Научная статья на тему 'Условия и организация гастрономического туризма во Франции'

Условия и организация гастрономического туризма во Франции Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
841
234
Поделиться
Ключевые слова
ФРАНЦИЯ / ФРАНЦУЗСКАЯ КУЛЬТУРА / ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ВИДЫ ТУРИЗМА / ЭНОТУРИЗМ / ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / FRANCE / FRENCH CULTURE / GASTRONOMIC TOURISM / TYPES OF TOURISM / OENOTOURISM / GASTRONOMIC FESTIVALS / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Маленцова П.С., Тишкина А.Г.

Франция одна из самых посещаемых иностранными туристами стран мира. Ее популярность как туристической дестинации обусловлена многими факторами, наиболее значимый из них это французская культура. Французская кухня, как часть национальной культуры, известна во всем мире, и поэтому гастрономический туризм, являясь одним из новых направлений в туризме, активно развивается во Франции. В данной статье рассматривается вопрос условий, организации и возможности развития гастрономического туризма во Франции.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Маленцова П.С., Тишкина А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Conditions and organization of culinary tourism in France

Nowadays France is one of the most popular countries among international tourists. The various factors condition its popularity as a tourist destination but the most significant is the French culture. French cuisine is known in all over the world as a part of national culture. In consequence, gastronomic tourism is actively developing in France as a new trend in tourism. In this article, the topic of the background, organization and the prospects of culinary tourism in France is considered.

Текст научной работы на тему «Условия и организация гастрономического туризма во Франции»

6. Львов Е. По Студеному морю. Поездка на Север. М.,1895. 249 с.

7. Петров В.П., Пация Е.Я., Шабалина О.В. История организации и создания Музея-архива истории изучения и освоения Европейского Севера Центра гуманитарных проблем Баренц региона КНЦ РАН (1970-2012) // Вестник Кольского научного центра РАН. 2012. №4(11). С. 24-36.

8. Розонов А.С. Лапландия и лапландцы. СПб., 1903. 116 с.

9. Ушаков И.Ф. Кольская земля. Очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период. Мурманск, 1972. 672 с.

10 Харузин Н.Н. Русские лопари: Очерки прошлого и современного быта. М.: т-во скоропеч. А.А. Левинсон, 1890. 472 с.

Условия и организация гастрономического туризма во Франции

П.С. Маленцова, А.Г. Тишкина

Франция - одна из самых посещаемых иностранными туристами стран мира. Ее популярность как туристической дес-тинации обусловлена многими факторами, наиболее значимый из них - это французская культура. Французская кухня, как часть национальной культуры, известна во всем мире, и поэтому гастрономический туризм, являясь одним из новых направлений в туризме, активно развивается во Франции. В данной статье рассматривается вопрос условий, организации и возможности развития гастрономического туризма во Франции.

Ключевые слова: Франция, французская культура, гастрономический туризм, виды туризма, энотуризм, гастрономический фестивали, региональное развитие.

Conditions and organization of culinary tourism in France

Polina S. Malentcova, Anna G. Tishkina

Nowadays France is one of the most popular countries among international tourists. The various factors condition its popularity as a tourist destination but the most significant is the French culture. French cuisine is known in all over the world as a part of national culture. In consequence, gastronomic tourism is actively developing in France as a new trend in tourism. In this article,

the topic of the background, organization and the prospects of culinary tourism in France is considered.

Key words: France, French culture, gastronomic tourism, types of tourism, oenotourism, gastronomic festivals, regional development.

В настоящее время туризм - весьма сложное и многогранной явление. Это не только путешествие ради развлечения и для ознакомления с новыми местами и культурой других народов, но также активный, пляжный, пассивный отдых и т.д. Использование туристского ресурсного потенциала дестина-ции определяет ее популярность для потенциальных туристов. Франция, сегодня, одна из самых посещаемых стран в мире. Популярность любой страны объясняется количеством ат-тракций на её территории и возможностью осуществлять здесь множество видов туризма. В данной статье рассматриваются особенности развития гастрономического вида туризма во Франции, где, даже если поездка не специализируется на гастрономии, ознакомление с национальной кухней этой страны является неотъемлемой частью любого путешествия.

Сегодня в условиях глобализации повышается ценность локальной идентичности, и это, в том числе, касается местной кухни. Большинство туристов в своем желании узнать культуру другой страны, воспринимают местную кулинарию как часть этой новой для себя культуры. В связи с этим, в последние годы стал развиваться гастрономический туризм, постепенно выходя за рамки нишевого туризма. В любой поездке примерно 30% бюджета тратится на еду, что делает её крайне важной в оценке качества отдыха [7]. Исследования показывают, что туристы, как правило, отдают предпочтения туристским путешествиям, которые известны качественными местными продуктами, а Франция как раз входит в их число. В последние годы гастрономический туризм стал одним из самых динамично развивающимся креативным видом туризма. Также гастрономия важна в диверсификации туризма локального, регионального и национального уровня экономического развития.

Гастрономический туризм - это поездка в гастрономический регион в рекреационных или развлекательных целях, которые включают посещение первичных или вторичных производителей еды, гастрономических фестивалей, продовольственных выставок и событий, ярмарок, кулинар-

ных шоу и демонстраций, дегустаций или любых других занятий, связанных с едой. Кроме того, эта поездка включает в себя изучение разных культур, приобретение знаний посредством потребления блюд произведённых в данном регионе. Таким образом, туризм может считаться гастрономическим, если все вышеперечисленное является главной причиной или мотивацией к путешествию в определённое место или, по крайней мере, одной из существенных причин. Но сегодня, даже если гастрономия не является главной причиной поездки, она играет все более существенную роль в качестве вторичной или частичной мотивации туристов. Например, согласно последним исследованиям, приём пищи в ресторане является вторым любимым занятием иностранных туристов в США и самым любимым занятием самих американцев при посещении других стран.

Можно сказать, что гастрономический туризм - это достаточно новое явление, которое активно развивается как туристский продукт благодаря тому, что имеет значительный спрос у путешественников готовых тратить на еду значительную сумму денег. Для таких туристов национальная кухня является аспектом первостепенной важности в оценке качества отдыха.

Современные исследования в гастрономическом туризме довольно поверхностны и фокусируются главным образом на энотуризме, а «винные» туристы не обязательно вовлечены в другие, не связанные с алкоголем и его производством, гастрономические мероприятия.

Исследования показывают, что туристы предпочитают отправляться в регионы, которые славятся качественными местными продуктами. В мире туризма существует достаточно много туристских направлений, чей бренд в той или иной степени связан с гастрономией. Можно привести длинный список включающий, в частности, Испанию, Францию, Италию, Грецию, Бельгию, Португалию, США, Бразилию, Перу, Мексику, Новую Зеландию, ЮАР, Чили, Малайзию, Японию, Китай или Сингапур. Показательно, например, то, что средиземноморская диета Франции, Испании, Греции, Италии и Марокко были включены в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в ноябре 2010 г.

Удовлетворение поездкой, «послевкусие», является главным критерием оценки качества туристского продукта. Эта удовлетворённость обеспечивает лояльность клиента и вызывает желание повторить визит. Качественная еда является ре-

шающим фактором удовлетворённости, так как она оставляет неизгладимое воспоминание о поездке. Здесь кроется успех -иметь туристов, которые приезжают снова из-за гастрономии. Праздничная атмосфера, расслабление и удовольствие, которые испытывает турист во время гастрономического маршрута, взаимодействие с людьми со схожими интересами создают положительные ассоциации у туриста [7].

Сегодня развитие туризма парадоксально. Оно одновременно сочетает процессы глобализации с повышением ценности местных ресурсов. Мир становится все более открытым, однако, туристы ищут новых впечатлений, основанных на локальной идентичности и культуре.

В последние годы гастрономия стала незаменимым элементом познания чужой культуры и образа жизни. Она одновременно воплощает в себе традиционные ценности и новые тенденции в современном туризме: уважение культуры и традиций, здоровый образ жизни, аутентичность, устойчивость. Кроме того, гастрономия предоставляет возможность оживить и диверсифицировать туризм, способствует развитию местной экономики, включает в себя различные профессиональные отрасли, связанные с гастрономической отраслью. Эта ведущая роль гастрономии в выборе направления поездки привела к росту на туристском рынке гастрономических предложений, основанных на локальных продуктах высокого качества, и к установлению отдельного рынка гастрономического туризма. Это один из самых динамично развивающихся сегментов туристского рынка.

Гастрономические туристы - это туристы, которые принимают участие в новой тенденции культурного потребления, исследуя аутентичность места через еду. Они заинтересованы происхождением продуктов, признают ценность гастрономии как средство обмена опытом. Такие туристы имеют доход выше среднего, хорошо разбираются в еде и требовательны к ней. Для таких туристов гастрономия не может быть пресной и анонимной, она должна иметь индивидуальность, потому что иначе гастрономическая продукция станет уязвимой, делокали-зованной и будет считаться предметом фальсификации.

Локальная территория является основой гастрономических предложений это элемент, который является источником местной идентичности. Она включает в себя ландшафт, окружающую среду, историю, культуру, традиции. С этой точки зрения, преобразование территории в кулинарный ландшафт

- одна из задач туристического направления. Важно определить, какие природные и культурные ресурсы можно преобразовать в туристский продукт, по которому можно будет идентифицировать территорию. Никакое туристское гастрономическое предложение не будет жизнеспособным, если оно не способно учитывать культурные особенности территории. Гастрономия позволяет туристам получить доступ к культурному и историческому наследию, приблизиться к культуре опытным путём, а не просто через созерцание.

Новейшая история развития мирового туризма характеризуется номинально устойчивыми моделями и явно нерациональными действиями. Идея состоит не в том, чтобы создать повальное давление на кулинарное наследие, а в том, чтобы использовать его рационально с оглядкой на экологичность. Туристские направления должны уметь позиционировать себя, т.к. путешествия сегодня не ограничиваются только днями поездки, а начинаются гораздо раньше, с подготовкой к ним, и заканчиваются, когда турист оценивает и делится своим опытом через социальные сети. Ключевые роли в процессе создания образа дестинации играют СМИ (особенно телевидение), туристические путеводители, блоги и социальные сети.

Наконец, важную роль играет кооперация. Необходимо, чтобы все производители, рестораторы, фермеры, рыбаки, скотоводы, повара, государственные служащие, отельеры и т.д. были вовлечены в процесс менеджмента туристического предложения, связанного с гастрономией [7].

Являясь одной из самых посещаемых стран в мире, Франция имеет хорошо развитую туристскую инфраструктуру, которая обеспечивает реализацию практически любого вида туризма, в том числе и гастрономического. Даже сама французская кухня - это важная предпосылка для его организации. Как уже упоминалось, в 2010 г. французская гастрономическая культура была внесена в список нематериального наследия ЮНЕСКО, однако, если изучить этот вопрос детальнее, выясняется, что разные регионы Франции весьма отличаются по уровню привлекательности для гастрономического туризма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Франция - самое большое по площади государство Европы, и на её территории сосредоточен широкий спектр природных условий - территория подстилается разным рельефом, разнообразный климат, почвы и растительность. Это обуславливает различные типы хозяйства регионов и, следовательно, приво-

дит к формированию различных локальных кухонь. Традиционную пищу по праву можно рассматривать в качестве наиболее важного способа знакомства с чужой культурой. Характерный для каждой национальной кухни набор и сочетания продуктов, способы обработки пищи, вся традиционная система питания воспринимаются как национальное достояние и знаковый этнический символ. Формирование национальной кухни зависит от нескольких условий. Первое и самое главное - это географическое положение и все, что с ним связано -рельеф территории, наличие рек, озёр и выхода к океану, климат, почвы, растительность и животные. Второй важный фактор - это население и его культура. Последний важный фактор - ход исторического развития государства и влияние на его культуру, в том числе, гастрономическую соседними народами [4, с. 17-28]. Франция крайне неоднородна в гастрономическом плане, каждый регион имеет свои уникальные традиции. Разнообразию локальных продуктов и блюд практически нет предела, а по их названию и составу можно изучить историю и культуру каждого региона страны [2, с. 88], поэтому интересно рассмотреть разнообразие туристских гастрономических предложений в зависимости от региональных различий Французской республики.

В 2016 г была проведена реформа, в результате которой было принято новое административно-территориальное деление страны. На данный момент метрополия подразделяется на 13 регионов: О-де-Франс, Нормандия, Бретань, Земли Луары, Центр, Иль-де-Франс, Гранд-Эст, Бургундия-Франш-Конте, Новая Аквитания, Овернь-Рона-Альпы, Окситания, Прованс-Альпы-Лазурный берег и Корсика. Эти регионы в свою очередь делятся на более мелкие административные единицы - департаменты, округи, кантоны и коммуны.

Популярность страны и её регионов для путешествий, в том числе и гастрономических, обуславливается брендами. Турист, у которого ограничено время для путешествия по стране и который хочет за короткий срок в полной мере исследовать чужую культуру обязательно в течение своего путешествия будет есть «брендовую» наиболее известную пищу. Практически у каждого региона Франции есть продукт или блюдо, которое характерно для этого региона и ассоциируется именно с ним. У О-де-Франс - это пиво; у Нормандии - сидр, кальвадос и сыр камамбер; у Бретани - блины и сидр; у Страны Луары -вино, рыба и морепродукты; у Центра - беррийская кухня и

улитки; в Иль-де-Франс - сыр бри, кровяная колбаса и шампиньоны; в Гранд Эст - шампанское, мирабель, шукрут и фуа-гра; в Бургундии-Франш-Конте - вино, говядина по-бургундски и абсент; в Овернь-Рона-Альпы - альпийская кухня и минеральные воды; в Новой Аквитании - рыба и морепродукты, фуа-гра, вино, коньяк и арманьяк; в Аквитании -тулузские колбасы, касуле, сыр рокфор, вермут и минеральная вода; в Прованс - лимоны, рататуй, буйябес и прованские травы, а у Корсики - рыба, морепродукты и продукция козоводства.

Распределение мест общественного питания на территории страны неоднородно. Больше всего таких предприятий представлено в Иль-де-Франс, так как это столичный регион и главный центр притяжения туристов. Более 10% ресторанов находится в Париже. Также, хорошо развитая инфраструктура питания имеется в Овернь-Рона-Альпы, Прованс-Альпы-Лазурный Берег, Окситании, Новой Аквитании, О-де-Франс и Бретани. В первую очередь это связано с тем, что это самые посещаемые туристами регионы (на эти регионы приходится около 70% туристского потока) [5], а также, каждый из этих регионов обладает своеобразной местной кухней.

Наконец в 2016 г. систему общественного питания во Франции представляло около 350 тысяч организаций. За последние двадцать лет в стране ежегодно создаётся 13 тысяч новых кафе и ресторанов, что составляет 4,6% создаваемых предприятий [6]. В 2014 г во Франции функционировало 209987 ресторанов и кафе, среди которых 102273 ресторанов, 66915 ресторанов быстрого питания, 40441 кафе и баров, что обеспечивало занятость для 503463 человек. Такая высокая занятость на предприятиях общественного питания -это больше чем в любой другой туристской отрасли. 1 Необходимо отметить, что занятость в сфере общественного питания Франции постоянно растёт. Наибольшая доля занятости приходится на Иль-де-Франс, что неудивительно, так как именно в этом регионе находится наибольшее количество предприятий питания. Другими регионами с большой долей занятости в этой сфере являются Овернь-Рона-Альпы, Прованс-Альпы-Лазурный берег, Окситания и Гранд-Эст.

1 Среди них около 360 тысяч заняты в ресторанах, около 17 тысяч в кафетериях, более 160 тысяч в ресторанах быстрого питания и около 48 тысяч в кафе и барах [8].

Важным фактором привлечения туристов являются рестораны, отмеченные звёздами гида «Мишлен», наиболее известного и уважаемого ресторанного рейтинга. Согласно критериям, ресторан может получить одну, две или три звезды. Но даже если они не присуждены одно лишь упоминание в знаменитом «Красном гиде» уже является очень престижным и способствует успеху. В 2014 г. во Франции находилось 610 ресторанов, отмеченных звёздами гида «Мишлен», из которых 27 с тремя звёздами, 79 с двумя и 504 с одной [9].

Больше всего ресторанов, отмеченных звёздами «Мишлен» находится в регионе Иль-де-Франс. Другими регионами с большим количеством ресторанов являются Новая Аквитания, Овернь-Рона-Альпы, Окситания, Прованс-Альпы-Лазурный берег, Гранд-Эст и Бургундия-Франш-Конте.

Гастрономический туризм связан не только с предприятиями питания, но также предполагает посещение различных предприятий пищевой индустрии таких как, например, фермы, сыроварни или виноградники. Франция отличается высоким уровнем развития сельского хозяйства, имеется множество предприятий по производству мяса, рыбы и морепродуктов, фруктов и овощей, молочной продукции и хлебобулочных изделий, многие из них готовы принимать туристов.

Лучше всего сельское хозяйство развито в Окситании, что связано, в первую очередь, с благоприятными климатическими условиями. Также значительное количество производств продуктов питания находятся в регионах Новая Аквитания, Прованс-Альпы-Лазурный берег, Гранд-Эст, Бургундия-Франш-Конте и Бретань. Самый низкий уровень развития сельского хозяйства на Корсике.2

Разнообразие рельефа, геологического строения и климата на территории Франции благоприятствуют развитию виноградарства и производству вин. Сегодня во Франции выделя-

2 Считается, что производство мяса лучше всего развито в Новой Аквитании, Окситании, Землях Луары и в Бретани; производство рыбы и морепродуктов - в Бретани, О-де-Франс и Землях Луары; производство фруктов и овощей - в Новой Аквитании, Окситании, Гранд-Эст и в Прованс-Альпы-Лазурный Берег; производство молочной продукции - в Бургундии-Франш-Конте, Новой Аквитании, Оксита-нии и в Прованс-Альпы-Лазурный Берег; производство хлебобулочных изделий - в Прованс-Альпы-Лазурный Берег, Окситании, Гранд-Эст и Бретани.

ют 16 крупных регионов по производству вин, которые делятся на пятьдесят более мелких районов и более 19 тысяч коммун [10]. Во многих регионах страны хорошо развито виноградарство, а значит, есть потенциал для организации винного туризма (энотуризма), который в свою очередь, является важным фактором развития агротуризма. В 2010 г. на территории Франции находилось более 10 тысяч производств вин, готовых принимать туристов [11].

Так же стоит упомянуть о том, что некоторые районы страны, связанные с виноделием внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. К ним относятся Винодельческий район Сент-Эмильон (Новая Аквитания), Винодельческие земли Бургундии (Бургундия-Франш-Конте), Склоны холмов, винодельческие дома и погреба Шампани (Гранд-Эст) [12].

Важным фактором привлечения туристов являются фестивали, в том числе гастрономические. Для того, чтобы воспеть французскую кухню, многие города проводят гастрономические праздники и фестивали, превращающие Францию в один большой ресторан. Фестивали с присутствием гастрономических аспектов, проходящие по всей стране и в большинстве случаев приурочены к религиозным праздникам, таким как карнавал и марди гра, пасха и рождество. Кроме них, крупным и значимым событием является Праздник Гастрономии, проходящий по всей метрополии и заморским территориям в сентябре в течение трёх дней. Он был учреждён в 2011 г. после включения французской кухни в 2010 г. в список наследия ЮНЕСКО. Это праздничное событие иллюстрирует богатство и разнообразие французской кухни. Оно сопровождается чередой событий по всей Франции. Как указано на сайте Министерства туризма Франции, это событие призвано дать желание готовить в атмосфере праздника и всеобщего объединения. По этому случаю шеф-повара выходят на улицы и готовят кулинарные шедевры. Прохожие могут открыть для себя новые рецепты и технологии приготовления блюд или присоединиться к процессу приготовления. Каждый год этот праздник организуется вокруг определённой кулинарной тематики [13]. Другой всефранцузский праздник - это «Выставка сельского хозяйства». В 2013 г. ей исполнилось пятьдесят лет. Праздник проводится в феврале и предназначен для продвижения местных продуктов, когда регионы Франции проводят кулинарные демонстрации и выставки местных продуктов.

Кроме фестивалей, которые проходят по всей Франции, существуют также региональные праздники. Эти мероприятия очень важны, так как они могут быть действенным инструментом для создания специальных поводов к посещению туристами мест, где могут отсутствовать другие значимые аттракции [1, с. 136].

С середины февраля до начала марта в Ментоне (Прованс) ежегодно проходит Фестиваль лимонов. Лимоны Ментона считаются одними из лучших в стране. Тёплый климат позволяет выращивать их круглогодично, и снимать по три урожая в год. Фестиваль символизирует яркое и красочное прощание с зимой. В это время весь город окрашивается в жёлто -оранжевые тона, из лимонов сооружаются различные скульптурные композиции. Это событие привлекает более 230 тысяч зрителей, и эта цифра с каждым годом растёт [14].

В марте в Париже проходит фестиваль современной кухни Omnivore. Шеф-повара, кондитеры и производители со всего мира в течение трёх дней проводят мастер-классы.

С 1993 г. каждый апрель в Бретани проводится Фестиваль морских гребешков, которым оканчивается сезон их ловли. В программе фестиваля многочисленные развлекательные мероприятия для детей и взрослых - ремесленная ярмарка, кулинарные шоу, дегустации, концерты бретонской музыки и прогулки на лодках. Все концерты и уличные мероприятия бесплатны. Каждый год мероприятие посещают от 40 до 70 тысяч туристов [15].

Ежегодно 1 мая в городе Клуисе (регион Центр) проходит Карнавал Улиток. Это событие очень значимо для местного населения - в самом городе проживает всего лишь около 2 тысяч жителей. Во время праздника проходит карнавальное шествие во главе с огромным муляжом короля улиток. Кроме того, на фестивале можно попробовать улиток, приготовленных по самым разным рецептам. Всего в течение фестиваля съедается около 600 тысяч улиток и выпивается 12 тысяч литров вина [16].

В мае в Париже проходит фестиваль «Парижская ярмарка». Это мероприятие позволяет найти, попробовать и сравнить в одном месте товары и услуги, которые могут разнообразить повседневную жизнь. В программе фестиваля кулинарные мастер-классы, дегустации региональных продуктов, рестораны с кухнями народов мира и конкурс вин.

Праздник вина в Бордо проходит каждые два года по чётным годам в июне. Мероприятие проводится на набережной

Гаронны и сопровождается дегустациями, семинарами, концертами и светозвуковыми шоу.

10 июля в деревне Конзес (Лимузен) проводится Фестиваль Малины. В программе фестиваля уличные парады, угощения и народные игры. Местные пекари пекут огромный пирог с малиной, который занесён в книгу рекордов Гиннеса.

Каждые два года с июля по сентябрь в стране Луары проводится Фестиваль уникальных вкусов, который представляет собой встречу производителей и поваров. Для посетителей предоставляется возможность совершить покупки на рынке «поле производителей», поучаствовать в «зелёном обеде», состоящем только из натуральных продуктов, и принять участие в семинарах.

Фестиваль «Звезды Мужена» проходит в сентябре в течение трёх дней в деревне Мужен. В это время сюда съезжаются шеф-повара со всего мира и проводят мастер-классы. Кроме того, на фестивале проводятся различные конкурсы, которые позволяют и профессионалам, и любителям показать своё кулинарное мастерство.

В октябре в Париже каждый год проводят праздник сбора винограда на Монмартре. В течение нескольких дней на Монмартре проводятся дегустации, концерты и фейерверки.

С 3-го понедельника октября во всех регионах Франции начинается неделя вкуса: по очереди отмечают Праздник шукрута, где можно попробовать квашеную капусту с сосисками, политыми пивом, Праздник пряностей, Праздник сидра, Рыбный праздник и Праздник каштанов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ноябре проводится «Выставка шоколада». В течение мероприятия проводятся дегустации, лекции, мастер-классы и дефиле в шоколадных платьях [17].

На территории Франции чётко выделяются наиболее привлекательные для гастрономического туризма регионы - это столичный регион Иль-де-Франс и юг страны - Новая Аквитания, Окситания, Овернь-Рона-Альпы и Прованс-Альпы-Лазурный берег, имеющие очень хорошо развитую систему общественного питания и большое количество ресторанов, отмеченных звёздами «Мишлен». Однако, здесь есть нюансы. Так, Иль-де-Франс и Овернь-Рона-Альпы имеют малую обеспеченность производством продуктов питания на своей территории на фоне других перечисленных выше регионов, и продукты в основном привозят из других регионов Франции. Так же чётко выделяется регион Корсика, имеющий наи-

меньший потенциал для осуществления гастрономического туризма по той же причине.

В О-де-Франс, который имеет хорошо развитую систему общественного питания, привлекательность гастрономического туризма снижается из-за маленького количества производств еды и ресторанов, отмеченных звёздами «Мишлен».

Нормандия, Земли Луары, Центр и Бургундия-Франш-Конте имеют сравнительно низкую обеспеченность системой общественного питания, небольшое количество ресторанов со звёздами «Мишлен» и организаций по производству продуктов питания. Однако, это не мешает указанным регионам быть родиной всемирно известных блюд и брендов (вино, сидр, говядина по-бургундски и т.д.), что дает этим регионам возможность привлекать туристов, интересующихся местной кухней.

Интересен регион Гранд-Эст. С одной стороны, у региона сравнительно низкая обеспеченность ресторанами и кафе. С другой стороны, значительное количество из них обладает звёздами «Мишлен», и в регионе хорошо развито производство продуктов питания, что повышает его привлекательность для гастрономического туризма.

Как уже упоминалось, Франция - одна из самых посещаемых стран в мире, в 2015 г. её посетили 84,5 млн. человек [8]. Туризм является важным аспектом в экономике страны и важным фактором усиления общих международных экономических позиций Франции [3, с. 135]. В 2016 г. прямое влияние туризма на ВВП страны составило 80,7 млрд. евро, что составляет 3,6% ВВП, а общий доход от туризма составил 198,3 млрд. евро, то есть 8,9% от ВВП страны. Так же туризм создаёт около 2,791 млн. рабочих мест, что составляет 9,9% в структуре занятости населения [18].

Формы и направления туризма во Франции очень разнообразны. Особое значение имеет историко-культурный туризм, связанный с посещением музеев, памятников старины и исторических мест [3, с. 136]. В стране находится 42 объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, из которых 38 относятся к культурным объектам [12]. Кроме того, развитыми направлениями туризма в стране являются: деловой туризм, пляжный отдых (регион Прованс-Альпы-Лазурный берег), курортно-оздоровительный туризм (самые известные spa-курорты -Виши, Эвиан, Экс-Ле-Бен, Биарриц, Ла-Боль, Порт Круести, Киберно, Довиль, Антиб), горнолыжный туризм (Альпы, Пире-

неи), гастрономический туризм, образовательный туризм. Поэтому правительство Франции уделяет особое внимание политике в сфере туризма. Система государственного регулирования в туризме имеет очень сложную структуру. В её главе стоит министр туризма. Ему подчиняется Генеральная инспекция по туризму (контролирует работу всех туристских организаций на территории страны) и Национальный совет по туризму, который принимает непосредственное участие в разработке государственной политики в сфере туризма. Основные направления политики - развитие туризма во всех регионах Франции, создание новых рабочих мест, создание положительного образа страны на мировом туристском рынке, а также особое внимание уделяется организации отдыха для людей с ограниченными физическими возможностями.

Система общественного питания во Франции является самым крупным туристическим сектором и, следовательно, имеет большое значение, в первую очередь для экономики. В 2015 г. туристы потратили в кафе и ресторанах 32,2 миллиарда евро, причём 22,4 миллиарда потратили сами французы. Это составляет 23,1% от всех туристических расходов, наибольшая доля среди других отраслей [8].

Согласно опросам, более 30% иностранных туристов указали гастрономию, как мотивацию для посещения Франции. Это четвертый по популярности мотив после проведения каникул, посещения достопримечательностей и шоппинга. В то же время, лишь 3,9% самих французов указали вино и гастрономию как один из мотивов путешествия по своей стране. Эти цифры кажутся не очень большими, однако, если перевести относительные показатели в абсолютные, то выяснится, что около 25 млн визитов иностранных туристов во Францию и около 8,5 млн поездок самих французов совершается благодаря гастрономии [6; 8].

В 2014 г. было проведено исследование, направленное на выявление оценки качества французских ресторанов и отелей французами и иностранными туристами во Франции. Согласно опросам, около 3/4 иностранных туристов удовлетворены системой общественного питания Франции. Среди минусов были указаны высокие цены, маленькие размеры порций, а также отсутствие меню на английском языке и официантов, говорящих на иностранных языках [19].

Местная клиентура становится все более требовательной к системе общественного питания во Франции. Согласно опро-

сам, большинство французов хотели бы, чтобы рестораны шире использовали возможности новых технологий. Например, чтобы можно было онлайн отследить, как в кинотеатре, количество свободных мест и иметь возможность зарезервировать столик либо через сайт, либо в специальных приложениях для смартфонов и планшетов. Кроме того, были высказаны пожелания по автоматизации системы оплаты счета. Но не все в ресторане можно автоматизировать, и, в первую очередь, это касается сервиса. Так, многие респонденты указали, что первое и главное впечатление в ресторане на них производит тот, кто встречает клиентов у входа и провожает их до столика. В связи с этим, они выразили желание, чтобы в каждом ресторане был метрдотель. Кроме того, они хотели бы, чтобы персонал был более дружелюбен. Наконец, французам хотелось бы, чтобы у них было больше возможностей выбрать позицию в меню, которая отвечала бы их пищевым привычкам, например, блюда для вегетарианцев, блюда, приготовленные из экологически чистых продуктов, или блюда без глютена [20].

Что касается энотуризма во Франции, то он так же оказывает значительное влияние на развитие туризма в целом. В 2010 г. на территории страны находилось более 10 тысяч производств вина, принимающих туристов. Каждый год их посещает около 7,5 миллионов посетителей, из которых 2,5 миллиона - иностранцы. Согласно прогнозам к 2020 г. предприятия по производству вина будут принимать 4 миллиона иностранных посетителей ежегодно [11].

Правительство Франции проводит политику повышения привлекательности Франции с помощью гастрономии и гастрономического туризма. Оно является организатором фестиваля «Goût de France/Good France» или «Вкус Франции». Этот гастрономический фестиваль отличается от других тем, что проводится не только во Франции, но и за её пределами. Впервые он состоялся 19 марта 2015 г., во второй раз прошел 22 марта 2016 г. Главная идея фестиваля - воздать должное французской кухне, объединив 1700 шеф-поваров на 5 континентах. Любой владелец ресторана может провести у себя в заведении фестиваль «Вкус Франции». Для этого он должен подать заявку на сайте французского правительства и ему будут выданы наклейки с символикой фестиваля, чтобы он мог рекламировать это событие. Меню и последовательность подачи блюд так же регулирует французское правительство.

Главные правила проведения вечера - все блюда должны быть приготовлены из натуральных продуктов с минимальным содержанием жира, сахара и соли, и 5% от выручки в этот вечер владелец ресторана должен передать любой местной негосударственной организации, занимающейся охраной окружающей среды. В 2016 г. в фестивале приняли участие около 100 тысяч человек по всему миру [21]. В России в этом фестивале участвовали 13 ресторанов в Москве, 1 в Санкт-Петербурге, 3 ресторана в Новосибирске и по одному в Екатеринбурге, Калининграде, Якутске и Иркутске [22].

Гастрономические туры во Францию - это путешествия для настоящих гурманов. В их программы входят всевозможные дегустации, в первую очередь сыров, вин и шампанских, обеды в ресторанах высокой кухни, отмеченных звёздами «Миш-лен», посещение сыроварен, ферм и фабрик, мастер-классов.

Анализ туристских предложений показал, что основными направлениями для гастрономических туров по Франции являются Бургундия, Рона-Альпы, долина Луары, Прованс, Бретань, Гранд-Эст и Новая Аквитания. Основной чертой всех этих туров является то, что они локализованы только во Франции, то есть, в их стоимость не входят билеты на сопровождение к месту начала маршрута. Гастрономические туры во Францию длятся в среднем от 3 до 8 дней, причём часть из них рекомендуется в течение обще ознакомительного путешествия по стране, как тур выходного дня. В России подобные туры предлагаются незначительным количеством турфирм, т.е. очевидно, что в нашей стране это направление туризма только начинает развиваться.

В основном, российские турфирмы копируют стандартные программы туров, поэтому большого разнообразия туристских предложений нет. Общим во всех гастрономических путешествиях является то, что они не полностью «гастрономические», а включают в себя так же обзорные экскурсии по городам и посещение местных достопримечательностей.

Франция - один из лидеров гастрономического туризма в Европе. Для этого у нее есть все условия - самая большая по площади территория в Европе, выгодные физико-географическое и экономико-географическое положение. Государство лежит в нескольких природных зонах и климатических поясах, имеет разнообразные типы рельефа, на культуру ряда регионов оказывают влияние соседние государства и малые этнические группы. В этих условиях формируется ши-

рокое гастрономическое разнообразие. На сегодняшний день практически каждая сфера жизни общества подвергается процессу глобализации и это в первую очередь, касается экономически развитых стран, в число которых входит Франция. Однако традиционная кухня была и остаётся самым консервативным элементом культуры, что позволяет рассматривать её в качестве одного из наиболее важных способов знакомства с локальными культурными традициями. Развитие гастрономического туризма поддерживается тем, что в пределах страны гармонично сочетаются условия для организации практически любого вида туризма, что повышает мотивацию потенциальных туристов к выбору её в качестве дестинации.

Как говорилось выше, самая большая ресурсная база для организации гастрономического туризма находится на юге страны - это регионы Новая Аквитания, Окситания, Овернь-Рона-Альпы и Прованс-Альпы-Лазурный берег, где есть гармоничное сочетание энотуризма с гастрономическим. Основные туристские гастрономические маршруты предлагаются именно в эти регионы. Однако, юг не исчерпывает всех возможностей Франции в этой области, огромный потенциал есть и на севере страны. В пределах северных природных условий Франции формируются отличные от южных типов хозяйства и, как следствие, другая гастрономическая культура не менее привлекательная, чем на юге. Южные маршруты, связанные с вином и морепродуктами, дублируются на севере с использованием местных продуктов - пива, сидра, продукции животноводства.

Гастрономический туризм во Франции позволяет продвигать местные продукты, создаёт новые возможности для бизнеса, новые рабочие места, является крупнейшим источником прибыли в туризме и в итоге положительно влияет на экономику страны. Рост сектора предприятий питания, предприятий пищевой индустрии, стабильно высокий туристический поток и активная государственная политика в сфере туризма дают огромные перспективы для развития гастрономического туризма, в том числе и ранее малоизвестные с точки зрения гастрономии, северные регионы страны. Все это позволяет туристам полнее знакомиться с культурой Франции.

Литература

1. Боровская И., Дедова М., Матецкая М., Трабская Ю. Креативность в гастрономии: тенденции и практики. СПб.: Левша. 2015.

2. Рубинский Ю.И. Франция в поисках новых путей. М., 2007.

3. Синельников С., Соломоник Т. Наследие Вателя // Всемирный следопыт. 2008, №12.

4. Dumay Raymond. De la gastronomie française. Paris: L'édition de La Table Ronde. 2009.

5. Карнавал улиток. Тише едешь - дальше будешь. URL: http://www. vvi-klinika.ru (26.05.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Фестиваль лимонов в Ментоне: зимний карнавал в цитрусовой гамме. URL: http://www.mishanita.ru (26.05.2017.)

7. Фестиваль морских гребешков в Бретани. URL: http://www.mishanita.r (26.05.2017).

8. Франция. URL: http://www.unesco.org (26.05.2017).

9. Les attentes des clienteles domestique à l'egard de l'hôtelerie et la restauration en France. URL: http://www.fafih.com (16.05.2017).

10. Bilan du tourisme en 2013. URL: http: //www.entreprises.gouv.fr (10.04.2017).

11. Gastronomie: la carte de France des restaurant sétoi lésau Michelin URL: http://www.slate.fr (10.05.2017).

12. Global Report on Food Tourism. URL: http://www2unwto.org (02.05.2017).

13. Good France. URL: http://www.int.res.rendezvou senfrance.com (10.04.2017).

14. La filière restauration. URL: http://www.entreprises.gouv.fr (10.05.2017).

15. Memento du tourisme 2016. URL: http: //www.entreprises.gouv.fr (10.04.2017).

16. 18 Mesures en faveur du develohhment de l'enotourisme et de sa promotion a l'internotional. URL: http://www.diplomatie.gouv.fr (15.05.2017).

17. Participating restaurants. URL: http://www.restaura-teurs.goodfrance.com (10.04.2017).

18. Regard des visiteur sétrangerssur l'hôtelerie, la restauration et le tourisme en France. URL: http://www.fafih.com (16.05.2017).

19. Le sprincip aux événements gastronomiques. URL: http://www.france.fr (10.04.2017).

20. Travel & Tourism Economic Impact 2016 France. URL: www.wttc.org (10.04.2017).

21. Vignoble de France. URL: http: //www.vin-vigne.com (18.05.2017.)

22. Fête de la Gastronomie. URL: http://www.france.fr (10.04.2017).