислам, иудаизм, буддизм, являются основой традиционных культурных ценностей в современной России.

Возникает серьезная проблема соотнесения принципа светскости образования и учета религиозных потребностей учащихся. В европейском и российском коммуникативном пространстве дискутируется вопрос о допустимости публичной демонстрации религиозной атрибутики в учебных заведениях и общественных местах. В России этот вопрос пока отдан на усмотрение региональной власти и учебных заведений. Полагаю, что это верное решение, поскольку в многообразном этно-конфессио-нальном пространстве России необходимо учитывать региональную специфику и локальные культурные традиции. Важно помнить, что сегодня возможно продуктивное сотрудничество учебных заведений с представительствами традиционных конфессий в самом широком и вариативном плане. Возможна организация совместных научных и культурных мероприятий, благотворительных и волонтерских проектов,

в том числе способствующих формированию корпоративной культуры учебных заведений.

Художественная культура. Потенциал отечественной культуры огромен. Развернуто и подробно многообразие отечественной культуры и ее значение описано в книге Елены Ямполь-ской «О культуре и не только» [3]. Сегодня есть потребность познакомить обчающихся колледжей и техникумов со всем многообразием российской культуры. Разумеется, организационных и финансовых возможностей у учебных заведений недостаточно для полномасштабного включения обучающихся в культурный процесс, но в локальном масштабе такая возможность имеется. Например, в каждом техникуме и колледже можно организовать киноклуб, в котором еженедельно демонстрировать лучшие отечественные фильмы. Советский и российский кинематограф поднимает самые актуальные мировоззренческие и нравственные проблемы, т. е. именно те проблемы, которые всегда актуальны у молодежи и лишь по причине низкого уровня общей культуры этой молодежью осознаются в категориях массовой культуры.

В подобном киноклубе можно устраивать тематические показы. Например, в программе «Десять фильмов о войне» можно показать лучшие фильмы о Великой Отечественной войне: «Живые и мертвые», «Баллада о солдате», «Судьба человека», «Иваново детство», «Восхождение», «Десять дней без войны», «А зори здесь тихие», «Проверка на дорогах», «Летят журавли», «Был месяц май». В программе «Десять фильмов о любви» можно показать фильмы: «Дом, в котором я живу», «Дикая собака Динго», «А если это любовь?», «Журналист», «Застава Ильича», «Нежность», «Влюбленные», «Сто четыре страницы про любовь», «Три тополя на Плющихе», «Сад желаний». Можно было бы запустить программу «Десять фильмов о смысле жизни» с картинами: «Председатель», «Девять дней одного года», «Женщины», «Июльский дождь», «Зеркало», «Парад планет», «Тема», «Пять вечеров», «Послесловие», «Елена». Интересным были бы тематические показы фильмов отдельных советских и российских режиссеров: С. Эйзенштейна, А. Довженко, М. Ромма, А. Тарковского, В. Шукшина, Г. Данелии, М. Швейцера, М. Ху -циева и многих других. После просмотров кинофильмов целесообразно устраивать коллегиальные обсуждения увиденного с учащимися. Преподавателю рекомендуется использовать формат сократического диалога, в котором при помощи наводящих вопросов выявляются

основы миропонимания учащегося, побуждаются его усилия к самопознанию.

Современная философия дает каждому человеку инструментарий, позволяющий осознать себя как личность. Профессор ЮУрГГПУ С. В. Борисов говорит об этом процессе так: «Необходимо осознать свою человечность в полной мере, наша сущность не в том, чем мы друг от друга отличаемся, и как проявляют себя наши индивидуальные особенности, какими масками и шаблонами мы пользуемся — это не объединяет, а разъединяет нас, а потому это неважно. Важно то общее, что может быть найдено в пространстве «между», в пространстве диалога. В том, где собственно бытие и дает там свой просвет, где его можно увидеть, осознать. Но для этого познания бытия через самопознание мы должны преодолеть свое эго, свое внешнее, что отбрасывает тень на бытие. Чем меньше будет эта тень, тем явственнее мы будем видеть, чувствовать реальность» [7]. Преподаватель, побуждающий студента к самопознанию, в том числе средствами искусства, способствует стремлению молодого человека к осознанной, активной жизни, свободной от деструктивных внешних влияний. В современном образовании философия выходит за рамки академической учебной дисциплины и становится инструментом познания мира и самого себя в этом мире.

Весьма продуктивным видится обращение к потенциалу региональной культуры и искусства [8-11]. В современном мире принципиально меняются функции музеев, библиотек, театров. Активно реализуются интегративные проекты. Современные библиотеки уже не просто хранилища книг, но культурные центры, на площадках которых проходят творческие встречи авторов и читателей. Уральские поэты и прозаики читают свои произведения публике, общаются с читателями. В результате возникает единое культурное коммуникативное пространство, в которое должны интегрироваться и обчающи-еся колледжей и техникумов.

Современные музеи практикуют новые формы интерактивной работы с посетителями. Например, в уральских музеях проводятся мастер-классы по обучению основам народных художественных промыслов, обучение основам фотоискусства или каллиграфии. В музеях и библиотеках организуются выездные театральные спектакли, специально ориентированные на молодежную аудиторию. Инновационной формой современного театрального искусства стали так называемые читки пьес, когда молодые актеры

уральских театров презентуют какие-либо пьесы современных авторов, не в виде завершенного спектакля, а скорее в формате открытой репетиции с обязательным последующим обсуждением со зрителем. Молодежная аудитория с большим энтузиазмом откликается на участие в подобных проектах.

Сегодня возникла новая форма интернет-коммуникации: театральные блоги. Любой зритель, желающий высказать собственное мнение, способен оставить свой комментарий к любому спектаклю. В социальных сетях появились различные площадки для подобного общения: «Челябинский театральный журнал», «Экспресс-газета фестиваля "СНЕЬоВЕК ТЕАТРА"», «Прогрессивная театральная общественность», или «ПроТО», и многие другие. Театральные блогеры активны и общительны, всегда открыты для общения. В студенческой среде возникло движение театральных волонтеров. В меньшей степени в этом процессе участвуют обучающиеся колледжей и техникумов.

Представляется весьма продуктивной организация коллективных посещений театров, но не в виде формальных «культпоходов», а в качестве пролонгированного мероприятия по воспитанию театральной культуры обучающихся. Предварить поход в театр необходимо длительными внеклассными занятиями, посвященными культуре общения, этикету, основам восприятия театрального представления и т. д. Посещение театра должно стать кульминацией этой длительной и кропотливой работы с последующим обсуждением просмотренных спектаклей, публикацией отзывов в социальных сетях.

Культурная идентичность. Перечисленные выше способы формирования корпоративной культуры имеют главную задачу: формирование позитивной культурной идентичности студента. Культурная идентичность есть соотнесение личности с какой-либо культурной традицией, системой ценностей, моделями поведения. Культурологи различают позитивные и негативные культурные идентичности. Позитивные идентичности формируются на традиционных культурных ценностях, имеющих глубинные нравственные основания. Негативные идентичности являются следствием влияния на личность деструктивных асоциальных факторов современного общества.

Современный молодой человек находится в состоянии постоянного социокультурного выбора в ситуации быстро меняющегося мира, который характеризуется информационной неопределенностью. Внешний мир часто таит

неожиданные вызовы и угрозы. Наиболее распространенной реакцией на скрытую угрозу внешнего мира является либо агрессия, либо бегство. Именно поэтому в современной молодежной среде распространены такие асоциальные явления, как агрессия по отношению к самому себе (от татуировок и пирсинга до актов самоубийства), по отношению к обществу (от хулиганства до участия в террористических организациях) и бегство от самого себя (от наркомании до самоубийства), от общества (от ухода в субкультуры — эмо, готы и пр. — до аутизма и более серьезных форм психических расстройств).

В ситуации информационной неопределенности существует лишь один позитивный выход: достижение информационной определенности через освоение традиционных культурных норм и ценностей, т. е. через формирование позитивной культурной идентичности. Способы ее достижения мы описали выше: через развитие корпоративной культуры, через воспитание религиозной культуры, через освоение художественной культуры и в конечном итоге через глубокое нравственное самопознание, через утверждение собственной личности, независимой от внешних деструктивных влияний. В учебных заведениях (школах, колледжах, техникумах, университетах) именно педагоги, преподаватели должны взять на себя миссию по формированию позитивной культурной идентичности обучающихся.

Известный западный футуролог Фрэнсис Фукуяма недавно выступил со статьей «Против политики идентичности», в которой выразил серьезную обеспокоенность резким всплеском феномена идентичности в современном мире [12]. Будучи глобалистом и империалистом, Фукуяма является приверженцем либеральной демократии, основанной на социальном неравенстве, зафиксированном в глобалистских моделях социального поведения. Именно по этой причине Фукуяма высказывает опасение по поводу распространения разных форм культурных идентичностей в современном мире, когда усиливаются миграционные потоки, когда ранее «тихие» социальные и этнические группы за-

являют о своих правах на материальные блага и собственную культуру. Фукуяма предлагает западным демократиям усилить пропаганду ценностей либеральной демократии, которые, по его мнению, должны подменить культурную идентичность глобалистским шаблоном и в итоге поставить европейское общество и мировое сообщество в целом под контроль финансово-политических элит.

Таким образом, в настоящее время именно идентичность становится важнейшим фактором социокультурного развития, во многом определяет перспективны развития современной цивилизации. Современная геополитика демонстрирует усиление борьбы основных игроков за мировые ресурсы (финансовые, энергетические, интеллектуальные и пр.). В этой глобальной игре борьба за идентичность станет одним из ключевых факторов. В современной России, вставшей на путь утверждения национальных интересов и инновационного развития, важнейшим является человеческий ресурс, качественным признаком которого является культурная идентичность.

Современное российское общество находится в точке бифуркации, точке выбора альтернатив перспективного развития: либо возрождать и утверждать традиционные культурные ценности, либо отрекаться от самобытности и принимать глобалистские модели социального устройства. Политическое руководство страны явно отдает предпочтение опоре на национальные культурные традиции, что и зафиксировано в «Основах государственной культурной политики». Вместе с тем значительная часть либерального истеблишмента и его эмиссары в СМИ активно сопротивляются этому выбору, пытаются навязать российскому обществу «новую перестройку», очередную цветную революцию лишь с одной целью: установления контроля над ресурсами и прежде всего контроля над человеком. В российском обществе развернулась дискуссия между либералами и патриотами о перспективах социокультурного развития страны. В данном контексте борьба за идентичность стала равносильна борьбе за цивилизаци-онное сохранение и развитие России.

Библиографический список

1. Загребин, С. С. Культурная политика в постсоветской России 1991-2015 гг. [Текст] / С. С. Загребин // Вестник ЮУрГУ. Сер. : Социально-гуманитарные науки. — 2015. — Т. 15. — № 4. — С. 18-23.

2. Загребин, С. С. Традиционная культура как основа новой культурной политики в России [Текст] / С. С. Загребин // Вестник Омского ун-та. Сер. : Исторические науки. — 2016. — № 2. — С. 82-87.

3. Загребин, С. С. Размышления о книге Елены Ямпольской «О культуре и не только» [Текст] / С. С. Загребин // Клио. — 2019. — № 2 (146). — С. 188-197.

4. Основы государственной культурной политики [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/47325 (дата обращения: 23.12.2017).

5. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. — URL: https://strategy24. ru/rf/projects/project/view?slug=natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye&category=education (дата обращения: 19.04.2019).

6. Военно-патриотическое молодежное объединение «Воин» им. Героя России майора ФСБ Перова Александра Валентиновича [Электронный ресурс]. — URL: http://www.alfa-voin.ru (дата обращения: 12.04.2019).

7. Климентьев, В. Е. Жить как философ : Интервью с Сергеем Валентиновичем Борисовым [Электронный ресурс] / В. Е. Климентьев. — URL: https://philosophiya.ru/borisov_interview_2019 (дата обращения: 12.04.2019).

8. Челябинск : История моего города [Текст] : эксперимент. учеб. пособие для учащихся осн. шк. / сост. Н. Б. Виноградов. — Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 1999. — 312 с.

9. Культура и искусство Челябинской области [Текст] / Т. А. Андреева [и др.] // Челябинская область : энциклопедия. Т. 3. — Челябинск : Каменный пояс, 2004. — C. 550-554.

10. Челябинская область [Текст] : энциклопедия. Т. 7. Х-Я. Приложения / ред. А. В. Афонин [и др.]. — Челябинск : Каменный пояс, 2008. — 816 с.

11. Хрестоматия по истории Урала : XX век [Текст] : учеб. пособие для учащихся ст. кл. / под ред. М. Е. Главацкого. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та ; Изд-во Дома учителя, 1998. — 576 с.

12. Фрэнсис Фукуяма : Против политики идентичности [Электронный ресурс]. — URL: https://newsboss.ru/2018/11/15/frensis-fykyiama-protiv-politiki-identichnosti (дата обращения: 12.04.2019).

For citation: Zagrebin, S. S. The using the potential of domestic culture in modern professional education: problem statement [Text] / S. S. Zagrebin // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 2 (22). — P. 18-23.

THE USING THE POTENTIAL OF DOMESTIC CULTURE IN MODERN PROFESSIONAL EDUCATION: PROBLEM STATEMENT

S. S. Zagrebin

The problem of using the potential of national culture in modern professional education is considered in this article. The author proves the importance of the formation of corporate culture in schools, shows the relationship of corporate culture and cultural identity. Specific algorithms for the development of corporate culture by means of modern domestic art and culture are offered. In the conclusion of the article, a recap is made about the fundamental importance of cultural identity in the personal development of students with an active civic stand.

Key words: culture, cultural policy, upbringing, socialization, corporate culture, cultural identity.

References

1. Zagrebin S. S. Kul'turnaja politika v postsovetskoj Rossii 1991-2015 gg. (Cultural policy in post-Soviet Russia 1991-2015), Vestnik JuUrGU. Ser.: Social'no-gumanitarnye nauki, 2015, V. 15, No. 4, pp. 18-23. (In Russian)

2. Zagrebin S. S. Tradicionnaja kul'tura kak osnova novoj kul'turnoj politiki v Rossii (Traditional culture as the basis of a new cultural policy in Russia), Vestnik Omskogo un-ta. Ser.: Istoricheskie nauki, 2016, No. 2, pp. 82-87. (In Russian)

3. Zagrebin S. S. Razmyshlenija o knige Eleny Jampol'skoj «O kul'ture i ne tol'ko» (Reflections on the book by Elena Yampolskaya "On culture and not only"), Clio, 2019, no. 2 (146), pp. 188-197. (In Russian)

4. Osnovy gosudarstvennoj kul'turnoj politiki, avalaible at: http://www.kremlin.ru/events/presi-dent/news/47325 (accessed 23.12.2017). (In Russian)

5. Nacional'nyj proekt «Obrazovanie», avalaible at: https://strategy24.ru/rf/projects/project/ view?slug=natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye&category=education (accessed 19.04.2019). (In Russian)

6. Voenno-patrioticheskoe molodezhnoe ob#edinenie «Voin» im. Geroja Rossii majora FSB Perova Aleksandra Valentinovicha, avalaible at: http://www.alfa-voin.ru (accessed 12.04.2019). (In Russian)

7. Klimentyev V. Ye. Zhit' kak filosof : Interv'ju s Sergeem Valentinovichem Borisovym, avalaible at: https://philosophiya.ru/borisov_interview_2019 (accessed 12.04.2019). (In Russian)

8. Vinogradov N. B. (ed) Cheljabinsk: Istorija moego goroda: jeksperimental'noe uchebnoe posobie dlja dlja uchashhihsja osnovnoj shkoly (Chelyabinsk: The history of my city: Experimental manual for basic school pupils), Chelyabinsk: Publishing house of ChGPU, 1999 312 p. (In Russian)

9. Andreeva T. A. Kul'tura iiskusstvo Cheljabinskojoblasti. Cheljabinskaja oblast': jenciklopedija (Culture and art of the Chelyabinsk region. Chelyabinsk region: encyclopedia), V. 3. Cheljabinsk : Kamennyj pojas, 2004, pp. 550-554. (In Russian)

10. Afonin A. V. (ed) Cheljabinskaja oblast': jenciklopedija. T. 7. X-Ya. Prilozhenija (Chelyabinsk Region: Encyclopedia. T. 7. X -Ya. Applications), Cheljabinsk: Kamennyj pojas, 2008, 816 p. (In Russian)

11. Glavackij M.E. (ed) Hrestomatija po istorii Urala: XX vek (Readings on the history of the Urals: XX century), Ekaterinburg, Izd-vo Ural. un-ta ; Izd-vo Doma uchitelja, 1998, 576 p. (In Russian)

12. Frjensis Fukujama: Protiv politiki identichnosti, avalaible at: https://newsboss.ru/2018/11/15/ frensis-fykyiama-protiv-politiki-identichnosti (accessed 12.04.2019). (In Russian)

Загребин Сергей Сергеевич, профессор кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор исторических наук, профессор, г. Челябинск, e-mail: drzagrebin@mail.ru

Zagrebin Sergey Sergeevich, Professor of the Department of Philosophy and Cultural Studies of the South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Doctor of Historical Sciences, Professor, Chelyabinsk, e-mail: drzagrebin@mail.ru

Сведения для цитирования: Сичинский, Е. П. Прогноз потребностей в квалифицированных кадрах для цифровой экономики региона [Текст] / Е. П. Сичинский, И. Р. Сташкевич // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 2 (22). — С. 23-30.

УДК 377+004 ББК 74.5

ПРОГНОЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ В КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРАХ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Е. П. Сичинский, И. Р. Сташкевич

В статье приводится прогноз потребностей в квалифицированных кадрах как высшего, так и среднего профессионального образования для обеспечения экономики Челябинской области в условиях ее цифровизации. Результаты прогноза анализируются в сравнении с показателями федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

Ключевые слова: прогноз кадровых потребностей, цифровая экономика, подготовка кадров, ИТ-специалисты.

Одним из последствий четвертой промышленной революции, по оценкам экспертов Всемирного экономического форума, станут глобальные изменения на рынке труда, связанные с заменой человеческого труда машинным. Если в 2018 г. в 12 отраслях, охваченных отчетом экс-

пертов, в среднем 71 % от общего количества рабочего времени приходился на долю людей, а 29 % — на долю машин, то к 2022 г. эти показатели изменятся: 58 % работы будут выполнять люди, 42 % — машины. Вследствие развития данной тенденции ожидается ликвидация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.