психологические науки
Андриенко Оксана Александровна, Зубкова Светлана Николаевна ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ...
УДК 159.99
DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0081
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ
© 2020
SPIN-код: 3820-8444
AuthorlD: 516485
Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Зубкова Светлана Николаевна, студент
Оренбургский государственный университет, филиал в Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: [email protected])
Аннотация. В настоящее время общество сталкивается с конфликтом мужских и женских ролей. Психоаналитическая парадигма маскулинности и феминности утверждает, что мужские и женские свойства предопределены процессом индивидуального развития человека под влиянием социальных отношений. Психологическая проблематика особенностей ценностных ориентаций в зависимости от проявления феминных и маскулинных качеств подчеркивает актуальность личностной ориентации воспитательных процессов. Специфичность формирования ценностных ориентаций личности в отличительно гендерных характеристиках определяет значимость данной проблемы. В данной статье представлены результаты исследования, целью которого явилось изучение проявлений феминных и маскулинных качеств у молодежи в зависимости от их ценностных ориентаций. Работа проводилась на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. В исследовании использовались методики: «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Полоролевой опросник» С. Бем. В представленном исследовании приняли участие студенты второго и третьего курсов, обучающихся по различным направлениям подготовки. На основании проведенного исследования была выявлена связь между проявлениями феминных и маскулинных качеств у молодежи в зависимости от их ценностных ориентаций, а именно для испытуемых с преобладанием маскулинных качеств наиболее важными являются ценности социальной успешности, а для испытуемых с преобладанием феминных качеств - ценности социального взаимодействия.
Ключевые слова: половая социализация, полоролевая идентичность, маскулинность, феминность, социороле-вые отношения, андрогинность, ценностные ориентации, зависимость ценностных ориентаций от типа личности.
VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS WITH DIFFERENT GENDER IDENTITY
© 2020
Andrienko Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics Zubkova Svetlana Nikolaevna, student
Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue 15A, e-mail: [email protected])
Abstract. Currently, society is faced with a conflict of male and female roles. Psychoanalytic paradigm of masculinity and femininity States that male and female properties are predetermined by the process of individual human development under the influence of social relations. Psychological problems of the peculiarities of value orientations depending on the manifestation of feminine and masculine qualities emphasize the relevance of personal orientation of educational processes. The specificity of the formation of value orientations of the individual in distinctive gender characteristics determines the significance of this problem. This article presents the results of a study aimed at studying the manifestations of feminine and masculine qualities in young people depending on their value orientations. The work was carried out on the basis of the Orsk humanitarian and technological Institute (branch) of OSU. The study used the following methods: "Value orientations" by M. Rokich, "gender Role questionnaire" by S. Boehm. The presented study was attended by second and third year students studying in various fields of training. On the basis of the study, the relationship between the manifestations of feminine and masculine qualities in young people depending on their value orientations was revealed, namely, for subjects with a predominance of masculine qualities, the most important are the values of social success, and for subjects with a predominance of feminine qualities - the values of social interaction.
Keywords: sexual socialization, gender-role identity, masculinity, femininity, social-role relations, androgyny, value orientations, dependence of value orientations on personality type.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Динамичные социальные процессы современного общества характеризуются значительными трансформациями традиционной структуры, в результате которых происходят изменения гендерных программ мужчин и женщин, деформируется процесс половой социализации. Длительное время ролевые функции каждого пола были конкретно определены. Однако современные исследования свидетельствуют о сложности, многоуровневости и многозначительности категории пола, элементы которого формируются на разных стадиях индивидуального развития, под влиянием множества факторов [1].
Активный интерес исследователей вызывает проблема взаимосвязи феминности и маскулинности с ценностными ориентациями. «Под воздействием социальных, культурных факторов происходит изменение гендерной идентичности, меняется ее ценностно-смысловая сфера» [2]. Данная проблема является недостаточно разработанной и вызывает интерес для экспериментального иссле-
дования.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ многочисленной психолого-педагогической литературы показывает, что вопросам изучения гендерных различий в ценностных ориентациях современной молодежи посвящены последние исследования В.Ф. Глуховой [3], Е.В. Малеко [4], И.В. Новиковой, Е.А. Филатовой [5], Л.А. Семеренко [2] и др.
При многообразии компонентов, выделяемых в структуре полоролевой идентичности, наиболее часто акцентируют внимание на маскулинности и феминно-сти, как конструкторах культуры, интериоризованных психологических чертах [6]. Феминность и маскулинность являются нормативными представлениями о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин [7]. Данные многих исследований относят к проявлениям маскулинности
Andrienko Oksana Aleksandrovna, Zubkova Svetlana Nikolaevna psychological
VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS WITH DIFFERENT ... science
следующие характеристики: сила, агрессивность, предприимчивость, аналитичность, точность, а к проявлениям феминности - эмоциональность, нежность, тактичность, мягкость [8].
«Изучение отличительных особенностей психологии мужчин и женщин наводит на предположение, в соответствие с которым развитие личности, личностных структур и функций зависит от гендерных особенностей» [9, с.458-459]
С.А. Хазова акцентирует внимание на том, что с изменением системы половых ролей многие традиционные различия между полами резко сокращаются, а сами образы становятся менее полярными и однозначными, чем раньше [10].
Многие исследователи в своих работах отмечают, что в последнее время произошли существенные изменения в социоролевых отношениях: идет переосмысление места и роли мужчин и женщин в различных общественных сферах [11; 12].
Современные образы мужчин и женщин в большей степени учитывают разнообразие индивидуальных вариаций и содержат, наряду с маскулинными и феминными качествами, значительное количество андрогинных личностных характеристик. Тенденция современной молодежи к андрогинизму отмечена в работах В.Ф. Глуховой [3], А.Г. Давидян [13], Е.В.Коломийченко [14], И.В. Новиковой, Е.А. Филатовой [5], Л.А. Семеренко [2].
Маскулинность и феминность формируются в процессе социализации личности [15]. Это процесс интеграции индивида в общество, осуществляемый рядом институтов, которые формируют определенные ценности, а так же корректируют индивидуальные характеристики человека в соответствии со стандартами, принятыми в обществе [16]. Именно поэтому, «научная оценка ген-дерной основы ценностных ориентаций представляет определенный интерес» [9].
В настоящее время человек переживает переоценку ценностей: с одной стороны, окружающий мир, с его нестабильностью, формирует потребность в индивидуальном независимом ценностном мировоззрении, с другой стороны нарастает потребность в универсальных общечеловеческих ценностях [17].
Наличие у человека феминных и маскулинных качеств тесно взаимосвязано с тем, на что был направлен процесс воспитания. Люди с выраженной феминностью чаще всего воспитывались в сфере социального взаимодействия, где основополагающим было приобретение таких ценностей, как любовь, аккуратность и счастливая семейная жизнь. Наряду с этим, люди с выраженной маскулинностью воспитывались в сфере социальной успешности, где акцентировалось внимание на достижении успеха и независимости [5].
«Ценностные ориентации, составляющие ядро направленности личности, определяют разнообразие проявлений ее социальной активности. С одной стороны, они обеспечивают целостность личности, а с другой - осуществляют психическую регуляцию активности субъекта в социальной среде» [18, с. 46].
Интерес современных психологов вызывает проблема взаимосвязи гендерной идентичности и ценностных ориентаций личности. Были выявлены положительные связи фемининности с ценностью в сфере семейной жизни и образования [2], доминирование индивидуалистических ценностей и ценностей семейной жизни, как у феминных, так и у маскулинных испытуемых. Для девушек с феминной гендерной идентичностью большую значимость представляют коммуникативные ценности, для маскулинных - этические ценности и ценности, связанные с самореализацией [18].
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования явилось изучение проявлений феминных и маскулинных качеств у молодежи в зависимости от ценностных ориентаций.
Изложение основного материала исследования с пол-330
ным обоснованием полученных научных результатов.
Работа проводилась на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. В исследовании использовались следующие методики: «Ценностные ориентации» М. Рокича [19], «Полоролевой опросник» С. Бем [20]. В представленном исследовании принимали участие студенты вторых и третьих курсов в количестве 100 человек, из них 50 юношей и 50 девушек.
После проведения методики «Полоролевой опросник» были получены следующие результаты: 1) у 56% юношей и у 24% девушек преобладают феминные качества, следовательно, им присущи такие качества, как терпимость, эмоциональность, общительность и уступчивость; 2) у 8% юношей и у 60% девушек преобладают маскулинные качества, следовательно, им присущи такие качества, как рационализм, развитые аналитические способности, стремление к лидерству, высокая эффективность деятельности; 3) у 36% юношей и у 16% девушек преобладают андрогинные качества, следовательно, им в равной степени присущи как феминные, так и маскулинные качества.
Можно констатировать, что современным девушкам свойственен маскулинный тип личности, а юношам -феминный.
Далее нами была проведена методика М. Рокича, направленная на диагностику ценностных ориентаций студентов. Результаты исследования терминальных ценностей по методике М. Рокича отражены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты исследования терминальных ценностей студентов
Терминальные ценности Фешганый тип Маскулинный тип Андро гтптый тип
среднее ранг среднее ранг среднее ранг
Активная деятельная жизнь 8.85 7 13.47 12 8.69 8
Жизненная мудрость 11.05 9 14.05 13 12 11
Здоровье 10.35 8 16.12 16 11.3 10
Интересная работа 5.1 3 6.18 6 4.3 4
Красота природы и искусства 15,05 13 16,76 17 12 11
Любовь 3,3 2 15 15 3.38 3
Материально обеспеченная 12,6 10 2,47 2 7,46 7
Наличие хороших и верных друзей 2,1 1 7,29 7 3,23 2
Общественное признание 12.6 10 14.76 14 3.23 2
Познание 16 14 3,76 3 13.38 13
Продуктивная жизнь 16,7 15 17.18 18 13 12
Развитие 16.7 15 3,9 4 10.3 9
Свобода 14,75 12 5,58 5 14.70 15
Счастливая семейная жизнь 2,1 1 7,36 8 5.38 5
Счастье других 7,45 5 12.4 11 6.69 6
Творчество 5.9 4 12.29 10 14.3 14
Уверенность в себе 13.8 11 1.59 1 1,3 1
Удовольствия 8 6 10.06 9 7.46 7
Анализ полученных данных позволяет заключить, что у испытуемых с преобладанием феминных качеств наиболее предпочтительными среди терминальных ценностей являются наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь, любовь и интересная работа. Наименее значимыми - продуктивная жизнь, познание, красота природы и искусства. У юношей и девушек с преобладанием маскулинных качеств наиболее значимы - уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь, познание. Наименее важны - продуктивная жизнь, красота природы и искусства, здоровье. У студентов с преобладанием андрогинных качеств, наиболее предпочтительными среди терминальных ценностей являются уверенность в себе, наличие хороших и верных друзей, общественное признание и любовь. Наименее значимыми - свобода, творчество и познание.
Результаты исследования инструментальных ценностей по методике М. Рокича отражены в таблице 2.
Анализ полученных данных позволяет заключить, что у студентов с преобладанием феминных качеств наиболее предпочтительными среди инструментальных ценностей являются терпимость, воспитанность и честность. Наименее значимыми - образованность, ответственность, самоконтроль.
У испытуемых с преобладанием маскулинных качеств наиболее значимы - независимость, рационализм и эффективность в делах. Наименее значимыми являются такие ценности, как чуткость, терпимость, образованность._
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)
психологические науки
Андриенко Оксана Александровна, Зубкова Светлана Николаевна ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ...
Таблица 2 - Результаты исследования инструментальных ценностей студентов
Инструментальные ценности Фемшшыйтип Маск".Л1шаы, тил Андрогинный тип
среднее ранг среднее значение среднее значение ранг
Аккуратность 4.4 4 12,18 11 2,84 3
Воспитанность 2.45 2 17.15 IS 10.92 10
Высокие запросы 7 7 12.61 12 11.3 11
Жизнерадостность 5.6 5 13 13 8.23 9
Исполнительность 5,95 6 16.38 17 15.84 16
Независимость 12.35 11 2.1 1 17.15 18
Нетерпимость к недостаткам 13,55 12 3.9 4 4.15 4
Образованно сть 15.35 16 14.15 14 12 12
Ответственность 17 17 7,3 5 4,92 5
Рацио нализм 14.45 14 2,3 2 2.15 2
Самоконтроль 14.9 15 8.6 6 1.46 1
Смелость 13 J 13 8.76 7 12,23 13
Твердая воля 11.05 10 11.84 10 16.07 17
Терпимость 1.2 1 15,07 15 7,08 7
Честность 3.4 3 10,46 9 15.46 15
Чуткость 4.4 4 15.53 16 7.69 8
Широта взглядов 8,65 8 9.23 8 14.76 14
Эффективность в делах 10,15 9 3.4 3 5.69 6
У юношей и девушек с преобладанием андрогинных качеств, наиболее важными являются самоконтроль, рационализм и аккуратность. Наименее важными - независимость, твердая воля и исполнительность.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Сопоставление полученных результатов позволяет сделать следующий вывод. На данный момент у большинства юношей преобладают феминные качества и такие ценностные ориентации, как наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь, любовь, терпимость, воспитанность и честность, а у большинства девушек -маскулинные и такие ценностные ориентации, как уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь, познание, независимость, рационализм и эффективность в делах.
Таким образом, ценностные ориентации различны в зависимости от выраженности феминности и маскулинности. Для испытуемых с преобладанием маскулинных качеств наиболее важными являются ценности социальной успешности, а для испытуемых с преобладанием феминных качеств - ценности социального взаимодействия. Дальнейшие перспективы решения представленной проблемы заключаются в изучении построения воспитательного процесса со студентами с учетом их ценностных ориентаций и гендерной идентичности. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями, кураторами при планировании и организации воспитательной работы со студентами, а также с целью повышения их психологической компетентности в разных жизненных ролях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Тищенко Ю.Г., Тищенко И.А. Динамика традиционных гендер-ных конструктов в сознании современной студенческой молодежи // Вестник ЮРГТУ (НПИ). Сер. Социально-экономические науки. 2015. №5.С. 155 -158.
2. Семеренко Л.А. Ценностные ориентации и гендерная идентичность студенток вуза /В сборнике: Актуальные психолого-педагогические исследования: Сборник научных трудов. Под редакцией О.П. Степановой, Е.И. Шулевой. Магнитогорск, 2019. С. 75 - 78.
3. Глухова В.Ф. Гендерные различия в ценностных ориентациях молодежи // Омский научный вестник. 2006. № 3 (36). С. 56 - 60.
4. Малеко Е. В. Особенности формирования личности в пространстве информационной культуры // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2018. № 1 (13). С. 29 - 31.
5. Новикова И.В., Филатова Е.А. Ценностные ориентации девушек подростков с разной степенью выраженности феминности и маскулинности //Аллея науки. 2018. Т. 4. № 1 (17). С. 468 - 471.
6. Родина Н.В. Особенности гендерной идентичности личности в преодолении стресса // РЕМ: Psychology. Educology. Medicine. №3-4. 2015. С.313 - 325.
7. Тищенко И.А., Багаджиян Ю.Г., Пономарев П.А. Гендерные стереотипы современного российского общества // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: социально-экономические науки. 2019. №1. С.100 -106.
8. Чуркина Н.А. Гендерная социализация в современном обществе // Успехи современной науки и образования. 2016. Т.5. №6. С.90 - 92.
9. Ефремов А.Ю., Кузнецов А.И., Гришин К.Г. Гендерные особенности формирования ценностных ориентаций личности // Научные исследования: от теории к практике. 2015. Т. 2. № 2 (3). С. 458 - 460.
10. Ефимова Л.В. Гендер как социальная проблема общества // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. №2 (11). С.12 -14.
11. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время. 2009. 496 с.
12. Бугрина Е.А. Феминность и маскулинность в профессиональной среде //Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. №1(14).
13. Давидян А.Г. Влияние социальных стереотипов на становление гендерной идентичности молодежи // Акмеология. 2016. № 1. С. 51 - 53.
14. Коломийченко Е.В. Самоотношение и гендерная идентичность как факторы формирования образа телесности у современной молодежи // Теория и практика общественного развития. 2015. № 16. С. 268 - 271.
15. Морозова А.В. Особенности копинг-стратегийу девушек с выраженной феминностью и маскулинностью // Аллея науки. 2018. Т.2. №1 (17). С.486 - 490.
16. Фазлиахметова Е.И. Влияние феминности на самоактуализацию личности в педагогической сфере // Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. № 3.
17. Грошев И.В. Давыдова Ю.А. Фемининность и маскулинность: биопсихосоциальные конструкты личности // Вопросы современной науки и практики: научный журнал. 2009. №1 (15). С. 22 - 32.
18. Габдулина Л.И. Некоторые особенности ценностной сферы женщин с разной гендерной идентичностью / В сборнике: Комплексные исследования человека: психология материалы сибирского психологического форума. 2017. С. 46 - 49.
19. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002. Т.1. 312 с.
20. Гендерная психология. 2-е изд. / Под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2009. 496 с.
Статья поступила в редакцию 29.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020