Научная статья на тему 'Культурное значение новых технологий информационного общества'

Культурное значение новых технологий информационного общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
214
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / NEW TECHNOLOGIES / СИНГУЛЯРНОСТЬ / SINGULARITY / КОНВЕРГЕНЦИЯ / CONVERGENCE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Соловьев Александр Васильевич

Статья посвящена культурному значению новых технологий информационного общества: инфо-, био-, нанои экотехнологий, которые составляют основу научно-технической парадигмы современности. На культурном уровне новые технологии подталкивают общество к осознанию того факта, что в современности грань между природным и искусственным стирается, что приводит к возможности неограниченного экспериментирования во всех сферах человеческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the cultural meaning of the new technologies of information society: info-, bio-, nano-, and eco-technologies, which are the basis of the scientific and technological paradigm of modernity. On the cultural level the new technologies are pushing society to understanding of the fact that in modernity distinction between the natural and the artificial has been erased leading to the possibility of unlimited experimentation in all spheres of human activity.

Текст научной работы на тему «Культурное значение новых технологий информационного общества»

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^

как Императорская Семья, так и верное ей монархическое движение считают несвоевременным восстановление Монархии без ясно выраженного народного волеизъявления, путем простого силового решения или закулисной договоренности. Воплощая собой принципы монархической государственности, Глава Российского Императорского Дома, Ее Мать и Сын, являясь гражданами

Российской Федерации, уважают и соблюдают Конституцию и действующее законодательство РФ. Императорская Семья готова, по завету Императора Кирилла и Великого Князя Владимира Кирилловича, служить Отечеству в любом качестве, используя как свой исторический авторитет внутри страны, так и международные династические связи на внешнеполитической арене.

Примечания

1. Симонов, А. А. Императорские ордена России, 1698—1997 / А. А. Симонов, А.Н. Закатов.

— 2-е изд., испр. и доп. — М.: Новый век, 1997. — 96 с.: ил.

2. Закатов, А. Н. Император Кирилл I в февральские дни 1917 г. / А.Н. Закатов. — М.: Новый век, 1998. — 192 с.: ил.

3. Закатов, А. Н. Обсуждение вопросов землевладения и землепользования при Российском Императорском Доме в изгнании. 1917—1938 гг. / А.Н. Закатов // Международная научно-техническая конференция, посвященная 225-летию МИИГАиК. Геодезическое образование. — М.: МИИГАиК, 2004.

— С. 107—114.

4. Закатов, А. Н. В подвале Ипатьевского дома. Реабилитация святых царственных страстотерпцев и защита прав и законных интересов Российского императорского дома в 1995—2008 гг. Документы и материалы / А.Н. Закатов, Г.Ю. Лукьянов. — М., 2009. — 434 с.: ил.

УЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

А. В. Соловьев

Рязанский государственный университет им. С. А.Есенина

Статья посвящена культурному значению новых технологий информационного общества: инфо-, био-, нано- и экотехнологий, которые составляют основу научно-технической парадигмы современности. На культурном уровне новые технологии подталкивают общество к осознанию того факта, что в современности грань между природным и искусственным стирается, что приводит к возможности неограниченного экспериментирования во всех сферах человеческой деятельности. Ключевые слова: информационное общество, технология, новые технологии, сингулярность, конвергенция.

The article focuses on the cultural meaning of the new technologies of information society: info-, bio-, nano-, and eco-technologies, which are the basis of the scientific and technological paradigm of modernity. On the cultural level the new technologies are pushing society to understanding of the fact that in modernity distinction between the natural and the artificial has been erased leading to the possibility of unlimited experimentation in all spheres of human activity.

Key words: information society, technology, new technologies, singularity, convergence. 56 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 56-59

Как указывают И. Пригожин и И. Стен-герс, на современном этапе наше научное видение природы претерпевает радикальные изменения в сторону множественности, тем-поральности и сложности: практически во всех процессах обнаруживается эволюция, разнообразие форм и неустойчивости (1, с. 16). Обозначая специфику зарождающейся современной научной парадигмы, П.А. Сорокин писал, что «в противоположность устаревшим, хотя все еще употребляемым штампам механистической, материалистической и детерминистской биологии, психологии и социологии, новейшие значительные теории в названных дисциплинах ясно показывают, что явления жизни, организм, личность, разум, социокультурные процессы не могут быть поняты как чисто материалистические, механистические и чувственно воспринимаемые реальности и не сводимы к ним» (3, с. 886). Таким образом, Сорокин косвенно указал, что прогресс в науке и технологии должен коэ-волюционировать с прогрессом в теории социальных наук. По мнению В. Тонна, новые технологии приведут к революционным изменениям в обществе, которое подвергнет сомнению ценность и полезность многих фундаментальных парадигм социальных наук, теорий и моделей, на которых основываются некоторые направления социальных наук (7, p. 309).

Новые технологии подталкивают общество к осознанию на культурном уровне того факта, что в современности грань между природным и искусственным стирается, что приводит к возможности нового экспериментирования во всех сферах человеческой деятельности: возникают инфо-, био-, нано- и экотехнологии, составляющие саму основу научно-технической парадигмы современности.

Описывая в манифестной стихотворной форме новый «Век Унификации», М. Дертузос утверждает, что «четвертая революция» (объединение технологии и человеческого духа) приведет к синтезу веры,

^ Теория и история культуры

сознания, природы и человечества и проложит путь за пределы человеческих артефактов и их последствий к пониманию себя: «Технари,/ Следите за своими рецептами миру./ Гуманитарии, / Успокойте ваши техно-страхи./ Выйдите из своих драгоценных дворцов,/ Загляните в себя до раскола,/ Заполните пространство, которое делает вас целыми./ Насладитесь закатом/ И колесом./ Исходите из логики/ И эмоций./ Технология — дитя человечества./ И наш поиск человеческой цели./ Любить их значит любить себя./ Нет никакой разницы./ Только этикетки» (4, p. 315).

В последних строках этого манифеста слияние завершается: человек и его технологические творения не разделены ничем, кроме формальных культурных обозначений. Наступает эпоха технологической сингулярности.

В культуре эта технологическая сингулярность выражается в перцепции инфо-, био-, нано- и экотехнологий как чего-то единого, что либо приведет людей в «светлое будущее», либо погрузит цивилизацию в ад невиданных эпидемий, войн и страданий. По мнению Б.Г. Соколова, такие свойства цифрового (то есть сингулярного. — Прим. А. С.) мира, как вечность и взаимозаменяемость, переходят в наш мир: клонирование, трансплантация и, соответственно, вечность — реальность ближайшего будущего (2, с. 370).

Современные научно-популярные (а значит, и культурные) представления об окружающем мире построены на присутствии некоего кода во всех объектах мироздания. И если этот код не обнаружен в каком-то объекте, это означает, что он пока не обнаружен. В культурном плане эти представления еще более укрепляют тезис о единстве всего сущего и возможности наступления эпохи сингулярности, когда psyche и techne невозможно будет отделить друг от друга. Современная биоинформатика, например, является зоной объединения инфотехнологии и биотехно-

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 5 (49) сентябрь-октябрь ^

логии и представляет собой одну из важнейших сфер, которая порождает интенсивные культурные дискурсы человеческого, постчеловеческого и духовного плана. Биоинформатика — междисциплинарная область, которая исследует биологическую проблематику с использованием вычислительных (компьютерных) методов и делает возможным быструю организацию и анализ больших массивов биологических данных. Биоинформатика также обозначается как вычислительная биология и определяется как концептуальная биология с точки зрения молекулярных исследований и прикладных методов информатики с целью осмысления и организации информации о молекулярных структурах в больших масштабах. Биоинформатика играет ключевую роль в различных областях, например в функциональной геномике, структурной геномике и протеомике, а также является ключевым компонентом биотехнологии и фармацевтического сектора.

Благодаря «расшифровкам» генов, «построению» генома человека, «конструированию» генетически модифицированных организмов в рамках биоинформатики, метафора цифры становится одной из ведущих культурных категорий. Цифра, как мерило строительных «кирпичиков» микрокосма, лежит и в основе нанотехнологии, которая уже породила понятие нанокультуры (5). На культурном уровне концепция нано-технологии оказывается чрезвычайно привлекательной, так как «оживляет» извечный миф о бессмертии, делает его мифом в полном смысле слова, а не сказкой, пересказанной тысячи раз всеми видами культурных текстов. Катерина Хэйлес пишет: «Представьте [...] мир, в котором микророботы внутри тела продлевают жизнь на века, созданные биомеханические организмы очищают воздух и воду. » (5, р. 12). В статье «Наноботы в кровеносных сосудах» журнала «Н+», посвященного влиянию технологий на общество и культуру, сообщается, что исследова-

тели Политехнической школы Монреаля (École Polytechnique de Montréal) создали нанобот — наноустройство-судно, используя живые, плавающие бактерии, соединенные с бусинками полимера (6, p. 13). Во главе с профессором компьютерного инжиниринга С. Мартель они успешно провели такие наноботы через каротид-ную артерию живой свиньи со скоростью 10 см/с, используя технологию магниторе-зонансного отображения (MRI). Их последнее исследование показывает, что они могут сделать это и с человеческими кровеносными сосудами. Биомеханические наноботы будут атаковать и уничтожать злокачественные опухоли в любой точке организма человека. Сегодня это обещание здоровья и долголетия, завтра, возможно, обещание бессмертия. Тысячи подобных сообщений в СМИ и Интернете создают устойчивое представление о нанотехнологиях как о чем-то волшебном и недоступном восприятию простого смертного, с одной стороны, а с другой стороны, как о части повседневной человеческой реальности, а значит, и культуры.

Совершенно очевидно, что современные биотехнологии, «работающие» на уровне генов и наночастиц, невозможны без нанотехнологий, которые, в свою очередь, немыслимы без инфотехнологий. Активное развитие этих трех видов технологий открыло новые возможности в области экотехно-логий. Появился быстрорастущий сектор «green tech» («зеленая технология»), который расширяет границы культуры энвай-ронментализма и открывает возможность реализации подлинного устойчивого развития. Изобретения последних лет в области «зеленых технологий» включают в себя биотопливо, электронные тормоза для поездов, «умную электросеть», которые стали возможными только благодаря совместному использованию инфо-, био-, нано-и экотехнологий.

Конвергенция этих новых видов технологий информационного общества в куль-

^ Теория и история культуры

турном плане предлагает две альтернативы: постгуманистическую культуру и неогуманистическую (прото)культуру. Какой из векторов развития победит, ответить сложно, но,

вероятно, для победы неогуманистической (прото)культуры понадобится радикальное переосмысление антропной роли технологий, а также современной концепции человека.

Примечания

1. Пригожин, И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. — М.: Издательство ЛКИ, 2008.

2. Соколов, Б. Г. Генезис истории / Б.Г. Соколов. — СПб.: Алетейя, 2004.

3. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика / П.А. Сорокин. — М.: Астрель, 2006.

4. Dertouzos, M. What Will Be: How the New World of Information Will Change Our Lives / M. Dertouzos.

— New York: HarperEdge, 1997.

5. Hayles, K. N. [ed.] Nanoculture / K.N. Hayles [ed.]. — Portland: Intellect Books, 2004.

6. Orca, S. Nanobots in the Bloodstream / S. Orca // H+. — 2009. — Issue 2, Spring.

7. Tonn, B. E. Coevolution of Social Sciencea And Emerging Technologies / B.E. Tonn; [Bainbridge W.S, Roco, M.C. (eds.)] // Managing Nano-Bio-Info-Cogno Innovations: Converging Technologies in Society.

— Dordrecht: Springer, 2006.

Данная статья разработана и издана в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы по теме «Организационно-техническое обеспечение проведения международной молодежной конференции "Системы, методы, техника и технологии обработки медиаконтента"». Государственный контракт № 12.741.11.0206

ЕДИАКОНТЕНТ В ДИСКУРСЕ РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В. Л. Музыкант, П. В. Музыкант

Российский университет дружбы народов

В статье рассматривается влияние мотивации, содержащейся в рекламном обращении, на поведение адресата. Прослеживается влияние языковых рекламных конструкций на диалоговый режим в массовых и бизнес-коммуникациях. Вводится в оборот понятие фирменного (корпоративного) аудио-стиля как эффективного рекламного носителя.

Ключевые слова: рекламный слоган, сегмент, пирамида Маслоу, функция языка, айстопер, музыкальный аудиостиль.

This article deals with the problem of motivation influence on effective contemporary advertising campaigns. The language constructions, music and slogans are considered as an important tool of communication dialogue between sender and receiver of the advertising message.

Key words: advertising slogan, segment, A.Maslow's Pyramid, the language functions, eyestoper, music audio style.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 59-64 59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.