\ КУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ \
Музыка Пасхи
Мы все тянемся к духовному. И найти его при желании можно всюду: неважно, звучит ли «Всенощное бдение» или «Вторая симфония» Сергея Рахманинова. Так считает Валерий Гергиев, директор и главный дирижер Мариинского театра, автор идеи и художественный руководитель Пасхального фестиваля.
— Идея Пасхального фестиваля — ваша. Откуда она? Саша Почему в 2002 году необходимость подобного празд- КАННОНЕ ника стала очевидной?
— Коллектив Мариинского театра давно и стабильно выступает за пределами России. Скажем, в Баден-Бадене — крупнейшем фестивальном центре Германии и вообще Западной Европы — мы традиционно бываем дважды: в июле и декабре. Мы ежегодно играем традиционные концерты в Вашингтоне, а иногда даже два раза в год, летом и зимой. Каждую весну, в конце февраля — начале марта, ездим с гастролями по США. Иногда к этому прибавляется еще осенний приезд. Почему бы, если это удается делать в Лондоне или Нью-Йорке, нам не подумать о некой стабильной форме отношений с московской публикой?
— Но вряд ли такой проект был осуществим в 1990-е. А к 2002-му Россия оправилась от кризиса 1998 года. Вы уже шесть лет как возглавляли Мариинский театр. К тому же вы успели поработать с ведущими оркестрами мира в качестве главного и главного приглашенного дирижера. Вы набрали вес, необходимый для того, чтобы заходить в нужные кабинеты и быть услышанным...
— Ну, давайте так. Юрий Михайлович Лужков меня услышал. Я в очень хороших отношениях с мэром Москвы, и именно благодаря таким отношениям родился наш фестиваль. Одного звонка было достаточно. Он тут же меня пригласил, и мы тут же договорились. В один момент. Он спросил: «А что, у нас нет Московского пасхального фестиваля?» Я: «Нет». — «Как это так? А что нужно?» — «Ну, че-
рез год...» — «Зачем через год? Сейчас и начнем». Тут же весь состав столичного правительства был перед нами, тут же возник какой-то бюджет, который впоследствии уточнялся. А когда уже первый фестиваль, судя по всему, оказался удачным, я обратился и к Владимиру Владимировичу. Когда уже можно было говорить о конкретной акции, а не о мифических измышлениях. И мы получили поддержку уже президента и правительства страны.
Этот разговор произошел в 2003 году, в год 300-летия Санкт-Петербурга. И было совершенно естественно, что прославленный петербургский коллектив получает поддержку федерального правительства и свою творческую активность делит уже между Москвой, Петербургом и страной.
— Подобные фестивали давно проводятся в Европе. Чем ваш проект отличается, скажем, от зальц-бургского или венского?
— Это совершенно разные фестивали. В Европе такие праздники носят локальный характер. Для нас главное — регионы. Это мое представление о том, что такое Пасхальный фестиваль. Приехать и познакомить тот же Екатеринбург с новой музыкой и новыми именами — особая миссия. В этом году звезда фестиваля — датский скрипач Николай Цнайдер. Блестящий музыкант, и в рамках Московского пасхального у него очень сильная программа. Недавно он играл ее в Лондоне, только что в Москве, сейчас мы везем ее в российские регионы.
— У вас пять фестивалей, как в России, так и за рубежом. Где легче их создавать?
— Дома. Безусловно, Петербург, Москва, Россия — это приоритет, если говорить о легкости организации, мы движемся чартерным поездом. Не могу сказать, что это самая легкая форма. Сегодня играть огромный концерт, вчера их было два... Трудные программы. Но коллектив не только высококлассный, но и высокоорганизованный. И выносливость пока позволяет. Но искушать музыкантов не хочется. Утомлять специально оркестр я не хочу. Что-то будет повторяться, и тогда репетиций будет немного. Но какие-то вещи, конечно, потребуют более тщательной подготовки. В общем, мы взяли на себя огромную нагрузку. И все равно: двигаться по России мне приятно и интересно. А значит и легко.
— Пасхальный — значит православный?
— Да, но не только. Дело в том, что любой фестиваль, скажем Зальцбургский, по идее, сразу должен вызывать вопросы: «А, так вы говорите про католический фестиваль?» Ответ: и да, и нет. Если звучит музыка Баха, или Гайдна, или Моцарта — да. А если звучит «Борис Годунов»? А он звучал, и еще под управлением Караяна, именно на Зальцбургском Пасхальном фестивале. Значит, не только Бах, если самый знаменитый западный католический фестиваль считает музыку Прокофьева,
96 прямые инвестиции / № 5 (85) 2009
\ ОБЩЕСТВО \
или Чайковского, или Мусоргского самым достойным выбором из всего богатства мировой литературы. А раз так, то почему бы и нам не исполнять время от времени музыку не только Щедрина, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Стравинского, но еще и Малера или Сибе-лиуса? Вот такое мышление. Это бы обеднило программу фестиваля, если бы три недели подряд, а иногда три с половиной, мы играли музыку, связанную только с русской традицией. Но принцип отбора существует. Это качество. Оно должно быть очень высоким.
— У вас очень гибкая программа, на первый взгляд, даже разбросанная. В ней не только духовная музыка, но и светская, не только классическая, но и современная. И тут же, на последней странице фестивального каталога, — гигантский перечень спонсоров, крупнейших представителей отечественного и мирового бизнеса. На что это похоже? На Ноев ковчег, на котором спасаются от потопа.
— Насчет спонсоров я должен объяснить. Туда, на эту страницу, попадают компании, которые в принципе поддержали творческую деятельность Мариинского театра. Ну, как я могу сегодня требовать от Олега Дерипаски, чтобы он все бросил и платил много денег, иначе мы его из списка выбросим? Сегодня «Базовый элемент» переживает временные трудности. Но они продолжают
Валерй Гергиев: считаться партнерами как всех наших фестивалей, так «Пасхальная и Мариинского театра. Было бы некрасиво считать, что
неделя не может отношения прекратились, а потом пытаться их восстано-утомлять . вить. Мне же любой скажет: «Когда у нас были трудности,
Я чувствую мы вам были не нужны, а сейчас, получается, вы, такие
подъем. Видимо, умные, прибежали попрошайничать!» Мы всегда обходи-есть какие-то лись без такой панической судорожной беготни по бога-силы, которые тым друзьям. Все-таки Мариинскому театру 225 лет. На-даются мне верное, мы можем опираться и на чувство собственного
свыше». достоинства, и на уважение к своей истории. А если это
чувство будет у нас, оно наверняка появится и у всех, кто наблюдает за театром.
— Московский пасхальный фестиваль — это колоссальный проект, который объединяет разрозненные части нашей жизни: политику, Церковь, общество, искусство, бизнес. В этом смысле он носит цивилизационный характер. Я долго искала слово, которое бы определяло единую логику этого многообразия. И нашла. Это слово — соборность.
— Мне кажется, что мы все тянемся к духовному. Но при желании найти его можно всюду. Совершенно неважно, исполняем ли мы «Всенощное бдение» или «Вторую симфонию» Рахманинова. И то и другое — это высокодуховные произведения. Высокодуховные завещания, если хотите, великого русского музыканта Сергея
\ ОБЩЕСТВО \ прямые инвестиции / № 5 (85) 2009 97
\ КУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ \
Расписание заключительных концертов VIII Московского пасхального фестиваля
Симфоническая программа
4 мая, 19:00. Ереван, Концертный зал им. Арама Хачатуряна.
Арутюнян, Праздничная Увертюра. Э. Мирзо-ян, Симфония для струнных и литавр (финал). Р. Щедрин, Концерт для фортепиано с оркестром №5. П. Чайковский, Симфония №5. Исполняют: Денис
Мацуев (фортепиано), Симфонический оркестр Мариинского театра. Дирижер - Валерий Гергиев.
4 мая, 19:00. Москва, Большой зал консерватории. А. Брукнер, Moderato, Andante, Marsch, Два трио к Скерцо из Симфонии №9 для солирующего альта и оркестра. А. Шенберг, Пять пьес для оркестра, ор. 16. Ф. Шуберт, Сюита вальсов. Й. Брамс, Симфония
№2 . Исполняют: Юрий Башмет (альт), Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». Дирижер - Евгений Бушков.
9 мая, 13:00. Москва, Поклонная гора. Общедоступный
концерт. Исполняют: Симфонический оркестр Мариинского театра. Дирижер - Валерий Гергиев.
9 мая, 20:00. Московский международный Дом музыки. Закрытие фестиваля. С. Прокофьев, Фрагменты из балета «Золушка». Р. Щедрин, Концерт для фортепиано с оркестром №5. Д. Шостакович, Симфония
№11. Исполняют: Денис Мацуев (фортепиано), Симфонический оркестр Мариинского театра. Дирижер - Валерий Гергиев.
Благотворительная программа
5 мая, 11:00. Москва, Пансионат для ветеранов труда №19 (ул. 16-я
Парковая, 16). Исполняют: Ереванский камерный хор
(Армения). Художественный руководитель и главный дирижер - Арутюн Топикян.
Хоровая программа
4 мая, 14:00. Москва, храм преподобного Сергия Радонежского
в Высоко-Петровском монастыре. Общедоступный концерт. Молодежный хор Киево-Печерской лавры (Украина). Художественный руководитель и дирижер - Елена Соловей.
5 мая, 14:00. Москва, храм Николая Чудотворца в Новом Ваганькове на Трех горах. Мужской хор Государственной филармонии РСО - Алании (Владикавказ). Художественный руководитель и дирижер - Ольга Джанаева.
5 мая, 16:00. Тула, Всехсвятский кафедральный собор. Молодежный хор Киево-Печерской лавры (Украина).
Художественный руководитель и дирижер - Елена Соловей.
6 мая, 19:00. Московский театрально-концертный центр Павла Слободкина. «Orthodox Singers» (Эстония). Художественный руководитель и дирижер - Валерий Петров. Шяуляйский государственный камерный хор «Полифония» (Литва).
Художественный руководитель и дирижер - Гядиминас Раманаускас. Приглашенный дирижер - Татьяна Ринкявичене.
8 мая, 14:00. Митрополичьи палаты московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «Orthodox Singers» (Эстония). Художественный руководитель и дирижер - Валерий Петров.
Звонильная неделя
5 мая. Москва. 15:00 Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском Парке.
6 мая. Москва. 14:00. Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе. 15:30. Данилов ставропигиальный мужской монастырь.
7 мая. Москва. 15:00. Новодевичий женский монастырь.
8 мая. Москва. 14:00. Храм Живоначальной Троицы в Листах. 15:15 Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
9 мая. Москва. 12:00. Большой Пасхальный звон. 12:30 Храм Христа Спасителя.
Девиз Васильевича Рахманинова. Мы не делим музыку на ту,
Пасхального которая имеет прямое отношение к Православной Цер-
фестиваля — кви или косвенное. Логика нашей программы не в этом. «Лучшая Отбор произведений идет по принципу, что может внести
музыка в лучшем новые краски в музыкальную жизнь, скажем, Екатерин-исполнении». бурга или Нижнего Новгорода. Это крупные города, в них
свои оркестры, свои дирижеры. А мы привозим те вещи, которые отражают процессы, идущие по всему миру. Понятно, что Шенберг, а тем более Равель, Барток и без усилий оркестра Мариинского театра рано или поздно все равно бы там прозвучали. Но, мне кажется, важно своевременно знакомить и с такими произведениями, как опера «Синяя Борода» Бартока.
— Пасхальный фестиваль по традиции завершается 9 мая. Я слышала, эта дата не случайна.
— Я бы сказал так. Если пасхальное празднество насчитывает тысячелетия, то 9 мая — святая дата нашей новейшей истории. Мой отец вернулся с войны. Он провел там четыре года, с первого дня до последнего. Потом был в Германии, продолжал служить. Мы, наша семья, очень многих потеряли на этой войне. И по отцовской линии
98 прямые инвестиции / № 5 (85) 2009
родной брат отца, и по маминой. Я говорю только про родных, не о далеких родственниках, а непосредственно о членах нашей семьи. И говорю, как человек, который, познавая историю своей семьи, познает историю своей страны и вообще историю. Не понаслышке я знаком с тем, что такое Праздник Победы.
Кроме того, эта дистанция самая удобная, самая емкая, если хотите, стремительная. Я заболел перед открытием фестиваля. Неожиданно вдруг почувствовал себя нездоровым. Мы были на Канарских островах, солнышко светило, но не грело, я недооценил риска и, видимо, простудился. По возвращении у меня была температура, а 19 апреля — открытие Пасхального фестиваля, я обязан стоять за пультом и дирижировать, причем делать это хорошо. И я неожиданно выздоровел.
Хотя, что происходит крайне редко, накануне пропустил премьеру «Иоланты» Чайковского и «Алеко» Рахманинова — двух опер, только что поставленных в театре. Пропустил, потому что не мог рисковать и только концентрация, огромная концентрация на том, за что ты отвечаешь, может дать тебе успех.