ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.055.021.202103.289-297
УДК 130.2
E. Л. Яковлева
Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (Казань, Россия),
e-mail: mifoigra@mail.ru
Метафорическое восприятие Казани через призму гастрономической культуры татар
Актуальность темы исследования обусловлена интересом к городскому пространству и его культурно-символическому смыслу. Город, воспринимаемый в качестве текста, помогает при интерпретации понять его специфику и репрезентировать на разных уровнях, что повышает в том числе его туристическую привлекательность. Цель исследования - проанализировать метафору Казань-женщина через призму гастрономической культуры татар. Материалы и методы. Методологическую базу исследования составляют космософичные идеи Г. Д. Гачева, а также книги К. Ф. Фукса, К. Насыри, Ф. Ибрагимовой, С. Лутфуллина, в которых встречаются характеристики гастрономической культуры татар. В исходной метафоре, анализируемой с точки зрения космософии Г. Д. Гачева, где Казань олицетворяет Космос, а женщина - Психею, обнаруживается пропущенное звено - Логос. Именно данное звено, оставаясь открытой конструкцией, вмещает в себя различные сферы проявления национального ума в области культуры и искусства, что помогает при интерпретации метафоры выявить феминные качества города. Результаты. Устойчивой ассоциацией, связанной с Казанью, оказывается татарская национальная кухня, и это не случайно. По некоторым дошедшим до нас легендам и преданиям, история возникновения города связана с казаном - обязательным атрибутом кухни. Несмотря на главенство в семье мужчины, хозяйкой кухни является женщина. Именно на нее возлагается огромное количество обязанностей по приготовлению пищи и созданию душевной атмосферы во время трапезы. Гастрономическая культура, выступающая в качестве Логоса, позволяет выявить такие качества Казани, трактуемой в качестве образа женщины-хозяйки, как гостеприимство, радушие, уважение, чуткость, творческий подход, рационализм, умелое и бережное обращение с продуктами. Обсуждение и заключение. Прояснение значений содержания метафоры Казань-женщина требует дальнейшего изучения. При этом в качестве Логоса могут выступать иные сферы культуры и различные тексты искусства.
Ключевые слова: метафора, Казань, татары, гастрономическая культура, казан, татарская женщина, космософия, Космос, Психея, Логос.
Для цитирования: Е. Л. Яковлева. Метафорическое восприятие Казани через призму гастрономической культуры татар // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. -2021. - Т. 21. - № 3. - С. 289-297. DOI: 10.15507/2078-9823.55.021.202103.289-297.
© Яковлева Е. Л., 2021
Elena L. Iakovleva
Timiryasov Kazan Innovative University (Kazan, Russia),
e-mail: mifoigra@mail.ru
Metaphorical Perception of Kazan Through the Prism of the Tatar Gastronomic Culture
The relevance of the research topic is due to the interest in urban space and its cultural and symbolic meaning. The city, perceived as a text, helps in interpreting to understand its specifics and represent it at different levels, which increases, among other things, its tourist attractiveness. The purpose of the study is to analyze the metaphor of Kazan-a woman through the prism of the gastronomic culture of the Tatars. Materials and Methods of Research. The methodological basis of the research consists of the cosmosophical ideas of G. D. Gachev, as well as the books of K. F. Fuchs, K. Nasyri, F. Ibragimova, S. Lutfullina, in which there are characteristics of the gastronomic culture of the Tatars. In the original metaphor, analyzed from the point of view of G. D. Gachev's cosmosophy, where Kazan represents the Cosmos, and a woman represents Psyche, a missing link is found - the Logos. It is this link that, while remaining an open structure, accommodates various spheres of manifestation of the national mind in the field of culture and art, which helps to identify the feminine qualities of the city when interpreting the metaphor. Results. A stable association associated with Kazan is its Tatar national cuisine. This is no coincidence. The very history of the city according to some extant legends and legends is associated with the cauldron, which is a mandatory attribute of the cuisine. Despite the primacy of the man in the family, the mistress of the kitchen is a woman. It is on her that a huge number of duties are assigned to prepare food and create a spiritual atmosphere during the meal. Gastronomic culture, acting as a Logo, allows us to identify such qualities of Kazan, interpreted as an image of a woman-hostess, as hospitality, cordiality, respect, sensitivity, creativity, rationalism, skillful and careful handling of products. Discussion and conclusion. Clarification of the meaning of the Kazan-woman metaphor requires further study. At the same time, other spheres of culture and various texts of art can act as Logos.
Keywords: metaphor, Kazan, Tatars, gastronomic culture, cauldron, Tatar woman, cosmosophia, Cosmos, Psyche, Logos.
For citation: Iakovleva Е. L. Metaphorical Perception of Kazan Through the Prism of the Tatar Gastronomic Culture. Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2021; 21(3): 289-297 (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.055.021.202103.289-297.
Введение «иных родственников в бытии» [3, с. 227],
Город является искусственной и соци- что помогает человеку в процессе иденти-
ально преобразованной средой обитания фикации себя со средой обитания. Извест-
человека. Понимание его сущности свя- но, что «города предстают в литературе в
зано с осмыслением личностью. Нередко качестве женских персонажей... в изобрази-
она воспринимает город в качестве живо- тельном искусстве передаются как женские
го существа, «реально либо виртуально/ фигуры... в древневосточном культурном
мысленно общаясь с ним» и «подключая к пространстве подобные представления во-
процессу свой двигательный/визуальный/ площаются в образе богини города» [10].
тактильный/слуховой/обонятельный опыт Перечисленное свидетельствует о метафо-
бытия в городском пространстве» [13]. Яр- ричности в рецепции городского простран-
кость восприятию образа города придает ства, трактуемого в качестве одухотворен-
его телесность, в которой обнаруживаются ного существа.
половые характеристики. Ощущение горо- Объектом исследования является Ка-
да как тела позволяет индивиду обнаружить зань. Восприятие ее телесности в качестве
ЧОП ГумАнитАрий : актуальные проблемы „
¿711 „ , 1ом 21, № 3, 2021
— ' v гуманитарной науки и образования ' '
женского образа служит источником поиска феминных качеств в бытии города. Дело в том, что тело (город) «сочится духовными смыслами», рождая тело-идею [3, с. 226]. Одной из сфер реализации женского начала является гастрономическая культура, через призму которой анализируются феминные черты Казани. Г. Д. Гачев подчеркивает, что еда - сгусток национального мироздания [3, с. 47]. Национальная пища вместе с другими элементами, в том числе пейзажем, этническим типом, языком, поддерживает ядро города: данные частицы «постоянно подкармливают и воспроизводят национальную субстанцию, особый склад жизни и мысли» [3, с. 354].
Обзор литературы
Проблеме метафоры посвящено достаточное количество работ. Необходимо признать, что «метафоры пронизывают всю нашу повседневную жизнь», а «язык изобилует метафорическими выражениями» [5, с. 627]. Поэтизация посредством метафоры реальности делает ее более близкой для субъективного восприятия, особенно помогая в критические моменты существования. Как справедливо замечает Ф. Р. Анкерсмит, «цель метафоры - подвести к мысли о максимальной непрерывности между воспринимаемым объектом и ощущением, или актом восприятия» [1, с. 56]. В метафоре происходит слияние образа и понятия, что способствует рождению новой, необычной мысли, которая преподносится наглядно и выразительно.
Нельзя отрицать роли метафоры в научном познании. Современные исследователи признают, что в науке метафора концептуальна. Структурируя систему, она показывает опыт ученого, осмысливающего проблему в терминах иной области знания. Метафоричность научного мышления способствует постижению «явления одного рода в терминах явлений другого рода» [6]; «метафора превращает незнакомую реаль-
ность в знакомую», «побуждает нас рассматривать менее известную систему в терминах более известной», «всегда показывает нам что-то через что-то другое» [1, с. 38, 117]. Удваивая мир, метафора расширяет пространства познавательного процесса и создает новый слой действительности, помогая углублению смысла. Благодаря метафоре исследователь получает «довольно надежные критерии различения важного и незначительного» [1, с. 64]. Как заметила М. П. Лаптева, «использование метафор -это не прихоть, не излишнее украшательство текста, это лишь один из аспектов терминологического поиска» [7, с. 30].
Среди авторов, обращающихся к описанию гастрономической культуры татар, можно назвать К. Ф. Фукса («Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях»), К. Насыри («Наставления повару»), Ф. Ибрагимову («Мастер кулинарии: подарок для дам»), С. Лутфуллина («Нравственные обязанности мусульман»). Благодаря гастрономическим практикам татар, рассматриваемым в контексте понимания образа Казани как женщины, преодолеваются «колебания историографии между наукой и литературой», открывая познавательные смыслы [2, с. 35].
Методы
Размышления о бытии Казани в образе женщины через призму гастрономических практик татар позволяет выявить в метафоре гачевскую конструкцию космософии -Космо-Психо-Логос. Данная структура раскрывает национальный образ мира, где Космос связан с типом местности Казани, Психея - со складом души и характером человека (женщиной), Логос - с национальным умом, высвечивающимся в гастрономической культуре. При этом город как Космос «создает динамику Психеи... и Логоса» [3, с. 227]. Методологической основой исследования является герменевтический метод, позволяющий выстроить
посредством интерпретации аргументированное доказательство в пользу черт женской природы Казани на примере гастрономической культуры.
Результаты
Метафорическое сравнение Казани с женщиной стимулирует поиск черт фемин-ности, нашедших отражение в истории и гастрономической культуре города. Заметим, что Казань находится на левом берегу Волги, где города до XVIII в. называли именами женского рода (вспомним: здесь расположены Кострома, Самара, Астрахань). Принцип такого называния точно не определен. Если обратиться к схеме городского пространства, то в ней проступает женский образ: контур Казани «представляет собой национальный женский головной убор -калфак» [13] - прямоугольник с конусом. Надевая его, женщина могла откинуть конусообразный конец набок или назад, что придавало кокетливости ее облику. Еще одной моделью, скрывающей в себе женское начало, является схема сердца города - Казанского Кремля. При ее рассмотрении можно увидеть «женский профиль с калфаком на голове»: «лобную часть с калфаком составляют Тайницкая и Воскресенская башни, Президентский Дворец и башня Сююмби-ке, глаз - Южный корпус, нос - мечеть Кул Шариф, рот - Преображенская башня, подбородок обрамляет - Юго-Западная башня, а длинная шея красавицы Казани - улица Баумана, где постоянно дует ветер и в зависимости от времени года хочется закутаться то в теплую шаль, то в легкий шелковый платок» [13].
Возникает вопрос: какие сферы культуры и искусства, ставшие выдающимися, говорят о женском начале столицы татар (статистически преобладающая национальность, проживающих в Казани)? Одна из устойчивых ассоциаций связана с татарской гастрономической культурой. В пище «Природа и Культура находятся в диалоге»,
292
где Природа являет собой Космос бытия, а «Культура есть прилаженность человека, народа... к тому варианту природы, который ему дан (и которому он придан)» (Психея и Логос) [3, с. 9, 30]. В контексте гастрономической культуры итогом подобного взаимодействия оказывается национальное блюдо, неслышно, но вкусно и ароматно высказывающее «мысль и суждение о мире» [3, с. 56].
Возможно, интенсивное формирование татарской гастрономической культуры и ее яркая история были заложены генетически в историю города, его Космос. Согласно некоторым версиям, основание города было связано с казаном - одним из важнейших атрибутов татарской кухни, символом богатства, изобилия и гостеприимства. По одной легенде, город был основан в красивой местности, где был закопан котел с цепью массой 12 пудов. «Говорят, что котел с цепью до сих пор лежит под городом, только вот найти его никто не может» [11, с. 49]. Согласно другому варианту, люди, следуя совету колдуна, искали место, где закипит котел с водой. Именно место закипания воды в котле стало основанием города. Еще одно предание гласит, что речку, в которую уронил работник князя бакыр казан / медный котел, назвали Казанкой, а «город, построенный на берегу реки, назван Казанью» [11, с. 53]. При этом добавление мягкого знака в окончание слова значительно смягчило его, придав женственности. Благодаря истории с казаном (мужской род), представляющим собой металлический котел для приготовления пищи, женский образ Казани наделяется «чертами маскулинности - силой, мужеством, отвагой, стойкостью, рождая метафору мужественной женщины, о чем свидетельствует более чем тысячелетняя история города» [13].
Обратим внимание еще на один факт, связанный с казаном. Первоначально, в XIII в., город (Иске Казан / Старая Казань)
Гуманитарий : актуальные проблемы „
- 1ом 21, № 3, 2021
гуманитарной науки и образования ' '
был основан в местности, напоминающей котел (ныне - район с. Камаево Высокогорского района Татарстана). Это было довольно удобное место в устье р. Казанки. Ландшафт с холмом и крутыми склонами, опоясанный Казанкой, делал Старую Казань неприступной снизу. Впоследствии город перенесли в точку его современного положения. Около Казани протекают Волга и ее приток Казанка. В наименовании рек мы встречаем женский род, что усиливает женскую ипостась Казани. Более того, город, в отличие от городов на правом берегу Волги, имеющих названия в мужском роде (Калязин, Рыбинск, Ярославль, Плёс, Нижний Новгород, Ульяновск/Симбирск, Саратов, Камышин, Волгоград/Царицын и др.), оказывается менее укрепленным, обнажая женскую слабость, хрупкость и беззащитность.
Место основания современной Казани было благоприятным для развития разнообразной кухни татар, т. е. Космос стимулировал развитие Логоса. Территория вокруг Казани с ее «богатыми лесными массивами (преимущественно лиственными и хвойными), речными просторами. и плодородными почвами» позволяла людям заниматься «земледелием (выращивали гречиху, горох, рожь, овес, полбу, пшеницу, просо, чечевицу, ячмень), животноводством (разводили лошадей, баранов, коров, коз), птицеводством (держали кур, гусей, индеек и уток), охотой, рыболовством, бортничеством, а позже - пчеловодством» [14]. Умеренно континентальный климат (с умеренно холодной зимой и теплым летом) заставлял татар выстраивать хозяйственные работы согласно природному графику и оказал воздействие на сезонность кухни, что свидетельствует об их практичности и рациональности.
Возвращаясь к таинственности и неясности происхождения названия города, очередной раз подчеркнем, что ситуация
указывает на «женское начало, олицетворяющее потаенность как сокрытость глубоко личного» [13]. Известно, что для татарских женщин характерен скрытный образ жизни. В прошлые века женщины, особенно из богатых семей, прятали лицо, не показывая никому. Как зафиксировал К. Ф. Фукс, они открывали лицо «только в своей спальне, потому что их лица запрещено видеть. каждому мужчине, живущему в доме» [12, с. 30-31]. В семье женщина играла вторые роли, уступая главенство мужчине. Как известно, ислам воспитывает в женщине покорность и зависимость, в первую очередь от главы семьи - мужчины. Данная черта нашла отражение в устройстве татарского дома, который делился на гостевую (репрезентативную, мужскую) и кухонную (скрытую, женскую) части.
В семье татарской женщине была отведена роль хозяйки, умело организующей быт, следящей за порядком и гостеприимно встречающей приходящих в дом. К числу женских обязанностей, связанных с гастрономической культурой, относились присмотр за печью, регулярное приготовление еды, заготовка запасов на зиму и рациональное распределение продуктов питания. В народной мудрости татар женщину называли хранительницей домашнего очага, а печь выступала в качестве ее символа (по Г. Д. Гачеву, дом в доме). Пристальное внимание к печи обусловлено ее значимостью и многофункциональностью. С ее помощью татарские женщины равномерно обогревали дом, готовили еду, пекли хлебобулочные и тестяные изделия, грели воду, сушили дрова и одежду, освещали избу (для этого в ниши ставили дополнительные керосиновые лампы). В печь складывали утварь (посуду, самовар, кумганы), а ее верхнюю часть использовали для сна. Печь играла ключевую роль в гастрономических таинствах, помогая превратить сырое в приготовленное, обладающее националь-
ным вкусовым колоритом. «Через горнило стихии огня должно пройти вещество природы, прежде чем стать пригодным для вхождения в нашу нутрь - пищей» [3, с. 25]. Вкушаемая пища, приготовленная на огне, олицетворяла «жажду на тепло жизни» [3, с. 233], а печь стала символом жизненного тепла и сердечности.
Заметим, что огонь уравнивает «траво-ядность и хищность в народах» [3, с. 50]. Не являются исключением и татары. Рационализация их гастрономической культуры привела к тому, что хозяйки с удовольствием использовали элементы как кочевнических, так и земледельческих традиций, нередко творчески совмещая их. Так, в арсенале рецептов хозяйки есть блюда быстрого или несложного приготовления из имеющихся под рукой продуктов (принцип кочевников), но при этом они довольно сытные (принцип земледельцев): цель такой еды «между делом и для дела» (Г. Д. Гачев). Смешение традиций обогатило рецептурный репертуар татарок, делая их стол разнообразным. Более того, «начав пропускать сырую ткань плодов и тел через огонь, травоядные народы обретают необходимую энергию, огненность-мысль, форму, а бывшие хищные мясоедные обретают кротость, уравновешенность. и получают мягкость, рассудительность, сове(с)тли-вость» [3, с. 51]. Перечисленное отразилось и на душевных качествах татарской женщины. Она, управляя процессом создания пищи, энергична и активна в доме, дарит окружающим душевное тепло, соблюдает во всем меру, поддерживает чистоту.
В процессе приготовления пищи хозяйки учитывают и религиозный фактор. Согласно шариату, у татар существуют пищевые запреты, предпочтения и ограничения. К числу продуктовых табу «в исламе относят свинину, мясо павших/мертвечину или растерзанных хищниками животных, животное, не забитое с именем Аллаха, жи-
294
вотное, убитое через удушение, кровь животных и птиц, вино» [14].
В целом на татарскую женщину возлагается довольно большое количество обязанностей, связанных с питанием. Она «должна знать качество продуктов, из которых готовится еда для ее домочадцев» [4, с. 31], заранее продумывать меню, заготавливать продукты. Относясь к пище как к благу, хозяйка проявляет рациональность, экономность, чистоплотность. К. Насыри в своей книге затрагивает и проблему умений и навыков хозяйки, ловкого обращения с продуктами на кухне, чуткости к процессу приготовления блюда и даже интуитивности. Выделяя несколько способов приготовления блюд («еду можно сварить в воде, будет бульон, а можно пожарить на сковороде, тогда будет кебаб»), автор подчеркивает, что в процессе приготовления пищи хозяйка должна «знать меру, так как если пища разварится, вкус ее потеряется, если же недоварится или внутри будет сырым, тоже не очень приятно» [9, с. 7].
Особое внимание хозяйка уделяет праздничному столу: изобилие блюд и их хорошие вкусовые качества - залог прекрасного и сытного застолья. Накрытый стол символизирует богатство и широту души человека. За всем этим стоит фигура хозяйки: на основе рецепта она умело превращает продукты в сытные, питательные и изысканные национальные блюда. В этом процессе важен ее внутренний мир. Женщина должна готовить еду с воодушевлением, излучая любовь и счастье. Ф. Ибрагимова наставляла: «Пусть на лице у тебя будет живая улыбка», так как от нее зависит атмосфера в доме [4, с. 20]. Хозяйка, накрывая стол и встречая домочадцев/ гостей, «должна быть счастлива», скрывая от всех жизненные трудности и негативные эмоции [4, с. 20]. Приготовление еды, подготовка к трапезе и застолье должны сопровождаться со стороны хозяйки только по-
ГумАнитАРий : актуальные проблемы „
- 1ом 21, № 3, 2021
гуманитарной науки и образования ' '
ложительными эмоциями, что благотворно влияет на качество блюд, процесс вкушения и позитивный настрой сидящих за столом. Возможно, в этом проявляется не только женская мудрость и философия гостеприимства, но и мусульманская скрытность, покорность. Вспомним черты характера, которые необходимо развивать мусульманам: дружелюбие, милосердие, щедрость, трудолюбие, терпеливость, стыдливость, уважение, человеколюбие, вежливость, мягкость, скромность, - что демонстрирует уровень культуры личности [8, с. 19]. Хозяйка на кухне, «не ведая того, делает глубинно-духовное дело, непрерывно изготовляет, вырабатывает и питает. самыми фундаментальными идеями и суждениями о бытии, которые залегают в плоть, и кровь, и сок»: «через вкушение внушение кардинальных идей творится» [3, с. 56].
Обсуждение
Благодаря мышлению посредством метафор в науке определенное сходство феноменов позволяет проявиться новому и неожиданному знанию. Метафорическое сравнение Казани с образом женщины наделяет его особыми чертами, в которых высвечивается своеобразие народа и его культуры. В метафоре, связывающей понимание города с образом женщины, можно обнаружить часть гачевской конструкции космософии, где Казань олицетворяет Космос, а женщина - Психею. В качестве отсутствующего звена выступает Логос, роль которого играет гастрономическая культура.
Новый ракурс исследований города, связанный с гачевской космософией, помогает выявить специфичность восприятия города на субъективном уровне, что обусловлено объективными чертами. Следуя логике размышлений Г. Д. Гачева, мы выясняем, что метафора Казань-женщина, заключающая в себе Космос и Психею, оказывается неполной конструкцией, нуждающейся в
Логосе, где при интерпретации может раскрыться ее содержательно-символическое наполнение. В качестве Логоса могут выступать различные сферы культуры и тексты искусства, что стимулирует дальнейший поиск феминных черт Казани.
Заключение
Окружающая природная среда Казани (Космос) дает жителям огромное количество даров, большая часть которых проходит с помощью женщины (Психеи) тепловую (огневую) обработку на кухне, удовлетворяя насущную потребность человека в еде и поддерживая жизнь. Гастрономическая культура, как Логос, кормит жителей идеями природы (семенами, плодами, продуктами), наполняя их знанием о родном городе (Космосе). Богатство казанского Космоса повлияло на разнообразие Логоса (гастрономической культуры), чему в немалой степени способствовала женщина (Психея). Насыщенная благоуханиями и колоритными сочетаниями местность города стала источником разнообразия и ароматов татарских блюд, пропитанных воздухом, солнечной энергией, землей и водой казанской природы. В гастрономической культуре татарка при ее скрытном образе жизни наиболее ярко демонстрирует женскую природу. Она оказывается умелой хозяйкой, рационально и практично подходящей к меню, творчески создающей блюда, учитывая традиции и религиозные предписания, виртуозно создающей комфортные пространства трапезы, что высвечивает ее любовь к жизни, радушие, чуткость, богатство души, желание дарить тепло и процветать. Гастрономическая культура Казани-женщины вносит гармоничные нотки в ее непростую историческую судьбу. В современности гастрономические изыски казанской земли оказываются одним из привлекательных компонентов, способствующих развитию туризма. Сегодня Казань, выступая в роли гостеприимной хозяйки, привет-
ливо встречает гостей, проявляя уважение к столом столица Татарстана укрывает пе-
каждому и угощая разнообразными блюда- чальные страницы истории, демонстрируя
ми национальной кухни. Богато накрытым радушие.
Библиографический список
1. Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлет и падение метафоры. - М. : Канон-плюс, 2009. - 399 с.
2. Вжосек В. Культура и историческая истина. - М. : Кругъ, 2012. - 334 с.
3. Гачев Г. Д. Космо-Психо-Логос. Национальные образы мира. - М. : Академический Проект, 2015. - 511 с.
4. Ибрагимова Ф. Мастер кулинарии: подарок для дам. - Казань : Познание, 2017. - 233 с.
5. Кармин А. С. Интуиция. Философские концепции и научное исследование. - СПб. : Наука, 2011. - 901 с.
6. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем [Электронный ресурс]. -М. : Едиториал УРСС, 2004. - URL: https://studwood.ru/1342632/literatura/stati_dzh_lakoffa_ metafory_kotorymi_my_zhivem. - Загл. с экрана (Дата обращения: 31.01.2021).
7. Лаптева М. П. Роль метафоры в историческом познании // Культурный код. - 2020. - № 3. -С. 30-37.
8. Лутфуллин С. Нравственные обязанности мусульман. - Казань : КазПринт, 2017. - 52 с.
9. Насыри К. Наставления повару. - Казань : Познание, 2015. - 92 с.
10. Неклюдов С. Ю. Тело Москвы: к вопросу об образе «женщины-города» в русской литературе [Электронный ресурс]. - М., [2005]. - URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/neckludov20. htm. - Загл. с экрана (Дата обращения: 31.01.2021).
11. Татарское народное творчество. Предания и легенды. - Казань : Татарское книжное издательство, 2015. - 383 с.
12. Фукс К. Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. - Казань : Познание, 2015. - 108 с.
13. Яковлева Е. Л. Городская телесность как феномен бытия личности: опыт осмысления города Казани как тела // Балтийский гуманитарный журнал [Электронный ресурс]. - 2015. -№ 2 (11). - С. 24-28. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23826976. - Загл. с экрана (Дата обращения: 31.01.2021).
14. Яковлева Е. Л. Татарская кухня в контексте повседневности : учебное пособие с элементами хрестоматии [Электронный ресурс]. - Казань : Познание, 2019. - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=41429128.- Загл. с экрана (Дата обращения: 31.01.2021).
References
1. Ankersmit F. R. History and Tropology: The Rise and Fall of Metaphor. Moscow, 2009, 399 р. (In Russ.).
2. Vzhosek V. Culture and historical truth. Moscow, 2012, 334 р. (In Russ.).
3. Gachev G. Cosmo-Psycho-Logos. National images of the world. Moscow, 2015, 511 р. (In Russ.).
4. Ibragimova F. Cooking Master: Gift for Ladies. Kazan', 2017, 233 р. (In Russ.).
5. Karmin A. S. Intuition. Philosophical concepts and scientific research. St. Petersburg, 2011, 901 р. (In Russ.).
6. Lakoff Dzh., DzhonsonM. The Metaphors We Live By (2004). Moscow, 2004. Available at: https:// studwood.ru/1342632/literatura/stati_dzh_lakoffa_metafory_kotorymi_my_zhivem (accessed 31 January 2021). (In Russ.).
7. Lapteva M. P. The role of metaphor in historical knowledge. Kul 'turnyj kod = Cultural code. 2020; 3: 30-37. (In Russ.).
8. Lutfullin S. Moral responsibilities of Muslims. Kazan', 2017, 52 р. (In Russ.).
9. Nasyri K. Chef's instructions. Kazan, 2015, 92 р. (In Russ.).
10. Nekljudov S. Ju. The body of Moscow: on the question of the image of the "woman-city" in Russian literature (2005). Available at: http://www.ruthenia.ru/folklore/neckludov20.htm (accessed 31 January 2021). (In Russ.).
ГумАнитАрий : актуальные проблемы
я 1ом 21, № 3, 2021
гуманитарной науки и образования ' '
11. Tatar folk art. Traditions and legends. Kazan', 2015, 383 р. (In Russ.).
12. Fuks K. F. Kazan Tatars in statistical and ethnographic relations. Kazan', 2015, 108 р. (In Russ.).
13. Jakovleva E. L. Urban corporality as a phenomenon of personality being: the experience of understanding the city of Kazan as a body. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal = Baltic Humanitarian Journal. 2015; № 2 (11): 24-28. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=23826976 (Accessed 31 January 2021). (In Russ.).
14. Jakovleva E. L. Tatar cuisine in the context of everyday life: a textbook with elements of a reader (2019). Kazan', 2019. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=41429128 (Accessed 31 January 2021). (In Russ.).
Поступила 01.02.2021.
Сведения об авторе
яковлева Елена Людвиговна - доктор философских наук, кандидат культурологии, заведующий кафедрой философии и социально-политических дисциплин, профессор Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова (Казань, Россия). Сфера научных интересов - философия культуры. Автор более 150 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1799-0883.
Е-mail: mifoigra@mail.ru
Submitted 01.02.2021.
About the author
Elena L. Iakovleva - Doctor of Philosophy, Candidate of Culturology, Head of the Department of Philosophy and Socio-Political Disciplines, Professor, Timiryasov Kazan Innovative University. Research interests: philosophy of culture. The author has more than 150 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1799-0883.
Е-mail: mifoigra@mail.ru