Научная статья на тему 'Информатизация культуры как специфическое направление образовательной деятельности вузов культуры и искусств'

Информатизация культуры как специфическое направление образовательной деятельности вузов культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
559
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / UNIVERSITIES OF CULTURE AND ARTS / SOCIAL CHANGE / INFORMATIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сладкова Ольга Борисовна

В статье рассматривается магистральное направление деятельности кафедры информатизации культуры МГУКИ. Оно заключается исследовании социальных и антропологических следствий процесса информатизации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main object of this article is to demonstrate the direction research of MGUCI of info culture sub-faculty. This is a social and antropolody consequence of society informatization.

Текст научной работы на тему «Информатизация культуры как специфическое направление образовательной деятельности вузов культуры и искусств»

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Ольга Борисовна СЛАДКОВА,

доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой информатизации культуры Московского государственного университета культуры и искусств e-mail: [email protected]

В статье рассматривается магистральное направление деятельности кафедры информатизации культуры МГУКИ. Оно заключается исследовании социальных и антропологических следствий процесса информатизации общества.

Ключевые слова: информатизация, образование, университеты культуры и искусств, социальные изменения.

The main object of this article is to demonstrate the direction research of MGUCI of info culture sub-faculty. This is a social and antropolody consequence of society informatization.

Key words: Informatization of education, universities of culture and arts, social change.

В современном обществе трудно обнаружить направления культурного развития, которые бы не охватил процесс информатизации. Прямое доказательство этого - включение в учебные планы практически всех специальностей нашего университета дисциплин информационного комплекса. Причем год от года набор этих дисциплин расширяется: если несколько лет назад заявки от факультетов на преподавание дисциплин информационного цикла ограничивались курсами «Основы информатики», то в настоящее время это множество курсов, связанных с применением информационных технологий в различных культурных практиках (художественном народном творчестве, музыке, социально-культурной деятельности и др., не говоря уже о библиотечных и документоведческих направлениях, в которых вопросы, связанные со сбором обработкой, хранением и распространением информации имеют сущностное значение).

Общеизвестно, что информатизация влияет на общество в двух аспектах: технико-технологическом и социокультурном. Без развития технико-технологической составляющей информатизация развиваться не может, но недооценка социокультурного фактора неизбежно приводит к кризису в гуманитарной, духовной и, как следствие, в экономической сфере. Именно этой диады придерживается кафедра прикладной информатики, развивая свою педагогическую и научно-исследовательскую деятельность. С одной стороны, содержанием преподавания являются технико-технологические вопросы, зафиксированные в образовательных стандартах. С другой стороны, это осознание гуманитарных и социальных следствий глобального

процесса информатизации, проблемы формирования информационной культуры общества и личности. И это второе направление раскрывает специфику деятельности кафедры прикладной информатики в вузе культуры.

Приходится констатировать, что информационная практика современного человека (чрезвычайно насыщенное и разнообразное информационное поле, доступность многообразных информационных ресурсов, участие в бесчисленном количестве Интернет-проектов, сложное и интенсивное коммуникационное взаимодействие, использование в быту различных гаджетов и т.д.) опережает теоретико-методологические попытки культурологов, философов, социологов, психологов объяснить актуальные на сегодняшний день проблемы информатизации культуры. Этот временной лаг, обусловленный объективными причинами опережения теории практикой, неизбежен и еще более усугубляется, когда речь идет о преподавании как процессе интерпретации и популяризации современных достижений данной предметной области. Тем не менее, это объективное отставание в определенной степени компенсируется попытками актуализации знаний, предлагаемых студентам: постоянное обновление содержания курсов, привлечение к преподаванию исследователей, ведущих специалистов-практиков, введение новых дисциплин, отражающих инновационные технологии и развитие теоретической мысли (чему способствует наличие вариативной части учебных планов образовательных стандартов 3-го поколения). В целом можно утверждать, что и содержание курсов, и состав дисциплин, преподаваемых на кафедре, весьма мобилен и созвучен требованиям времени.

В содержании преподавания, разумеется, отражается динамика развития взглядов на проблемы информатизации культуры. Если взглянуть на проблемы информатизации культуры, которые стояли 10 лет назад, то прогресс очевиден: из нашего тезауруса практически исчезло понятие «технократизм в контексте информатизации»; 1Т и все их производные воспринимаются как любой другой артефакт, без излишних эмоций, без идолопоклонничества или резкого неприятия. Проблемы компьютерной грамотности, первичной адаптации, конфликтов поколений, связанных с использованием компьютера, утратили свой глобальный характер, локализовались в точечном формате. Уже никто не представляет информатизацию культуры как элементарную оцифровку культурного наследия. На авансцену, как правильно отмечают такие исследователи, как Н.В. Лопатина, Н.А. Сляднева, вышли проблемы, связанные с развитием сетевых форматов социального взаимодействия и трансформацией роли массового актора информатизации. Для большинства официальных программ информатизации культуры характерна ориентация на потребителя как конечную цель информатизации. Гуманитарная миссия любого проекта или 1Т-стратегии учреждения культуры в большей мере направлена на реализацию идеи доступности информации, культурных ценностей - идеи, сформулированной отечественными классиками информатизации и сформировавшей базовые параметры информационного общества.

Исследования современного состояния информационной среды позволяют констатировать значительное продвижение этой идеи в социальные практики в русле дигита-лизации и интернетизации культурного пространства. Однако темпы и масштабы этого движения сдерживаются барьерами «цифрового неравенства» и разнообразием моделей информационной культуры личности, определяющей траектории гуманитарного просвещения и модели информационного поведения современного человека.

Недостатки современных программ управления информатизацией общества связаны с концентрацией усилий на преодоление «цифрового неравенства», с на-

правленностью управленческого воздействия на социальные группы, выпадающие из «инновационного потока» информатизации. За пределами управленческих интересов остается массовый актор информатизации (непрофессиональный пользователь достижениями информатизации, имеющий различный уровень компьютерной грамотности и информационной культуры), который обладает широкими возможностями влияния на информационную среду. Пользователи высокого уровня получают сегодня невиданные ранее возможности социальной активности, влияния на события и людей по всему миру.

Вместе с тем, остаются не исследованными многие проблемы, имеющие антропологические и социальные следствия для современной информационной практики.

Информационные технологии способствуют обогащению коммуникативного пространства многообразием смыслов, но в то же время инициируют информационный шум и сопутствующее ему графоманство, увеличение доли компилятивных работ, недобросовестной информации в полоть до дезинформации. При этом на сегодняшний день отсутствует технология эффективной селекции информации, хотя известны попытки создания поисковых систем, коммуникативных сетей, основанных на экспертной оценке в сочетании с коллабративной фильтрацией информации. Образно говоря, в этой технологии сливается мудрость специалиста с мнением толпы. В том, что задача эта имеет решение, убеждает опыт создания, пусть пока не совершенного, рекомендательного сервера в Высшей школе экономики.

Как перспективное направление исследований следует отметить интерес к антропологическим следствиям информатизации. Новый коммуникационный режим, изменяя технические характеристики передачи информации, влияет и на формы передачи смыслов, и на их восприятие. Для современной коммуникационной ситуации характерно, что на формирование смыслов культурных концептов оказывает влияние не только слово, но и изобразительный ряд, картинки. Они легче воспринимаются человеком. Это имеет существенные антропологические последствия: восприятие смыслов через зрительные образы меняет мыслительный процесс человека: изображение быстрее понимается, но дает меньше возможностей для воображения, размышления. В результате меняется логика мыслительной деятельности человека. Предприимчивые бизнесмены уже давно используют эту перемену в механизме сознания современного человека. Например, на этой особенности человеческой психики строится рекламная деятельность. Но философы, социологи, культурологи еще не решили, что с этим делать, как использовать этот феномен в позитивном воздействии на социум. Хотя клиповое мышление не является изобретением информационного общества. Очень многие мыслители (восточные мудрецы, Ницше и др.) писали афоризмами - что тоже является своеобразными клипами. Но есть и отличие: в информационном обществе клипы занимают все большее место, они начинают превалировать над другими формами передачи смыслов. А главное сознание современного человека эволюционирует в клиповую сторону. Несомненно, чтобы достигнуть эффективности трансляции культурных концептов, нужно учитывать эту особенность мыслительной деятельности современного человека.

Общеизвестно, что технические возможности информационного общества позволяют многократно ускорить передачу информации: информация распространяется, минуя пространственно-временные барьеры, и становится практически одномоментно достоянием всех членов общества и даже всего человечества. При этом укорачивается не только время передачи информации: вся жизнь современного человека

убыстряется. Меняется скорость восприятия информации, мозг работает быстрее. Человек подготовлен к восприятию информации в более концентрированном виде, неспешность и обстоятельность трансляции порою его раздражают. Доказательство этого утверждения мы находим во время просмотров старых фильмов.

Для современного человека, кем бы он ни был, особую актуальность приобретает вопрос: как защитить человека от информационного воздействия?

Самая эффективная защита заключается в способности человека контролировать собственное информационное поведение, правильно оценивать предложенную информацию, устанавливать ее авторство, перепроверять источник информации, отличать факты от комментариев. Заботясь о собственном комфортном психологическом состоянии, человек должен уметь отсеивать негативную информацию и останавливаться на позитивной информации. Кроме способности оценивать информацию, информационная культура личности подразумевает, что человек должен знать об основных информационных процессах (сбор, обработка, анализ информации) и уметь их осуществлять. Нужно также иметь представление о приемах и механизмах манипуляции.

Существенным для культурной сферы остаются исследования, связанные с созданием инструментария для комфортности человека, пребывающего в информационной среде, провозглашенной как сущностный принцип информационного взаимодействия еще три десятилетия назад Ю.А. Шрейдером. Эти исследования всегда будут популярны, так как открывают перспективы новационных форматов культурного и гуманитарного просвещения и самообразования.

Итак, сегодняшний день не допускает упрощенной трактовки информации культуры как оцифровки информационных ресурсов и создания более совершенных информационных поисковых систем. Наиболее мощный эффект информатизации культуры проявляется в осознании социального и гуманитарного следствий, изучении трансформации фундаментальных культурных процессов, социальных институтов. Именно в этом ракурсе кафедра прикладной информатики МГУКИ трактует проблемы, связанные с информатизацией сферы культуры, и строит в соответствии с этим свою педагогическую деятельность, научные изыскания и проектную деятельность студенческих исследовательских коллективов.

Список литературы

1. Лопатина Н.В. Управление информатизацией: теоретико-социологический подход. - М.: Изд-во МГУКИ, 2006. - 236 с.

2. Лопатина Н.В. Информатизация в контексте исследования социокультурных трендов // Обсерватория культуры. - 2008.- №5. - С. 32 - 40.

3. Лопатина Н.В., Сладкова О.Б. Социальный и антропологический контекст информатизации социокультурной сферы //Вестник МГУКИ. - 2011. -№1. -С.154 - 159.

4. Сладкова О.Б. Трансляция концептов культурной политики в информационном обществе // Культурная политика в условиях информационного общества. - М.: МГУКИ, 2008. - С. 41 - 50.

5. Сладкова О.Б. Манипуляции общественным сознанием в информационном обществе // Обсерватория культуры. - 2008.- № 5.- С. 4 - 12.

6. Сляднева Н.А. Социально-кибернетические механизмы гомеостатического регулирования социума //Социальная философия и проблемы современного общества: Материалы «круглого стола». - Ч.1. - М.: МГУКИ, 2003.- С. 49 - 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.