Научная статья на тему 'СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)'

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
242
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ВИДЫ ТУРИЗМА / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ / ТУРИСТСКИЙ БАНК ДАННЫХ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПСИХОТИПЫ ТУРИСТОВ / ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Рубцов В.А., Биктимиров Н.М., Рожко М.В.

В статье рассмотрены подходы, представлена методика и предварительные результаты по систематизации туристских ресурсов Республики Татарстан. Целью систематизации является повышение привлекательности и конкурентоспособности территории. По каждому виду туризма выделены объекты, обладающие наиболее высоким уровнем туристко- рекреационной привлекательности. Для отдельных психотипов предложено сочетание основных и дополнительных видов туризма, которое легло в основу новых туристских маршрутов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Рубцов В.А., Биктимиров Н.М., Рожко М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIZATION OF TOURIST RESOURCES AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC TOURISM (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

The article considers the approaches, presents the methodology and preliminary results on the systematization of tourist resources of the Republic of Tatarstan. The purpose of systematization is to increase the attractiveness and competitiveness of the territory. For each type of tourism, the objects with the highest level of tourist and recreational attractiveness are identified. For individual psychotypes, a combination of basic and additional types of tourism was proposed, which formed the basis for new tourist routes.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)»

УДК 338.48 В. А. Рубцов,

Систематизация туристских ресурсов как фактор развития внутреннего туризма (на примере Республики Татарстан)_

Н. М. Биктимиров, М. В. Рожко

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Институт управления, экономики и финансов,

г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация e-mail: niyaz825@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены подходы, представлена методика и предварительные результаты по систематизации туристских ресурсов Республики Татарстан. Целью систематизации является повышение привлекательности и конкурентоспособности территории. По каждому виду туризма выделены объекты, обладающие наиболее высоким уровнем туристко-рекреационной привлекательности. Для отдельных психотипов предложено сочетание основных и дополнительных видов туризма, которое легло в основу новых туристских маршрутов.

Ключевые слова: туризм, виды туризма, туристские ресурсы, систематизация туристских ресурсов, туристский банк данных, конкурентоспособность, психотипы туристов, туристские маршруты.

На рынке туризма одну из ключевых ролей играет уникальность предложения туроператора, способность найти и удержать свою аудиторию в долгосрочном периоде, а также способность быстрее всех найти новые интересные рыночные ниши. Рынок туристических услуг — это рынок впечатлений, эмоций и удовольствия, а поэтому сегментов на этом рынке бесконечное множество, главное вовремя уловить тренд и предварительно изучить аудиторию (как меняются запросы, требования к организации, представленным услугам и т. д.).

Туристский рынок — структура гетерогенная. В сфере туризма и гостеприимства потребительское поведение фактически является одним из видов экономического поведения. Производителю турпродукта и его продавцу, чтобы рассчитать количество маршрутов и видов туризма (спортивный, паломнический, религиозный, событийный и т. д.), приходится изучать как объективные стороны формирования спроса на турпродукт, так и субъективные факторы, определяющие желания и систему оценок потребителей — психологию туриста [1].

В современных условиях одной из эффективных форм централизованного хранения и просмотра пространственных туристских данных (географических, историко-культурных, экономических и др.) является система, которая позволяет хранить и использовать в базе данных не только обширный массив информации о состоянии объектов, но и их аттрактивности. Представление информации о туристских ресурсах в такой форме позволит существенно повысить привлекательность и конкурентоспособность территориальных образований различного иерархического уровня.

Введение

Материалы и методы

При проведении исследования основной упор был сделан на метод группировок. Применение данного метода подразумевает последовательную разбивку совокупности объектов на группы по наиболее значимым признакам. При этом один из признаков выделяется в качестве системообразующего. Формируются подгруппы, в которых значимость этого признака значительно выше, чем во всей совокупности потенциальных потребителей данного товара [1, С. 46].

К настоящему времени имеется значительное количество исследований, которые в той или иной степени посвящены или затрагивают вопросы классификации видов туризма [2, 3]. При этом в основу классификации могут быть положены различные параметры, которые характеризуют тот или иной показатель. Классификации строятся по отношению к территории, по цели поездки, по форме организации, по возрасту, численности, продолжительности, интенсивности, по средствам передвижения, тематике и т. д.

Результаты и обсуждение

По нашему мнению, наиболее полно суть любой туристической поездки отражает классификация туризма по цели поездки. Авторы в своем исследовании ориентировались на следующую классификацию по основной цели поездки: культурно-познавательный; лечебно-оздоровительный; религиозный

(паломнический); спортивный (экстремально-приключенческий); сельский; экологический; рекреационный (пляжный); событийный (в т. ч. развлекательный); деловой; гастрономический; научный; круизный.

Анализ статистической базы туристко-рекреационных ресурсов Республики Татарстан [4, 5] позволил выделить ключевые туристские объекты и знаковые туристские мероприятия, характеризующиеся высоким потенциалом и пользующихся популярностью как у местного населения, так и среди приезжих (табл. 1).

Таблица 1

Ключевые туристские объекты Республики Татарстан

по основной цели поездки_

№ Туристские объекты и мероприятия

Культурно-познавательный

1. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский кремль»; Татарский академический государственный театр оперы и балета им. Мусы Джалиля; Колокольня Богоявленского Собора; Национальный музей Республики Татарстан; Национальная библиотека Республики Татарстан («Дом Ушковой»); Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан; Музей Константина Васильева; Болгарский государственный историко-археологический музей-заповедник; Елабужское городище; Дом-музей Ивана Шишкина; Дом памяти Марины Цветаевой; Музей истории города Чистополь

Продолжение таблицы 1

2. Лечебно-оздоровительный

Санаторий Азнакаевский; Санаторий Балкыш; Санаторий Джалильский; Санаторий Жемчужина; Санаторий Лениногорский; Санаторий Лучезарный; Санаторий Санта; Санаторий Бакирово; Санаторий Ливадия; Санаторий Крутушка; Санаторий Васильевский; Санаторий Сосновый Бор; Санаторий Ижминводы

3. Религиозный (паломнический)

Мечеть Кул-Шариф; Мечеть Иске Таш; Мечеть Марджани; Болгарский историко-археологический комплекс; Белая мечеть; Памятный знак «Принятие ислама»; Музей болгарской цивилизации; Кафедральный Благовещенский собор Казанского Кремля; Никольский Собор; Петропавловский собор; Зилантов Свято-Успенский монастырь; Раифский Богородицкий мужской монастырь; Комплекс православных храмов остров-град Свияжска; Никольская церковь; Успенский собор; Троицкая церковь; Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь

4. Спортивный (экстремально-приключенческий)

Город-курорт «Свияжские холмы»; Спортивно-оздоровительный комплекс «Ян»; Горнолыжный комплекс «Медная гора»; Ironstar Kazan 2020 (июль); «Sviyaga Swim» 2020 (июль); Всероссийские соревнования по парусному спорту «Камское море» (июль); Казанский марафон 2020 (август); Tatarstan Timerman Full 2020 (август); Казанский полумарафон 2020 (октябрь)

5. Сельский

«Татарский страус» (Крестьянско-фермерское хозяйство «Котдусова Г. Г.»); Агро-туристический комплекс «КАЕНСАР»; Агротуристический комплекс «Мирас»; Ягодная долина; Марийская деревня «Куклюк»

6. Экологический

Национальный парк «Нижняя Кама»; Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник

7. Рекреационный (пляжный)

Гостиничный комплекс «Казанская Ривьера»; Санаторий Санта; Санаторий Васильевский; База отдыха «Атлашкино»

8. Событийный (в т. ч. развлекательный)

Татарский народный праздник «Сабантуй» в г. Казани (июнь); Artlife Fest — «Вечерняя Кама» (июнь); Фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева (июнь-июль); Молодежный фестиваль «ARENALAND» (июль); Республиканский фестиваль кряшенской культуры «Питрау» (июль); XII Всероссийская Спасская ярмарка (июль-август); Фестиваль средневекового боя «Великий Болгар» (август); Гастрономический фестиваль «Вкусная Казань» (август); VI фестиваль пиротехнического искусства «Поэзия огня» (август); Казанский международный фестиваль мусульманского кино (сентябрь); Международный фестиваль современной музыки им. Софии Губайдулиной «CONCORDIA» (ноябрь); Зимний фестиваль «КышДаКар-фест» (декабрь-январь)

Продолжение таблицы 1

9. Деловой

Международный выставочный центр «Казань Экспо»; Выставочный центр «Казанская ярмарка»; Выставочный зал «Манеж»; Иннополис — город будущего; Технополис «Химград»

10. Гастрономический

Гастрономический фестиваль «Рыбная Слобода» (июль); Всероссийский молодежный фестиваль «Скорлупино» (июль); Медовый Спас (август); «Яблочный Спас в Красновидово» (август); Гастрономический фестиваль «Вкусная Казань» (август); Ежегодный гастрономический фестиваль «Свияжская уха» (сентябрь)

11. Научный

Комплекс Казанского (Приволжского) федерального университета

Составлено авторами

Следует отметить, что помимо основной цели поездки, практически в любой поездке присутствуют и второстепенные цели. Они могут проявляться как в явной, так и в скрытой форме [6]. Например, религиозный (паломнический) туризм сочетает в себе элементы культурно-познавательного, спортивный (экстремально-приключенческий) содержит элементы экологического, лечебно-оздоровительный содержит элементы рекреационного и т.д.

Кроме того, по нашему мнению, многоцелевые поездки более привлекательны для туристов по сравнению с одноцелевыми поездками. При этом оптимальным сочетанием основной цели к дополнительным (по времени) является соотношение 80/20%. Исключение составляют узко специфические виды туризма, такие как деловой, гастрономический и научный. Для этих видов туризма предпочтительным является соотношение 50/50%.

Таблица 2

Оценка туристского потенциала Республики Татарстан по видам туризма

Вид туризма Уровень потенциала в РТ / Реализованность потенциала

Культурно-познавательный 10 / 10

Лечебно-оздоровительный 8 / 9

Религиозный (паломнический) 7 / 9

Спортивный (экстремально-приключенческий) 6 / 8

Сельский 10 / 1

Экологический 6 / 2

Рекреационный (пляжный) 3 / 5

Событийный (в т.ч. развлекательный) 8 / 7

Деловой 8 / 8

Гастрономический 6 / 5

Научный 4 / 2

Круизный 4 / 5

Оценка потенциала и реализованности в баллах от 1 до 10

вставлено авторами

Разработка туристских маршрутов является одним из действенных инструментов комплексного продвижения туристского продукта, оптимального использования туристского потенциала региона. Разнообразные маршруты позволяют наиболее полно представить региональный продукт, показать наиболее привлекательные объекты. Помимо продвижения, маршруты способствуют рациональному пространственно-временному перераспределению туристских потоков на территории.

В условиях большого города с хорошо развитой инфраструктурой (прежде всего транспортной) туристам может быть предложено не экскурсионное обслуживание, а самостоятельное ознакомление с наиболее значимыми историко-культурными достопримечательностями. Такая схема позволяет туристу самостоятельно планировать время посещения предлагаемых объектов, исключить или заменить некоторые из предложенных объектов и более рационально перераспределить нагрузку на туристские объекты.

Для формирования туристских маршрутов, ориентированных на различные психотипы нами, предлагается использовать «конструктор» маршрутов, а наличие туристского потенциала для развития дополнительных видов туризма позволяет формировать комбинированные предложения, ориентированные на различные целевые группы туристов, что также способствует повышению привлекательности республики.

Исходя из выявленных предпочтений видов туризма различными психотипами туристов предлагается следующее сочетание основного и дополнительных видов (элементов) туризма (табл. 3).

Таблица 3

Структура формирования туристских маршрутов по Республике Татарстан

Психотипы туристов Предлагаемое сочетание (основной + дополнительные элементы)

обыватели (нормативные материалисты) культурно-познавательный + сельский и событийный

интеллигенты (одухотворенные традиционалисты) культурно-познавательный + сельский и экологический

независимые творческие личности (новаторы) культурно-познавательный + событийный и гастрономический

карьеристы (целеустремленные прагматики) культурно-познавательный + спортивный (экстремально-приключенческий)

гедонисты (ценители удовольствий) культурно-познавательный + событийный, гастрономический

подражатели (конформисты) культурно-познавательный + спортивный, гастрономический

вставлено авторами

Для туристов нами разработаны следующие маршруты (концепции маршрутов):

1. «Казань религиозная». Маршрут религиозного тура направлен на ознакомление с религиозными объектами разнообразных религиозных конфессий, представленных в Казани.

2. «Казань — территория развлечений». Маршрут для любителей удовольствия ориентированный на развлечения, забавы.

3. «Казань архитектурная». Маршрут, ориентированный на познание, знакомство с произведениями искусства.

4. «Тихая Казань». Достопримечательности ориентированы на туристов — любителей «тишины».

Для расширения географии туристских поездок требуется разработка маршрутов (туров), основанных на более полном использовании выдающегося историко-культурного и природного потенциала региона, которые будут способны удовлетворить потребности отечественных и иностранных граждан с различным уровнем дохода и духовными запросами.

Выводы

Российский опыт показывает, что максимальное развитие получают, прежде всего, массовые направления и виды туризма. Именно массовость позволяет извлекать максимальные прибыли за счет большого количества принимаемых туристов. В противовес массовым видам, те направления туристского бизнеса, которые не могут претендовать на массовость ввиду специфики организации отдыха, даже при наличии ресурсного потенциала остаются в зачаточном состоянии. Так, например, наличие ресурсов для развития сельского и экологического туризма пока не позволяет использовать данные ресурсы в полной мере. Активное развитие данных видов туризма в Республике Татарстан невозможно без правильной региональной политики и поддержки.

Для систематизации туристских ресурсов как фактора развития внутреннего туризма были выбраны ключевые объекты по отдельным видам туризма, что в дальнейшем должно быть использовано для паспортизации туристских объектов, составления электронных туристских карт, для разработки новых туристских маршрутов. Как следствие, в современном туризме необходим поиск возможностей встраивания в повседневное картографическое пользование тех ценных компонентов традиционной географической карты, которых во многом сейчас лишается потребитель. Поэтому большие перспективы имеет идея создания банка данных туристских объектов и имеющихся экскурсий в городе и регионе с последующим моделированием и проектированием новых туристских маршрутов, отвечающих постоянно возрастающим требованиям туристов.

Литература

1. Байбаков Э. И., Рубцов В. А., Биктимиров Н. М., Булатова Г. Н. Психографические методы в туризме Казань: Отечество, 2020. 144 с.

2. Биржаков М. Б. Введение в туризм. СПб: «Издательский дом Герда», 2008 576 с.

3. Шпилько С. П. Классификация видов туризма: от теории к практике // Вестник Национальной академии туризма. 2012. № 1 (21). С. 9-15.

4. Туристские центры Республики Татарстан [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tourism.tatarstan.ru/turcentre.htm

5. Календарь туристских событий на 2020 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tourism.tatarstan.ru/rus/kalendar-sobitiy.htm

6. Байбаков Э. И. Мотивация туристов как элемент регионального планирования. // Материалы Международной научной конференции «Общественная география в меняющемся мире: фундаментальные и прикладные исследования. 17-22 сентября 2019 года, г. Казань. Казань: Изд-во Казанского университета, 2019. С. 372-374.

Abstract. The article considers the approaches, presents the methodology and preliminary results on the systematization of tourist resources of the Republic of Tatarstan. The purpose of systematization is to increase the attractiveness and competitiveness of the territory. For each type of tourism, the objects with the highest level of tourist and recreational attractiveness are identified. For individual psychotypes, a combination of basic and additional types of tourism was proposed, which formed the basis for new tourist routes.

Keywords: tourism, types of tourism, tourist resources, systematization of tourist resources, tourist data bank, competitiveness, psychotypes of tourists, tourist routes.

1. Bajbakov E'. I., Rubczov V. A., Biktimirov N. M., Bulatova G. N. Psixograficheskie metody' v turizme. Kazan': Otechestvo, 2020. 144 p. (in Russian)

2. Birzhakov M. B. Vvedenie v turizm. SPb: "Izdatel'skij dom Gerda", 2008 576 p. (in Russian)

3. Shpil'ko S. P. Klassifikaciya vidov turizma: ot teorii k praktike // Vestnik Nacional'noj akademii turizma. 2012. No. 1 (21). pp. 9-15. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Turistskie centry' Respubliki Tatarstan URL: https://tourism.tatarstan.ru/ turcentre.htm (in Russian)

5. Kalendar' turistskix soby'tij na 2020 god URL: https://tourism.tatarstan.ru/rus/ kalendar-sobitiy.htm (in Russian)

6. Bajbakov E'. I. Motivaciya turistov kak e'lement regional'nogo planirovaniya. Materialy' Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Obshhestvennaya geografiya v menyayushhemsya mire: fundamental'ny'e i prikladny'e issledovaniya. 17-22 sentyabrya 2019 goda, g. Kazan'. Kazan': Izd-vo Kazanskogo universiteta, 2019. pp. 372-374. (in Russian).

V. A. Rubtzov N. M. Biktimirov M. V. Rozhko

Systematization of tourist resources as a factor in the development of domestic tourism (on the example of the Republic of Tatarstan)_

Kazan Federal University, Institute of Management, Economics and Finance, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation e-mail: niyaz825@mail.ru

References

Поступила в редакцию 15.01.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.