Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТАДЖИКИСТАНА И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ'

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТАДЖИКИСТАНА И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
337
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ / ТАДЖИКИ / ТАДЖИКСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЮНЕСКО / ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бабаджанова Мунзифахон

Автор анализирует проблемы сохранения и актуализации культурного наследия Таджикистана. Подчеркивается роль и основополагающая задача ЮНЕСКО по сохранению культурного наследия, рассказывается о Днях культуры Таджикистана в ЮНЕСКО в 2021 г. Приводятся примеры историко-культурного, духовного и природного наследия таджиков, признанные ЮНЕСКО. Автор полагает, что через призму исследований гражданского самосознания и идентичности таджиков необходимо привлекать молодежь к изучению культурного наследия и формированию гражданского самосознания. Наряду с изучением национального наследия, процесс познания этнокультурного своеобразия «другой» культуры развивает межкультурную компетентность студентов. Ценности и смыслы, закладываемые в образовательные программы, влияют на становление и развитие гражданской идентичности и бесконфликтной интеграции в мировое сообщество, позволяя при этом сохранить этническую идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAJIKISTAN'S CULTURAL HERITAGE AND CIVIC IDENTITY

The author analyzes the problems of preservation and actualization of the cultural heritage of Tajikistan. The role and fundamental task of UNESCO in the preservation of cultural heritage is emphasized, and the Days of Tajik Culture at UNESCO in 2021 are described. The author believes that through the prism of research on civil consciousness and identity of the Tajiks, it is necessary to attract young people to the study of cultural heritage and the formation of civil consciousness. Along with the study of national heritage, the process of learning the ethno-cultural identity of the “other” culture develops intercultural competence of students. The values and meanings embedded in educational programs influence the formation and development of civic identity and conflict-free integration into the world community, while allowing the preservation of ethnic identity.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТАДЖИКИСТАНА И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ»

which is the main function of museums. Any access methods that go beyond the concept of "come and see" are perceived by the legislator and museum management as extraordinary and require regulation and restrictions. Because of the study of restrictions on access to heritage at the level of legislation and museum practices, two programs are proposed to solve the problem. The "minimum" program is based on the existing consensus revealed through interviews and surveys of museum professionals. The «maximum» program is based on what changes are needed to ensure full access to heritage in Russian museums.

Keywords: museum; heritage; open access; copyright; access to museum collections; digitalization of museums; museum management.

Мунзифахон Бабаджанова 001: 10.37492/ETN0.2022.б8.2.008

Культурное наследие Таджикистана и гражданская идентичность

Автор анализирует проблемы сохранения и актуализации культурного наследия Таджикистана. Подчеркивается роль и основополагающая задача ЮНЕСКО по сохранению культурного наследия, рассказывается о Днях культуры Таджикистана в ЮНЕСКО в 2021 г. Приводятся примеры историко-культурного, духовного и природного наследия таджиков, признанные ЮНЕСКО. Автор полагает, что через призму исследований гражданского самосознания и идентичности таджиков необходимо привлекать молодежь к изучению культурного наследия и формированию гражданского самосознания. Наряду с изучением национального наследия, процесс познания этнокультурного своеобразия «другой» культуры развивает межкультурную компетентность студентов. Ценности и смыслы, закладываемые в образовательные программы, влияют на становление и развитие гражданской идентичности и бесконфликтной интеграции в мировое сообщество, позволяя при этом сохранить этническую идентичность.

Ключевые слова: историко-культурное наследие; нематериальное наследие; таджики; таджикская культура; культурные ценности; гражданская идентичность; ЮНЕСКО; памятник культуры.

Современность представляет собой противоречивый мир, в котором происходит постоянная смена приоритетов, ценностных ориентиров, предпочтений и интересов. Актуальной задачей становится поиск оптимального пути интеграции в мировое сообщество,

Бабаджанова Мунзифахон Мирзоевна,

кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой ЮНЕСКО «Межкультурный диалог в современном мире» Российско-Таджикского (Славянского) университета, директор Информационно-ресурсного центра ООН Республика Таджикистан (Душанбе), muntaj@rambler.ru

который бы позволил сохранить культурное наследие и самобытность.

Сохранение культурного наследия и разнообразия мира является основополагающей задачей ЮНЕСКО. В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. По состоянию на 2021 г. в Списке всемирного наследия - 1154 объекта. Среди них и историко-археологический памятник Саразм и Национальный парк Таджикистана «Горы Памира».

Сегодня большое внимание в культурной политике независимых государств уделяется сохранению культурного наследия своего народа. Таджикистан не является в этом отношении исключением. Ведь Республика Таджикистан -страна с древней богатой культурой. В настоящее время в стране на государственном учете состоят более двух тысяч памятников культуры, охватывающих все периоды человеческой истории. Это 220 городов и городищ, 70 крепостей, 81 древний могильник, 93 древние выработки, 654 неисследованных объекта, 69 мавзолеев, 58 исторических мечетей, 5 караван-сараев, 12 минаретов, 13 медресе, 160 скульптур, 179 монументов [9].

На сохранение и рациональное использование этого культурного наследия направлено специальное законодательство, основанное на Конституции

| ь Республики Таджикистан [6] и включающее законы | 1 «О культуре» (1997), «Об охране и использовании | | объектов историко-культурного наследия», «О ввозе £ | и вывозе культурных ценностей» и другие. г | Культурное наследие во многом определяется как во-

* | площение традиции, передача которой способствует | 5 наделению смыслом прошлого и настоящего. Само же § понятие «наследие» с древних времен в большей сте-

| пени было связано с материальной сферой. Так, в сло-

| варе В.И. Даля наследие определяется как «имущество,

переходящее по смерти одного владельца к иному § по родству, завещанию или закону» [5, с. 407]. «Если об-

§■ ратиться к историко-культурному толкованию этого по-

>. нятия, - отмечает Л.В. Баева, - то в русском языке оно

явно несет значение «оставление следа», «нахождение следа», «движение по следу», «след предков». То, что оставляет свой след на долгие годы, как правило, отличается особой ценностью - эстетической, этической, художественной, духовной. Оно вышло за пределы повседневного, обыденного и стало вневременным, общезначимым. Даже если речь идет об архитектурном сооружении, фамильном доме, имеющем частный характер, или сохранившемся в веках предмете быта, можно сказать, что их культурная ценность заключена не столько в красоте, сколько в историческом реализме, уникальности и неповторимости «осколков прошлых лет» [3].

Невосполнимы и необратимы утраты культурных ценностей. Любые потери культурного наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти.

Культурное наследие представляет собой фактически главный способ существования культуры. То, что не входит в культурное наследие, перестает быть культу-

рой и в конечном счете прекращает свое существование. За свою жизнь человек успевает освоить, перевести в свой внутренний мир лишь малую долю культурного наследия. Последнее остается после него для других поколений, выступая как общее достояние всех людей, всего человечества. Однако таковым оно может быть лишь при условии своего сохранения. Поэтому сохранение культурного наследия в известной мере совпадает с сохранением культуры вообще [18].

Осваивая окружающий мир, мы опираемся на устоявшиеся в нашей культуре традиции, нормы, обычаи. В каждой культуре на этой основе складывается своя национальная система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире. В традициях сконцентрирован опыт предшествующих поколений; новые традиции тоже станут опытом, который будут изучать и получать знания будущие поколения. Стремление сохранить свое культурное достояние свидетельствует о возможности поиска единства и гармонии мира не на основе западной унификации, а на основе диалогических отношений [7].

Гражданская идентичность - индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта. Анализируя проблему идентичности и культурного наследия, следует отметить и важность разъяснения молодежи необходимости гордиться собственной и нашей общей историей.

В ноябре 2003 г. ЮНЕСКО провозгласила разновидность вокально-инструментальной музыкальной традиции - музыку Шашмаком Таджикистана и Узбекистана шедевром устного нематериального культурного наследия человечества [1, с. 49]. В сентябре 2009 г. праздник Навруз был включен в репрезентативный список нема-

| £ териального культурного наследия человечества I I ЮНЕСКО, а в конце февраля 2010 г. 64-я сессия | | Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных £ | Наций объявила 21 марта Международным днем Ц Навруза [10; 11].

В своем выступлении в честь 3000-летия культуры | 5 Гиссара президент Республики Таджикистан Эмомали § Рахмон в 2015 г. подчеркнул: «С первых дней государ-

| ственной независимости и по сей день почитание про-

| шлой славной истории и культуры нашего древнего на-

рода, возрождение добрых национальных традиций § и обычаев, пропаганда наследия предков, сохранение

§■ и защита материально-духовных ценностей нашего до-

>. рогого народа является одним из приоритетных на-

правлений политики государства и правительства страны. Так как этим путем наш народ сможет правильно и объективно познать свое прошлое, укоренять чувство любви к истории своего Отечества в сердцах подростков и молодежи - будущих поколений. Пусть эта историческая дата навечно сохранится в памяти нашего народа в качестве важного шага самосознания, станет твердым шагом в сторону развития национальной культуры и духовности, воспитания сегодняшних и будущих поколений» [12].

В каждую историческую эпоху люди критически взвешивают унаследованные ими культурные ценности и в свете новых возможностей и новых задач, встающих перед обществом, в соответствии с потребностями определенных социальных сил, решающих эти задачи в плане как научно-технического, так и социального прогресса, дополняют, развивают и обогащают их. Культурное наследие не является чем-то неизменным: культура любой исторической эпохи всегда не только включает культурное наследие, но и творит его.

Большую роль в защите, сохранении и развитии культурного наследия в стране играют Министерство культуры Республики Таджикистан, Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальной Академии наук Таджикистана и другие. В нашей стране функции охраны историко-культурного наследия выполняет Общество охраны памятников истории и культуры Республики Таджикистан.

Следует отметить и проводимую работу частных клубов и объединений в республике по сохранению, защите и развитию культурного наследия - это Клуб ЮНЕСКО «Мино» (руководитель С. Ходжиева), «Хафт пайкар» (руководитель М. Каюмова), Музей музыкальных инструментов Гурминджа Завкибекова (руководитель И. Завкибеков). Так, музей музыкальных инструментов был основан в 1990 г. на базе частной коллекции народного артиста Республики Таджикистан Гурминджа Завкибекова. Музыкальные инструменты на Востоке всегда были средством передачи поэзии. Музыкальный инструмент выражал душу певца - хафиза, затрагивая самые тонкие струны и глубокие чувства автора. Инструмент олицетворял человека с его переживаниями и радостями, молодостью и старостью, добром и злом. Музей насчитывает в своих фондах свыше двухсот экспонатов из всех стран Азии. Можно привести много примеров того, как в Таджикистане защищают, сохраняют и развивают наше богатое культурное наследие, формируя и развивая позитивную этнокультурную идентичность, прививая чувство преклонения перед наследием великих философов, поэтов, музыкантов, ученых, известных всему миру.

Лишь несколько примеров культурного наследия таджиков, которые заслуживают и должны быть известны всему миру, заслуженно должны быть внесены в Список Всемирного культурного и природного насле-

| ь дия ЮНЕСКО и признаны шедеврами нематериаль-=1 1 ного наследия человечества: Хульбук и Аджина-Теппа, | музыка долины Зеравшана и памирские танцы, сюзане, £ | читгари и гулбаст и многие другие. Вышивка «Чакан», 115 | «Оши палав» и музыка «Фалак» уже внесены в репрезен-« ! тативный список ЮНЕСКО.

| * С 13 по 15 октября 2021 г. в Париже и штаб-квартире

§ ЮНЕСКО вновь прошли Дни культуры Таджикистана,

| 16 лет спустя большого праздника таджикской культуры

| в столице Франции в октябре 2005 г. 13 октября 2021 г.

президенты Республики Таджикистан Эмомали Рахмон § и Французской Республики Эммануэль Макрон приняли

§■ участие в церемонии открытия выставки экспонатов

>. Таджикистана под названием «Таджикистан - страна зо-

лотых рек» в Музее Гиме Франции [4; 8; 14; 15; 19-21]. Выставка в Музее Гиме была открыта три месяца. Список археологических экспонатов был составлен французскими и таджикскими экспертами. Это великолепные археологические памятники, большинство из которых никогда не покидало границ Таджикистана. Президент Эмомали Рахмон представил Эмануэлю Макрону историю и цивилизацию славного таджикского народа, вклад выдающихся таджикских сыновей в развитие человеческой цивилизации, исторические памятники, таджикскую государственность в разные века и древность богатой земли Таджикистана.

Таджики - цивилизованный народ, занимающий достойное место во всемирной истории. Исторические находки свидетельствуют о том, что древнее культурное и художественное наследие таджикского народа относится к IV тысячелетию до нашей эры. Посетители Гиме из Франции и других европейских стран имели возможность ознакомиться с памятниками эпохи энеолита и бронзового века древнего городка Саразм, внесенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Выставка позволила европейцам больше узнать о нашей прекрасной горной стране [14; 19]. Для представления богатой древней истории Таджикистана и уникального искусства таджикского народа в музей Гиме было выбрано 211 произведений искусства и археологических находок из Национального музея Таджикистана и Национального музея древности Таджикистана, которые демонстрируют европейцам природную красоту и уникальную историю [19]. Посетители выставки также смогли увидеть видеофильмы о туристических объектах и исторических памятниках нашей страны, современную живопись, раскрывающую красоту уникальных природных ландшафтов Таджикистана. Тематические разделы выставки подчинены хронологии: это «Зороастризм», «Империя Ахеменидов», «Греко-бактрийское государство», «Кушанская империя» и «Государство Сасанидов». Все экспонируемые артефакты археологических разделов были обнаружены на нынешней территории Республики Таджикистан. На октябрь 2021 г. экспозиция в Гиме стала крупнейшей выставкой из Таджикистана, представленной европейскому зрителю. Музей Гиме сегодня обладает самой большой в Европе коллекцией артефактов восточной культуры, привезенных из Китая, Японии, Индии и Кореи [9].

Национальный музей Таджикистана, основанный в 1934 г., - главное собрание памятников и предметов культуры страны. Национальный статус музей получил 27 ноября 1999 г. В 2013 г. музей переехал в новое здание площадью 24 тыс. м2, построенное по мировым стандартам. Постоянная экспозиция, посвященная природе, древности и средним векам, новой и новейшей истории, изобразительному и прикладному искусству, развернута в 22 больших и малых экспозиционных залах. Число экспонатов превышает 50 тысяч. В 2020 г.

| ь туристический портал ТурСтат включил Национальный | 1 музей Таджикистана в топ-10 лучших музеев России | | и СНГ для посещений и виртуальных экскурсий. £ | Национальный музей древности Таджикистана был

г | открыт в 2001 г. на базе Института истории, археологии * | и этнографии им. А. Дониша Национальной Академии | 5 наук Республики Таджикистан. Основу экспозиции му-§ зея составляют материалы, накопленные за 60 лет архе-

| ологических экспедиций института. Его коллекция на-

| считывает 5 тысяч уникальных образцов керамики,

изделий из камня, металла и стекла, ювелирные украше-§ ния, предметы быта, произведений скульптуры и живо-

§■ писи. Гордость музея - Золотая кладовая, где хранятся

>. раритеты из золота и нумизматическая коллекция,

насчитывающей несколько десятков тысяч монет из золота, серебра, бронзы и меди.

В штаб-квартире ЮНЕСКО 14 октября 2021 г. в торжественной обстановке прошло открытие Дней культуры Республики Таджикистан с участием президента Таджикистана Эмомали Рахмона, Генерального директора ЮНЕСКО Одри Азуле и большого количества представителей стран - членов ЮНЕСКО [14; 19]. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон в своем выступлении остановился на истории таджиков, национальных традициях и обрядах, культуре библиотековедения, современном развитии науки и культуры, а также на заслугах выдающихся сынов таджикского народа в развитии и процветании общечеловеческой цивилизации.

Особый интерес вызвала творческая программа деятелей искусств Таджикистана и талантливой молодежи в рамках Дней культуры Таджикистана в ЮНЕСКО [19]. Танцевальное искусство на сцене Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО представили самые именитые отечественные ансамбли - «Зебо», «Гулрез», «Джахоноро»

и «Лола». В концерте также приняли участие популярные эстрадные, народные и оперные исполнители. Также в рамках Дней культуры состоялась выставка народных ремесел и живописи. Презентацию таджикского декоративно-прикладного искусства и ремесел дополнил показ коллекций кутюрье Хуршеда Сатторова, активно использующего этнические таджикские мотивы, особенности кроя и национальный орнамент в дизайне модной одежды. У входа в штаб-квартиру ЮНЕСКО были выставлены образцы народных промыслов и национальных костюмов, которые охватывают богатую историю и культуру таджикского народа. Таджикские и международные СМИ широко освещали Дни Таджикистана в Париже и ЮНЕСКО [4; 8; 14; 15; 19-21].

Наряду с изучением национального наследия, процесс познания этнокультурного своеобразия «другой» культуры развивает межкультурную компетентность студентов [13]. Ценности и смыслы, закладываемые в образовательные программы, влияют на становление и развитие гражданской идентичности и бесконфликтной интеграции в мировое сообщество, позволяя при этом сохранить этническую идентичность.

Вопросы культурного наследия и разнообразия в современном мире имеют первостепенное значение и все аспекты человеческой жизнедеятельности, начиная с базовых человеческих материальных потребностей до высокого проявления человеческой духовности. Культура современного межличностного диалога имеет воздействие на все аспекты жизнедеятельности человека, такие как труд, быт, досуг, область мышления, и если брать в целом, то на образ жизни общества и личности.

«Люди, не имеющие представления о судьбах нации, об историческом прошлом своего народа, не знающие

традиций и обрядов предков, не умеющие по достоинству оценить роль и место лучших сынов своей Родины, вряд ли могут называться истинными гражданами, полноценными людьми» [17, с. 127].

Со времен Шелкового пути, связывавшего Восток и Запад, продолжается интенсивный обмен культурными ценностями между народами региона и другими ближними и дальними странами на пересечении этого великого пути. «Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И поэтому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть, сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру - культуру человечества» [12, с. 26].

Литература:

1. Бабаджанова М.М. Калейдоскоп культур / Учебное пособие для школьников старшего возраста и студентов I—III курсов / Под общ. ред. М.М. Бабаджановой. Душанбе: Статус, 2007. 95 с.

2. Бабаджанова М.М. Межкультурный диалог в современном мире: учебник для студентов высших учебных заведений. Душанбе: Илм, 2021. 280 с.

3. Баева Л.В. Сохранение культурного наследия как воплощение ценности традиции // Философия и общество. 2012. № 1 (65). С. 109—118.

4. В Париже пройдет выставка экспонатов из музеев Таджикистана // Посольство Республики Таджикистан в Федеративной Республике Германия. 12.10.2021. URL: https://www.mfa.tj/ru/berlin/view/8888/v-parizhe-proidet-vystavka-eksponatov-iz-muzeev-tadzhikistana/ (дата обращения: 06.08.2022).

5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М.: Эксмо-Пресс, 2000. 446 с.

6. Конституция Республики Таджикистан // Министерство юстиции Республики Таджикистан. URL: https://minjust.ww.tj/library/constitution_rus.pdf (дата обращения: 06.08.2022).

7. Ладыгина О.В. Самоорганизация национального самосознания: теория и практика. Дис. ... д-ра философ. наук: 09.00.11 — социальная философия. [Место за-• 100 ЭТН0ДИАЛ0ГИ: научно-информационный альманах. 2022. № 2 (68)

щиты: Ин-т философии им. А.М. Богоутдинова АН Республики Таджикистан]. Душанбе, 2011. 295 с.

8. Лидер нации Эмомали Рахмон принял участие в церемонии открытия Выставки экспонатов Таджикистана под названием «Таджикистан — страна золотых рек» в Музее Гиме Французской Республики // Центр стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан. 14.10.2021. URL: https://mts.tj/ru/2787/ news (дата обращения: 06.08.2022).

9. Мамаджанова С.М., Мукимов P.C. Архитектурное наследие Худжанда. Душанбе: Мерос, 1993. 126 с.

10. Международный день Навруз // UNESCO: официальный сайт. 21.03.2022. URL: https://www.unesco.org/ru/days/nowruz-day (дата обращения: 06.08.2022).

11. Международный день Навруз 21 марта // ООН: официальный сайт. 14.10.2021. URL: https://www.un.org/ru/observances/international-nowruz-day#:~:text=23%20 февраля%202010%20года%20%Генеральная,список%20нематериального%20 культурного%20наследия%20человечества./ (дата обращения: 06.08.2022).

12. Мозаика культур. Учебное пособие для школьников среднего возраста / Под общ. ред. Т.В. Юрченко. Алматы: Баур, 2005. 80 с.

13. Омельченко Е.А., Теплова Е.Ф., Шевцова А.А. Формирование межкультурной компетентности: методические подходы и тестовые материалы. Учебное пособие. М.: МПГУ, 2019. 158 с.

14. Президенты Таджикистана и Франции посетили открытие выставки в музее Гиме // Avesta.Tj. 14.10.2021. URL: http://avesta.tj/2021/10/14/prezidenty-tadzhikistana-i-frantsii-posetili-otkrytie-vystavki-v-muzee-gime/ (дата обращения: 06.08.2022).

15. Рахмон и Макрон открыли выставку «Таджикистан — страна золотых рек» в Музее Гиме // Asia-Plus. 14.10.2021. URL: https://asiaplustj.info/ru/news/life/ culture/20211014/rahmon-i-makron-otkrili-vistavku-tadzhikistan-strana-zolotih-rek-v-muzee-gime/ (дата обращения: 06.08.2022).

16. РахмонЭ. Выступление в честь 3000-летия культуры Гиссара, стадион Гиссарского района // Президент Республики Таджикистан. 27.10.2015. URL: http://www. president.tj/ru/node/10249 (дата обращения: 20.03.2022).

17. РахмоновЭ. Таджики в зеркале истории. От арийцев до саманидов. Кн. I. Лондон: Flint River Editions, 1999. 240 с.

18. Сохранение культуры как одна из глобальных проблем современности // Энциклопедия экономиста. URL: https://www.grandars.ru/college/sociologiya/ sohranenie-kulturnogo-naslediya.html (дата обращения: 06.08.2022).

19. ТАСС: Эмомали Рахмон и Эммануэль Макрон открыли в Париже выставку об истории Таджикистана - самую крупную в Европе // НИАТ «Ховар». 14.10.2021. URL: https://khovar.tj/rus/2021/10/tass-emomali-rahmon-i-emmanyuel-makron-otkryli-v-parizhe-vystavku-ob-istorii-tadzhikistana-samuyu-krupnuyu-v-evrope/ (дата обращения: 06.08.2022).

20. Участие в церемонии открытия Выставки экспонатов Таджикистана под названием «Таджикистан — страна золотых рек» в Музее Гиме Французской Республики //

Посольство Республики Таджикистан в Российской Федерации. 14.10.2021. URL: https://www.tajembassy.ru/ru/press/news/date/2021/10/14 (дата обращения: 06.08.2022).

21. Участие Президента Таджикистана в церемонии открытия Выставки экспонатов Таджикистана под названием «Таджикистан — страна золотых рек» в Музее Гиме // генеральное консульство Республики Таджикистан в г. Уфа. 13.10.2021. URL: https://mfa.tj/ru/ufa/view/9018/uchastie-prezidenta-tadzhikistana-v-tseremonii-otkrytiya-vystavki-eksponatov-tadzhikistana-pod-nazvaniem-tadzhikistan-strana-zolotykh-rek-v-muzee-gime/ (дата обращения: 06.08.2022).

Munzifahon Babadjanova,

PhD, Associate Professor, Head of UNESCO Chair "Intercultural Dialogue

in the Modern World" Russian-Tajik (Slavonic) University, Director of the UN Resource

Information Center of Republic of Tajikistan (Dushanbe),

muntaj@rambler.ru

Tajikistan's cultural heritage and civicidentity

The author analyzes the problems of preservation and actualization of the cultural heritage of Tajikistan. The role and fundamental task of UNESCO in the preservation of cultural heritage is emphasized, and the Days of Tajik Culture at UNESCO in 2021 are described. The author believes that through the prism of research on civil consciousness and identity of the Tajiks, it is necessary to attract young people to the study of cultural heritage and the formation of civil consciousness. Along with the study of national heritage, the process of learning the ethno-cultural identity of the "other" culture develops intercultural competence of students. The values and meanings embedded in educational programs influence the formation and development of civic identity and conflict-free integration into the world community, while allowing the preservation of ethnic identity.

Keywords: historical and cultural heritage; intangible heritage; Tajiks; Tajik culture; cultural values; civil identity; UNESCO; cultural monument.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.