Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР (С)ОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)'

КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР (С)ОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
111
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / культурный туризм / Республика Татарстан / национальное наследие / Космо-психологос / миф / туристический продукт / экскурсионный маршрут / гастрономическая культура / tourism / cultural tourism / the Republic of Tatarstan / national heritage / Cosmo-psycho-logos / myth / tourist product / excursion route / gastronomic culture
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР (С)ОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)»

Яковлева Е.Л.

д.филос.н., кандидат культурологии, доцент, Казанский инновационный университет

mifoigra@mail.ru

КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР (С)ОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Ключевые слова: туризм, культурный туризм, Республика Татарстан, национальное наследие, Космо-психо-логос, миф, туристический продукт, экскурсионный маршрут, гастрономическая культура.

Keywords: tourism, cultural tourism, the Republic of Tatarstan, national heritage, Cosmo-psycho-logos, myth, tourist product, excursion route, gastronomic culture.

В современном мире, подверженном быстрой смене тенденций/направлений развития и переводящим режим работы в цифровую среду, актуализируется проблема существования культуры и (с)охранения национальной идентичности. Перед учеными и практиками стоит задача прогнозирования будущего и минимизации рисков, угрожающих стиранию этнического своеобразия социокультурного пространства и личной идентификации. Активный захват общественных и индивидуальных сфер жизни мировой паутиной приводит к уничтожению уникального - национального и личного. К числу практик, связанных с (с)охранением национально-культурного наследия и способных обеспечить устойчивость регионального развития, а также способов, помогающих гармонизировать личность, можно отнести туризм.

В современности некоторые культурные продукты обладают двойственным характером: они приравниваются к товару и при этом сосредотачивают в себе национальные ценности, (с)охраняя и передавая их в качестве наследия и традиции. В этом отношении туризм, обладая перечисленными качествами, способен выступить в качестве мощной поддержки устойчивого культурного и экономического развития любого региона на современном этапе, что заставляет обратить внимание на него и активно преобразовывать его формы в соответствии с тенденциями времени и его цифровой компонентой.

На сегодняшний день туризм считается модной/необходимой практикой в жизни современной личности. За последние десятилетия он приобрел множество разновидностей, способных удовлетворить разнообразные потребности людей в зависимости от их статуса, социального положения, экономической составляющей, вкуса и пр. Виды путешествий сегодня постоянно пополняются, что обусловлено многими факторами (например, целевым, территориальным, мотивационным). Сегодня различают следующие группы туризма: внутренний, выездной, национальный, международный, деловой, культурно-исторический, медицинский, экстремальный, научный, экологический, религиозный, спортивный, гастрономический, событийный, виртуальный и пр. В ряду многочисленных видов туризма особо отметим культурный. Он вбирает в себя множество разновидностей путешествий и способен охватить всевозможные аспекты экзистенциальных потребностей личности, одновременно поддерживая национальную самобытность и устойчивое развитие региона, в который осуществляется выезд.

Обращение к культурному туризму неслучайно. Он способен показать огромному количеству людей особенности национальной культуры и идентичности, раскрыть не только известные, но и малоизвестные факты, связанные с культурно-историческим развитием территории. Культурный туризм в современном мире способствует межкультурному взаимодействию/взаимообмену по различным аспектам, популяризируя страну и поддерживая ее брендинг на мировом рынке.

Как известно, каждый народ живет на определенной территории, формируя внутри нее собственную культуру, свой неповторимый Космо-психо-логос (Г.Д. Гачев), потому что «культура есть прилаженность человека, народа ... к тому варианту природы, который ему дан (и которому он придан)»1. Исходя из окружающей среды (географического положения, природного ландшафта, климатических условий, флоры и фауны), люди подстраивались под нее, прилаживались, формируя национальную традицию и культуру. Среда обитания есть «первое, очевидное, что определяет лицо народа: Природа, среди которой он вырастает и совершает свою историю есть фактор постоянно действующий. Тело земли: лес, горы, пустыня., животный мир, растительность - все это предопределяет и род труда, которым здесь надо заниматься населению..., и образ мира»2. Именно в Природе закодированы «заповеди, скрижали и письмена самого Бытия», постоянно «источая волю быть»3. Подстраивание к Природе с учетом потребностей людей становится истоком рождения Культуры. Неслучайно «Природа и Культура находятся в диалоге: и в тождестве, и в допол-

1 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М.: Сов. писатель, 1988. - С. 30.

2 Там же, с. 27-28.

3

Гачев Г.Д. Космо-Психо-Логос. Национальные образы мира. - М.: Академический Проект, 2015. - С. 15.

нительности»1. Природа и ее составляющие органично входят в культурный код, являясь одним из его индикаторов: «в своем ядре каждый народ остается самим собой до тех пор, пока сохраняется особый климат, пейзаж, национальная пища, этнический тип, язык... ибо они постоянно подкармливают и воспроизводят национальную субстанцию, особый склад жизни и мысли»2. Благодаря диалектическому взаимодействию природного и культурного, естественного и искусственного рождается национальная модель мира как «итог исторического развития народа», выражаемый в «особой структуре общих для всех элементов» со своими собственными акцентами на таких феноменах как «жизнь, свет, дом, семья, слово, бог и т.п.»3. Сегодня ввиду убегания человека от реальности в виртуальную среду, где размываются границы и различия, стоит проблема (с)охранения национальной картины мира и национальной идентичности, что способствует преодолению не только кризиса культуры, но и личности.

Относительно Республики Татарстан обратим внимание на следующие аспекты ее самобытности, связанные с пересечением Природы и Культуры. На территории Республики Татарстан сегодня существует несколько крупных заповедников, охраняемых государством: Казанский кремль - историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (г. Казань), Историко-архитектурный Болгарский музей-заповедник (с. Болгары), Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник (Раифский участок), Елабужский историко-архитектурный и природный музей-заповедник (г. Елабуга), Билярский государственный историко-археологический и природный музей-заповедник (с. Билярск). Благодаря перечисленным, довольно известным пространствам, включаемым в туристические маршруты, создаются представления о природных и культурных особенностях региона. Но сегодня этого недостаточно. Туристы, неоднократно приезжающие в Татарстан, испытывают потребность в познании новых территорий и культурно-исторических пространств.

Развивая региональный туризм как национальный культурно-экономический продукт, необходимо обращаться не только к значимым меткам в истории культуры народа, олицетворяемым великими именами, памятными датами, именитыми памятниками, но и не упускать из виду малое, незаметное и даже пока неизвестное. Дело в том, что современный турист оказывается довольно требовательным потребителем, желающим узнать нечто новое, экзотическое, преподнесенное в неожиданном ракурсе.

Для реализации последнего особое значение имеет поиск малоизвестных фактов и их преподнесение с учетом технологии мифотворчества. Дело в том, что миф является вечной символической формой, способной вместить в себя любую информацию и преподнести ее в выгодном ракурсе. Другое дело, что при создании мифизированных наррати-вов необходимо контролировать качество и количество фантазийных элементов. Они должны не вытеснять историю, а сделать ее привлекательной и захватывающей. Подобная реальная история, преподнесенная театрализовано с элементами мифа, привлечет внимание туристов своей яркостью и необычностью, стимулируя интерес к поиску научно-исторических материалов и их изучению. Небольшой элемент мифологизации фактов служит источником интереса к истории, способствует формированию любви к Родине, сделает экскурсию более привлекательной.

При создании новых туристических продуктов необходимо учитывать выделенные Г. Д. Гачевым природный и культурный факторы. Только в совокупности они могут продемонстрировать во всей полноте Космо-психо-логос народа и его национальную идентичность. В этом отношении при формировании туристических маршрутов рекомендуется обратить внимание на гастрономический аспект. Как заметил Г.Д. Гачев, национальная еда входит в основание национальной модели мира, показывая прилаженность народа к Природе и одновременно демонстрируя культурные достижения. Исходя из гачевских рассуждений, согласимся с его тезисом: «каждое блюдо - это мысль и суждение о мире»4. Дело в том, что кухня народа формируется на основе национального космоса - природного своеобразия. Она связана не только с продуктами питания, выращиваемыми в определенном пространстве, но и способами возделывания земли и сопровождающими их ритуалами. Гастрономическая культура татар является одной из ярких страниц татарской культуры5. Привнесение данного элемента с проведением мастер-классов по приготовлению национальных блюд сделает туристический продукт более привлекательным. Более того, при раскрытии секретов приготовления блюд и истории их происхождения элемент мифотворчества оказывается необходимым, потому что на сегодняшний день истоки появления многих рецептов оказываются утерянными и забытыми.

Приведенный ранее перечень крупных заповедников оказывается неполным, что стимулирует открытие новых экскурсионных точек и маршрутов, способных одновременно показать природное и культурное своеобразие РТ. Более того, экскурсоводу необходимо подумать над необычным ракурсом культурно-исторической интерпретации маршрута. Например, интересным аспектом видения Казани оказывается гендерный фактор6. Именование города обладает женским родом, что позволяет представить Казань в качестве женщины. Метафорическое описание, в котором пересекаются образ и понятия, формирует неординарный подход к проблеме и воздействует на воображение туристов, привлекая внимание своей выразительностью. Развивая данный аспект в теме, экскурсовод может интерпретировать с феминного ракурса многие сферы национальной культуры татар (в том числе, гастрономическую культуру) и подключать к воздействию на образное мышление туристов тексты искусства.

1 Гачев Г.Д. Космо-Психо-Логос. Национальные образы мира. - М.: Академический Проект, 2015. - С. 9.

2

Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М.: Сов. писатель, 1988. - С. 354.

3 Там же, с. 18-19.

4 Гачев Г. Д. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира. - М.: Академический проект, 2015. - С. 56.

5 Яковлева Е.Л. Реконструкция гастрономического кода татарской национальной кухни // Человек и культура. 2019. - № 1. -С. 68-79. DOI: 10.25136/2409-8744.2019.1.26945. - https://elibrary.ru/item.asp?id=37004826

6 Яковлева Е.Л. Городская телесность как феномен бытия личности: опыт осмысления города Казани как тела // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. - № 2 (11). - С. 24-28. - http://elibrary.ru/item.asp?id=23826976

Взяв за основу тезис о том, что Казань - город рождения Галы Дали1, можно составить ночной экскурсионный маршрут о сюрреалистичной Казани, учитывая не только городскую телесность и культурные артефакты, но и природные условия (в том числе, климатические особенности, время года/суток) и умение видеть через их призму городской ландшафт. В данный маршрут великолепно впишется и вкушение блюд татарской национальной кухни. Но преподнести их необходимо в духе далианской гастроэстетики, адаптировав рецепты Сальвадора Дали (из книги «Обеды с Галой») под рецепты татар. Заметим, что материал для данного маршрута собран в Казанском инновационном университете им. В.Г. Тимирясова.

На основе биографии и творческой деятельности татарского просветителя Каюма Насыри можно создать экскурсионный маршрут «Путь Каюма Насыри» с посещением его малой родины - деревни Верхние Ширданы (Зеленодольский район РТ) и Архитектурно-этнографического комплекса им. Каюма Насыри в деревне Большие Ача-сыры (Зеленодольский район РТ). Заметим, на территории комплекса можно проводить мастер-классы по приготовлению национальных блюд на основе рецептов, собранных Каюмом Насыри.

Интерес к национальной культуре Республики Татарстан возрастет благодаря театрализованной реконструкции некоторых праздников и обрядов татар. Безусловно, самым знаменитым из них является Сабантуй, собирающий огромное количество жителей и гостей республики. Но помимо него не меньший интерес вызовут праздники и обряды карга боткасы (грачиная каша), джиен, обычай взаимопомощи (его разновидность каз емэсе2 реконструирован в гос-тинично-ресторанном комплексе «Татарская усадьба» в Старо-Татарской слободе Казани) и др.

Запуск любого туристического продукта для привлечения внимания к нему требует рекламы (печатной продукции, аудио- и видеоматериалов), тиражируемой, в том числе, в цифровой среде. При ее создании необходимо сделать акцент на своеобразии маршрута, привлекая к написанию и съемке материала технологию мифотворчества.

Для успешной реализации в Республике Татарстан программы по культурному туризму, направленному на (с)охранение национального наследия народа, расширение межкультурных связей, международного взаимодействия и сотрудничества, рекомендуется усилить работу в следующих направлениях:

1. Сосредоточить внимание на поиске малоизвестных материалов и фактов, связанных с культурой Республики Татарстан и татарского народа, его выдающимися деятелями, используя материалы Государственного архива РТ, и на их основе создавать новые экскурсионные маршруты и необычные интерпретации.

2. Создавать мифизированные нарративы, опирающиеся на реальные факты и события, способствующие привлекательности региона и его туристических маршрутов, росту национального самосознания и формированию патриотизма.

3. Включать в туристический продукт элементы гастрономической культуры, связанные не только с вкушением национальных блюд, но и возможностью узнать историю их возникновения и участвовать в мастер-классах по приготовлению.

4. Осуществлять театрализованные реконструкции событий/праздников/повседневных практик, привлекая к участию не только профессиональные кадры, но и знатоков/любителей культуры, студенческую молодежь, в том числе получающую образование в специализированных учебных заведениях, связанных с искусством и культурой.

5. Фиксировать события, связанные с культурой татарского народа, и использовать материалы для развития культурного туризма в Республике Татарстан в качестве рекламы.

6. Расширять рекламные акции туристических продуктов, акцентируя внимание не только на значимых событиях/именах/деталях, связанных с историей культуры татарского народа, но и на малоизвестных фактах. Рекламную продукцию необходимо размещать в цифровой среде.

7. Вносить в деятельность экскурсовода элемент театрализации с привлечением материалов из произведений искусства татарских авторов.

1 Яковлева Е.Л. В поисках города рождения Галы Дали // Гуманитарный вектор. 2020. - Т. 15, № 6. - С. 123-131. -Шр8://%'%'%г.еНЬгагу.гиЛ1ет.а8р?111=44399321

2 Коллективная помощь по обработке гуся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.