7. Тюрин, М.Н. Актуальность и основные направления исследований профессионально-педагогической идентичности студентов вузов / М.Н. Тюрин // Актуальные исследования. - 2021. - №43 (70). - С. 70-73.
8. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] / Президент России. - 2021 - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 08.11.2021).
9. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность и память: опыт генетической реконструкции / Л.Б., Шнейдер // Мир психологии. - 2001. - № 1. - С. 64-78.
Психология
УДК 159.9.07
доктор психологических наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры психологии Андреев Александр Сергеевич
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Маткова Дарья Эрнестовна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
КУЛЬТУРНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ СВОБОДЫ И
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Аннотация. В работе представлены результаты пилотажного исследования уровней ответственности и автономии у младших подростков (12-14 лет). Была предпринята попытка выявить гендерные и культурно-этнические особенности ответственности и автономии. В ходе исследования обнаружено, что полученные распределения этих параметров характеризуются выраженным максимумом в области средних значений. Это - основной и бесспорный результат проведённого исследования. Однако он делает невозможным статистически значимое сравнение между собой маскулинного и феминного гендера, а также высоких и низких значений автономии и ответственности у крымских татар и славян Крыма. На этой основе сделан вывод о том, что для исследования упомянутых различий со статистически значимой достоверностью необходимо увеличить объём выборок не менее, чем в десять раз.
Ключевые слова: ответственность, свобода, автономия, гендер, подростки.
Annotation. The paper presents the results of a pilot study of the levels of responsibility and autonomy for younger adolescents (12-14 years). An attempt was made to identify gender and cultural-ethnic characteristics of responsibility and autonomy. During the studies, evident maximum for all parameters was found in the region of average values. This is the main and indisputable result of the study. Nevertheless, it makes impossible a statistically significant comparison between both masculine and feminine genders, as well as between high and low values of autonomy and responsibility, making comparison between Crimean Tatars and Slavs of Crimea. On this basis, it was concluded that in order to study the mentioned differences with statistically significant reliability, it is necessary to increase the sample size by at least ten times.
Key words: responsibility, freedom, autonomy, gender, adolescents.
Введение. Известно, что подросткам свойственно стремление к свободе, но не свойственно принятие ответственности. [2] Тема взаимосвязи свободы и ответственности личности изучалась многими выдающимися психологами. Однако гендерные и культурные особенности в этом контексте до сих пор не рассматривались. Необходимо отметить, что в течение последних двух десятилетий формируется качественно новое поколение подростков (так называемое «поколение Z»). Эти подростки отличаются от предыдущих поколений тем, что на формирование их психики и личности с раннего возраста влияет регулярное взаимодействие с гаджетами. Поколению Z уже посвящено немало исследований[3,7]. Однако тема остаётся актуальной, а рассмотрение её гендерных и культурных особенностей раскрывает новый ракурс актуальности проведённого нами исследования.
Подростковый возраст принято определять как период перехода от детства к юности, характеризующийся, наряду с половым созреванием, становлением личности [1]. С. Холл определил этот период как кризис, завершающийся обретением чувства индивидуальности (см., например, [6]). Согласно Э. Фромму [11], сформированная индивидуальность характеризуется спонтанностью, свободой и ответственностью. В. Франкл [10], а вслед за ним - и Д.А. Леонтьев [4], пришли к выводу о том, что свобода обеспечивает возможность выбирать жизненную позицию и формировать свою судьбу. При этом Д.А. Леонтьев [4] отмечает, что со свободой влиять на себя и своё окружение, а также противостоять внешним воздействиям, неизбежно сопряжена ответственность. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что свобода и ответственность не отделимы друг от друга, образуя диалектическое единство.
В исследовании приняли участие ученики «Крымско-татарской школы №3 им. И. Гаспринского» и «Октябрьской школы-гимназии №2» в возрасте от 12 до 15 лет, 23 человека крымских татар (первая выборка), 23 человека славян Крыма (вторая выборка). В первой выборке было шестеро учеников 12 лет, десятеро человек 13 лет, шестеро 14 лет и один 15 лет. Во второй выборке было семеро учеников 12 лет, десятро 13 лет, четверо 14 лет и двое 15 лет. Таким образом, распределение по возрасту в обеих выборках примерно одинаковое. В каждой выборке было 12 девочек и 11 мальчиков.
Цель статьи - выявить гендерные и культурные особенности восприятии свободы и ответственности младшими подростками.
Изложение основного материала статьи. В исследовании использовались «полоролевой опросник» С. Бем (с целью определения гендера), методика «диагностика ответственности подростков» М.А. Осташевой и «опросник автономии» Н.Н. Поскребышева. Отметим заложенную во все используемые тесты субъективность ответов, обусловленную тем, что испытуемые при ответах опирались на собственное самовосприятие.
Применение полоролевого опросника С.Бэм привело к результатам, представленным на рис. 1.
□ крымские татары ■ славяне Крыма
Фемин Андрогин Маскул
Рисунок 1. Распределение гендерной принадлежности испытуемых
Рис. 1 демонстрирует полное совпадение результатов, полученных для крымских татар и славян Крыма. Явно выражено преобладание андрогинного гендера: по 18 человек из 23 в каждой выборке, т.е. около 78%. Выраженный феминный гендер обнаружен у четверых девочек в каждой выборке, а маскулинный - лишь у одного мальчика в каждой выборке. Поэтому приходится констатировать, что имеющаяся у нас выборка недостаточна для проведения гендерного исследования. Заметим, что тенденция к явному преобладанию андрогинного гендера, наметившаяся в современном обществе, а особенно - у подростков - отмечается многими исследователями, в частности - в работах [12, 13].
На рис. 2 и 3 представлены результаты опроса по методике М.А.Осташевой, направленной на выявления уровня ответственности. Используются следующие обозначения: ДО - дисциплинарная ответственность; ОС - ответственность за себя в общем деле; ОД - ответственность за другого в общем деле.
□ Высокий ■ Средний
□ Низкий
Рисунок 2. Уровень ответственности в выборке крымских татар
Аналогичные результаты для славян Крыма представлены на рис. 3.
□ Высокий ■ Средний
□ Низкий
ОС
Рисунок 3. Уровень ответственности в выборке славян Крыма
Сравним результаты, представленные на рис. 2 и 3.
1. Дисциплинарная ответственность (ДО).
Высокий уровень - у 2 крымских татар и 2 славян Крыма; средний - у 16 крымских татар и 15 славян Крыма, низкий -у 4 крымских татар и 3 славян Крыма.
2. Ответственность за себя в общем деле (ОС).
Высокий уровень - у 3 крымских татар и 5 славян Крыма; средний - у 15 крымских татар и 14 славян Крыма, низкий -у 6 крымских татар и 7 славян Крыма.
3. Ответственность за другого в общем деле (ОД).
Высокий уровень - у 4 крымских татар и 1 из славян Крыма; средний - у 16 крымских татар и 17 славян Крыма, низкий - у 3 крымских татар и 5 славян Крыма.
Сопоставляя полученные результаты, мы обнаруживаем отсутствие явных различий между уровнями ответственности, полученными для крымских татар и славян Крыма. Очевидно, что у обеих категорий испытуемых явно преобладает средний уровень ответственности. Можно предположить более высокий уровень ответственности за другого в общем деле у крымских татар и более высокий уровень ответственности за себя в общем деле у славян Крыма. Однако для проверки этих предположений необходим существенно больший объём выборок.
На тех же испытуемых было проведено исследование личной автономии по методике «Опросник автономии» Н.Н.Поскребышева. Оценивались эмоциональная, когнитивная, ценностная и поведенческая автономия.
Результаты приведены на рис. 4 и 5.
Эмоц. Когнит. Цанност. Поведенч,
Рисунок 4. Уровень личной автономии в выборке крымских татар
Сравним данные, приведённые на рис. 4 и рис. 5.
1. Эмоциональная автономия.
У крымских татар высокий уровень отмечен у 1 испытуемого, средний - у 13 и низкий - у 9 испытуемых. У славян Крыма - 3, 13 и 7 соответственно.
2. Когнитивная автономия.
У крымских татар высокий уровень отмечен у 4 испытуемых, средний - у 17 и низкий - у 2 испытуемых. У славян Крыма - 3, 18 и 2 соответственно.
20
15
10
□ Высокий ■ Средний
□ Низкий
Эмоц. Когнит. Ценност. Поведенч.
Рисунок 5. Уровень автономии в выборке славян Крыма
3. Ценностная автономия.
У крымских татар высокий уровень отмечен у 4 испытуемых, средний - у 15 и низкий - у 4 испытуемых. У славян Крыма - 6, 10 и 7 соответственно.
4. Поведенческая автономия.
У крымских татар высокий уровень отмечен у 3 испытуемых, средний - у 13 и низкий - у 7 испытуемых. У славян Крыма - 8, 10 и 5 соответственно.
Таким образом, в эмоциональной и когнитивной автономии явных различий не обнаружено. В ценностной и поведенческой автономии можно предположить более сглаженное распределение у славян. Однако для уверенных выводов на этот счёт необходимо существенное увеличение объёмов выборок.
Выводы. В статье приведены результаты пилотажного исследования гендера, ответственности и автономии у младших подростков Крыма - крымских татар и славян. Проведённое исследование показало, что выборки, состоящие из 23 крымских татар и 23 славян Крыма, оказались недостаточными для получения статистически значимых результатов. Однако, можно предположить более высокий уровень ответственности за другого в общем деле у крымских татар, а также более высокий уровень ответственности за себя в общем деле у славян Крыма. В ценностной и поведенческой автономии можно предположить более сглаженное распределение у славян. Однако для уверенных выводов на этот счёт необходимо существенное увеличение объёмов выборок.
Бесспорным результатом проведённого исследования является явно выраженное преобладание средних значений над низкими и высокими. Так, в гендерном распределении явно преобладает андрогинность: в каждой выборке по 18 человек против 4 феминных гендеров и 1 маскулинного. В ответственности и автономии также очевидно преобладание средних значений. Именно это обстоятельство привело к упомянутым выше трудностям: испытуемых с низкими и высокими показателями оказалось слишком мало для выявления статистически значимых закономерностей. На этом основании при проведении дальнейших исследований придётся существенно - в десять и более раз - увеличивать объём выборки. Увеличение количества испытуемых в этом учебном году оказалось невозможным в связи с карантином, объявленным из-за эпидемии коронавируса.
Литература:
1. Кнохинова, Е.М. Воспитание ответственности у учащихся старших классов в деятельности ученического самоуправления: автореф. дис. канд. пед. наук / Е.М. Кнохинова. - М., 1973. - 20 с.
2. Кузьмина, Е.И. Психология свободы: теория и практика: учебное пособие / Е.И Кузьмина. - Санкт Петербург: Питер, 2007. - 336 с.
3. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект / Вопросы территориального развития. - 2018. - №2(42). - С. 6
4. Леонтьев Д.А. Феномен свободы: от воли к автономии личности / Только уникальное глобально: сб. стат. в честь 60-летия Г.Л. Тульчинского. - СПб., 2007. - С. 64-89.
5. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. - М.: Педагогика, 1983. - 240 с.
6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2014. - 460 с.
7. Поскрёбышева Н.Н., Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в исследовании личностной автономии подростка / Национальный психологический журнал. - М.: 2014. - № 1. - С. 74-85.
8. Сапа А.В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС / Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. -№2. - С. 24-30
9. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. Психология детства: Практикум. - Екатеринбург.: У-фактория. -2004. - 416 с.
10. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник / общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. - М., 1990. - 368 с.
11. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс. - 1990. - 288 с.
12. Хоч Н.С., Штепа Н.А. Молодое поколение России: особенности гендерных трансформаций личности мужчин и женщин / Томск: Вестник томского государственного педагогического университета. - 2005. - №1. - С. 131-134
13. Чуркина Н.А. Андрогинная идентичность как способ адаптации человека в современном обществе // Тамбов: Грамота. - 2017. - № 5(79). - C. 204-206.
Психология
УДК 159.922
кандидат психологических наук, доцент Лукьянов Алексей Сергеевич
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Фурсова Диляра Викторовна
Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Будённовске (г. Будённовск)
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования связи параметров гендерной идентичности и механизмов психологической защиты личности у студентов. Описаны результаты психологической диагностики выборки студентов обоих полов по видам механизмов психологической защиты личности, уровню маскулинности и фемининности. Показано, что для студенческого возраста характерно адекватное полу усвоение специфики параметров маскулинности -фемининности: для студентов женского пола характерны фемининные черты, для студентов мужского пола - маскулинные черты. Установлено, что существуют психологические защитные механизмы личности у студентов, которые чаще и интенсивнее используются представителями мужского и женского полов. При этом выявлено, что репертуар используемых механизмов психологической защиты у юношей и девушек различен, но общим является отрицание. Преобладающими механизмами психологической защиты у девушек являются регрессия и реактивное образование, у юношей -интеллектуализация и подавление.
Ключевые слова: механизмы психологической защиты, гендерная идентичность, маскулинность, фемининность, студенты, эмпирическое исследование.
Annotation. The article presents the results of an empirical study of the relationship between the parameters of gender identity and the psychological defense mechanisms in students. The results of psychological diagnostics of a both sexes students according to the types of psychological defense mechanisms, the level of masculinity and femininity are described. It is shown that the student age is characterized by adequate gender assimilation of the specifics of masculinity - femininity parameters: feminine traits are characteristic of female students, masculine traits are characteristic of male students. It is established that there are psychological defense mechanisms among students, which are more often and intensively used by representatives of the male and female sexes. At the same time, it was revealed that the repertoire of psychological defense mechanisms used in boys and girls is different, but denial is common. The predominant psychological defense mechanisms in girls are regression and reactiveness, in boys - intellectualization and repression.