Научная статья на тему 'Взаимодействие России и Франции: территориальный уровень'

Взаимодействие России и Франции: территориальный уровень Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1565
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РОССИЯ / ФРАНЦИЯ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕГИОНОВ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (ПИИ) / INTER-TERRITORIAL COOPERATION / RUSSIA / FRANCE / INVESTMENT COOPERATION OF REGIONS / FOREIGN DIRECT INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Четверикова Анна Сергеевна, Баронина Юлия Алексеевна

Статья посвящена анализу межтерриториального взаимодействия России и Франции на современном этапе. Именно связи на уровне отдельных территорий становятся одной из форм взаимодействия, в которой заинтересованы страны, где Франция не является исключением. Российские регионы также стремятся налаживать связи с французской стороной, хотя это направление внешнеэкономической деятельности не является для них приоритетным. Внимание авторов сосредоточено на тех регионах, которые в наибольшей степени вовлечены в инвестиционные связи двух стран. Свою роль в развитии межтерриториальных экономических отношений играют региональные власти, что нашло свое отражение в анализе активности региональных властей Франции и России по развитию двусторонних отношений в кризисных условиях. Рассматриваются формы, динамика сотрудничества, оценивается перспективность межрегиональных связей России и Франции в текущих политико-экономических условиях. Дается характеристика российских регионов, отличающихся комплексностью связей с французской стороной. Наиболее важным для региональных экономик является инвестиционное сотрудничество, в которое вовлечена лишь часть французских регионов и субъектов РФ. Характерной особенностью такого сотрудничества является сосредоточение вложений обеих сторон преимущественно в столичных территориях России и Франции, а также территориальная узость инвестиционной активности в целом, что предопределяется инвестиционными стратегиями крупных российских и французских компаний. Отдельное внимание уделяется компаниям, имеющим наиболее географически диверсифицированную структуру. На уровне регионов анализируется опыт Калужской области как одного из активных участников российско-французских межтерриториальных отношений. Именно Калужская область переняла французский опыт регионального инновационного развития. В настоящее время Калужская область является одним из крупнейших реципиентов ПИИ французских компаний: их проекты сосредоточены в сфере машиностроения, пищевой и химической промышленности, промышленности строительных материалов. Существующий уровень межтерриториального взаимодействия России и Франции позволяет говорить о перспективности этой формы отношений и ее дальнейшем развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation of Russia and France: Regional Level

The article is devoted to the analysis of the inter-territorial cooperation of Russia and France at the present stage. It is the cooperation at the level of individual territories that become one of the forms in which countries are interested in, and France is not an exception. Russian regions also seek to develop relationships with the French side though this direction of foreign economic activity is not a priority for them. Authors' attention is focused on those regions, which are the most involved in the investment ties between the two countries. Regional authorities play a particular role in the development of inter-territorial economic cooperation that is reflected in the analysis of activities of the regional authorities of France and Russia in the direction of development of bilateral ties in crisis conditions. Forms and dynamics of cooperation are considered; prospects of Russian-French interregional ties in the current political and economic conditions is assessed. Russian regions with comprehensive cooperation with French side are given. Investment cooperation is the most important for regional economy and only a part of French regions and of the subjects of the Russian Federation is involved. A characteristic feature of such cooperation is the concentration of investments of both countries mainly in the capital territories of France and Russia, as well as the territorial narrowness of investment activity in general that is predefined by the investment strategies of big Russian and French companies. Special attention is paid to the companies, which have the most geographically diversified structure. The experience of the Kaluga region as one of the active participants of the Russian-French inter-territorial cooperation is analyzed at regional level. Kaluga region in particular adopted French experience of regional innovation development. Nowadays Kaluga region is one of the biggest recipients of French companies' FDI. Their projects are concentrated in the field of mechanical engineering, food and chemical industry, and the construction materials industry. The existing level of inter-territorial cooperation between France and Russia allows us to say that this form of cooperation is perspective and will develop in the future.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие России и Франции: территориальный уровень»

DOI: 10.23932/2542- 0240-2018-11-1-139-154

Анна Сергеевна ЧЕТВЕРИКОВА

Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук Профсоюзная ул., 23, Москва, 117997, Российская Федерация [email protected]

Юлия Алексеевна БАРОНИНА

Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук Профсоюзная ул., 23, Москва, 117997, Российская Федерация [email protected]

Взаимодействие России и Франции: территориальный уровень

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена анализу межтерриториального взаимодействия России и Франции на современном этапе. Именно связи на уровне отдельных территорий становятся одной из форм взаимодействия, в которой заинтересованы страны, где Франция не является исключением. Российские регионы также стремятся налаживать связи с французской стороной, хотя это направление внешнеэкономической деятельности не является для них приоритетным. Внимание авторов сосредоточено на тех регионах, которые в наибольшей степени вовлечены в инвестиционные связи двух стран. Свою роль в развитии межтерриториальных экономических отношений играют региональные власти, что нашло свое отражение в анализе активности региональных властей Франции и России по развитию двусторонних отношений в кризисных условиях. Рассматриваются формы, динамика сотрудничества, оценивается перспективность межрегиональных связей России и Франции в текущих политико-экономических условиях. Дается характеристика российских регионов,

отличающихся комплексностью связей с французской стороной. Наиболее важным для региональных экономик является инвестиционное сотрудничество, в которое вовлечена лишь часть французских регионов и субъектов РФ. Характерной особенностью такого сотрудничества является сосредоточение вложений обеих сторон преимущественно в столичных территориях России и Франции, а также территориальная узость инвестиционной активности в целом, что предопределяется инвестиционными стратегиями крупных российских и французских компаний. Отдельное внимание уделяется компаниям, имеющим наиболее географически диверсифицированную структуру. На уровне регионов анализируется опыт Калужской области как одного из активных участников российско-французских межтерриториальных отношений. Именно Калужская область переняла французский опыт регионального инновационного развития. В настоящее время Калужская область является одним из крупнейших реципиентов ПИИ французских компаний: их проекты сосредоточены в сфере маши-

построения, пищевой и химической промышленности, промышленности строительных материалов. Существующий уровень межтерриториального взаимодействия России и Франции позволяет говорить о перспективности этой формы отношений и ее дальнейшем развитии.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: межтерриториальное взаимодействие, Россия, Франция, инвестиционное сотрудничество регионов, прямые иностранные инвестиции (ПИИ)

DOI: 10.23932/2542- 0240-2018-11-1-139-154

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Четверикова А.С., Баронина Ю.А. (2018). Взаимодействие России и Франции: территориальный уровень. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 11 (1). 139-154. DOI: 10.23932/2542- 0240-2018-11-1-139-154

Статья подготовлена за счет гранта Российского научного фонда (проект №14-28-00097 «Оптимизация российских внешних инвестиционных связей в условиях ухудшения отношений с ЕС») в ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН.

Anna S. CHETVERIKOVA

Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences

23, ul. Profsoyuznaya, Moscow, Russian Federation, 117997 [email protected]

Yulia A. BARONINA

Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences

23, ul. Profsoyuznaya, Moscow, Russian Federation, 117997 [email protected]

Cooperation of Russia and France: Regional Level

ABSTRACT. The article is devoted to the analysis of the inter-territorial cooperation of Russia and France at the present stage. It is the cooperation at the level of individual territories that become one of the forms in which countries are interested in, and France is not an exception. Russian regions also seek to develop relationships with the French side though this direction of foreign economic activity is not a priority for them. Authors' attention is focused on those regions, which are the most involved in the investment ties between the two countries. Regional authorities play a

particular role in the development of inter-territorial economic cooperation that is reflected in the analysis of activities of the regional authorities of France and Russia in the direction of development of bilateral ties in crisis conditions. Forms and dynamics of cooperation are considered; prospects of Russian-French interregional ties in the current political and economic conditions is assessed. Russian regions with comprehensive cooperation with French side are given. Investment cooperation is the most important for regional economy and only a part of French regions and of the subjects

of the Russian Federation is involved. A characteristic feature of such cooperation is the concentration of investments of both countries mainly in the capital territories of France and Russia, as well as the territorial narrowness of investment activity in general that is predefined by the investment strategies of big Russian and French companies. Special attention is paid to the companies, which have the most geographically diversified structure. The experience of the Kaluga region as one of the active participants of the Russian-French inter-territorial cooperation is analyzed at regional level. Kaluga region in particular adopted French experience of regional innovation development. Nowadays Kaluga region is one of the biggest recipients of French companies' FDI. Their projects are concentrated in the field of mechanical engineering, food and chemical industry, and the construction materials industry. The existing level of inter-territorial cooperation between France and Russia allows us to say that this form of cooperation is perspective and will develop in the future.

KEYWORDS: inter-territorial cooperation, Russia, France, investment cooperation of regions, foreign direct investments

FOR CITATION: Chetverikova A.S., Baronina Y.A. (2018). Cooperation of Russia and France: regional level. Outlines of global transformations: politics, economics, law, 11 (1). 139-154. DOI: 10.23932/2542- 0240-2018-11-1-139-154

ACKNOWLEDGMENTS: The article was prepared at the expense of the grant of the Russian Science Foundation (Project No. 14-2800097 "Optimization of Russian foreign investment ties under deterioration of relations with the EU") at the Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences.

Те или иные аспекты взаимодействия регионов различных государств находились в центре внимания многих исследований, в том числе посвященных внешне-

экономическим связям стран в целом и их отдельных территорий, проблемам приграничного сотрудничества, а также изучению парадипломатии. Работы западных ученых по исследованию феномена парадипломатии, начиная с 1960-х годов, затрагивали вопросы взаимодействия регионов (в первую очередь федеративных государств) в политической плоскости с учетом историко-культурных связей, проблем идентичности. В современных работах взаимодействие территорий в рамках концепции парадипломатии отхватывают вопросы взаимодействия регионов развитых и развивающихся стран в сфере образования, инвестиционной и торговой деятельности, культурных связей (Lecours, 2002, 2008), вопросам пара-дипломатии в условиях существования интеграционных объединений (Aldecoa, Keating, 1999). Отдельные исследования посвящены вопросам имиджа, брэндов территорий (Parsquinelli, 2013), причинам внешнеполитической активности регионов, включая еврорегионы (Blatter et al., 2008, 2010). Однако западные исследования слабо охватывают российскую проблематику. В свою очередь российские ученые нечасто обращаются к пара-дипломатической концепции (Еремина, 2012; Яковлева, Левкин, 2014), а внешнеэкономические связи субъектов РФ рассматриваются либо на примере отдельных регионов (Бородавкина, 2009), либо опосредованно в рамках исследований внешних связей РФ в целом или ее отдельных территорий с некоторыми государствами (Масленников, 2015; Цзянь-пин, 2006). Взаимодействие России с другими странами мира на межрегиональном уровне являются скорее исключением и зачастую охватывают лишь некоторые аспекты межтерриториальных связей (Яковлева, Левкин, 2013; Ахмадули-на, Распопов, 2016). В рамках же данной работы предпринимается попытка заполнить существующий пробел в исследованиях межтерриториальных связей Рос-

сии и Франции, включающих как государственные, так и корпоративные межрегиональные отношения.

В данной работе под территориями авторами понимаются регионы и города. С учетом того, что существующие направления взаимодействия территорий включают достаточно обширную проблематику, начиная от экономического, политического и до научно-культурного и экологического сотрудничества, то авторы сосредоточили свое внимание на инвестиционном межтерриториальном сотрудничестве с учетом других форм взаимодействия (политические, культурные связи) для комплексной оценки существующих межтерриториальных отношений России и Франции.

Будучи важными внешнеэкономическими партнерами друг для друга (Кар-хова, Разлетаев, 2015, с. 87), Россия и Франция имеют перспективы дальнейшего сотрудничества даже в рамках современных политико-экономических условий. К одному из направлений углубления и расширения существующих отношений можно отнести межтерриториальное взаимодействие. Связи территориальных единиц России и Франции развиваются не одно десятилетие и охватывают не только сферу экономики, но и культуры, образования и ряд других направлений, однако в последние годы межтерриториальному взаимодействию уделяется отдельное внимание.

Межтерриториальное взаимодействие РФ и Франции

Отдельные контакты между регионами и городами двух стран начались еще в советский период. Наибо-

лее «простой» их формой стали побра-тимские отношения. В результате сейчас около 30 российских городов имеют подобные связи с французской стороной. Преимущественно побратим-ские связи наладили города из Европейской части России, исключение составляет Иркутск и Оренбург. Помимо указанных в табл. 1, города-побратимы во Франции имеют населенные пункты из Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской областей, республик Карелия, Марий Эл.

Налаживанию внеэкономических связей способствуют начинания как на уровне стран, так и на уровне отдельных регионов. Например, в 2017 г. в Иванове пройдет Год Франции. В то же время в 2016-2017 гг. проводится перекрестный Год культурного туризма России и Франции, включающий начинание по побратимству памятников. Продолжают развиваться связи и в сфере образования, науки. Экономические межтерриториальные отношения России и Франции иногда дополняют уже существующие связи в других сферах, однако комплексное межтерриториальное взаимодействие характерно преимущественно для субъектов РФ Европейской части.

В настоящее время около 50 субъектов РФ имеют отношения с отдельными французскими территориями, в то время как в конце 2000-х только 20 субъектов РФ имели договоренности о сотрудничестве с регионами Франции. Например, соглашения о сотрудничестве заключены между Орловской областью и регионом Шампань-Арденны1, Нижегородской областью и Юг-Пиренеи, Нов-

1 В таблицу включены 10 ведущих субъектов РФ по экспорту ПИИ во Францию и 10 ведущих получателей французских ПИИ. В результате совпадения ряда субъектов РФ (являясь одновременно получателем и экспортером ПИИ) общее число важнейших российских регионов составляет 13.

городской областью и Эльзасом, Калужской областью и Лимузеном, Томской областью и Лотарингией2. Количество же российских регионов, которые пошли на дальнейшее расширение международных связей за счет организации собственного зарубежного представительства, значительно меньше. Одним из наиболее активных субъектов РФ в представлении своих интересов на международной арене является Республика Татарстан, которая еще в 1994 г. созда-

ла свое представительство в Париже с целью развития сотрудничества в области торговли, инвестиций, туризма, научно-культурных связей. Среди других регионов, отличающихся активными инвестиционными связями с Францией (табл. 3), подобных представительств никто не имеет. Лишь Краснодарский край открыл европейское представительство, но оно расположено в соседней Италии. Французские регионы также неактивны в собственном продвиже-

Таблица 1. Важнейшие субъекты РФ для межтерриториального взаимодействия России и Франции3

Субъект РФ / Города-побратимы Соглашения с территориями Франции Посещение субъекта РФ французскими делегациями в 2016 г. Посещение делегацией субъекта РФ Франции в 2016 г.

Калужская область + + +

Краснодарский край / Геленджик - Ангулем (Новая Аквитания), Сочи - Ментона (Прованс-Альпы-Лазурный Берег), Туапсе - Ажен (Новая Аквитания) - + +

г. Москва / Валансьен (О-де-Франс), Париж (Иль-де-Франс) + + +

Московская обл. / Жуковский - Ле Бурже (Иль-де-Франс), Кашира - Эврё (Нормандия), Клин - Орли (Иль-де-Франс), Подольск - Сент-Уэнт (Иль-де-Франс), Серпухов - Бобиньи (Иль-де-Франс), Фрязино - Шампиньи-сюр-Марн (Иль-де-Франс) + + +

Нижегородская обл. / - + + +

Ростовская обл. / Ростов-на-Дону - Ле-Ман (Земли Луары) + + +

Самарская обл. / - + + +

г. Санкт-Петербург / Бордо (Новая Аквитания), Гавр (Нормандия), Лион (Овернь-Рона-Альпы), Ницца (Прованс-Альпы-Лазурный берег), Париж (Иль-де-Франс) + + -

Свердловская обл. / - + + +

Ставропольский край / Ставрополь / Безье (Окситания) + - +

Респ.Татарстан/ - + + +

Челябинская область Златоуст / Тьер (Овернь-Рона-Альпы) - + -

Ярославская обл. / Ярославль / Пуатье (Новая Аквитания) + + -

Источник: составлено авторами на основе официальных открытых источников.

2 В настоящее время (после недавней реформы по укрупнению французских регионов) Шампань-Арденны, Лотарингия и Эльзас сформировали единый регион Гранд-Эст, Юг-Пиренеи стал частью региона Окситания, Лимузен - Новая Аквитания.

3 Информация Посольства РФ во Франции. Ы^: http://france.mid.ru/web/france_fr/dialogue-politique-entre-la-russie-et-la-^апсе (Дата обращения: 01.08.2017).

нии в России путем открытия представительств. Например, в Москве имеет представительство регион Рона-Альпы, инициатором которого был комитет по туризму, а также Эльзас. Обсуждалось открытие представительства Лотарингии в российской столице, однако пока регион не реализовал эту инициативу.

Одним из важных событий в рамках укрепления российско-французского межтерриториального взаимодействия стало подписание в 2011 г. Соглашения между Правительством РФ и Правительством Франции о содействии сотрудничеству между территориальными образованиями России и Франции, вступившего в силу в начале 2012 г. Данное соглашение направлено на развитие связей в разнообразных сферах, включая возможность взаимодействия по реализации стратегий территориального развития, инвестиционной политики и по повышению инвестиционной активности в регионах4. Подписание данного документа, проведение форумов по международному сотрудничеству территориальных образований способствовали росту числа соглашений между территориями двух стран, активизации контактов и активности самих российских регионов в продвижении своих возможностей во Франции. Так, в 2014 г. в Лотарингии впервые состоялся форум «День России во французском регионе», нацеленный на стимулирование инвестиционной деятельности компаний Франции в субъектах РФ. В 2016 г. перед инвесторами в Париже состоялись презентации 8 регионов (Калужской, Кировской, Ленинградской, Нижегородской, Ростовской, Тюменской, Ульяновской областей и Краснодарского края), в делегации которых вошли губернаторы и члены реги-

ональных правительств. В свою очередь французские регионы тоже предпринимают попытки в налаживании дальнейшего сотрудничества: например, в 2016 г. в Москве прошла презентация региона Нормандия, а в рамках Первого Франко-российского бизнес-форума - «День регионального сотрудничества».

Результаты 2016 г. показали (табл. 1), что большинство российских территорий, вовлеченных в активное инвестиционное взаимодействие с Францией, продолжают поддерживать эти связи, организуя взаимные делегации. При этом многие из этих субъектов РФ уже имеют подписанные соглашения с территориальными образованиями Франции. В то же время стоит отметить, что Франция и ее регионы не являются лидирующим направлением внешнеэкономических связей регионов России, даже несмотря на их инвестиционную активность: анализируемые субъекты РФ чаще имели соглашения (иногда и несколько) с территориями стран Восточной Европы, Италии, Германии и Китая.

За пределами группы важнейших субъектов РФ для межтерриториального взаимодействия с Францией многие регионы, где расположены активы французских компаний, также поддерживают и стремятся расширять связи с французской стороной. Например, представители Новосибирской, Кировской и Тюменской областей, где расположены магазины «Леруа Мерлен» -одной из крупнейших французских компаний в РФ по размеру выручки, в 2016 г. посетили Францию и приняли у себя французские делегации. С другой стороны, есть субъекты РФ, получившие французские ПИИ, однако активно не стремящиеся к расширению этих

4 Министерство иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/ bilateral/page-68/44757 (Дата обращения: 01.08.2017).

связей. В частности, к таковым относится Белгородская область, где по результатам 2016 г. не было осуществлено официальных делегаций во Францию или приема французских представителей. Аналогичная ситуация с контактами на официальном уровне характерна и для Ямало-Ненецкого АО - лидера по ПИИ из Франции в 2015 г. по данным ЦБ РФ.

Инвестиционный аспект регионального сотрудничества

2016 г. стал годом «восстановления» для французских ПИИ в России. Рост накопленных ПИИ составил 44,1% (табл. 2), а объем накопленных ПИИ превысил уровень предкризисного 2013 г. Свою роль в этом играют и неэкономические факторы: бизнес-сообщество Франции единодушно выступало против антироссийских санкций в отличие, например, от немецкого, демонстрирующего более широкий спектр позиций по вопросу санкций. Напротив, российские накопленные ПИИ во Франции продолжили демонстрировать отрицательную динамику, хотя падение показателей и замедлилось: в 2016 г. спад накопленных ПИИ составил 0,4% на фоне 16,5% в 2015 г. Проблемы российской экономики, условия санкций, недостаток финансирования со стороны банковской сферы продолжают негативно сказываться на ПИИ из РФ. При этом француз-

ская сторона стремится привлекать как можно больше российских инвесторов в свою страну (Рипер, 2016, с. 11).

На региональном уровне инвестиционное сотрудничество затрагивает 3/5 субъектов РФ. При этом наибольшее число регионов вовлечены именно в инвестирование во Францию. На начало 2017 г. у 14 субъектов РФ накопленные ПИИ во Францию превысили 10 млн долл. (табл. 3). В совокупности они обеспечили около 95% всех российских накопленных ПИИ во Францию, продемонстрировав положительную динамику по сравнению с 2015 г.: рост составил 0,2%. По-видимому, корректнее говорить не о регионах как таковых, а о головных штаб-квартирах, локализованных в соответствующих субъектах РФ. Общим для регионов-лидеров по инвестированию во Францию является экономическая развитость, относительно благополучная социально-экономическая ситуация, большая численность населения (за редким исключением), расположенность в Европейской части, активность во внешнеэкономических связях в целом. Лидирующие позиции остаются за Москвой (79,9% всех ПИИ 14 регионов-инвесторов французской экономики и 76,1% российских инвестиций за 2016 г.), концентрирующей головные офисы многих российских компаний, что обеспечивает сохранение доминирования столицы в качестве тенденции межтерриториального взаимодействия в долгосрочной перспективе.

Таблица 2. Накопленные ПИИ России и Франции, млн долл. (на конец года)

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Накопленные ПИИ Франции в РФ 14 617 14 112 9 735 10 038 14 466

Накопленные ПИИ РФ во Франции 3 287 3 666 3 462 2 890 2 880

Источник: Центральный банк РФ. Ы^: http://www.cbr.ru (Дата обращения: 01.08.2017).

В совокупности остальные регионы с ненулевыми ПИИ во Франции представляют довольно разные по уровню социально-экономического развития, внешнеэкономическим связям, удаленности от самой Франции субъекты РФ. Так, к ним относятся такие разные субъекты РФ, как Чеченская Республика и Республика Башкортостан, Ивановская и Калужская области. 12 субъектов РФ расположены вне Европейской части. Кроме того, эта группа относительно динамична: низкий уровень инвестиционной активности субъектов РФ не обеспечивает им долгосрочный характер инвестиционных позиций. На начало 2017 г. у 11 субъектов РФ накопленные ПИИ во Францию находились на уровне 1 млн долл.

Фактор «столичности» играет основную роль в инвестировании регио-

нов Франции и РФ. В 2016 г. 38% российских инвестиций направлялось в столичный регион Иль-де-Франс, 25% - в регион Прованс-Альпы-Лазурный берег и менее 13% в каждый из регионов Новая Аквитания, Гранд-Эст и Окситания. В 2014-2015 гг. лидерство Иль-де-Франс было более ярко выражено: 58-60% российских ПИИ было направлено именно в этот регион. Инвесторов из РФ также привлекали Лотарингия (Гранд-Эст), Пу-ату-Шарант (Новая Аквитания), Рона-Альпы (Овернь-Рона-Альпы), Бретань, Бургундия-Франш-Конте. То есть преимущественно те регионы Франции, которые активно сотрудничают с субъектами РФ, имея в том числе и подписанные соглашения с российской стороной. При этом значимость российских вложений для этих французских регионов небольшая: 1-6% от общего числа проек-

Таблица 3. Накопленные ПИИ во Францию в разрезе субъектов РФ, млн долл.

Субъект РФ На 01.01.2015 г. На 01.01.2016 г. На 01.01.2017 г.

г. Москва 2 767 2 191 2 192

г. Санкт-Петербург 230 236 254

Свердловская обл. 63 63 64

Самарская обл. 50 49 48

Респ.Татарстан 31 31 30

Ярославская обл. 33 30 28

Краснодарский край 22 22 22

Нижегородская обл. 20 20 20

Ростовская обл. 18 18 18

Ставропольский край 6 26 16

Воронежская обл. 13 14 14

Красноярский край 14 14 14

Тюменская обл. 11 12 12

Новосибирская обл. 10 10 10

Итого по 14 субъектам РФ 3 288 2 736 2 742

Остальные субъекты РФ 174 154 138

Источник: Центральный банк РФ. URL: http://www.cbr.ru (Дата обращения: 01.08.2017).

тов отдельного региона. «Вторичность» ПИИ из России подтверждает и то, что РФ, например, не входит в число крупнейших инвесторов Иль-де-Франс - региона, аккумулирующего 13 тыс. иностранных компаний или около 27% всех зарубежных компаний Франции.

ПИИ РФ во Франции охватывают активы в различных секторах - от сферы услуг до тяжелой промышленности. Условно их можно разделить на две группы: одни целенаправленно направлялись во Францию, что предполагает учет и конкретного региона для инвестирования, другие - были осуществлены опосредованно, в результате приобретения других европейских активов, что не предполагает выбор региона для вложений. К подобным «опосредованным» российским ПИИ относится прокатный завод НЛМК в Страсбурге (Гранд-Эст), полученный российской компанией в совокупности с другими европейскими заводами в результате сделки с итальянской «Дюферко». Аналогичным образом «Ренова» после покупки швейцарской компании «Зуль-цер» стала владельцем завода по производству насосного оборудования в Иль-де-Франс. Напротив, Окситания была целенаправленно выбрана «Прогрессте-хом» для создания своего европейского офиса с учетом сотрудничества с «Эр-бас», регион Прованс-Альпы-Лазурный берег - «Лабораторией Касперского» еще в 2002 г. Одна из структур «Роснано» в 2014 г. купила металлургический завод в Гранд-Эсте. При покупке же крупных французских компаний ПИИ из РФ зачастую направлялись в Иль-де-Франс, где располагаются штаб-квартиры многих компаний Франции. Например, это относится к сделке «РЖД» по приобретению французского логистического оператора «Жефко».

Территориальная узость является характерной чертой и французского инвестирования в РФ. По мнению

французской стороны, участие французского бизнеса в России можно назвать основательным и разнообразным, при этом присутствие в регионах недостаточное (Клинова, 2012, с. 96). Данные ЦБ РФ и открытая информация по инвестиционным проектам французских компаний (Четверикова, 2017, сс. 134-137) позволяют выделить десятку наиболее привлекательных субъектов РФ для ПИИ из Франции:

- свыше 3 млрд долл. (г. Москва),

- 1-3 млрд долл. (Калужская область),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 0,1-0,99 млрд долл. (г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Краснодарский край, Московская, Нижегородская, Самарская, Свердловская, Челябинская области).

В число российских регионов, где французские ПИИ находятся в пределах 10-99 млн долл., входят, например, Новосибирская, Орловская, Тверская, Ульяновская области.

Тем самым лидирующие позиции сохраняет Москва, аккумулирующая значительную часть крупнейших ПИИ из Франции и только укрепившая свою роль из-за сокращения деятельности французских компаний, в первую очередь «Тоталь» в Ямало-Ненецком АО. Состав регионов-получателей подтверждает, что фактор «столично-сти» играет ключевую роль для французских инвесторов. За пределами Московской городской агломерации инвестиции вкладывались в экономически благополучные территории преимущественно Европейской части. Тем самым географическая структура французских инвестиций продолжает носить асимметричный характер, что было характерно для ПИИ из Франции и в конце 2010-х гг. (Павлова, 2011, с. 187). Результаты 2016 г. позволяют говорить и о том, что регионы России сохраняют привлекательность для французской стороны,

несмотря на условия санкций. При этом почти все субъекты РФ со значительными ПИИ из Франции имели те или иные соглашения/договора о сотрудничестве с французской стороной.

Одни из наиболее географически диверсифицированных структур имеют крупнейшие по выручке в РФ французские «Ашан» и «Леруа Мерлен». Сеть «Леруа Мерлен» насчитывает 62 магазина в 25 регионах, включая сибирские и дальневосточные (Хабаровский край, Омская, Новосибирская области и др.). Но несмотря на столь обширную территориальную структуру, почти треть магазинов «Леруа Мерлен» располагаются в Московской агломерации. Сеть «Ашан» в большей степени совпадает с основной полосой расселения в РФ: магазины, находящиеся в более чем 35 регионах, сосредоточены преимущественно в Европейской части с доминированием Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Самыми восточными подразделениями сети «Ашан» являются магазины Новосибирской и Кемеровской областей. Промышленные компании Франции отличаются большей узостью своих ПИИ, преимущественно ориентируясь на регионы Европейской части и Урала, иногда Сибири. Например, «Сен-Гобен» владеет заводами строительных материалов в Московской, Нижегородской, Свердловской, Тамбовской, Челябинской областях и Республике Татарстан. Ключевые заводы «Данон» также приурочены к основным потребителям (Кемеровская, Липецкая, Московская, Самарская, Свердловская, Тверская области). Фармацевтическая компания «Санофи» не стала исключением, открыв завод в Европейской части - в Орловской области. Стоит отметить, что, помимо центральных регионов, французские компании заин-

тересованы в субъектах РФ Урало-По-волжья, таких как Самарская область, где ПИИ из Франции вложены в различные подотрасли машиностроения, пищевую промышленность, торговлю5.

Тем не менее не всегда попытки властей по стимулированию межрегионального взаимодействия являются успешными. В начале 2000-х гг. Министерство экономики и финансов Франции в качестве приоритетных направлений инвестиционной деятельности выбрало несколько регионов, включая Архангельскую, Калининградскую, Мурманскую, Нижегородскую, Новгородскую, Новосибирскую, Ростовскую, Самарскую и Свердловскую области. Как показывают официальные данные, по прошествии лет лишь треть регионов стали такими приоритетными направлениями для ПИИ из Франции.

Статистика ЦБ РФ отражает лишь часть французского инвестирования в субъекты РФ, поскольку нередко информация приводится по нераспределенным «западноевропейским» ПИИ. Свою роль в этом играет и осуществление вложений через российские подразделения французских компаний. Одним из примеров активного российско-французского взаимодействия, практически не попадающего в официальную статистику, является Калужская область. На начало 2017 г., согласно ЦБ РФ, в регионе нет ПИИ из Франции, хотя нераспределенные западноевропейские ПИИ составляют 231 млн долл. (не факт, что эти инвестиции целиком принадлежат французским ТНК, а не инвесторам из Бенилюкса, Австрии либо Швейцарии, но это вряд ли германские ПИИ, которые зафиксированы в статистике ЦБ РФ отдельно - на уровне 539 млн долл.), а объемы вложений самой области во Францию составляют всего 2 млн долл.

5 См. подробнее о инвестиционном взаимодействии РФ и Франции, например, (Зверева 2014, с. 326-331).

Инвестиционные проекты французских компаний в Калужской области

Калужская область тесно сотрудничает с Францией на территориальном уровне. Несмотря на то, что у второго по величине города области и первого в стране наукограда Обнинска нет официальных побратимов во Франции, он имеет крепкие партнерские связи с двумя французскими городами. С Монпе-лье Обнинск связывает их общая специализация на медицине - оба города являются центрами фармацевтических кластеров. Более того, именно успешный опыт Монпелье в сфере регионального инновационного развития был заимствован и внедрен в Калужской области. В начале 2017 г. подписан договор, предусматривающий особые условия предоставления помещений для предпринимателей из города-партнера и обмен информацией об инвестиционных проектах. Тесные связи у Обнинска также с г. Лимож. Особенно важным аспектом в партнерстве этих городов выступает обмен опытом в образовательной сфере - между Колледжем технологий и услуг (Обнинск) и лицеем им. Жана Моне (Лимож) налажена программа стажировок для студентов. В 2015 г. состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Агентством инновационного развития Калужской области, Европейским керамическим кластером (г. Лимож) и Ассоциацией «Кластер авиационно-космических технологий полимерных композиционных материалов и конструкций Калужской области». С регионом Лимузен, административным центром которого был

г. Лимож до территориальной реформы, Калужская область также поддерживает связи: соглашение о сотрудничестве между Правительством Калужской области и Региональном советом Лимузе-на было подписано в 2004 г. и успешно функционирует до сих пор.

Калужская область выступает одним из крупнейших реципиентов ПИИ французских компаний и постоянным торговым партнером Франции. По данным, озвученным во время Петербургского международного экономического форума, внешнеторговый оборот региона с Францией в 2016 г. вырос более чем на 26% и составил 134 млн долл. или 3% от общего внешнеторгового оборота Калужской области. По сравнению с крупнейшим партнером региона - Германией, на которую в 2016 г. пришлось 26% от общего внешнеторгового оборота области, доля Франции не так велика, а прирост гораздо ниже. Товарооборот с Германией в 2016 г. составил 1242 млн долл., а годовой прирост - 48%.

За 10-15 лет Калужской области удалось создать крайне благоприятный инвестиционный климат для привлечения иностранных компаний, в том числе французских. С 1998 г. появился ряд региональных законов, касающихся условий ведения инвестиционной деятельности и особых льгот при уплате налогов на имущество и прибыль6. Для эффективной работы с существующими инвесторами и привлечения новых созданы «Корпорация развития Калужской области» и «Агентство регионального развития Калужской области». Основой привлечения инвестиций в регион стала идея создания индустриальных парков и предоставления партнерам не просто

6 Законы Калужской области от 16.12.1998 №31-03 «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Калужской области»; от 10.11.2003г. №263-03 «О налоге на имущество организаций»; от 29.12.2009г. №621-03 «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Калужской области».

участков земли, а полноценных площадок с необходимой инфраструктурой.

На начало 2017 г. на территории субъекта РФ успешно функционирует 6 промышленных предприятий, созданных за счет французской стороны, и еще два находятся в стадии строительства (табл. 4).

Значительная часть ПИИ в Калужскую область приходится на автомобильную промышленность. Крупнейшим инвестором отрасли выступает германский «Фольксваген Груп», в 2007 г. открывший завод по выпуску автомобилей, а в 2015 г. - по производ-

ству двигателей с объемом инвестиций 752 и 330 млн долл. соответственно. Предприятие является ведущим в промышленном комплексе Калужской области (на его долю в 2016 г. пришлось 16% объема промышленного производства в регионе7).

Автомобильный кластер, формируемый в области под контролем региональной администрации, привлек и французские компании по выпуску автомобилей и автокомпонентов. В 2010 г. в индустриальном парке «Росва» в эксплуатацию введено совместное предприятие французской «Пежо-Ситро-

Таблица 4. Инвестиционные проекты французских компаний в Калужской области

Компания Наименование выпускаемой продукции Год подписания инвестиционного соглашения Год ввода объекта в эксплуатацию Объем Количество инвестиций, рабочих млн долл. мест

ООО «Пежо Ситроен Мицубиси автомобили Рус» Легковые автомобили 2008 2010 663 2 600

ЗАО «Л'Ореаль» Косметические средства 2008 2010 37 300

ОАО «Лафарж цемент» Цемент 2009 2014 717 550

ООО «Форесия Аутомотив Девелопмент» Детали интерьера для автомобилей 2011 2012 39 150

ООО «Форесия а Аутомотив Девелопмент» Выхлопные системы для двигателей внутреннего сгорания 2011 2012 130

ООО «Порше современные материалы» Технический текстиль 2012 2012 3 30

ООО «Гран Летье» Традиционные французские сыры 2016 в стадии реализации 21 205

ООО «Тотал Восток» Автомобильные масла, смазочные материалы 2016 в стадии реализации 50 50

Источник: Инвестиционный портал Калужской области. URL: http://investkaluga.com (Дата обращения: 01.08.2017).

7 Информация Инвестиционного портала Калужской области. URL: http://investkaluga.com/o-kaluzhskoy-oblasti/ekonomicheskie-pokazateli/promyshlennost--regiona/ (Дата обращения: 01.08.2017).

ен» (70%) и японской «Мицубиси Моторс» (30%). СП отличается гораздо более скромными объемами выпуска автомобильной продукции, чем «Фольксваген», и занимает четвертое место в регионе с долей в объеме промышленного производства в 3,1%. В условиях снижения спроса на автомобильном рынке РФ с целью оптимизации производства руководство СП вынуждено сокращать количество рабочих смен, менять условия трудовых отношений и даже приостанавливать выпуск продукции. Простой конвейера в июне 2017 г. связан с реорганизацией производственного оборудования, что позволит начать выпуск более популярных легких коммерческих автомобилей марок «Пежо» и «Ситроен»8. Тем самым, компании приходится постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям с целью продолжения инвестиционного проекта.

В кризисных условиях последних лет инвесторы из Франции не только сохраняют свою деятельность в регионе, но и вкладывают средства в ее расширение. В 2016 г. «Л'Ореаль» начала вторую фазу своего инвестиционного плана в Калужской области, подписав соглашение о дополнительном инвестировании 41,2 млн долл., что позволит увеличить мощность ее предприятия почти в 2 раза9.

Режим продуктового эмбарго, действующий в отношении стран Евросоюза с 2014 г., поспособствовал тому, что французская «Гран Летье» начнет производство в России. В мае 2016 г. между Правительством Калужской области и «Гран Летье» подписано соглашение о создании предприятия по переработке

молока и производству мягких сыров общей стоимостью 21,4 млн долл.10.

Запуск еще одного завода, строящегося за счет французских инвестиций, намечен на 2018 г. Дочернее предприятие «Тоталь» - «Тотал Восток» начнет производство автомобильных масел и смазочных материалов в индустриальном парке «Ворсино». Планируется, что выпускаемая продукция позволит удовлетворить внутренний спрос и обеспечить поставки в Белоруссию и страны Центральной Азии.

Инвесторы из Франции не только реализуют свои проекты, но и участвуют в решении социально-экономических проблем Калужской области. Например, «Лафарж» в 2011 г. выделила 15,5 млн долл. на ремонт и прокладку дорог в Ферзиковском районе. Более того, компания регулярно направляет средства на социальные и природоохранные программы.

***

Несмотря на текущие политико-экономические условия, 2016 г. стал периодом положительных перемен в сотрудничестве Россия-Франция: продолжились контакты сторон, вырос объем французских инвестиций, сократилось падение российских вложений. Такой благоприятный фон российско-французских отношений сказался и на межтерриториальном взаимодействии: продолжают предприниматься попытки с обеих сторон по активизации такого вида сотрудничества. Большое число субъектов РФ проявляют заинтересованность в налаживании связей с французской стороной, хотя для многих это

8 Ведомости. 05.06.2017. URL: https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2017/06/05/692982-kaluzhskii-psa-group (Дата обращения: 01.08.2017).

9 Инвестиционный портал Калужской области. 18.03.2016. URL: http://investkaluga.com/media/news/v-kaluzhskom-vorsino-kompaniya-loreal-naraschivaet-moschnosti/ (Дата обращения: 01.08.2017).

10 Официальный портал органов власти Калужской области. 09.02.2017. URL: http://admoblkaluga.ru/sub/municip/mun/mo2/ iznoski/polozhenie_iznoski_2015.php (Дата обращения: 01.08.2017).

европейское направление не является приоритетным. В наибольшей степени в межтерриториальное сотрудничество вовлечены регионы с высоким уровнем социально-экономического развития, емким внутренним рынком, нацеленные на привлечение иностранных инвесторов в целом. Свою роль играет и территориальная близость к Франции и фактор «столичности», который зачастую проявляется при реализации ПИИ. Дол-госрочность уже существующего межтерриториального взаимодействия обеспечивает его комплексность: регионы, активно вовлеченные в инвестиционное сотрудничество, зачастую поддерживают связи в других сферах (культура, образование и пр.). Текущая ситуация в российско-французском межтерриториальном сотрудничестве позволяет говорить о том, что этот вид связей имеет дальнейшие перспективы для развития.

Список литературы

Ахмадилина Т.В., Распопов В.М. (2016). Перспективные направления развития торгово-экономического и инвестиционного регионального сотрудничества России и Бразилии. Современные научные исследования и инновации, 7 (63). 172-177.

Бородавкина Н.Ю. (2009). Регулирование международных и внешнеэкономических связей на региональном уровне. Вестник Российского государственного университета им. И. Канта, (3). 40-49.

Еремина Н.В. (2012). Парадиплома-тия: новый голос регионов в современном дипломатическом концерте? Мировая экономика и международные отношения, (6). 42-51.

Зверева Т.В. (2014). Внешняя политика современной Франции. Москва: Канон+РООИ «Реабилитация». 344.

Кархова И.Ю., Разлетаев А.В. (2015).

Современное состояние и перспективы развития торгово-экономических отношений России и Франции. Российский внешнеэкономический вестник. (11). 86-99.

Клинова М.В. (2012). Франция и модернизация российской экономики: государственно-частное инвестиционное сотрудничество. Современная Европа, 2 (50). 95-108.

Масленников М.И. (2015). Приоритеты развития внешнеэкономических связей регионов Урала со странами БРИКС. Экономика региона, 2 (42). 95-112.

Павлова В.С. (2011). Инвестиционные отношения Франции и России: эволюция, проблемы и перспективы развития. Социально-экономические явления и процессы, (5-6). 185-188.

Рипер Ж.-М. (2016). Современная Франция в международных отношениях. Кузнецов А.В., Клинова М.В., Кудрявцев А.К., Тимофеев П.П. (ред.). Франция на пороге перемен: экономика и политика в начале ХХI века. Москва: ИМЭМО РАН. 10-15.

Цзяньпин И. (2006). Региональное сотрудничество между Китаем и Россией: состояние и тенденции развития. Пространственная экономика, (1). 87-98.

Четверикова А.С. (2017). Инвестиционное сотрудничество России и Франции: влияние санкций. Проблемы прогнозирования, (2). 131-140.

Яковлева Н.В., Левкин И.М. (2014). Особенности трансграничного регионального сотрудничества в форме па-радипломатии. Управленческое консультирование, 4 (64). 14-22.

Яковлева Н.В., Левкин И.М. (2013). Особенности трансграничного регионального сотрудничества в форме па-радипломатии. Российское предпринимательство, 22 (244). 106-113.

Aldecoa F., Keating M.J. (eds.). (1999). Paradiplomacy in Action: The Foreign Relations of Subnational Governments. London: Frank Cass & Co. 232.

Blatter J. et al. (2010). Preconditions for foreign activities of European regions: tracing causal configurations of economic, cultural, and political strategies. The Journal of Federalism, 40 (1). 171-199. DOI: 10.1093/publius/pjp024

Blatter J. et al. (2008). The foreign relations of European regions: competences and strategies. West European Politics, 3 (3). 464-490. DOI: 10.1080/ 01402380801939743

Lecours A. (2008). Political issues of paradiplomacy: lessons from the developed world. 22. URL:https://www.clingendael. org/sites/default/files/pdfs/20081217_cd-sp_diplomacy_paper_paradiplomacy.pdf (Accessed: 01.08.2017)

Lecours A. (2002). Paradiplomacy: reflections on the foreign policy and international relations of regions. International negotiation, 7. (1). 91-114. DOI: 10.1163/157180602401262456

Paris Region key figures. (2017). 36. URL: https:// investparisregion.eu/sites/de-fault/files/paris_region_key_figures_2017_ bd_0.pdf. (Accessed: 01.08.2017)

Parsquinelli C. (2013). Competition, cooperation and co-operation: unfolding the process of inter-territorial branding. Urban research&practice, 6 (1). 1-18. DOI: 10.1080/17535069.2012.727579

The international development of the French economy. 2016 Annual report: foreign investment in France. (2016). 213. URL: http://en.businessfrance.fr/discover-france/international-development-of-the-french-economy (Accessed: 01.08.2017)

References

Akhmadulina T.V., Raspopov V.M. (2016). Perspective directions of trade and economic and investment regional cooperation of Russia and Brazil. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii, 7 (63). 172-177.

Aldecoa F., Keating M.J. (eds.). (1999). Paradiplomacy in Action: The Foreign Re-

lations of Subnational Governments. London: Frank Cass & Co. 232.

Blatter J. et al. (2008). The foreign relations of European regions: competences and strategies. West European Politics, 3 (3). 464-490. DOI: 10.1080/01402380801939743

Blatter J. et al. (2010). Preconditions for foreign activities of European regions: tracing causal configurations of economic, cultural, and political strategies. The Journal of Federalism, 40 (1). 171-199. DOI: 10.1093/publius/pjp024

Borodavkina N.Yu. (2009). Regulation trends of international cooperation at the regional level. Vestnik Rossiiskogo gosu-darstvennogo universiteta im. I. Kanta, (3). 40-49.

Chetverikova A.S. (2017). Investment cooperation of Russia and France: influence of sanction. Problemy prognozirovani-ya, (2). 131-140.

Eremina N.V. (2012). Paradiploma-cy: the new voice of regions in a modern diplomatic concert? Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, (6). 42-51.

Karkhova I.Yu., Razletaev A.V. (2015). Russia and France: current state and prospects for development of trade and economic relations. Rossiiskii vneshneeko-nomicheskii vestnik. (11). 86-99.

Klinova M.V. (2012). France and the modernization of The Russian economy: public-private investment cooperation. Sovremennaya Evropa, 2 (50). 95-108.

Lecours A. (2002). Paradiplomacy: reflections on the foreign policy and international relations of regions. International negotiation, 7. (1). 91-114. DOI: 10.1163/157180602401262456

Lecours A. (2008). Political issues of paradiplomacy: lessons from the developed world. 22. URL:https://www.clingendael. org/sites/default/files/pdfs/20081217_cd-sp_diplomacy_paper_paradiplomacy.pdf (Accessed: 01.08.2017)

Maslennikov M.I. (2015). Problems of foreign economic relations development

of Ural regions with BRICS countries. Eko-nomika regiona, 2 (42). 95-112.

Paris Region key figures. (2017). 36. URL: https:// investparisregion.eu/sites/de-fault/files/paris_region_key_figures_2017_ bd_0.pdf. (Accessed: 01.08.2017)

Parsquinelli C. (2013). Competition, cooperation and co-operation: unfolding the process of inter-territorial branding. Urban research&practice, 6 (1). 1-18. DOI: 10.1080/17535069.2012.727579

Pavlova V.S. (2011). Investment relation of France and Russia: evolution, problems and perspectives of development. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya iprotsessy, (5-6). 185-188.

Riper Z.-M. (2016). Modern France in international relations. Kuznetsov A.V., Klinova M.V., Kudryavtsev A.K., Timofeev P.P. (eds.). France on the eve of changes: economy and politics at the beginning of XXI century. Moskva: IMEMO. 10-157

Информация об авторах

Анна Сергеевна Четверикова, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук

117997, Российская Федерация, Москва, Профсоюзная ул., 23 [email protected].

Юлия Алексеевна Баронина, младший научный сотрудник, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук

117997, Российская Федерация, Москва, Профсоюзная ул., 23 [email protected]

The international development of the French economy. 2016 Annual report: foreign investment in France. (2016). 213. URL: http://en.businessfrance.fr/discover-france/international-development-of-the-french-economy (Accessed: 01.08.2017)

Tszyan'pin I. (2006). Regional cooperation between China and Russia: state and development trends. Prostranstvennaya ekonomika, (1). 87-98.

Yakovleva N.V., Levkin I.M. (2013). Characteristics of cooperation between Germany and Russia in the context of para-diplomacy. Rossiiskoe predprinimatelstvo, 22 (244). 106-113.

Yakovleva N.V., Levkin I.M. (2014). Peculiar properties of trans-border regional cooperation in form of paradiplomacy. Uprav-lencheskoe konsul'tirovanie, 4 (64). 14-22.

Zvereva T.V. (2014). Foreign policy of modern France. Moskva: Kanon+ROOI, "Reabilitazia". 344.

About the Authors

Anna S. Chetverikova, Cand. Sci. (Econ.), Senior Researcher, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences

23, ul. Profsoyuznaya, Moscow, Russian Federation, 117997 [email protected].

Yulia A. Baronina, Junior Researcher, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23, ul. Profsoyuznaya, Moscow, Russian Federation, 117997 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.