Научная статья на тему '\ культурное событие \ наладить связь времен'

\ культурное событие \ наладить связь времен Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
54
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ культурное событие \ наладить связь времен»

А

ТИЕ \

Наладить

\ КУЛЬТУРНОЕ СОБЬ

Саша

КАННОНЕ

Восьмой год Москва, а за ней вся Россия, отмечают Пасху лучшими образцами отечественного и мирового исполнительского искусства. Эту светлую традицию вернул нам Московский пасхальный фестиваль. Не делая разницы между эллином и иудеем, православным и мусульманином, верующим и атеистом, он объединил всех, восполнив собой разъятую цепь российской истории.

Впервые Московский пасхальный фестиваль состоялся в 2002 году. Тогда его основатели — главный дирижер, худрук и директор Мариинского театра Валерий Гергиев и мэр Москвы Юрий Лужков — видели его как исключительно московское и единовременное мероприятие. Но праздник оказался столь ярким и, главное, столь востребованным, что уже со следующего года, с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при поддержке президента Путина, статус его поменялся на

всероссийский и ежегодный. С тех пор, начиная со Дня Воскресения Христова и кончая Днем Победы 9 мая, по всей стране проходят концерты с участием звезд Мариинского театра и лучших музыкантов России и мира.

Сам Валерий Гергиев как-то признался, что придумал проект за две минуты. Вряд ли он кривил душой. Идея такого праздника носилась в воздухе — так дружно ее поддержали артисты и публика, так точно и враз воплотили организаторы.

Каркас фестиваля образовался в самом начале, и дальше он развивался лишь вширь, вбирая в себя все большее количество музыкантов, концертных площадок, городов. Динамика налицо: если в афише 2002 года значилось всего 20 концертов, то в 2009-м 100 выступлений прошли в 29 городах России.

Время проведения выбрано не случайно. Это не слепое следование европейской традиции встречать Пасху музыкальными представлениями и концертами. В нашей стране открытие и финал фестиваля совпадают с главными праздниками церковного и светского календарей — Светлым Христовым Воскресением и Днем Победы. Для нас подобное единение означает попытку восполнить утраченное звено между настоящим страны и ее прошлым.

Атмосфера единения вообще присуща фестивалю. Афиша не ограничивается только религиозной тематикой, а включает в себя весь корпус мировой музыки, как классической, так и современной. Критерий подбора тут один: качество материала и исполнения. В фестивальных программах наравне с профессиональными артистами участвуют представители церкви, мэтры не теснят молодых, русская музыка соседствует с европейской, классика с современностью, а людям, впервые попавшим на концерт, рады едва ли не больше, чем искушенным меломанам. Наконец — и это тоже немаловажно — Мос-

94 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (85) 2009

\ ОБЩЕСТВО \

связь времен

ковский пасхальный примирил двух давних антагонистов — бывшую и нынешнюю российские столицы. И если средоточием фестиваля стал центр русского православия, купеческая Москва, то его главным действующим лицом выступил имперский Петербург, с его несравненной Мариинкой и державным размахом.

В основе проекта пять программ: симфоническая, камерная, благотворительная, хоровая и звонильная. Две последние занимают в структуре праздника принципиальные позиции, отвечая направленности фестиваля. Именно Московский пасхальный возродил забытое искусство верениц колокольных звонов. В звонильной программе 2002 года впервые после 1917-го колокола запели сразу в нескольких храмах Москвы, вступая один за другим и заставляя гудеть весь исторический центр столицы России.

Все вместе скрепляет единая тема (каждый год она определяется заново) и драматизм «сюжета», развивающегося по нарастающей от первых нот концерта-открытия в Большом зале Московской консерватории до финальных аккордов вечернего представления в Доме музыки, которым по традиции 9 мая Московский пасхальный прощается с публикой.

Ежегодно, помимо традиционных концертов, проект представляет лучшие спектакли Мариинки, мировые премьеры сочинений российских и зарубежных композиторов и уникальные постановки, созданные специально для фестиваля, вроде «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского на Соборной площади в 2003 году, «Войны и мира» Сергея Прокофьева в театре Советской Армии в 2006-м или «Симфонического диптиха» Родиона Щедрина в 2009-м. В этом году темой праздника стало 200-летие со дня рождения Гоголя, а его центральным событием — первое исполнение комической оперы «Коляска»,

созданной по мотивам одноименной повести петербургским композитором Вячеславом Кругликовым.

Всего за восемь лет на Московском пасхальном выступили несколько тысяч известнейших музыкантов планеты. Некоторые из них впервые приехали в нашу страну, для них фестиваль оказался воротами в Россию. От аналогичных проектов в России и мире фестиваль отличает его миссионерский характер. Задачу «прийти с музыкой ко всем» изначально сформулировал Валерий Гергиев. Отсюда обширная региональная программа (в этом году фестиваль прошел в 28 городах России, от Мурманска до Хабаровска), обилие благотворительных акций (от 30 до 80% билетов распространялись бесплатно), традиционные выступления в школах и вузах страны, и, конечно, концерты за рубежом. В 2003-м Московский пасхальный добрался до Киева, в этом году побывал в Ереване. Планировалось два выступления. Валерий Гергиев настоял на четырех.

Апогей праздника — общедоступный концерт на Поклонной горе 9 мая. Сюжет прост, ничего от лукавого: под открытым небом перед десятками тысяч людей оркестр Мариинского театра и его руководитель Валерий Гергиев отдают должное старшим соотечественникам — защитникам, строителям и мученикам российского государства.

В этом году концерт предварял большой Пасхальный звон и действо получилось особенно торжественным. Начавшись в 12 дня на колокольне храма Христа Спасителя, колокольное пение охватило 67 московских храмов и завершилось в два пополудни в соборах Казанской иконы Божьей Матери и Василия Блаженного на Красной площади. На севере ему вторили колокола Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Две столицы общались между собой через расстояния. Колокольный мост перекинулся сквозь века.

Открытие и финал фестиваля совпадают с главными праздниками церковного и светского календарей — Светлым Христовым Воскресением и Днем Победы.

\ ОБЩЕСТВО \ прямые инвестиции / № 5 (85) 2009 95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.