Музыкальный
праздников
Праздник
15 апреля, в день Светлого Воскресения Христова, в Большом зале Консерватории состоится торжественное открытие Московского Пасхального фестиваля. В этом году он пройдет в 11-й раз и будет посвящен Сергею Прокофьеву.
На традиционной презентации фестиваля в столичной мэрии автор и художественный руководитель проекта Валерий Гергиев заметил, что сегодня Московский Пасхальный переживает особый момент — вступает в свое второе десятилетие. «Хотя это и не столетний юбилей, но уже все-таки пройдена какая-то дистанция, которую хочется окинуть взором».
Саша КАннонЕ
Начавшись в 2002-м как разовое мероприятие в масштабах Москвы, уже во второй год своего существования фестиваль получил статус ежегодного и всероссийского и далее развивался вширь, вбирая в свою орбиту все большее число городов. В 2004-м их было девять, еще через пять лет — 28, в 2011 году — уже 40. X Московский Пасхальный фестиваль преодолел границы России, включив в свой график концерты в Казахстане, Армении, Белоруссии и Литве. В нынешнем году, наряду с 32 российскими городами, фестиваль посетит Киев, Астану, Алма-Ату, Минск и Ереван.
Визитной карточкой проекта стала необычная форма его проведения. Обширная карта фестиваля отображает территорию от Петербурга до Артема, от Белого моря до Краснодарских степей. Яркой нитью по ней проходит маршрут Пасхального поезда, на котором перемещаются участники Симфонической программы — оркестр Мари-инского театра под управлением маэстро Гергиева. График его следования напряженный. И хотя он разработан при участии РЖД и навстречу артистам горят лишь зеленые семафоры, концерт от концерта отделяют сотни километров и десятки часов в пути. Время стоянки ограничено: в одном пункте поезд редко задерживается на сутки, и события развиваются стремительно. Пункт первый: Музыкальную Пасху приветствуют на вокзале. Пункт второй: артисты репетируют, а их руководитель общается с городскими властями и журналистами. Далее концерт, а нередко и два (желающих попасть на них всегда много), ужин на скорую руку и снова в путь. Напряжение темпов и расстояний придает фестивалю мощный энергетический заряд, который отражается и в исполнительской манере оркестра, и в том нравственном посыле, который Московский Пасхальный несет стране. Приезд мариинцев всегда праздник, причем не только для концертной аудитории, но и для всех, кто наблюдает его со стороны. Фестивальные баннеры, поезд с логотипом и прочие атрибуты фестиваля
создают особое настроение на всем пути его следования. Пасха мчится по стране, врывается в города и подчиняет их своему ритму.
Фестивальных событий много, но программа четко структурирована, и оттого в ней легко ориентироваться, она компактна. В ней сразу обозначились Симфоническая, Хоровая, Зво-нильная и Камерная составляющие, каждая из которых имеет свои маршруты и свою публику. Особый приоритет фестиваля — внимание к новейшим проявлениям, творчеству молодых российских композиторов и тех исполнителей, чьи имена пока неизвестны широкой аудитории. Ни на одном другом музыкальном форуме не звучит столько «молодой» музыки, как на гергиевском Пасхальном. Это не самое популярное решение маэстро: слушатели и критики воспринимают его неоднозначно. Но если современную музыку, какая она ни есть, не исполнять, ее не будут и создавать, это органическая часть национальной культуры, которая не может существовать только прошлым и жива лишь в своем ежеминутном обновлении здесь и сейчас.
Еще одна особенность фестиваля — беспрецедентная по масштабам благотворительная программа. Давно стали традицией общедоступные концерты в МГУ и на Поклонной горе, выступления в детских домах, школах, вузах, пансионатах для престарелых, а также распространение билетов через социальные службы, благодаря чему порядка 40% аудитории может посещать концерты бесплатно.
Ядро Пасхального фестиваля — один из лучших оркестров мира, Мариинский, — гарантирует высокую планку исполнительского мастерства. Вокруг сформировался «фестивальный пул», тщательно подобранный художественным руководителем проекта маэстро Гергиевым. В него входят звезды мирового исполнительского ис-
XI Пасхальный фестиваль посвящен Сергею Прокофьеву.
В программе —
Симфоническое,
Хоровое,
Звонильное
и Камерное
направления.
кусства, каждое выступление которых само по себе праздник. И он постоянно обновляется новыми именами, открывать которые Валерий Гергиев умеет как никто другой. За 10 лет существования по количеству концертов и по охвату аудитории Московский Пасхальный стал едва ли не наиболее значимым культурным событием в мире. Сегодня в реальном режиме, а также по телевидению и Интернету сотни мероприятий проекта наблюдают десятки миллионов людей.
«Путешествия, которые совершил коллектив Мариинского театра по городам, далеким от Москвы и Петербурга, убеждали меня в том, что сегодня многие акценты перенеслись в регионы», — сказал Валерий Гергиев на пресс-конференции 24 февраля. В этом, бесспорно, заслуга и самого маэстро. Московский Пасхальный никогда не являлся для регионов «новогодним папой», который, вручив подарки, уезжает до следующего праздника. Отношения фестиваля с городами — партнерские. В иные артисты приезжают по три-четыре раза, и не только с концертами. Каждый приезд имеет «продленное действие» в виде договоренностей о последующих гастролях Мариинки, о петербургских стажировках студентов и преподавателей местных консерваторий, о содействии в реконструкции театров и строительстве новых концертных залов, в которых так нуждаются города. Особое внимание при выборе фестивальных маршрутов было уделено регионам, в которые редко заглядывают звезды мирового исполнительского искусства, вроде Костромы или Беломорска, и, напротив, таким, где существует традиционно сильная система музыкального образования, вроде Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Казани. Здесь фестиваль всегда ждут, сюда он является, как к себе домой.
РИА-НОВОСТИ
«Перенесение акцентов», о котором говорил Герги-ев, — изначально одна из главных задач Московского Пасхального. Сегодня она отчасти решена, и потому период «территориальной экспансии» для проекта закончен. Двигаться дальше по этому пути, побивая собственные рекорды по числу концертов и городов, физически невозможно. Артисты и так работают на пределе сил, о чем не раз говорил сам маэстро. Размахнувшись вширь, фестиваль преодолел рамки чистого искусства и из культурного превратился в геополитический проект. Теперь, когда наряду с Петербургом и Москвой в России начали формироваться новые культурные центры, у фестиваля появились новые цели. «Москве нужны музыкальные праздники, — заявил маэстро в преддверье фестиваля. — России нужны музыкальные праздники».
Да, потребность в праздниках велика. «Праздник непослушания», грянувший по стране в ходе недавних предвыборных кампаний, тому пример. Всем вдруг страстно захотелось выйти на улицы и чему-то порадеть вместе. Но, видит Бог, не таких бы хотелось праздников. Не тех, что ссорят и разрушают, а тех, что примиряют и возрождают.
Торжественное открытие XI Московского Пасхального фестиваля состоится 15 апреля в Большом зале Консерватории. «Открывать Пасхальный фестиваль мы будем программой, посвященной целиком Сергею Прокофьеву, — сказал Валерий Гергиев на презентации в мэрии 24 февраля. — И надеюсь, Москве будет интересно услышать Даниила Трифонова. Я наблюдаю за стремительным ростом этого юного музыканта с июля. Именно с 1 июля обладатель золотой медали и Гран-при конкурса Чайковского сыграл со мной не менее 12-15 концертов по всему миру. Мне кажется, он правильно поступал, что не играл слишком много в Москве, но теперь у москвичей появится возможность его услышать».
В программе открытия — прокофьевские Симфония №1, Концерт для фортепиано с оркестром №1 (солист — Даниил Трифонов) и Симфония №5. В качестве бонуса маэстро обещал сыграть на бис произведение великого композитора, «которое практически не звучит». Какое — дирижер не раскрыл. Это сюрприз для москвичей. Кроме того, в Москве будут исполнены фрагменты из оперы Прокофьева
Пасхальный поезд, на котором перемещаются участники Симфонической программы — оркестр Мари-инского театра под управлением маэстро Гергиева.
PHOTOXPRESS
«Любовь к трем апельсинам» и балетов «Ромео и Джульетта» и «Золушка», а также симфоническая сюита «Египетские ночи» с участием Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова.
Всего за 25 дней фестиваля прозвучит порядка 150 концертов симфонической, хоровой и камерной музыки. Звонильная программа пройдет в 33 храмах Москвы в исполнении 40 мастеров из России, Белоруссии, Литвы и Германии. Впервые в нее включена вереница звонов в Коломенском, в которой будут участвовать три храма усадьбы. Маршрут Пасхального поезда Валерия Гергиева, стартовав в Москве, пройдет на сей раз через Санкт-Петербург, Саратов, Липецк, Омск, Оренбург, Смоленск, Уфу, Нижний Новгород, Казань, Воронеж, Волгоград, Кисловодск, Владикавказ, Краснодар, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Ульяновск, Ханты-Мансийск, Тольятти, Самару, Великий Новгород, Череповец, Ярославль, Кострому, Пермь, Петрозаводск, Мурманск, Беломорск, а также Киев, Астану, Алма-Ату, Минск и Ереван. Как всегда, фестиваль продлится до 9 мая и завершится традиционным общедоступным выступлением на Поклонной горе и вечерним концертом в Доме музыки.
Олег
ЕФИМОВ,
ответственный секретарь Всемирного Русского
Народного Собора:
«Этот фестиваль давно ждали не только две столицы, Москва и Петербург, — в нем особенно нуждались регионы. То, что Московский Пасхальный двинулся по стране, очень радует. В этом, безусловно, огромная заслуга и Валерия Гергиева, и оргкомитета фестиваля, и всех обеспечивающих его финансовую сторону компаний и людей. Спасибо им
и низкий поклон. Но осуществить благой замысел — это лишь полдела. Московский Пасхальный с годами только набирает ход. А это значит, что потребность в таких проектах есть. Мы все это ощущаем сегодня, когда основа основ человеческого существования, традиционные ценности, размываются, и на их место заступают тенденции, неприемлемые не только для верующих, но и просто для культурных людей. Поэтому фестиваль, который основан на традициях духовных ценностей и культуры, это большое подспорье для всего российского общества. Какую роль играет в человеческом мире музыка? Еще отцы Церкви говорили, что музыка душу освещает, ее образует,
воспитывает и готовит для восприятия высоких истин. А еще, добавлю, она примиряет. Организаторы фестиваля недаром подчеркивают его внекон-фессиональность. Язык музыки универсален. Он объединяет всех — не только православного христианина, мусульманина, иудея, но и человека неверующего, который только делает первые шаги в храме. В этом также огромная ценность фестиваля. Кроме того, он ведь еще носит имя Праздника праздников, Торжества из торжеств — и обращен к Воскресению, возрождению из мертвых. Высокие идеалы (выше некуда!) Пасхи подхвачены Валерием Гергиевым, и он несет их нам уже 11 лет».
98
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 4 (120) 2012
\ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ \