Яковлева Е.Л.
д.филос.н., кандидат культурологии, доцент, Казанский инновационный университет
mifoigra@mail.ru
КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР (С)ОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Ключевые слова: туризм, культурный туризм, Республика Татарстан, национальное наследие, Космо-психо-логос, миф, туристический продукт, экскурсионный маршрут, гастрономическая культура.
Keywords: tourism, cultural tourism, the Republic of Tatarstan, national heritage, Cosmo-psycho-logos, myth, tourist product, excursion route, gastronomic culture.
В современном мире, подверженном быстрой смене тенденций/направлений развития и переводящим режим работы в цифровую среду, актуализируется проблема существования культуры и (с)охранения национальной идентичности. Перед учеными и практиками стоит задача прогнозирования будущего и минимизации рисков, угрожающих стиранию этнического своеобразия социокультурного пространства и личной идентификации. Активный захват общественных и индивидуальных сфер жизни мировой паутиной приводит к уничтожению уникального - национального и личного. К числу практик, связанных с (с)охранением национально-культурного наследия и способных обеспечить устойчивость регионального развития, а также способов, помогающих гармонизировать личность, можно отнести туризм.
В современности некоторые культурные продукты обладают двойственным характером: они приравниваются к товару и при этом сосредотачивают в себе национальные ценности, (с)охраняя и передавая их в качестве наследия и традиции. В этом отношении туризм, обладая перечисленными качествами, способен выступить в качестве мощной поддержки устойчивого культурного и экономического развития любого региона на современном этапе, что заставляет обратить внимание на него и активно преобразовывать его формы в соответствии с тенденциями времени и его цифровой компонентой.
На сегодняшний день туризм считается модной/необходимой практикой в жизни современной личности. За последние десятилетия он приобрел множество разновидностей, способных удовлетворить разнообразные потребности людей в зависимости от их статуса, социального положения, экономической составляющей, вкуса и пр. Виды путешествий сегодня постоянно пополняются, что обусловлено многими факторами (например, целевым, территориальным, мотивационным). Сегодня различают следующие группы туризма: внутренний, выездной, национальный, международный, деловой, культурно-исторический, медицинский, экстремальный, научный, экологический, религиозный, спортивный, гастрономический, событийный, виртуальный и пр. В ряду многочисленных видов туризма особо отметим культурный. Он вбирает в себя множество разновидностей путешествий и способен охватить всевозможные аспекты экзистенциальных потребностей личности, одновременно поддерживая национальную самобытность и устойчивое развитие региона, в который осуществляется выезд.
Обращение к культурному туризму неслучайно. Он способен показать огромному количеству людей особенности национальной культуры и идентичности, раскрыть не только известные, но и малоизвестные факты, связанные с культурно-историческим развитием территории. Культурный туризм в современном мире способствует межкультурному взаимодействию/взаимообмену по различным аспектам, популяризируя страну и поддерживая ее брендинг на мировом рынке.
Как известно, каждый народ живет на определенной территории, формируя внутри нее собственную культуру, свой неповторимый Космо-психо-логос (Г.Д. Гачев), потому что «культура есть прилаженность человека, народа ... к тому варианту природы, который ему дан (и которому он придан)»1. Исходя из окружающей среды (географического положения, природного ландшафта, климатических условий, флоры и фауны), люди подстраивались под нее, прилаживались, формируя национальную традицию и культуру. Среда обитания есть «первое, очевидное, что определяет лицо народа: Природа, среди которой он вырастает и совершает свою историю есть фактор постоянно действующий. Тело земли: лес, горы, пустыня., животный мир, растительность - все это предопределяет и род труда, которым здесь надо заниматься населению..., и образ мира»2. Именно в Природе закодированы «заповеди, скрижали и письмена самого Бытия», постоянно «источая волю быть»3. Подстраивание к Природе с учетом потребностей людей становится истоком рождения Культуры. Неслучайно «Природа и Культура находятся в диалоге: и в тождестве, и в допол-
1 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М.: Сов. писатель, 1988. - С. 30.
2 Там же, с. 27-28.
3
Гачев Г.Д. Космо-Психо-Логос. Национальные образы мира. - М.: Академический Проект, 2015. - С. 15.
нительности»1. Природа и ее составляющие органично входят в культурный код, являясь одним из его индикаторов: «в своем ядре каждый народ остается самим собой до тех пор, пока сохраняется особый климат, пейзаж, национальная пища, этнический тип, язык... ибо они постоянно подкармливают и воспроизводят национальную субстанцию, особый склад жизни и мысли»2. Благодаря диалектическому взаимодействию природного и культурного, естественного и искусственного рождается национальная модель мира как «итог исторического развития народа», выражаемый в «особой структуре общих для всех элементов» со своими собственными акцентами на таких феноменах как «жизнь, свет, дом, семья, слово, бог и т.п.»3. Сегодня ввиду убегания человека от реальности в виртуальную среду, где размываются границы и различия, стоит проблема (с)охранения национальной картины мира и национальной идентичности, что способствует преодолению не только кризиса культуры, но и личности.
Относительно Республики Татарстан обратим внимание на следующие аспекты ее самобытности, связанные с пересечением Природы и Культуры. На территории Республики Татарстан сегодня существует несколько крупных заповедников, охраняемых государством: Казанский кремль - историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (г. Казань), Историко-архитектурный Болгарский музей-заповедник (с. Болгары), Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник (Раифский участок), Елабужский историко-архитектурный и природный музей-заповедник (г. Елабуга), Билярский государственный историко-археологический и природный музей-заповедник (с. Билярск). Благодаря перечисленным, довольно известным пространствам, включаемым в туристические маршруты, создаются представления о природных и культурных особенностях региона. Но сегодня этого недостаточно. Туристы, неоднократно приезжающие в Татарстан, испытывают потребность в познании новых территорий и культурно-исторических пространств.
Развивая региональный туризм как национальный культурно-экономический продукт, необходимо обращаться не только к значимым меткам в истории культуры народа, олицетворяемым великими именами, памятными датами, именитыми памятниками, но и не упускать из виду малое, незаметное и даже пока неизвестное. Дело в том, что современный турист оказывается довольно требовательным потребителем, желающим узнать нечто новое, экзотическое, преподнесенное в неожиданном ракурсе.
Для реализации последнего особое значение имеет поиск малоизвестных фактов и их преподнесение с учетом технологии мифотворчества. Дело в том, что миф является вечной символической формой, способной вместить в себя любую информацию и преподнести ее в выгодном ракурсе. Другое дело, что при создании мифизированных наррати-вов необходимо контролировать качество и количество фантазийных элементов. Они должны не вытеснять историю, а сделать ее привлекательной и захватывающей. Подобная реальная история, преподнесенная театрализовано с элементами мифа, привлечет внимание туристов своей яркостью и необычностью, стимулируя интерес к поиску научно-исторических материалов и их изучению. Небольшой элемент мифологизации фактов служит источником интереса к истории, способствует формированию любви к Родине, сделает экскурсию более привлекательной.
При создании новых туристических продуктов необходимо учитывать выделенные Г. Д. Гачевым природный и культурный факторы. Только в совокупности они могут продемонстрировать во всей полноте Космо-психо-логос народа и его национальную идентичность. В этом отношении при формировании туристических маршрутов рекомендуется обратить внимание на гастрономический аспект. Как заметил Г.Д. Гачев, национальная еда входит в основание национальной модели мира, показывая прилаженность народа к Природе и одновременно демонстрируя культурные достижения. Исходя из гачевских рассуждений, согласимся с его тезисом: «каждое блюдо - это мысль и суждение о мире»4. Дело в том, что кухня народа формируется на основе национального космоса - природного своеобразия. Она связана не только с продуктами питания, выращиваемыми в определенном пространстве, но и способами возделывания земли и сопровождающими их ритуалами. Гастрономическая культура татар является одной из ярких страниц татарской культуры5. Привнесение данного элемента с проведением мастер-классов по приготовлению национальных блюд сделает туристический продукт более привлекательным. Более того, при раскрытии секретов приготовления блюд и истории их происхождения элемент мифотворчества оказывается необходимым, потому что на сегодняшний день истоки появления многих рецептов оказываются утерянными и забытыми.
Приведенный ранее перечень крупных заповедников оказывается неполным, что стимулирует открытие новых экскурсионных точек и маршрутов, способных одновременно показать природное и культурное своеобразие РТ. Более того, экскурсоводу необходимо подумать над необычным ракурсом культурно-исторической интерпретации маршрута. Например, интересным аспектом видения Казани оказывается гендерный фактор6. Именование города обладает женским родом, что позволяет представить Казань в качестве женщины. Метафорическое описание, в котором пересекаются образ и понятия, формирует неординарный подход к проблеме и воздействует на воображение туристов, привлекая внимание своей выразительностью. Развивая данный аспект в теме, экскурсовод может интерпретировать с феминного ракурса многие сферы национальной культуры татар (в том числе, гастрономическую культуру) и подключать к воздействию на образное мышление туристов тексты искусства.
1 Гачев Г.Д. Космо-Психо-Логос. Национальные образы мира. - М.: Академический Проект, 2015. - С. 9.
2
Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М.: Сов. писатель, 1988. - С. 354.
3 Там же, с. 18-19.
4 Гачев Г. Д. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира. - М.: Академический проект, 2015. - С. 56.
5 Яковлева Е.Л. Реконструкция гастрономического кода татарской национальной кухни // Человек и культура. 2019. - № 1. -С. 68-79. DOI: 10.25136/2409-8744.2019.1.26945. - https://elibrary.ru/item.asp?id=37004826
6 Яковлева Е.Л. Городская телесность как феномен бытия личности: опыт осмысления города Казани как тела // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. - № 2 (11). - С. 24-28. - http://elibrary.ru/item.asp?id=23826976
Взяв за основу тезис о том, что Казань - город рождения Галы Дали1, можно составить ночной экскурсионный маршрут о сюрреалистичной Казани, учитывая не только городскую телесность и культурные артефакты, но и природные условия (в том числе, климатические особенности, время года/суток) и умение видеть через их призму городской ландшафт. В данный маршрут великолепно впишется и вкушение блюд татарской национальной кухни. Но преподнести их необходимо в духе далианской гастроэстетики, адаптировав рецепты Сальвадора Дали (из книги «Обеды с Галой») под рецепты татар. Заметим, что материал для данного маршрута собран в Казанском инновационном университете им. В.Г. Тимирясова.
На основе биографии и творческой деятельности татарского просветителя Каюма Насыри можно создать экскурсионный маршрут «Путь Каюма Насыри» с посещением его малой родины - деревни Верхние Ширданы (Зеленодольский район РТ) и Архитектурно-этнографического комплекса им. Каюма Насыри в деревне Большие Ача-сыры (Зеленодольский район РТ). Заметим, на территории комплекса можно проводить мастер-классы по приготовлению национальных блюд на основе рецептов, собранных Каюмом Насыри.
Интерес к национальной культуре Республики Татарстан возрастет благодаря театрализованной реконструкции некоторых праздников и обрядов татар. Безусловно, самым знаменитым из них является Сабантуй, собирающий огромное количество жителей и гостей республики. Но помимо него не меньший интерес вызовут праздники и обряды карга боткасы (грачиная каша), джиен, обычай взаимопомощи (его разновидность каз емэсе2 реконструирован в гос-тинично-ресторанном комплексе «Татарская усадьба» в Старо-Татарской слободе Казани) и др.
Запуск любого туристического продукта для привлечения внимания к нему требует рекламы (печатной продукции, аудио- и видеоматериалов), тиражируемой, в том числе, в цифровой среде. При ее создании необходимо сделать акцент на своеобразии маршрута, привлекая к написанию и съемке материала технологию мифотворчества.
Для успешной реализации в Республике Татарстан программы по культурному туризму, направленному на (с)охранение национального наследия народа, расширение межкультурных связей, международного взаимодействия и сотрудничества, рекомендуется усилить работу в следующих направлениях:
1. Сосредоточить внимание на поиске малоизвестных материалов и фактов, связанных с культурой Республики Татарстан и татарского народа, его выдающимися деятелями, используя материалы Государственного архива РТ, и на их основе создавать новые экскурсионные маршруты и необычные интерпретации.
2. Создавать мифизированные нарративы, опирающиеся на реальные факты и события, способствующие привлекательности региона и его туристических маршрутов, росту национального самосознания и формированию патриотизма.
3. Включать в туристический продукт элементы гастрономической культуры, связанные не только с вкушением национальных блюд, но и возможностью узнать историю их возникновения и участвовать в мастер-классах по приготовлению.
4. Осуществлять театрализованные реконструкции событий/праздников/повседневных практик, привлекая к участию не только профессиональные кадры, но и знатоков/любителей культуры, студенческую молодежь, в том числе получающую образование в специализированных учебных заведениях, связанных с искусством и культурой.
5. Фиксировать события, связанные с культурой татарского народа, и использовать материалы для развития культурного туризма в Республике Татарстан в качестве рекламы.
6. Расширять рекламные акции туристических продуктов, акцентируя внимание не только на значимых событиях/именах/деталях, связанных с историей культуры татарского народа, но и на малоизвестных фактах. Рекламную продукцию необходимо размещать в цифровой среде.
7. Вносить в деятельность экскурсовода элемент театрализации с привлечением материалов из произведений искусства татарских авторов.
1 Яковлева Е.Л. В поисках города рождения Галы Дали // Гуманитарный вектор. 2020. - Т. 15, № 6. - С. 123-131. -Шр8://%'%'%г.еНЬгагу.гиЛ1ет.а8р?111=44399321
2 Коллективная помощь по обработке гуся.