Главная тема
По масштабам и значимости в жизни страны Московский пасхальный фестиваль — главное культурное событие года. Он представляет все жанры и эпохи мировой музыки, лучших исполнителей планеты, десятки городов России и все ее социальные слои. В этом году фестиваль прошел в девятый раз и был посвящен 65-летию Победы.
Поезд отправляется
Концерт открытия 4 апреля, на Пасху, в Большом зале Московской консерватории был как бы планом-конспектом мероприятия в целом. Увертюра «Светлый праздник» Николая Римского-Корсакова — дань традиции, «заглавная» тема всех прежних и будущих Пасхальных фестивалей. Третий концерт для оркестра «Старинная музыка российских провинциальных цирков» Родиона Щедрина — ре-
Саша КАННОНЕ
В Петербурге
фестиваль
открылся
концертом
хора Смольного
собора.
Валерий Гергиев после концерта в храме Христа Спасителя 5 апреля.
PHOTOXPRESS
"¿Ч-!,НЛСХА.-ЧЬНЫП ФЫ_Т!ЖЛ..ЧЬ ЯРОСЛАВЛЬ • ВОРОНЕЖ
ИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
ШШ
Я'щЩйИ
щм
ГВВННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
РИЙ ГЕРГИЕВ
спект современной отечественной музыке в лице ее самого востребованного автора. Каприччио для фортепьяно с оркестром Игоря Стравинского (солист Денис Мацуев) — алмаз в венце великого композитора, произведение, давно не исполнявшееся, и ныне возвращенное публике. Симфония № 1 Дмитрия Шостаковича — лейтмотив фестиваля, который в этом году чествует Победу.
Как и прежде, фестиваль ограничили две важнейшие даты российского календаря: Светлое Христово Воскресение и День Победы. Растянувшись по срокам, нынешняя пасхальная афиша оказалась особенно насыщенной. В нее вошли более 100 концертов, в которых участвовали несколько сот известнейших музыкальных имен мира из 12 стран: хор Шведского радио, оркестр Le Concert des Nations под управлением Жорди Сааваля, Нельсон Фрейре, Марио Брунелло, Екатерина Губанова, Сергей Бабаян. В роли протагонистов — Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Андрея Петренко и Валерия Гергиева. Этот праздник — на их улице.
Наряду с симфонической, в обеих столицах и регионах России прошли хоровая и звонильная программы (при участии 22 хоровых коллективов из России, Украины, Белоруссии, Абхазии, Армении, Сербии, Болгарии, Литвы, Греции и лучших звонарей Украины, Белоруссии и России), а также десятки благотворительных концертов с общей аудиторией в сотни тысяч человек.
Благотворительная программа традиционно считается неотъемлемой частью фестиваля. Как всегда, ее адресатами стали обитатели детских домов, ветераны, пенсионеры, студенты. 35% билетов фестиваля были выкуплены Фондом Валерия Гергиева и переданы социальным организациям.
Наконец, 6 апреля, верный традициям, в праздничный тур по стране отправился Пасхальный поезд Валерия Гергиева. Знаковый атрибут фестиваля, его символ и бренд, он посетил восемь российских городов, преодолев расстояние в 8 тыс. км. В целом Московский
Родион Щедрин и Майя Плисецкая — постоянные гости фестиваля.
Оркестр Гергиева дал благотворительный концерт в Московском университете.
РИА-НОВОСТИ
КРАСНОДАР
КИСЛОВОДСК
ВОЛГОГРАД
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
МОСКВА
пасхальный — 2010 охватил более 30 больших и малых городов России: от Краснодара и Мурманска до Мирного и Нерюнгри и впервые — Литву. 8 и 9 мая хор Мариинского театра выступил в Пречистенском кафедральном соборе и Концертном зале Национальной филармонии Вильнюса.
Музыка
Пасхальный маршрут
С самого начала Пасхальный фестиваль набрал умопомрачительный темп. В два пополудни музыканты выехали из Москвы, едва успев на вокзал после концерта в МГУ. Общедоступное выступление для студентов и профессуры главного российского вуза страны давно стало доброй фестивальной традицией, и обойти ее никак нельзя. Вот только начинать концерт пришлось в 10 утра, чтобы поспеть к вечеру в Ярославль.
Впрочем, сверхзвуковые скорости — привычное дело для гергиевских героев. Над этим посмеиваются и сами артисты. «Интересно, а что вы делали до 4 апреля, когда начался фестиваль», — спросила я уже в конце пути. Мы ужинали в вагоне-ресторане, и я вдруг подумала: «Не может быть, чтобы так — всю жизнь». — «До у нас было три незабываемых дня общения с Валерием Аби-саловичем». — «Чем они такие незабываемые? Премьера? Ответственное выступление?» — «Выступление?! За это время мы сыграли пять концертов: 2 и 3 апреля — по два в день!»
Ярославль.Разговоры запросто
Из Москвы до Ярославля поездом четыре часа. Но концерт конечно же задержался, потому что прежде была пресс-конференция, что для Гергиева — святое. Он любит общаться с людьми, умеет это делать, увлекается до того, что сам же просит его остановить — «или буду говорить бесконечно». В разговоре он прост и откровенен. Будто беседует не с чужими людьми, а с друзьями, не оставляя без ответа самые дежурные и никчемные вопросы.
фестиваля звучала более чем в 30 больших и малых городах России: от Краснодара и Мурманска до Мирного и Нерюнгри.
Впрочем, нередко говорят о важном, особенно в конце встречи, когда, поддавшись тону маэстро, народ оживает. Здесь, в Ярославле, к Гергиеву обратились «не по теме», а с сюжетом историческим, даже с просьбой. Говорила местный историк представитель осетинской диаспоры Ярославля Тамара Владимировна Дадианова. В результате раскопок ей удалось обнаружить гробницу осетинской княгини, супруги русского князя Всеволода, матери Ярослава Всеволодовича и бабушки святого благоверного князя Александра Невского. Центр Аланской культуры, который Дадианова возглавляет, решил поставить княгине памятник и обращается к земляку за поддержкой. Выступавшая волновалась, говорила срывающимся голосом. Гергиев спокоен: «Оставьте бумаги, мы посмотрим». И обязательно «посмотрит». Потому что все, что касается Осетии, для него тоже святое.
Он ведет пресс-конференции, как дирижирует: заводясь, с чувством. Сначала отвечает на собственные вопросы — говорит о том, что сейчас для него важно и о чем думает неустанно. Но в конце концов обязательно выруливает на заданную тему, потому что внимателен к чужим мыслям, чувствам и словам. Все слышит, все видит, на все реагирует. Под настроение может распахнуться, рассказать о своем детстве или, наоборот, о заветных планах. При этом в отличие от журналистов Валерий Абисалович готов к разговору, всегда в курсе былого и настоящего места, где проходит концерт. С этого и пляшет: «Ваш город славен тем, что...» Откуда он все знает?.. И любопытен. Расспрашивает, сует нос, все хочет узнать и понять.
После концерта Валерий Абисалович помчался на стройку, где провел часа полтора, инспектируя ее вместе с губернатором. «Правда, мы ходили без касок, нарушая все необходимые нормы, — рассказывал маэстро два дня спустя, уже в Волгограде. — Зато осмотрели строящийся концертный комплекс — зал и театр. И сразу возникли вопросы. Я не хочу входить в этот проект каким-то
|]ЛС\Л,:1ЬНЬ!П ФЫ_Т!ЖЛ..ЧЬ ЯРОСЛАВЛЬ
ВОРОНЕЖ
участием, тем более не желаю быть частью контрактных обязательств, но я могу поделиться тем, что я знаю. Мне небезразлично, что происходит в моей стране, где не каждый день строят новые театры. В Ярославле поводом к тому послужило 1000-летие этого горо да. Хорошо, что такую возможность не упустили. Театр уже фактически строится, но если его построят, а потом схватятся за голову: «Где же звук?», тогда я буду виноват, что, заехав, обошел это вниманием. Сказать: «А это не наш театр, чем хуже — тем лучше?» Мы так не можем. Мы дадим совет. Я три года готовился к тому, чтобы проект, о котором я мечтал, стал явью. И мы построили свой зал, причем сначала без помощи государства. Сами собрали средства, и потом уже государство нам здорово помогло. Мы обеспечили мировое качество акустическое. Кому-то, может, зал не нравится. Меня самого не все устраивает. Может, фойе могло было быть иное, может, света там могло быть больше, люстра могла быть другою, но зал... Не хочу менять ничего вообще. В России это сейчас вопрос номер один. Не так давно Мариинский театр участвовал в открытии Великого китайского театра. Это огромный комплекс, на который, кстати, потратили всего $400 млн. Я-то слышал цифру 4 млрд., наши усердно ее приводили. Наши — это те, кому поручено проводить реконструкцию наших театров — Большого и Мариинского. И вот эти самые наши начинают, извините, дурачить население, потрясать какими-то сумасшедшими цифрами: «В Китае — 4 млрд., а нам только один дают, чтобы реконструировать театр.». Да на 1 млрд. можно построить 20 шикарных театров по всей России! Говорю об этом с полной ответственностью!»
Играли в Академическом театре им. Федора Волкова. Вообще-то он закрыт на реставрацию, которую затеяли к празднованию 1000-летия города, но для Московского пасхального сделали исключение. Был аншлаг, на бис вызывали несчетное количество раз. Среди прочего
на концерте прозвучала Симфоническая поэма Щедрина «Стихира на тысячелетие крещения Руси». Это своего рода пасхальный респект Ярославлю, который в этом году празднует 1000-летие своего основания. Вы-Адресатами ступление получилось тем более ярким, что ста-
ло увертюрой к предстоящим торжествам. Украшением концерта было присутствие на нем легендарной Майи Плисецкой. Поклонник и неустанный пропагандист творчества Родиона Щедрина, вот уже несколько лет Гергиев исполняет его произведения по всему миру. Московский пасхальный в этом не исключение, оттого Родион Константинович и Майя Михайловна — постоянные гости фестиваля, его дорогие лица, без которых сам проект уже нельзя и представить.
благотворительной программы фестиваля стали обитатели детских домов, ветераны, пенсионеры, студенты.
Воронеж. Гергиев & друзья
Время дорого — до следующего Пасхального пункта ехать почти 20 часов. По окончании концерта, не мешкая, артисты сели в поезд и отбыли в Воронеж, где их уже ждал еще один «завсегдатай» фестиваля — Денис Мацуев.
Гергиев притягивает людей, дорожит ими, умеет хранить уже возникшие связи. Творческие союзы его всегда основаны на человеческих отношениях, на дружбе. Сам маэстро подчеркивает это. Концерты с участием близких по духу артистов так и называются — «Гергиев & друзья». Кто они, друзья Гергиева? Не только звезды Юрий Башмет, Анна Нетребко или Денис Мацуев. Круг их гораздо шире. Это и профессор Петербургской консерватории виолончелист Сергей Ролдугин, выручивший маэстро на концерте в Ярославле. По программе фестиваля играть на нем должен был другой солист — Борис Андрианов. Но тот занемог, и пришлось срочно искать замену. Откликнулся Ролдугин, между прочим однокашник Гергиева еще по Ленинградской консерватории. Да, дружить крепко не задача. Дружить долго куда сложней. Зато всегда есть к кому обратиться. Еще в друзьях у маэстро
В Воронеже фестивальный поезд встречали с духовым оркестром.
Звонильная программа фестиваля проходила в храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот.
PH0T0XPRESS
КРАСНОДАР
КИСЛОВОДСК
ВОЛГОГРАД
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
МОСКВА
вся колоссальная труппа Мариинского театра. Еще — губернаторы, с которыми имеет дело, руководители компаний и чиновники, участвующие в его многочисленных проектах. Джигарханян, Греф, Кудрин, Рошаль, с цветами пробирающиеся в гримерную после концерта, и даже журналисты, которые посещают его пресс-конференции. Изрядная память на лица! Раз отметив, маэстро запоминает человека и для него он становится «своим».
Тандем с Мацуевым длится уже четыре года. Вот это уж свой, так свой. И все же его участие в пасхальном маршруте — случайность. Всегда с готовностью откликающийся на предложения маэстро, на сей раз пианист имел свои планы, и лишь изменения в его графике позволили обоим музыкантам играть вместе. В Воронеж Денис спешил не только на пасхальные торжества, но и на свои тоже. Днем позже выступления Мариинки там должен был состояться его концерт в рамках фестиваля Фонда «Новые имена». Первоначально это мероприятие было запланировано на другой срок, но его перенесли — и все совпало. Результат этого совпадения — четыре изуми-
Валерий Гергиев ведет пресс-конференцию, как дирижирует — заводясь, с чувством (на фото внизу).
Программа IX Московского пасхального фестиваля
Характер программы фестиваля раз и навсегда определен характером ее составителя. Меняясь из года в год, она, тем не менее, сохраняет типические черты. Помимо широты жеста (если Вагнер — то «Кольцо нибелунга», Шостакович — 6 симфоний кряду, Родион Щедрин — со всей верностью, по всему миру), маэстро Гергиеву присущи особая творческая неугомонность, стремление открывать новое и, подобно фокуснику, невесть откуда извлекать забытое старое. Каждый фестиваль преподносит публике такие сюрпризы. В 2010 году в его программе две премьеры: опера «Мистерия апостола Павла» Николая Каретникова в постановке Алексея Степанюка (14 апреля, Концертный зал Мариинского театра) и балет «Анна Каренина» Родиона Щедрина в постановке Алексея Ратманского (15 апреля, Мариинский театр), а также блистательная постановка оперной дилогии Гектора Берлиоза «Троянцы» (до Мариинки в России на нее замахивались лишь дважды — в 1899 году Большой и в 2000-м Театр Санкт-Петербургской консерватории).
И какой публике представляет! Не кучке эстетов (хотя и им тоже — почему нет!), но «могучей кучище», сотням тысяч российских слушателей! Многие из них, может, впервые обратились к классической музыке и не готовы оценить предложение вполне, но, зачарованные размахом
события, принимают его за верное. И это хорошо, ибо так воспитывается вкус публики, так формируются народные предпочтения и в конечном итоге народная культура. Но, строя культуру, Московский пасхальный не строит саму публику. Чуткий к пристрастиям самой безыскусной аудитории, он не диктует, а пребывает с ней в диалоге. В его программе сложнейшие вещи чередуются с «хитами», сочинения современников — с опусами классиков, «бестселлеры» — с сочинениями, которые «залежались» на полке и в России не исполнялись. Иногда кажется, что он всеяден. Это не так. Слишком страстен — и потому не всеяден. Слишком устремлен к цели. Но любя саму музыку, а не себя в ней, собственные предпочтения маэстро отодвигает в сторону.
В действиях Гергиева нет ничего случайного. Каждый шаг обусловлен четко поставленными задачами. Их знает всякий, кто хоть раз его слышал. Это пропаганда классической музыки в России и пропаганда русской музыки за рубежом, развитие Мариинского театра и развитие современного музыкального искусства (равно композиторского и исполнительского), поддержка молодых дарований,воспитание публики на лучших, а не на худших образцах искусства. Эти задачи формируют афишу Мариинского театра и год за годом программу Московского пасхального фестиваля.
тельных концерта в Воронеже, Кисловодске, Владикавказе и Волгограде. Да здравствует дружба!
Краснодар. Продолжение темы
8 апреля Симфонический оркестр Мариинского театра выступил в Краснодаре. Концерт прошел в самом сердце культурной жизни юга России — Музыкальном театре Творческого объединения «Премьера» им. Леонарда Гато-ва. Возникший в начале перестройки, этот центр объем-лет все жанры искусства: от кино и драмы до балета и оперетты. Зал по вместимости и качеству акустики считается лучшим в регионе. В Краснодаре с благодарностью вспоминают человека, этот театр создавшего, — музыканта и продюсера Леонарда Гатова. Его уже нет в живых, но это еще один повод, чтобы о нем говорить.
Валерий Абисалович знал Гатова, дружил с ним, и оттого, обращаясь к краснодарцам, начал именно с этого. Отдав должное ушедшему артисту, маэстро рассказал о предстоящем концерте. Шостакович, Вагнер, Равель... Наряду со знакомыми именами, в его программе наш современник — польский композитор Витольд Лютос-лавский, редко исполнявшийся в России и, наверное, никогда в Краснодаре. Этой находкой Валерий Абисалович обязан еще одному своему соратнику — пианисту Сергею Бабаяну. Уроженец Армении, выпускник Московской консерватории, победитель фортепьянного конкурса Казадезюса, в 1990-х Сергей эмигрировал в США и с тех пор нечасто играет в России. Но это не помешало ему сблизиться с Гергиевым и войти в круг его постоянных солистов. Лютославский — один из любимейших композиторов Бабаяна, второй польский классик после Шопена. Ему не трудно было убедить в этом маэстро. Концерт для фортепьяно с оркестром, прозвучавший 8 апреля в Театре им. Гатова, Гергиев и Бабаян играли вместе не в первый раз. В 2006 году это сочинение вошло в программу фестиваля «Звезды Белых Ночей».
ЯРОСЛАВЛЬ
ВОРОНЕЖ
102
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 6 (98) 2010
\ ОБЩЕСТВО \
Кисловодск. Неправильный концерт
Концерт в Кисловодске начался в три часа, с неболь шим опозданием. Место действия — старинная филармония, богато украшенная золотом и лепниной, потертым бархатом и люстрами в стиле модерн. Акустика — ноль, инструмент ужасен, время неправильное, концерт — лучший за весь пасхальный пробег. Играли Первую симфонию Шостаковича, Концерт для фортепьяно с оркестром № 3 Рахманинова и много-много на бис. Солировал Денис Мацуев, и был в ударе, и чувством своим заражал и зажигал дирижера и оркестр, а те его, и так по кругу. О, что это был за волшебный круг!
Зал был, конечно, полон, и конечно, в первыхего рядах расположились представители элиты. Но дальше, в партере и в ложах, сидели замечательные старики, которые слушали и хлопали так, как не умеют слушать и хлопать никакие столичные меломаны. Для них ли так расстарались музыканты, или вдохновение явилось случайно, но концерт и вправду выдался редкий.
В антракте три бабушки буквально атаковали меня, требуя, чтобы я их сфотографировала. Они объяснили, что бесплатные билеты в партер вручил им местный Совет ветеранов. Почему-то им было важно, чтобы этот факт стал известен. На бабушках был важный макияж и были они возбуждены и активны. Я вспомнила свою бабушку. Она жила по соседству, в Пятигорске, и тоже красила брови, но в филармонии бывала редко. Вспомнила и подумала: «Какое счастье, что эти бабушки живы, что дотянули до концертов».
Дорога на Кавказе живописна. Вокруг горы, земля щедра, много садов, полей, хуторов. Города Кавмин-группы расположены в минутах езды один от другого. То и дело мелькают платформы, у иных поезд притормаживает. На одной ко мне обратился дед: «Это что за поезд такой православный?» — «Не православный, дедушка, а пасхальный». И я рассказываю ему о дирижере Гергие-
РИА-НОВОСТИ
На Поклонной горе в Москве 9 мая.
ве, о Мариинском театре, и о его таком полезном и нужном фестивале. И вот те на — дедушка-то о нем уже слышал. И я вдруг представила себе — ну и штука! Из года в год длиннющий красивый поезд, надписанный «Фестиваль, Гергиев» ходит туда-сюда постране, и сколько старых и малых глядят на него, что-то себе понимают и верят, что идет он не просто так, а для них, на полях и платформах, и что самый этот праздник Пасхальный — их праздник. За девять лет существования фестиваля — это миллионы людей. Для тех, кто внутри, — это тяжелый труд, но ради этого стоит работать.
Волгоград. Для героев
После выступления в Кисловодске Пасхальный десант разделился надвое. Брасс-ансамбль (группа духовых инструментов) Мариинского театра во главе с Гер-гиевым автобусом поехал во Владикавказ, а основная часть оркестра поездом в Волгоград. Там все должны были встретиться на очередном концерте фестиваля. Однако во Владикавказе разыгралась непогода, и вылететь оттуда Гергиев, ансамбль и примкнувший к ним Денис Мацуев не могли. Между тем час концерта неумолимо приближался.
Прибыв утром, артисты успели позавтракать, пообедать, посетить Мамаев курган, вернуться в театр и застыть в томительном ожидании: успеет — не успеет? Концертмейстеры с трубками в руках решали вопрос — что можно играть без дирижера. Голос в трубке говорил — ничего. И был прав. Удача сопутствует таким, как он. Погода смилостивилась. Публика держала оборону, не расходилась, ждала. С опозданием на два часа концерт в городе-герое состоялся.
Валерий Абисалович влетел на сцену, как влетает всегда, будто ошпаренный. И резко, на ходу — руки вверх! И я понимаю: это не работа для него, не подвиг. Музыка — это жизнь его, его кислород. Л
пасхальный фестиваль
й ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ
'•* V' '' ' •
Пианист Денис Мацуев четвертый год участвует в фестивале.
Хор Шведского радио выступил в Большом зале Московской консерватории.
КРАСНОДАР
КИСЛОВОДСК
ВОЛГОГРАД
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
МОСКВА