УДК 379.85 DOI: 10.12737/14537
Мударисов Рафик Габдуллович1, Кобитев Антон Дмитриевич2
Казанский национальный исследовательский технологический университет
(г. Казань, Российская Федерация);
1канд. биол. наук, доц.; e-mail: raffikk@mail.ru; 2студент
ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ ПО ТАТАРСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНЕ ГОРОДА КАЗАНИ
Работа посвящена изучению вопросов организации татарского национального гастрономического туризма в Казани для самостоятельных туристов, въезжающих в город. Выявлены основные проблемы и перспективы развития предприятий в сфере услуг, которые представляют национальную кухню для населения и туристов в целом. Наши исследования показали недостаток сетей ресторанов и кафе, представляющих татарскую кухню, репрезентирующих ее самобытность; туристы не получают возможность насладиться национальным интерьером, качеством обслуживания, колоритом, музыкой и атмосферой.
Исследование, посвященное гастрономическому туризму в Республике Татарстан, является актуальным, т. к. в России в настоящее время все больше людей осознают перспективность гастрономического направления туристического бизнеса. Пока в нашей стране это достаточно редкое явление, данный вид туризма только зарождается и встречается лишь как элемент более обширной туристической программы. Также актуальность исследования состоит в потребности освоения новых видов туризма, в частности, гастрономического, с целью привлечения туристов, что является необходимым для дальнейшего развития региона. Как показали приведенные исследования, в Республике Татарстан и, в частности, в городе Казань, существенно недостает ресторанов национальной татарской кухни, которые предоставляли бы возможность не только продегустировать образцы национальной кухни, но и насладиться этническим интерьером, музыкой и колоритом в целом.
Ключевые слова: гастрономический туризм, национальная татарская кухня, организация туризма, проблемы и перспективы туристской деятельности, Татарстан.
В современной культуре наблюдается рост интереса к сфере повседневного питания. Тема еды проникает практически во все области массовой культуры. Издаются многочисленные книги и периодические издания кулинарной тематики. Проходят выставки и конкурсы кулинарного искусства. Активно развивается система общественного питания. На телевидении появляются программы, посвященные тонкостям приготовления пищи. Одним из популярных видов современного туризма становится кулинарный туризм, целью которого является знакомство с кухней разных народов. При этом интерес представляет как приготовление пищи, так и процесс ее употребления. Все это указывает на то, что приготовление и потребление пищи перестают быть просто способами удовлетворения биологической потребности [2], а становятся одной из важных частей
повседневной жизни современного человека. Эти вопросы сегодня представляются актуальными с позиций культурологического знания и заслуживают пристального теоретического изучения.
Еда - это не только средство и процесс утоления голода как биологической потребности человека, но и феномен культуры. Мера воспитанности, цивилизованности и культуры человека, пожалуй, наиболее полно проявляется в том, как он удовлетворяет свои потребности. Одна из наиболее развитых естественных потребностей человека - потребность в пище. Еда для человека давно перестала быть только способом поддержания жизни в ее биологическом смысле. Принятие пищи - процедура, связанная с социально-культурными формами поведения людей (обрядами, ритуалами, церемониями и т.п.) [1], она сопровождает различные события человече-
ской жизни - как радостные, праздничные (свадебные застолья, дни рождения и пр.), так и печальные, трагические (поминальные обряды и др.). Совместное принятие пищи - это не только насыщение, удовлетворение голода, но и общение людей, а сама пища (еда) в этом общении приобретает особые символизм и знаковость.
Интенсивное развитие мирового туризма в кон. ХХ - нач. XXI вв. привело к его диверсификации и специализации [9]. Некоторые виды туристско-рекреационных занятий приобретают самостоятельность и рассматриваются уже как новые виды туризма. Новые перспективы развития приобретает гастрономический туризм в связи с ростом интереса к культурным традициям и обычаям стран и народов.
Интерес к кулинарным путешествиям растет с каждым годом. Из года в год увеличивается количество стран, где проложены увлекательные кулинарные маршруты [3]. Такая заинтересованность в гастрономических турах объясняется не только тем, что людям наскучил обычный туризм. Люди отдают предпочтение этому виду отдыха, поскольку, зачастую, устали от продуктов-полуфабрикатов, потому что они хотят полакомиться любимым продуктом «в оригинале».
Актуальность нашего исследования состоит в потребности освоения новых видов туризма, в частности, гастрономического, ранее не изученных должным образом на территории г. Казани, с целью привлечения туристов, что является необходимым для развития туристских маршрутов.
Объектом данного исследования является внутренний национальный туризм в пределах г. Казани - столицы Республики Татарстан. Предметом исследования является изучение гастрономического туризма по предприятиям татарской национальной кухни, представленным в г. Казани. Целью нашей работы является изучение вопросов организации татарского национального гастрономического туризма в Казани для самостоятельных туристов, въезжающих в город. Задача исследования заключается в выявлении основных проблем и перспектив развития предприятий в сфере услуг, которые
представляют национальную кухню для туристов и населения в целом.
Гастрономический туризм в России, да и в мире в целом, получил свое развитие не так давно. Россия как многонациональная, поликультурная, с богатой историей страна, обладает огромным потенциалом развития гастрономического туризма [5]. В этом контексте особое место занимают такие регионы, как Республика Татарстан, Астраханская область, Алтай, районы Золотого кольца, Русского Севера, Кавказ, а также дивное национально-культурное и природное великолепие Сибири и Дальнего Востока.
На данный момент в России наибольшей популярностью обладают туры выходного дня [7], которые характеризуются тем, что затрачивается небольшое количество времени на организацию мероприятий по посещению мест, где можно употребить различные блюда и напитки, а также разного рода гастрономические продукты. Такие туры, как и любые другие гастрономические, включают в себя посещение таких объектов гастрономического туризма, как рестораны, музеи, посвященные тому или иному продукту пищевой промышленности или сельского хозяйства, а также предприятий, ферм и других мест национально-культурной значимости. Примерами таких объектов могут стать четыре знаменитых на всю Россию музея: музей пастилы в Коломне (Московская обл.), музей арбуза в Ка-мызяке (Астраханская обл.), музей масла в пос. Семенково (Вологодская обл.), а также музей пряника в Туле (Тульская обл.), музей хлеба в г. Булгар (Респ. Татарстан). В таких музеях туристам расскажут не только об истории того или иного продукта, но также могут в режиме реального времени показать технологию процесса создания этих продуктов и дать возможность посетителям попробовать их на вкус. Подобные музеи обладают особой значимостью, так как являются не только объектами культурного, этнографического, гастрономического видов туризма, но и хранителями культурно-национальных традиций и обычаев общества, институтами по сохранению национальной куль-
туры и технологий производства тех или иных продуктов, которые имеют огромную важность для России в целом.
Еще один вклад в развитие гастрономического туризма в России могут внести предприятия по производству различного рода продуктов питания. В частности, особым интересом у людей пользуются такие товары народного потребления, как кондитерские изделия, алкогольные и тонизирующие напитки [2]. В России существует целый ряд предприятий по производству вышеуказанных продуктов. Примерами могут служить Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь», Ногинский хладокомбинат в Московской обл., винодельческие заводы Кубани, где проводятся экскурсии по цехам комбинатов с целью ознакомления с историей предприятий, технологией приготовления сладостей и мороженного, а также дегустации вин для посетителей [4, 5].
Туризм играет важную роль в структурной перестройке экономики, оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопряженных с ним отраслей, таких как транспорт, строительство, связь, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления. В последнее время все чаще речь идет о развитии внутреннего туризма, к которому относится и гастрономический туризм, являющийся одним из важнейших экономических инструментов и перспективных направлений развития территорий в Республике Татарстан. Переориентация туризма на внутренний рынок создала необходимость разработки новых видов туристского продукта. Специалисты стали обращать внимание на народные традиции, экологически чистые места, природные богатства.
Организация гастрономического туризма в Татарстане - одно из перспективных направлений общереспубликанской программы развития туризма.
В настоящее время сельский туризм в Республике только начинает свое планомерное развитие. Первые попытки его организации предпринимаются в дер. Шуганы Лаишевского района, где можно попробовать все то, что предполагает гастрономический туризм, а также отправиться
за впечатлениями на настоящий деревенский пруд или озеро. Планируется, что перечень крестьянско-фермерских хозяйств, в которых сельские предприниматели и фермеры станут принимать у себя туристов, значительно расширится и список крестьянско-фермерских хозяйств с туристическими услугами на сегодняшний день только формируется.
На территории Республики Татарстан распространение кафе и ресторанов, предлагающих национальную кухню, очень мало, в основном они сосредоточены в пределах городов Казань, Набережные Челны и Альметьевск [6].
На карте кафе и ресторанов национальной кухни г. Казань (рис. 1) мы видим, что кафе и ресторанов, предлагающих национальные блюда и репрезентирующих татарскую культуру, не так уж много, и в основном все они сосредоточены в Вахитов-ском районе города. Такое географическое расположение способствует потере постоянных посетителей, которые не желают тратить время на дорогу до интересующего их заведения. Также можно отметить скудное разнообразия национальных блюд в большинстве заведений, несоответствие интерьера и обслуживающего персонала стандартам национального колорита. Перечень основных «брендовых» национальных блюд в ресторанах представлен в объеме 29%, в кафе - 12%.
В настоящее время, помимо государства, активный интерес к развитию гастрономического туризма проявляют все формы бизнеса - как малого, так и крупного. Основное внимание крупного бизнеса уделяется развитию гостиничного бизнеса, культурно-развлекательных центров. Средний и малый бизнес, в основном, акцентирует свое внимание на развитии сувенирных лавок и ресторанов, а также на проведении национально-культурных мероприятий, где поддержку оказывают как государство, так и крупный бизнес [1]. Национальные культурные мероприятия как в Республике Татарстан, так и в городе Казани, представлены богато, и гастрономический туризм отлично вписался бы в общее развитие национального въездного туризма в целом.
Рис. 1 - Карта кафе и ресторанов национальной кухни в г. Казань (Источник: http://maps.yandex.ru/?um=Bso_EK2
L0PuSLxpr5iwUN5w2siIwLwP&l=map)
Практически во всем мире наблюдается поворот от массового туризма к индивидуальным видам путешествий. Национальной культуре татарского народа есть, что предложить гостям и жителям города Казани.
Нами проведено социологическое исследование по теме «Гастрономический туризм в восприятии жителей и гостей г. Казани». В исследовании участвовало 257 респондентов в возрасте от 16 до 55 лет - представители жителей и гостей города, а также студенты ФГБОУ ВПО «КНИ-ТУ». Каждому из участников предлагалось ответить на вопросы, а также высказать дополнительные мнения и предложения. В результате нами были получены соответствующие данные (табл. 1).
Основные требования респондентов, предъявляемые к ресторанам и кафе: разнообразие блюд, ценовая категория, соответствие интерьера, соответствие одежды обслуживающего персонала, знание татарского языка, предоставление меню на татарском, русском и английских языках, атмосфера. Преобладающая часть респондентов посещает заведения, средний чек в которых составляет от 300 до 1000 руб. После проведения опроса мы посетили вышеперечисленные заведения и провели их
комплексную оценку с помощью методики SWOT-анализа (табл. 2).
Таким образом, большинство респондентов не имеют представления о новом виде международного туризма. Гастрономические ассоциации наших граждан очень скудны, а порой ошибочны. Естественно, что они складывались на основе документальных и художественных фильмов, телепередач, газет, журналов, классических произведений, рассказов родственников и друзей и менее всего - из собственных путешествий.
Первоочередные мероприятия, которые, по нашему мнению, будут способствовать развитию национального гастрономического туризма города Казани:
• целенаправленно развивать местные национальные бренды продуктов питания;
• проводить гастрономические фестивали, включить гастрономию в культурную программу мероприятий;
• включить местных производителей вкусной еды в цепочки поставок кафе, ресторанов, магазинов; продвигать через них местные гастрономические бренды;
• развивать фермерские рынки, магазинчики и прочую инфраструктуру, предоставляющую доступ к вкусной национальной еде;
• работать над качеством сервиса, представлять и продвигать местные продукты;
• повысить уровень распространения и известности национальной культуры;
• увеличить привлекательность самостоятельных туров в регионы, без участия туристских агентств и операторов;
• создание благоприятного инвестиционного климата, налоговые льготы;
• развитие транспортной инфраструктуры;
• развитие сферы обслуживания мирового уровня;
• борьба с коррупцией;
• создание позитивного имиджа региона за рубежом;
• создание республиканского кадастра туристских территорий;
• разработать «Карту гостя Республики Татарстан», которая должна стать
Таблица 1 - Результаты анкетирования жителей и гостей города Казани об их отношении к татарской национальной кухне (ТНК) и заведениям, предлагающим ее блюда
Вопрос анкеты Результаты ответов респондентов Вероятные причины отрицательного положения Вероятные причины улучшения
1) Слышали ли вы когда-нибудь о существовании гастрономического туризма в мире, России и Татарстане? Знают - 23%; не имеют представления -59%; ошибочный ответ - 18% а) недавнее начало зарождение данного направления; б) мало путешествуют и зарабатывают а) проведение активной рекламной компании; б) повышение уровня жизни
2) Слышали ли Вы о городском гастрономическом туризме в Казани? Знают - 9%; не имеют представления -69%; ошибочный ответ - 22% а) плохое ознакомление с реальным положением дел; б) отсутствие рекламы; в) скудное количество заведений, предлагающих такие услуги а) увеличение эффективности рекламы; б) расширение сетей ресторанов и кафе с доступной ценовой категорией
3) Присутствуют ли в Вашем рационе блюда ТНК? 1/2 всех блюд - 2%; меньше половины - 7%; не присутствуют - 91% не покупают Увеличение ассортимента в гастрономических магазинах
4) Готовите ли вы дома блюда ТНК? Готовят - 1%; не готовят - 99% а) не знают рецептов; б) нежелание тратить много времени на приготовление блюд а) инициирование теле-и радиопередач по ознакомлению с рецептами
5) Посещаемость ресторанов и кафе с ТНК Каждый день - 3%; 3-4 раза в месяц - 14%; по праздникам - 19%; не посещают - 64% а) нет времени; б) недоступность цен; в) не знают, где находятся; г) не интересуются и др. а) увеличение рекламы; б) расширение сетей ресторанов и кафе с доступной ценовой категорией
6) Посещаемость основных заведений с ТНК, рекламируемых в сети Интернет «Чай йорты» - 26%; «Туган авлым» - 24%; «Биляр» - 19%; «Чак-Чак» - 13%; «Дом татарской кулинарии» - 9%; «Рубаи» - 4%; «Татарская усадьба» - 4%; «Катык» - 1% Только 6% посетителей заказывают национальные блюда, отдавая предпочтение основным европейским блюдам
7) Рестораны и кафе какой ценовой категории Вы предпочитаете? Средний чек: до 500 руб. - 19%; 500-1000 руб. - 49%; 1-2 тыс. руб. - 23%; от 2 тыс. руб. - 9%
8-9) Довольны ли Вы качеством приготовленных блюд / обслуживания в заведениях с ТНК? Да, все отлично - 10% / 3%; да, но есть небольшие замечания - 34% / 14%; нет, не доволен - 55% / 73%; затрудняюсь ответить - 1% / 10% а) халатность администраторов и обслуживающего персонала; б) несоответствие атмосферы заведения Внедрение общих стандартов к приготовлению и подаче национальных блюд
10) Устраивает ли Вас обстановка и интерьер заведений с ТНК? Да, все отлично - 10%; да, но есть небольшие замечания - 4%; нет, не доволен - 85%; затрудняюсь ответить - 1% Кафе и рестораны в основном ориентированы на восточную и европейскую кухню Создание сети заведений, соответствующих уровню и качеству обслуживания
Таблица 2 - SWOT-анализ ресторанов и кафе г. Казани, позиционирующих себя как места с татарской национальной тематикой
Сильные стороны ресторанов и кафе Слабые стороны ресторана (Ш)
1. В ресторанах «Дом татарской кулинарии» и «Ка-тык» используется особая технология приготовления блюд. Для приготовления пищи, кофе, чая, различных блюд используется профессиональное оборудование, печи, кофе-машины. В меню включены уникальные блюда, созданные шеф-поваром, которые нельзя найти ни в одном другом ресторане. 2. Руководство ресторанного комплекса «Туган авылым» разработало четкую стратегию его развития, в соответствии с которой ведется и развивается его деятельность. 3. В сети ресторанов «Биляр» и «Туган авылым» работают вежливые и приятные, хорошо знающие меню ресторана, официанты, готовые помочь каждому клиенту. 4. В реторанах «Туган авылым», «Биляр», «Катык» компетентные сотрудники и эффективный менеджмент ресторана, официанты в национальных костюмах. 1. Нехватка денежных средств для развития, расширения бизнеса. Имеющиеся денежные средства находятся в обороте. Периодически необходимо выплачивать заработную плату работникам ресторана, оплачивать налоги, платить по накладным поставщиков продукции, осуществлять иные необходимые платежи. 2. Недостаточное внимание уделяется развитию деятельности «национального» ресторана и кафе. 3. В ресторанах и кафе работают достаточно слабые маркетологи, не владеющие техниками и методами продвижения «национального» ресторана. 4. Блюда дорогостоящие, далеко не все клиенты могут себе позволить регулярно посещать данные рестораны («Катык», «Дом татарской кулинарии»). Высокие цены связаны с особенностями приготовления блюд, с использованием уникальных технологий, высокой заработной платой шеф-повара и персонала ресторана.
Потенциальные внешние благоприятные возможности (О) Потенциальные внешние угрозы (Т)
1. Приведение кафе и ресторанов в соответствие предъявляемыми к подобным учреждениям национальным требованиями: разнообразие блюд; соответствие интерьера, одежды обслуживающего персонала; знание татарского языка; предоставление меню на татарском, русском и английских языках; татарская музыка. 2. Проведение активной рекламной кампании и увеличение эффективности рекламы, введение теле- радиопередач для ознакомления с национальными рецептами. 3. Расширение сетей ресторанов и кафе с доступной ценовой категорией. 4. Увеличение ассортимента национальных продуктов в гастрономических магазинах. 5. Увеличение многообразия национальных блюд для привлечения большего количества клиентов. 6. Вступит в силу новый закон, касающийся торговых барьеров. Смягчение таможенной политики даст возможность выйти на новые рынки. Снижение пошлин может стать стимулом для менеджмента ресторана, для развития бизнеса не только в данном регионе, но и за его пределами, в частности, есть возможность открыть ресторан в Европе. 1. Изменения в политике поставщиков по отношению к ресторану. Планируется сокращение срока отсрочки платежей, что связано с нехваткой наличных денежных средств у поставщиков, которые вынуждены менять условия договора, чтобы удержаться на рынке. 2. Снижение курса рубля. 3. Сравнительно недавнее зарождение гастрономического туризма в России, отсутствие законодательной базы. 4. Низкий уровень инвестиционной политики. 5. Отсутствие расположенных по близости от национальных ресторанов и кафе сувенирных магазинов. 6. Низкий уровень знания национальной культуры (история, кухня, одежда, язык, обычаи). 7. Ориентирование на восточную и европейскую кухню.
инструментом повышения лояльности для туристов и инструментом статистического учета;
• развивать этнический туризм - национальные деревни, проекты «Город мастеров» и «Этнопарк», а также разработать специальные гастрономические туры, учиты-
вающие особенности национальной кухни;
• в части сельского туризма - создание гостевых домов сельского типа;
• в части развития социального туризма - разработка программ мероприятии.
Можно резюмировать, что у ресторанов и кафе татарской национальной кухни
г. Казани существует возможность расширения деятельности, в частности, выхода на новые рынки. Однако для этого потребуются дополнительные денежные средства, поэтому менеджменту ресторанов и кафе следует заранее позаботиться о возможности привлечения дополнительных денежных средств, например можно получить согласие банка на выдачу кредита, что может пригодиться в будущем для расширения бизнеса. Кредитные ресурсы дадут возможность вовремя вложить денежные средства в расширение.
Расширение меню и грамотная ценовая политика помогут избежать угрозы, связанной с ужесточением конкурентной борьбы. Данная политика поможет привлечь клиентов в ресторан. Кроме того, в целях развития ресторанного бизнеса следует использовать различные стратегии, в частности, стратегию развития рынка, которая связана с расширением деятельности, открытием новых ресторанов. Имеется перспективная возможность выхода на новые рынки, единственное, что может помешать этому - нехватка денежных средств. Поэтому надо заранее позаботиться о привлечении денежных средств, если возникнет в них необходимость. Можно составить бизнес план нового ресторана, привлечь инвесторов. Необходимо применять современные методы продвижения на рынок.
Большинству ресторанов с татарской кухней в г. Казани рационально нанять на работу новых маркетологов (взамен тех, кто не владеет методами продвижения), либо следует направить маркетологов на курсы повышения квалификации, чтобы они смогли изучить новые современные методы продвижения национальной продукции на рынок. Кроме того, можно осуществить поиск новых поставщиков товаров, которые смогут предложить более выгодные для ресторанов условия, что очень важно при жесткой политике текущих поставщиков, с которыми рестораны работают на данный момент.
Также следует направлять усилия на расширение сферы деятельности. Для этого можно предложить клиентам дополнительные услуги. Например, открыть
сувенирные лавки, играть в залах ресторанов живую татарскую музыку, устраивать национальные праздники. Все это, несомненно, привлечет в рестораны новых посетителей.
Во всем мире весьма известен гастрономический туризм. Нынешние гастротури-сты готовы преодолеть сотни километров пути, чтобы попробовать необычное блюдо. Сегодня гастрономический туризм -это поездка по континентам и странам для ознакомления с особенностями местной кухни, кулинарными традициями, с целью отведать уникальное для приезжего человека блюдо или продукт.
Экономическая эффективность развития гастрономического туризма - это соотношение полезного результата и затрат факторов производственного процесса. Главным критерием социально-экономической эффективности является степень удовлетворения конечных потребностей общества [1].
Республика Татарстан и город Казань интересны своими кулинарными обычаями. Здесь широко представлены многие направления гастрономического туризма, связанного с традиционными культурами народов республики, и прежде всего, татарской.
Официальные источники по развитию туризма в Республике Татарстан основным видом туризма для региона определяют культурно-познавательный, на долю которого приходится 70% всего турпотока [6], а вот на гастрономический туризм приходится всего 5%. Это свидетельствует о том, что Республика Татарстан еще только начинает развивать гастрономический туризм, но там, где он уже присутствует, он наглядно доказывает свою экономическую эффективность. Ведь на этнографические праздники приезжают тысячи туристов, которые познают культуру народа, и которые готовы за любые деньги попробовать чак-чак или бэлеш, особенно, если это туристы из европейских стран.
Прямое влияние гастрономического туризма на экономику города Казани - это результат расходов туриста на приобретение услуг и товаров. Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, создают
хороший доход для экономики региона. Выручка от гастрономического туризма быстро распределяется среди самых широких слоев населения принимающего региона, таким образом, все общество получает экономическую выгоду.
Появлению и развитию гастрономического туризма в последние годы способствует множество факторов [3]. Гастрономический туризм называют «путешествием со вкусом», а путешественник с хорошим вкусом обязательно выберет для своей поездки Республику Татарстан. Развитие туризма в Татарстане в современных условиях создает альтернативную экономику, которая основывается не только на добыче природных ресурсов или производстве сельскохозяйственной продукции, но и на развитой системе отдыха и культуры, которые в целом составляют туризм. Развитие гастрономического туризма в Республике Татарстан - это еще один плюс к экономике региона, который помимо рабочих мест, доходов и стимулирования развития объектов культуры, способен создать узнаваемый положи-
тельный образ региона в России и в мире.
Гастрономический туризм в Казани сейчас находится в ситуации «стихийного развития». Другими словами, пока что все происходит само собой, на волне потребительского рынка. Государство пока не пыталось всерьез продвигать этот процесс. Но мировой опыт свидетельствует, что после нескольких лет упорной работы, у нас может произойти настоящее «гастрономическое туристское чудо».
В России в настоящее время все больше людей осознают перспективность гастрономического направления туристического бизнеса. Пока в нашей стране это достаточно редкое явление, и данный вид туризма только зарождается, встречаясь лишь как элемент более обширной туристической программы. Актуальность нашего исследования состоит в потребности освоения в Казани нового вида туризма - гастрономического -с целью привлечения большего числа туристов, что является необходимым для дальнейшего развития всей туристской сферы региона.
Список источников:
1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. 288 с.
2. Арутюнов С.А. Основные пищевые модели и их локальные варианты у народов России // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М., 2001.
3. Гастрономический туризм. Туризм и путешествия как отдых. URL: http://tyrrizm.ru (Дата обращения: 13.10.2015).
4. КарабаеваА.З., ЛукьянченкоА.Д. Исторические этапы развития мировой гастрономии / Географические науки и образование: мат. VI Всеросс. науч.-практич. конф. Астрахань: Астраханский университет, 2013. С. 103-107.
5. Кулинарное путешествие в Каспийскую столицу: астраханская кухня в картинках и картинах. Астрахань: ООО «Типография Нова», 2012. 220 с.
6. Мударисов Р.Г. Организация безопасного пребывания туристов на территории Республики Татарстан с помощью универсального «Туристического атласа Республики Татарстан» // Вестник Национальной академии туризма. 2013. № 4 (28). С. 25-27.
7. Якунин В.Н. Роль туризма и рекреации в повышении социально-экономического развития Самарской области // Симбирский научный вестник. 2011. № 4. С. 150-156.
8. Casasde Turismo Rural Almadeviagante. Jornalismo de viagens. URL: http://www.almadeviajante. com/turismo-rural (Дата обращения: 13.10.2015).
9. Le tourisme rural. Ministère de l'Agriculture, de l'Alimentation, de la Pêche, de la Ruralité et de l'Aménagement du territoire. URL: http://agriculture.gouv.fr/tourisme-rural (Дата обращения: 13.10.2015).
Rafik G. Mudarisov1, Anton D. Kobitev2
Kazan National Research Technological University (Kazan, Republic of Tatarstan, Russia); 1PhD in Biology, Associate Professor; 2student
THE TATAR NATIONAL CUISINE IN KAZAN: GASTRONOMIC TOURISM
The article is devoted to different issues of organization of tatar national gastronomic tourism in Kazan city for independent travelers, entering the city. The main problems and possibilities for further development in service industry, which represents national cuisine for citizens and tourists in general, are revealed. Among them - the problem of the lack of café and restaurant networks connected with tatar cuisine and its identity and originality; tourists even don't have the opportunity to enjoy national interior, service quality, colouring, music and atmosphere.
Researches of gastronomic tourism in the Republic of Tatarstan are relevant, because in Russia at the moment more and more people understand the prospects of gastronomic destinations of tourist business. So far in our country it is quite rare, this type of tourism is in its infancy and is found only as part of a larger tour program. The need of development of new types of tourism such as gastronomic for attraction of tourists is also caused the relevance of research. All this is necessary for the further development of Republic of Tatarstan.
According to the research results, there is a significant lack of restaurants with national Tatar cuisine, national interior design, music and color in general in the Republic of Tatarstan, and in particular, in Kazan.
Keywords: gastronomic tourism, Tatar national cuisine, tourism organization, problems and prospects of tourism activities, Tatarstan.
References:
1. Anderson B. Voobrazhaemye soobshhestva. Razmyshlenija ob istokah i rasprostranenii nacionalizma [Imagined communities reflections on the origin and spread of nationalism]. Moscow: KANON-press-C, Kuchkovo pole, 2001. 288 p.
2. Arutjunov S.A. Osnovnye pishhevye modeli i ih lokal'nye varianty u narodov Rossii [Basic food models and their local versions of the peoples of Russia] / Tradicionnaja pishha kak vyrazhenie jetnicheskogo samosoznanija [The traditional food as an expression of ethnic identity]. Moscow, 2001.
3. Gastronomicheskij turizm. Turizm i puteshestvija kak otdyh [Gastronomic tourism. Travel as a vacation]. URL: http://tyrrizm.ru (Accessed on October 13, 2015).
4. Karabaeva A.Z., Luk'janchenko A.D. Istoricheskie etapy razvitija mirovoj gastronomii [Historical stages of development of the world's gastronomy] / Geograficheskie nauki i obrazovanie [Geographic Science and Education]: materialy VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konf. Astrakhan: Astrakhan University», 2013. PP. 103-107.
5. Kulinarnoe puteshestvie v Kaspijskuju stolicu: astrahanskaja kuhnja v kartinkah i kartinah [A culinary trip to the Caspian capital: Astrakhan cuisine in pictures and paintings]. Astrakhan: Tipografija Nova, 2012. 220 p.
6. Mudarisov R.G. Organizacija bezopasnogo prebyvanija turistov na territorii Respubliki Tatarstan s pomoshh'ju universal'nogo «Turisticheskogo atlasa Respubliki Tatarstan» [Securing tourists stay on the territory of the Republic of Tatarstan with the universal «Tourist Atlas of the Republic of Tatarstan»] // Vestnik Nacional'noj akademii tur-izma [Bulletin of the National Academy of Tourism]. 2013. Iss. 4 (28). PP. 25-27.
7. Yakunin V.N. Rol' turizma i rekreacii v povyshenii social'no-ekonomicheskogo razvitija Samarskoj oblasti [The role of tourism and recreation in the improvement of socio-economic development of Samara region] // Simbirskij nauchnyj vestnik [Simbirsk scientific Bulletin]. 2011. Iss. 4. PP. 150-156.
8. Casasde Turismo Rural Almadeviagante. Jornalismo de viagens. URL: http://www.almadeviajante.com/turismo-rural (Accessed on October 13, 2015).
9. Le tourisme rural. Ministère de l'Agriculture, de l'Alimentation, de la Pêche, de la Ruralité et de l'Aménagement du territoire. URL: http://agriculture.gouv.fr/tourisme-rural (Accessed on October 13, 2015).