Научная статья на тему 'Влияние событийных мероприятий на повышение туристской привлекательности региона'

Влияние событийных мероприятий на повышение туристской привлекательности региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1247
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА / ТУРИСТСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / СОБЫТИЙНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY / TOURIST ATTRACTIVENESS OF A REGION / NEWSWORTHY EVENTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рубцов Владимир Анатольевич, Зиновьева Альфия Альбертовна, Михеева Екатерина Евгеньевна, Сидоров Валерий Петрович

Исследование влияния событийных мероприятий на повышение туристской привлекательности регионов России крайне важно для оценки современного состояния и выявления перспектив развития инфраи супраструктуры индустрии туризма и гостеприимства. Целью данной работы явилось исследование влияния событийных мероприятий на повышение туристской привлекательности региона. Объектом исследований являются событийные туристские мероприятия, проводимые в регионах Российской Федерации в целом, и в Республике Татарстан в частности. В результате проведенного исследования было установлено, что событийные мероприятия оказывают существенное влияние на развитие инфраи супраструктуры индустрии туризма и гостеприимства, и как следствие, способствуют повышению туристской привлекательности региона. При этом различия в привлекательности региона для туристов определяются степенью развитости инфраи супраструктуры индустрии туризма и гостеприимства; наличием туристско-рекреационных ресурсов в регионе, в том числе и событийных мероприятий; качеством кадрового обеспечения туристской индустрии на региональном уровне; поддержкой со стороны государственных органов и бизнес-структур субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Рубцов Владимир Анатольевич, Зиновьева Альфия Альбертовна, Михеева Екатерина Евгеньевна, Сидоров Валерий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF NEWSWORTHY EVENTS ON THE IMPROVEMENT OF TOURIST ATTRACTIVENESS OF A REGION

The analysis of influence of newsworthy events on the improvement of tourist attractiveness of Russia’s regions is critically important for assessing the contemporary state and identifying the development prospects of infraand supra-structure of tourism and hospitality industry. The aim of the research was to investigate the impact of newsworthy events on the improvement of tourist attractiveness of a region. The objects of the study were tourist events hosted in the regions of the Russian Federation in general, and in the Republic of Tatarstan in particular. As a result of the study it was discovered that newsworthy events have significant influence on the development of infraand supra-structure of tourism and hospitality industry, and inevitably act to improve the tourist attractiveness of a region. In addition to the above, differences in attractiveness of a region to tourists are dictated by the level of sophistication of infraand supra-structure of tourism and hospitality industry; by the availability of tourist and recreational resources in a region, including newsworthy events; by the quality of staff in tourism and hospitality industry on a regional level; by the support from public authorities and business structures in the subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Влияние событийных мероприятий на повышение туристской привлекательности региона»

УДК 911.3:33

В.А. Рубцов, А.А. Зиновьева, Е.Е. Михеева, В.П. Сидоров ВЛИЯНИЕ СОБЫТИЙНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

НА ПОВЫШЕНИЕ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА1

Исследование влияния событийных мероприятий на повышение туристской привлекательности регионов России крайне важно для оценки современного состояния и выявления перспектив развития инфра- и супраструк-туры индустрии туризма и гостеприимства. Целью данной работы явилось исследование влияния событийных мероприятий на повышение туристской привлекательности региона. Объектом исследований являются событийные туристские мероприятия, проводимые в регионах Российской Федерации в целом, и в Республике Татарстан в частности. В результате проведенного исследования было установлено, что событийные мероприятия оказывают существенное влияние на развитие инфра- и супраструктуры индустрии туризма и гостеприимства, и как следствие, способствуют повышению туристской привлекательности региона. При этом различия в привлекательности региона для туристов определяются степенью развитости инфра- и супраструктуры индустрии туризма и гостеприимства; наличием туристско-рекреационных ресурсов в регионе, в том числе и событийных мероприятий; качеством кадрового обеспечения туристской индустрии на региональном уровне; поддержкой со стороны государственных органов и бизнес-структур субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: индустрия туризма и гостеприимства, туристская привлекательность региона, событийные мероприятия.

Республика Татарстан на сегодняшний день имеет значительный туристско-рекреационный потенциал как для роста индустрии туризма в целом, так и развития событийного туризма в частности. За последние пять лет в Татарстане произошло большое количество событийных мероприятий, в том числе и международного уровня, благодаря которым регион посетило огромное число как отечественных, так иностранных туристов [1]. Однако потенциал развития событийного туризма в Республике Татарстан далеко не и счерпан, так как имеются существенные резервы для развития данного вида туризма в регионе.

Цель данной статьи - исследовать влияние событийных мероприятий на повышение туристской привлекательности региона.

Термин «событийный туризм» впервые появился в 1980-х гг. в Европе. Являясь изначально частью таких видов туризма, как гастрономический, приключенческий и т.д., событийный туризм позже выделился как отдельная самостоятельная отрасль в индустрии туризма. Однако само понятие событийного туризма имеет глубокие корни в истории разных цивилизаций, их традициях и обычаях.

Для начала рассмотрим содержание понятия «событийный туризм», под которым сегодня понимается туристская деятельность, связанная с разнообразными общественными событиями, уникальными природными явлениями, притягивающая множество туристов к месту проведения событийного мероприятия.

Событийный туризм - это череда событий и мероприятий культурно-исторической, спортивной, этнографической, выставочной направленности. Этот вид отдыха сочетает в себе как различного рода традиционные мероприятия, шоу, так и множество познавательных этнографических интерактивов [2]. Однако включать сюда все мероприятия нельзя, а лишь те, которые приносят какую-либо материальную выгоду, и, значит, могут считаться ресурсной составляющей места их проведения.

Материалы и методы исследований

Туристская индустрия Республики Татарстан по динамике развития занимает одну из ведущих позиций в России: ежегодный темп прироста туристского потока в республику в среднем составляет порядка 13 %, темп прироста объема реализации услуг в сфере туризма - 19,4 % (рис. 1). По числу обслуженных туристов республика является лидером по Приволжскому федеральному округу - 25 %

1 Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Татарстан. Проект № 18-410-160015 «Сегментирование туристского рынка Республики Татарстан по психографическим критериям для совершенствования управления региональным туризмом».

СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

2018. Т. 28, вып. 4

(рис. 2). Объем оказанных услуг в сфере туризма (без учета смежных отраслей) за 2017 г. составил 12253,2 млн руб., что на 13,1 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. За 2017 г. темп прироста объема оказанных гостиничных услуг составил 11,0 %, туристских услуг - 20,6 %, са-наторно-оздоровительных - 10,1 %, по сравнению с аналогичными показателями 2016 г. [3].

6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

гостиниц и аналогичных туристские санаторно-оздоровительные

средств размещения

2016 г. 2017 г.

Рис. 1. Объем реализации услуг в сфере туризма в разрезе видов услуг в 2016-2017 гг., млн руб. [4]

12000 11000 10000 9000 8000

ю 7000 £

к

§ 5000

I0030,2 11310,5

6000

4000 3000 2000 1000 0

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

годы

Рис. 2. Динамика численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения Республики

Татарстан, тыс. чел [5]

Столь значительных итоговых показателей деятельности индустрии туризма в регионе, на наш взгляд, удается добиться, в том числе и благодаря тому, что в Республике Татарстан ежегодно составляется календарь событийных мероприятий. Календарь событий - это интерактивный календарь событийных мероприятий, в который включены самые разнообразные праздники, фестивали, исторические реконструкции и т.д. культурно-этнографической, спортивной и др. направленностей. В календарь событийных мероприятий включаются самые интересные праздничные мероприятия и события, которые могут вызвать интерес у туристов и позволяют повысить туристскую привлекательность региона. Календарь событийных мероприятий ежегодно обновляется и дополняется, благодаря чему с каждым годом событийный туризм в Республике Татарстан становится все популярнее и дает существенный рост социально-экономических показателей в регионе. Также календарь событийных мероприятий позволяет эффективно и адекватно составлять статистику туристских посещений региона (таблица).

Также Республика Татарстан имеет очень большое количество туристических брендов в культурном событийном поле известных во всем мире: фестиваль классического балета им. Р. Нуриева, Шаляпинский оперный фестиваль, Казанский международный фестиваль исламского кино, и другие литературные, духовой музыки и джазовые мероприятия.

Благодаря проведению такого событийного мероприятия международного масштаба, как Чемпионат мира-2018 по футболу (Казань приняла шесть матчей представителей групп С, В, Н и F и два матча плей-офф), за период с января по сентябрь 2018 г. наблюдается рост на 7,1 % туристического потока в основные туристские центры Татарстана по сравнению с январем-сентябрем 2017 года.

Особый интерес у туристов вызвало посещение Казанского Кремля и г. Чистополя, где увеличение потока составляет 11,4 % и 12,2 % соответственно в сравнении с аналогичным периодом 2017 г. Казанский Кремль увидели 2466200 посетителей. Великий Болгар принял 485 тыс. туристов, а на остров-град Свияжск за 2018 г. приехало более 450 тыс. туристов.

Основные событийные мероприятия Республики Татарстан, 2017 г. [6]

Название мероприятия Дата и место проведения Количество гостей, чел.

Спасская ярмарка 4-6 августа, Елабужский муниципальный район РТ, г. Елабуга 182 000

Международный фестиваль средневекового боя «Великий Болгар» 12-13 августа, Спасский муниципальный район РТ, г. Болгар 47 000

Гастрономический фестиваль национальной кухни «Вкусная Казань» 4-6 июля, г. Казань 45 000

Межрегиональный фестиваль русского народного фольклора «Каравон» 21 мая, Лаишевский муниципальный район РТ, с. Никольское 25 000

Гастрономический фестиваль «FISHKA» 16-17 июня, г. Казань 10 000

Фестиваль уличных искусств «Окно в Париж» 28-29 июля, г. Казань 10 000

Яичный фестиваль «Скорлупино» 19-20 августа, Пестречинский муниципальный район РТ, с. Пестрецы 7 000

Фестиваль «Свияжская масленица» 25-26 февраля, Зеленодольский муниципальный район РТ, с. Свияжск 6 500

Военно-исторический фестиваль «1551. Становление государства Российского» 23 сентября, Зеленодольский муниципальный район РТ, с. Свияжск 4 324

Гастрономический фестиваль «Свияжская уха» 9 сентября, Зеленодольский муниципальный район РТ, с. Свияжск 3 597

Фестиваль креативных санок «Sunny Fest» 28 января, Мамадышский муниципальный район РТ, г. Мамадыш 3 500

За январь-август 2018 г. объем платных услуг в сфере туризма составил свыше 8,3 млрд руб., что на 3,4 % больше, чем в аналогичный период 2017 г.

Средняя загрузка отелей в г. Казани за 8 месяцев 2018 г. составила 62 %, при 58 % в аналогичный период 2017 года. Но если сравнивать значение августа 2017 и 2018 гг., то значение нынешнего выше на 2 %.

Также наблюдается рост перевозок на воздушном транспорте:

- Международный аэропорт «Казань» за январь-сентябрь перевез 2461389 пассажиров при 1994501 пассажире за аналогичный период 2017 г. 62,4 % от общего пассажиропотока составляют внутренние направления. Международный пассажиропоток увеличился на 27 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

- Международный аэропорт «Бегишево» за 9 месяцев 2018 г. увеличил количество рейсов на 24,1 %, что составило 2 995 рейсов, количество перевезенных пассажиров стало больше на 34,5 % в сравнении с январем-сентябрем 2017 г. [7].

С исторической точки зрения событийный туризм в Татарстане еще достаточно молод, а значит, дает широкое поле для реализации, позволяет постоянно выделять еще незанятые ниши в этом направлении развития индустрии туризма в муниципальных районах и туристских дестинациях республики, заинтересованных в повышении качества местной инфраструктуры, создания дополнительных рабочих мест и источников пополнения местного бюджета, роста доходов местного населения, а также повышения их туристской привлекательности.

Результаты и их обсуждение

В марте 2018 г. Государственным комитетом республики Татарстан по туризму, совместно с АНО «Центр развития туризма Республики Татарстан» и ведущими туроператорами Казани презен-

СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

2018. Т. 28, вып. 4

тован брендовый туристический маршрут «Татарстан: 1001 удовольствие». Цель маршрута - показать с нестандартной стороны самые известные достопримечательности Татарстана при помощи «Абау» (в дословном переводе с татарского языка - «ничего себе», означающее крайнюю степень удивления) - эффектов. «Абау» - эффект, можно трактовать по аналогии с английским восклицанием "WOW!" - мелочи и детали, которые создают у гостей региона хорошее настроение и эффект неожиданности, чему не мало способствует проведение событийных мероприятий в республике. Благодаря туристскому бреду «Татарстан: 1001 удовольствие» туристы могут ознакомиться с легендами о Казани из уст царицы Сююмбике, пересечь р. Казанку на яхте; увидеть, как устроен быт на острове-граде Свияжск и в Великом Болгаре, попробовать главные блюда национальной кухни в лучших предприятиях общественного питания республики, станцевать национальный танец «Бас кызым Апипа» с эбикой и бабаем в Старо-Татарской слободе, поучаствовать в дегустациях фирменных татарстанских настоек и получить подарки от туристического бренда "Visit Tatarstan" [8].

По данным Государственного комитета РТ по туризму, ожидается, что количество ночевок в республике Татарстан к 2020 г. составит более 10 млн, что более чем в два раза больше, чем в 2012 г. -4,4 млн ночевок. Эти 10 млн. ночевок в 2020 г. приведут к ежегодным доходам (прямым и косвенным) в сфере туризма в размере приблизительно 68,5 млрд руб. [9].

Росту туристского потока также способствует интенсивное развитие туристской инфраструктуры. Развивается сеть объектов общественного питания, транспортная инфраструктура, появляются новые спортивные, культурные объекты, развлекательные комплексы. Высокими темпами идет строительство гостиниц. За последний год в столице республики введены гостиницы Art-hotel, Castro, Park Inn, Courtyard гостиничной цепи Marriott и ряд других. Количество средств размещения увеличивается не только в г. Казань, но и в других городах и туристских дестинациях республики. До 2020 г. прогнозируется создание дополнительных 18000 гостиничных мест - большинство из них будет реализовано за счет частных инвестиций.

Меняется система профессионального туристского образования, в учебный процесс внедряются новые образовательные программы международного уровня. При Государственном комитете РТ по туризму работает методический совет учебных заведений, ведущих подготовку по направлениям: туризм, гостиничное дело, сервис. Данный методсовет координирует работу учебных заведений в плане научной и образовательной деятельности, тематической специализации, проведения конференций, круглых столов по актуальной туристской проблематике, взаимодействия с работодателями, участия в решении проблем развития сферы туризма, привлечения к различным мероприятиям в сфере туризма, участия студентов спо и вузов Татарстана в региональном чемпионате "World Skills" [10].

Ведется большая работа по развитию инфраструктуры центров республиканского культурного наследия - древнего города Болгар и острова-града Свияжск. Сейчас много делается для освоения территории туристско-оздоровительного парка «Камские Поляны»: создана концепция его развития, проведено функциональное зонирование, создаются инвестиционные проекты, направленные на развитие инфраструктуры туризма, органично связанной с природными условиями территории и возможностями развития активных видов туризма, охоты, рыбалки, экологического и оздоровительного туризма. Это новые перспективные направления развития сферы туризма в Татарстане.

Отметим, что обладающая значительным туристско-рекреационным потенциалом Республика Татарстан реализует комплексный программный подход к развитию сферы туризма. С этой целью в республике разработаны Государственная программа «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014-2020 гг.» и «Мастер-План развития туризма Республика Татарстан». При достаточном уровне финансирования, комплексный программный подход к развитию сферы туризма может в краткосрочном периоде к 2020 г. сделать индустрию гостеприимства одной из главных доходных статей бюджета республики, в том числе и за счет развития событийного туризма. Таким образом, проведение событийных мероприятий в индустрии туризма в Татарстане - одно из наиболее перспективных направлений социально-экономического развития республики и повышения туристкой привлекательности региона.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить такие событийные мероприятия международного масштаба, как Чемпионат мира-2018 по футболу и WorldSkills Kazan-2019 (Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс, который соберет в Казани молодых профессионалов

из более 70 стран мира, соревнующихся в более, чем 50 компетенциях), благодаря которым огромное количество туристов со всего мира приехало и в ближайшее время приедет в Республику Татарстан, позволяют значительно повысить узнаваемость региона и его туристскую привлекательность.

Поэтому событийный туризм является одним из перспективнейших направлений в мировой индустрии туризма. С исторической точки зрения событийный туризм еще достаточно молод, а значит, дает широкое поле для реализации, позволяет постоянно выделять еще незанятые ниши в этом направлении развития индустрии туризма в регионах, заинтересованных в формировании местной инфраструктуры, создания дополнительных рабочих мест и источников пополнения местного бюджета, а также роста доходов местного населения.

Туристы, выбирающие событийный туризм основной целью поездки приурочивают его к определенному мероприятию в туристской местности. Этим и объясняется возрастающая популярность событийного туризма, ведь сочетание традиционного отдыха и участия в различных зрелищных мероприятиях создает уникальный в своем роде туристский тандем. На сегодняшний день в Казани и по Татарстану ежегодно проводится огромное количество разнообразных событийных мероприятий, на любой вкус, возраст и финансовые возможности. Национальные праздники, исторические реконструкции, демонстрация этнических традиций народов Республики Татарстан, мероприятия, посвященные знаковым событиям и датам, спортивные и конкурсные мероприятия мирового масштаба ежегодно привлекают тысячи туристов не только со всей России, но и из-за рубежа.

Ежегодный прирост порядка 13,5 % туристического потока в Татарстан наглядно показывает, насколько республика компетентна в области социально-экономического развития индустрии туризма, в том числе и за счет событийного туризма. Республика Татарстан может уверенно рассчитывать на формирование устойчивого восприятия бренда «1001 и 1 удовольствие» как радушного и гостеприимного региона.

Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Татарстан. Проект № 18-410-160015 «Сегментирование туристского рынка Республики Татарстан по психографическим критериям для совершенствования управления региональным туризмом».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зиновьева А.А., Михеева Е.Е. Принципы и индикаторы конкурентоспособного развития региона // Казан. эконом. вестн. 2017. № 1. С. 11-18.

2. Зиновьева А.А. Событийный туризм в контексте повышения туристской привлекательности Республики Татарстан // Событийный туризм как главный фактор развития территории: сб. тр. VIII междунар. науч.-практ. конф. «ТУР-ФАКТОР 2018». Казань: Рокета Союз, 2018. С. 36-40.

3. Зиновьева А.А. Анализ трендов развития сферы туризма в РТ // Векслинские чтения: сб. тр. I Всеросс. науч.-практ. конф. Казань: КФУ, 2017. С. 223-226.

4. Зиновьева А.А., Шабалина С.А., Михеева Е.Е. Инфраструктурные проекты как инструмент сглаживания пространственной поляризации в регионе. Казань: Изд-во ГИДУВ, 2018. 136 с.

5. Зиновьева А.А., Шабалина С.А., Михеева Е.Е. Экономические аспекты организации туристической деятельности в регионе: учеб. пособие. Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2018. 106 с.

6. Рубцов В.А., Мустафин М.Р., Биктимиров Н.М. Роль событийного туризма в повышении туристической привлекательности территории (на примере г. Лаишево и Лаишевского муниципального района Республики Татарстан) // Событийный туризм как главный фактор развития территории: сб. тр. VIII междунар. науч.-практ. конф. «ТУР-ФАКТОР 2018». Казань: Рокета Союз, 2018. С. 78-82.

7. Государственный комитет Республики Татарстан по туризму. URL: http://tourism.tatarstan.ru/rus/ (дата обращения: 10.09.2018).

8. Карасева Я.С., Садыкова Г.Р., Михеева Е.Е. Гастрономический туризм как инструмент продвижения событийного туризма в Республике Татарстан // Событийный туризм как главный фактор развития территории: сб. тр. VIII междунар. науч.-практ. конф. «ТУР-ФАКТОР 2018». Казань: Рокета Союз, 2018. С. 47-50.

9. «Итоговый сборник информационно-аналитических материалов за 2017» Государственного комитета Республики Татарстан по туризму. URL: http://tourism.tatarstan.ru/rus/documents.htm?pub_id=1257754 (дата обращения: 20.08.2018).

10. Zinovyeva A., Mikheeva E.,Shabalina S. Human Resources in Management of Smoothing of Geographical Space Polarization of the Region // Амаzonia Investiga. Vol. 7. Num. 15 / Julio-Agosto, 2018. P. 81-87.

Поступила в редакцию 18.10.2018

СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

2018. Т. 28, вып. 4

Рубцов Владимир Анатольевич, доктор географических наук, профессор, профессор кафедры сервиса и туризма E-mail: [email protected]

Зиновьева Альфия Альбертовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры сервиса и туризма E-mail: [email protected]

Михеева Екатерина Евгеньевна, ассистент кафедры сервиса и туризма E-mail: [email protected]

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» 420111, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 6/20

Сидоров Валерий Петрович, кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой физической и общественной географии ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 1) E-mail: [email protected]

V.A. Rubtzov, A.A. Zinovyeva, E.E. Mikheeva, V.P. Sidorov

INFLUENCE OF NEWSWORTHY EVENTS ON THE IMPROVEMENT OF TOURIST ATTRACTIVENESS OF A REGION

The analysis of influence of newsworthy events on the improvement of tourist attractiveness of Russia's regions is critically important for assessing the contemporary state and identifying the development prospects of infra- and supra-structure of tourism and hospitality industry. The aim of the research was to investigate the impact of newsworthy events on the improvement of tourist attractiveness of a region. The objects of the study were tourist events hosted in the regions of the Russian Federation in general, and in the Republic of Tatarstan in particular. As a result of the study it was discovered that newsworthy events have significant influence on the development of infra- and supra-structure of tourism and hospitality industry, and inevitably act to improve the tourist attractiveness of a region. In addition to the above, differences in attractiveness of a region to tourists are dictated by the level of sophistication of infra- and supra-structure of tourism and hospitality industry; by the availability of tourist and recreational resources in a region, including newsworthy events; by the quality of staff in tourism and hospitality industry on a regional level; by the support from public authorities and business structures in the subjects of the Russian Federation.

Keywords: tourism and hospitality industry, tourist attractiveness of a region, newsworthy events.

REFERENCES

1. Zinovyeva A.A., Mikheeva E.E. [Principles and indicators of competitive development of the region], in Kazan Economic Bulletin, 2017/ no. 1. P. 11-18 (in Russ.).

2. Zinovyeva A.A. [Event tourism in the context of increasing the tourist attractiveness of the Republic of Tatarstan],

in Mater. VIIIInternational nauchno-prakticheskoj konf. "TOUR-FACTOR 2018". Kazan: Rocket Union, 2018. P. 36-40 (in Russ.).

3. Zinovyeva A.A. [Analysis of trends of development of sphere of tourism in Republic of Tatarstan] in Mater. I Vseros. nauchno-prakticheskoj konf. "Vekshinskiy reading". Kazan: KFU, 2017. P. 223-226. (in Russ.).

4. Zinovyeva A.A., Shabalina S.A., Mikheeva E.E. [Infrastructure projects as a tool to smooth spatial polarization in the region]. Kazan: Publishing house of the GIDUV, 2018. 136 p. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Zinovyeva A.A., Shabalina S.A., Mikheeva E.E. [Economic aspects of tourism organization in the region]. Kazan: Publishing house of the Academy of Sciences of RT, 2018. 106 p. (in Russ.).

6. Rubtzov VA., Mustafin M.R., Biktimirov N.M. [The role of event tourism in increasing the tourist attractiveness of the territory (by the example of Laishevo and Laishevsky municipal district of the Republic of Tatarstan)] in Mater. VIII International nauchno-prakticheskoj konf. "TOUR-FACTOR 2018". Kazan: Rocket Union, 2018. P. 78-82. (in Russ.).

7. State Committee of the Republic of Tatarstan on tourism, Available: http://tourism.tatarstan.ru/rus/ (accessed: 10.09.2018) (in Russ.).

8. Каraseva Y.S., Sadikova G.R., Mikheeva E.E. [Gastronomic tourism as a tool to promote event tourism in the Republic of Tatarstan] in Mater. VIII International nauchno-prakticheskoj konf. "TOUR-FACTOR 2018". Kazan: Rocket Union, 2018. P. 47-50. (in Russ.).

9. [The final collection of information and analytical materials for 2017] State Committee of the Republic of Tatarstan on tourism, Available: http://tourism.tatarstan.ru/rus/documents.htm?pub_id=1257754 (accessed: 20.08.2018) (in Russ.).

10. Zinovyeva A., Mikheeva E., Shabalina S. [Human Resources in Management of Smoothing of Geographical Space Polarization of the Region], in AMazonia Investiga. Vol. 7, no. 15, Julio-Agosto, 2018. P. 81-87.

Received 18.10.2018

Rubtzov V.A., Doctor of Geography, Professor at Department of service and tourism E-mail: [email protected]

Zinovyeva A.A., Candidate of Economics, Associate Professor at Department of service and tourism E-mail: [email protected]

Mikheeva E.E., assistant Lecturer Department of service and tourism

E-mail: [email protected]

Kazan (Volga Region) Federal University

Kremlevskaya st., 6/20, Kazan, Russia, 420111

Sidorov V.P., Candidate of Geography, Associate Professor, Head of the Department of physical and social geography Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/1, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.