Научная статья на тему 'Социальный и антропологический контекст информатизации современной социокультурной сферы'

Социальный и антропологический контекст информатизации современной социокультурной сферы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
182
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / КУЛЬТУРА / СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ / SOCIOLOGY OF ANTHROPOLOGY OF NORMALIZATION / ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / INFORMATION MANAGEMENT / КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / NORMALIZATION / SOCIAL-CULTURE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сладкова Ольга Борисовна, Лопатина Наталья Викторовна

В статье излагаются позиции кафедры прикладной информатики МГУКИ в контексте информатизации социокультурной сферы. Предлагается периодизация процесса информатизации культуры. Дается краткая характеристика каждого этапа. Особое внимание уделяется социальным и антропологическим следствиям информатизации культуры, среди которых несанкционированный доступ к информации, изменение мыслительной деятельности человека, связанной с восприятием информации и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main object of this article is to describe the position of the department apply information MSUofCA in social-culture environment. The authors offer the precondition of process of normalization in the field of culture and describe each of their. The special attention is given to social and anthropology results of process of the society normalization

Текст научной работы на тему «Социальный и антропологический контекст информатизации современной социокультурной сферы»

154 ISSN 1997-GSG3 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2G11 ♦ 1 (39) январь-февраль ^

СОЦИАЛЬНЫЙ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

О. Б. Сладкова

Московский государственный университет культуры и искусств Н. В. Лопатина

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье излагаются позиции кафедры прикладной информатики МГУКИ в контексте информатизации социокультурной сферы. Предлагается периодизация процесса информатизации культуры. Дается краткая характеристика каждого этапа. Особое внимание уделяется социальным и антропологическим следствиям информатизации культуры, среди которых несанкционированный доступ к информации, изменение мыслительной деятельности человека, связанной с восприятием информации и т.п.

Ключевые слова: информатизация, информационное общество, культура, социология и культурология информатизации, информационный менеджмент, культурная антропология.

The main object of this article is to describe the position of the department apply information MSUofCA in social-culture environment. The authors offer the precondition of process of normalization in the field of culture and describe each of their. The special attention is given to social and anthropology results of process of the society normalization

Key word: Normalization, social-culture environment, information society, sociology of anthropology of normalization, information management.

Процесс информатизации охватил все стороны социокультурного пространства и определил основные векторы жизни современного социума. Несомненно, что информатизация влияет на общество в двух направлениях: технико-технологическом и социокультурном. Без развития технико-технологической составляющей информатизация развиваться не может, но недооценка социокультурного фактора неизбежно приводит к кризису в гуманитарной, духовной сферах и, как следствие, в экономической сфере. В поле основных исследовательских и педагогических интересов кафедры прикладной информации МГУКИ находится именно второе направление, поэто-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

1 (39) январь-февраль 2011 154-159

му предлагается рассмотреть ряд проблем информатизации с точки зрения их социальной и гуманитарной значимости.

В настоящее время информатизация культуры становится предметом как фундаментальных научных исследований в русле наук социально-информационного цикла, социологии и культурологии, так и проектных разработок, обмена опытом и программ государственного регулирования. Сегодняшние инновационные проекты, представленные в Интернете, в учреждениях культуры, на информационном рынке, позволяют идентифицировать качественно новый этап процессов информатизации культуры: переход от теоре-

тико-методологического поиска и социального проектирования к наукоемким технологиям и проектной реализации. Это проявляется в формировании глобального доступа к разнообразию социокультурной феноменологии, сохранении и развитии культурных ценностей посредством ИКТ-новаций, и позволяет рассматривать информатизацию как процесс формирования культуры современного общества, ее качественного своеобразия.

С уверенностью можно констатировать, что процесс информатизации сферы культуры в нашей стране прошел три качественно отличных этапа. Хотя типизация такого сложного процесса, как информатизация, не может укладываться в жесткие временные рамки: в одном хронотопе часто сосуществуют явления разной степени продвинутости в технико-технологическом отношении. Изложим собственный подход к периодизации процесса информатизации социокультурной сферы.

Итак, преодолевая экономические проблемы, учреждения культуры во взаимодействии с государством прошли первый и, наверное, самый сложный этап информатизации культур-ы - интеграцию аппаратных средств и делегирование ряда полномочий информационным системам (например, формирование электронного справочно-поискового аппарата библиотеки, музейного каталога и т.д.). Следует отметить специфику концепций информационного менеджмента в культуре, приоритетных на данном этапе.

Во-первых, это концепция «догоняющей» модернизации - материально-технической базы, приведение ее в соответствие с современной информационной средой, с уровнем информатизации других сфер человеческой деятельности. Во-вторых, это начало дифференциации подходов к информатизации культуры и приоритеты: а) институционального подхода (в противовес отраслевому, клиентоориен-тированному и социально-ориентированному); б) «точечного» подхода (в противовес комплексному, процессуальному и итерационному).

На этом этапе была сильна патерналист-

ская роль государства, выступающего заказчиком и поставщиком новаций учреждению культуры, контролирующего кадровый потенциал отрасли и управляющего процессом информатизации в обществе. Информатизация при таких условиях носила «нисходящий» характер.

Второй этап информатизации культуры характеризуется увеличением числа активно действующих субъектов (акторов) информатизации, количественным «прорывом» и разнообразием источников инициатив. Анализ практики в этот период позволил выявить преобладание точечных, разрозненных программ информатизации и отсутствие единой стратегии, способной интегрировать основные концепции, направления и ресурсы с целью телеологической совместимости, единства ориентиров, нацеленности на долгосрочную перспективу.

Такая оценка правомерна для информатизации культуры как на уровне государственной политики, так и на уровне информационного менеджмента учреждений культуры. Переход к стратегическим инициативам обусловлен ослаблением патерналистской парадигмы и усилением позиций методологии «направленного развития» (Вернадский и др.), что видоизменяет и ролевую расстановку акторов: большинство инноваций формируется на мезоуровне (учреждения культуры, информационный рынок, отдельные инициативные социальные группы), создаются новые форматы управленческого взаимодействия («субъект-субъектные» отношения). Эти изменения, очевидно, могут быть связаны с реструктуризацией информационной среды вследствие высоких темпов социальной диффузии сетевых технологий и мощных социальных последствий данного процесса. Определяющим для данного этапа является расширение векторов информатизации культуры: от локализации на технико-технологических инновациях к концентрации на функциональных аспектах прикладной информатики в культуре, а также к пониманию необходимости разработки 1Т-стратегий учреждений культуры.

156 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль

Основные усилия на этом этапе сосредоточены на дигитализации как новационном способе сохранения культурного наследия и создании интернет-представительств учреждений культуры как инструмента культурного и гуманитарного просвещения.

Третий этап информатизации культуры связан с развитием сетевых форматов социального взаимодействия и трансформацией роли массового актора информатизации. «Ориентация на потребителя» как основной концепт большинства официальных программ информатизации культуры, а также гуманитарная миссия любого проекта или 1Т-страте-гии учреждения культуры в большей мере направлена на реализацию идеи доступности информации, сформулированной отечественными классиками информатизации и сформировавшей базовые параметры информационного общества. Исследования современного состояния информационной среды позволяют констатировать значительное продвижение этой идеи в социальные практики в русле ди-гитализации и интернетизации культурного пространства, однако темпы и масштабы этого движения сдерживаются барьерами «цифрового неравенства» и разнообразием моделей информационной культуры современного человека, определяющего траектории гуманитарного просвещения и модели информационного поведения.

Недостатки современных программ управления информатизацией общества связаны с концентрацией усилий на преодолении «цифрового неравенства», с направленностью управленческого воздействия на социальные группы, выпадающие из «инновационного потока» информатизации. За пределами управленческих интересов остается массовый актор информатизации (непрофессиональный пользователь достижениями информатизации, имеющий различный уровень компьютерной грамотности и информационной культуры), который демонстрирует широкие возможности влияния на информационную среду. Пользователи высокого уровня получают сегодня невиданные ранее возможности для

социальной активности, влияния на события и людей по всему миру.

Хотелось бы обратить внимание на динамику исследовательских направлений информационной культуры в период 1990-2010 годов. Сегодня открываются дискурсы, которые мы ранее не могли даже представить. Из нашего тезауруса практически исчезло понятие технократизм в контексте информатизации. 1Т и все их производные воспринимаются как любой другой артефакт, без излишних эмоций, без идолопоклонничества или резкого неприятия. Проблемы компьютерной грамотности, первичной адаптации, конфликтов поколений, связанных с использованием компьютера, утратили свой глобальный характер, локализовались на микроуровне в точечном формате. Многое из того, что мы планировали исследовать, в чем видели инновационность, сегодня кажется наивным, примитивным. Большинство проектов информатизации реа-лизовывали трансляцию изменений, новаций с макроуровня на микроуровень, вследствие чего и возник сам концепт информационной культуры личности. Сегодня проблемный комплекс характеризуется обратным процессом: фундаментальные изменения, новый виток информатизации микроуровня требуют изменений на макроуровне, на уровне социальных институтов и глобальных социальных систем. Ранее наша задача заключалась в адаптации человека к изменяющемуся миру, сегодня - мы изучаем, каким образом приспособить окружающий мир к изменившемуся человеку: его стилю жизни, поведению, мировоззрению, работе, творчеству, досугу, межличностным коммуникациям, участию в культурных процессах.

Информационные технологии способствуют обогащению коммуникативного пространства многообразием смыслов, но в то же время инициируют информационный шум и сопутствующее ему графоманство, увеличение доли компилятивных работ, недобросовестной информации в полоть до дезинформации. При этом на сегодняшний день отсутствует технология эффективной селекции

информации, хотя известны попытки создания поисковых систем, коммуникативных сетей, основанных на экспертной оценке в сочетании с коллабративной фильтрацией информации. Образно говоря, в этой технологии сливается мудрость специалиста с мнением толпы. В том, что задача эта имеет решение, убеждает опыт создания, пусть пока не совершенного, рекомендательного сервера в Высшей школе экономики.

Как перспективное направление исследования следует отметить интерес к антропологическим следствиям информатизации. Новый коммуникационный режим, изменяя технические характеристики передачи информации, влияет и на формы передачи смыслов, и на их восприятие. Для современной коммуникационной ситуации характерно, что на формирование смыслов культурных концептов оказывает влияние не только слово, но и изобразительный ряд, картинки. Они легче воспринимаются человеком. Это имеет существенные антропологические последствия: восприятие смыслов через зрительные образы меняет мыслительный процесс человека: изображение быстрее понимается, но дает меньше возможностей для воображения, размышления. В результате меняется логика мыслительной деятельности человека. Предприимчивые бизнесмены уже придумали, как использовать эту перемену в механизме сознания современного человека. Например, на этой особенности человеческой психики строится рекламная деятельность. Но философы, социологи, культурологи еще не решили, что с этим делать, как использовать этот феномен в позитивном воздействии на социум. Хотя клиповое мышление не является изобретением информационного общества. Очень многие мыслители (восточные мудрецы, Ницше и др.) писали афоризмами - это тоже своеобразные клипы. Но в информационном обществе клипы занимают все большее место, они начинают превалировать над другими формами передачи смыслов. А главное ? сознание современного человека эволюционирует в клиповую сторону. Несомненно, чтобы достигнуть

эффективности трансляции культурных концептов, нужно учитывать эту особенность мыслительной деятельности современного человека.

Общеизвестно, что технические возможности информационного общества позволяют многократно ускорить передачу информации: информация распространяется, минуя пространственно-временные барьеры, и становится практически одномоментно достоянием всех членов общества и даже всего человечества. При этом укорачивается не только время передачи информации: вся жизнь современного человека убыстряется. Меняется скорость восприятия информации, мозг работает быстрее. Человек подготовлен к восприятию информации в более концентрированном виде, неспешность и обстоятельность трансляции порою его раздражают. Современный человек убеждается в этом, соприкасаясь с артефактами прошлого. Распространенный пример: когда современный человек смотрит старую комедию, как бы ни было ему смешно, не проходит ощущение, что действие затянуто. Поэтому эффективной трансляции любых социокультурных концептов должен соответствовать темп их передачи и плотность передаваемых смыслов.

Рассуждая о влиянии коммуникационного формата на трансляцию концептов культурной политики, было бы несправедливо обойти вниманием некоторые очевидные последствия негативного характера. Например, анонимность, которая привлекает людей свободно высказывать свои мысли, при определенных условиях носит мнимый характер: режимы регистрации на популярных сайтах дают возможность выяснить персональную информацию о потребителях. Несанкционированный доступ к конфиденциальной информации - тоже реальность информационного общества. Социально-информационные технологии, претендующие на объективность, могут оказаться средствами манипуляции. Возникает очень острая проблема информационной защиты. Для современного человека, кем бы он ни был, особую актуальность при-

158 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль

обретает вопрос: как защитить человека от информационного воздействия?

Самая эффективная защита заключается в способности человека контролировать собственное информационное поведение, правильно оценивать предложенную информацию, устанавливать ее авторство, перепроверять источник информации, отличать факты от комментариев. Заботясь о собственном комфортном психологическом состоянии, человек должен уметь отсеивать негативную информацию и останавливаться на позитивной информации. Кроме способности оценивать информацию, информационная культура личности подразумевает, что человек должен знать об основных информационных процессах (сбор, обработка, анализ информации) и уметь их осуществлять. Нужно также иметь представление о приемах и механизмах манипуляции.

Существенным для культурной сферы остаются исследования, связанные с созданием инструментария для комфортности человека, пребывающего в информационной среде, провозглашенной как сущностный принцип информационного взаимодействия еще три десятилетия назад Ю.А. Шрейдером. Эти исследования всегда будут популярны, так как открывают перспективы новационных форматов культурного и гуманитарного просвещения и самообразования.

Новации информатизации проникли в творческий процесс и творческую лабораторию современного художника. Мы наблюдаем появление электронных визуальных и синтетических искусств как специфического признака информационного общества, активное использование новейших информационных технологий в процессе создания произведений искусств (от текстового редактора для писателя до 1Т в музыкальном искусстве, кинематографии и т.д.). Но интерес для искусствоведов, историков искусства, библиографов, массового читателя традиционно представляет архив художника - черновики, наброски, дневники, письма, - то, что в творческой лаборатории современного художника создается и

хранится в цифровых информационно-коммуникативных форматах. Таким образом, то, что в традиционных документных форматах хранится веками, в цифровом формате -практически сиюминутно. Риски потери цифровых культурных ценностей связаны как с проблемами информационной безопасности (несанкционированный доступ, вирусы, сбои аппаратных и программных средств), так и с эволюцией носителей и форматов представления цифровой информации, и с проектным характером большинства интернет-акций, и со спецификой организации личной интернет-коммуникации художника. «Массовый читатель» становится соавтором, развивая незаконченность форм и изменяя сюжетную логику; создает собственные произведения и выставляет их на суд широкой общественности, предлагающей разнообразие версий и критических оценок.

Сегодняшний день не допускает упрощенной трактовки информации культуры как оцифровки информационных ресурсов и создания более совершенных информационных поисковых систем. Наиболее мощный эффект информатизации культуры - в осознании социального следствия, изучении трансформации фундаментальных культурных процессов, социальных институтов. Именно в этом ракурсе кафедра прикладной информатики МГУКИ трактует проблемы, связанные с информатизацией сферы культуры, и строит в соответствии с этим свою педагогическую деятельность, считая главным направлением учебную специализацию «Технологии информационной аналитики и маркетинга». В научных изысканиях кафедра развивает исследования в русле проблем социологии и культурологии информатизации. Наконец, в таком новом направлении деятельности, как руководство студенческими исследовательскими проектами, выполняя заказы различных организаций, кафедра исходит из актуальности изучения социальной значимости внедрения информационных технологий и информационных систем, а также последствий средств информатизации на современного человека.

Примечания

1. Лопатина, Н. В. Информатизация в контексте исследования социокультурных трендов / Н.В. Лопатина // Обсерватория культуры. - 2008. - №5. - С. 32-40.

2. Лопатина, Н. В. Полисистемный подход как инновация культурной политики / Н.В. Лопатина // Культурная политика в условиях информационного общества. - М.: МГУКИ, 2008.

3. Лопатина, Н. В. Управление информатизацией: теоретико-социологический подход / Н.В. Лопатина. - М.: Изд-во МГУКИ, 2006. - 236 с.

4. Сладкова, О. Б. Манипуляции общественным сознанием в информационном обществе / О.Б. Сладкова // Обсерватория культуры. - 2008. - № 5. - С. 4-12.

5. Сладкова, О. Б. Трансляция концептов культурной политики в информационном общества / О.Б. Сладкова // Культурная политика в условиях информационного общества. - М.: МГУКИ, 2008. - С. 41-50.

6. Сляднева, Н. А. Социально-кибернетические механизмы гомеостатического регулирования социума / Н.А. Сляднева // Социальная философия и проблемы современного общества : [материалы «круглого стола»]. - М.: МГУКИ, 2003. - Ч. 1. - С. 49-56.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ И КОММУНИКАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ

А. В. Красавина

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье раскрывается основные этапы развития общественных коммуникаций. Автор анализирует работы некоторых зарубежных и отечественных ученых по социологии и другим наукам гуманитарного цикла. Затрагиваются принципиальные вопросы библиотековедения связанные с меняющейся парадигмой развития общества. Статью отличает нестандартный взгляд на вопросы исторического развития коммуникаций.

Ключевые слова: коммуникация, общество, библиотека, библиотековедение, история развития, бифуркация.

The article covers the main stages of the development of social communications. The author analyzes the work of some foreign and domestic scholars in sociology and other humanities sciences. It touches on fundamental questions of library related to the changing paradigm of social development. The article features a custom view on the issues of the historical development of communications.

Key words: communication, society, library, bifurcation, librarianship, history of development.

Понятие «коммуникация» является одним из свете современной парадигмы развития биб-

важнейших в науках гуманитарного цикла. Для лиотека стала неотъемлемой частью коммуни-

библиотековедения необходимо дать исчерпы- кационного пространства. С понятием «комму-

вающее понимание этого термина, так как в никация» связаны миссия библиотеки, а также

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (39) январь-февраль 2011 159-162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.