УДК 155.922
Н.Д. Груздевская, аспирант, (4872) 20-21-64, nina gruzdevskay@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
СТАНОВЛЕНИЕ ЖЕНСКОЙ ГЕНДЕРНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ГОРОДЕ И МЕГАПОЛИСЕ
Анализируются особенности становления женской гендерности, описываются результаты исследования становления женской гендерности в различных социокультурных средах.
Ключевые слова: женская гендерная идентичность, социокультурная среда, пубертатный период, маскулинность, фемининность, женственность.
Во всех культурах самой распространенной всегда была классификация, подразделяющая людей на мужчин и женщин.
По теории В. А. Геодакяна с точки зрения эволюции, дихотомия полов обусловлена их специализацией, которая, в свою очередь, связана с наилучшим приспособлением к среде и соответственно - с выживанием. С.К. Нартова-Бочавер считает, что гендерные различия появляются в изменчивой, нестабильной социо-культурной среде, вырастая в последующих поколениях [3].
В психологии принято употреблять термин «гендер», «подчеркивая тем самым, что многие различия между мужчинами и женщинами создаются культурой, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола» [2. С. 26].
Термин «гендер» передает те характеристики мужчин и женщин, которые определены социальной средой и культурой, а именно: разное поведение, роли, надежды и обязанности, которыми наделены все женщины и мужчины в своей социо-культурной среде.
Осмысление понятия гендерной идентичности прошло долгий путь от биолого-эволюционного понимания природы пола и гендера, через теории социальных ролей до современных теорий гендерной идентичности [11-
Содержание и объем понятия «гендерная идентичность» остаются до настоящего времени дискуссионным. Само появление термина «идентичность» в социально-гуманитарных науках связывают с именем Э. Эриксона [8]. Вклад в исследование этого феномена внесло множество отечественных и зарубежных ученых, так или иначе касающихся данного вопроса.
Основу нашего анализа гендерных аспектов конструирования идентичностей составляют работы таких зарубежных и отечественных современников, как Ш. Берн, П. Бурдье, К. Гиллиган, Р. Коннелл, Дж. Мида, М.Мид, X. Тэджфела, Э. Сиксу, Т.В. Бендас, Л.С. Выготского, И.С. Кона, Ю.М. Лотмана, Л.В. Скворцова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина,
В.В. Знакова, Е.А. Здравомыслова, И.С. Клециной, И.С. Кона, В.А. Лабун-
ской и др.
Анализ зарубежных и отечественных источников дает возможность отметить, что нет единого подхода к изучению и описанию женской гендерной идентичности.
Большинство исследователей говорят о дифференцирующей социализации, в ходе которой девочку сознательно воспитывают так, чтобы она соответствовала принятым в данной культуре гендерным нормам и представлениям о фемининности .
Женская гендерная идентичность - отнесение себя к категории социальной группы и воспроизведение соответствующих гендерно-обусловленных ролей и самопрезентаций. Формирование женской гендерной идентичности связывают непосредственно со специфическим «женским опытом». Замечено, что меньшая ценность «женского» в обществе затрудняет развитие позитивной Я-идентичности [5].
Гендерные идентичности раскрываются через категории «маскулинность» (мужественность) и «фемининность» (женственность), полоспецифичные характеристики личности, которые выступают как базовые категории при анализе гендерной идентичности.
Одной из важных проблем нашего современного общества является проблема изменений гендерной культуры и расширения концепта «женственность».
Этот процесс изменений в первую очередь затрагивает саму личность: ее ценности, потребности и модели поведения. Изменения происходят внутри конкретной личности, которая расширяет или подтверждает или даже изменяет свои гендерные приоритеты.
Внутри личности происходит творческое преобразование некоторых норм и требований гендерной роли, что приводит в результате жизненного опыта к формированию определенного типа женской гендерной идентичности.
И разные мужчины, и разные женщины могут вкладывать в понятие «женственность» свое собственное, зачастую кардинально отличное от других, смысловое содержание. И на это смысловое содержание достаточно большое влияние оказывает социокультурная среда места проживания как самого индивида, так и его «агентов социализации» [4].
В зависимости от социальных, этнических, возрастных и других различий весь процесс конструирования и реализации женской гендерной идентичности имеет свои особенности и специфику.
На наш взгляд, в структуре женской гендерной идентичности можно выделить следующие типы: традиционно-патриархальный - феминный; к нему добавляется, прежде всего под влиянием СМИ, тип независимой, самостоятельной женщины - феминно-андрогинный; затем маскулинный тип; и, в последнее время, тип «гламурной» женщины - инфантильно-феминный [7]. Причем в чистом виде эти типы встречаются редко, в ос-
новном можно наблюдать сочетание типов гендерности с некоторым, часто незначительным, преобладанием одного.
Социально-культурная среда имеет различия в разных сообществах, она развивается и изменяется в соответствии с традициями и нормами, присущими конкретному обществу, поэтому роли и отношения полов не фиксированы и не универсальны. В каждом сообществе они различны и могут меняться со временем.
Таким образом, возникает проблема реализации женской гендерной идентичности личности на разных этапах жизненного пути, в разных социокультурных средах и бытийных пространствах.
Именно аспект влияния типа поселения на становление женской гендерности наименее изучен среди различных аспектов гендерной социализации, а между тем он важен, потому что именно социокультурные особенности различных типов поселений в значительной мере влияют не только на становление идентичности в целом, но и на становление женской гендерной идентичности.
Социальная ситуация развития женской гендерной идентичности в зависимости от факторов социализации, таких, как мезофакторы (тип поселения) может быть совершенно различной [4].
Степень влияния традиционных и современных ценностей, содержание женской гендерной идентичности и многие другие факторы явно выявляются при сравнении одной этнокультурной группы, представители которой проживают в разных типах поселения. В зависимости от территориальной принадлежности индивида женская гендерная идентичность может менять свою направленность и содержательное наполнение.
В зависимости от места проживания каждая социокультурная среда имеет принципиальные различия в сфере гендера. Для каждой среды существует социально приемлемая и социально неприемлемая «женственность». В зависимости от культурной принадлежности индивида гендерная идентичность меняет свою направленность и содержательное наполнение. В ситуации презентации гендерно-нетипичной модели поведения в той или иной культуре и не адекватного биологическому полу формированию гендерной идентичности может произойти гендерно-ролевая дезадаптация личности.
Сегодня, в зависимости от социокультурной среды, существенно изменяются гендерные стереотипы. В современных условиях интеграции и глобализации гендерная идентичность усваивает и воспроизводит не только традиционные социокультурные модели и образы, но и современные европейские гендерные ценности.
Сложившийся в XIX веке стереотип женственности остается популярным скорее у мужчин - женщина должна быть нежной, ласковой, мягкой, красивой, и одновременно с этим зависимой и покорной. Современные же женщины считают, что они должны обладать многими качествами,
которые всегда считались мужскими, - быть умными, энергичными, предприимчивыми.
В условиях современного города, как провинциального, так и мегаполиса, девочка с раннего детства наблюдает множество вариантов «женственности». И если сначала это мама и знакомые взрослые, затем круг агентов социализации все больше и больше расширяется: СМИ, школа, общественные организации, возрастные субкультуры, различные религиозные, прежде всего сектантские движения.
В подростковом возрасте происходит отказ от идентификации с матерью. И только в результате разрешения кризиса идентичности девушка может вновь открыть в себе женственность, но, как правило, этот процесс уже связан не с семьей, а с влиянием СМИ и сверстников.
Условия жизни города, а тем более мегаполиса «замедляют осознание девочкой наличия собственного «внутреннего пространства» [8, С. 282.]. В большом городе девочку часто не воспитывают как будущую мать и жену. Родители озабочены хорошим образованием для дочери, перспективой приобретения престижной профессии, традиционная женственность не просто не культивируется, а даже принижается, что приводит к подростковому возрасту к стиранию грани между мужественностью и женственностью.
В подростковом возрасте для девочек исключительно важным фактором гендерной социализации становится общество сверстников. Причем для становления гендерности важен процесс общения со сверстниками не только своего пола. Оценивая телосложение и поведение в своих, более жестких, чем у взрослых критериев маскулинности-фемининности, сверстницы подкрепляют или ставят под сомнение гендерную идентичность и полоролевые ориентации. У девочек представления об образе настоящей женщины не настолько жестки как у мальчиков о настоящем мужчине, но также достаточно завышены, особенно в мегаполисе. В пубертатном возрасте девочки начинают все больше искать интимно-личностного общения со сверстницами своего пола, и начинается сексуальный интерес к противоположному полу.
В современном провинциальном городе происходит слияние деревенского и городского образов жизни. Здесь существует достаточно большой выбор гендерных ролей, гендерных норм поведения в связи с расширением круга общения. С другой стороны, в провинции сохраняется еще очень сильное влияние патриархальных традиций. Агенты гендерной социализации еще достаточно жестко контролируют процесс становления женской гендерной идентичности [4].
Личность девочки-подростка в провинциальном городе, с одной стороны, индивидуализирована, т.к. поставлена перед необходимостью проявления осознанных усилий, с другой - деиндивидуализирована, т.к. подчинена специфическим формам контроля, достаточно еще близким к сель-
ским. Но влияние семьи на становление женской гендерности в подростковом возрасте в городе уже меньшее, возрастает значимость влияния возрастных субкультур.
Наибольшие возможности становления различных вариантов женской гендерной идентичности предоставляет мир мегаполиса, именно в нем мы наблюдаем максимальную размытость понятия женской гендерности.
В полифункциональном мегаполисе еще больше стимулов, влияющих на формирование женской гендерной идентичности. Школа в мегаполисе, как и в провинции, способствует формированию традиционной фе-минной гендерной идентичности, но сам образ жизни современного мегаполиса, являясь сосредоточием культуры и контркультуры, предоставляет самый большой ряд альтернатив при выборе женской гендерной идентичности. Сильная социально-культурная дифференциация населения и возможность общения с представителями различных социальных и профессиональных слоев способствуют возможности для формирующихся девочек не только видеть и знать различные стили жизни и ценности, но и примерять их к себе. Влияние семьи и семейных гендерных стереотипов в мегаполисе остается значимым только до пубертатного периода. Начиная с подросткового возраста, в крупных городах существенно, по сравнению с провинцией, возрастает влияние возрастных субкультур, а также известных женщин как гендерных идеалов. Значительно снижается влияние традиционной религии, но возрастает роль псевдорелигиозных молодежных объединений, что может привести к кризису устанавливающейся гендерности, особенно у девочек.
Если традиционные религии способствуют закреплению в сознании девочек традиционной феминности, то этого нельзя сказать о множестве сектанстских и псевдорелигиозных движений, влияние которых особенно заметно в современном мегаполисе. Именно девочки-подростки становятся объектом особенного внимания «новых религиозных течений» [3]. Среди девушек, попавших под влияние нетрадиционных религий, отмечается замедление процесса становления идентичности вообще, и в том числе гендерной, либо происходит становление сильно искаженной гендерности -«псевдофеминности» или достаточно жесткой андрогинности. При выходе из религиозной организации девушки могут оказаться в ситуации разрушенной идентичности.
Таким образом, мы можем сказать, что жизнь в провинциальном гор оде, а тем более в мегаполисе, пр вводящая к интеграции современных ценностей, связанных с гендером, в подростковом возрасте способствует формированию различных типов женской гендерной идентичности, в сторону расширения женской гендерной идентичности (наряду с традиционной присутствуют маскулинная, андрогинно-феминная и инфантильно-феминная идентичности).
Каждая социокультурная среда места проживания транслирует через агентов социализации свою систему идей, символов, связей, условных знаков, способов поведения и общения, которые, устанавливая границы для гендерных групп, способствуют ощущению принадлежности к определенной группе.
В нашем исследовании при изучении становления женской гендерной идентичности в подростковом и юношеском возрастах в провинциальном городе, были обнаружены значимые особенности женской гендерности. Использовались следующие методики:
1. Методика «Нарисуй девушку» - модифицированная нами совместно с Е.Е.Сапоговой методика Ф. Гудинаф и Д.Харрис «Рисунок человека». Испытуемым предлагалось нарисовать автопортрет, а затем нарисовать девушку (а - в статичном положении, б - во время какой-нибудь интересной деятельности).
Методика позволяет определить основные гендерные концепты для каждого возраста.
2. Ассоциативный эксперимент с картинками - методика, направленная на изучение гендерных представлений испытуемых.
Испытуемым предъявляется набор женских образов. Предлагается выбрать три образа, наиболее соответствующих их представлениям о женщине.
3. Анкета половых ролей С. Бем.
Опросник используется для выявления степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик, а также позволяет определить тип личности: маскулинный, фемининный или андрогинный.
Испытуемым предлагается оценить наличие или отсутствие у себя определенных качеств.
Анализ результатов, направленный на выявление особенностей становления гендерной идентичности, дает определенную картину.
При анализе рисунков в провинциальном городе и мегаполисе можно выделить основные признаки, отражающие традиционные гендерные концепты феминности и маскулинности.
Четко дифференцируются внешние признаки пола - одежда и длина волос. У большинства девочек в провинциальном городе девушка представляется фемининной, и можно отметить контрастность маскулинных и фемининных признаков в образе.
Но у части испытуемых (15 %) слабая дифференциация фигуры девушки, а также у части испытуемых (15 %) отмечена гипермаскулинизация фигуры девушки.
У девочек, проживающих в мегаполисе, отмечается большая андро-гинность с одной стороны (20 %), а также гиперфеминизация и инфантилизм - с другой у 35 %.
По результатам ассоциативного эксперимента можно сказать, что хо-
тя большинство девочек-подростков (55 %), проживающих в провинциальном городе демонстрируют традиционные феминные гендерные представления, выбирая картинки с изображениями «женщины с ребенком», «женщины на кухне», «женщина в кругу семьи». Однако 25 % испытуемых добавляют уже современные представления, выбирая третьей картинку «женщина в офисе», что говорит уже о проявлениях «феминно-андрогинного» типа. 10 % испытуемых продемонстрировали более маргинальные гендерные представления, выбирая картинки «женщина за рулем», «женщина в офисе», «женщина с инструментом» и 5 % продемонстрировали инфантильно-феминные представления, выбрав в разных вариантах картинки «гламурная женщина с обложки».
Девочки-подростки, проживающие в мегаполисе, продемонстрировали более современные гендерные предпочтения: 65 % испытуемых, выбрав картинку «женщина в кругу семьи», добавили к ней «женщина за рулем» и «женщина в офисе». Также значительно выше процент инфантиль-но-феминных представлений - 15 %. Остальные 20 % сохранили традиционные феминные гендерные представления. Однако в мегаполисе ни у одной испытуемой мы не отметили маскулинных гендерных представлений.
Анализ анкеты половых ролей показал, что большинство девочек-подростков, проживающих в провинциальном городе (55 %), имеют андро-гинный тип личности, но достаточно близкий к феминному, 25 % соответствуют феминному типу и 20 % маскулинному.
В полифункциональном мегаполисе мы получили картину более выраженного андрогинного типа личности у девочек - 60 % и более выраженного феминного - 35 % испытуемых. Только 5 % испытуемых девочек имеют маскулинный тип личности.
Таким образом, мы можем сказать, что в процессе становления женской гендерной идентичности в провинциальном городе у девочек в подростковом возрасте под воздействием различных субкультур намечается тенденция к изменению традиционной женской гендерности в сторону большей андрогинности, к становлению андрогинно-феминного типа идентичности, а в полифункциональном мегаполисе, также при достаточно высокой андрогинности, возрастает склонность к инфантильно-феминному типу, чему, безусловно, способствует влияние СМИ и известных женщин как гендерных идеалов.
В подростковом возрасте происходит, под влиянием агентов социализации, закрепление усвоенных поведенческих и личностных характеристик представителей сво ео пола, т.е. мо жзо уже говорить о сформировавшихся определенных гендерных представлениях.
Библиографический список
1. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2005. 431с.
2 .Берн Ш. Гендер ня психо огия. СПб.: Пр йм-ЕВРОЗНАК, 2002. 320с.
3. Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. 708 с.
4. Мудр ж А.В. Социализация человека. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304с.
5. Практикум по гендерной психологии /под ред. И.С. Клециной. -СПб.: Питер, 2003. - 479 с.: ил. (серия «Практикум по психологии»).
6. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии, 1987. № 4.
7. Сапогова Е.Е. Женская аутентичность: опыт исследования гендерной концептосферы современных женщин // Известия ТулГУ. Серия «Псих отогия». Вып. 6 / Под ред. Е.Е.Сапогово й Тула: Изд-во ТулГУ, 2006.
С. 166-189.
8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
344с.
Gruzdevskaya N.D.
The adolescens woman gender identity in the provinces and megapolis We analyse the special features of woman gender identity and describe the results of the researches of woman gender identity in different sociocultural environment.
Получено 20.10.2009 г.
УДК 159.922
A.Н. Шулепова, аспирант, (4872) 35-36-79, regolit@pochta.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
ВАРИАНТЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ В МОЛОДОСТИ
Рассматриваются варианты построения собственной жизни в молодости. Описываются следующие типы: путь героя, путь личности, путь ученика, путь друга, путь семьянина, путь богача, путь праведника, путь профессионала, путь влиятельного, путь счастливчика, путь немощного, путь странника и путь трикстера.
Ключевые слова: жизненный путь, самопостроение, жизненная стратегия, потребность, событие, молодость.
В современном мире существует устойчивое убеждение, что будущее за молодежью, за теми, кому еще только предстоит проявить себя, построить свою жизнь. Многие авторы (Э. Эриксон, И.С. Кон, Е.Е. Сапогова,
B.С. Мухина, Е.Л. Омельченко и др.) именно с этим периодом жизни связывают становление самостоятельности и ответственности человека за свои поступки, способности принимать смысложизненные решения, закрепление мировоззренческих ориентаций, построение устойчивого образа мира, определение перспектив и целей жизни. В молодости впервые вы-