си си
о
4 апреля - 9 мая
IX Московский пасхальный фестиваль.
Художественный руководитель -Валерий Гергиев.
Множество событий этого сезона посвящены 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Симфонический оркестр Мариинского театра преодолеет 8 тыс. км железных дорог на специальном поезде и даст около 100 концертов. Участники - более 1000 исполнителей из России и 12 других стран. Местами остановок определены Города воинской славы - Волгоград, Курск, Владикавказ, Воронеж. В большинстве программ для региональных центров будет отдано предпочтение военным произведениям Дмитрия Шостаковича. Симфоническая программа фестиваля включает выступления ярчайших звезд мирового искусства. 4 апреля, в светлый праздник Пасхи, смотр откроет Симфонический оркестр Мариинского театра и маэстро Валерий Гергиев. В числе участников концерта, который состоится в Большом зале Московской консерватории (БЗК, 19.00), пианист Денис Мацуев. В начале вечера прозвучит сочинение Николая Римского-Корсакова «Светлый праздник». В программе открытия также Первая симфония Дмитрия Шостаковича, Каприччио для фортепиано с оркестром Игоря Стравинского и «Старинная музыка российских провинциальных цирков» Родиона Щедрина. Хор Шведского радио исполнит «Высокую мессу» Иоганна Себастьяна Баха (БЗК, 15.00). Итальянский бас Ферруччо Фурланетто предстанет перед столичной публикой в партии Дон-Кихота в одноименной опере Жюля Массне (БЗК, 6 апреля). На фестивале также выступят итальянский виолончелистМарио Брунелло (Санкт-Петербург, Концертный зал Мариинского театра, 13 апреля), бра-
зильский пианист Нельсон Фрейре (БЗК, 5 апреля). Московским слушателям предстоит знакомство с солисткой Мариинки меццо-сопрано Екатериной Губановой, которая выйдет на сцену в оперной дилогии «Троянцы» Гектора Берлиоза (БЗК, 11 апреля).
Фестиваль также подарит меломанам две премьеры: оперу «Мистерия апостола Павла» Николая Каретникова (Концертный зал Мариинского театра, 14 апреля) и балет «Анна Каренина» Родиона Щедрина в постановке Алексея Ратманского (Мариинский театр, 15 апреля).
Хоровая программа смотра откроется 5 апреля в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. В исполнении Симфонического оркестра и хора Мариинского театра, камерного хора Смольного собора, Патриаршего хора Храма Христа Спасителя прозвучит «Стихира на тысячелетие крещения Руси» Родиона Щедрина. Дирижер - Валерий Гергиев.
Участники фестиваля предложат ценителям искусства более 20 благотворительных акций, в числе которых благотворительный концерт 12 апреля в здании Сбербанка (Вавилова, 19). Страдивари-ансамбль и Брасс-ансамбль Мариинского театра. Дирижер - Валерий Гергиев.
Завершится фестиваль 9 мая в Московском международном Доме музыки выступлением Симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева.
6, 10, 15, 20, 23, 30 апреля
Милан. «Ла Скала» (Ьа Бса!а)
Премьера оперы «Лулу».
Музыка и либретто Альбана Берга. По пьесам «Дух земли» и «Ящик Пандоры» Франка Ведекинда.
С младых ногтей заслужив себе репутацию экспериментатора, Берг очень долго был изгоем в музыкальных кругах. Его музыку не принимали ни зрители, ни критики. Так продолжалось до тех пор, пока он не создал первую оперу «Войцек» - историю вернувшегося с войны денщика. И хотя учитель Берга, небезызвестный композитор Альфред Шенберг, презрительно заметил, что «опере ближе ангелы, чем денщики», публика была в восторге, требуя продолжения. Оно появилось в виде не совсем законченной, но вполне полноценной оперы «Лулу».
Созданная в 1935 году и ставшая последним произведением композитора, «Лулу» - одно из самых загадочных и противоречивых произведений оперного жанра XX столетия. В центре сюжета - история красавицы, роковой женщины, «близкой родственницы» Кармен, дамы с камелиями и Манон Леско. Дамочка идет в буквальном смысле по трупам, изо всех сил пытаясь подняться со дна и пробраться в высшее общество, для чего методично уничтожает всех своих мужей, оставляя себе их титулы и деньги. У Лулу иногда случаются приступы угрызений совести, но со временем все реже и реже. И когда мечты ее, наконец, сбываются, новоявленная «леди Макбет» попадает в рабскую зависимость от своего молодого любовника, который ее и убивает... Берг ни на йоту не отступил от своих принципов. «Лулу» - это такая же «драма крика», как окрестили критики его произведения. Он использует в своей музыке все 12 тонов - этот прием называется додекафонией - в результате чего получается звуковой хаос. Прибавьте к этому человеческий голос на грани срыва. В этом мире нет Гармонии, и «Лулу» Берга - это «атональная» драма XX века, в полной мере отражающая всю дисгармонию своего времени. Постановка Питера Штайна. В роли Лулу - Лаура Айкин.
98
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 4 (96) 2010
\АФИША \
100 106 107
живая россия
вы нам писали
В разных регионах нашей страны регулярно проводятся всероссийские военно-спортивные и историко-патриотические сборы для детей и молодежи
108 111
культурное событие
Национальный театральный фестиваль «Золотая Маска» обогатился новым проектом -«Маской Плюс»
праздник
Ежегодное чудо:
схождение
Благодатного
огня
благотворительность
Неделя памяти святого князя Даниила Московского в Международном фонде славянской письменности и культуры завершилась аукционом
112
поздравляем именинников
12, 16, 19, 22, 27 апреля
Нью-Йорк. Метрополитен Опера (Metropolitan Opera).
Премьера оперы «Армида».
Музыка Джоаккино Россини. Либретто Джованни Шмидта на сюжет поэмы «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо.
Историческая основа произведения - завоевание Иерусалима во время Первого крестового похода под предводительством Готфрида Бульонского; при этом события развиваются по законам героической эпопеи и рыцарской поэмы. Сюжет о колдунье, завлекающей мужчин на остров-тюрьму, издавна привлекал внимание музыкантов. На либретто, сочиненное французским драматургом Филиппом Кино, написали свои оперы Жан Батист Люлли (1686), Кристоф Виллибальд Глюк (1777). И вот теперь создал свою музыкальную версию классической темы Россини. Содержание таково: рыцарь-крестоносец Ринальдо полюбил прекрасную волшебницу, царицу Дамаска Армиду. Забыв о своих обетах, он наслаждается счастьем. Друзья решают спасти его от чар Армиды, и рыцарь уходит от своей обольстительницы. А та в горе и гневе разрушает свои волшебные сады и бросается в погоню за беглецом в колеснице, запряженной драконом. Главной музыкальной удачей оперы стали любовные дуэты, которые поражали современников своей поэтичностью, изяществом и трепетностью подлинного чувства. Впрочем, в этом было и много личного. Двухлетняя симпатия к очаровательной примадонне театра, восхитительной Изабелле Кольбран переросла в более сильное чувство -Джоаккино влюбился! Он, «сердечным
победам» которого не было числа, ко всему относящийся с насмешкой, оказался у ног прелестной женщины, которая стала полновластной хозяйкой его сердца. Конечно, сердце - это еще не гений художника, но ведь именно оно побуждает гения к созданию удивительных красот.
И все же эта опера встретила много недовольства со стороны публики. Итальянцы отдавали предпочтение однозначным счастливым концовкам. Именно такой развязки здесь не было. Гармония и инструментовка произ-
ведения были тонко и искусно разработаны, содержали много новизны, однако этим невозможно было покорить итальянских слушателей тех времен. На мировой премьере 11 ноября 1817 года шумного провала не было, но общее недовольство отразилось в откликах прессы. В роли Армиды - «золотой стандарт сопрано» Рене Флеминг.
При написании использованы данные, предоставленные компанией ТОПБИЛЕТ (www.topbilet.ru) - организатором туров на спектакли ведущих театров мира.
Q)
Р
CD Ь сг
\АФИША \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 4 (96) 2010
99