Научная статья на тему 'Электронная культура в контексте инноваций информационно-коммуникационной среды вуза'

Электронная культура в контексте инноваций информационно-коммуникационной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КУЛЬТУРА / E-CULTURE / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / INFORMATION COMMUNICATION SPACE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИКТ-ПРОЕКТЫ / EDUCATIONAL ICT'S PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева Оксана Анатольевна, Шлыкова Ольга Владимировна

В статье раскрыта авторская трактовка феномена электронной культуры как стратегического ресурса и инструмента современной культурной политики. Особое внимание уделено инновационным образовательным проектам, реализуемым на площадке МГУКИ, которые, с одной стороны, нацелены на расширение культурной и образовательной среды, а с другой на раскрытие возможностей современных технологий по формированию информационно-коммуникационных компетенций нового поколения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савельева Оксана Анатольевна, Шлыкова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper reveals the author's interpretation of the phenomenon of e-culture as a strategic resource and the tool of modern cultural policy. The special part of the paper is the innovative educational projects, implemented on the ICTs, which, on the one hand, aimed to improving the cultural and educational space, on the other, is the expansion of the opportunities of modern technologies for the formation of information and communication competences of the new generation.

Текст научной работы на тему «Электронная культура в контексте инноваций информационно-коммуникационной среды вуза»

Проблемы информатизации социально-культурной сферы 193

ЭЛЕКТРОННАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ ВУЗА

О. А. Савельева, О. В. Шлыкова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье раскрыта авторская трактовка феномена электронной культуры как стратегического ресурса и инструмента современной культурной политики. Особое внимание уделено инновационным образовательным проектам, реализуемым на площадке МГУКИ, которые, с одной стороны, нацелены на расширение культурной и образовательной среды, а с другой - на раскрытие возможностей современных технологий по формированию информационно-коммуникационных компетенций нового поколения

Ключевые слова: электронная культура, информационно-коммуникационная среда, образовательные ИКТ-проекты.

The paper reveals the author's interpretation of the phenomenon of e-culture as a strategic resource and the tool of modern cultural policy. The special part of the paper is the innovative educational projects, implemented on the ICTs, which, on the one hand, aimed to improving the cultural and educational space, on the other, is the expansion of the opportunities of modern technologies for the formation of information and communication competences of the new generation.

Key words: e-culture, information communication space, educational ICT's projects.

Проблемы культуры в условиях глобализации и становления информационного общества диктуют необходимость разработки принципов построения и определения стратегических целей культурной политики, обозначения приоритетных векторов развития электронной культуры, обоснования целесообразности социокультурного проектирования на основе современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Новые способы создания, презентации и распространения электронной продукции, равно как и творческого взаимодействия между всеми участниками культурного информационного обмена (авторы, зрители, организаторы, теоретики) с помощью современных мультимедийных средств, в том числе

и на основе интерактивных ИКТ, требуют новых институциональных стратегий и тактик.

Наблюдается активное обращение деятелей культуры, педагогов вузов культуры и искусств к интерактивным мультимедийным средствам с целью нахождения наиболее адекватного и инновационного способа освоения и трансляции результатов творческой деятельности. Это обуславливает необходимость предоставлять электронные образовательные услуги, создавать клубы электронного искусства, профессиональные онлайн-сообщества, тренинг-центры для ИКТ образовательных программ дистанционного обучения и подготовки специалистов в области мультимедиа, сайтостроения, wiki-техно-логий и Web 2.0 и т.д.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 193-198

Совершенно очевидно, что XXI век - это время принципиально другого состояния культуры, сложного и противоречивого, время становления культурной модели информационно зависимого общества, в котором ведущая форма представления знаний имеет цифровой вид. Таким образом, говоря о культуре как главном стратегическом ресурсе, нельзя не отметить, что в современный период ее развития особое внимание следует уделять электронной культуре.

На наш взгляд, электронная культура -новый тип культуры трансформации, культуры «метаморфозы», обусловленный развитием современного этапа электронных коммуникаций. Электронная культура как особый социальный опыт человечества охватывает все сферы жизнедеятельности - экономику, торговлю, медицину, науку, собственно ИКТ-сферу и, прежде всего, учреждения культуры: архивы, музеи, библиотеки, а также образовательные и культурно-досуго-вые учреждения. Поэтому в узком понимании под электронной культурой применительно к практическим задачам принято понимать конкретные электронные услуги и информационно-образовательные ресурсы, которые предлагают учреждения культуры в цифровой век (8, 10).

Дефицит исследований, характеризующих исходный уровень и состояние культуры в условиях современной дигитализации, интернетизации и медиатизации общества, свидетельствует о том, что сложный синтетический характер изучаемого объекта не поддается достаточно полному описанию и исследованию с позиций какой-либо отдельно взятой науки, теории или концепции. Поэтому его изучение требует выработки комплексного междисциплинарного подхода.

Совершенно очевидна необходимость рефлексии культурных процессов в контексте и под влиянием ИКТ, стремительно ворвавшихся в современное общество, культурной значимости и ценности самих ИКТ, испытывающих влияние со стороны культуры и одновременно трансформирующих ее,

наращивающих культурологическое знание и социокультурную практику бытия.

Особенность электронных информационно-образовательных ресурсов и услуг, средств коммуникации и каналов передачи информации радикальным образом меняет характер ее психологического восприятия потребителем, глубину ее усвоения и т.п. А поскольку в человеческом обществе практически любая информация, созданная людьми, имеет культурный характер, описанная ситуация относится к особенностям новой культурной эпохи, или «эпохи электронной культурой»; вне зависимости от названия, она по многим своим параметрам серьезно отличается от того явления, к которому мы привыкли, - от «классической культуры». И прежде всего с точки зрения психологии восприятия и усвоения ее людьми.

В условиях культурного обмена и взаимодействия стираются пространственные, временные, социальные и иные барьеры, формируется единое информационное пространство. Появляется новая область деятельности в сфере электронной культуры, связанная с оцифровкой культурного наследия, с созданием электронных версий образовательных культурно-досуговых учреждений, а также с рождением новых синкретичных форм художественного выражения и творчества. Так, совершенно привычным являются понятия библиотека без читателей (электронная библиотека), музеи без посетителей (виртуальный музей), университеты без студентов (электронный университет), профессиональное сообщество (социальная сеть). Появляется новая система отношений, где существенным инструментом выступают отношения «экономики символического обмена» (1).

Глобальная Сеть утрачивает статус исключительно техногенного явления и становится, в известном смысле, метафорой, позволяющей хотя бы в общих чертах определить контуры тех реалий культурологического, антропологического и философского порядка, с которыми мы сталкиваемся в но-

Проблемы информатизации социально-культурной сферы 195

вом тысячелетии. Рождение нового типа коммуникаций - электронных - выдвигает на повестку дня вопросы как его изучения, так и регулирования культурных процессов в интернет-пространстве (в том числе организационного, правового, нравственно-этического, социокультурного), взаимодействия культурных процессов и технических и информационно-коммуникационных инноваций (3).

Спецификой современной электронной информационно-коммуникационной среды и действующей в ней системы знаковости является то, что, в отличие от прежних форм и стадий культурного развития человечества, нынешняя «культура реальной виртуальности» (по Кастельсу), или «электронная культура», характеризуется глобальными масштабами своего распространения и воздействия на все сферы общественной жизни и человеческого бытия в целом.

С одной стороны, глобализация ведет к естественному, в какой-то степени универсальному культурному обмену. Очевидно, что «культурное скрещивание» развивается быстрее, чем когда-либо, часто оно создает новое разнообразие, но вместе с тем не всегда сохраняет прежнее. С другой стороны, она и стимулирует человечество на поиск новых, более совершенных форм жизни, требует использования совершенно других подходов, особенно в вопросах социокультурной и знаниевой организации общества.

В связи с этим возникает проблема гуманизации современной электронной культуры, насыщения ее ценностно и культурно значимым содержанием, органичного сопряжения ее с гуманистическими установками культуры как прошлого, так и настоящего.

Новые технические средства позволяют передавать содержание информации, доступное для восприятия разными органами человеческих чувств, да еще и путем интерактивного взаимодействия с аудиторией.

Сугури Исизаки (8^ип 1$Ы2аИ), преподаватель коммуникативного дизайна из университета Карнеги-Меллона (Питсбург, США), утверждает, что контент (содержа-

ние) непрерывно меняется, а каждый получатель информации находится в своих уникальных условиях. Поэтому методология проектирования «сверху вниз», являвшаяся основой массовой культуры на протяжении более столетия, уже неприменима (7).

Глобальная сеть Интернет в новом столетии также выступает уже не просто каналом передачи информации, а феноменом интеллектуального, социокультурного уровня, явлением знаковых культурных систем -промежуточным звеном между «миром вещей», «миром информации и знаний» и «миром людей» (миром человеческой деятельности).

В этих условиях главной стратегией является создание своего рода «площадок» (сетевых профессиональных сообществ), на которых может быть отработан устойчивый культурный механизм согласования. Такова высоконравственная миссия развитой социокультурной деятельности и ее вклад в формирование и развитие цивилизованных отношений в мировом культурном пространстве.

Не вызывает сомнения, что современные интерактивные ИКТ обеспечивают возможность интеллектуальной коммуникации, развивают элементарную грамотность и учат работать с текстовым материалом посредством встроенных (автоматических) функций лингвистики (автозамена, проверка орфографии, подбор синонимов и др.). Происходит качественная трансформация текста и меняется способ организации информационного, в данном случае текстового, пространства: на смену одномерному тексту, представленному в линейной форме, приходит многомерный электронный гипертекст.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011?2020 годы)"», необходимо обеспечить сохранность и доступность всей совокупности формируемых государственных информационных ресурсов на межведомственном уровне, централизацию управления ключевыми информацион-

ными, в том числе и образовательными ресурсами; организацию безопасности размещаемых в центре информационных систем и ресурсов на необходимом уровне и обеспечение централизованного и эффективного контроля за доступом к данным.

Тенденции развития информационного общества определяют изменения приоритетов в сфере высшего культурологического образования и переход к подготовке специалистов нового поколения, которые, наряду с комплексом профессиональных знаний, умений и навыков, овладевают новыми компьютерными технологиями, знаниями в области программирования, понимания внутренних процессов проектирования, функционирования и использования мультимедийных программных приложений и информационных систем.

Таким образом, актуальным является уточнение места электронной культуры в системе культурологического образования, в том числе в целях расширения спектра учебных и научных специальностей в области прикладной культурологии (2).

Перспективными являются образовательные программы в области мультимедиа и веб-технологий, выпускники которых:

- развивают теоретические основы интеллектуального анализа данных;

- изучают интерактивные и мультимедиа-технологии;

- разрабатывают интеллектуальный инструментарий электронной культуры (экспертные системы, системы открытия закономерностей, системы получения выводов, интеллектуальные информационные системы);

- работают с электронными информационно-коммуникационными системами применительно к конкретным задачам в области гуманитарного знания и в социальной сфере;

- создают интеллектуальную среду для междисциплинарного взаимодействия гуманитарного, социального, естественнонаучного и технического знания.

Эти программы и направления успешно реализуются в ведущих вузах страны -

Санкт-Петербурге, Кирове, Екатеринбурге, Рязани, Красноярске, Москве (МГУ, РГГУ, МГУКИ и многих др.) (2, 5). Задача формирования единого информационно-коммуникативного и образовательного пространства в эпоху электронной культуры является одним из приоритетов культурной политики.

Погружение молодежи в образовательную web-среду, использование ее в качестве мощного познавательного средства в освоении культурного наследия, инструмента реализации креативных практик и самообразовательных установок становится частью повседневности. Интернет выступает социокультурным феноменом, влияющим на способы коммуникации, способы познания и восприятия культурно значимой информации.

Одной из таких форм освоения и воспроизводства культурного пространства на площадке МГУКИ стал международный фестиваль студенческих проектов 8шде^'ЕУА (Электронные визуальные искусства), который представляет собой российскую часть в серии ежегодных международных конференций, организуемых с 1990 года во Флоренции, Лондоне, Эдинбурге, Берлине, Праге, Варшаве, Гарварде (США), Гифу (Япония), Пекине, Вене, Иерусалиме, Москве (с 1997 года) и др. городах мира (см.: http://www.evarussia.ru, http://seva.kmtis.ru). Бесспорно, что это -импульс к поискам новых путей и перспектив развития технологий информационного общества и инновационной образовательной среды.

Основные цели и задачи таких проектов

(9):

- поддержка и развитие молодежной инициативы, объединение молодежи;

- применение образовательных интерактивных технологий в культуре и искусстве, реализация конкретных программ в области государственной информационной политики (проект Департамента семейной и молодежной политики г.Москвы);

- формирование профессиональных умений в ИКТ, навыков коммуникационной и

Проблемы информатизации социально-культурной сферы 197

креативной деятельности студентов (программа Intel «Обучение для будущего» в рамках проекта Прожект Хармони Инк.);

- популяризация средствами мультимедийных информационных технологий специальностей и научных направлений вуза (профориентация);

- выявление талантливой молодежи и творчески работающих педагогов для создания проектной деятельности внутри вуза, за его пределами (в том числе международных проектов);

- активизация научно-педагогических работников в области ИКТ для учебного процесса: тренинги для тьюторов образования, тренинги для лидеров образования.

Миссия МГУКИ - конструирование такой модели деятельности, которая соответствовала бы социальной роли учреждений культуры, востребованной на данной стадии развития информационно зависимого общества. Центральным звеном в данном направлении исследования выступает реализация возможностей культуры как стратегического ресурса развития страны на основе информационных технологий, где отчетливо высвечиваются задачи:

1) расширения информационного культурного обмена и создания единого информационного пространства культуры страны и региона, в частности Московской области, на базе которой проводится ряд научных исследований по электронной культуры (8);

2) обучения инновационным гуманитарным технологиям, формирования инфраструктуры развития в отрасли.

3) формирования горизонтальных партнерских связей в системе ИКТ-компании -учреждения культуры - система образования - органы управления - двигателя электронной культуры.

Активное участие Московского государственного университета культуры и искусств в Программе Intel® «Обучение для будущего» наряду со 123 вузами России отвечает приоритетным задачам культурной политики и направлено на формирование интеллек-

туальной атмосферы в образовательных учреждениях, развитие профессиональной коммуникации и созидательной деятельности творческой молодежи. Уникальность масштабного проекта заключается в том, что его участникам предоставляется возможность проявить на авторитетной площадке свой потенциал, получить ценный опыт общения с профессионалами, поучаствовать в дискуссиях и мастер-классах современных деятелей электронной культуры, визуальных искусств и других экспертов. Продолжение проекта позволит расширять горизонты мирового культурного пространства, осваивать молодому поколению студенчества новые грани ИКТ. Основные проекты связаны с апробацией курсов Программы Intel® «Обучение для будущего»: «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде XXI века» для студентов и преподавателей, развитие wiki-проектов студентов и преподавателей (см.: http://wiki.iteach.ru), а также программ дополнительного образования в области электронной культуры («Мультимедиа и веб-технологии» и др.).

В контексте развития электронной культуры и ИКТ-компетентности преподавателей в системе повышения квалификации вузов культуры и искусств перспективная образовательная цель учебных курсов - это формирование новой информационной культуры, которая должна составлять совокупность профессиональных, социально-культурных норм поведения человека в цифровой информационно-коммуникационной среде (4, 6).

Для совершенствования системы повышения квалификации педагогов вузов культуры и искусств, на базе Тренинг-Центра МГУКИ с 2009 года по настоящее время реализуется учебный курс «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде XXI века» с учетом специфики вуза культуры (см.: http://www.iteach.ru/ abo/news/363/), который нацелен на развитие ИКТ-компетентности педагогов, создание портфолио как результата реализации проектной деятельности и поддержку этой

деятельности через освоение образовательных технологий и современных возможностей ИКТ.

Реализация ведущей идеи осуществляется через (4):

- сопровождение коллективной учебной/проектной деятельности;

- внимание на активную учебную деятельность слушателей (САМО-... самооценивание, саморазвитие, саморефлексия ...);

- реализацию методик использования ИКТ педагогами для эффективного проведения исследовательской деятельности, продуктивного взаимодействия на основе использования интерактивных сетевых средств ИКТ (Web 2.0);

- создание портфолио проектов слушателей и размещение на площадке МГУКИ в wiki-среде Программы Intel® «Обучение для будущего» (см.: http://wiki.iteach.ru).

Использование пространства электронной коммуникационной среды, которое обеспечивается Программой Intel® «Обучение

для будущего», в системе повышения квалификации педагогов вузов культуры и искусств, а также в их научно-образовательной практике позволит представить конкретное содержание научно-методической работы преподавателей, проектные разработки и продемонстрировать научно-образовательные достижения студентов в цифровом информационном пространстве.

В заключение отметим, что проблема связи вузов культурологического профиля с ИКТ-средой остается дискуссионной. Однако вопросы подготовки и переподготовки специалистов сферы культуры и искусств для осуществления успешной профессиональной деятельности в информационном обществе, сетевой коммуникации на основе технологий Web 2.0 являются актуальными и, как следствие, востребованными. Утверждаются модели подготовки специалистов нового типа, свои четкие позиции занимают образовательные программы по электронной культуре и интерактивным веб-технологиям.

Примечания

1. Долгин, А. Экономика символического обмена / Александр Долгин ; вступ. ст. А. Аузана. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 632 с.

2. Кафедра мультимедийных технологий и информационных систем: Приоритеты и точки роста / Московский государственный университет культуры и искусств; науч. ред. О.В. Шлыкова. - М.: МГУКИ, 2008. - 320 с.

3. Кузнецов, М. М. Виртуальная реальность - техногенный артефакт или сетевой феномен? [Электронный ресурс] / М.М. кузнецов. - Режим доступа: www.synergetic.ru/philosophy/ тёех^р?аг^с1е^1гШа1

4. Методические материалы курса «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде 21 века» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.iteach.ru/cou/new_main_course.php

5. Савельева, О. А. Развитие информационной и коммуникативной компетентностей в системе информационной подготовки студентов-психологов на основе информационно-образовательной среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.А. Савельева. - Красноярск, 2004. - 18 с.

6. Смолянинова, О. Г. Компетентностный подход в системе высшего образования: монография / О.Г. Смоля-нинова, О.А. Савельева, Е.В. Достовалова. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2008. - 196 с.

7. Шлыкова, О. В. Культура мультимедиа: учеб. пособ. / О.В. Шлыкова. - М.: Фаир-Пресс, 2004. - 415 с.

8. Шлыкова, О. В. Подготовка кадров в области ИКТ: поиски и возможности/ О.В. Шлыкова // Связь и массовые коммуникации в Российской Федерации 2007-2008 годы: [Федеральный справочник. Специализированный вып. 7] / Совет Федерации, Гос. Дума Федерального собрания РФ, М-во связи и массовых коммуникаций РФ, МВД РФ, М-во юстиции РФ. - М.: Центр стратегического партнерства, 2008. - С. 225-230.

9. Шлыкова, О. В. Электронная культура молодежи: студенческие инициативы / О.В. Шлыкова // Информационные ресурсы культуры. - 2010. - № 3. - С. 42-45.

10. Шлыкова, О. В. Электронная культура в системе межкультурных коммуникаций России и Запада: сотрудничество без границ / О.В. Шлыкова // Электронная культура. Феномен неопросветительства: Лодейнополь-ский междисциплинарный семинар. 2-6 июля 2010 г. / РАН; МГУКИ. - М., 2010. - С. 59-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.