УДК 069 (575.3)
РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ В СОХРАНЕНИИ И ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТАДЖИКИСТАНА В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ
БОЙМУРОДОВА З.К., Национальный музей Таджикистана
В период независимости в Республике Таджикистан в целях реализации новой Государственной политики в области культуры, стали уделять особое внимание работе музеев, как важному источнику защиты историко-культурных памятников и их экспонирования. После обретения государственной независимости, основные направления деятельности музеев, их роль и статус как социальных центров по сохранению, изучению и популяризации культурных ценностей были определены в Законе Республики Таджикистан «О музеях и музейных фондах» (в 2004 г., с изменениями и дополнениями в 2012 г.) [7].
Как известно, Лидер нации, Президент страны, уважаемый Эмомали Рах-мон, уделяет особое внимание вопросам развития культуры, сохранения культурных ценностей, возрождению духовных ценностей и национальных традиций. В этом смысле особое место занимает вопрос всемерной активизации деятельности музеев страны. По инициативе и при непосредственном участии Президента страны, наша республика, как страна, имеющая богатое культурное наследие, в августе 2010 года подписала Конвенцию ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия.
В 2012 году была принята «Государственная программа по защите нематериального культурного наследия таджикского народа на 2013-2020 годы». Следующим важным шагом стало принятие специальной Резолюции ООН, согласно которой древний национальный праздник таджикского народа Нав-руз получил международный статус, вследствие чего в последние десятилетия заметным явлением в деятельности Национального музея Таджикистана стала традиция проведения ежегодных выставок под девизом «От Навруза до Нав-руза (новые поступления музея)».
Естественно, вопрос активизации музеев имеет актуальное значение именно для новых независимых государств постсоветского периода, так как процесс глобализации значительным образом оказывает влияние на состояние общества в целом. Известно, что глобализация по своей природе способна «проглотить» культурные ценности, если их своевременно не защитить. Именно поэтому принятие комплексных мер, в том числе активная деятельность музеев в приобретении предметов традиционного народного искусства, произведений изобразительного искусства, а также археологических артефактов, играет важную роль в сохранении национальных культурных ценностей.
Лидер нации, уважаемый Эмомали Рахмон в своих выступлениях постоянно отмечает роль национальной культуры, важность ее возрождения и со-
хранения в нынешних условиях. Касаясь проблем национального самосознания, Глава государства обращает внимание на то, что одним из источников национального самосознания, который озаряет цветущие культурно-нравственные корни страны, выступает историческое наследие и память, которые отражаются в научных и культурных достижениях [10,346]. Именно с учетом важности данной проблемы 2018 год был объявлен в Таджикистане «Годом развития туризма и народных ремесел» [11].
Историческое, культурное и социальное значение этой акции заключается в том, что она значительно способствовала дальнейшему развитию народных ремесел, возрождению традиций семейного ремесленничества, сохранению существующих видов народных ремесел, их модернизации с учетом современных возможностей. Все это способствует повышению социального статуса ремесленничества как вида не только творческой, но и экономической деятельности, способа обеспечения достойной жизни ремесленников.
В этих целях за последние годы после объявления «Года развития туризма и народных ремесел», Национальный музей Таджикистана приобрел большое количество уникальных изделий, выполненных народными мастерами с целью их дальнейшей пропаганды.
В период независимости мудрая культурная политика Президента и Правительства Республики Таджикистан способствовала созданию новых музеев в Кулябе, Восе, Курган-Тюбе, Балджуване, Дангаре, Турсунзаде, Файзабаде, Худжанде и Джилликуле.
В современных условиях музеи Таджикистана (всего музеев в стране более 90) должны вести собирательную работу, чтобы через приобретение уникальных исторических экспонатов, повысить их познавательную роль в деле воспитания народных масс в том числе и молодежи. Для отечественных и зарубежных гостей в экспозициях музея представлены лучшие исторические, художественные и культурные памятники наших предков, а также вновь созданные высокохудожественные произведения современных авторов. Как известно, для того, чтобы познакомиться с культурой и достопримечательностями страны, туристы и гости столицы первым делом посещают музеи и именно здесь они знакомятся с историей и традициями народа.
В годы суверенитета также расширилось сотрудничество и деловые связи Национального музея с представительствами зарубежных государств, аккредитованных в Республике Таджикистан. В результате такого сотрудничества в музеях страны для посетителей были представлены ряд экспозиций произведений художников зарубежных стран. К их числу относятся выставка «Графика современных художников Индии», по инициативе международной организации «ЮНИФЕМ» «Женщина - новая эра новый век», «Карикатура чешского художника «Мирослава Бартака», народного ремесла Турции, произведений немецкого художника Альберта Дюрера и другие. В течение долгого времени они украшали залы отдела изобразительного искусства Национального музея им. К. Бехзода. Посетители получили огромное удовлетворение от этих выставок [8,71-72].
В данный период музей также организовал временные выставки народных ремесел и изобразительных произведений в Исламской Республике Иран и в
Республике Узбекистан, которые представили таджикскую национальную культуру за пределами страны. Подобные временные экспозиции также на протяжении несколько лет организовались в здании представительства ООН, где демонстрировались лучшие работы художников В. Фуфыгина, М. Хошму-хаммедова, А. Камелина, Е. Бурцева и др. [8, 71-72].
Благодаря политике открытых дверей, в условиях независимости в Таджикистане, стали шире использовать практику проведения выставок художников зарубежных стран. Так, в 2002 г. в Национальном музее им. К. Бехзода проходила выставка современной индийской гравюры, приуроченная 10-летию установления дипломатических отношений между Индией и Таджикистаном. На ней были представлены работы 34 индийских художников. Свое искусство представляли также художники Казахстана, Германии, Китая и др [6,594].
В 2003 году за счет собственного ресурсного фонда при поддержке Посольства России была организована выставка произведений российских художников и их воспитанников, творивших в 30-е годы ХХ века в Таджикистане в честь 300-летия образования г. Санкт-Петербурга. На выставке были представлены произведения первых художников - основателей таджикской изобразительной школы П. Фальбова, Е. Бурцева, Н. Котова, С. Пескова, В. Сидоренко, М. Хошмухаммедова, А. Ашурова и др. [8,72].
Примечательно, что именно в период независимости в Национальном музее Таджикистана, стало традицией проводить персональные выставки художников. Так, в 2004 г. свое искусство демонстрировал Народный художник Таджикистана Ш. Шобутолибов, в 2006 г. свои работы показал Заслуженный деятель искусств РТ А. Сайфудинов, в 2008 - Заслуженный деятель искусств РТ М. Бекназаров, молодой художник Д. Михтоджев и др.
Как отметила Л. Додхудоева, в пространстве национальной культуры появились новые виды творчества, которые стали уже мировым языком геокультуры, не сделали ее похожей на другие, ибо XXI век - это время становления единой общечеловеческой культуры. В результате глобализации и достигнутого универсализма современного мирового социума, у человечества появляется потребность в создании единого мета-языка [5,8-9].
В 2007 году, накануне праздника «День матери» и встречи Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона с представителями женской общественности страны, сотрудники Национального музея РТ им. К. Бехзода провели специальную выставку во дворце «Кохи Вахдат» под названием «Женщина и общество». На ней демонстрировались работы женщин-художниц и образцы женских ремесел: примеры вышивки, шитья, произведения изобразительного искусства из фондов Национального музея Таджикистана.
Также состоялись передвижные выставки, посвященные дням Национального примирения, 16-той годовщине Государственной независимости республики. Например, были организованы вернисажи в залах музея Дангаринского района, Республиканском музейном комплексе города Куляба и историко-культурном заповеднике Хулбук. Экспозиции выставки, в которой были выставлены 120 предметов изобразительного, а также декоративно-прикладного
искусства (вышивка, медные и ювелирные изделия), привлекли особое внимание широкой публики разных регионов страны [16, 94].
В 2005 году команда художников и искусствоведов Таджикистана решили провести пилотный проект «Стартер» по актуальному искусству для студентов старших курсов художественных ВУЗов Душанбе и Худжанда при поддержке душанбинского офиса Швейцарского управления по развитию и сотрудничеству.
Важно отметить, что именно в рамках этого проекта и благодаря такому сотрудничеству был отреставрирован уникальный деревянный резной «Мех-роби Искодар», декорированный, как известно в том числе и доисламской символикой. Наряду с ним были представлены также около 90 экспонатов, как ранее представленных в постоянной экспозиции, так и хранящихся в запасниках музея [2,68].
В новых условиях формирования культуры независимого Таджикистана, продолжением данной инициативы явился Проект, разработанный отделом международных связей музея и представленный на конкурс по созданию произведений современного искусства, объявленный Лабораторией общественного развития «Дешт-и-Арт» (Казахстан) при поддержке Нидерландского Гуманитарного Института сотрудничества с развивающими странами (ХИВОС) в рамках международного проекта «Современное искусство для современного музея».
Одним из условий вышеназванного конкурса было использование историко-культурного наследия. Перед авторами была поставлена задача по созданию художниками - участниками мастерской современного искусства, произведений в жанрах фото-арт, видео арт, современной инсталляции, используя знаки и символику доисламской культуры. Мастерская была организована на базе упомянутой выше выставки «Доисламское искусство в культуре Таджикистана». Одной из целей данного Проекта явилось формирование коллекции современного искусства в фондах музея [2,69].
Как отметили специалисты, сохранение памятников истории, их интерпретация и презентации культурного наследия в деятельности музеев представляется чрезвычайно актуальной задачей. С образованием независимого Таджикистана сохранение культурного наследия вновь оказалось в центре внимания государства и стало одним из приоритетов государственной культурной политики страны.
Общеизвестно, что в Таджикистане имеются многочисленные памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, которые составляют богатейший пласт культурного наследия теперь уже независимого государства. Само время требовало коренным образом изменить форму и содержание международных связей музея.
В апреле на конкурсе «Шедевры из музеев Таджикистана» (музейная экспозиция), объявленный Отделением Международной организации Института «Открытое общество» Фонд содействия в Таджикистане, был одобрен проект Национального музея им. Камолиддина Бехзода по созданию выставки «Орнамент в декоративно-прикладном искусстве таджиков (на примере уникаль-
ных исторических экспонатов его фондов)». Экспонаты из разнообразных коллекций были отобраны с характерным орнаментом, согласно хронологии.
Представленные группы предметов включали в себя произведения XI -первой половины XX вв. Выставка выполнила не только функцию пропаганды историко-культурного наследия, но и стимулировала проведение профилактических и реставрационных мероприятий, которые имели огромное значение в деле сохранения памятников страны [2,44].
Следует отметить, что именно в годы независимости экспонаты фонда музея стали доступны для широких масс как в Таджикистане, так и за рубежом. Многие зарубежные выставки, изданные книги, статьи, каталоги посвященные творчеству таджикских художников, были основаны именно на материалах коллекции фондов Национального музея Таджикистана. Например, в 2009 году был издан альбом «Искусство живописи. Художники Турции и Таджикистана» [3]. Публикация данного альбома была осуществлена при координации и содействии Посольства Турецкой Республики в Душанбе и при поддержке Турецкого Управления развития и сотрудничества (ТИКА).
В 2011 году вышел альбом Л.Н. Додхудоевой «Мино. Современное искусство Таджикистана», посвященный 20-й годовщине независимости Республики Таджикистан. Издание даёт обобщённую информацию по изобразительному искусству Таджикистана и представляет разнообразие стилей современных таджикских мастеров. Он предназначен для всех, кто интересуется визуальной культурой Таджикистана [5].
В 2015 году был издан альбом «Изобразительное искусство Таджикистана» [14], где отражены живопись, скульптура, графика, художественная фотография, сценография и декоративно-прикладное искусство. Здесь рассматриваются история формирования изобразительного искусства Таджикистана и образования Союза художников Таджикистана. Это стало знаменательным событием в культурной жизни страны, который активизировал процессы взаимодействия художников и общества, стал важным стимулом в творческой работе наших мастеров. Данный альбом, в котором собраны произведения разных поколений художников Таджикистана, в том числе и из коллекции музея, был издан благодаря Международной конфедерации союзов художников, объединяющей союзы художников стран Содружества Независимых Государств.
В 2010 г. был заложен первый камень в фундамент будущего Национального музея в столице. Проектированием и строительством нового здания музея занимались Дирекция по строительству правительственных объектов Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан и ООО Синь-цзянский проектный научно-исследовательский институт легкой промышленности Китайской Народной Республики. Естественно, с самого начала был налажен контакт рабочей группы из числа работников музея, Министерства культуры и Академии наук Таджикистана с автором проекта и строителями [15,40]. Таким образом, можно сказать, что уникальное здание Национального музея Таджикистана стало детищем периода независимости. Оно было построено в 2013г. с учетом современных требований к музейным помещениям.
Торжественное открытие нового здания музея прошло в 2013 году при непосредственном участии Президента Республики Таджикистан, уважаемого Эмомали Рахмона. После открытия состоялась встреча главы государства с интеллигенцией республики. На встрече было отмечено, что новое здание Национального музея, неповторимо с точки зрения архитектуры, красоты и величия, что, несомненно, свидетельствует о созидательных процессах периода независимости и культуросозидающей политики Правительства Республики Таджикистан [9].
Признавая статус нового Национального музея, в знак доброй воли, руководство Британского музея 8 марта 2013 года в качестве подарка передало Национальному музею Таджикистана копии 6 экспонатов уникальной коллекции Амударьинского клада. Среди них - золотая четырёхугольная пластина (Rectangular Gold), резная серебряная статуэтка (Chased Silver Statuette), золотой диск для одежды (Gold Disc Clothing Applique), золотой округлый атрибут одежды (Circular Gold Costume-fitting), золотая декоративная круглая пластина (Circular Gold Plague Ornament) [18].
Продолжая практику международных связей, в ноябре 2014 года по инициативе культурного центра «Бактрия», неправительственной организации в Таджикистане, в Национальном музее была организована художественная выставка, приуроченная к Европейской неделе, где были представлены произведения коллекции Национального музея Таджикистана, таджикских художников, народных русских и европейских мастеров. Зрители познакомились с работами великих художников Италии, Франции, Англии и Нидерландов.
Сотрудники Национального музея Таджикистана участвовали в Международной выставке «В борьбе с нацизмом мы были вместе», посвящённой 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., которая была открыта в апреле 2015 года в Центральном музее Великой Отечественной войны в г.Москва. На данной выставке демонстрировались 62 подлинных экспоната из фондов Национального музея Таджикистана и прежде всего плакаты «Тебе-фронт», «Ознаменуем день 1 мая... еще больше поможем фронту!», «Советской Армии слава!», «Наша дружба закалялась в борьбе, в труде», а также работы художника Серебрянского Б. Окно ТаджикТА №159 (20), «Подарки на фронт бойцам. Подарки бойцов фрицам» Окно ТаджикТА №142(3) и др. Были представлены произведения живописи «Портрет Председателя Президиума Верховного Совета Таджикской ССР Шогадаева М.» (1944 г) Казмичева Ю.М., «Ветеран ВОВ Гадоева Х.» (1975 г.) Никитина Н.Н. «День Победы» (1985 г.) Касымова А., «Сбор подарков Красной Армии» (1944 г.) Зубреевой М. А., «Партизаны» (1958 г.) Хайдарова А.К., «Комсомолка 20-х годов» (1977 г.) Жданова В.И. и др., которые свидетельствовали об участии таджикистанцев в Великой Отечественной войне.
Традиционно в музее ежегодно организуются такие выставки, как «Национальная армия-надёжный щит Родины», «Образ женщины-матери в творчестве художников Таджикистана», «Никто не забыт и ничто не забыто» (в честь Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). На них каждый год демонстрируется работы известных таджикских художников из фондов
музея. Вышеназванные выставки играют важную роль в пропаганде, воспитании и обучении молодого поколения.
В ноябре 2016 года в Национальном музее Таджикистана с участием Президента Республики Таджикистан, уважаемого Эмомали Рахмона состоялась большая выставка художников «Жемчужина Шелкового Пути», организованная Союзом международных художников за мир, которая является некоммерческой организацией, занимающейся мероприятиями по культурному обмену между народами. Главным направлением организации является международный обмен в сфере изобразительного искусства, что способствует развитию мира во всем мире. Международный союз художников за мир каждый год в различных странах проводит церемонию вручения «Премии Международных художников за мир». Церемония проходит на базе местных традиций страны и включает в себя традиционное культурное выступление [4,8].
В марте 2017 года по случаю Международного праздника Навруз в г. Тур-сунзаде состоялась передвижная выставка, на которой были представлены картины известных художников Таджикистана из коллекции Национального музея: «Дорбозон», «Дарвоз» Зиёратшо Довутова, «Богара» Б. Алабергенова, «Урок спорта» Р. Абдурашитова, «Пейзаж» Р. Богдасарова, «Победители Навруза» С. Шарипова, «Навруз» Б.Одинаева, «Цветы Зерафшана» К. Ёдго-рова, «Гуштингири», «Народный поэт Мирзо Турсунзаде» Ю. Сангова, «Полдень» У. Бозорова, «Весенний пейзаж», «Хушёри» Г. Кузьмина, «Варзобское ущелье» Г. Сербул, «Навруз» В. Боборыкина, «Бузкаши» Х. Хушвахтова, «Лучи солнца» М. Хошмухаммедова, «Пейзаж Тагоба» С.Шарифа.
Демонстрация образцов народных ремесел является эффективным способом представления национальных ценностей и государственной политики на мировом уровне. После объявления 2019-2021 годов «Годами развития села, туризма и народных ремесел» [13] Национальным музеем Таджикистана было приобретено большое количество изделий вышивального искусства (около 200 сузани) для дальнейшей презентации исторического культурного наследия таджикского народа.
В 2019 году Национальный музей Таджикистана к Международному десятилетию программы «Вода для устойчивого развития 2018-2028 гг.» в Исто-рико-этнографическом музее Хатлонской области имени «Авасто» в Бохтаре организовал передвижную выставку «Отражение воды в произведениях художников Таджикистана», где были представлены 25 картин из собрания музея. В сфере международной политики за последние годы Таджикистан занимает уверенную позицию в деле защиты мировых водных ресурсов, что стало боль-шим историческим достижением нашей страны.
Этой теме также была посвящена временная персональная выставка произведений искусства и презентация книги Народного художника Таджикистана, лауреата Государственной премии имени Абуабдулло Рудаки, профессора Юсуфджона Сангова «Вода - источник жизни» [17]. Новое время позволило живописи шагнуть дальше, в мир философии, стать свободной. Примером этому может быть творчество А. Сайфудинова. Художник в своих картинах во всем разнообразии передаёт реальность через призму своего видения и понимания.
Таким образом, можно сказать, что в свете новой культурной политики независимого государства, Национальный музей Таджикистана стал основным и главным центром, где были собраны воедино огромное количество уникальных исторических экспонатов, отражающих богатое прошлое таджикского народа, а также произведений изобразительного, народного искусства, содержание которых убедительно раскрывают менталитет и духовное видение наших предков. Данные экспонаты наряду с многочисленными артефактами из исторического прошлого, уникальными находками археологов, многократно были представлены на суд зрителей, что послужило ценным источником для познания искусства и культуры таджикского народа на высоком уровне.
Именно Государственная политика Таджикистана в годы независимости представила огромные возможности для расширения и укрепления форм международного сотрудничества, вследствии чего в музее состоялись многочисленные конференции и семинары с участием зарубежных специалистов. В этот период разнообразные экспонаты Национального музея были представлены на международные выставки (в том числе и в 2021 г. в Париж). Это дало возможность мировому сообществу непосредственно познакомиться с достижениями Независимого современного Таджикистана в области возрождения богатых исторических традиций.
ЛИТЕРАТУРА
1.Абдукадырова М. Место временных (передвижных) выставок в деятельности му-зея//Сообщения Национального музея Республики Таджикистан им. Камолиддина Бехзо-да №8//М. Абдукадырова. -Душанбе, 2009. -230 с.
2.Абдукадырова М. Национальный музей им. К. Бехзода: Международный диалог// Сообщение Национального музея Республики Таджикистан им. К. Бехзода. №7.-Душанбе, 2008. -128 с.
3.Айни Л. Искусство живописи//Художники Турции и Таджикистана. Альбом.-Душанбе, 2009. -54 с.
4.Выставка Международных художников за Мир. Жемчужина Шелкового Пути. Каталог. Душанбе, 2016. 140 с.
5.Додхудоева Л. Мино. Современное искусство Таджикистана. Альбом. -Душанбе, 2011. -207 с.
6.История таджикского народа. Том. VI. Новейшая история (1941-2010 гг). Общ. ред. Р.М. Масова. -Душанбе, 2011. -688 с.
7Донуни Чумхурии Точикистон дар бораи осорхонахо ва фонди осорхонахо//(Закон Республики Таджикистана о музеях и музейных фондах). Садои мардум, №86-89. 06.07.2012.
8.Нуров Г., Курбаншоев Ш. Основные принципы и пути экспонирования коллекции Национального музея Республики Таджикистан им. Камолиддина Бехзода//Сообщения Национального музея Республики Таджикистан им. К. Бехзода №5. Душанбе, 2004. С.63-73.
9.Рахмон, Э. Встреча с интеллигенцией, 20 марта 2013 г//Народная газета. 2013. 29 марта.
10.Рахмонов, Э. Выступление на церемонии открытия Национального музея древностей Таджикистана, 7 сентября 2001 года//Рахмонов, Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации. -Душанбе: Ирфон, 2006. Т.4. С.143-145.
11.Соли 2018 «Соли рушди сайёхИ ва хунархои мардуми».https://hhdt-sugd.tj/archives /10794 (дата обрашения: 18.02.2021)
12.Сотиев М. Народные ремесла - важная часть национальной культуры. Народная газета №23 (20149) 6 июня 2018 года.
13.Фармони Президенти Чумхурии Точикистон дар бораи «Солхои рушди дехот, сайёхИ ва хунархои мардумИ» эълон намудани солхои 2019-2021 https://soi.tj/?p=5429 &lang=tg. (дата обращения: 18.02.2021).
14.Ходжаев Ф., Ульджабаева М. и др. Изобразительное искусство Таджикистана. Альбом. -Москва, 2015. -196 с.
15.Шарифзаде А., Абдукадырова М. Музей - как центр образования и коммуникации: опыт, возможности, перспективы (на примере Национального музея Таджикистана)// Сообщения Национального музея Таджикистана. №1/А.Шарифзаде, М. Абдукадырова. -Душанбе, 2014.
16.Шарифзода Ф. Экспозиционно-выставочная работа музеев. Социально-культурная деятельность музеев Таджикистана в период независимости (1991-2011 гг.). -Душанбе, Ис-теъдод, 2014. 159 с.
17.Сангов Ю. Об-сарчашмаи зиндагИ. (Вода- источник жизни). -Душанбе, 2019. -68 с.
18.Юлдашев А. Лондон передал в Душанбе копии Амударьинского клада//Азия плюс № 20 (805) 14 март.
НА^ШИ ОСОРХОНАИ МИЛЛИ ДАР ХДФЗИ МЕРОСИ ТАЪРИХЙ ВА ФАРХДНГИИ ТОЧИКИСТОН ДАР ДАВРАИ ИСТИКДОЛ
Дар маколаи мазкур муаллиф накши Осорхонаи миллии Точикистонро дар даврони истиклоли давлатИ мавриди баррасИ карор дода, оид ба хусусиятхои фа-ъолияти осорхона дар самти чамъоварИ, тахияи фонди махсус ва услуби нави тар-гибу ташвики намунахои пурарзиши таърихию фархангИ маълумот овардааст. Бо такя ба мазмуну мухтавои конунхои дахлдор доир ба рушди сохаи фарханг ва фа-ъолияти осорхонахо, инчунин бо истифода аз хуччатхо ва шартномахои байни-давлатИ, карорхои Созмони умумичахонии ЮНЕСКО доир ба хифзи мероси фархангИ ва хоказо, дар макола чараёни мухимми таърихии тачдиди услуб ва мето-дикаи фаъолияти осорхона дар таргиби арзишхои таърихиву фархангИ тахлил карда шудааст.
Муаллиф зикр намудааст, ки дар давраи чандинсолаи фаъолияти хеш Осорхонаи миллии Точикистон рисолати хеле мухимми таърихИ ва фархангиро доир ба хифз ва таргиби мероси моддию маънавии халки точик ичро намудааст.
Дар тули солхои давраи истиклол дар Точикистон мачмуи мухташами осорхона бо риояи талаботи муосири чахонИ ва дорои имкониятхои бузурги хизмат-расонИ бунёд гардид, ки дар хаёти фархангии пойтахти кишвар руйдоди назар-рас буд. Осорхонаи миллИ ба хазинахои худ зиёда аз 70 хазор адад ашёхои нодири фархангиро чамъ овардааст, ки онхо таърихи кадим ва хаёти муосири халки то-чикро муаррифИ менамоянд.
Дар хулоса зикр гардидааст, ки дар партави сиёсати нави фархангии давлати сохибистиклол Осорхонаи миллии Точикистон ба маркази бузурги таргиби меро-си таърихИ-фархангИ ва тарбияи хештаншиносии оммаи васеъ мубаддал гардид.
Калидвожахр: арзишхои фарх,ангй, анъанах,ои мардумй, хунархои халцй, ёдгорих,ои фарх,ангй, Мех,роби Искодар, хазинаи Амударё, цах,онишавй, Навруз, нацшунигор, сайёх,й.
- МУАРРИХ-ИСТОРИК-HISTORIAN -
РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТАДЖИКИСТАНА В
ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ
В данной статье автор исследует роль Национального музея в период независимости в процессе собирания, составления особого фонда и всемерной пропаганды богатых образцов исторического наследия. На основе реализации важных Законов относительно культурной политики и деятельности музеев, новых решений всемирной организации ЮНЕСКО об историческом наследии, автор подвергает анализу процесс обновления методики и стиля работы музея в деле пропаганды историко-культурного наследия в стране.
Автор отмечает, что за многолетний период существования Национальный музей Таджикистана выполнял важную историческую и культурологическую задачу по собиранию, сохранению и пропаганду исторического духовного и материального наследия таджикского народа.
В годы независимости был построен уникальный по своему архитектурному и функциональному характеру большой комплекс музейного назначения, что стало заметным событием в культурной жизни столицы Таджикистана. Национальный музей собрал в свои фонды более 70 тыс. уникальных экспонатов, которые освещают древнюю и современную историю таджикского народа.
В заключении автор делает вывод о том, что в свете новой культурной политики независимого государства, Национальный музей Таджикистана стал основным и главным центром, где были собраны воедино огромное количество артефактов исторического и художественного значения, которые наряду с многочисленными произведениями из исторического прошлого, уникальными находками археологов, были представлены на суд зрителей, что послужило ценным источником для познания искусства и культуры таджикского народа на высоком уровне.
Ключевые слова: культурные ценности, национальные традиции, Навруз, туризм, народные ремесла, культурные памятники, глобализация, Мехроби Иско-дар, орнамент, Амударьинский клад.
THE ROLE OF THE NATIONAL MUSEUM IN PRESERVING THE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF TAJIKISTAN DURING THE
PERIOD OF INDEPENDENCE
In this article, the author examines the important role of the National Museum during the period of independence in the process of collecting, compiling a special fund and all-round promotion of rich samples of historical heritage. Based on the implementation of important Laws on cultural policy for activities of museums, new decisions of the UNESCO on historical heritage, the author analyzes the process of updating the methodology and style of the museum's work in promoting historical and cultural heritage in the country.
- МУАРРИХ-ИСТОРИК-HISTORIAN -
The author notes that over the long period of its existence, the National Museum of Tajikistan has performed an important historical and cultural task of collecting, preserving and fully promoting the historical spiritual and material heritage of the Tajik people.
During the years of independence, a large museum complex, unique in its architectural and functional nature, was built, which became a notable event in the cultural life of the capital of Tajikistan. The National Museum has collected in its funds more than 70 thousand unique exhibits that highlight the ancient and modern history of the Tajik people.
In conclusion, the author concludes that in the light of the new cultural policy of the independent state, the National Museum of Tajikistan has become the main and main center, where a huge number of artifacts of historical and artistic significance were brought together, which, along with numerous works from the historical past, unique finds of archaeologists, were presented to the audience, which served as valuable a source for learning the art and culture of the Tajik people at a high level.
Key words: cultural values, national traditions, Navruz, tourism, folk crafts, cultural monuments, globalization, MehrobiIskodar, ornament, Amudarya treasure.
Маълумот дар бораи муаллиф: Боймуродова Зулола Ках,оровна - сардори раёсати фондй ва бакайдгирии Осорхонаи миллии Точикистон, ш. Душанбе, кучаи Мир-Алй, 36/1, хонаи 1. Телефон: (+992) 918-88-20-50. E-mail: zulola.boymurodova@yandex.ru
Information about the author: Boymurodova Zulola Kakhorovna - head of Department of the Fund of the National Museum of Tajikistan, Dushanbe, Mir-Ali str. 36/1, house No.1. Telefon: (+992) 918-88-20-50. E-mail: zulola.boymurodova@yandex.ru