сю
^ Теория и история культуры
К
ОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
УДК 008:002.6; 351.85 О. Б. Сладкова
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья рассматривает влияние коммуникативного режима современного общества на культурные процессы. Отмечаются достоинства и недостатки коммуникативных технологий. Акцентируется роль коммуникативных технологий в культурном взаимодействии.
Ключевые слова: информационное общество, информационные коммуникации, информационная культура.
The paper shows communication technologies impact on culture. Note advantages and disadvantages communication technologies. Underlines the role of communication technologies in cultural interact.
Keywords: Information society, information communications, information culture.
Изучение современного коммуникационного режима, несомненно, трактуется как междисциплинарная проблема, лежащая в русле технико-технологических, социологических, культурологических, философских, политических и других наук. Под влиянием новых форматов генерации и передачи социокультурных смыслов происходят принципиальные изменения в отношениях трансляторов и респондентов, осознании их ролей в общественном процессе, ценностных установок и даже приемов мыслительной деятельности, поэтому векторы следствий этих процессов столь разнообразны.
Как об этом пишут теоретики информационного общества, формирование коммуникационного пространства отражается в важнейших социокультурных процессах. Во-первых, современный социум становится информационно насыщенным и информационно проницаемым, но вместе с тем и информационно зависимым. Во-вторых, ин-
формационное пространство каждого члена общества расширилось по сравнению с совсем недавним временем, а это влечет изменения в восприятии гражданами социальной действительности и их социальной активности на уровне изменения ментальных характеристик. В-третьих, разрабатывается инструментарий, с помощью которого общество удерживается в состоянии динамического равновесия, обеспечивая себе, таким образом, условия процветания и равноправного участия в глобальном мировом процессе развития. Можно утверждать, что для формирующегося информационного общества характерны как инструментальные, так и антропологические изменения, которые находятся в диалектическом единстве и окрашивают рассматриваемые нами проблемы новыми смыслами.
В русле данных рассуждений нельзя обойти вниманием важнейший инструмент современного коммуникационного режи-
$
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 47-50
47
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
ма, каким является Интернет. Пользователь Интернета становится не только потребителем информации, транслируемой управляющим органом, но и сам создает информационные продукты, высказывает свою позицию, обсуждает информацию с другими потребителями, участвует в зарождении новых смыслов. Причем информационное общество инициирует интерактивность потребителя отсутствием цензуры, обеспечением анонимности высказываний, то есть предоставляет условия свободы высказывания и свободы выбора собеседника. Следовательно, в информационном обществе обеспечивается не только массовость аудитории, но и создаются условия избирательности воздействия, когда в трансляции информационных концептов не все зависит от представителей властных структур. В такой ситуации за внимание отдельного члена общества управляющие органы вынуждены бороться, в том числе предлагая для обсуждения темы, интересные обществу.
Важное социальное следствие применения информационного инструментария проявляется в том, что технико-технологические возможности современной коммуникативной среды способствуют раскрепощению членов общества, формированию индивидуальной позиции человека. Не случайно Интернет возник и активнее развивается в либеральном, а не в тоталитарном обществе (как известно, в Китае и Северной Корее до сих пор существуют ограничения на пользование Интернетом). Индивидуализация позиции человека как члена общества в новом коммуникационном режиме подготавливает почву для построения иных — диалогических — отношений общества и власти, обеспечивая реализацию необходимой для этого атрибутики. Имеется в виду создание различных смысловых позиций, которое приводит не к их взаимному отторжению или подавлению, а к продуктивному взаимодействию; появление новых, не сводимых к первоначальным позиций и смысловых построений всех сторон участников коммуникационного взаимодействия; нали-
чие полноценных субъектов-участников; изначальное отсутствие монополии на истину. Таким образом, Интернет способствует построению общества индивидуалистов — и это тенденция современности, которую нельзя не учитывать, поставив задачу изучения особенностей трансляции концептов культурной политики. В современном обществе происходит трансляция культурных концептов не только от власти к обществу, но также и от общества к власти. Это подтверждает, в частности, ставшее регулярным общение первых лиц государства с народом в режиме онлайн.
Информационные технологии способствуют обогащению коммуникативного пространства многообразием смыслов. Но вместе с тем увеличение объема циркулирующей информации приводит к многократному увеличению информационного шума: информационное пространство наполняется неравнозначной по своей ценности информацией, процветает графоманство, растет доля информации, не заслуживающей доверия, и т.д. При этом на сегодняшний день отсутствует технология эффективной селекции информации. Однако нельзя сказать, что прогресс в области информационного инструментария не затрагивает эту сторону проблемы. В определенной степени, перечисленные негативные следствия преодолеваются за счет создания более совершенных поисковых систем, коммуникационных сетей, наконец, рекомендательных поисковых систем, основанных на экспертной оценке и коллаборативной фильтрации информации1.
Следует учитывать, что новый коммуникационный режим, изменяя технические характеристики передачи информации, влияет и на формы передачи смыслов, и на их восприятие. Для современной коммуникационной ситуации характерно то, что на формирование смыслов культурных концептов влияние оказывает не только слово, но и изобразительный ряд, картинки. Они лег-
$
1 Из выступлений А. Долгина известно, что в Высшей школе экономики ведутся работы по созданию такого рекомендательного сервиса, в котором как бы примиряется мудрость толпы со знаниями специалистов.
88
^ Теория и история культуры
че воспринимаются человеком. Это имеет существенные антропологические последствия: восприятие смыслов через зрительные образы меняет мыслительный процесс человека: изображение быстрее понимается, но дает меньше возможностей для воображения, размышления. В результате меняется логика мыслительной деятельности человека. Предприимчивые бизнесмены уже придумали, как использовать эту перемену в механизме сознания современного человека. Например, на этой особенности человеческой психики строится рекламная деятельность. Но философы, социологи, культурологи еще не «додумались», что с этим делать, как это использовать в позитивном воздействии на социум. Хотя клиповое мышление не является изобретением информационного общества: очень многие мыслители (восточные мудрецы, Ницше и др.) писали афоризмами — это тоже своеобразные клипы. Но в информационном обществе клипы занимают все большее место, они начинают превалировать над другими Ф формами передачи смыслов. А главное —
сознание современного человека эволюционирует в клиповую сторону. Несомненно, чтобы добиться эффективности трансляции культурных концептов, нужно учитывать эту особенность мыслительной деятельности современного человека.
Общеизвестно, что технические возможности информационного общества позволяют многократно ускорить передачу информации: информация распространяется, минуя пространственно-временные барьеры, и становится практически одномоментно достоянием всех членов общества и даже всего человечества. При этом укорачивается не только время передачи информации: вся жизнь современного человека убыстряется. Меняется скорость восприятия информации, мозг работает быстрее. Человек сегодня подготовлен к восприятию информации в более концентрированном виде, неспешность и обстоятельность трансляции порою его раздражают. Доказательство этого утверждения современный человек получа-
ет, соприкасаясь с артефактами прошлого. Распространенный пример — когда современный человек смотрит старую комедию, как бы ни было ему смешно, не проходит ощущение, что действие затянуто. Поэтому эффективной трансляции концептов культурной политики должны соответствовать темп их передачи и плотность передаваемых смыслов.
Рассуждая о влиянии коммуникационного формата на трансляцию социокультурных концептов, было бы несправедливо обойти вниманием некоторые очевидные последствия негативного характера. Например, анонимность, которая привлекает людей свободно высказывать свои мысли, при определенных условиях носит мнимый характер: режимы регистрации на популярных сайтах дают возможность выяснить персональную информацию о потребителях. Несанкционированный доступ к конфиденциальной информации — тоже реальность информационного общества. Даже социально-информационные технологии, претендующие на объективность, могут оказаться средствами манипуляции. Встает вопрос: «Как защитить человека от информационного воздействия?»
Самая эффективная защита заключается в способности человека контролировать собственное информационное поведение, правильно оценивать предложенную информацию, устанавливать ее авторство, перепроверять источник информации, отличать факты от комментариев. Заботясь о собственном комфортном психологическом состоянии, человек должен уметь отсеивать негативную информацию и останавливаться на позитивной. Кроме способности оценивать информацию, информационная культура личности подразумевает, что человек должен знать об основных информационных процессах (сбора, обработки, анализа информации) и уметь их осуществлять. Также нужно иметь представление о приемах и механизмах манипуляции. Например, не поддаваться на обсуждение незначимых тем, представляя себе, что такие навязан-
$
49
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
ные темы дискуссии имеют целью отвлекать от реально значимых для человека событий и прикрывать подготовку каких-либо грядущих непопулярных акций.
Подводя итог рассуждениям, хотелось бы акцентировать следующие аспекты:
• в условиях современного коммуникационного режима тотальный контроль над распространением информации становится бессмысленным;
• необходимо учитывать заинтересованность в обмене информацией не только общества, но и власти: в этом процессе закладываются диалогические отношения между этими двумя субъектами, происходит индивидуали-
зация позиции каждого члена общества;
• реализация управляющих воздействий должна основываться на научном инструментарии: существующих информационно-аналитических методиках, социально-информационных технологиях и т.д.;
• необходимо учитывать особенности коммуникативного режима информационного общества: диалектическую взаимозависимость инструментального прогресса и его антропологических следствий;
• формирование информационной культуры личности и общества должно рассматриваться как приоритетное направление современной культурной политики.
Примечания
1. Арнольдов, А. И. Грядущая цивилизация: духовно-нравственное и социальное здоровье человека / А.И. Арнольдов // Ориентиры культурной политики : информ. сб. — Москва : Мин-во культуры РФ, ГИВЦ, 2001. — Вып. 6. — С. 6—19.
2. Орлова, Э. А. Методика составления «Культурной карты региона» / Э.А. Орлова, А.В. Каменец // Ориентиры культурной политики : информ. сб. — Москва : Мин-во культуры РФ, ГИВЦ, 2001. — Вып. 5. — С. 90—99.
3. Перепелкин, Л. Культурная полтика и культурное разнообразие в современной России / Л. Перепелкин, Т. Размустова // Ориентиры культурной политики : информ. сб. — Москва : Мин-во
ф культуры РФ, ГИВЦ, 2003. — Вып. 5. — 73 с. 0
4. Сладкова, О. Б. Манипуляции общественным сознанием в информационном обществе / О.Б. Сладкова // Обсерватория культуры. — 2006. — № 6. — С. 4—12.
5. Соловьев, А. В. Социокультурная политика в период российских преобразований на рубеже XX—XXI веков : автореф. дис. ... канд. культурологии / А.В. Соловьев. — Москва : Гос. академия славянской культуры, 2004. — 23 с.
6. Флиер, А. Я. Культурная революция / А.Я. Флиер // Обсерватория культуры. — 2007. — № 2. — С. 31—35.
50