Научная статья на тему '\ день Победы \ финальный аккорд'

\ день Победы \ финальный аккорд Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
99
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ день Победы \ финальный аккорд»

\ ДЕНЬ ПОБЕДЫ \

Финальный аккорд

Едва ли не самым заметным событием празднования Дня Победы в Москве на протяжении последних 10 лет является открытый концерт для ветеранов на Поклонной горе. Финальный аккорд Московского Пасхального фестиваля, выступление Симфонического оркестра Мариин-ского театра под управлением Валерия Гергиева — это такой же непременный атрибут праздничного ритуала, как встречи у Большого, митинг ветеранов на Белорусском и победный салют.

Валерий Гергиев помнит, что такое война. Отец Маэстро прошел ее всю, от первого дня и до последнего. Родной брат отца и члены семьи по материнской линии с фронта не вернулись. Еще Валерий Гергиев чтит историю своей страны. Она для него не абстракция, но предмет кровный, продолжение истории рода. Наконец, Валерий Гергиев — человек высочайшей культуры, что в первую очередь выражается в его отношении к людям. Он их уважает вне зависимости от статуса и состояний. Все вместе объясняет, почему главный проект своей жизни, Московский Пасхальный фестиваль, Маэстро определил временными рамками Воскресения Христова и Дня Победы, а завершил его открытым концертом для тех, кто в обычные дни вряд ли сможет попасть на мероприятие подобного ранга.

В этом году концерт на Поклонной проходит в 10-й раз, фестиваль — тоже юбилейный. Стало быть, пробил час оглянуться и подвести итоги. Одним из первых это сделал сам Гергиев — основатель и бессменный руководитель проекта. «10 лет — небольшой срок с точки зрения человеческой жизни, но очень значительный в культурно-историческом аспекте времени, в котором мы живем, — времени огромных возможностей и непрерывных перемен».

Саша КАННОНЕ

Приподнятый тон, в каком представил Х Московский Пасхальный фестиваль его основатель и художественный руководитель Валерий Гергиев, оправдан. Начавшись как локальный проект, имевший целью восстановить музыкальное единство Москвы и Петербурга, фестиваль превратился в крупнейшее событие международного толка, значение которого давно перешагнуло за рамки музыки. Сегодня Московский Пасхальный — это событие культурное, Московский Пасхальный — это событие социальное, Московский Пасхальный — это событие географическое, подобное тектоническому сдвигу или рождению нового континента. Так видит Гергиев начатое им дело, таким оно стало для всех нас.

Рождение фестиваля было бурным. Так сам Маэстро врывается на замершую в ожидании сцену. Представляя юбилейную программу на пресс-конференции в мэрии Москвы, Гергиев вспомнил, как по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при поддержке бывшего столичного главы Юрия Лужкова всего за пару месяцев была подготовлена первая афиша. Однако тогда речь шла лишь о 20 концертах в Москве.

Сегодня Московский Пасхальный — это более 100 концертов симфонической, камерной и хоровой музыки, Зво-нильная неделя, благотворительные программы, более тысячи артистов и сотни тысяч слушателей в городах России и за рубежом. По размаху событий проект превзошел все аналогичные культурные мероприятия планеты, ни одно из которых не имеет столь гибкой афиши, не включает в себя такого количества концертов и не может похвастаться столь щедрой благотворительной составляющей.

Юбилейный X Московский Пасхальный фестиваль проходит с 24 апреля по 9 мая 2011 года при поддержке правительства Москвы, Министерства культуры РФ и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Торжественное открытие состоялось 24 апреля в Концертном зале им. П.И. Чайковского при участии Ольги Бородиной и Дениса Мацуева.

География фестиваля включает в себя 38 городов России — от Владивостока до Кисловодска. Сам дирижер с оркестром Мариинского театра выступит в 12 российских городах — в Москве, Санкт-Петербурге, Оренбурге, Челябинске, Омске, Уфе, Саратове, Астрахани, Липецке, Воронеже, Калининграде, Смоленске, а также в городах СНГ и Балтии — Астане, Алма-Ате, Киеве, Вильнюсе и Минске. Как всегда, ход фестиваля по стране будет осуществляться посредством традиционного Пасхального поезда Валерия Гергиева.

В числе прочих достопримечательностей Пасхальной афиши — концертное исполнение оперы Доницетти «Лю-чия ди Ламмермур» в Концертном зале им. Чайковского (Москва), авторский концерт классика отечественной музыки Родиона Щедрина (Оренбург) и концертное исполнение оперной дилогии Берлиоза «Троянцы», одной из сложнейших в мировом репертуаре и поставленной в России только на сцене Мариинки (Свердловск). В концертах примут участие Ольга Бородина (меццо-сопрано), Денис Мацу-ев (фортепиано), Натали Дессей (сопрано), Саша Реккерт (стеклянная гармоника), Сергей Скороходов (тенор), Владислав Сулимский (баритон), Екатерина Семенчук (меццо-сопрано), Сергей Семишкур (тенор), Екатерина Попова (сопрано), Олли Мустонен (фортепиано), Тимур Мартынов (труба) и Даниил Трифонов (фортепиано), а также солисты

88

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (109) 2011

\ ОБЩЕСТВО \

ПАСХАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

ЩХ'.ИСВЧ лгкнидяж^ь

ВЛЛШН ГЕРГЕ1ЕВ

и хор Мариинского театра, учащиеся Академии молодых певцов, «Брасс-ансамбль» и «Страдивари-ансамбль» Мариинского театра. Главными темами в 2011 году станут 100-летие со дня смерти Густава Малера и 300-летие со дня рождения Михаила Ломоносова. Последнему событию будет посвящен традиционный благотворительный «утренник» для студентов и преподавателей МГУ, в который войдут фрагменты из только что поставленной в Ма-риинском театре оперы Щедрина «Мертвые души».

Торжественное открытие Хоровой программы прошло 25 апреля в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Площадками для нее стали храмы и концертные залы Москвы, а также 19 городов России. В этом году в ней участвуют 15 российских коллективов и хоры из Украины, Белоруссии, Абхазии, Греции, Венгрии, Сербии, Литвы.

Как всегда, важнейшее значение имеет благотворительная направленность фестиваля. В программе за-

планированы концерты для учащихся и преподавателей учебных заведений, инвалидов и ветеранов, десятки выступлений в детских домах, интернатах, домах ветеранов и инвалидов. При поддержке друзей и партнеров проекта и Благотворительного фонда Валерия Гергиева выкуп-иIам-Iдии лено и передано в социальные учреждения около 40% билетов на симфонические и хоровые концерты, и половину билетов на концерты Симфонического оркестра В День Победы Мариинского театра распространяют бесплатно среди на Поклонной ветеранов, пенсионеров и студентов. горе для вете- В этом году в рамках Московского Пасхального фес-

ранов играет тиваля и при поддержке Благотворительного фонда оркестр «Церковь и культура» проходит II Детский Пасхальный

Мариинского фестиваль в Коломенском.

театра. Главная церковная составляющая фестиваля — Зво-

нильная неделя — охватывает 25 храмов Москвы. Ее участники — 35 звонарей из России, Белоруссии, Украины, Литвы и Германии. Традиционными на Звонильной неделе стали вереницы звонов «Колокола Зарядья» и «Замоскворецкие колокола». 9 мая программу завершит «Большой Пасхальный звон».

Вечером в Московском международном Доме музыки на Космодамианской состоится концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева и непременный салют.

ИТАР-ТАСС

\ ОБЩЕСТВО \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (109) 2011

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.