Научная статья на тему 'Проектно-гуманитарные технологии в деятельности библиотек'

Проектно-гуманитарные технологии в деятельности библиотек Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PROJECTION / ПРОЕКТНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROJECT-HUMANIST TECHNOLOGIES / БИБЛИОТЕЧНЫЕ ИННОВАЦИИ / LIBRARY INNOVATIONS / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / CULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Викторовна

В статье представлен алгоритм действий, который обеспечивает логическую последовательность социально-культурного проектирования средствами гуманитарных технологий. Рассматриваются эффективные технологии для решения стратегических задач любого проекта, используемые в деятельности библиотек. В материалах статьи выделены виды проектов и формы их реализации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article you can see the algorithm of actions, which ensures the logical sequence of socio-cultural projection by the use humanist technologies. Effective technologies are considered to solve strategically problems of any project, which are used in activity of libraries. In materials of the article arts of projects and forms of their implementation are singled out.

Текст научной работы на тему «Проектно-гуманитарные технологии в деятельности библиотек»

.....

I I I ■ M I I I I

iSS ISSN i997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2Gii ♦ 3 (4i) март-апрель ^

2. Адамьянц, Т. З. Общественное мнение России о проблемах отечественных СМИ / Т.З. Адамьянц // Журналист. Социальные коммуникации. - 2011. - № 2.

3. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. - СПб., 2000.

4. Зазнобина, Л. С. Медиаобразование в школе / Л.С. Зазнобина // Человек. - 1999. - № 1.

5. Карделлан, К. Дети процессора: Как интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых / К. Кардел-лан, Г. Грезийон; пер. с фр. А. Лущанова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - (Сер. «Психология детства: современный взгляд»).

6. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн. - М.: Жуковский, 2003.

7. Медиаобразование в школе. - М.: МедиаМир, 2010.

8. Страшнов, С. Л. Курсы повышения квалификации преподавателей университета по проблеме медиаобра-зования / С.Л. Страшнов // Современное журналистское образование: синтез теории и практики / под ред. Г.В. Лазутиной. - М.: МедиаМир, 2010.

ПРОЕКТНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК

Т. В. Кузнецова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье представлен алгоритм действий, который обеспечивает логическую последовательность социально-культурного проектирования средствами гуманитарных технологий. Рассматриваются эффективные технологии для решения стратегических задач любого проекта, используемые в деятельности библиотек. В материалах статьи выделены виды проектов и формы их реализации.

Ключевые слова: проектирование, проектно-гуманитарные технологии, библиотечные инновации, культурная среда.

In the article you can see the algorithm of actions, which ensures the logical sequence of socio-cultural projection by the use humanist technologies. Effective technologies are considered to solve strategically problems of any project, which are used in activity of libraries. In materials of the article arts of projects and forms of their implementation are singled out.

Key words: projection, project-humanist technologies, library innovations, cultural environment.

Библиотека в традиционном понимании на протяжении веков представляла собой особую культурную среду, которая выступала хранительницей духовных идеалов, книжного наследия, нравственных ценностей, распространительницей просвещения. Изменение содержания деятельности библиотек в эпоху формирования информационного общества связано с задачей сохранения культурного суверенитета страны и духовной безопасности, что означа-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

3 (41) май-июнь 2011 188-192

ет превращение их в центры инноваций, информационной поддержки населения. В этих условиях требуется поиск технологий, позволяющих создать библиотечно-информационную среду. Проектно-гуманитарные технологии открывают библиотекам возможности для решения общественно значимых проблем.

Именно проектно-гуманитарные технологии направлены на формирование определенного алгоритма действий, обеспечивающего

07_èiôî8iàôèçàôèy.p65 1BB 1 20.06.2011, 16:24

.....

I I I ■ М I I I

Проблемы информатизации социально-культурной сферы 189

логическую последовательность реализуемого процесса, поэтапность процедур, учет времени, ресурсов, данных мониторинга, условий деятельности, сравнений результатов по достижению высокого уровня ее эффективности, развития мотивации у сотрудников библиотеки к постоянному профессиональному росту и т.д.

Ряд исследователей, опираясь на утверждение о том, что актуальные и многоаспектные проблемы духовно-нравственного состояния нашего общества лежат не в материальной, а, преимущественно, в духовной области, считают, что каждый специалист библиотечно-ин-формационной деятельности должен быть вооружен новыми технологиями работы с людьми, базирующимися на последних достижениях науки.

Гуманитарные технологии имеют ярко выраженную направленность на конструктивный диалог между различными возрастными, социальными, национальными и конфессиональными группами, на развитие такого важнейшего для современного человека качества, как толерантное сознание.

Очевидно, что для того чтобы специалист библиотечно-информационной деятельности овладел навыками современного видения возможностей реализации Другого (по терминологии М.М. Бахтина) человека, он должен свободно ориентироваться в целом ряде направлений, необходимых для осуществления своей профессиональной деятельности. Это, прежде всего, такие направления, как социальная диагностика, социальное ориентирование, социальная адаптация и профилактика, формирование семейных ценностей и др.

Таким образом, развитие у специалистов библиотечно-информационной деятельности коммуникативных компетенций, навыков социализации и эмпатии является профессионально значимым в процессе формирования культурной среды.

Проектно-гуманитарные технологии, обусловливающие согласование действий субъектов по формированию культурной среды предполагают деятельность в таких направлениях, как выработка цели, обогащение содер-

жания деятельности, обеспечивают поступен-ность (шаг за шагом) продвижения к цели, планирование и учет временных и технических ресурсов, регулярность получения данных мониторинга, поэтапный анализ результатов работы и т.д.

В ходе сопоставительного анализа было определено, что проектно-гуманитарные технологии являются одним из важнейших инструментов по осуществлению стратегических целей библиотечно-информационной деятельности. Применение проектно-гуманитарных технологий позволяет рассматривать объекты деятельности как взаимосвязанную совокупность частей, вносящих свой вклад и влияющих на итоговый результат функционирования по использованию системного анализа, позволяющего изучать социально-культурную, образовательную, коммуникативную ситуацию, которая создает средовые факторы (как позитивные, так и негативные), без учета которых библиотеке невозможно наиболее эффективно соответствовать требованиям социума и пользователей библиотечно-информационных услуг.

Рассматривая факторы потенциала проек-тно-гуманитарных технологий, следует, в первую очередь, выделить стратегический потенциал для библиотек, так как специалисты библиотечно-информационной деятельности, осваивая навыки проектирования, учатся создавать новые структуры и системы развития социально-культурной сферы, прокладывая путь к достижению стратегических целей воспитания «человека культуры» и повышения уровня общественного развития.

Проектно-гуманитарные технологии предполагают рациональное целеполагание и тем самым позволяют концентрировать усилия на конкретных, измеримых, достижимых, реалистичных целях с обозначенным сроком и выделением соответствующих ресурсов для их достижения.

Выбор модели целеполагания определяется философией и стратегией осуществляемого проекта, уровнем видения проблем.

Проектно-гуманитарные технологии ос-

.....

ш

190 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) март-апрель

нованы на целостной методологии, заключающейся в рассмотрении различных объектов как взаимосвязанной совокупности частей, вносящих свой вклад и влияющих на итоговый результат функционирования и использования объекта. Проектно-гуманитарные технологии базируются на использовании системного анализа, воплощают диалектический способ изучения той или иной проблемы, основаны на возможно более полном, всестороннем познании и учете связей, влияний, взаимодействий, изменений, что свидетельствует о факторе системности.

Структуризация, как фактор, проектно-гуманитарных технологий направлена на выявление основных факторов, условий и ограничений, определение действующих лиц и структур, их функций и ответственности, существенных для проекта.

Главная особенность проектно-гумани-тарных технологий - это уникальность проекта. В связи с этим время и ресурсы сильно ограничивают возможности участников проекта по отладке управления проектом. Следовательно, необходимо изначально оптимизировать процесс применения проектно-гуманитарной технологии в целом и процесс осуществления данного проекта в частности. В ходе реализации проектно-гуманитарных технологий необходимо четко определить развиваемые компетенции у специалистов библиотечно-инфор-мационной деятельности и потребителей биб-лиотечно-информационных услуг и подобрать необходимый комплекс заданий, направленных на достижение высокого уровня их развития. Проектно-гуманитарные технологии эффективны для решения стратегических задач любого проекта в социально-культурной сфере.

Комплекс проектно-гуманитарных технологий включает когнитивно-ориентированные (диалогические, информационно-коммуникативные и др.), деятельностно-ориентированные (проектные, организационно-деятельностные игры, имитационно-игровое моделирование процессов и т.д.), личностно-ориентированные технологии (рефлексивного взаимодействия, интерактивные и имитационные игры, тренин-

ги развития и т.п.).

С позиций рассматриваемых в данной работе проблем, необходимо рассмотреть возможности проектной деятельности библиотек социально-культурной направленности.

Под методом проектов подразумевается такой способ достижения целей, который опирается на определенную технологию, обеспечивающую всестороннюю проработку исследуемой проблемы и имеет своей целью достижение реального, воплощенного в той или иной форме результата.

Метод проектов, так привлекающий библиотечное сообщество, поскольку является одним из наиболее актуальных для нашего времени, имеет, по крайней мере, столетнюю историю разработки и внедрения.

В его основе лежит так называемая «прагматическая педагогика» американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Ученый считал, что для того чтобы человек мог успешно продвигаться к цели в потоке опыта, необходимо совершенствовать сам опыт.

Дж. Дьюи предложил три пути совершенствования опыта:

1) социальная реконструкция: осуществление совершенствования опыта через совершенствование отношений собственности - приближение человека к результатам своего труда, более справедливое распределение материальных благ, заботу государства о благосостоянии граждан, обеспечение прав человека и т.п.;

2)применение методов «высоких технологий»: применение научных методов в гуманитарной области знания, привлечение высоких технологий в образовании и - шире - в области морали, признавая плюрализм целей и благ;

3) совершенствование мышления: исходя из плюрализма целей и благ, признание их конкретности (доброе имя, доброжелательность, справедливость и т.п.); соответствие цели средствам, так как неблаговидные средства будут способствовать качественному изменению целей, то есть цели придут в соответствие со средствами.

Важнейшей частью наследия Дж. Дьюи является его теория научного метода, в резуль-

.....

I I I ■ М I I I

Проблемы информатизации социально-культурной сферы 191

тате которого (на основе достоверного знания и научных методов познания) проблематичная ситуация переходит в новое качество - становится решенной ситуацией, что означает способность познания изменять сам предмет познания, его существование (1).

Развитие метода проектов в педагогике в начале ХХ века отразилось во взглядах американского педагога В. Килпатрика, выпустившего в 1918 году статью «Метод проектов». Этот ученый определил суть проектировочной деятельности - как «целесообразную деятельность », направленную на развитие личности, на широкие границы, «зоны интересов», позволяющие пролонгировать период интересов личности. С точки зрения этого ученого, метод проектов - это «от души выполняемый замысел» (2), соответственно, мы можем в данном случае говорить о разумном целеполагании, о создании условий для «сдвига мотива на цель», что является необходимым условием формирования культурной среды библиотеки.

С конца ХХ века метод проектов постепенно возрождается (во многом благодаря успешной деятельности благотворительной программы «Образование для будущего»).

Традиционно в науке различается несколько видов проектов: групповые, индивидуальные, локальные, телекоммуникационные.

Характерной особенностью современных проектов является их представленность в сети Интернет, что позволяет каждому человеку оценить его цели, методы и задачи, проследить сам ход осуществления, оценить достигнутые результаты.

Проект объединяет ряд приемов, а также целенаправленных действий всех участников для достижения результата, заключающегося в решении значимой для них проблемы.

Также был выделен ряд факторов, обусловливающих эффективность применения проектных технологий.

Назовем наиболее значимые среди них:

- соблюдение аксиологического принципа;

- активизация процессов познания и усвоения профессиональных знаний как личностно

значимых;

- создание условий для субъект-субъектных отношений в процессе деятельности и проявления своей неповторимой индивидуальности;

- опора на личный опыт специалиста библиотечно-информационной деятельности и потребителя библиотечно-информационных услуг;

- использование потенциала сотрудничества;

- акцентирование внимания на интерактивные методы деятельности.

Суммируя вышеизложенное, можно утверждать, что метод проектов является одновременно способом достижения целей и совокупностью приемов, направленных на решение тех или иных задач, а также предполагает целенаправленные действия и, в обязательном порядке, законченный творческий продукт в финале.

Одним из самых главных положительных обстоятельств метода проектов является то, что специалист библиотечно-информационной деятельности выступает в качестве консультанта, координатора, эксперта, предлагая ту или иную задачу, направляя усилия заинтересованных лиц в определенное русло, оценивая успешность их действий. Участники проекта в этом случае получают реальную возможность самостоятельно приобретать знания из различных областей знаний, объединяя их в русле исследуемой проблемы, решая новые для себя задачи, формулируя цель, которую необходимо достигнуть, и выстраивая определенную программу ее достижения.

Таким образом, можно утверждать, что метод проектов способствует развитию способностей целенаправленно ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать приобретенные в процессе поисковой проектной работы знания, развивает критическое и творческое мышление.

Нами выделены следующие виды проектов:

Проект-исследование - для него характерным является следующая последователь-

.....

ш

192 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) март-апрель

ность действий:

- формулировка цели, проблемы и гипотезы исследования;

- планирование (составление программы действий);

- накопление и систематизация найденной информации;

- формулировка выводов;

- оформление собранных данных в научный отчет, доклад.

Подчеркнем, что данный вид проекта может быть как теоретическим, так и прикладным, в котором более конкретно обозначается желаемый результат.

Информационный проект - отличается тем, что его центральной частью является сбор и систематизации какой-либо информации.

Этот вид проектов был представлен информационно-просветительским сопровождением (издания, выпускаемые библиотеками и учреждениями, предоставляющими информационные услуги, живой журнал (Интернет), регулярные информационные листки и пр.).

Ролевой проект - имитация в ролевых проектах в гипотетических игровых ситуациях социальных или деловых отношений. Цель и результаты проекта только намечаются, а их окончательная формулировка отодвигается на стадию завершения проекта.

Проект состоит из нескольких этапов:

- установочный этап;

- подготовительный;

- этап непосредственной реализации;

- этап отсроченного результата.

Проектная технология может быть реализована в следующих формах:

- кросс-проект (непродолжительный по времени, преимущественно теоретический, но с широким применением методов моделирования);

- контент-проект (оптимальная продолжительность - один месяц, в течение которого участники предоставляют план действий, включающий «дерево целей», подробную разработку своей деятельности на каждом этапе с анализом того, каким образом те или иные действия приближают их к выполнению цели; поэтапное выполнение поставленных задач; представление конечного результата и защита проекта);

- мастер-проект (проводится на протяжении длительного времени участия пользователя библиотечно-информационных услуг в данной библиотеке и предполагает индивидуальное консультирование и особое внимание к формированию профессионально-личностного развития каждого участника).

В целом, использование в процессе деятельности библиотек проектно-гуманитарных технологий активизирует те личностные механизмы, которые обеспечивают восхождение субъекта к высокому уровню культуры и приобщения к духовным ценностям. Данный процесс является в своей основе интеграционным, другими словами - он ориентирует библиотеч-но-информационных специалистов на целостное и непрерывное формирование всех компонентов культуры, на достижение высокого уровня формирования духовно-нравственных ценностей пользователей библиотек и специалистов библиотечно-информационной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания

1. См.: Дьюи, Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи. - М.: Педагогика-пресс, 2000; Дьюи, Дж. Реконструкция в философии / Дж. Дьюи. - М.; Логос, 2001; Дьюи, Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека / Дж. Дьюи; примеч. Л.Е. Павловой. - М.; Республика, 2003; Рогачева, Е. Ю. Педагогика Джона Дьюи в XX веке: кросс-культурный контекст: монография / Е.Ю. Рогачева. - Владимир, 2005; Шарвадзе, Б. А. Жизнь и философия Джона Дьюи / Б.А. Шарвадзе. - Тбилиси: изд. авт., 1995; Эймс Роджер Т. Диалог между конфуцианством и прагматизмом Дж. Дьюи. [Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур] / Эймс Роджер Т. - М.: Наука, 2004. - С. 86-104.

2. Kilpatric, W. H. The Project Method / W.H. Kilpatric // Teachers College Record. - 1918. - 19 September. - P. 319-334.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.