Раздел 4
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОХРАНЕНИЯ И ТРАНСЛЯЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ
УДК 008(575.3)
Р. Амиров
Таджикский государственный институт культуры и искусств им. Мирзо Турсун-заде, Душанбе, Таджикистан
КУЛЬТУРА ТАДЖИКИСТАНА В УСЛОВИЯХ НЕЗАВИСИМОСТИ (ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ)
В статье анализируется состояние и перспективы развития культуры в условиях независимости. В годы независимости Республика Таджикистан внешними силами была втянута в гражданские войны, в результате которых она понесла огромные потери в области экономики и культуры. Нелегко было восстановить мир, сохранить богатую национальную культуру. В эти годы правительством Таджикистана были приняты нормативно-законодательные акты и ряд государственных программ в области культуры, которые способствовали сохранению и защите культурного наследия, а также создали условия для возрождения и развития национальной культуры.
Ключевые слова: культура, независимость, культурное наследие, духовность, культурная политика, международные отношения в области культуры, социально-культурная деятельность, учреждения культуры и искусств, охрана и реставрация историко-культурных памятников, народное творчество.
R. Amirov
Mirzo Tursunzoda Tajikistan State Institute of Art,
Dushanbe, Tajikistan
THE CULTURE OF TAJIKISTAN IN THE CONTEXT OF INDEPENDENCE (EXPERIENCE, PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT)
The article analyzes the state and prospects for the development of culture in context of independence. In the years of independence, the Republic of Tajikistan by external forces was dragged into civil wars, as a result of which it suffered huge losses in the field of economy and culture. It was not easy to restore peace, to preserve a rich national culture. During these years, the government of Tajikistan adopted normative and legislative acts and a number of state cultural programs that contributed to the preservation and protection of cultural heritage, as well as created the conditions for the revival and development of the national culture.
Keywords: culture, independence, cultural heritage, spirituality, cultural policy, international relations in the field of culture, socio-cultural activities, institutions of culture and arts, protection and restoration of historical and cultural monuments, folk art.
Мне хотелось бы использовать свое пребывание в вашем государстве и кратко осветить некоторые вопросы развития культуры в Республике Таджикистан за годы приобретения ею независимости.
Таджикистан - это страна, трудолюбивый народ которой обладает древней культурой и богатым культурным наследием, мощным интеллектуальным потенциалом и богатыми природными запасами.
Двадцать пять лет назад наша нация обрела государственную независимость - самое величайшее историческое, социально-политическое и культурное достижение XX века.
Как справедливо отмечает Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон: «Свобода и независимость во все времена являлись самым великим благом в жизни человека, гарантом развития, символом духовности и исторической вечности нации и государства» [1].
В исторической, философской, юридической и другой общественно-политической литературе вопрос о суверенитете и независимости трактуется как «самостоятельность и суверенность государства во внутренней и внешней деятельности» [2, с. 32]. В идеале такое понимание независимости может быть правильно. Но в реальной общественной жизни оно реалистично в отношении не всех государств.
Ибо в мире есть высокоразвитые сверхдержавы, государства среднего уровня развития и мощности, слаборазвитые и маломощные державы.
Таким образом, с одной стороны, за всеми государствами признаётся право осуществлять суверенную внутреннюю и внешнюю политическую деятельность, с другой - не каждое государство в состоянии проводить суверенную внутреннюю и внешнюю политику, потому что оно тысячами нитей связано с другими государствами, особенно с высокоразвитыми странами. И, тем не менее, опыт человечества свидетельствует о том, что свобода и независимость не приходят сами по себе.
Все государства стремятся к независимости и суверенности. Такое стремление есть и у Таджикистана, принявшего Декларацию о независимости еще 9 сентября 1991 года.
На первый взгляд может показаться, что мы без особых трудностей добились независимости своей Родины. Но это не совсем так.
Если мы глубоко вникнем в процесс формирования независимости Таджикистана, в частности культурной независимости, то станет очевидным, что дорога к независимости была длинной и ухабистой, в то же время надо сказать, что в душе своей наша нация всегда хранила фундаментальные основы для достижения свободы: это неистребимая духовность и высокое чувство самосознания, более чем трехтысячелетние традиции государственности, богатейшая культура и т. п., что всегда было важным стимулом для активной жизни нашей нации.
Истоки независимости таджиков, как одного из самых древних народов мира, которые являются потомками и наследниками древних арийцев, имеют давнюю историю. Из истории нам известно, что история таджиков была историей становления их как самостоятельного народа.
Хотя у нас тысяча лет не было своей национальной государственности, но на протяжении этого времени многие крупнейшие империи государства Центральной Азии избрали своим государственным языком таджикский - фарси, который знаменовал, по сути, возникновение новой цивилизации в Средней Азии. Это было время созидания таких ценностей, которые явились основой национального согласия и единства таджиков на протяжении всей последующей истории, послужив сохранению народа среди вакханалии варварства, насилия, обрушившихся на Среднюю Азию в средние века.
Культурная и политическая история таджиков оказалась такой, что они не создавали себе общенационального врага: древнейшая этика ненасилия стала их национальной чертой. «Культ науки и языка, духовности и ненасилия, созидания и управления сформировали национальный характер таджиков, которые среди всепожирающего огня постоянных войн сделали все для сохранения медицины и образования, литературы и науки, традиции государственного управления» [2, с. 32].
У истоков этой великой любви к человечеству стояли Закария ар-Рази и Хоразми, Фараби и Рудаки, Бируни и Авиценна, Дакики, Фирдоуси, Руми и многие другие замечательные, но не столь известные деятели культуры, без широкого слоя которых невозможно было восхождение этой блестящей плеяды, яркого созвездия среднеазиатской цивилизации.
Условием для её возникновения послужило становление и утверждение государства Саманидов, которое сыграло исключительную роль в преемственности литературы, культуры и языка иранских народов. Это было началом Средне-Восточного Возрождения, продолжавшегося несколько столетий. Возникла новая духовность, оставившая глубокий след в истории человечества.
Однако, последовавшие затем бесконечные средневековые войны и нашествия неумолимо стали разрушать этот мир. В последовавшие после Саманидов тысячелетия в результате геноцида, нашествий и войн, таджикскому народу угрожало физическое уничтожение.
Так противоречиво закладывалась основа национальной независимости таджиков, обретшая полноту в конце XX века.
В настоящее время, как указано в Конституции Республики Таджикистан, Таджикистан избрал путь создания демократического правового светского и унитарного государства, что даёт возможность свободно действовать в рамках закона, совершенствовать культуру и тем самым поднять имидж государства на международной арене.
Политика нашего государства направлена на формирование развитой социально-ориентированной рыночной экономики как неотъемлемой части мировой экономики. Эта политика, как цель, развернута в целом ряде наших программ, и уже начато продвижение в этом направлении.
Как член международного сообщества, Республика Таджикистан обеспечивает всем гражданам страны права и свободу, независимость, социальную защищенность, неприкосновенность, самобытность культуры, общедоступность культурных ценностей, свободную деятельность всех партий и движений и т. д.
Необходимо отметить, что сразу же после приобретения суверенитета, Таджикистан был втянут в гражданскую войну. Братоубийственная война, сценарий которой был подготовлен извне, стала причиной возникновения грандиозной опасности для независимого Таджикистана. В упадок пришла экономика. Были сведены на нет истинные ценности суверенитета нашего государства. Гражданское противостояние отрицательно повлияло на социальную инфраструктуру, систему образования и культуру.
В упадок пришла материально-техническая база учреждений культуры, искусства, образования, досуга. Усилилась текучесть кадров.
Такое положение не могло способствовать повышению уровня культуры и национального самосознания.
Четкое восприятие этой страшной опасности мобилизовало патриотические силы страны на усиление борьбы за установление мира и национального согласия как гаранта укрепления независимости Таджикистана. И в этом важном деле неоценимую роль сыграла культура. Она взяла на себя функции национального единства и консолидации таджикской нации.
Достижение независимости Республики Таджикистан, создание единого и цельного таджикского государства, курс на социально-ориентированную рыночную экономику оказали заметное влияние и дали новый импульс во всестороннем развитии социально-культурной деятельности: активизировалось социально-культурное творчество, обогатился спектр социально-культурных инициатив, за счет развития различного рода общественных объединений, фондов, движений, ассоциаций; возрождены многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению; расширилось количество видов и форм художественного творчества - они составили неотъемлемую часть смотров, конкурсов и фестивалей искусств и народного творчества.
Так в Таджикистане впервые проходил Международный Фестиваль - Симпозиум традиционной музыки «Шашмаком» и «Фалак» с участием артистов из Центрально-Азиатских стран, Афганистана, Ирана, Индии.
Мы смогли возродить добрые традиции проведения Республиканского фестиваля профессиональных театров «Парасту» и регионального театрального Фестиваля «Навруз» с участием не только Центрально-Азиатских стран, но и Ирана, Индии.
Массовое развитие получили почти все виды и жанры народного художественного творчества. Ярким примером этому является Республиканский телевизионный Фестиваль-конкурс народного творчества «Андалеб», который продемонстрировал величие, неповторимость и самобытность народной культуры.
Независимость позволила освоить огромный потенциал национальной самобытной культуры, обогатить культурные интересы и досуговые ориентации людей.
Для укрепления правовой основы и законодательной базы разработаны и приняты ряд важных Законов и нормативно-правовых актов, определяющих и регулирующих правовые отношения в сфере культуры и искусств - это Законы РТ «О культуре» (1997 г.), «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (2001 г.), «О печати и других средствах массовой информации» (1999 г.), «О музеях и музейном фонде» (2004 г.), «О библиотечном деле» (2003 г.), «Об издательском деле» (1993 г.), «О государственной поддержке периодических изданий и книгоиздании», «О народных художественных промыслах» (2003 г.), «Об авторском праве и смежных правах» (1998 г.), «О театре и театральной деятельности» (2002 г.), «О народных художественных промыслах» (2003 г.) и т. д.
Принято решение Правительства Республики Таджикистан «О проектировании и возведении памятников, скульптур, бюстов и монументов в Республике Таджикистан» и «О создании Хульбукского историко-культурного заповедника».
Все эти законы отвечают требованиям международных нормативно-правовых актов.
Использование этих законов в социально-культурной практике позволило функционировать учреждениям культуры, искусств, досуга и т. п. на цивилизованном гарантированном уровне: свобода творчества, право развития личности на саморазвитие и самореализацию, обеспечение условий для охраны и развития культурного наследия народа, доступность культурных ценностей, равные права в приобщении к культурным ценностям и культурной деятельности, социальная защита деятелей культуры и искусства всех категорий - как профессионалов, так и любителей и т. д.
Нынешнюю социокультурную ситуацию характеризует принципиальная тенденция: развитие культуры и образования в республике поставлено на научную основу.
Были разработаны, а в настоящее время реализуется ряд государственных социально-культурных программ, которые опираются на активное творческое участие самих масс, обеспечивают общедоступность культурных ценностей и служат повышению общекультурного уровня населения.
В области литературы и искусства за последние годы были созданы новые произведения. В поэзии новые начинания были поддержаны Лоиком Шерали, Гулрухсор Сафиевой, Бозором Собиром, Фар-зоной, А. Рахимовым и др., в прозе - Сайфом Рахимзода, Темуром Зулфикаровым, Бахманёром и др.
В области музыкального, театрального, изобразительного искусства появились произведения, в корне отличающиеся от прошлых лет. Это произведения Талаба Саттора, Толиба Шахиди, постановки Фарруха Косымова, Барзу Абдураззакова, Султона Усмонова и Давлата Убайдуллоева и др., где наиболее ярко были отражены проблемы суверенности, национального самосознания. Живопись была представлена в произведениях С. Шарифова, А. Миршакар, А. Бекасиён, М. Бекназарова, И. Мамаджанова и других.
Национальные проблемы были подняты в кинофильмах Б. Худойназарова, Дж. Усманова, О. Шарипова, С. Кодири, Носира Саидова, Г. Дзалаева и явились новым мышлением в художественном отображении происходящих национальных и суверенных процессов.
Стоящие перед суверенным демократическим государством, а также таджикским обществом задачи культурного созидания и превращения человека в подлинного творца, субъекта культурно-исторического процесса повышают общественную значимость многогранной деятельности различных социально-культурных институтов, среди которых важное место принадлежит культурно-досуговым учреждениям.
Сегодня в Республике Таджикистан существует развитая сеть культурных учреждений - 2313, из них - 1349 государственных массовых библиотек, 324 дворца и домов культуры, 430 клубов, 61 автоклуб, 14 культурно-досуговых центров, 6 народных филармоний, 49 парков культуры и отдыха, 23 народно-певческих ансамблей, 14 певческих традиционных ансамблей шашмакомистов и 6 певческих ансамблей фалакистов, 6 вокально-инструментальных ансамблей, 9 фольклорно-этнографических ансамблей, 6 танцевальных ансамблей.
Социальная миссия этих учреждений заключается в том, чтобы распространять среди широких слоев населения духовные ценности отечественной и мировой культуры и вовлечение различных категорий людей в разнообразные формы социально-культурного творчества.
За годы независимости в системе работы этих учреждений и творческих коллективов, существующих на их базе, произошли существенные изменения. Произошла реорганизация их структуры, в корне изменилось содержание работы, появились новые типы культурно-досуговых учреждений (Центры культуры и досуга, Центры молодежного досуга, социально-культурные центры, народные филармонии, национально-культурные центры и т.д.).
Суверенитет республики дал мощный импульс для возрождения и сохранения национального культурного наследия. В этой связи расширилась сеть государственных музеев. Они созданы и функционируют почти во всех городах и районах республики. Создаются также общественные и частные реставрационные мастерские, архивы, музеи, взявшие на себя культурно-охранительные функции, задачи по приобщению населения, в частности молодежи к национальному достоянию таджикистанцев.
В практике работы и управления социально-культурными учреждениями начали применяться маркетинг, новые технологии менеджмента. Расширились контакты учреждений культуры, искусства и досуга и творческих коллективов с аналогичными учреждениями и коллективами стран дальнего и ближнего зарубежья.
В республике появились культурно-развлекательные учреждения, ориентированные преимущественно на получение прибыли: казино, развлекательные центры, бильярдные центры, интернет-кафе, бары и рестораны с разнообразными шоу-программами, игротеки.
За время приобретения независимости изменились источники финансирования учреждений культуры и досуга, которые вынуждены прибегать к различным источникам добывания необходимых материально-финансовых средств, включая сдачу помещений и оборудования клубов и Домов культуры, театров и концертных организаций и учреждений в аренду, прокат инвентаря, привлечение спонсоров на рекламу, проведение платных мероприятий, расширение сети самоокупаемых кружков и объединений и т. д.
Были переведены на самоокупаемость парки культуры и отдыха.
Значительно расширились права в создании учреждений культуры и организации их работы, обязанности местных органов самоуправления.
Независимость дала мощный импульс для возрождения традиционных форм культуры, религии, традиций, обычаев и обрядов.
Суверенное государство в корне изменило своё отношение к религии, в частности к Исламу, что послужило возрастанию её роли и значения в социально-культурной жизни общества. В этой связи возродились традиционные социально-культурные институты, такие как мечети, медресе, мавзолеи, древние крепости и т. п. Открыто высшее духовное учебное заведение, готовящее работников системы религиозных учреждений и т.п.
Реализуя политику государства в области религиозной культуры, мы исходим из того, что ислам по своей сути является «миролюбивой религией и всегда выступает против вражды и ненависти». Поэтому, как справедливо подчеркивает Э. Ш. Рахмонов: «Попытки приписать все антигуманные явления исламу и мусульманам абсолютно неверны и имеют негативные последствия» [4]. Возродились многие виды и формы народного творчества, народные художественные промыслы (чеканка, резьба по дереву, вышивка, ковроткачество), повысились роль и значение культурно-досуговых учреждений в развитии народной художественной культуры. Результаты творческой деятельности масс стали представляться на конкурсах, смотрах и фестивалях, как в республике, так и в государствах дальнего зарубежья. Республиканский Фестиваль-конкурс «Андалеб», проведение которого вошло в традицию, продемонстрировал поистине неисчерпаемый родник самобытных талантов.
Вместо ранее существовавшей идеологизации и партизации содержания работы культурно-досуговых и научно-просветительных учреждений им представлена широкая возможность для свободного выбора тем культурных мероприятий, концертных программ, обогащения репертуара любительских и профессиональных коллективов. Сказанное, разумеется, не означает, что вообще не может быть культурной деятельности полностью свободной от идеологии.
Национально-историческая тема, возрождение самобытных культурных традиций, отображение жизни и деятельности выдающихся деятелей науки, литературы, культуры и искусства, тема консолидации и национального единства стали стержнем программ культурных мероприятий, составили основу репертуарной политики творческих коллективов. К таким культурным акциям можно отнести ежегодное празднование Дня государственной независимости республики, 2500-летие г. Истаравшан, 2700-летие г. Куляба, 80-летие г. Душанбе как столицы Таджикистана, 90-летие М. Турсунзаде, С. Улугзаде, 90-летие выдающегося ученого востоковеда Б. Гафурова, М. Осими, народных артистов СССР А. Бобокулова, Дж. Муродова, звезды балета Малики Сабировой, юбилеев других известных деятелей культуры, науки и т.п., которые формируют национальное самосознание, патриотизм, рождают у молодежи чувство национальной гордости за свою страну.
Театрализованные представления, проведенные в рамках этих праздников, возрождают историю, национально-культурные традиции народа, позволяют ощутить свои истоки.
Приобретение независимости Республикой Таджикистан коренным образом изменило межкультурные связи между государствами. В этом направлении учреждения культуры приобрели полную самостоятельность. Значительно улучшилась культурная интеграция Таджикистана со странами дальнего и ближнего зарубежья. Возобновилось проведение Дней культуры, Декады культуры и искусства Таджикистана в государствах. Так в 2000 году в г. Москве в такой декаде приняли участие 300 человек, в октябре 2005 года были проведены Дни культуры Таджикистана в Российской Федерации в Большом театре с участием президентов Э. Рахмона и В.В. Путина, в которых приняли участие известные артисты, представители литературы, ученые, деятели культуры и искусства. Была представлена обширная культурная программа, которая показала, что искусство таджикского народа находится на взлете. Оно развивается на основе лучших культурных традиций народа. Дни культуры Таджикистана в России явились оплотом дружбы и братства между таджикским и русским народами.
Ярким свидетельством культурной интеграции между немецким и таджикским народами являются Дни культуры Таджикистана в Германии, которые превратились в праздник дружбы [5, с. 13].
С концертными программами и театрализованными сценами в государствах ближнего и дальнего зарубежья в республиках Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Российской Федерации, Польше, Пакистане, Иране, Турции, государствах Арабского Эмирата и других странах выступили профессиональные и коллективы художественной самодеятельности республики. В своих программах эти коллективы отразили лучшие традиции профессиональной и народной художественной культуры, показали лучшие спектакли, концерты, обряды и ритуалы, народное самобытное творчество любителей. Также на международных выставках книг в Тегеране, Москве, Минске, Ташкенте, Санкт-Петербурге, Ганновере и др. городах были представлены достижения суверенного Таджикистана в области книгоиздательства, которые показали многообразие и богатство книжной отрасли республики.
В 2003 году в республике была организована первая республиканская выставка книг Таджикистана, которая сыграла существенную роль в пропаганде книги.
Другим новым направлением межнационального культурного обмена в условиях независимости стала связь с международными организациями, аккредитованными в Таджикистане и организациями, занимающимися вопросами культуры. Это Фонд СОРОСА, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ.
На качественно новый уровень поставлена деятельность театрально-зрелищных предприятий и концертных учреждений. В республике функционируют 17 профессиональных театров, 1 Государственный Цирк Таджикистана, Государственная Филармония Таджикистана им. А. Джураева, Заслуженный государственный танцевальный ансамбль «Лола» им. Г. Валамат-заде, 8 концертных организаций, 13 певческих ансамблей макомистов. Их сеть расширяется. Создано 3 новых государственных театра: ТЮЗ, Музыкально-драматические театры в Дангаринском и Аштском районах республики, со стороны президента страны Э. Рахмона заложен кирпичик нового здания Национального театра в г. Душанбе. Эксплуатация здания театра запланирована в 2020 году. Функционирует государственное объединение концертно-творческих групп.
Ведет активную культурно-творческую деятельность Государственное гастрольно-концертное учреждение «Базморо», которое организовано в 2002 году и уже имеет ряд профессиональных творческих коллективов, получивших признание среди любителей искусств республики.
Национальная сущность таджикского народа отражается в национальной драматургии и на сценах театров. Примером могут служить произведения: «Мири Кабир» М. Гоиба, «Шох Исмоил» М. Бахти, «Рустам и Сухроб» Т. Саттора, «Искандари Зулкарнайн» Б. Абдурахмонова и т.п., в которых отражены древность, историческое самосознание и национальное культурное наследие народа, его лучшие представители.
С национальным репертуаром тесно синтезируется мировая драматургия. На сценах театра идут спектакли «Царь Эдип» Софокла, «Дон Жуан» Ж.Б. Мольера, «Отелло» и «Король Лир» У. Шекспира, «Проделки Скапена» Ж. Мольера и др.
Почти каждый профессиональный творческий коллектив республики, а также лучшие любительские коллективы принимают участие в международных, межрегиональных фестивалях, смотрах и конкурсах. Примерами могут послужить Театр музыкальной комедии им. К. Худжанди, принявший участие в Международном Фестивале театров «Наурыз» в г. Бишкеке Кыргызской Республики, солисты Театра оперы и балета им. С. Айни М. Достиев и М. Алимбаева, удостоенных Гран При (Золотая Чаша) в Международном фестивале «Весна апреля» в Северной Корее, участие Русского драматического театра им. Вл. Маяковского на Фестивале театров стран СНГ и стран Балтии под девизом «Встречи в России», поездка этого театра в г. Тулу Российской Федерации и многое другое.
Народное профессиональное музыкальное и танцевальное искусство за рубежом были представлены фольклорным ансамблем таджикской Госфилармонии «Ганджина» на Международном Фестивале в г. Ростове-на-Дону Российской Федерации, а также ансамблями «Сомон» и «Зебо» в Японии.
Гастроли молодежного театра им. М. Вохидова, музыкально-драматический театра им. С. Вализода г. Куляба в Исламскую республику Иран, театра «Ахорун» в Бельгию и Голландию, выступление таджикских артистов во Франции, в Ираке, Турции, Польше, Италии, Германии на выставке ЭКСПО-2000 ЭКСПО в Японии и Астане, являются ярким свидетельством культурной интеграции, взаимовлияния достижениями искусств таджикского народа с творческим достижением стран дальнего зарубежья. Такое знакомство способствует взаимообогащению, духовному сближению народов.
Таджикские артисты имеют много гастрольных поездок почти во все страны СНГ и дальнего зарубежья.
Определенных успехов добились музыкальные коллективы республики. Выступая на фестивалях и конкурсах в Польше, они удостоились Гран-при «Золотой топорик», а в Исламской республике Иран коллектив из Таджикистана удостоен «Золотой лиры».
В Северной Корее коллектив награжден «Золотой чашей» (Чоми тиллой). Поездки этих коллективов утверждают духовную славу Таджикистана.
Таким образом, опыт передовых стран показывает, что профессиональное искусство в республике должно развиваться на основе бережного сохранения своего традиционного искусства, его самобытности в синтезе с общепризнанными видами искусства.
В профессиональном искусстве необходимо искать способы яркого сценического воплощения и самобытные манеры их исполнения. Это позволит вызвать интерес и признание мировой культурной общественностью творчества таджикских мастеров культуры и искусств. Одним из важных вопросов культурной политики Правительства Таджикистана является вопрос об охране и использовании культурного наследия и воспитания подрастающего поколения республики в духе самосознания и самоопределения, патриотизма, любви и уважения к культуре своих предков, культуре других народов.
Благодаря независимости Республика Таджикистан приобрела возможность дальнейшего и всестороннего решения вопроса изучения, охраны, реставрации и использования культурного наследия. Этому способствовало, в первую очередь, поддержка Правительства Республики и особенно Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонова. Благодаря централизованному финансированию в течение 25 лет были восстановлены или реставрированы 43 памятника архитектуры, относящиеся к разным периодам истории таджикского народа. Это мавзолеи, мечети, медресе, древние крепости. В настоящее время реставрационные работы ведутся в 43 памятниках архитектуры, истории и культуры.
Если считать, что в годы советской власти были восстановлены всего 18 памятников, то вышеуказанные цифры говорят о том, что в последующий период в этом направлении было сделано очень много. В данное время в списке памятников в Министерстве культуры республики зарегистрировано почти 2020 памятников мировой и республиканской категории, среди которых 442 историческо-монументальных, 1278 - археологических и 300 архитектурных. В этом направлении со стороны государства была принята «Государственная программа защиты культурно-исторических памятников на 2012-2020 годы». Согласно данной программе 43 культурно-исторических памятников будут реставрированы и отремонтированы в два этапа.
Улучшились связи Министерства культуры с мировыми организациями, занимающимися вопросами культуры, и особенно ЮНЕСКО. Этому способствовало также посещение генеральным директором ЮНЕСКО господином Койтиро Матсуурой во время своего приезда в республику в 2002 году архитектурных памятников Гиссарского историко-культурного заповедника. В настоящее время для включения в состав списка мирового наследия в эту организацию представлены 3 памятника республики, охватывающие период с середины 4 тысячелетия до нашей эры до XIX века нашей эры. Это древние энеолити-ческие поселения Саразм, Крепость Хульбук - X-XI вв., Гиссарская крепость - I в. н. э. до XIX века н. э.
В настоящее время ведутся активные поиски археологических памятников древности, где наиболее ярко выражены древние цивилизации таджикского народа. К ним относятся и буддийские памятники. В 1966 году в южном Таджикистане был обнаружен буддийский монастырь начала VIII века под назва-
нием Аджинатеппа, где наряду с другими находками была обнаружена 13-метровая статуя Будды в нирване, которая в настоящее время находится в Национальном музее древности республики. Позднее в 170 км к востоку от этого памятника был обнаружен другой буддийский храм под названием Чепивол. Предполагается, что таких храмов на территории республики насчитывается еще несколько. Но для их выявления и изучения необходимы средства. Министерством культуры подготовлен проект реконструкции буддийского монастыря Аджинатеппа, который также из-за нехватки средств не был воплощен. Думается, что изучение истории буддийской религии республики в будущем проливает свет не только на изучение многих сторон истории этой мировой религии, но и на изучение истории таджикского народа с I по VIII века нашей эры. Именно в этот период на территории Таджикистана появились буддийские храмы и монастыри, и, вероятно, часть населения проповедовала эту религию.
Печать, издательское дело, типография являются средством непрерывной массовой информации населения, способом отражения сущности свободного и независимого государства, ярким проявлением национального самосознания, патриотизма и гуманизма.
За годы строительства суверенного государства изменения коснулись и этой сферы.
Частное предпринимательство внедрялось в эту систему: появились частные книгоиздательства, частные газеты. Значительно возросли духовные потребности потребителей книжной и газетной продукции.
Наиболее обеспеченные слои общества располагали большими возможностями в приобретении книжной и газетной продукции, которая по содержанию и принципам отбора материала стала ареной свободного обмена мнениями среди граждан и формированием независимого общественного мнения.
Правительством республики Таджикистан утверждена Государственная программа развития полиграфической промышленности в республике на 2002-2006 годы, которая предусматривает укрепление материально-технической базы полиграфии, повышение качества печатной продукции, соответствие её международным стандартам.
Поэтапно решаются вопросы обновления оборудования, качества продукции, социальные проблемы работников. Возрождена традиция направления молодежи на учебу в полиграфические учебные заведения стран СНГ.
В центре внимания Министерства находятся вопросы поддержки областных и районных редакций газет, их материально-техническое оснащение.
За годы независимости, Министерством культуры зарегистрировано 359 газет (из них: 104 государственных, 254 негосударственных и информационных агентств), 232 журнала (из них: 105 государственных и 127 негосударственных) 300 типографий (из них: 35 государственных и 265 негосударственных), 44 книжных магазина (из них: 3 государственных и 41 негосударственных), 70 издательств (из них: 9 государственных и 61 негосударственных), 11 информационных агентств (1 государственное и 10 негосударственных) [6].
Неоценима роль издательств «Ирфон», «Адиб», «Маориф ва фарханг», АООТ «Матбуот» в обогащении книжного рынка, издании учебников, школьно-письменных товаров, удовлетворении духовных запросов населения.
За прошедшие 25 лет эти издательства обеспечивали население книжной продукцией, отражающей сущность и исторические завоевания независимости. Так, были изданы книги «Таджики» (на таджикском и арабском языках), «История таджикского народа» (на русском языке), «Таджики в зеркале истории» (на таджикском, русском и английском языках), «Государственность таджиков», «Государство и право Саманидов», исторические романы «Девори Хуросон», «Писари худо» и другие, в которых красной нитью проходят идеи исторического возрождения цивилизации таджикского народа, вопросы национального самосознания, повышения чувства национальной гордости, единения народов Таджикистана.
За этот период также произошли преобразования в системе учебных заведений культуры и искусства, а также научно-исследовательской и творческой деятельности. Сейчас в Республике Таджикистан в системе министерства культуры функционируют 95 учебных заведений, которые ведут подготовку кадров в сфере культуры и искусств.
Так, в годы независимости Таджикистана открыты новые учебные заведения, в том числе Таджикская национальная Консерватория (в 2003 г.) и Республиканский хореографический колледж (2003 г.), Институт изобразительного искусства и дизайна (2012 г.), которые обеспечивают непрерывное профессиональное образование и подготовку кадров для сферы музыкального, танцевального и изобразительного искусства.
Республиканское культурно-просветительное училище им. П. Буйдокова и Республиканское художественное училище им. М. Олимова в 2002-2003 году получили статус колледжа. Вслед за ними в 2004 году Душанбинское музыкальное училище им. А. Бобокулова, Ходжентское училище искусств им. Садирхона Хафиза и Кулябское училище искусств им. К. Курбанова были также преобразованы в колледжи.
Подрастающее поколение профессиональных музыкантов готовилось в среднеспециальных школах-интернатах им. М. Собировой и 3. Шахиди. Кроме того, действуют 68 детских музыкальных школ, 21 детская художественная школа и 8 детских школ искусств.
Государственный суверенитет повлиял также на содержание высшего и среднепрофессионального образования сферы культуры и искусства. Расширился классификатор специальностей, специализаций и квалификаций в вузах, колледжах культуры и искусства. В Таджикском государственном институте культуры и искусств им. М. Турсунзаде и Таджикской Национальной Консерватории внедряются новые образовательные технологии, мастер-классы, обогащается содержание учебно-воспитательной работы. В практику учебного процесса вузов и колледжей культуры и искусств внедряется новое поколение государственных образовательных стандартов. При институте культуры и искусств и Национальной Консерватории были организованы аспирантуры и ассистентуры-стажировки по специальностям культуры и искусств.
В настоящее время творческие вузы республики перешли на двухуровневую систему подготовки кадров - бакалавр-магистр, внедряется кредитная система обучения. С целью формирования научно-педагогических кадров внедрена система подготовки: доктор философии (PhD), доктора по специальностям в области культуры и искусств.
Одновременно надо отметить, что Министерство культуры готовит кадры и за пределами республики, в том числе в Российской Федерации, Украине, Белоруссии, Казахстане и странах дальнего зарубежья. В учебных заведениях культуры и искусств этих стран обучается более 40 студентов и учащихся по 17 специальностям.
После обретения независимости Правительством Республики Таджикистан были учреждены специальные (в том числе именные) стипендии.
Для повышения уровня профессионального мастерства, внедрения в учебных заведениях новейших достижений в области культуры и искусства в 1999 году Министерством культуры были учреждены ежегодные конкурсы «Лучший учитель года», «Лучший студент года», «Ученый года».
В целях выявления и развития талантливой молодежи, пропаганды творчества композиторов и художников Республики Таджикистан и мировой классики, подготовки их к участию на международных конкурсах были учреждены Республиканские конкурсы юных пианистов им. Р. Д. Айрапетянца, народных инструментов, рисунок на асфальте, «Аржанг», которые проводятся раз в 4 года. В результате десятки юных исполнителей, в т. ч. Ш. Косымова, Д. Зейналпур, М. Шарипов, 3. Халилова, П. Саодатова, А. Галиахметова и др., участвовали в Международных конкурсах и фестивалях, многие из которых стали лауреатами и дипломантами. Одна из них - Синдарова Дилноза, студентка II курса Душанбинского колледжа искусств им. А. Бобокулова - участница конкурса юных пианистов в японском городе Ку-расике в апреле 2004 года.
В системе Министерства культуры функционирует Научно-исследовательский институт культуры и информации, который был создан в мае 1997 года. Институт занимается исследованием таких проблем как: «Исследование инновационных процессов в области культуры и информации Республики Таджикистан в условиях глобализации», (2015-2019); «Исследование инновационных процессов библиотечно-информационной деятельности в среде глобализации культуры» (2016-2020); «Исследование и документирование компонентов материальной культуры в стране за 2016-2020 годы»; «Состояние и перспективы местной периодической печати Таджикистана (2016-2020) и т. д.
Также НИИ занимается составлением нормативно-правовых документов, положений, инструкций. Закон Республики Таджикистан «О библиотечной деятельности» был разработан при участии сотрудников НИИ.
Исследователями НИИ выпущены в свет, более 241 - научных работ, 9 - монографий, 3 - диссертаций, 1 - программа, 2 - учебника, 224 - научных статей. Силами сотрудников института изданы Национальный каталог наследия нематериальной культуры, в который включены более 515 - компонентов нематериальной культуры таджикской нации.
НИИ имеет постоянно действующие научные сборники и журналы такие как: «Вести культуры», «Анис», «Книга года».
В будущем институт планирует заниматься проблемами создания новых моделей культурно-досуговых учреждений, разработкой «Программы развития таджикской национальной культуры».
Профессорско-преподавательский состав Таджикского государственного института культуры и искусств им. М. Турсунзаде и Таджикской Национальной Консерватории проводят научно-издательскую работу по подготовке и выпуску учебных пособий, монографий, учебников, нотного материала, отражающих вопросы национальной культуры и искусства.
ТГИКИ им. М. Турсунзаде осуществляет разработку научно-исследовательской темы, которая утверждена координационным Советом Академии наук Республики Таджикистан. Тема посвящена исследованию особенностей социально-культурной деятельности в Таджикистане и проблемам духовной культуры, её современному состоянию и перспективам развития до 2021 года. В рамках данной темы
большинство профессоров и преподавателей участвуют в республиканских и международных семинарах, симпозиумах и конференциях.
Вопросы национальной культуры и национального самосознания находят отражение в репертуаре творческих коллективов института в ежегодно проводимых отчетных концертах института и консерватории перед общественностью города.
Таким образом, с приобретением суверенитета начался новый этап развития Таджикистана, в ходе которого были созданы благоприятные условия для возрождения национальной культуры, способствовавшие развитию её национальной самобытности и сохранению национальных традиций, обогащённых новым содержанием. Культура Республики Таджикистан продолжила развиваться как составная часть мировой культуры.
Список литературы
1. Рахмонов, Э. Ш. Независимость - великое благо для страны и народа / Э. Ш. Рахмонов // Нар. газета. -2004. - 15 сент.
2. Рахмонов, Э. Ш. Культурная независимость / Э. Ш. Рахмонов. - Душанбе, 2001.
3. Рахмонов, Э. Ш. Культурная независимость / Э. Ш. Рахмонов. - Душанбе, 2001.
4. Рахмонов, Э. Ш. Культурная независимость / Э. Ш. Рахмонов. - Душанбе, 2001.
5. Отчёт о деятельности Министерства культуры РТ. - Душанбе, 2001.
6. Отчёт о деятельности Министерства культуры РТ. - Душанбе, 2016.
УДК 316.343.37:027.9(571.1)''192"
С.И. Бондаренко
Алтайский государственный аграрный университет,
Барнаул, Россия
ОТНОШЕНИЕ КРЕСТЬЯН К ИЗБАМ-ЧИТАЛЬНЯМ В 1920-е гг.
(ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ)
В статье рассматриваются особенности восприятия крестьянством социокультурных новаций в годы НЭПа. Выделяются проблемы организации изб-читален, которые крестьяне вскрывали в своих письмах во власть.
Ключевые слова: изба-читальня, «Крестьянская газета», культурно-просветительная работа, крестьянство, советская власть.
S. I. Bondarenko Altai SAU, Barnaul, Russia
THE ATTITUDE OF THE PEASANTS TO THE READING ROOMS HUTS IN THE 1920s (ON THE MATERIALS OF WESTERN SIBERIA)
In the article the features of perception of the peasantry of social and cultural innovations in the years of the NEP. Highlighted the problem of reading room huts, which the peasants were revealed in their letters to power.
Keywords: reading room hut, «Krest'janskaja gazeta», cultural and educational work, the peasants, Soviet authority.
Простой ликвидации неграмотности в 1920-е гг. было недостаточно для воспитания человека с новым советским мышлением. Именно эта задача ставилась новым советским руководством. Данную проблему в какой-то мере должны были решать новые культурные учреждения. XIII съезд РКП(б) в мае 1924 г. констатировал: «Политпросвет работа в деревне теперь наиболее насущная с точки зрения победы коммунизма» [1, с. 20]. Появлялись клубы, избы-читальни, массовые библиотеки, народные дома, дома крестьянина, культурно-просветительные кружки.
Опорным пунктом, центром всей политпросветительной работы в деревне последние партийные съезды признавали избу-читальню. По определению Н. К. Крупской «... изба-читальня была суммой всех просветительных учреждений и опорным пунктом культурной работы».
Об отношении самих крестьян к новшествам говорят письма в центральные газеты и журналы: «Крестьянскую газету», «Беднота», местные газеты «Новая деревня», «Молодая деревня», «Красный Алтай», «Алтайская деревня». Письма отражают неоднозначную реакцию крестьян на нововведения.