Научная статья на тему 'Особенности развития гастрономического туризма в Приморском крае'

Особенности развития гастрономического туризма в Приморском крае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1685
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ БРЕНД / ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ / КУЛИНАРИЯ / МОРСКИЕ ДЕЛИКАТЕСЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ / СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ / GASTRONOMIC BRAND / GASTRONOMIC TOURISM / GASTRONOMIC FESTIVAL / COOKING / SEA DELICACIES / NATIONAL CUISINE / RURAL TOURISM / RESTAURANT BUSINESS / ETHNOGRAPHIC TOURISM / THE ECONOMY OF IMPRESSIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Локша Анна Владимировна, Петрова Нина Ивановна

Введение: своеобразная региональная кухня является особым туристским ресурсом территории, позволяющим создавать новые туристские продукты, и способствует увеличению притока туристов. Гастрономический туризм соответствует тенденциям запросов современного общества, в котором потребности, сформированные под воздействием «экономики товаров и услуг», дополняются влиянием «экономики впечатлений», направленной, прежде всего, на эмоции и ощущения потребителя. Впечатления обретают потребительную ценность и становятся самостоятельным продуктом, объектом купли-продажи. Гастрономический туризм служит поддержкой местных хозяйств и производителей продовольственных товаров, способствует продвижению пищевых продуктов высокого качества и экологической безопасности местных производителей. Материалы и методы: в статье были использованы официальные статистические данные относительно развития туризма в Приморском крае, аналитические данные о состоянии объектов ресторанного бизнеса, действующие нормативно-правовые документы. Проведенное исследование опиралось, преимущественно, на использование методов теоретического анализа, абстрактно-логических методов, анализа статистических данных, экспертных оценок, а также методы сравнительного анализа. Результаты: приводятся количественные и качественные параметры развития гастрономического туризма в Приморском крае. Рассмотрены предпосылки и условия формирования уникального гастрономического бренда региона. Гастрономический бренд Приморского края «Pacific Russia Food» это прежде всего уникальное сочетание даров моря и тайги. Обсуждение: мало найти уникальные продукты для формирования кулинарного бренда территории, важно еще уметь правильно продвинуть этот бренд. В статье рассматриваются основные мероприятия, способствующие продвижению гастрономического бренда региона. Заключение: со значительным ростом потока въездного туризма в Приморский край не только значительно возросло количество объектов общественного питания, но и вырос спрос на основные ингредиенты, составляющие краевой бренд гастрономического туризма. Для устранения препятствий на пути развития гастрономического туризма в крае необходимо использовать системный подход, особенно в сфере организации поставки продуктов. Требуется усилить поддержку малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Локша Анна Владимировна, Петрова Нина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT GASTRONOMIC TOURISM IN PRIMORSKY KRAI

Introduction: a kind of regional cuisine is a special tourist resource of the territory, allowing creating new tourist products and contributes to the increase in the influx of tourists. Gastronomic tourism corresponds to the tendencies of modern society's demands in which the needs formed under the effect of «the economy of goods and services» are supplemented with «the economy of impressions», focused primarily on the emotions and sensations of the consumer. Impressions acquire consumer value and become an independent product, an object of purchase and sale. Gastronomic tourism serves the support of local farms and food producers, contributes to the promotion of high quality and environmental safety of local producers. Materials and methods: official statistical data on the development of tourism in Primorsky Krai, analytical data on the status of the restaurant business objects, and current regulatory and legal documents were used in the article. The research was based mainly on the use of methods of theoretical analysis, abstract-logical methods, analysis of statistical data, expert assessments, and comparative analysis. Results: Quantitative and qualitative parameters of the development of gastronomic tourism in Primorsky Krai are given. The prerequisites and conditions for the formation of a unique gastronomic brand of the region are considered. Gastronomic brand of the Primorsky Territory Pacific Russia Food is first and foremost a unique combination of seafood and taiga. Discussion: it is not enough to find unique products for the formation of the culinary brand of the territory, it is important to be able to properly promote this brand. The article examines the main activities that promote the gastronomic brand of the region. Conclusion: with a significant increase in inbound tourism to Primorsky Krai, not only has the number of public catering facilities increased significantly, but demand for the main ingredients that make up the edge brand of gastronomic tourism has also grown. To eliminate obstacles to gastronomic tourism in the region, it is necessary to use a systematic approach, especially in the field of organization of food suppliers. It requires strengthening support for small businesses.

Текст научной работы на тему «Особенности развития гастрономического туризма в Приморском крае»

dvuh tomah [Actual problems of modern science. V international scientific-practical conference: in two volumes], 2016.pp. 132-137.

13. Yarosh N. N. Istoricheskie aspekty formirovaniya sistemy upravleniya gorodskim hozyajstvom [Historical aspects of urban management system formation], Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the Russian state humanitarian University], 2013. No. 6 (107). pp. 115-123.

14. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal state statistics service], [Elektronnyj resurs]. Available at: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (Accessed 20.11.2018 g.).

15. Vlasenko I. A. Istoriografiya istorii zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva Rossii v XX veke [Historiography of the history of housing and communal services of Russia in the XX century], Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta [Vector of science of Togliatti state University], 2011. No. 3 (17). pp. 121-124.

16. Ulicy goroda Gor'kogo [The streets of the city of Gorky], Sost. Pelevina T. I. Volgo-Vyatskoe kn. izd., 1972.168 p.

17. Smirnov D. N. Ocherki zhizni i byta nizhegorodcev XVII-XVIII vekov [Sketches of life and life of Nizhny Novgorod XVII-XVIII centuries], Volgo-Vyatskoe kn. izd., 1971. 352 p.

18. Makarov D. V., Zajtseva I. A., Andreeva O. R., Celoval'nikova N. V., Ostryakova Yu. E. Istoricheskie aspekty razvitiya zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva v Rossii (XVII-XXI vv.) [Historical aspects of the development of housing and communal services in Russia (XVII-XXI centuries)], FGBOU VO IVGPU. Ivanovo : LISTOS, 2015.80 p.

19. Zhurnal Ministerstva Putej Soobshcheniya [Journal Of The Ministry Of Railways], No. 1. 1905. [Elektronnyj resurs]. Available at: http://p-projector.com/istoriya-vodosnabzheniya-i-kanalizacii-nizhnego-novgoroda-statya-1905-goda/ (Accessed 10.10.2018 g.).

20. Kulikov V. M., Shajhiev V. V. Perevod predpriyatij zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva s voenno-kommunisticheskih metodov upravleniya na principy NEHPA (1920-1928 gg.) [Transfer of the enterprises of housing and communal services from military-Communist methods of management to the principles of NEP (1920-1928)], Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [News of the Ural state economic University], 2004. No. 8. pp. 116-123.

Submitted 8.10.2018; revised 6.11.2018.

About the author:

Natalia I. Sutyagina, Ph. D. (Economics), associate professor, the head of the chair «Physics and mathematics»

Address: Nizhniy Novgorod state engineering-economic university, 606340, Russia, Knyaginino,

Oktyabrskaya Str., 22a

E-mail: [email protected]

Spin-code: 4164-9500

Author have read and approved the final manuscript.

08.00.05 УДК: 338.4

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

© 2018

Анна Владимировна Локша, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Международный маркетинг и торговля» Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток (Россия) Нина Ивановна Петрова, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Языковая подготовка» Морского государственного университета имени Г. И. Невельского, г. Владивосток (Россия)

Аннотация

Введение: своеобразная региональная кухня является особым туристским ресурсом территории, позволяющим создавать новые туристские продукты, и способствует увеличению притока туристов. Гастрономический туризм соответствует тенденциям запросов современного общества, в котором потребности, сформированные

под воздействием «экономики товаров и услуг», дополняются влиянием «экономики впечатлений», направленной, прежде всего, на эмоции и ощущения потребителя. Впечатления обретают потребительную ценность и становятся самостоятельным продуктом, объектом купли-продажи. Гастрономический туризм служит поддержкой местных хозяйств и производителей продовольственных товаров, способствует продвижению пищевых продуктов высокого качества и экологической безопасности местных производителей. Материалы и методы: в статье были использованы официальные статистические данные относительно развития туризма в Приморском крае, аналитические данные о состоянии объектов ресторанного бизнеса, действующие нормативно-правовые документы. Проведенное исследование опиралось, преимущественно, на использование методов теоретического анализа, абстрактно-логических методов, анализа статистических данных, экспертных оценок, а также методы сравнительного анализа.

Результаты: приводятся количественные и качественные параметры развития гастрономического туризма в Приморском крае. Рассмотрены предпосылки и условия формирования уникального гастрономического бренда региона. Гастрономический бренд Приморского края «Pacific Russia Food» - это прежде всего уникальное сочетание даров моря и тайги.

Обсуждение: мало найти уникальные продукты для формирования кулинарного бренда территории, важно еще уметь правильно продвинуть этот бренд. В статье рассматриваются основные мероприятия, способствующие продвижению гастрономического бренда региона.

Заключение: со значительным ростом потока въездного туризма в Приморский край не только значительно возросло количество объектов общественного питания, но и вырос спрос на основные ингредиенты, составляющие краевой бренд гастрономического туризма. Для устранения препятствий на пути развития гастрономического туризма в крае необходимо использовать системный подход, особенно в сфере организации поставки продуктов. Требуется усилить поддержку малого бизнеса.

Ключевые слова: гастрономический бренд, гастрономический туризм, гастрономический фестиваль, кулинария, морские деликатесы, национальная кухня, сельский туризм, ресторанный бизнес, этнографический туризм, экономика впечатлений.

Для цитирования: Локша А. В., Петрова Н. И. Особенности развития гастрономического туризма в Приморском крае // Вестник НГИЭИ. 2018. № 12 (91). С. 58-68.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT GASTRONOMIC TOURISM IN PRIMORSKY KRAI

© 2018

Anna Vladimirovna Loksha, Ph. D. (Philology), associate professor of the chair «International Marketing and Trade»

Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok (Russia) Nina Ivanovna Petrova, Ph. D. (Philology), associate professor of the chair «Language Training» Maritime State University named after G. I. Nevelskogo, Vladivostok (Russia)

Abstract

Introduction: a kind of regional cuisine is a special tourist resource of the territory, allowing creating new tourist products and contributes to the increase in the influx of tourists. Gastronomic tourism corresponds to the tendencies of modern society's demands in which the needs formed under the effect of «the economy of goods and services» are supplemented with «the economy of impressions», focused primarily on the emotions and sensations of the consumer. Impressions acquire consumer value and become an independent product, an object of purchase and sale. Gastronomic tourism serves the support of local farms and food producers, contributes to the promotion of high quality and environmental safety of local producers.

Materials and methods: official statistical data on the development of tourism in Primorsky Krai, analytical data on the status of the restaurant business objects, and current regulatory and legal documents were used in the article. The research was based mainly on the use of methods of theoretical analysis, abstract-logical methods, analysis of statistical data, expert assessments, and comparative analysis.

Results: Quantitative and qualitative parameters of the development of gastronomic tourism in Primorsky Krai are given. The prerequisites and conditions for the formation of a unique gastronomic brand of the region are considered. Gastronomic brand of the Primorsky Territory Pacific Russia Food is first and foremost a unique combination of seafood and taiga.

Discussion: it is not enough to find unique products for the formation of the culinary brand of the territory, it is important to be able to properly promote this brand. The article examines the main activities that promote the gastronomic brand of the region.

Conclusion: with a significant increase in inbound tourism to Primorsky Krai, not only has the number of public catering facilities increased significantly, but demand for the main ingredients that make up the edge brand of gastronomic tourism has also grown. To eliminate obstacles to gastronomic tourism in the region, it is necessary to use a systematic approach, especially in the field of organization of food suppliers. It requires strengthening support for small businesses.

Keywords: gastronomic brand, gastronomic tourism, gastronomic festival, cooking, sea delicacies, national cuisine, rural tourism, restaurant business, ethnographic tourism, the economy of impressions.

For citation: Loksha A. V., Petrova N. I. Features of the development gastronomic tourism in Primorsky Krai // Bulletin NGIEI. 2018. № 12 (91). P. 58-68.

Введение

Гастрономический, или кулинарный, туризм является в той или иной степени составляющим элементом всех туров. Затраты туристов на питание и напитки составляют около 25 % расходов на туристское путешествие. Хотя этот вид туризма известен со времен зарождения мирового туризма, он был выделен Всемирной туристской организацией UNWTO в отдельную отрасль лишь в 2015 году. В одном из отчетов UNWTO опубликованы результаты опросов представителей туристских организаций 156 стран, которые подтверждают высокую значимость гастрономического туризма. По мнению 88,2 % респондентов, гастрономический туризм является стратегическим элементом туристской индустрии их страны. Развитие гастрономического туризма в развитых странах характеризует развитие ресторанного бизнеса (рис. 1).

И Лгшатско-Тихоокеагажий репюп / Asian-Pacific area □ CHIA/USA ЕЗ Европа / Europe

Рис. 1. Сегментация ресторанного рынка мира Fig. 1. Segmentation of the world restaurant market

Отмечая важность кулинарного туризма, это направление в настоящее время признано ЮНЕСКО в качестве нематериального наследия человечества.

Во время путешествий туристы познают другие культуры через приобщение к местной кухне.

Ведущей организацией в сфере продвижения мирового гастрономического туризма является Всемирная ассоциация по гастрономическому туризму (World Food Travel Association - WFTA). Кроме просветительской работы, одним из направлений деятельности этой организации является исследование экономической составляющей результатов гастрономического туризма. В нашей стране с 2015 года действует национальная Ассоциация гастрономического туризма России (АГТР). Основной целью организации является формирование особого, узнаваемого во всем мире, гастрономического имиджа России. АГТР осуществляет информационную поддержку при разработке инновационных бизнес-моделей гастрономического туризма в регионах России.

Своеобразная региональная кухня является особым туристским ресурсом территории, позволяющим создавать новые туристские продукты, и способствует увеличению притока туристов.

Гастрономический туризм соответствует тенденциям запросов современного общества, в котором потребности, сформированные под воздействием «экономики товаров и услуг», дополняются «экономикой впечатлений», направленной, прежде всего, на эмоции и ощущения потребителя. Впечатления обретают потребительскую ценность и становятся самостоятельным продуктом, объектом купли-продажи.

Гастрономический туризм служит поддержкой местных хозяйств и производителей продовольственных товаров, а также способствует продвижению пищевых продуктов высокого качества и экологической безопасности местных производителей.

Материалы и методы

Формирование нового взгляда на гастрономический туризм потребовало теоретического осмысления проблемы и системного подхода к оценке

перспектив развития гастрономического туризма в различных регионах. Поэтому в последние годы появилось значительное количество публикаций, посвященных этому направлению туризма. Теоретические вопросы гастрономического туризма рассматриваются в работах [1; 2]. В работах [3; 5] определены ресурсы, объекты, специфические особенности гастрономического туризма. Наибольшее количество публикаций по данной проблеме посвящено особенностям и специфике развития гастрономического туризма в регионах. В качестве примеров таких работ можно привести работы [6; 7; 8; 9]. Для Приморского края важно отношение к гастрономическому туризму в приграничных государствах. Конкурентное позиционирование предложения территориального туристского продукта в СевероВосточной Азии рассмотрено в работах [10; 11]. Проблема гастрономического туризма в странах Северо-Восточной Азии обсуждается, например, в таких публикациях зарубежных авторов, как [12; 13; 14]. Брендинг территории - это стратегия повышения его конкурентоспособности. Многие регионы целенаправленно конструируют собственное лицо гастрономического туризма, рассматривая его как важный компонент туристского бренда территории. В работах [15; 16; 17; 18; 19] рассмотрены различные методологические подходы к формированию узнаваемого бренда территории на основе развития гастрономического туризма. Продвижение территории на основе собственного бренда позволяет не только увеличить туристский поток, но и способствует формированию благоприятного инвестиционного климата [20].

Основными составляющими гастрономического бренда региона являются:

- местные ингредиенты, используемые в региональной кухне;

- уникальные кулинарные рецепты, особые способы приготовления блюд (ноу-хау);

- экологически чистые продукты местных производителей;

- развитые продовольственные рынки и пищевая промышленность;

- развитая сеть ресторанов и других предприятий питания;

- заинтересованное гастрономическое сообщество, выступающее единым фронтом;

- гастрономические фестивали, награды, конкурсы;

- уважительное отношение к природным ресурсам и окружающей среде;

- наличие образовательных структур по подготовке кулинаров.

Для успеха регионального бренда региональной кухни необходима эффективная рекламная компания.

В статье были использованы официальные статистические данные относительно развития туризма в Приморском крае, аналитические данные о состоянии объектов ресторанного бизнеса, действующие нормативно-правовые документы. Проведенное исследование опиралось, преимущественно, на использование методов теоретического анализа, абстрактно-логических методов, анализа статистических данных, экспертных оценок, а также методов сравнительного анализа.

Результаты

В Приморском крае сложились все условия для формирования уникального гастрономического бренда. Одним из главных факторов, обусловивших необходимость создания собственного гастрономического бренда, является значительный рост туристского потока в крае за последние годы. Так в 2017 году Приморский край принял более 4 миллионов российских и иностранных туристов. Более 640 тысяч составили иностранные граждане и около 3,5 миллионов - российские туристы. По сравнению с 2016 годом, этот показатель вырос более чем на треть. По итогам 2017 года налоговые отчисления туристских организаций в бюджет края превысили один миллиард рублей. И не один из туристов, посетивших Приморский край, не уделил определенного внимания местной кухне, унося с собой запоминающиеся впечатления.

Становление уникальной приморской кухни происходило под влиянием многих факторов.

Во-первых, многочисленные переселенцы из других регионов вносили свой определенный вклад. Со временем в крае формировались некоторые национальные диаспоры, которые и вдали от родных мест хотели посещать рестораны, ориентированные на определенные национальные блюда. Первым рестораном национальной кухни по праву можно считать ресторан грузинской национальной кухни «Арагви», который открылся в 1950 году в историческом центре города Владивостока. Для города, отметившего свою 158 годовщину, это немало. Настоящий бум открытия ресторанов и кафе с национальной кухней бывших национальных республик Советского Союза пришелся на 90-е годы прошлого века и продолжился в нулевые. Это такие рестораны, как «Арарат», «Ереван», «Чайхана Хлопок» и многие другие.

Во-вторых, большое влияние на становление особой приморской кухни оказали кухни соседних стран. Вначале моряки, а затем и туристы приобща-

лись к особой традиционной кухне стран СевероВосточной и Юго-Восточной Азии. В связи с этим в городе Владивостоке появились многочисленные рестораны китайской, корейской и японской кухни различного уровня. В течение более десяти лет приморцы так часто посещали приграничные города Китая, что китайская кухня для них стала чуть ли не родной. Наиболее продвинутые рестораны стали обслуживать туристов из сопредельных стран. В силу определенных пристрастий многие туристы из соседних стран и во время путешествия предпочитают придерживаться национальных традиций в питании. Привычка приморцев постоянно искать новые гастрономические впечатления была подхвачена рестораторами города. Это вызвало появление ресторанов с рецептами блюд из дальних стран. К примеру, ресторан мексиканской кухни «Burritos» или ресторан в итальянском стиле «Limoncello» и многие другие.

В-третьих, рыбаки рыбодобывающего флота внесли тоже свой вклад в кулинарное разнообразие кухни Приморского края. Обилие рыбы и морепродуктов в приловах побудили судовых коков к поис-

ку новых интересных рецептов. При изобилии морепродуктов и стремлении разнообразить стол рыбаков пробуждали фантазию поваров. Мало кто слышал в средней полосе России про такие блюда, как плов с кальмаром, пироги с красной рыбой, пельмени с трубачом, борщ с морской капустой. Затем многие рецепты перекочевывали в домашнюю, а затем и в ресторанную кухню.

В-четвёртых, уникальная природа дальневосточной тайги послужила также важным поставщиком ингредиентов многих блюд, предлагаемых в ресторанах края. В приморской тайге много зверя. Это косули, олени и кабаны. Среди дикоросов можно назвать получившие распространение в местной кухне черемшу, папоротник, лимонник, побеги аралии, кишмиш. В приморской тайге встречается более 800 видов грибов, из которых 200 видов являются съедобными. Из редких растений, которые используются в приготовлении блюд, можно назвать всем известный женьшень и корневище лотоса.

Таким образом, приморская кухня стала гастрономическим котлом различных кулинарных направлений.

Рис. 2. Прямые интересанты программы «Pacific Russia Food» Fig. 2. Direct stakeholders of the program «Pacific Russia Food»

Впервые была сделана заявка на формирование особого гастрономического бренда Приморского края в 2013 году с открытием ресторана «Порт-Кафе» во Владивостоке. Наличие большого разнообразия блюд и влияние различных национальных кухонь породили множество споров вокруг понима-

ния гастрономического бренда Приморского края. Все это время ресторанный бизнес в крае активно развивался. В 2017 году эксперты платформы путешествий Booking.com дали высокую оценку приморской кухне, присвоив городу Владивостоку статус города России с самой вкусной едой. И, нако-

нец, в мае 2017 года гастрономический бренд Приморского был официально оформлен под общим названием «Pacific Russia Food», и обрел статус нового гастрономического феномена на мировом туристском рынке [21]. Тут же был определен и слоган нового бренда: «Чистая энергия даров моря и тайги». Бренд «Pacific Russia Food» - это прежде всего уникальное сочетание даров моря и тайги. Инициатором и основным оператором программы «Pacific Russia Food» является Тихоокеанский туристический союз (ТТС). Список интересантов, способствующих продвижению нового бренда, представлен на рисунке 2.

Прочно вошли в список востребованных блюда, приготовленные на основе морских деликатесов, таких, как трепанг, дальневосточный гребешок, несколько видов краба и креветки, добываемых в Японском море. Важным преимуществом бренда является качество и особенная свежесть продуктов. Сегодня можно утверждать, что концепция развития гастрономического туризма в крае сформировалась. Однако каноны и рецептура блюд только формируются, многие рецепты еще требуют своей «огранки».

Мало найти уникальные продукты для формирования кулинарного бренда территории, важно еще уметь правильно продвинуть этот бренд. Мощным инструментом продвижения гастрономического бренда Приморского края является организация гастрономических тематических фестивалей (рис. 3). Их сейчас набралось такое количество, что понадобилось создать специальный календарь фестивалей дальневосточной кухни.

Среди гастрономических фестивалей, уже зарекомендовавших себя, можно назвать ряд фестивалей, посвященных морским биоресурсам, добываемым в Японском море. В первую очередь, можно назвать такой фестиваль, как «Держи краба». В период фестиваля крабы поставляются в живом виде в специальных аквариумах. По просьбе иностранных туристов период фестиваля был продлен до двух недель. В период фестиваля в ресторанах края, зарегистрированных в качестве участников фестиваля, снижаются цены на все блюда из краба. В фестивале приняло участие много иностранных туристов, особенно из Кореи и Китая. О популярности фестиваля говорит то, что в первый день фестиваля туристы выстраивались в очередь в рестораны уже с 10 утра. В 2017 году с 1 по 16 июля во Владивостоке прошел гастрономический фестиваль «На Гребне».

Дальневосточный гребешок издавна считается деликатесным продуктом и в настоящее время по

праву стал одной из визитных карточек Дальнего Востока. Только за первые три дня фестиваля была потреблена обычная месячная норма этого продукта. Небывалый ажиотаж в 2017 году вызвал «Фестиваль Мидии». Свежая приморская мидия уникальна по своему вкусу и составу. Дикая мидия вылавливается в экологически чистых заливах и бухтах. Местные мидии содержат больше йода и минеральных солей. Уже зарекомендовали себя фестивали зимней рыбы (корюшки: 5-15 декабря; наваги - «Мы - за навагу»: 15-25 февраля). Особой популярностью эти фестивали пользуются у местного населения. Набирает силу экологический фестиваль «Taigafest», целиком посвященный богатству Уссурийской тайги. Главной целью фестиваля является привлечение внимания гостей и жителей Приморья к уникальности местной природы. «Taigafest» начинается 24 сентября сразу после главного экологического праздника Приморья - «Дня Тигра» и завершится 1 октября. На специальной ярмарке участникам фестиваля предложат продегустировать и приобрести: приморский мед, кедровые орехи и прочие таежные дикоросы.

Гастрономические фестивали являются частным случаем событийного туризма. Эти фестивали для Приморского края в настоящее время явление достаточно новое и пока не приобрело столь массового характера. Событийный же туризм давно культивируется в крае и включает массу значимых для края событий, начиная с празднования «Дня города» и заканчивая празднованием «Масленицы». Наиболее полный анализ календаря и видов событийного туризма Приморского края представлен в работе [22]. Большинство мероприятий краевого уровня привлекает большое количество зарубежных гостей. Ни один праздник, связанный со знаменательными и культурными событиями края, не обходится без праздничного стола, давая прекрасную возможность кулинарам края продемонстрировать свое искусство.

Начиная с саммита АТЭС в 2012 году, город Владивосток стал значимым центром делового туризма. Уже четвертый раз в городе прошел Восточный экономический форум. В настоящее время во Владивостоке создана инфраструктура для организации мероприятий такого уровня. Кроме этих событий мирового масштаба с участием глав государств, в крае постоянно проводятся многие международные встречи, конференции, выставки, которые посещают тысячи зарубежных представителей. Ни одна встреча не обходится без презентаций эксклюзивной приморской кухни.

Держи краба!

Международный фестиваль живых камчатских крабов на Дальнем Востоке

2-16 июля 2017

www, k 1 пдсгэ brussi a ,ru

ФЕСТИВАЛЬ

ЗИМНЕЙ

РЫБЫ

I с Ё

FISH FEST

prim-travel.ru

û,éé

Рис. 3. Бренды гастрономических и экологических фестивалей Приморского края Fig. 3. Brands of gastronomic and environmental festivals of Primorsky Krai

Отметим еще два перспективных для Приморского края вида гастрономического туризма. Это, во-первых, этнографический туризм. Национальные блюда коренных малочисленных народов Приморья можно попробовать во время национальных праздников удэгейцев. Коренные народы Дальнего Востока славятся своими кулинарными способностями в приготовлении блюд из дикоросов, грибов и рыбы. Традиционная удэгейская кухня широко представлена на таком национальном празднике, как «Сагди дава. Большая рыба», посвященному началу путины кеты.

Во-вторых, это гастрономические туры и экскурсии в стиле «Поймал, сварил, съел». Причастность к приготовлению пищи из продуктов, которые сам и добыл, оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь. Такие туры особенно распространены в скандинавских странах. У нас они только появляются. Несколько турфирм организовывают для гостей, например, групповые гастрономические экскурсии в «Научно-производственный комплекс по воспроизводству биоресурсов» на о. Русском. Для Приморского края с огромными пространствами малонаселенных районов, с природой, которую не затронула цивилизация, этот вид туризма весьма перспективен. Сельский туризм тоже почти всегда содержит элементы стиля «Поймал, сварил, съел». Поездки в сельскую местность и фермерские хозяйства, как правило, нацелены и на потребление экологически чистой продукции. Сельский туризм в Приморском крае пока еще тоже недостаточно развит. Спрос на экологические туры в сельскую местность только формируется. Одним из позитивных примеров гастрономического туризма в сельской местности Приморского края можно назвать открытие сыроварни в селе Алексей-Никольское. Этой темой сегодня занимаются уже три соседних села, объединившихся под общим брендом «Веселая сыроварня». Этот бренд уже привлек внимание российских и зарубежных туристов. Набирают популярность туры на винодельню Майхинского хозяйства, где приморские виноделы угощают гостей особым вином из дикоросов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Результаты анализа ситуации по оценке состояния и перспектив развития гастрономического туризма в Приморском крае подтверждают значительные результаты, достигнутые туристской отраслью края в области создания узнаваемого гастрономического бренда. Этот вид туризма способ-

ствует социально-экономическому развитию региона, включая создание дополнительных рабочих мест, открытие производств отдельных экологически чистых продуктов питания. Повышение спроса на деликатесные морепродукты способствует развитию на территории края предприятий марикульту-ры. Ряд инвестиционных проектов по созданию ферм марикультуры был представлен на четвертом Восточном экономическом форуме.

Развитие гастрономического туризма несет с собой большие выгоды для жителей края. Как правило, объекты гастрономического туризма имеют двойное назначение и посещаются не только туристами, но еще, в большей степени, жителями края. Каждый из нас может стать гастрономическим туристом в своем регионе, городе или даже районе.

Со значительным ростом потока въездного туризма в Приморский край не только значительно возросло количество объектов общественного питания, но и вырос спрос на основные ингредиенты, составляющие краевой кухни гастрономического туризма. В частности, рестораторы отмечают острую нехватку мяса диких животных, с которым даже в сезон во многих ресторанах возникают перебои. В крае необходимо возродить систему промы-слово-охотничьих хозяйств. Начинает ощущаться нехватка объемов заготовки дикоросов. По мнению экспертов, такая ситуация складывается из-за неразвитой на Дальнем Востоке дорожной инфраструктуры, отсутствия законодательного регулирования рынка дикоросов и плохо отлаженной системы потребительской кооперации.

Укреплению гастрономического бренда региона должно способствовать проведение всевозможных семинаров, школ и конкурсов кулинарного искусства. Для продвижения и оформления гастрономического бренда края в соответствии с международными стандартами необходимо обеспечить финансирование участия ведущих кулинаров края в зарубежных международных конкурсах.

Для устранения препятствий на пути гастрономического туризма в крае необходимо использовать системный подход, особенно в сфере организации поставок продуктов. Требуется усилить поддержку малого бизнеса. По новым для Приморского края направлениям гастрономического туризма целесообразно использовать опыт европейских стран, где в этом направлении достигнуты значительные результаты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воробьева М. С., Нехаева Н. Е. Понятие и особенности гастрономического туризма // Тенденции развития науки и образования. 2017. №. 32-3. С. 45-49.

2. Драчева Е. Л., Христов Т. Т. Гастрономический туризм: современные тенденции и перспективы // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. №. 3 (4). С. 36-50.

3. Веретенников А. Н., Соломахина Е. А. Проблемы и перспективы развития гастрономического туризма // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2017. № 2 (19). С. 25-26.

4. Боровкова А. А., Исаенко С. С., Савельев И. И. Гастрономический туризм // Новая экономика и региональная наука. 2016. № 1 (4). С. 56-59.

5. Зеленская Е. М. Гастрономический компонент в индустрии туризма // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 3. С. 110-117.

6. Отто О. В., Редькин А. Г. Современное состояние развития гастрономического туризма в Алтайском крае // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2015. № 4 (2). С. 99-103.

7. Карабаева А. З., Лукьянченко А. Д. Специфика и особенности гастрономического туризма в Астраханской области // Естественные науки. 2015. № 2 (51). С. 24-28.

8. Мударисов Р. Г., Кобитев А. Д. Гастрономический туризм по татарской национальной кухне города Казани // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 4. С. 95-103.

9. Адамова Р. А. Этнический гастрономический туризм как одно из перспеутивных направлений развития туризма в республике Дагестан // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2016. № 2. С. 23-27.

10. Мартышенко Н. С. Конкурентное позиционирование предложения территориального туристского продукта Приморского края в Северо-Восточной Азии // Экономика и предпринимательство. 2011. № 5. С. 153-163.

11. Williams H. A., Williams Jr. R. L., Omar M. Gastro-tourism as destination branding in emerging markets // International Journal of Leisure and Tourism Marketing. 2014. V. 4. №. 1. P. 1-18.

12. Horng J. S., Tsai C. T. S. Government websites for promoting East Asian culinary tourism: A cross-national analysis // Tourism management. 2010. V. 31. №. 1. P. 74-85.

13. Gheorghe G., Tudorache P., Nistoreanu P. Gastronomic tourism, a new trend for contemporary tourism // Cactus Tourism Journal. 2014. V. 9. №. 1. P. 12-21.

14. Ohe Y., Kurihara S. Evaluating the complementary relationship between local brand farm products and rural tourism: Evidence from Japan // Tourism Management. 2013. V. 35. P. 278-283.

15. Нехаева Н. Е., Терехова Ю. С. Понятие гастрономического туризма и его роль в брендинге территорий // Огарёв-Online. 2016. №. 1 (66). С. 8.

16. Лагусев Ю. М., Балынин К. А. Гастрономические бренды как средства продвижения дестинаций // Сервис plus. 2016. Т. 10. №. 2. С. 9-16

17. Хорева Л. В., Трабская Ю. Г., Зеленская Е. М. Гастрономический брендинг как инновационная технология продвижения туристской дестинации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. №. 6 (96). С. 50-60.

18. Гончарова И. В., Гончаров Д. С. Влияние гастрономического бренда на привлекательность туристской дестинации // Профессиональное образование и общество. 2017. №. 1. С. 214-221.

19. Трабская Ю. Г., Чернова Е. В. Роль гастрономических брендов в продвижении туристских дестинаций // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. №. 1 (91). С. 52-59.

20. Кобякина О. Е. Брендинг территорий: национальная кухня как один из атрибутов бренда страны (на примере Дании, Швеции, Латвии и России) // Медиаскоп. 2014. №. 4. С. 9.

21. Pacific Russian food. Программа развития региональной кухни Тихоокеанских регионов российского Дальнего востока [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docplayer.ru/48931219-Pacific-russia-food-programma-razvitiya-regionalnoy-kuhni-tihookeanskih-regionov-rossiyskogo-dalnego-vostoka.html. (дата обращения: 15 сентября 2018).

22. Мартышенко Н. С. Формирование ивент-стратегии развития въездного туризма в Приморском крае // Event-маркетинг. 2012. № 3. С. 178-197.

Дата поступления статьи в редакцию 25.09.2018, принята к публикации 22.10.2018.

Информация об авторах: Локша Анна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Международный маркетинг и торговля»

Адрес: Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 690014, Россия, г. Владивосток улица Гоголя, дом 41 E-mail: [email protected] Spin-код: 7034-5386

Петрова Нина Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Языковая подготовка» Адрес: Морской государственный университет имени Г. И. Невельского, 690003, Россия, г. Владивосток, ул. Верхнепортовая, 50а E-mail: [email protected] Spin-код: 1633-1940

Заявленный вклад авторов:

Локша Анна Владимировна: формулирование основной концепции исследования, написание основной части текста.

Петрова Нина Ивановна: подготовка литературного обзора, анализ и дополнение текста статьи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Vorob'eva M. S., Nekhaeva N. E. Ponyatie i osobennosti gastronomicheskogo turizma [The concept and features of gastronomic tourism], Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the development of science and education], 2017, No. 32-3, pp. 45-49.

2. Dracheva E. L., Hristov T. T. Gastronomicheskij turizm: sovremennye tendentsii i perspektivy [Gastronomic tourism: modern trends and perspectives], Rossijskie regiony: vzglyad v budushchee [Russian regions: a look into the future], 2015, No. 3 (4), pp. 36-50.

3. Veretennikov A. N., Solomahina E. A. Problemy i perspektivy razvitiya gastronomicheskogo turizma [Problems and prospects for the development of gastronomic tourism], Ekonomika. Innovatsii. Upravlenie kachestvom [Economics. Innovation. Quality control], 2017, No. 2 (19). pp. 25-26.

4. Borovkova A. A., Isaenko S. S., Savel'ev I. I. Gastronomicheskij turizm [Gastronomic tourism], Novaya ekonomika i regional'naya nauka [New economy and regional science], 2016, No. 1 (4), pp. 56-59.

5. Zelenskaya E. M. Gastronomicheskij komponent v industrii turizma [The current state of the development of gastronomic tourism in the Altai Territory], Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gu-manitarnye i social'nye nauki [Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and Social Sciences], 2015, No. 3, pp. 110-117.

6. Otto O. V., Red'kin A. G. Sovremennoe sostoyanie razvitiya gastronomicheskogo turizma v Altajskom krae [The current state of the development of gastronomic tourism in the Altai Territor], Nauka i turizm: strategii vzaimo-dejstviya [Science and tourism: interaction strategies], 2015, No. 4 (2), pp. 99-103.

7. Karabaeva A. Z., Luk'yanchenko A. D. Spetsifika i osobennosti gastronomicheskogo turizma v Astrahanskoj oblasti [Specificity and features of gastronomic tourism in the Astrakhan region], Estestvennye nauki [Natural sciences], 2015, No. 2 (51), pp. 24-28.

8. Mudarisov R. G., Kobitev A. D. Gastronomicheskij turizm po tatarskoj natsional'noj kuhne goroda Kazani [Gastronomic tourism in the Tatar national cuisine of the city of Kazan], Sovremennye problemy servisa i turizma [Modernproblems of service and tourism], 2015, vol. 9, No. 4. pp. 95-103.

9. Adamova R.A. Etnicheskij gastronomicheskij turizm kak odno iz perspeutivnyh napravlenij razvitiya turizma v respublike Dagestan [Ethnic gastronomic tourism as one of the most promising areas of tourism development in the Republic of Dagestan], UEPS: upravlenie, ekonomika, politika, sociologiya [UEPS: management, economics, politics, sociology], 2016, No. 2, pp. 23-27.

10. Martyshenko N. S. Konkurentnoe pozitsionirovanie predlozheniya territorial'nogo turistskogo produkta Pri-morskogo kraya v Severo-Vostochnoj Azii [Competitive positioning of the proposal of the territorial tourist product of

Primorsky Krai in Northeast Asia], Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship], 2011, No. 5, pp.153-163.

11. Williams H. A., Williams Jr. R. L., Omar M. Gastro-tourism as destination branding in emerging markets, International Journal of Leisure and Tourism Marketing, 2014, vol. 4, No. 1, pp. 1-18.

12. Horng J. S., Tsai C. T. S. Government websites for promoting East Asian culinary tourism: A cross-national analysis, Tourism management, 2010, Vol. No. 1, pp. 74-85.

13. Gheorghe G., Tudorache P., Nistoreanu P. Gastronomic tourism, a new trend for contemporary tourism, Cactus Tourism Journal, 2014, Vol. 9, No. 1, pp. 12-21.

14. Ohe Y., Kurihara S. Evaluating the complementary relationship between local brand farm products and rural tourism: Evidence from Japan, Tourism Management, 2013, Vol. 35, pp. 278-283.

15. Nekhaeva N. E., Terekhova Yu. S. Ponyatie gastronomicheskogo turizma i ego rol' v brendinge territorij [The concept of gastronomic tourism and its role in territory branding], Ogaryov-Online [Ogaryov-Online], 2016, No. 1 (66), pp. 8.

16. Lagusev Yu. M., Balynin K. A. Gastronomicheskie brendy kak sredstva prodvizheniya destinacij [Gastronomic brands as means of promotion of destinations], Servis plus [Service plus], 2016, Vol. 10, No. 2, pp. 9-16.

17. Horeva L. V., Trabskaya Yu. G., Zelenskaya E. M. Gastronomicheskij brending kak innovatsionnaya tekh-nologiya prodvizheniya turistskoj destinatsii [Gastronomic branding as an innovative technology for the promotion of tourist destination], Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Izvestiya of St. Petersburg State Economic University], 2015, No. 6 (96), pp. 50-60.

18. Goncharova I. V., Goncharov D. S. Vliyanie gastronomicheskogo brenda na privlekatel'nost' turistskoj des-tinatsii [Influence of a gastronomic brand on the attractiveness of a tourist destination], Professional'noe obrazovanie i obshchestvo [Vocational education and society], 2017, No. 1, pp. 214-221.

19. Trabskaya Yu. G., Chernova E. V. Rol' gastronomicheskih brendov v prodvizhenii turistskih destinatsij [The role of gastronomic brands in the promotion of tourist destinations], Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Izvestiya of St. Petersburg State Economic University], 2015, No. 1 (91), pp. 52-59.

20. Kobyakina O. E. Brending territorij: natsional'naya kuhnya kak odin iz atributov brenda strany (na primere Danii, Shvetsii, Latvii i Rossii) [Territory Branding: national cuisine as one of the attributes of the country's brand (on the example of Denmark, Sweden, Latvia and Russia)], Mediaskop [Medioscope], 2014, No. 4, pp. 9.

21. Pacific Russian food. Programma razvitiya regional'noj kuhni Tihookeanskih regionov rossijskogo Dal'nego vostoka [Elektronnyj resurs]. Available at: http://docplayer.ru/48931219-Pacific-russia-food-programma-razvitiya-regionalnoy-kuhni-tihookeanskih-regionov-rossiyskogo-dalnego-vostoka.html. (accessed: 31 September 2018).

22. Martyshenko N. S. Formirovanie ivent-strategii razvitiya v'ezdnogo turizma v Primorskom krae [Formation of an event strategy for the development of inbound tourism in the Primorsky Territory], Event-marketing [Eventmarketing], 2012, No. 3, pp. 178-197.

Submitted 25.09.2018; revised 22.10.2018.

About the authors:

Anna V. Loksha, Ph. D. (Philology), associate professor of the chair «International Marketing and Trade» Address: Vladivostok State University of Economics and Service, 690014, Russia, Vladivostok, Gogol Street, 41 E-mail: [email protected] Spin-Kog: 7034-5386

Nina I. Petrova, Ph. D. (Philology), associate professor of the chair «Language Training» Address: Maritime State University named after G. I. Nevelskogo, 690003, Russia, Vladivostok, Verkhneportovaya Street, 50a E-mail: [email protected] Spin-Kog: 1633-1940

Contribution of the authors: Anna V. Loksha: developed the theoretical framework, wrote most parts of the text. Nina I. Petrova: reviewing the relevant literature, analysing and supplementing the text.

All authors have read and approved the final manuscript.

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.