УДК 008
А.В. Соловьёв
КУЛЬТУРНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ
Статья посвящена формированию новой научно-технической парадигмы в условиях информационной эпохи, анализируются культурные репрезентации этой парадигмы в современном социокультурном пространстве, фиксируется и осмысляется переход от индустриальной концепции науки и техники к постиндустриальной, а также последствия этого перехода, выразившиеся в тотальной информатизации общества. Особое внимание уделено роли новых технологий (инфотехнологии, биотехнологии, нанотехнологии, экотехнологии) в процессе формирования и развития новой культуры.
наука, техника, новые технологии, информационная эпоха, культура, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информатизация, синергетика, сингулярность, конвергенция, коэволюция, унификация.
С самого начала необходимо оговориться, что при анализе значения науки, техники и технологии в развитии культуры информационного общества нас прежде всего волнуют культурные репрезентации этих феноменов, а не их объективные характеристики с точки зрения философии науки или самого профессионального научного сообщества. Наша задача - выявление того, как изменения в современной науке изменяют культуру, что в связи с изменением научной картины мира становится допустимым и возможным, с точки зрения обычного человека.
Началом современной науки, то есть изменением парадигмы индустриальной цивилизации, когда усилия науки были направлены на максимизацию результатов, полученных в ходе исследования и использования отдельных неорганических и органических ресурсов окружающей среды, мы будем считать изменение мировоззрения научного сообщества, которое привело к пониманию окружающей среды как единой системы, когда экология, возникнув как узко специальная область знания, охватила практически все сферы человеческого бытия: экологию природной среды, экологию социальных отношений, педагогическую экологию и т.д. В данном контексте и в контексте культуры информационного общества большое значение имеют идеи В.И. Вернадского о ноосфере, в которую превращается биосфера XX столетия и которая создается прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества \ Понятие ноосферы Вернадский связывает с понятием «культур-
1 Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М. : Современник, 1993. С. 501.
ная цивилизация», которая, по его мнению, «не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее геологически, сложившейся организованности биосферы» 2. «Культурная цивилизация», образуя ноосферу, считает Вернадский, всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было 3. П. Тейяр де Шарден описывает объединение человечества в «культурную цивилизацию» в терминах «мегасинтеза» и «плане-тизации человека» 4 Этот мегасинтез и планетизация человека проявляются в развитии ноосферы, которая стремится стать одной замкнутой системой, где каждый элемент в отдельности видит, чувствует, желает, страдает так же, как и все другие и одновременно с ними 5. Вся ноосфера представляется как гармонизированная общность сознаний, эквивалентная своего рода сверхсознанию: «Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе. Множество индивидуальных мышлений группируется и усиливается в акте одного единодушного мышления» 6.
По мнению Тейяра де Шардена, на пути развития ноосферы будут и серьезные кризисы, один из которых мы наблюдаем сегодня: «Двойной кризис, уже всерьез начавшийся в неолите и приближающийся к своему максимуму на нынешней Земле, прежде всего связан, об этом уже говорилось, с массовым сплочением (с «планетизацией», можно бы сказать) человечества: народы и цивилизации достигли такой степени периферического контакта, или экономической взаимозависимости, или психической общности, что дальше они могут расти, лишь взаимопроникая друг в друга. Но этот кризис связан также с тем, что мы присутствуем при громадном выходе наружу незанятых сил, возникших под комбинированным влиянием машины и сверхвозбуждения» 7.
П.А. Сорокин обнаруживает этот кризис в терминах двойственного социокультурного процесса, который выражается в а) нарастающем упадке чувственной культуры, общества и человека и б) появлении и постепенном росте первых компонентов нового (идеационального или идеалистического) социокультурного строя 8. По мнению ученого, в науке этот двойственный процесс нашел отражение, во-первых, в усилении разрушительной мощи морально безответственных научных достижений чувственного типа; и, во-вторых, в преобразовании фундаментальных научных теорий в морально ответственном (идеациональном или идеалистическом) направлении 9. В этой новой идеациональной научной парадигме Сорокин предвосхищал и намечал контуры новой постиндустриальной техники, которая основывается на менее материалистической и детермини-
2 Там же. С. 505.
3 Там же.
4 Тейяр де Шарден П. Феномен человека : моногр. М. : Айрис-пресс. 2002. С. 249.
5 Там же. С. 258.
6 Там же.
7 Там же. С. 258-259.
8 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика : моногр. М. : Астрель, 2006. С. 885.
9 Там же.
стской современной науке в отличие от чисто позитивистской науки трех предыдущих столетий.
Сверхизобилие развитых стран, созданное машинами индустриальной эпохи и породившее тейяровские «незанятые силы», в новой научной парадигме должно быть заменено постиндустриальной техникой, которая, по мнению М. Эпштейна, имеет дело с мыслью и числом, словом и духом. Это техника средств сообщения и передвижения, техника одухотворения материи и сближения ее с нашим внутренним «я» 10. Фактически он обозначает начало новой техники с невиданным ранее творческим потенциалом создания альтернативных реальностей: «Виртуальный мир, созданный электронной техникой, тот порог, за которым начинается ее переход в технософию, сотворение параллельных, альтернативных миров» 11. П.А. Сорокин выделил важный момент, касающийся современной науки, который стал катализатором развития современной постиндустриальной техники, указав, что «в области квантовой механики и на пороге электронной теории такие основные понятия «материалистической и механистической науки», как материя, объективная реальность, время, пространство, причинность, уже неприменимы, а свидетельство органов чувств во многом теряет свое значение» 12. Такой подход открыл возможности для развития технологий виртуальной реальности, «усиленной реальности», коллективно управляемых и развиваемых мультимедийных баз данных, «открытого кода» и других феноменов информационного общества.
Ю. Хабермас рассматривает науку и технологию как культурные феномены, помещая их в идеологическое измерение. По мнению Хабермаса, наука и технология становятся идеологией с того момента, когда М. Вебер ввел понятие «рациональность» и индустриализация общественного труда стала подчиняться стандартам рационального решения, что в свою очередь привело к проникновению стандартов инструментальной деятельности в другие сферы жизни, такие, как урбанизация образа жизни, технизация транспорта и средств коммуникации 13. Это проникновение обозначает начало новой ступени общественного развития - рационального информационного общества, в котором наука и техника перестают быть отдельными и до некоторой степени замкнутыми сферами человеческой деятельности и встраиваются в институциональные сферы общества, преобразовывая и изменяя их. В условиях нарастающей конвергенции естественных и социальных наук технология становится направляющей и формирующей силой культуры общества постмодерна 14 Рациональное технологическое господство является ведущим фактором культурогенеза информационного общества. Как отмечал Г. Маркузе, в технике, как исторически-общественном проекте, «спроектировано то, что общество и господствующие в нем интересы замышляют
10 Эпштейн М.Н. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. М. : Новое литературное обозрение, 2004. С. 775.
11 Там же.
12 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. С. 885.
13 Хабермас Ю. Техника и наука как идеология : моногр. М. : Праксис, 2007.
14 The Routledge Critical Dictionary of Postmodern Thought. Routledge. N.Y., 1999. P. 66.
сделать с людьми и вещами» 15. В информационном обществе «технологический проект» разворачивается в полный фронт, вовлекая людей и вещи в единый синергетический «коктейль»: их уже нельзя разделить, их слияние представляет собой необратимый процесс. Таким образом, в информационном обществе заложены два противоречивых, но взаимодействующих начала: рациональное, утверждаемое наукой и техникой, и иррациональное (случайное и необратимое), значение которого, по мнению И. Пригожина и И. Стенгерс, возрастает по мере расширения наших знаний 16. На современном этапе наше научное видение природы претерпевает радикальные изменения в сторону множественности, темпо-ральности и сложности: практически во всех процессах обнаруживается эволюция, разнообразие форм и неустойчивости 17. Обозначая специфику новой научной парадигмы, П.А. Сорокин писал: «...в противоположность устаревшим, хотя все еще употребляемым штампам механистической, материалистической и детерминистской биологии, психологии и социологии, новейшие значительные теории в названных дисциплинах ясно показывают, что явления жизни, организм, личность, разум, социокультурные процессы не могут быть поняты как чисто материалистические, механистические и чувственно воспринимаемые реальности и не сводимы к ним» 18. Таким образом, Сорокин косвенно указал, что прогресс в науке и технологии должен коэволюционировать с прогрессом в теории социальных наук. По мнению В. Тонна, новые технологии приведут к революционным изменениям в обществе, которое подвергнет сомнению ценность и полезность многих фундаментальных парадигм социальных наук, теорий и моделей, на которых основываются некоторые направления социальных наук 19.
Информатизация общества, вызванная достижениями науки и техники на социокультурном уровне, привела к тотальной информизации общества. Информатизация означает внедрение в общественное сознание и в культуру понимание того, что информация определяет каждый аспект нашей личной и социальной жизни. Вся человеческая жизнь, включающая природу и культуру, мик-ро- и макрокосм, начинает рассматриваться и переживаться как информационная структура. «В начале был бит» - так начинается книга «Программирование Вселенной» С. Ллойда, профессора механического инжиниринга Массачусетского института технологии 20. Ллойд описывает Вселенную как систему битов, в которой каждая молекула, каждый атом и элементарная частица регистрируют биты информации, и вся история Вселенной, таким образом, это огромное и перманентное квантовое вычисление, а Вселенная - квантовый компьютер 21. Значение такого информационного подхода для культуры трудно переоценить:
15 Цит. по: Хабермас Ю. Техника и наука как идеология. С. 52.
16 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса : моногр. М. : Изд-во ЛКИ, 2008. С. 12.
17 Там же. С. 16.
18 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. С. 886.
19 Tonn B.E. Coevolution of Social Science and Emerging Technologies // Managing Nano-Bio-Info-Cogno Innovations: Converging Technologies in Society / ed. by W.S. Bainbridge, M.C. Roco. Dordrecht : Springer, 2006. P. 309.
20 Lloyd S. Programming the Universe : monogr. N.Y. : Alfred A. Knopf, 2006. P. 9.
21 Ibid. P. 3.
он изменяет отношение человека как к природному, так и к искусственно создаваемому им миру. Грань между природным и искусственным стирается, что приводит к возможности нового экспериментирования во всех сферах человеческой деятельности: возникают инфо-, био-, нано- и экотехнологии, объединяющими принципами которых являются синергетика, сингулярность, конвергенция, коэволюция, унификация.
Описывая новый «век унификации», М. Дертузос утверждает, что «четвертая революция» (объединение технологии и человеческого духа) приведет к синтезу веры, сознания, природы и человечества и проложит путь за пределы человеческих артефактов и их последствий к пониманию себя:
Унификация.
Технари,
Следите за своими рецептами миру.
Г уманитарии,
Успокойте ваши технострахи.
Выйдите из своих драгоценных дворцов.
Загляните в себя до раскола.
Заполните пространство, которое делает вас целыми.
Насладитесь закатом
И колесом.
Исходите из логики
И эмоций.
Технология - дитя человечества
И наш поиск человеческой цели.
Любить их значит любить себя.
Нет никакой разницы.
Только этикетки 22.
В последних строках этого манифеста слияние завершается: человек и его технологические творения не разделены ничем, кроме формальных культурных обозначений. Наступает эпоха технологической сингулярности.
В культуре эта технологическая сингулярность выражается в перцепции инфо-, био-, нано- и экотехнологий как чего-то единого, что либо приведет людей в «светлое будущее», либо погрузит цивилизацию в ад невиданных эпидемий, войн и страданий. По мнению Б.Г. Соколова, такие свойства цифрового (сингулярного) мира, как вечность и взаимозаменяемость, переходят в наш мир: клонирование, трансплантация и соответственно вечность - реальность ближайшего будущего 23.
Одним из принципиальных отличий цифровых инфотехнологий от аналоговых является то, что они представляют собой универсальную модель репрезентации информации с их системой дискретных данных и событий 24 М. Дер-
22 Dertouzos M. What Will Be: How the New World of Information Will Change Our Lives. : mo-nogr. N.Y. : HarperEdge, 1997. P. 316.
23 Соколов Б.Г. Генезис истории : моногр. СПб. : Алетейя, 2004. С. 370.
24 Lallana E.C. The Information Age : monogr. Manila, 2003. P. 6.
тузос, описывая информационную эпоху, указывает, что она базируется на следующих пяти столпах:
1. Числа используются для репрезентации всей информации.
2. Эти числа выражаются единицами и нулями.
3. Компьютеры трансформируют информацию путем арифметических действий с этими числами.
4. Коммуникационные системы перемещают информацию путем перемещения этих чисел.
5. Компьютеры и коммуникационные системы комбинируются с целью создания компьютерных сетей. Компьютерные сети являются базисом для информационных инфраструктур будущего, которые в свою очередь являются базисом информационного рынка 25.
Развитие информационно-коммуникационных технологий прошло четыре последовательных этапа:
1) с середины 1940-х до 1970-х годов (архивирование первых вычислительных данных, полученных с помощью вычислительных центров и научных вычислительных машин);
2) 1980-е годы (очень быстрое развитие средств цифровой публикации сначала аудио-CD, затем мультимедийные CD-ROM и видеоигры на консолях);
3) 1990-е годы (появление спутникового цифрового телевидения и радио);
4) рубеж XX-XXI веков (обобщенная взаимосвязь сетей и головокружительное развитие Интернета, особенно его web и почтовых приложений).
Эти этапы можно обобщенно назвать периодом технологического генезиса информационного общества: сформирована сетевая технологическая структура на основе компьютеров. Структура четко локализована (серверы-узлы расположены в ключевых географических точках всей планеты) и достаточно стабильна (созданы технологии хранения, оперативной передачи, резервного копирования и сохранения данных). Сеть децентрализована и состоит из самодостаточных субсетей, соединенных между собой различными техническими шлюзами, что также обеспечивает стабильность глобальной сети в целом.
Уже в самом начале компьютерная технология содержала некоторые специфические черты, которые позволяют ей:
- заменять человека в самых разных областях;
- осуществлять эту замену с невиданным до сих пор совершенством;
- быть тем языком, к которому могут быть сведены все другие языки;
- выполнять функцию универсального механизма для производства знаний и информации;
- служить одновременно инструментом, темой и рабочим местом для творческого труда во многих областях деятельности;
- становиться во все большей степени главной средой коммуникации для разных народов;
25 Dertousos M. What Will Be. P. 53.
- и в конечном счете стать местом возникновения новой формы архива 26.
Именно эти специфические черты позволили информационно-комуника-ционным технологиям стать флагманом «армады» новых технологий и в научном, и в культурном смысле. По мнению экспертов ЮНЕСКО, информационно-комуникационные технологии следует рассматривать и как образовательную дисциплину, и как педагогические инструменты в развитии эффективных образовательных услуг 27, что означает включение их в ежедневные культурные практики, превращение их в устойчивую культурную форму современности. В подтверждение этого факта можно привести следующее высказывание: «.эти технологии являются не просто инструментами, они позволяют получать информацию и формируют способы общения, влияя также на наш мыслительный процесс и наши созидательные способности» 28.
Современные научно-популярные, а следовательно, и культурные представления об окружающем мире построены на присутствии некоего кода во всех объектах мироздания. И если этот код не обнаружен в каком-то объекте, это означает с точки зрения современной культуры, что он пока не обнаружен. В культурном плане эти представления еще более укрепляют тезис о единстве всего сущего и возможности наступления эпохи сингулярности, когда psyche и techne невозможно будет отделить друг от друга. Современная биоинформатика, например, является зоной объединения инфотехнологии и биотехнологии и представляет собой одну из важнейших сфер, которая порождает интенсивные культурные дискурсы человеческого, постчеловеческого и духовного плана. Биоинформатика - междисциплинарная область, исследующая биологическую проблематику с использованием вычислительных (компьютерных) методов и делает возможным быструю организацию и анализ больших массивов биологических данных. Биоинформатика также рассматривается как вычислительная биология и как концептуальная биология с точки зрения молекулярных исследований и прикладных методов информатики с целью осмысления и организации информации о молекулярных структурах в больших масштабах. Биоинформатика играет ключевую роль в различных областях, например, в функциональной геномике, структурной геномике и протеомике, а также является ключевым компонентом биотехнологии и фармацевтического сектора.
Благодаря «расшифровкам» генов, «построению» генома человека, «конструированию» генетически модифицированных организмов в рамках биоинформатики, метафора цифры становится одной из ведущих культурных категорий. Цифра как мерило строительных «кирпичиков» микрокосма лежит и в основе нанотехнологии, которая уже породила понятие нанокультуры 29. На культурном уровне концепция нанотехнологии оказывается чрезвычайно привлекательной, так как «оживляет» извечный миф о бессмертии, делает его мифом в полном смысле слова, а не сказкой, пересказанной тысячи раз всеми видами
26 Формирование и сохранение культурного наследия в информационном обществе. СПб., 2004. С. 14-15.
27 Там же. С. 6.
28 Там же.
29 Nanoculture / ed. by K.N. Hayles. Portland : Intellect Books, 2004.
культурных текстов. Катерина Хэйлес пишет: «Представьте, мир, в котором микророботы внутри тела продлевают жизнь на века, созданные биомеханические организмы очищают воздух и воду.» 30. В статье «Наноботы в кровеносных сосудах» журнала «h+», посвященного влиянию технологий на общество и культуру, сообщается, что исследователи Политехнической школы Монреаля (École Polytechnique de Montréal) создали нанобот - наноустройство-судно, используя живые, плавающие бактерии, соединенные с бусинками полимера 31. Во главе с профессором компьютерного инжиниринга С. Мартель они успешно провели такие наноботы через каротидную артерию живой свиньи со скоростью 10 см/с, используя технологию магниторезонансного отображения (MRI). Их последнее исследование показывает, что они могут сделать это и с человеческими кровеносными сосудами. Биомеханические наноботы будут атаковать и уничтожать злокачественные опухоли в любой точке организма человека. Сегодня - это обещание здоровья и долголетия, завтра, возможно, - обещание бессмертия. Тысячи подобных сообщений в средствах массовой информации и Интернете создают устойчивое представление о нанотехнологиях как о чем-то волшебном и недоступном восприятию простого смертного, с одной стороны, а с другой стороны, как о части повседневной человеческой реальности, а значит и культуры.
Совершенно очевидно, что современные биотехнологии, работающие на уровне генов и наночастиц, невозможны без нанотехнологий, которые в свою очередь немыслимы без инфотехнологий. Активное развитие этих трех видов технологий открыло новые возможности в области экотехнологий. Появился быстрорастущий сектор «green tech» - «зеленая технология», который расширяет границы культуры инвайронментализма и открывает возможность реализации действительно устойчивого развития. Изобретения последних лет в области «зеленых технологий» включают в себя биотопливо, электронные тормоза для поездов, «умную электросеть», которые стали возможными только благодаря совместному использованию инфо-, био-, нано- и экотехнологий.
Конвергенция вышеуказанных видов технологий в культурном плане предлагает две альтернативы: постгуманистическую культуру и неогуманисти-ческую культуру. Какой из векторов развития победит, ответить сложно, но, вероятно, для победы неогуманистической культуры понадобится радикальное переосмысление антропной роли технологий, а также современной концепции человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков [Текст]. - М. : Современник, 1993. - 688 с.
2. Пригожин, И. Порядок из хаоса [Текст] : моногр. / И. Пригожин, И. Стенгерс. -М. : Изд-во ЛКИ, 2008. - 296 с.
3. Соколов, Б.Г. Генезис истории [Текст] : моногр. - СПб. : Алетейя, 2004. - 372 с.
4. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика [Текст] : моногр. - М. : Аст-рель, 2006. - 1176 с.
30 Ibid. P. 12.
31 Orca S. Nanobots in the Bloodstream. H+. Issue 2. Spring, 2009. P. 13.
5. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека [Текст] : моногр. - М. : Айрис-пресс, 2002. - 352 с.
6. Формирование и сохранение культурного наследия в информационном обществе [Текст] / Рос. нац. б-ка, МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех».- СПб., 2004. -112 с.
7. Хабермас, Ю. Техника и наука как идеология [Текст] : моногр. - М. : Праксис, 2007. - 208 с.
8. Эпштейн, М.Н. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук [Текст]. - М. : Новое литературное обозрение, 2004. - 864 с.
9. Dertouzos, M. What Will Be: How the New World of Information Will Change Our Lives [Text] : monogr. - N.Y. : HarperEdge, 1997. - 368 p.
10. Nanoculture [Text] / ed. by K.N. Hayles. - Portland : Intellect Books, 2004. - 255 p.
11. Lallana, E.C. The Information Age [Text] : monogr. - Manila, 2003. - 260 p.
12. Lloyd, S. Programming the Universe [Text] : monogr. - N.Y. : Alfred A. Knopf, 2006. - 221 p.
13. The Routledge Critical Dictionary of Postmodern Thought. Routledge [Text]. -N.Y., 1999. - 401 p.
14. Tonn B.E. Coevolution of Social Science and Emerging Technologies [Тех^] // Managing Nano-Bio-Info-Cogno Innovations: Converging Technologies in Society / ed. by W.S. Bainbridge, M.C. Roco. - Dordrecht : Springer, 2006. - P. 309.
15. Managing Nano-Bio-Info-Cogno Innovations: Converging Technologies in Society [Text] / ed. by W.S. Bainbridge, M.C. Roco. - Dordrecht : Springer, 2006. - 390 p.
A.V. Solovyev
CULTURAL REPRESENTATIONS OF SCIENTIFIC-TECHNICAL PARADIGM IN THE INFORMATION EPOCH
The article centers on a new scientific-technical paradigm formation in the information epoch, it analyzes cultural representations of the paradigm in the contemporary sociocultural space. The paper treats the transition from industrial paradigm to post-industrial one, which results in total informatization. The paper highlights the role of new technologies (infotechnology, biotechnology, nanotechnology, ecotechnology) in the process of the new culture formation and development.
science, technics, new technologies, information epoch, culture, industrial society, postindustrial society, informatization, synergy, singularity, convergence, coevolution, unification